Технология народно прикладное искусство в доу. Проект по декоративно-прикладному искусству "народные промыслы"


1. Исторические закономерности развития декоративного творчества 3

2. Задачи по знакомству в детском саду 11

3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 14

4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством 16

5. Практическая часть 19

1. Исторические закономерности развития декоративного творчества

Декоративное искусство прошло огромный путь развития - от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным. Новые жанры возникали и возникают в нем не только при втягивании в сферу декоративного творчества новых явлений, например кораблестроения в Х - XI веках, книгопечатания в XIV - XV веках, садово-паркового дела в XVI - XVII веках и т. д. Они появляются также в силу развития технологий декоративной обработки материалов. Так, в XVII - XVIII веках возникает европейское производство фарфоровой посуды, вскоре давшее толчок развитию мелкой декоративной пластики. В XIX веке зарождается и результате прогресса в металлургии и металлообработке жанр станковой художественной чеканки, ныне получившей весьма широкое распространение наряду с новым ее жанром - монументальным, вышедшим на улицу.

Характерно, что вскоре после появления первых электрических приборов освещения предпринимаются попытки использовать их для вечерней иллюминации города («русский свет» в Париже на Эйфелевой башне). Сегодня благодаря простоте и безопасности устройства сложных систем электрической иллюминации декоративная театрализация пространства и действий с помощью света, применявшаяся уже в древности с использованием факелов (например, факельные шествия), получила грандиозный размах.

На жанровое развитие декоративного искусства существенное влияние оказывает социальное развитие общества, неуклонно ведущее к демократизации жизни, вовлечению в активную деятельность все больших слоев общества. В частности, с переходом от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной начинается развитие собственно народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, зачастую неповторимых у разных народов: расшитых или вышитых полотенец, глиняной игрушки, резной декорировки фасадов изб, ковроделия и др. В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось еще большим развитием самодеятельного начала, в том числе самодеятельности у детей и школьников. Оно прочно проникло в общественный быт, производственный и учебный процессы, став их необходимым элементом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий и др.

Особенностью развития декоративного искусства, связанной со спецификой его эстетической функции служить художественному обогащению обстановки жизни, является то, что его жанры, однажды появившись, уже не умирают. Некоторые из них на время, иногда значительное, как бы забывались.

Строгой классификации жанров декоративного искусства нет. Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др.

Другой срез в развитии декоративного искусства - смена художественных стилей.

В декоративном творчестве своеобразные черты художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового строительства.

Третий срез исторического развития декоративного искусства - темы, мотивы и сюжеты произведений, в том числе орнаментации. Их изменение происходит в прямой связи с появлением в декоративном искусстве новых жанров и сменой стилей. В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека. В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деятельности.

В последующие столетия тематическая структура декоративного искусства значительно усложнилась. Но в ней все равно довольно четко прослеживается, пусть часто и не прямое, воздействие главных интересов повседневной жизни людей. Правда, распространение в Европе в VI - Х веках христианства привело к определенной нивелировке местных тематических особенностей декоративного творчества, к интернационализации тем и мотивов. Все же некоторые специфические национальные мотивы сохраняются, особенно в народном творчестве, вплетаясь в композиции общеевропейского типа.

Значительно прочнее сохранялись и во многом дошли до наших дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке построения форм и характере выразительных приемов и средств.

Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую разработку темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса, борьба за мир, забота о сохранении памятников старины и др. Главным образом это относится к изобразительным жанрам декоративного искусства: монументальной живописи, графике, станковой чеканке. Но и в орнаментальных его жанрах легко прослеживается влияние современного уклада жизни, косвенно выражающееся в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, фактур, силуэта и в других композиционных качествах произведений.

О народных умельцах рассказывается в Ипатьевской летописи. Наглядное представление о красочности древних хором дают миниатюры Остроумова евангелия. В Изборнике Святослава 1073 года содержатся изображения расписных фасадов зданий.

Народное ремесло Киевской Руси было представлено мастера множества профессий, в том числе художественных и отделочных.

Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. К XVI - XVII векам на землях нашего государства в основном уже сложилась нынешняя география промыслов, определилось их национальное и местное своеобразие в композиционном решении формы, в понимании материала, в рисунке и пластике, цвете и отделке.

Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности. Так, не случайна графичность монохромной, скупой на цвет мезеньской росписи, зародившейся па Севере страны. Закономерно и постоянное стремление народов солнечной Средней Азии к яркой многоцветной палитре и в керамике, и в ковроделии, и в мозаике. Народы часто заимствовали друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но каждый раз, попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря своеобразной национальной основе изделий.

Народное прикладное искусство зачастую впитывает в себя те или иные достижения в творчестве профессиональных мастеров. Известна, в частности, роль живописцев конца XIX - начала XX века в деятельности подмосковных и Смоленских художественных промыслов, в возрождении вятской игрушки, в развитии мелкой костяной пластики.

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина. Почерк ее обработки самый разный, например, резьба в Сергиевском посаде, Богородском (богородская резьба) и Хотькове, точение с раскраской в Семенове, Хохломе и Рородце. Довольно давно применяется также техника инкрустирования древесины металлом, цветными камнями, ракушечным перламутром, «черепахой», а также техника интарсии - набора картинок или орнамента на поверхности предметов и досок из разнотонных кусочков древесины разных пород, в том числе ценных привозных.

В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы - в Костроме, Кинешме, в Ивановской области. Почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений (в Прибалтике и на юге - камыш, на Кавказе - бамбук).

Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать. В зависимости от ресурсов сырья и топлива появилась специализация: гончарные изделия производятся в Скопине, Балхаре, Дымкове, Чернигове и др., майолика - в Гжели, Косове и др., фаянс и фарфор - на Верхней Волге.

Украшение одежды - один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке. На нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами (Вологда, Вятка, Елец, Рязань и т.д.). Бытовал промысел узорного ткачества в России, на Украине, в Белоруссии. В Прибалтике, на Украине и Кавказе давно было распространено шерстяное вязание.

Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами. На Севере ковры делались из шкур, в Казахстане и в горном Кавказе - валяные.

У оседлых земледельческих народов Средней Азии, Украины и других высокого совершенства достигает многодельный тканый ковер, вырабатываемый вручную на больших станках.

Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили (в Прибалтике), часто подкрашивая тисненый орнамент.

Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия в Жостове расписывались. Из металла изготовлялся довольно большой круг бытовых изделий, постепенно расширявшийся. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели.

В северных районах страны (Холмогоры, Тобольск, Якутия) видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари. При раскопках древнего Новгорода также было найдено много костяных изделий, среди которых и шахматные фигуры. Южнее, например, под Москвой в Хотькове, но особенно в горных районах Кавказа (Кисловодск, аулы Дагестана и др.) до сих пор существует промысел обработки рога.

В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира. Польский писатель Я. Маховский в книге «История морского пиратства» писал, что флибустьеры, корсары, каперы специально охотились за кораблями, которые шли из Прибалтики в Египет с грузом янтаря. В Паланге во дворце Тышкевичей в настоящее время создан музей янтаря.

Позже других промыслов начали развиваться обработка камня (Урал, Алтай) и изготовление изделий из стекла (Ленинград, Гусь-Хрустальный и др.).

В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться на базе иконописания и лакокрасочного промысла замечательная лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках (Федоскино, Палех, Мстеры, Холуй). Это один из примеров сравнительно недавнего появления нового жанра в народном декоративно-прикладном творчестве. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье (копилки в виде кошечек, статуэтки), лубочные картинки и др. Следует отметить также такие, видимо, древние виды художественных промыслов, как роспись яиц (Украина, юг России) и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников (Тула, Москва и др.).

Вообще разнообразие промыслен необычайно. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Сегодня порой можно видеть на рынке, например, сравнительно немного обработанные (без сюжета) наплывы на стволах деревьев, интересные и что-то напоминающие корни растений и т. п. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной. Наша страна богата художественными дарованиями. Только в Российской Федерации ныне работает свыше 70 тысяч мастеров. Среди них видные художники, как Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Н. Зиновьев, кружевница Н. Васильева, народные и заслуженные художники РСФСР палешанин Б. Ермолаев, мастер хохломской живописи О. Лушина, кубачинец Р. Алиханов и многие другие. За последние несколько лет более 30 художников народных промыслов стали лауреатами премий имени И.Е. Репина. В разных городах страны организуются выставки народного творчества.

Огромная роль в пополнении кадров мастеров художественных промыслов принадлежит современной школе и детским дошкольным учреждениям, плодотворно работающим в ней художникам-преподавателям, многие из которых сами являются энтузиастами декоративно-прикладного творчества на основе народных традиций.

2. Задачи по знакомству в детском саду

Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране.

Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено - дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца м многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству

Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания.

Ученые справедливо отмечает, что рост числа и расширение числа историко-педагогических исследований по народной проблематике, происшедшие в последние десятилетия, - одно из крупнейших завоеван историко-педагогической науки. Значение этих исследований трудно переоценить. Только с их помощью может быть раскрыта вся сложность и многоплановость процесса развития отечественной школы и педагогики в органическом единстве общероссийских, национальных и региональных проявлений этого.

В последнее время появились публикации и кандидатские диссертации, в которых отразились прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства.

Диссертационные работы 90-х годов отражают разные уровни адаптирования достижений педагогической теории и достижений искусствоведения в содержании эстетического воспитания и обучения. Важно отметить, что исследования касаются основных звеньев системы эстетического воспитания и обучения детей и подростков.

Так, кандидатская диссертация С.В. Максимова "Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет" посвящена определению значения и места детской изобразительной деятельности с использованием образцов русского народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания в детском саду.

При разработке проблем преемственности изобразительной деятельности детей детского сада и младших школьников данное исследование может быть полезным для определения дальнейших путей наиболее эффективного педагогического воздействия на развитие детского творчества под влиянием народного прикладного искусства.

Методике преподавания декоративного рисования на материале народного искусства в начальных классах посвящено несколько диссертаций (Р. Хасанов, Я.А. Савзонов, Л.Н. Любарская, В.С. Белова).

В исследовании Р. Хасанова и Я.А. Савзонова на материале народного искусства Узбекистана и Таджикистана апробирована последовательность заданий, посвященных изучению специфики восточного орнамента в декоративной работе с младшими школьниками.

В диссертации Л.Н. Любарской "Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством" на материале украинской народной росписи показан процесс формирования способностей к эстетическому освоению действительности и потребностей к продуктивной эстетической деятельности через развитие чувства декоративности у школьников I - III классов.

Исследование Б.С. Белова "Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов (декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения)" направлено на решение важной проблемы - выявления путей более успешного решения педагогической задачи улучшения эстетического воспитания и образования учителя начальных классов для руководства изобразительной деятельности детей.

Важно, что в работе Б.С. Белова с этой целью показаны эффективные способы решения изобразительных задач по декоративно-прикладному искусству с широким привлечением народного искусства Марийской республики, способствующие активизации изобразительной деятельности в целом.

В кандидатской диссертации Д.Г. Пилипенко "Исследовании эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в детском саду" находят отражение некоторые положения о значении народного искусства в эстетическом воспитании и обучении дошкольников при определении автором примерной систематизации отдельных видов декоративно-художественной деятельности детей старшей и младшей группы.

4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством

Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в местах традиционных художественных промыслов, нацелено на овладение детьми основ художественного ремесла. В практике знакомства в детских садах такого типа есть прекрасные примеры решения обозначенных целей. Например, опыт детского сада селения Кубачи в реализации системы учебно-творческих работ на занятиях художественного труда по овладению мастерством художественной обработки металла. Коллектив воспитателей в своей работе опирается на комплекс методических материалов: апробированную программу занятий художественным трудом, альбомы, книги, таблицы, посвященные истории кубачинского искусства. Воспитательная работа не ограничивается рамками занятий. Ценить и уважать труд народного мастера учат здесь в повседневной жизни. Опыт народной педагогики кубачинцев, когда на протяжении многих веков в каждой семье отец передавал секреты обработки дорогих материалов сыну, нашел современную трансформацию в эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.

Активный поиск программного содержания уроков художественного труда ведут воспитатели детских садов на базе предприятий художественных промыслов Горьковской области. Благодаря совместным усилиям работников системы дошкольного воспитания в детских садах области изучение основ народной художественной росписи по дереву осуществляется с помощью народных мастеров с фабрик "Хохломский художник" (село Семино) и "Хохломская роспись" (г.Семенов), мастеров промыслов росписи по дереву в Полхове-Майдане и Городце.

В осмыслении эстетического содержания воспитания на занятиях по труду в детских садах на базе предприятий народных художественных промыслов большую помощь воспитателям оказывают труды сотрудников ВНИИ художественной промышленности. Например, двухтомник «Основы художественного ремесла». Сотрудники института художественной промышленности разрабатывают серию программ уроков художественного труда с учетом специфики традиционной техники народного творчества, сложившихся художественных школ мастерства.

Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.

Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства в детских садах Российской Федерации позволяет говорить о многочисленных примерах реализации воспитателями эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. Например, воспитатели старших групп г. Костромы и области увлеченно работают с детьми над темами, связанными с народной художественной росписью и резьбой по дереву. С этой целью происходит знакомство не только с памятниками деревянного зодчества родного края, но и широко привлекается искусство народных мастеров соседних областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Горьковской. Благодаря педагогическому мастерству небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров,

В детских садах Загорска Московской области - центре по производству традиционной деревянной русской игрушки - воспитатели разнообразно проводят занятия с опорой на искусство русской игрушки. Много воспитательных возможностей открывается перед детским садом по пропаганде русского народного искусства в совместной работе с сотрудниками Загорского государственного музея-заповедника.

Неисчерпаемое богатство художественных идей таит в себе изучение народного костюма, и, как свидетельствует практика, особенно перспективны два направления в разработке этой темы. Изучение истории народного костюма родного края и интерпретация мотивов в иллюстрации преданий, исторических событий края, создание сувениров. Такой подход отражен в работе воспитателей-специалистов детских садов г. Павлово Горьковской области. Другая трактовка темы связана с изучением действующего центра народных художественных промыслов, продукция которого связана с использованием народных эстетических традиций в современном костюме. Такую работу ведут воспитатели-специалисты в г. Павловском Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные платки.

5. Практическая часть

Построение новой системы учебно-творческих заданий на основе народного декоративного искусства мы рассматриваем как построение части системы занятий по изобразительному искусству в детском саду в целом. Систему изучения изобразительного искусства, как и всякую методическую систему характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.

Ведущая цель, поставленная обществом перед нашим предметом - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего, развития личности каждого ребенка. В учебно-воспитательном процессе на занятиях по декоративному рисованию решение столь важной государственной задачи мы видим в реализации системы учебно-творческих заданий на материале народного декоративного искусства. Такая система должна служить раскрытию духовных сил ребенка, быть эффективной для эстетического развития личности дошкольника, активизировать декоративное творчество ребят.

Социальный заказ современного общества должен отразиться на содержании преподавания декоративного рисования средствами народного декоративно-прикладного искусства. С этой целью нами учитывались единство содержательной и процессуальной сторон обучения с точки зрения дидактики, разработка современного состояния преподавания изобразительного искусства в детском саду. Это дало нам основание определить следующие ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий:

Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;

Системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей;

Дифференцирование методов, приемов педагогического руководства, методов стимулирования как процессом эстетического познания, так и декоративной работой детей;

Учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутым детьми в декоративной работе.

Учет названных методологических предпосылок в построении системы учебно-творческих заданий позволил нам выделить существенные стороны учебно-воспитательного процесса на уровне: виды декоративной работы детей; ведущие эстетические знания и формы эстетического познания; межпредметные и внутрипредметные связи; объем графических умений и навыков.

Опираясь в изучении народного искусства на реализацию важнейших дидактических принципов, мы стремились к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведений народного искусства на занятиях декоративного рисования, а также к разработке критериев уровней эстетической воспитанности детей, имея в виду конечной целью эффективное творческое развитие личности дошкольника.

Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) детей на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. В работе с детьми углубляются и систематизируются эстетические познания дошкольников на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой - лубком.

Конкретизацию существенных сторон учебно-воспитательного процесса на занятиях по декоративному рисованию, проводимых на основа системы учебно-творческих заданий, можно увидеть в динамике форм эстетического познания и видов декоративной работы детей (таблица I).

Таблица 1

Примерные формы эстетического познания детей

Список использованной литературы

    Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. – М., 1989.

    Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.

    Основы декоративного искусства в школе. – М., 1981.

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной советской страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов-Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки, в орнаментах узбекской керамики и украинской малёвки и в произведениях мастеров других национальных художественных центров. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.

Программа «Я в мире» предусматривает такие задачи по декоративному рисованию: учить рисовать по мотивам украинской вышивки, керамики, ковроделия, писанкарства, народных игрушек; выполнять узоры на прямоугольнике, квадрате, круге, разных плоских бумажных формах, которые имитируют предметы быта. Формировать умение ритмически размещать элементы узора по всей площади, по краям, в середине; использовать элементы узора: линии, мазки, точки, кружочки, кольца; цветные объединения присущий для вышивки и керамики. Программой предусматривается знакомство детей с такими видами украинской декоративной росписи как: петриковская, дымковская, гжель, Полхов-Майдановская, знакомство детей с Васильковской, Косовской, Опишнянской керамиками.

Петриковская роспись. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления - самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Перед началом росписи надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны. Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы - это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски - это желтая, бордовая и оранжевая.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве (приложение 1).

Дымковская роспись. На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству. (Приложение 1).

Гжельская роспись . Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «жгель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII в. достигло высокого расцвета. В XIX в. в Гжели работало 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи фарфора. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами - края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.

Разнообразные технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего последнюю называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном - голубые розы и синие птицы - и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. (См. приложение).

Опошнянские гончарные художественные изделия

Опошнянские керамические изделия -- народные гончарные художественные изделия с ангобной (глиняной) подглазурной росписью, вырабатываемые артелями в г. Опошня Полтавской области, Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развивалось там благодаря большим залежам близ нее высококачественных глин. Развитие современного промысла ведет свое начало с XIX века, когда большинство населения Опошни занималось производством своеобразных декоративных кувшинов для вина с туловом в форме баранки (куманцы) баклажек, фляг, бочонков на ножках (барилы), баранчиков, мисок и другой посуды; свистулек (глиняных игрушек) в виде фигурок животных и печных облицовочных плиток. Современные опошнянские керамические изделия сохранили жизнерадостный характер и богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых -- вазы, декоративные блюда и т. п. Декоративность и выразительность опошнянских изделий связана с их росписью крупным растительным орнаментом, сочетающимся с несложными геометрическими мотивами, без резких ломаных линий, имеющими смягченные часто округлые очертания. Цветы очень условны по форме, на одной ветке они зачастую имеют совершенно разный рисунок, характер их близок к украинским многоцветным настенным росписям, техника исполнения придает им определенную специфичность.

Опошнянская посуда имеет довольно тонкий и гладкий красновато-желтый черенок, сравнительно небольшой вес по отношению к ее размерам, чистую отделку. Цвет черепка объясняется тем, что главной составной частью массы, из которой выполняется посуда, является светло-желтая пластичная глина, в которую для ее уплотнения и придания большей прочности черепку добавляется 25-- 30 % темно-коричневой глины. Хозяйственная посуда и скульптурные сосуды формуются на ножных гончарных кругах вручную (вытягиваются из комка глины), некоторые мелкие приставные части (ручки, носики, подставки) оттискиваются в гипсовых формах, а затем прикрепляются жидкой глиной -- шликером. Роспись выполняется цветными ангобами (фр. Обмазка), приготовленными из местной белой глины с небольшими добавлениями в нее мела, каолина, песка и соответствующих окислов металлов, которые придают ангобу тот или иной цвет. Красный, желтый, вишневый, темно-коричневый, черный, ангобы приготовляются из местной красной и желтой глины с добавками соответствующих красителей. Роспись получается несколько рельефной, выступающей над фоном изделия, благодаря наложению большого количества густых ангобов.

Роспись на изделиях выполняют женщины, мастерство которых передается из поколения в поколение; выполненные на бумаге, однако они не сковывают творчество мастериц: никто не копирует образцов, и роспись выполняется в бесконечном множестве вариантов. Ее наносят на поверхность подсохших. Но еще не обожженных изделий, без какой-либо предварительной разметки или припороха, прямо цветным ангобом, с помощью резиновой груши, в конец которой вставлен кусочек соломы, дающий возможность получать тонкие линии. Сначала мастерица ставит изделие на гончарный круг и, медленно вращая его, наносит горизонтальные, прямые и волнистые полосы разной ширины. Затем, держа изделие на колене, она рисует контурный узор, начиная с самых крупных элементов, которые организуют всю композицию и определяют ее основные оси, направленность движения масштаб. Одновременно учитывается сочетание цветов, так как мастерица в соответствии со своей фантазией выполняет разные части рисунка ангобами разного цвета. По окончании нанесения контурного рисунка, его раскрашивают, некоторые элементы контура сплошь заполняют одним цветом, в других дается орнаментальная разделка. Крупные цветовые пятна соединяются изображением стеблей, травок, листочков, которые помогают уравновесить всю композицию, придают ей целостность и законченность. Трудность выполнения росписи заключается в том, что настоящий цвет ангоба выявляется под глазурью лишь после обжига. Мастерица, рисуя, должна мысленно представить себе, каким будет колорит готовых изделий. Особым видом украшения посуды цветными ангобами является флендровка, которая выполняется, главным образом на мисках и представляет собой узоры из сочетания горизонтальных и вертикальных линий и пятен на фоне черепка естественного цвета или ангобированного. Выполняется жидким ангобом. После росписи изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются. Некоторые виды посуды не украшают росписью, а сплошь поливают цветными глазурями -- коричневой (марганцевой) и зеленой (медной).

Свистульки лепят вручную и расписывают так же, как и посуду, только более мелким и простым орнаментом.

Наиболее распространенные мотивы -- горох, листочки, полоски. Роспись подчеркивает условный характер фигурок. Скульптурная форма свистулек решается очень обобщенно. Сглаженная поверхность не моделируется: рога, крылья вылепливаются отдельно и прикрепляются к тулову, которое лепят вместе с ногами и головой на круглой палочке, для того, чтобы свистулька внутри оставалась полой. Круг изображаемых животных и птиц: конь, баран, козел, олень, свинья, корова, петух и т. п. Несмотря на условность формы и росписи фигурок, они очень конкретны и изображают не фантастические существа, а животных, существующих в действительности (приложение 1).

Светлана Подзолкова

День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство »

ЦЕЛЬ : Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством .

ЗАДАЧИ :

1. Познакомить детей и их родителей с видами народного декоративно-прикладного искусства , с прекрасными творениями народных умельцев .

2. Вызвать интерес и привлечь родителей к активному участию по созданию мини-музея в детском саду

3. создать комфортную и благоприятную атмосферу для сплочения и объединения детского коллектива и взрослых;

4. воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами; интерес к народному искусству

Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!

В этом году в нашем детском саду разработана и утверждена департаментом образования программа «Развитие» «Нравственное воспитание через любовь к родному краю» . В рамках реализации программы с октября 2015 г. в детском саду реализуется проект к 300 летию Омска «Наш любимый город Омск» . Целью проекта является создание музейной комнаты в детском саду. Нравственное воспитание – это воспитание любви к родному краю, к природе, истории родного края, к прикладному искусству .

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства . Художественные произведения, созданные народными мастерами , всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился с ним рядом – это дерево, глина, кость и т. д. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на обычаи и традиции своего народа .

Чтение стихотворений :

Ребёнок 1

Богата и привольна Родина моя.

И промыслом народным славится она

Есть Тула, Гжель и Суздаль

И Павловский Пасад,

Загорская матрёшка,

И хохломской наряд.

Ребёнок 2

По всей России – матушке,

Куда не бросишь взгляд

Народные умельцы с любовью мастерят.

А сейчас родители вместе со своими детьми разделятся на две команды, каждая команда представляют своё название.

Все мастера трудились, создавая что-то своими руками. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде. (За каждую пословицу команда получает по фишке) .

А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк» , но мы не просто будем играть, а направлять наш «» ручеёк к волшебному столу. (на столе выставлены изделия народных мастеров ) (Под русскую народную музыку ) (фото1,2)

Фото1 В ручеёк играют дети фото2 В ручеёк играют родители

А сейчас вы внимательно посмотрите и послушаете о изделиях народно-прикладного искусства .

Хохлома : Жил когда- то в нижегородс ких лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Чашки и ложки были похожи на золотые, передал мастер свой секрет жителям села «Хохлома» , а сам исчез. Хохлома представляет собой декаративную роспись посуды и мебели чёрным и красным, а так же изредка жёлтым и зелёным цветом по золотистому фону. Традиционные элементы хохломы – травяные узоры, ягоды, цветы и ветки.

Полхов-Майданская матрёшка : Характеризуют яркие цветы с отчётливым чёрным контуром. Сделаны матрёшки в селе Полх-Майдан.

Розовые, жёлтые, красные, фиолетовые, голубые и зелёные краски, звонкие под лаком, делают их очень нарядными!

Жостовские подносы : Вначале подносы делали из «битой бумаги» - папье-маше. Обычно подносы бывают чёрного цвета, на них изображают яркие, очень красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц.

Гжель : Самый известный крупный народный керамический промысел – подмосковная гжель. Мастера создавали нарядную посуду (Квасники, кувшины, кружки, блюда) . Для гжели используется одна краска – синяя, самый излюбленный узор мастеров – гжельская роза. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Дымковская игрушка : С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка., которую так и называли – «дымковская» . Вначале были свистульки. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, а другая с козлятами, и все это – настоящее чудо. Сначала игрушки лепят из глины, затем сушат в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры : кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки.

Городецкая роспись : Отличается яркой росписью, выполненной свободными мазками с белой и черной графической обводкой. Основные мотивы : цветочные узоры (розы, купавки с симметричными листьями, фигурки коней и птиц, жанровые сцены (всадники на конях, барышни с кавалерами, дерево жизни. Росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, бытовую утварь.

Сейчас каждой команде по очереди будем загадывать загадки о народных промыслах .

1. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома.)

2. Эта роспись

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких.

(Гжель)

3. Коль на досточке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Это значит … .

(городец)

4. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

(Дымково.)

5. Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы.)

6. Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У неё сестрицы. Каждая сестрица-

Для маленькой темница. (Матрешка)

Подведём итоги нашей викторины. И родители вместе со своими детьми создадут свои игрушки.

фото 5 Выставка поделок родителей и детей




Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская роспись». Конспект НОД с детьми 5–6 лет «Декоративно – прикладное искусство. Филимоновская роспись» Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет с ограниченными.

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Декоративно-прикладное искусство в общей системе художественно-эстетического воспитания дошкольников Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Декоративно-прикладное искусство в технике «тестопластика» Подготовила и провела Воспитатель: Эргарт Людмила Федоровна Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Народное.

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества.
Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. А. М. Горький писал: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».
Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства.
Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер.
Вместе с тем это деятельность художественно-декоративная, так как она всегда стремится к художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное начала взаимосвязаны и дополняют друг друга. Художественная образность вещи делает ее приятной для применения. Утилитарное начало подчеркивает жизненность художественной отделки предмета.
С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Детей приобщали к их изготовлению. В настоящее время в детских садах эти традиции находят свое отражение.
Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. Поэтому надо подготовить и выбрать те, которые наилучшим образом подходят к осуществлению замысла. Это процесс постепенный, он развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.
Изобразительной деятельности детей уделяется значительное место в воспитательной работе детского сада. Существует достаточно продуманная программа обучения рисованию, лепке, аппликации. Занимаясь по этой программе, дети усваивают разнообразные умения и навыки. Усвоение декоративных приемов происходит одновременно с усвоением навыков рисунка, изготовлением пластических форм, аппликации.
Художественно-прикладная практика детей характеризуется образностью и утилитарным назначением, которые, однако, проявляются своеобразно, так как продукты детского творчества несовершенны и наивны.
Дети радуются, даря своим мамам скромные подарки (закладки для книг, подушечки для иголок и т. д.), видя, что на праздничных утренниках стены зала украшены приготовленными ими флажками или другими элементами, а на девочках в национальных костюмах надеты бусы, которые они сами сделали из глины. Но, разумеется, дети не только участвуют в украшении окружающего - они приобщаются к активной творческой деятельности. Следовательно, утилитарность здесь определяется воспитательными задачами.
Художественная образность в декоративно-прикладном творчестве детей своеобразна и выступает в виде условных символов, эмблем, графических изображений. Так, пушистые комочки ваты, висящие на серебряных нитях, символизируют зимнюю природу, на фоне которой инсценируются сказки в день новогодней елки. Условные символы, эмблемы, атрибуты заимствованы из богатейшего арсенала народного творчества и всегда выражают определенные чувства, мысли. Участвуя в изготовлении этих элементов, дети комбинируют, придумывают различные их композиции, сочетания фигур и цветов.
Продукция декоративно-прикладного творчества предназначается для украшения помещения и поэтому всегда сопоставляется с интерьером. Детн должны не только изготовить какой-либо предмет, но и разместить его так, чтобы он гармонировал с окружающим, т. е. они должны освоить художественно-декоративные приемы.
Следовательно, необходимо выяснить, в какой организационной форме происходит усвоение этих приемов; с какими приемами и в какой последовательности надо знакомить детей.
Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду осуществляется на занятиях, в играх, труде, на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.
Декоративно-прикладная деятельность имеет свое специфическое содержание, которое не всегда осуществляется в какой-либо одной организационной форме. Рисование, лепка, аппликация имеют свою программу и проводятся в основном на занятиях. Дети рисуют, лепят и по собственной инициативе. Декоративно-прикладная деятельность осуществляется в самых разнообразных формах и редко укладывается в предназначенное для занятий время. Процесс ее более длительный, распадается на различные этапы. Так, при подготовке декоративного оформления зала воспитатель показывает его эскиз и ведет детей в зал, чтобы они ясно представили, какие им нужно сделать элементы украшения и какое они займут место в общем оформлении. Затем деятельность детей переносится в группу на занятия. Ребята вырезывают элементы оформления (флажки, цветы и т. д.). В вечернее время, уже вне занятий, все дети собираются в зале и под руководством воспитателя участвуют в оформлении центральной стены зала.
На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности - рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой - устанавливаются тесные связи. Допустим, проходит обучение рисованию на заданную тему. Детям предлагается несколько необычное задание - передать свою тему различными способами. Поэтому одни начинают рисовать разноцветными карандашами, другие - краской (гуашью или акварелью), третьи могут использовать бумагу различного тона и размера; те, кто хочет коллективно выполнить свой замысел, выбирают длинные листы бумаги и т. д. Сравнивая свои рисунки, дети убеждаются в преимуществе того или иного способа. Так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это, в свою очередь, подготавливает ребят к декоративно-прикладной практике, которая отличается поисковым характером.
В игре ребенок сам подготавливает обстановку и макетирует помещение, на фоне которого развертывается сюжетное действие. Он стремится сделать интерьер этого помещения уютным и привлекательным. Так, играя в дочки-матери, ребенок делает из глины посуду и раскрашивает ее; на витринах кукольного магазина появляются фрукты, овощи. Развивая задуманный сюжет, дети в игре распределяют роли действующих лиц. Для этого они выбирают кукол по их характерной выразительности, наряжают их, готовят детали костюмов, различные самоделки, используя самый разнообразный материал. Следовательно, игра представляет возможности для декоративного ее оформления.
Труд в уголке природы, хозяйственно-бытовой и ручной - важный участок работы в детском саду. Ручной труд непосредственно связан с декоративно-прикладной деятельностью. Ведь работа с бумагой, картоном, тканью, травой, корой, деревом, листьями.
Изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки. Мастерит ли ребенок сувениры маме к 8 Марта, делает ли игрушки, шьет платье кукле, плетет ли из бересты коробочки - все это он стремится сделать привлекательным, красивым по форме и цвету. Но и трудовые поручения в связи с наблюдением за природой, хозяйственными обязанностями также могут быть художественно оформлены. Дети готовят условные значки, отмечая календарь природы или дни дежурства. Эта работа доставляет детям удовольствие, они понимают общественное назначение своей деятельности.
Праздники и развлечения предоставляют большие возможности для художественно-декоративной деятельности детей. Ведь каждый праздник - это синтез различных видов художественной деятельности. Ребята поют, танцуют, читают стихи, они могут также принимать участие в оформлении зала, в приготовлении выставок своих рисунков, подарков малышам и т. д. Вся подготовка к празднику наполнена тем радостным переживанием, когда ребенок чувствует себя активным участником всего происходящего: оказывается, от него также зависит успех предстоящего торжества.
В самостоятельной художественной деятельности дети объединяются по своей инициативе в небольшие группы в соответствии со своими интересами и склонностями к тому или иному виду художественной практики. Содержание самостоятельной художественной деятельности связано с музыкой, литературой, театрализацией сказок, рисованием, лепкой.
Дети готовят персонажи для театра, строят макеты для драматизации, оформляют свои костюмы для выступления и т. д. Таким образом, декоративно-прикладная деятельность детей применяется в самых разнообразных формах и видах. Ребенку для выполнения замысла необходимо пользоваться разнообразными материалами.
Например, какую-либо часть работы надо выполнить в виде рисунка, другую - путем аппликации. Конструируя игрушку, ребенок ищет подходящий материал, нужные пропорции, цвет, форму. Отсюда вариативность приемов изображения. Вот почему сложно определить программу формирования декоративно-прикладной деятельности.
Авторы данной книги не ставят своей задачей дать развернутое и детальное обоснование подобной программы. Опираясь на свои исследования, проведенные в лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, авторы делятся опытом приобщения детей 5-7 лет к различным видам прикладной деятельности в детском саду.
Г. Н. Пантелеев освещает пути и методы приобщения детей к декоративному оформлению групповой комнаты, зала к праздничному утреннику путем изготовления аппликативных фризовых панно.
Ю. В. Максимов раскрывает богатые возможности выполнения детьми декоративных работ: роспись лепки, на ткани, бересте, выкладывание мозаики из керамической плитки и т. д.
Л. В. Пантелеева рассматривает декоративное рисование как одно из средств развития чувства цвета у детей, а также художественное конструирование из цветных аппликативных форм.
Авторы разработали и создали оригинальные художественные образцы по развитию чувства цвета у детей и восприятию декоративного оформления помещения к празднику. Ценность этих пособий в том, что они построены с учетом возрастных возможностей ребенка.
Формирование декоративного творчества у детей осуществляется поэтапно, посредством творческих заданий и создания необходимых условий.
Поэтапность зависит от вида деятельности. Так, в художественно-оформительской деятельности дети сначала рассматривают возможный вариант праздничного оформления зала, затем переходят к эскизу оформления центральной стены, к его макетированию и позже выполняют оформление в натуральную величину. Развитие чувства цвета у детей идет от освоения ими жизненных свойств красок и их сочетаний к использованию этих свойств в целях образного воплощения, сначала по заданию педагога, а затем в самостоятельном творчестве.
В декоративной деятельности под влиянием фольклора дети от восприятия образцов и их отдельных выразительных средств переходят к творческим композициям с использованием различных материалов.
Творческие задания предполагают совместные действия взрослого и ребенка. Их постановка во многом определяется взрослым, но выполнение заданий осуществляется детьми творчески, самостоятельно. Основу творческих заданий составляют определенные темы, которые делают образ наглядным и доступным. Лепя из глины, выкладывая мозаику, рисуя цветы, дети стремятся выполнить определенную композицию: «Платье для мамы», «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Весенние цветы», «Сверкающие звездочки» и многие другие темы.
Создание условий способствует развитию декоративно-прикладной деятельности. Прежде всего это наличие разнообразных материалов, оборудование места работы. Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов: анилиновых, флуоресцентных красителей (гуашь, темпера), акварели, рельефной пасты, туши, цветной пастели, всевозможных кистей и губок для оформительских работ, различных тканей, керамической глины и плитки, глазури, бересты, цветных синтетических пленок. Детей необходимо познакомить с приемами пользования этими материалами, чтобы раскрыть возможности образного воплощения. Для свободного расположения эскизов, элементов оформления хорошо применять длинные (ленточные) столы.
Планирование декоративно-прикладной деятельности. Возникает вопрос: в каких взаимосвязях находятся декоративно-прикладная и собственно изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), как сочетаются они, дополняя и обогащая друг друга? Достаточно ли времени, которое отводится «Программой воспитания в детском саду»? (В подготовительной к школе группе в неделю проводятся два занятия по рисованию, одно занятие по лепке и одно - по аппликации.) Опыт показал, что этого времени достаточно. Только необходимо разнообразить саму изобразительную деятельность новыми видами и материалами.
Приводится примерное планирование занятий на две недели по разным видам изобразительной деятельности (с включением декоративно-прикладной) в подготовительной к школе группе детского сада. Предусмотрены обычные виды деятельности. Здесь и сюжетное рисование, рисование и лепка с натуры, вырезывание по контуру и т. д. Некоторые занятия включают задания по декоративно-прикладной деятельности: рисование декоративного фриза, аппликация из керамической плитки (цветок). На этих занятиях дети знакомятся с закономерностями построения узора на фризе, с его композицией, усваивают тональную гамму красок, создают аппликацию из керамической плитки и т. д. Вместе с тем на этих занятиях решаются другие задачи, указанные в «Программе воспитания в детском саду» по разделу рисования, - создание выразительного образа средствами цвета, формы, композиции.
Таким образом, декоративно-прикладная деятельность тесно связана с занятиями рисованием, лепкой, аппликацией. Как показали исследования, дети получают разнообразные знания и умения. У них развиваются художественные способности - творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональная отзывчивость. Поисковый характер деятельности способствует развитию инициативы и самостоятельности.
Н. А. Ветлугина, доктор педагогических наук;
В. А. Езикеева, кандидат педагогических наук

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Успешная реализация программных требований на занятиях в разных возрастных группах зависит от подготовки до них самого воспитателя и детей, а также от наличия необходимого оборудования.

В каждой группе должны быть наглядные пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные материалы, в частности белая и цветная бумага. Белая бумага должна быть крепкой (плотной), а цветная - такая, чтобы на неё хорошо ложилась краска. Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна.

Кисти для рисования желательно использовать круглые, волосяные, с мягким эластичным ворсом и острым концом.

Для декоративного рисования используют гуашь. Разводят ее водой до густоты сметаны. Наилучшая - «художественная» гуашь, но можно использовать и плакатную. Желательно, чтобы она была разных цветов и оттенков. Воспитатель должен уметь самостоятельно создать определённый цвет или его оттенок. С этой целью используется способ смешивания красок основных цветов - красного, жёлтого, синего для образования оранжевого, зелёного, фиолетового и других. Оттенки разных цветов получают, смешивая белую гуашь с нужным цветом. Так, розовый цвет получают, добавляя к белилам красной краски. Разводить гуашь надо в отдельном сосуде. Для этого её набирают маленькой ложкой или палочкой и, вливая понемногу воды, размешивают до получения однородной массы.

К занятиям по рисования надо подготовить банки с водой для промывания кисточек (лучше по две - для промывания и прополаскивания), салфетки для просушивания кисточек после промывания, подставки для них, подкладки размером 25x35 см. Краски разливают в чашечки, которые ставят на подносы.

В средней группе используется бумага прямоугольной формы (1/2 альбомного листа), полоска (1/4 листа), квадрат (со стороной 15 см), круг (диаметром 10 см), вырезанные из бумаги предметы.

Детям средней группы лучше всего рисовать кистью № 12 - круглым, с острым кончиком. Следует от него широкий, и благодаря этому можно быстро выполнить узор. К занятию надо подготовить не меньше как 4 краски, чтобы дети могли не копировать цвета, предложенные на образце, а самостоятельно подобрать их. В конце занятия демонстрируются те работы детей, на которые наиболее удачно объединены цветами.

К занятиям по декоративному рисованию в старшей группе следует подготовить не только кисти (лучше № 8), а и патычки, иногда даже по два патычки на одно занятие, если, например, в узоре должны быть пятнышки двух цветов или двух размеров.

Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розети, круга, плоских предметов. Многоугольник, розету, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат - со стороной 16 см. Для передачи колорита украинской керамики лучше всего фон коричневого, жёлтого, зелёного тонов.

В старшей группе детям часто предлагают на одном занятии бумагу разных цветов, чтобы они самостоятельно добирали фон.

Детей старшей группы учат выбирать из шести цветов те, которые хорошо объединяются или отвечают колориту определённого вида искусства керамики, вышивки, декоративной росписи. Эта работа не ограничивается одним занятиям, учить надо постепенно, на каждом занятии.

В подготовительной группе дети рисуют узоры кистью №6. Им можно предложить по две кисти - № 12 для рисования больших элементов в узоре №6 - для выполнения тонких линий, мелких элементов. Листы бумаги могут быть большие и малые. Для рисования по мотивам украинских росписей лучше давать бумагу светлых тонов; Городецкие узоры рисуют на жёлтом. Хохломские и Жостовские узоры - на чёрной, красной или золотистой бумаге. Гуашь надо предлагать по 8-10 цветов в наборе, чтобы дети могли выбирать нужный цвет, проявлять свой вкус, знание колорита.

Для демонстрирования детских работ, показа способа изображения лучше всего использовать мольберт или доску-стенд.