Виктор гюго известные произведения. Виктор гюго

Над книгой писатель работал долгие 30 лет. Впервые роман был опубликован в 1862 году. В центре сюжета — бывший каторжник Жан Вальжан, инспектор Жавер, епископ Мириель, приёмная дочь Вальжана Козетта. События происходят с 1815 по 1832 год — время революций и потрясений во Франции.

Грандиозное произведение затрагивает темы милосердия, сострадания, силу закона и беззакония. На примере главного героя Гюго показал, что человек каким бы ни был закостенелым преступником может измениться и даже жертвовать собой во благо других людей.

Повесть опубликована в 1829 году. В произведении писатель воспроизвёл мысли человека, стоящего в шаге от смерти. В предисловии сообщает о некоторых шокирующих фактах, касающихся казни. Далее повествование идёт в виде дневника. В нём смертник рассказывает о своих чувствах .

Из рассказа понятно, что он осуждён за убийство, но подробности не сообщаются. Чем ближе день, в который его должны казнить, тем больше он паникует.

В данном произведении писатель хотел показать нечеловеческие условия, в которых содержатся заключённые и негуманность лишения их жизни. Вы вправе оглашаться или нет с автором, но для этого следует прочитать эту впечатляющую книгу.

Роман опубликован в 1869 году. Из него мы узнаем о страшных вещах. Например, о компрачикосах, шайке преступников, воровавших детей, чтобы сделать из них на потеху публике уродливыми шутами. Такая злая участь постигла Гуинплена.

Он лорд по рождению, но родственники продали его компрачикосам из-за желания лишить наследства . Лицо несчастного изуродовали, сделав особым способом «улыбку до ушей». Внешне он вечно улыбался, но душа страдала. На его жизненном пути повстречался старик Урсус, который усыновил мальчика.

Вместе со слепой девочкой по имени Дея они выступали в бродячем цирке . Со временем открылась правда о принадлежности Гуинплена к высшему сословию. О непростом выборе, который ему предстояло сделать читайте в романе.

Последний роман в творчестве Гюго. Опубликован в 1874 году. На страницах произведения запечатлены последние дни Великой французской революции. Главные герои маркиз де Лантенак и его племянник Говен принадлежат к противоборствующим сторонам роялистам и республиканцам.

Кроме вымышленных персонажей в романе не последнюю роль занимают реальные герои того времени, такие как Марат, Дантон, Робеспьер. Интересный, быстроразвивающийся сюжет и историческая основа — вот в чём секрет успеха этого непревзойдённого романа.

Первый исторический роман на французском языке опубликован в 1831 году. Книга понравится любителям романтики и истории. Гюго превосходно воссоздал атмосферу Средневековья, во времена которого происходили описываемые события.

Читайте произведения, которые по достоинству оценено поколениями. В них всё, что так нравится всем читателям — лёгкий стиль, захватывающие дух сюжеты, исторические факты. Книги никогда не устареют со временем. Читайте их на нашем сайте.

Долгое время не решалась взяться за эту книгу, посматривала на ее название с испугам даже. Почему-то думала, что читать Собор бесконечно долго и нудно. Но теперь я с гордостью заявляю - это прекрасное произведение! Я даже не заметила, как увлеклась историей, хотя язык и манера повествования Гюго доовльно отличается от других авторов.

Бывали, конечно, некоторые места, которые было сложновато и непонятно читать - это про Париж с высоты птичьего полета и про сам Собор Парижской Богоматери. Будьте готовы к длиннющим предложениям, это раз. Гюго, кажется, так увлекался, что забывал, когда начал предложение. Очень много описаний, подробных - это как раз к Парижу и Собору, на описания которых автор щедро потратил по целой главе.
Меня эти главы пугали - я понимала, что даже пытаясь представить все это в своем воображении, не могу этого сделать. Мне ни о чем не говорили названия улиц, городов, а архитектурные термины мне многие вообще незнакомы. Но то, с каким восхищением, упоением автор предавался Парижу, Собору, меня тоже заставило восхищаться и хоть в малой степени, но я попыталась представить красоту и мощь Собора, а также Парижа в целом. Я никогда особо не хотела Париж, а теперь хотела бы хотя бы только Собор увидеть вживую.

И конечно, яркие персонажи книги, помимо всем известным Квазимодо и Эсмеральды, немалую роль сыграли Пьер Гренгуар, Клод Фролло, Феб, Гудула и даже козочка Джалли. Образ каждого героя хорошо отпечатывается в голове, что ты не путаешься в них.
Эсмеральда и Квазимодо - абсолютно разные персонажи, но с одной трагической судьбой. Квазимодо родился уродцем, одноглазый, горбатый, презираемый толпой, впоследствие еще и слуха решился. Эсмеральда - красавица-танцовщица, сводящая умы мужчин и вызывающая зависть женщин. Они оба привлекают французский народ своей внешностью, и не в хорошем смысле. Квазимодо - уродством, а Эсмеральда - красотой и цыганским происхождением.

Пьер Гренгуар и Клод Фролло - для меня самые неоднозначные персонажи. Клод Фролло - кажется, у него добрая, чистая душа - берет на воспитание Квазимодо, кто младенцем скитался по самым разным местам, представая там исчадием Ада. Устроил в Соборе звонарем, но появление Эсмеральды будто что-то в нем перевернуло. Вот это странное, эгоистичное желание: "Не достанешься мне - так не доставнешься никому". Возможно, он на самом деле просто всю жизнь занимался тем, чего не хотел, но не признавался себе в этом...
Пьер Гренгуар - философ, но какой-то очень забавный, как шут гороховый. За ним сначала просто забавно наблюдать, но тоже эгоистичен. Эсмеральда спасла его от смерти, а он этим просто воспользовался и даже ухом не повел, когда Эсмеральда пропала.

И эти двое клялись в любви Эсмеральде, но своими поступками совершали обратные действия и только доставляли ей бед. Ах, еще поклонник-солдат Феб, который тоже сначала загляделся на девушку, потом легко отвернулся и переключился на другую. Совершенно однобокий и неинтересный человек, такие и в жизни у меня вызывыют отторжение.
Ну а козочка Джали - просто милое, очаровательное животное, не могу даже сказать, почему она мне понравилась, но вот даже Гренгуару она нравилась)
Гудула - больше всего вызывает жалости, хотя судьбе остальных особо тоже не позавидуешь. Одно только описание маленького башмачка, представление ее взгляда на него, и сердце наполняется горечью. А самое страшное ей подготовила судьба в конце - никому не пожелала бы, даже врагу.

Любовь - страшная сила, как она сводила умы и чего вытворила здесь. Хотя чувства Пьера, Клода и конечно Феба по отношению к Эсмеральде не были любовью, по моему мнению. Скорее буря страстей, влечения, что разгораются ярко и уходят быстро. А вот у Квазимодо спорно, сама не могу решить. У него доброе сердце, исполненное верности, он привязывается к тому, кто совершил добрый поступок по отношению к нему, будто собачка. Поэтому мне все еще сложно сказать, был ли его последний акт действия любовным порывом или смиренностью, отождествлением вечной верности?

Несмотря на объем произведения и кажущуюся сложность, советую роман всем. Он восхитителен своими подробными описаниями, которые переносят в те места и то время, сложными, неоднозначными персонажами, потому что они настоящие - образы и прототипы этих героев можно встретить и в наше время. Да и французская толпа того времени, думаю, остается такой же безжалостной толпой и в наши дни.

26 февраля 1881 года, семьдесят девятый день рождения Виктора Гюго, Париж и вся Франция отметили как национальный праздник. На авеню Эйлау воздвигли триумфальную арку. Сквозь нее, мимо дома Гюго, прошествовало шестьсот тысяч парижан и провинциалов. Великий человек, стоя с внуками у окна, кланялся и благодарил своих почитателей. Через полгода авеню Эйлау переименовали в авеню Виктор-Гюго. На своей собственной улице Гюго прожил еще четыре года. 1 июня 1885 года несметная толпа проводила его гроб от площади Звезды до Пантеона. В почетном карауле у черного катафалка, не украшенного ничем, кроме двух венков из белых роз, стояли двенадцать молодых поэтов. В своем завещании Гюго написал: «Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго».

Он родился в Безансоне, по французскому революционному календарю - 7 вантоза X года Республики. Его родителями были наполеоновский офицер Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго и госпожа Гюго, урожденная Софи Франсуаз Требюше де ла Ренодьер. Вскоре супруги Гюго стали жить врозь.
Виктор Мари с двумя старшими братьями находился то при отце, то при матери, переезжая из одного города в другой, из Франции в Италию и Испанию. С пяти лет Виктор был приписан к отцовскому полку и считал себя солдатом. На самом деле, в таком нежном возрасте ему довелось увидеть явления войны и смерти - на пути в Мадрид, через всю отчаянно сопротивляющуюся наполеоновскому вторжению Испанию.
В отрочестве Виктор Гюго заполнил стихами и переводами латинских поэтов десять тетрадок, которые сжег, в следующей сделал примечание: «Мне пятнадцать лет, написано плохо, я мог бы написать лучше». В то ремя он учился и воспитывался в Париже, в пансионе на улице Св.Маргариты, и мечтал о литературной славе. Одна из его пасторалей, вдохновленных произведениями Шатобриана, называлась «Индианка Канады, подвешивающая к ветвям пальмы колыбель своего ребенка». Впрочем, на конкурсе, объявленном Французской академией, юный Гюго получил почетный диплом за поэму в триста тридцать четыре строки. Тулузская Академия цветочных игр наградила его Золотой лилией за оду «Восстановление статуи Генриха IV».
Братья Гюго попробовали издавать журнал - «Литературный консерватор». За полтора года Виктор под одиннадцатью псевдонимами напечатал в нем 112 статей и 22 стихотворения. Старший из братьев, Абель, издал на свои средства первую книгу Виктора - «Оды и другие стихотворения». Двадцатилетний поэт был убежден, что для поэзии необходимы «ясный ум, чистое сердце, благородная и возвышенная душа».
В третье десятилетие жизни Гюго стал автором стихотворных сборников «Восточные мотивы» и «Осенние листья», романа «Ган Исландец» (в манере В.Скотта и под влиянием английского готического романа), повести «Последний день приговоренного к смерти», драм «Кромвель» (предисловие к ней считается манифестом романтизма), «Марион Делорм» (запрещенной к постановке цензурой) и «Эрнани» (ее премьера превратилась в битву романтиков с классицистами).
Суть романтизма Гюго объяснил как «странное смятение души, никогда не знающей покоя, то ликующей, то стенающей». В начале 1831 года он завершил роман «Собор Парижской Богоматери». Гюго говорил, что эта книга, прежде всего, «плод воображения, причуды и фантазии», хотя материалы о Париже XV века собирал в течение трех лет. Рукопись романа он сдал издателю в крайний назначенный срок. Гюго уже имел дом и семью и надеялся зарабатывать литературным трудом, самое меньшее, пятнадцать тысяч франков в год. Скоро он начал зарабатывать значительно больше, но каждый вечер неуклонно подсчитывал все расходы, вплоть до сантима.
Между двумя французскими революциями - июльской 1830 года и февральской 1848 года - Гюго написал несколько новых поэтических циклов, драму в стихах «Король забавляется», три драмы в прозе, книгу очерков о Германии («Рейн») и приступил к созданию романа «Нищета», позже переименованного в «Отверженные».
7 января 1841 года Виктор Гюго был избран в Академию «бессмертных», а королевским ордонансом от 13 апреля 1845 года возведен в пэры Франции.
В 1848 году, после февральских событий, это звание оказалось отменено. Гюго стал мэром VIII парижского округа. В Законодательном собрании он выступил с речью против президента республики принца Луи Бонапарта. Когда Луи Бонапарт совершил государственный переворот с целью присвоить императорскую власть, Гюго, под угрозой ареста, с чужим паспортом уехал из Парижа в Брюссель, а затем удалился в многолетнее изгнание.
«Если на свете существуют очаровательные места изгнания, то Джерси надо отнести к их числу... Я поселился здесь в белой хижине на берегу моря. Из своего окна я вижу Францию», - на Джерси, острове Нормандского архипелага, на вилле Марин-Террас, образно именуемой в этом письме хижиной, Гюго прожил три года. Будучи выслан с Джерси вместе с другими французскими эмигрантами, он поселился на соседнем острове Гернси, где на сумму гонорара за поэтический сборник «Созерцания» купил, перестроил и обставил по своему вкусу дом, Отвиль-Хауз.
Гюго придерживался строгого распорядка дня: вставал на заре, обливался ледяной водой, пил черный кофе, при солнечном свете работал над рукописями в стеклянном бельведере, в полдень завтракал, потом гулял по острову, работал до сумерек, обедал с семьей и гостями, в десять вечера неукоснительно ложился спать. Каждый понедельник приглашал на обед сорок детей местных бедняков.
В Отвиль-Хаузе Гюго закончил роман «Отверженные», написал множество стихотворений и поэм для задуманной грандиозной эпопеи «Легенда веков» и два новых романа - «Труженики моря» (о рыбаках Гернси) и «Человек, который смеется» («драма и история одновременно»).
5 сентября 1870 года, как только во Франции была провозглашена Республика, Гюго выехал в Париж. На Северном вокзале его встретила толпа с пением «Марсельезы» и криками «Да здравствует Франция! Да здравствует Гюго!» Он был избран депутатом Национального собрания и выступал за Республику и Цивилизацию, но против Коммуны и революционного террора.
Свой последний роман - «Девяносто третий год» - он писал по-прежнему в «хрустальной комнате», возвратившись для этого на Гернси, а после издания романа снял в Париже квартиру для себя, снохи и внуков. К этому времени он пережил жену, сыновей и старшую дочь. Его младшая дочь находилась в клинике для душевнобольных. Гюго был очень нежен с внуками - Жоржем и Жанной - и посвятил им сборник стихов «Искусство быть дедом».
По свидетельству близких, лежа на смертном одре, он произнес:
«Идет борьба меж светом дня и мраком ночи», - а перед самым концом: «Я вижу черный свет».

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.ГЮГО

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 15 т. - М.: Гослитиздат, 1953-1956.
Кроме широкоизвестных романов, в собрание сочинений вошли восемь драм и публицистические произведения; стихотворениям отведены два с половиной тома.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / [Под. ред. Н.Любимова; Ил. П.Пинкисевича]. - М.: Правда, 1988. - (Б-ка «Огонек»).
Это собрание сочинений составляют романы «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Девяносто третий год» и избранные стихотворения.

ДЕВЯНОСТО ТРЕТИЙ ГОД: Роман / [Пер. с фр. Н.Жарковой; Ил. И.Кускова]. - М.: Правда, 1988. - 396 с.: ил. - (Б-ка зарубеж. классики).
Роман из истории Великой Французской революции, точнее - из истории гражданской войны в Бретани, когда девизом вандейских мятежников было: «Пощады не давать», - а девизом республиканцев: «Не миловать».

ОТВЕРЖЕННЫЕ: [Роман]: В 2 т.: Пер. с фр. / Вступ. ст. Л.Андреева. - М.: Худож. лит., 1988. - (Б-ка классики: Зарубеж. лит.).
Роман в полторы тысячи страниц - история жизни Жана Вальжана, бывшего сначала подрезальщиком деревьев, затем каторжником, мэром города Монрейль-Приморский, снова каторжником и, наконец, великодушным приемным отцом сироты Козетты. Фамилия Вальжан, пишет Гюго, происходит от слов «voila Jean» - «вот Жан». Вот Жан, вот Козетта, вот Мариус, вот Гаврош - вот они все и еще многие люди, драматичные истории которых, переплетаясь, создают широкое и суровое полотно романа. В первом предисловии к нему Гюго объяснял: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к Богу».

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ: [Роман] / Пер. с фр. [Н.Коган; Ил. Бриона; Грав. Де Йона, Перришо]. - М.: СП «Лексика», 1992. - 429 с.: ил. - (Книга поколений: Б-ка избр. худож. произведений мировой лит.: В 55 т.).
Трудно вообразить двух человек, менее похожих друг на друга, чем архидьякон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло и звонарь того же собора горбун Квазимодо. Первый полюбил в Соборе его скрытый смысл, второй сам толком не понимал, за что, но любил Собор благоговейно. И другое чувство поразило обоих: любовь к цыганской танцовщице Эсмеральде. Но над каждым тяготел рок.

Это слово, глубоко врезанное в камень и будто бы однажды виденное автором романа на стене в одной из башен собора Нотр-Дам, «породило настоящую книгу».

СТИХОТВОРЕНИЯ: Пер. с фр. / Сост., авт. предисл. и коммент. С.Зенкин. - М.: Дет. лит., 1990. - 223 с.: ил.

Коварна бездна, тверд утес, волна лукава,
Но ты от бурных вод берешь рожденье, Слава!


В.Гюго. Реки и поэты (пер. Вс.Рождественского)

Русскому читателю Виктор Гюго известен прежде всего как великий романист, французскому читателю - как великий поэт, автор стихотворных циклов «Восточные мотивы», «Осенние листья», «Внутренние голоса», «Созерцания», «Легенда веков», «Грозный год», «Песни улиц и лесов», «Искусство быть дедом». Поэзия Гюго чеканна и возвышенна.

ТРУЖЕНИКИ МОРЯ: Роман / [Пер. с фр. А.Худадовой; Ил. Н.Кривова]. - М.: Правда, 1982. - 464 с.: ил.
Роман «Труженики моря», сначала названный по имени главного героя «Моряк Жильят», Гюго посвятил острову Гернси, его маленькому и гордому приморскому народу: «Море - это великая опасность, великий труд, великая необходимость. Вы отдаете ему все, а от него получаете мучительную тревогу - исчезновение берегов: ведь всякий раз, когда отплываешь, перед тобой встает печальный вопрос: «Увижу ли я вновь тех, кого люблю?»

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ: Роман / [Пер. с фр. Б.Лившица; Худож. В.Фролов]. - Л.: Лениздат, 1992. - 589 с.: ил.
«Компрачикосы» - почти забытое уже в XVIII веке испанское слово, означающее «скупщики детей». Компрачикосы покупали детей, делали из них уродов и продавали тем, кто нуждался в подобной забаве. Так они поступили и с главным героем этого романа, после чего вся его жизнь обернулась мрачной насмешкой судьбы.

Романы В.Гюго, или главы из его романов, неоднократно издавались в переложениях для детей:

Гюго В. Гаврош: [Отрывок из романа «Отверженные»] / [Пер. с фр. и обраб. для детей Н.Касаткиной]; Рис. Д.Дубинского. - [Переизд.] - М.: Дет. лит., 1983. - 46 с.

Гюго В. Девяносто третий год: Роман / [Пер. с фр. М.Шишмаревой]. - [Сокр. изд.]. - СПб.: Лениздат, 1992. - 226 с.: ил.

Гюго В. Козетта: Отрывок из романа «Отверженные» / Пер. с фр. [и обраб. для детей Н.Шер]; Рис. В. и Л.Петровых. - Переизд. - М.: Дет. лит., 1984. - 32 с.: ил. - (Шк. б-ка).

Гюго В. Отверженные / [Сокращение и ред. пер. Э.Выгодской]. - [Л.]: Лениздат, 1949. - 768 с.: ил.

Гюго В. Отверженные: Роман / Пересказ с фр. под ред. А.Виноградова; Худож. Л.Токмаков. - М.: БИМПА, 1995. - 487 с.: ил.

Гюго В. Труженики моря: Роман В.Гюго, приспособленный для детей М.Стебницким. - СПб. - М.: М.О.Вольф, . - 441 с.

Толстой Л.Н. Епископ Мириель: По В.Гюго: [Пер. отрывка из романа «Отверженные»]. - [М.]: Посредник, . - 16 с.

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.ГЮГО

Гюго, Адель. Виктор Гюго и его время, по его запискам, воспоминаниям и рассказам близких свидетелей его жизни. - М.: К.Одарченко и Н.К......ий, 1887. - 638 с.
(Эта книга написана женой В.Гюго в 1863 г.)

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / Пер. с фр. Н.Немчиновой, М.Трескунова. - М.: Россия: ТПО «Кириллица», 1993. - 526 с.
Муравьева Н.И. Гюго. - М.: Мол. гвардия, 1961. - 383 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей).
Роллан Р. «Старый Орфей» - Виктор Гюго // Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. - М.: Худож. лит., 1958. - Т.14. С.580-597.
Сафронова Н.Н. Виктор Гюго: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.: ил. - (Биогр. писателя).
Сержент Ж. Рисунки Виктора Гюго / Сокр. пер. с фр. В.Финикова. - М.: Искусство, 1970. - 71 с.: ил.
Толмачев М. Свидетель века Виктор Гюго (1802-1885) // Гюго В. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1988. - Т. 1. - С. 3-52.

С.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.ГЮГО

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Горбун собора Богоматери. Реж. В.Дитерле. США, 1939. В роли Квазимодо - Ч.Лоутон.

Жизнь Жана Вальжана. Реж. Л.Майлстоун. США, 1952.

Отверженные. Реж. Р.Болеславский. США, 1935. В роли Жана Вальжана - Ч.Лоутон.

Отверженные. Реж. Ж.П.Ле Шануа. Франция-Италия-ГДР, 1958. В роли Жана Вальжана - Жан Габен; в остальных ролях: С.Монфор, Ф.Леду, Бурвиль и др.

Отверженные. Реж. Р.Оссейн. Теле- и киновариант. Франция. 1982. В роли Жана Вальжана - Лино Вентура.

Отверженные. Реж. Б.Огэст. Комп. Б.Поледурис. США, 1998. В ролях: Л.Нисон, Дж.Раш, У.Турман и др.

Рюи Блаз (в отечественном прокате - "Опасное сходство"). Сцен. Ж.Кокто. Франция, 1948. В гл. ролях: Ж.Маре, Д.Дарье.

Собор Парижской Богоматери. Реж. Ж.Деланнуа. Франция. 1956.

Человек, который смеется. Реж. П.Лени. США. 1928. В гл. роли - К.Фейдт.


- ТЕАТРАЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ -


Мария Тюдор. Реж. Ж.Вилар. Народный Национальный театр (TNP). IX Авиньонский фестиваль, 1955. В гл. роли - М.Казарес.

Рюи Блаз. Реж. Ж.Вилар. TNP. Авиньон, 1953/1954. В гл. роли - Ж.Филип.

Великий французский писатель Виктор Гюго вошел в историю мировой литературы и как поэт, и как драматург, и как прозаик. Он стоял у истоков французского романтизма, обессмертил свое имя как истинного борца за свободу, за гуманистические идеалы. Максим Горький писал о Гюго: «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека» . 26 февраля, к 212-й годовщине со дня рождения писателя, пролистаем его творческий путь.

Виктор Гюго родился в семье генерала наполеоновской армии Жозефа Гюго в 1802-м году, мать будущего писателя Софии придерживалась роялистских взглядов. Виктор был самым младшим, в семье, кроме него еще были два сына Абель (р. 1798) и Евгений (р. 1800).
Ранее детство Виктор провел в Марселе, потом на Корсике, затем на Эльбе, в Италии и Мадриде - по месту службы отца. Отношения между супругами окончательно разладились, и в 1813-м они разошлись. Виктор остается с матерью, которая поселилась в Париже. С 1814 по 1818 Гюго учится в лицее, а первые литературные опыты относятся к подростковому возрасту. Первые свои стихи, посвященные матери, Виктор написал в 14 лет, затем из-под его пера выходят трагедии «Иртамена» и «Athelie ou les scan».

В 17 лет Виктор получает две премии на конкурсе за поэмы «Верденские девы» и оду «На восстановление статуи Генриха IV», положившие начало его «Легенде веков», заетм в печати была опубликована сатира «Телеграф», впервые обратившая на молодого литератора внимание читателей. Критика сразу охарактеризовала его манеру: «Проза, в которую затесались стихи», газеты публикуют одну за другой статьи о чудо-ребенке, обладающим литературным талантом. А как мать радовалась тому, что ее чадо превосходно владеет литературным слогом! В 1819-м Гюго пишет оду «Участь Вандеи», посвящая ее Шатобриану. О молодом литераторе еще больше заговорили.

В 1822-м Гюго женился на своей поклоннице Адель Фуше, которой посвятил поэму «Первые вздохи». Воспитанная в строгих нравах 17-летняя девушка даже любовную переписку считала грехом. Молодые поженили в 1922-м. У четы родилось пятеро детей: сыновья Леопольд (1823, умер во младенчестве), Шарль (1826), Франсуа-Фиктор (1828) и дочери Леопольдина (1824) и Адель (1830).

Молодой супруг пишет роман «Ган Исландец», пытаясь опубликовать его тысячным тиражом. Однако издатель не только обманул его с гонораром, но еще и оклеветал его. Роман был опубликован в четырех выпусках, в серой обложке, на грубой бумаге и без фамилии автора. «Это своеобразное сочинение, - по словам издателя, - является первым прозаическим произведением молодого писателя, уже известного по его блестящим успехам в поэзии» .

С 1826 по 1829 год Гюго написал «Оды и баллады» (конец 1826), драму «Кромвель» (1827), поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829). Из-под пера Виктора Гюго выходят и романы, такие как «Последний день приговорённого к смерти» (1829), «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Клод Ге» (1934).

13 лет своего творчества Гюго посвятил театру и лирике: «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). Любимым сюжетом драмы была для Гюго защита обездоленных от угнетателей. А театр для него - трибуна, с которой можно сказать смелые идеи во всеуслышание. Первая пьеса, поставленная в театре, «Король забавляется» (1832) была прохладно принята публикой. Особенно парижскому бомонду не понравились фривольные высказывания шута насчет морали: «Иль мать вас не рожала? Иль с конюхом она в постели полежала? Ответьте, выродки!» Драма была запрещена к показу.

Однако провал драмы не помешал Гюго стать членом Французской академии (1841), а в 1845-м получить звание пэра.
Виктор Гюго был противником государственного переворота 1851-го, попирающего французские свободы и идеалы. После воцарения Наполеона III Гюго уехал в Брюссель. И хотя Виктор писал обнадеживающие письма жене в Париж, рядом с ним находилась красотка Жюльетта, которая проявила чудеса героической преданности, привезя возлюбленному все его рукописи.

Роман Гюго «Отверженные» был написан в 1862-м году в изгнании (около тридцати лет писатель вынашивал планы, делал зарисовки персонажей, собирал документальные материалы и выстраивал главы и сюжетные линии). Гюго оживил исторические события: эпоху империи, Реставрацию, революцию 1830 года, его герои будут сражаться за республику, против нищеты и насилия.

«Изобразить вознесение души… показать во всей трагической реальности социальное дно, с которого она поднимается, чтобы общество отдало себе отчет в том, какой ад служит ему основанием, и чтоб оно поняло, наконец, что пора возжечь зарю над этим мраком; предупредить, что является самой скромной формой совета, - такова цель этой книги» , - пишет Гюго в одном из предварительных набросков предисловия. Непосильная задача, на первый взгляд, - примирить непримиримое и совместить несовместимое, была решена на ура, иначе, как объяснить бешеный успех романа. Несмотря на восторженные отклики, цензура запретила роман к изданию.

Следующим романом, написанным в изгнании, был «Человек, который смеется» (1869). Он продолжает тему защиту обездоленных. Герой романа Гуинплен, обезображенный в детстве компрачикосами по приказу короля, - это символ страдающего, гонимого, изуродованного народа. Но уродливая оболочка скрывает почти святую душу: «Вы считаете меня выродком! Нет. Я - символ. О всемогущие глупцы, откройте глаза! Я воплощаю в себе все. Я представляю собой человечество, изуродованное властителями. Человек искалечен. То, что сделано со мной, сделано со всем человеческим родом: изуродовали его право, справедливость, истину, разум, мышление, так же, как мне изуродовали глаза, ноздри и уши...»

Только в 1870-м Гюго возвращается во Францию. В 1874-м он публикует роман «Девяносто третий год» о поражении Парижской коммуны, о проблемах революционного насилия, о нравственном перерождении человека.

В 1876-м к Гюго вернулась былая слава. Он становится сенатором, но Виктор уже тяжело болен. В 1878-м он переносит инсульт. К 80-летнему юбилею писателя в театре с овациями поставлена его пьеса «Эрнани». В мае 1885-го великий писатель скончался.

Похороны великого писателя

Франции был объявлен национальный траур. Гюго похоронен в Пантеоне.

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841) и Национального собрания (1848).
Отцом писателя был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828) - генерал наполеоновской армии, а его матерью была Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, роялистка-вольтерьянка.

Раннее детство Гюго протекало в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда». В 1813 мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей: Леопольд (1823-1823), Леопольдина (1824-1843), Шарль (1826-1871), Франсуа-Виктор (1828-1873), Адель (1830-1915).

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834. и в последствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда - «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.

В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.