Название и подзаголовок произведения золотой горшок обнаруживают. Разбор романтической сказки «Золотой горшок» Гофмана

Тема. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Золотой горшок».

Цель: познакомить учащихся с творчеством одного из выдающихся романтиков Европы; показать особенности романтической концепции Гофмана; обучение анализу романтического произведения; закрепление навыков постановки вопросов; отработка умений связного ответа на вопрос.

Оборудование: портрет писателя, диафильм по биографии и творческому пути писателя; книжная выставка произведений Гофмана, подборка иллюстраций к «Золотому горшку» различных художников.

Эпиграф: Одну минуточку, я что хотел спросить:

Легко ли Гофману три имени носить?

О, горевать и уставать за трех людей

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.

А.Кушнер

Ход урока

1. Проверка домашнего задания по биографии писателя .

З/Д - 3-я группа (воспроизводящий уровень) – ответить на вопросы викторины.

Вопросы викторины

  1. Где и когда родился Э.Т.А.Гофман? (24 января 1776г. в Кенигсберге)
  2. В чем трагедия семьи Гофмана? (В 1778г. родители развелись, Эрнст Теодор Вильгельм остался с матерью)
  3. Назовите имена людей, дружбой с которыми всю жизнь дорожил писатель. (Теодор Гиппель, Эдуард Гитциг)
  4. Каков был круг чтения Гофмана в юности? («Страдания юного Вертера» Гете, «Исповедь» Руссо, Шекспир, Стерн, Жан-Поль)
  5. Свое третье имя «Вильгельм» Гофман заменил на «Амадей». С чем была связана такая замена? (Любовь к музыке Моцарта – взял имя Моцарта)
  6. Какое образование получил Гофман и кем работал после окончания учебы? (Юридическое, исправным судебным чиновником)
  7. За что был сослан в Плоцк и потом часто преследовался, даже перед смертью? (За карикатуры на начальство и за то, что начальство узнавало себя в его героях)
  8. С чего началось творческое признание? (С постановки в музыкальном театре «Веселых музыкантов»)
  9. Какую роль в жизни Гофмана сыграла Юлия Марк? (Трагическая любовь)
  10. В качестве кого выступал Гофман в бамбергском музыкальном театре? (Композитор, режиссер-постановщик, декоратор, либреттист, критик)
  11. Назовите произведение, которое принесло Гофману самую большую славу. (Ундина» на либретто Фуке)
  12. Назовите самые известные прозаические произведения Гофмана, написанные за последние 9 лет его жизни. («Фантазии Калло», «Крейслериана», «Серапионовы братья», «Эликсиры дьявола», «Житейские воззрения кота Мурра», « Золотой горшок», «Щелкунчик», «Угловое окно» и др.)
  13. Назовите дату смерти писателя. (25 июня 1822г. – 46-ти лет)

З/Д - Для 1-й группы (творческий уровень) и 2-й (конструктивный уровень) – деловая игра: «Редактор издательства ЖЗЛ».

- Вы редактор издательства ЖЗЛ, вам необходимо доказать правомерность издания тома «Э.Т.А.Гофман, Жизнь замечательного человека». Приведите аргументы из биографии писателя, сформулируйте это в виде устного выступления перед членами редакционного совета. Убедите своих коллег.

Заслушиваются устные выступления учащихся этих групп, лучшие отмечаются .

Самопроверка ответов викторины 3 группой..

2. Анализ сказки «Золотой горшок». Форма - беседа за круглым столом.

Еще до начала обсуждения учащиеся занимают места так, чтобы они сидели лицом друг к другу, чтобы видели друг друга хорошо. Обстановка должна быть непринужденной. Учащиеся задают подготовленные дома вопросы по содержанию этого произведения. Вопросы могут быть заданы не только конкретному ученику, который должен ответить на этот вопрос, но вопросы могут быть обращены к учителю. Задавая вопрос, учащийся говорит, к кому обращается с вопросом.

Примерный круг вопросов для обсуждения

  • Каков жанр этого произведения? (Сказка)
  • Является ли эта сказка фольклорной? (Нет, сказка литературная, т.н. сказка из новых времен)
  • Что можно сказать о главном герое произведения? (Студент, бедный, незадачливый, порой смешной неудачник – т.е. наделен индивидуальными чертами, не всегда положительными)
  • Что привлекает читателя в этом персонаже? (Энтузиаст, поэт с развитым воображением)
  • Каков конфликт сказки? (Конфликт – столкновение мира реального с миром мечты: столкнул корзину с яблоками у злой старухи)
  • Как столкновение двоемирия Гофмана отражено в изображении любовной линии сюжета? (Серпентина – Вероника)
  • Что собой представляют Серпентина и Вероника? (Обе привлекательны по-своему: Вероника представляет сферу повседневности, мечтает добиться всего в реальной жизни: мечтает быть надворной советницей. Серпентина же – воплощение высокого духа)
  • Как в сказке через символ отражен мир быта? (Колдунья – бытовая сила, страшная, но и привлекательная, притягательная)
  • Что такое филистерство и как оно влияет на человека в изображении Гофмана? (Оно лишает человека высоких устремлений)
  • Как Гофман рисует торжество вещи над человеком? (Вещи живут человеческой жизнью)
  • Что противопоставлено у Гофмана этому страшному миру вещизма? (Мир мечты)
  • Кто из персонажей сказки относится к миру мечты? (Сказочные персонажи: князь духов, Соломан, его дочери – три зеленых змейки)
  • Что собой представляет мир, в котором живут эти персонажи? (Предметы в нем утрачивают свое материальное всемогущество: музыка, краски, поэзия, высокий мир мечты)
  • Всем ли этот мир открыт? (Только энтузиастам)
  • Как ведет себя главный герой? Какой из миров выбирает? (Ансельм то устремляется в мир поэзии, то в быт – к Веронике)
  • Какую роль в выборе Ансельма играет ощущение себя в закрытом стеклянном сосуде? (Таким образом он еще сильнее понимает свое одиночество в мире вещизма, вакуум духовной жизни, эмоциональную нищету)
  • Какой выбор делает герой? (После того, как стряхивает быт, женится на Серпентине, переселятся в сказочное царство Атлантиды)
  • Поему для счастливого конца автор использует фантастический финал? (В мир поэтической мечты только так можно уйти от быта современного ему общества. Гофман понимает иллюзорность этого выхода)
  • Почему концовка пронизана иронией? (Атлантида – мечта, но не реальность. Гофман ставит под сомнение саму романтическую мечту. Он ощущает страх перед явлениями жизни в их иррациональности)
  • Каков же эстетический идеал Гофмана? (Мир творческий, мир мечты)

З/д – Назовите особенности романтизма Гофмана в сказке «Золотой горшок». Запишите их в свои тетради.

Особенности романтизма в сказке «Золотой горшок»

  1. Субъективизм.
  2. Связь романтизма с фольклором.
  3. позиция «естественного» человека.
  4. Сочетание реальности и фантастики.
  5. Показ сложности и противоречивости человеческого характера.
  6. Синтез искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства, светомузыки).
  7. Использование символики.
  8. Гротеск.

Вывод: Главный конфликт произведения – между мечтой и реальностью, которая отражается в построении произведения – в романтическом двоемирии. Эстетический идеал Гофмана – мир творческий, мир мечты, прекрасного. Сочетание реальности и фантастики в повествовании еще сильнее подчеркивает несовместимость этих двух миров. Синтез искусств

Музыка и поэзия – идеальные формы выражения романтического представления о мире и человеке, авторского «я». В сказке доминирует субъективизм как ведущий принцип в подходе к миру и человеку в романтическом искусстве. Большую роль играет фантазия и воображение. Иронией Гофман разрушает нормативную эстетику. «Сказка» как «канон поэзии» (Новалис). Гротеск, связь романтизма с фольклором не только на уровне жанра. Поэтизация «естественного» человека как носителя индивидуального, неповторимого. Гофман развивает представление о сложности и противоречивости человеческой природы.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эпиграф: Одну минуточку, я что хотел спросить: Легко ли Гофману три имени носить? О, горевать и уставать за трех людей Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей. А.Кушнер

Произведения писателя

Задание для 1-й группы (творческий уровень) и 2-й (конструктивный уровень) Деловая игра: «Редактор издательства ЖЗЛ». Вы редактор издательства ЖЗЛ, вам необходимо доказать необходимость издания тома «Э.Т.А. Гофман. Жизнь замечательного человека». Приведите аргументы из биографии писателя, сформулируйте это в виде устного выступления перед членами редакционного совета. Убедите своих коллег.

Вопросы викторины 3 группа (воспроизводящий уровень) Где и когда родился Э.Т.А. Гофман? В чем трагедия семьи Гофмана? 3. Назовите имена людей, дружбой с которыми всю жизнь дорожил писатель. 4. Каков был круг чтения Гофмана в юности? 5. Свое третье имя «Вильгельм» Гофман заменил на «Амадей». С чем была связана такая замена? 6. Какое образование получил Гофман и кем работал после окончания учебы?

За что был сослан в Плоцк и потом часто преследовался, даже перед смертью? С чего началось творческое признание? Какую роль в жизни Гофмана сыграла Юлия Марк? В качестве кого выступал Гофман в бамбергском музыкальном театре? 11. Назовите произведение, которое принесло Гофману самую большую славу. 12. Назовите самые известные прозаические произведения Гофмана, написанные за последние 9 лет его жизни. 13. Назовите дату смерти писателя.

Вопросы викторины 3 группа (воспроизводящий уровень) 1. Где и когда родился Э.Т.А. Гофман? (24 января 1776г. в Кенигсберге). 2. В чем трагедия семьи Гофмана? (В 1778г. родители развелись, Эрнст Теодор Вильгельм остался с матерью). 3. Назовите имена людей, дружбой с которыми всю жизнь дорожил писатель. (Теодор Гиппель, Эдуард Гитциг). 4. Каков был круг чтения Гофмана в юности? («Страдания юного Вертера» Гете, «Исповедь» Руссо, Шекспир, Стерн, Жан-Поль). 5. Свое третье имя «Вильгельм» Гофман заменил на «Амадей». С чем была связана такая замена? (Любовь к музыке Моцарта – взял имя Моцарта). 6. Какое образование получил Гофман и кем работал после окончания учебы? (Юридическое, исправным судебным чиновником).

7. За что был сослан в Плоцк и потом часто преследовался, даже перед смертью? (За карикатуры на начальство и за то, что начальство узнавало себя в его героях) 8. С чего началось творческое признание? (С постановки в музыкальном театре «Веселых музыкантов») 9. Какую роль в жизни Гофмана сыграла Юлия Марк? (Трагическая любовь) 10. В качестве кого выступал Гофман в бамбергском музыкальном театре? (Композитор, режиссер-постановщик, декоратор, либреттист, критик) 11. Назовите произведение, которое принесло Гофману самую большую славу. (Ундина» на либретто Фуке) Назовите самые известные прозаические произведения Гофмана, написанные за последние 9 лет его жизни. («Фан тазии Калло», «Крейслериана», «Серапионовы братья», «Эликсиры дьявола», «Житейские воззрения кота Мур ра»,« Золотой горшок», «Щелкунчик», «Угловое окно» и др.) 13. Назовите дату смерти писателя. (25 июня 1822г. – 46-ти лет)

Вопросы для обсуждения Каков жанр этого произведения? Является ли эта сказка фольклорной? Что можно сказать о главном герое произведения? Что привлекает читателя в этом персонаже? Каков конфликт сказки? Как столкновение двоемирия Гофмана отражено в изображении любовной линии сюжета?

Что собой представляют Серпентина и Вероника? Как в сказке через символ отражен мир быта? Что такое филистерство и как оно влияет на человека в изображении Гофмана? Как Гофман рисует торжество вещи над человеком?

Что противопоставлено у Гофмана этому страшному миру вещизма? Кто из персонажей сказки относится к миру мечты? Что собой представляет мир, в котором живут эти персонажи? Всем ли этот мир открыт?

Как ведет себя главный герой? Какой из миров выбирает? Какую роль в выборе Ансельма играет ощущение себя в закрытом стеклянном сосуде? Какой выбор делает герой?

Связь с фольклором Сочетание реальности и фантастики Синтез искусств Гротеск Использование символики Сложность и противоречивость характера Позиция «естественного» человека Субъективизм Особенности романтизма

Вывод: Главный конфликт произведения – между мечтой и реальностью, которая отражается в построении произведения – в романтическом двоемирии. Эстетический идеал Гофмана – мир творческий, мир мечты, прекрасного. Сочетание реальности и фантастики в повествовании еще сильнее подчеркивает несовместимость этих двух миров. Синтез искусств - музыка и поэзия – идеальные формы выражения романтического представления о мире и человеке, авторского «я». В сказке доминирует субъективизм как ведущий принцип в подходе к миру и человеку в романтическом искусстве.

Большую роль играет фантазия и воображение. Иронией Гофман разрушает нормативную эстетику. «Сказка» как «канон поэзии» (Новалис). Гротеск, связь романтизма с фольклором не только на уровне жанра. Поэтизация «естественного» человека как носителя индивидуального, неповторимого. Гофман развивает представление о сложности и противоречивости человеческой природы.


Золотой горшок - сказка-повесть Гофмана о мечтательном Ансельме и его мире волшебства и чудачеств. Начав читать сказку Гофмана Золотой горшок мгновенно погружаешься в сочетание реальности и выдумки с тонкими ироническими нотками, романтикой и немецким бытом.

У сказки Золотой горшок счастливый конец с глубоким смыслом, каждый читатель воспримет его по-своему и сам сможет решить, стоит ли принимать всерьез утопические фантазии Гофмана об Атлантиде, колдунье и ароматах лилий.

Золотой горшок. Краткое содержание

Сказка Гофмана Золотой горшок состоит из двенадцати вигилий – символических глав истории Ансельма. Вигильма в общем смысле означает отказ от сна в ночное время, тем самым Гофман говорит, что его сказка – не сон, не явь, а нечто, происходящее в совершенно другом измерении и понимании.

Краткое содержание сказки Золотой горшок следующее:

Ансельм случайно опрокидывает корзинку с фруктами, принадлежащую старушке, которая проклинает его. Расстроенный молодой человек спешит скрыться, сворачивает на тихую улочку и идет по ней, жалуясь вслух на свою скучную и ничем не примечательную жизнь.

Наткнувшись на куст бузины, Ансельм видит золотисто-зеленых змеек, одна из которых смотрит на него своими голубыми глазами, принося чувства радости и скорби одновременно. Юношу охватывает невиданная ранее тоска, и он громко разговаривает сам с собой, привлекая внимание прохожих, шарахающихся от него, как от безумца.

Убегая оттуда, Ансельм встречает друзей, принимая их приглашение на ужин. Наслушавшись странных речей и пожалев его, один из друзей регистратор Геербранд помогает молодому человеку с работой, устроив к архивариусу Линдгорсту.

Следующим же утром Ансельм отправляется на работу, подходит к дому архивариуса и не успевает дотронуться до двери… Ему является ведьма-старуха, испугав юношу окончательно.

Ансельм лишился чувств и очнулся уже только у конкректора Паульмана. Никто не мог уговорить бедного юношу заново прийти на работу, поэтому друзья организовали встречу с архивариусом в кафе, где тот рассказал Ансельму необычную историю о лилии, чем сильно того впечатлил.

Вечерами молодой человек проводил всё время рядом с бузиной, увидев это, и выслушав полный чудачеств рассказ парня, архивариус Линдгорст заявил, что прекрасная змейка – это его младшая дочь Серпентина, а в защиту от старухи дал ему волшебное зелье. В то же время, Вероника, дочь конкректора Паульмана, грезила стать женой Ансельма и чтобы завоевать его отправилась к гадалке, которая сделала ей волшебное серебряное зеркальце.

Ансельм отлично справлялся с работой у архивариуса по копированию манускриптов. В один из дней к нему явилась возлюбленная Серпентина и поведала историю о том, что змейка – дочь лилии, на которую наложено заклятье. В день обручения она получит в приданное Золотой горшок, из которого вырастет прекрасная огненная лилия, помогающая постигнуть многое и позволяющая жить в загадочной Атлантиде.

В сказке Э. Гофмана «Золотой горшок» (1814), как и в новелле «Кавалер Глюк», в небесном, высшем, метафизическом, пространстве сталкиваются «царство грез» и «царство ночи»; земное двоемирие возводится в сверхреальное, становится вариативным отражением «архетипического» двоемирия.

Царство ночи воплощено в старухе-ведьме, торговке яблоками Лизе Рауэрин. Ведьмовская тема трансформирует филистерский Дрезден – резиденцию ведьмы Лизы – в сверхреальную дьяволиаду. Дрездену противостоит Атлантида – «царство грез», резиденция Линдгорста. Ведьма Лиза и Линдгорст ведут борьбу за души людей, за Ансельма.

Метания Ансельма между Вероникой и Серпентиной определены переменным успехом в борьбе высших сил. В финале изображена победа Линдгорста, в результате которой Ансельм освобождается из-под власти Дрездена и переселяется в Атлантиду. Борьба Линдгорста и ведьмы Лизы возведена к борьбе высших космических сил – Князя духов Фосфора и Черного Дракона.

Персонажи в «Золотом горшке» симметричны и противостоят друг другу. «Каждый иерархический уровень мирового пространства представлен персонажами, связанными между собой аналогичными функциями, но преследующими противоположные цели» . На высшем космическом уровне Фосфору противостоит Черный Дракон; их представители, Линдгорст и ведьма Лиза, действующие на земном и небесном уровнях, также противопоставлены друг другу; на земном уровне Линдгорст, Серпентина и Асельм противопоставлены филистерскому миру в лице Паульмана, Вероники и Геербрандта.

В «Золотом горшке» Э. Гофман создает собственных мифологизированных героев и «реконструирует» образы, связанные с мифологией разных стран и широчайшей культурно-историчес-кой традицией.

Неслучаен у Э. Гофмана образ Линдгорста-Саламандра. Саламандр – нечто среднее между водяным драконом и водяной змеей, животное, способное жить в огне не сгорая, субстанция огня . В средневековой магии Саламандр считался духом огня, воплощением огня и символом философского камня, мистического разума; в иконографии Саламандр символизировал праведника, который хранил покой души и веру среди превратностей и ужасов мира. В переводе с немецкого языка «Линдгорст» означает прибежище, гнездо облегчения, успокоения. Атрибутами Линдгорста служат Вода, Огонь, Дух. Персонификацией этого ряда является Меркурий. В задачу Меркурия входит не только обеспечивать торговую прибыль, но и указывать зарытый клад, раскрывать тайны искусства, быть богом познания, покровителем искусств, знатоком тайн магии и астрономии, «знающим», «мудрым». Линдгорст, открывающий Ансельму вдохновенный мир поэзии, ассоциируется с Меркурием и символизирует приобщение к таинству духовного бытия.

Ансельм влюбляется в дочь Линдгорста – Серпентину, начинает постигать мир «должного». В самой семантике имени «Серпентина» (змея) заложено отождествление со спасителем, избавителем. Линдгорст и Серпентина открывают Ансельму вдохновенный мир поэзии, уводят его из банальной пошлой действительности в прекрасное царство духа, помогают обрести гармонию и блаженство.

Рассказанная Линдгорстом история о лилии «предопределена» индуистской философией, где лилия связана с женским божеством Лакшми – богиней любви, плодородия, богатства, красоты, мудрости.

«Наращение» смысла, заложенное в семантике мифологических образов «Золотого горшка», расставляет философско-мифо-логические акценты в восприятии героев и сюжета новеллы; борьба героев новеллы оказывается проекцией универсальной борьбы добра и зла, которая перманентно идет в космосе.

В «Золотом горшке» препятствия Ансельму чинит старуха ведьма – «баба с бронзовым лицом». В. Гильманов делает предположение, что Э. Гофман учитывал высказывание английского поэта XVI века Сидни, который писал: «Мир природы бронзовый, только поэты делают его золотым».

И.В. Миримский полагает, что золотой горшок, полученный Ансельмом в качестве свадебного подарка, есть иронический символ мещанского счастья, обретенного Ансельмом в примирении с жизнью, ценой отказа от беспочвенных мечтаний.

В. Гильманов предлагает иное объяснение смысла этого образа. У философов-алхимиков люди истинной духовности характеризовались как «дети золотой головы». Голова – символ ора-кульского откровения, открытия истины. В немецком языке слова «голова» (kopf) и «горшок» (topf) отличаются только первой буквой. Э. Гофман, создавая свой постоянно меняющийся, «перетекающий» друг в друга мир художественных образов, обращался к символической игре смыслов, к лексическим метаморфозам и созвучиям. В средневековой литературе распространен сюжет о поисках странствующими рыцарями сосуда Святого Грааля. Святым Граалем называли ту чашу, которая была на тайной вечере Христа, а также чашу, в которую Иосиф собрал стекавшую с Христа кровь. Святой Грааль символизирует вечные поиски человеком идеала, святой гармонии, полноты существования. Это дает основание В. Гильманову трактовать золотой горшок в сказ-

ке Э. Гофмана как посредника, который снимает противопоставленность «дух – материя» за счет интеграции поэзии в реаль-

«Золотой горшок» построен по принципам музыкальной композиции. Говоря о композиции «Золотого горшка», И.В. Миримский ограничивается указанием на хаотичность, каприччиозность, «обилие романтических сцен, звучащих скорее как музыка, чем словесное повествование» . Н.А. Корзина предлагает рассматривать композицию «Золотого горшка» как своеобразную иллюстрацию формы сонатного allegro .

Сонатная форма состоит из экспозиции, разработки (драматического центра сонатной формы) и репризы (развязки действия). В экспозиции происходит завязка действия, излагаются главная и побочная партии и заключительная часть (переход к разработке). Обычно у главной партии – объективный, динамичный, решительный характер, а у лиричной побочной партии – более созерцательный характер. В разработке сталкиваются и широко развиваются темы, изложенные в экспозиции. Реприза отчасти видоизменяет и повторяет экспозицию. Для сонантной формы характерны повторяющиеся, связующие темы, циклическое развитие образа.

Экспозиция, разработка и реприза присутствуют в «Золотом горшке», где прозаическая и поэтическая темы даны в столкновении и излагаются аналогично развитию тем в форме сонатного allegro. Звучит прозаическая тема – изображается обыденный мир филистеров, сытых, самодовольных, преуспевающих. Благоразумные обыватели ведут солидную, размеренную жизнь, пьют кофе, пиво, играют в карты, служат, развлекаются. Параллельно начинает звучать поэтическая тема – романтическая страна Линдгорста противопоставлена повседневности конректора Паульмана, регистратора Геербрандта и Вероники.

Главы названы «вигилиями», то есть ночными стражами (хотя не все эпизоды происходят ночью): имеются в виду «ночные бдения» самого художника (Гофман работал ночами), «ночная сторона природы», магический характер творческого процесса. Понятия «сна», «грезы», «видения», галлюцинации, игры воображения неотделимы от событий новеллы.

Экспозиция (вигилия первая) начинается с прозаической темы. Ансельм, исполненный прозаических мечтаний о пиве и кофе, расстроен потерей денег, на которые он рассчитывал провести праздничный день. Неуклюже-нелепый Ансельм попадает в корзину с яблоками безобразной Лизы – ведьмы, олицетворяющей злые силы наживы и филистерства. Крик старухи: «Попадешь под стекло, под стекло!» – становится роковым и преследует Ансельма на пути в Атлантиду. Препятствия Ансельму создают реальные персонажи (Вероника, Паульман и др.) и фантастические (ведьма Лиза, черный кот, попугай).

Под кустом бузины Ансельм услышал «какой-то шепот и лепет, и цветы как будто звенели, точно хрустальные колокольчики» . Вступает вторая «музыкальная» тема – мир поэтического. Под перезвон хрустальных колокольчиков появились три золотисто-зеленые змейки, ставшие в сказке символом дивного мира поэзии. Ансельм слышит шепот кустов, шелест трав, веяние ветерка, видит сияние солнечных лучей. У Ансельма возникает ощущение таинственного движения природы. В его душе зарождается идеальная прекрасная любовь, но чувство еще неясно, его не определить одним словом. С этого момента миру поэзии постоянно будут сопутствовать свои «лейтмотивы» – «три блестящие золотом змейки», «два чудных темно-голубых глаза» Серпентины, и всякий раз, когда Ансельм будет попадать в волшебное царство архивариуса, он будет слышать «трезвон ясных хрустальных колокольчиков».

В разработке (вигилии вторая – одиннадцатая) темы прозаического и поэтического развиваются и находятся в тесном взаимодействии. Чудесное все время напоминает о себе Ансельму. Во время фейерверка у Антоновского сада «ему казалось, что он видит в отражении три зелено-огненные полоски. Но когда он затем с тоскою всматривался в воду, не выглянут ли оттуда прелестные глазки, он убеждался, что это сияние происходит единственно от освещенных окон ближних домов» . Окружающий Ансельма мир меняет цветовую гамму в зависимости от поэтического или прозаического настроя души героя. Во время вечернего музицирования Ансельму вновь слышатся хрустальные колокольчики, и он не желает сравнивать их звучание с пением прозаической Вероники: «Ну, это уж нет! – вдруг вырвалось у студента Ансельма, он сам не знал как, и все посмотрели на него в изумлении и смущении. – Хрустальные колокольчики звенят в бузинных деревьях удивительно, удивительно!» . Царство Линдгорста имеет свою цветовую гамму (лазурно-голубую, золотисто-бронзовую, изумрудную), которая кажется Ансельму самой восхитительной и притягательной на свете.

Когда Ансельм почти полностью проникся поэтическим духом этого царства грез, Вероника, не желая расставаться с мечтой о надворной советнице Ансельм, прибегает к чарам колдуньи Лизы. Поэтическая и прозаическая темы начинают причудливо переплетаться, двоиться, странным образом замещать друг друга (такое развитие – главная особенность разработки тем сонатного allegro). Ансельм, испытывая власть злых чар колдуньи Лизы Рауэрин, постепенно забывает чудеса Линдгорста, подменяет зеленую змейку Серпентину Вероникой. Тема Серпентины преображается в тему Вероники, происходит временная победа филистерских сил над силами прекрасного. За предательство Ансельм был наказан заточением в стекло. Сбылось предсказание зловещей Лизы. В вигилии десятой идет борьба темных и поэтических волшебных сил за Ансельма.

В «Золотом горшке» фантастические и реальные элементы взаимопроникают друг в друга. Поэтическое, высший материализованный мир поэзии на глазах преобразуется в прозаический мир вульгарной повседневности. Под влиянием колдовства ведьмы Ансельм, только что лицезревший Атлантиду как «царство грез», воспринимает ее как Дрезден, царство быта. Лишенный любви и поэзии, попадая во власть реальности, Ансельм временно погружается в предметно-чувственную сферу и предает Серпентину и царство духа. Когда любовь и поэзия берут верх, то в Дрездене Ансельм вновь видит запредельное, слышит отзвуки небесной гармонии сфер. Э. Гофман демонстрирует мир одновременно с точки зрения художника и филистера, монтирует разные видения мира, в одной плоскости изображает поэтическое и прозаическое.

Заключительная вигилия двенадцатая – «реприза», где происходят характерные для репризы сонатного allegro «восстановление равновесия, возвращение к более устойчивому соотношению сил, потребность в покое, объединении» . Вигилия двенадцатая состоит из трех частей. В первой части поэтическое и прозаическое взаимопереходят друг в друга, звучат в одной тональности. Оказывается, Линдгорст не совсем бескорыстно вел борьбу за душу Ансельма: архивариусу надо было выдать замуж свою младшую дочь. Ансельм ведет счастливую жизнь в Атлантиде, в хорошеньком поместье, которым он владеет. Э. Гофман не снимает высокого ореола с мира прекрасного и поет ему гимн в вигилии двенадцатой, и все-таки второй смысл – сопоставление и определенное взаимопродолжение поэтического и прозаическо-

го – не уходит из произведения.

Во второй части вигилии двенадцатой в сложной динамической форме прославляется мир поэтического. Вторая часть финала – «реприза» – воедино собирает все образы Линдгорста. Она построена не только как повторение образов вигилии первой, но и по общему с ней музыкальному принципу: куплет-припев (или рефрен). Н.А. Корзина отмечает, что «песня» в вигилии первой и «песня» в вигилии двенадцатой создают композиционное кольцо . Третья часть вигилии двенадцатой – «кода» – окончательно подводит итоги, оценивает предыдущую часть как «жизнь в поэзии, которой священная гармония всего сущего открывается как глубочайшая из тайн природы» .

В экспозиции все одухотворенные поэзией силы природы стремятся к общению и объединению с Ансельмом. В репризе почти буквально повторяется гимн любви творящим силам природы. Но, как отмечает Н.А. Корзина, в вигилии первой употреблялись синтаксические конструкции с частицей «не», как бы указывающие на неполноту, несовершенство поэтического чувства Ансельма; в вигилии двенадцатой такие конструкции полностью заменены утвердительными, ибо понимание сути природы и всего живого наконец достигнуто Ансельмом через любовь и поэзию, что для Гофмана одно и то же . Завершающий сказку финальный гимн силам природы сам является замкнутым построением, где каждый «куплет» связан со следующим повторяющимся «мотивом-рефреном».

В «Золотом горшке» музыка играет большую роль в воссоздании романтического идеала, который имеет свою аранжировку: звуки колокольчиков, эоловых арф, гармонические аккорды небесной музыки. Освобождение и полная победа поэзии в душе Ансельма приходят со звоном колокольчиков: «Молния прошла внутри Ансельма, трезвучие хрустальных колокольчиков раздавалось сильнее и могучее, чем когда-либо; его фибры и нервы содрогнулись, но все полнее гремел аккорд по комнате, – стекло, в котором был заключен Ансельм, треснуло, и он упал в объятия милой, прелестной Серпентины» .

Мир «должного» воссоздается Э. Гофманом при помощи синтетических образов: музыкальный образ находится в тесных ассоциативных связях с запахами, цветом и светом: «Кругом благоухали цветы, и их аромат был точно чудесное пение тысячи флейт, и золотые вечерние облака, проходя, уносили с собой отголоски этого пения в далекие страны» . Гофман сравнивает музыкальный звук с солнечным лучом, придавая тем самым зримость, «осязаемость» музыкальному образу: «Но вдруг лучи света прорезали ночной мрак, и лучи эти были звуки, которые окутали меня пленительным сиянием».

Создавая образы, Э. Гофман привлекает неожиданные, необычные сравнения, использует приемы живописи (портрет Лизы) .

В «Золотом горшке» герои часто ведут себя как театральные артисты: Ансельм по-театральному вбегает на сцену, восклицает, жестикулирует, переворачивает корзины с яблоками, чуть ли не вываливается из лодки в воду и т. д. «Посредством театральности поведения энтузиастов автор показывает их внутреннюю несовместимость с реальным миром и, как следствие этой несовместимости, – возникновение и развитие их связи с миром волшебным, раздвоенность героев между двумя мирами и борьбу за них добрых и злых сил» .

Одно из проявлений романтической иронии и театральнос-

ти – воплощение в Линдгорсте двух различных и при этом неантагонистичных ипостасей одной личности (огненного Саламандра и почтенного архивариуса).

Черты театральности в поведении героев совмещаются с отдельными элементами оперы-буфф. Значительное место в «Золотом горшке» занимают эпизоды поединков (буффонный поединок – чисто театральный прием). Поединок великого стихийного духа Саламандра со старухой-торговкой – жестокий, страшный и самый зрелищный, в нем иронически сочетается великое с малым. Гремит гром, сверкают молнии, летят огненные лилии с вышитого шлафрока Линдгорста, льется огненная кровь. Финал сражения подан в нарочито сниженном тоне: старуха превращается под наброшенным на нее шлафроком Линдгорста в свеклу, и ее уносит в клюве серый попугай, которому архивариус обещает дать в подарок шесть кокосовых орехов и новые очки.

Оружие Саламандра – огонь, молнии, огненные лилии; ведьма бросает в Линдгорста листы пергамента из фолиантов, стоящих в библиотеке архивариуса. «С одной стороны, борются просветительское рацио и, как его символ, книги и рукописи, злые чары волшебного мира; с другой же – живые чувства, силы природы, добрые духи и маги. Побеждают в сказках Гофмана силы добра. В этом Гофман в точности следует образцу народных сказок» .

Категория театральности определяет стилевые особенности «Золотого горшка». Чудесные эпизоды описываются в сдержанном стиле, нарочито простым, обыденным языком, а события реального мира часто подаются в фантастическом освещении, при этом краски сгущаются, тон повествования становится напряженным.

Вопросы и предложения

для самопроверки

1. Мифологическое мышление в сказке Э. Гофмана «Золотой горшок». Стихия всемирной жизни и бюргерский мирок обывателей Дрездена.

2. Ансельм – гофмановский романтический герой.

3. Своеобразие композиции сказки Э. Гофмана «Золотой горшок».

4. В чем проявляется синтез искусств в «Золотом горшке»

В истории романтизма выделяются два этапа: ранний и поздний. Разделение это не только хронологическое, но основанное на философских идеях эпохи.

Философия раннего романтизма определяет двусферный мир: мир «бесконечного» и «конечного» («ставшего», «косного»). «Бесконечное» - Космос, Бытие. «Конечное» - земное существование, обыденное сознание, быт.

Художественный мир раннего романтизма воплощает двоемирие «бесконечного» и «конечного» через идею универсального синтеза . Доминанта мироощущения ранних романтиков это радостное приятие мира. Мироздание - царство гармонии, а мировой хаос воспринимается как светлый источник энергии и метаморфоз, вечного «струения жизни».

Мир позднего романтизма - тоже двусферный мир, но уже другой, это мир абсолютного двоемирия. Здесь «конечное» - самостоятельная субстанция, противоположная «бесконечному». Доминанта мироощущения поздних романтиков - дисгармония, космический хаос воспринимается как источник темных, мистических сил.

Эстетика Гофмана создается на скрещении раннего и позднего романтизма, их философского взаимопроникновения.

В мире героев Гофмана нет единственно верного пространства и времени, для каждого существует своя реальность, свой топос и свое время. Но Романтик, описывая эти миры, в собственном сознании соединяет их в целостный, хотя и противоречивый мир.

Любимый герой, созданный Гофманом, Крейслер в «Музыкальных страданиях капельмейстера Иоганнеса Крейслера» описывает «чайный вечер», на который он был зван как тапер, играющий на танцах:

«…я… совсем обессилел… Гнусный потерянный вечер! Но теперь мне хорошо и легко. Ведь во время игры я достал карандаш и правой рукой набросал цифрами на странице 63 под последней вариацией несколько удачных отклонений, в то время как левая рука не переставала бороться с потоком звуков!.. Я продолжаю писать на оборотной пустой стороне <…> как выздоравливающий больной, не перестающий рассказывать о том, что он вытерпел, подробно описываю здесь адские мучения сегодняшнего чайного вечера» . Крейслер, альтер-эго Гофмана, способен преодолевать драматизм реальности через духовное бытие.

В творчестве Гофмана структуру каждого текста создает «двоемирие», но входит оно через «романтическую иронию ».

В центре гофмановского мироздания - творческая личность, поэт и музыкант, главное для которого - акт творения , по словам романтиков, - «музыка, бытие самого бытия». Эстетический акт и разрешает конфликт между «материальным» и «духовным», бытом и бытием.

Сказка из новых времен «Золотой горшок» явилась средоточием философской и эстетической концепции Гофмана.



Текст сказки отражает мир «внетекстовый» и одновременно индивидуальное, характеризующее личность Гофмана. По мысли Ю. М. Лотмана, текст есть «авторская модель мира », через все структурные компоненты которой, хронотоп и героев воплощается реальный мир. Философия романтического двуемирия определяют сюжет и фабулу Сказки, композицию и хронотоп.

Для разбора текста нам необходимы теоретические понятия , без которых студенты, как правило, главным героем Сказки называют Ансельма, а из художественных пространств выделяют два - город Дрезден и волшебно-мистический мир в двух его ипостасях - Атлантиды (светлое начало) и пространство Старухи (темное начало). Таким образом очерченный хронотоп сказки отрезает отдельные части композиции, уменьшает сюжет вдвое, сводя его к фабуле об Ансельме.

Если для актера персонажи этой фабулы Ансельм, Вероника, Геербранд, Паульман, Линдгорст и старуха Лиза достаточны для творческих фантазий сценического воплощения, то для режиссера эта композиционная деконструкция ведет к утрате смысла Сказки и его главного героя - Романтика.

Теоретические понятия становятся указателями художественных и мировозренческих значений.

Хронотоп - «... взаимосвязь пространственных и временных отношений, художественно освоенных в литературе» [с. 234].

Автор-творец - реальный человек, художник «отличим от образа автора, повествователя и рассказчика . Автор-творец = композитор как по отношению его к творчеству в целом, так и отдельного текста как частицы целого» [с. 34].



Автор - «носитель напряженно-активного единства завершенного целого, целого героя и целого произведения. <...> Сознание автора есть сознание, объемлющее сознание героя, его мир» [с. 234]. Задача автора - познание формы героя и его мира, т.е. эстетическая оценка чужого познания и поступка.

Повествователь (нарратор, рассказчик) - «это сотворенная фигура , которая принадлежит всему целому литературному произведению» . Эта роль придумана и принята автором-творцом . «Нарратор и персонажи по своей функции является «бумажными существами», Автор рассказа (материальный) не может быть спутан с повествователем этого рассказа» .

Событие. Различают два типа События: событие художественное и событие сюжетное:

1) Событие художественное - в котором принимает участие Автор-творец и читатель. Так в «Золотом горшке» мы увидим несколько подобных Событий, о которох персонажи «не знают»: это структурное деление, выбор жанра, создание хронотопа, по замечанию Тынянова, такое Событие»вводит в прозу не героя, а читателя».

2) Событие сюжетное изменяются герои, ситуации, динамическое развертывание фабулы в пространстве всего сюжета.

Текст «Золотого Горшка» представляет собой систему нескольких художественных Событий , закрепленных в структуре композиции.

Начало этих Событий - разделение на текст «напечатанный» и текст «пишущийся».

Первое Событие - это текст «напечатанный»: “«Золотой горшок» Сказка из новых времен”. Он создан Гофманом - Автором-творцом - и имеет общий персонаж с остальным творчеством Гофмана - это Крейслер, главный герой «Крейслерианы».

Второе Событие . Автор-Творец в свой текст вводит еще одного автора - Автора-повествователя. В литературе такой автор-повествователь существует всегда как альтер-эго реального автора. Но нередко автор-творец наделяет его субъективной функцией автора-рассказчкика, который оказывается свидетелем или даже участником реальной истории, о которой и повествует. «Золотой горшок» как раз имеет такого субъективированного автора - писателя-романтика, который пишет «свой текст» - об Ансельме («пишущийся текст»).

Третье Событие – это и есть «пишущийся текст»об Ансельме.

Сказка «Золотой горшок» наиболее полно отражает разнонаправленность и широкий кругозор её автора. Гофман был не только одарённым и успешным писателем, но ещё талантливым художником и композитором, а образование имел юридическое. Именно поэтому в ней так живо переданы перезвоны хрустальных колокольчиков и краски волшебного мира. Кроме того, это произведение ценно тем, что здесь находят отражение все основные тенденции и темы романтизма: роль искусств, двоемирие, любовь и счастье, рутина и мечта, познание мира, ложь и истина. «Золотой горшок» поистине уникален своей необычайной многогранностью.

Романтизм – это не только мечты о волшебстве или поиск приключений. Важно иметь в виду исторические события, на фоне которых развивалось это направление. «Золотой горшок» входит в состав сборника «Фантазии в манере Калло». Он создавался в 1813-15 гг., а это период Наполеоновских войн. Мечты о свободе, равенстве и братстве рухнули, обыденному миру остаётся противопоставить только вымышленный, иллюзорный. Издателем сборника является К.-Ф. Кунц, виноторговец и близкий друг Гофмана. Связующим звеном произведений сборника «Фантазии в манере Калло» был подзаголовок «Листки из дневника Странствующего Энтузиаста», что, композиционного единства, придаёт ещё большую таинственность сказкам.

«Золотой горшок» создавался Гофманом в Дрездене в 1814 году. В этот период писатель переживает душевное потрясение: его возлюбленную выдали замуж за состоятельного коммерсанта. Исторические события и личная драма подтолкнули писателя создать свою сказочную фантазию.

Жанр и направление

С первых страниц «Золотого горшка» читателя ждёт загадка. Стоит задуматься уже над авторским определением жанра – «сказка из новых времён», более литературоведческое определение – повесть-сказка. Такой симбиоз мог родиться только в контексте романтизма, когда среди многих писателей набирает популярность изучение фольклора. Так в одном творении соединились повесть (прозаический литературный труд средних размеров с одной сюжетной линией) и сказка (разновидность устного народного творчества).

В рассматриваемом произведении Гофман излагает не только фольклорные мотивы, но и острые общественные проблемы: филистерство, зависть, желание не быть, а казаться. Посредством сказки писатель может безнаказанно и добродушно выражать свою критику в адрес общества, ибо фантастическая история способна вызвать только улыбку, а посмеяться над собой – самое большое наказание для читателя того времени. Этим приёмом пользовались ещё литераторы периода классицизма, такие как Лабрюйер, Дж. Свифт.

Наличие фантастического элемента в произведении тоже весьма спорный факт. Если считать, что герой действительно побывал в волшебной Атлантиде, то это, безусловно, сказка. Но здесь, как и в любой другой книге Гофмана, всё иллюзорное можно объяснить рационально. Все чудесные видения – не более чем сон, последствие употребления табака и алкоголя. Поэтому только читателю решать, что это: сказка или повесть, реальность или вымысел?

О чем?

В праздник вознесения студент Ансельм столкнулся со старухой, продававшей яблоки. Весь товар рассыпался, за что юноша услышал в свой адрес немало проклятий и угроз. Тогда ещё он не знал, что это не просто торговка, а злая ведьма, и яблоки тоже были не простыми: это были её детки.

После случившегося Ансельм расположился под кустом бузины и закурил трубку, набитую пользительным табаком. Опечаленный очередной неприятностью, бедный герой слышит не то шелест листьев, не то чей-то шепот. Это были три блестящие золотые змейки, одна из которых проявила особый интерес к юноше. Он влюбляется в неё. Далее персонаж всюду ищет свидания с чарующими созданиями, за что его начинают считать сумасшедшим. На одном из вечеров у конректора Паульмана Ансельм рассказывает о своих видениях. Они весьма заинтересовали регистратора Геербранда, и он направляет студента к архивариусу Линдгорсту. Старый архивариус устраивает молодого человека к себе переписчиком и объясняет ему, что три змейки – это его дочери, а предмет его обожания – младшая, Серпентина.

К Ансельму неравнодушна дочь конректора Паульмана, Вероника, но её мучит вопрос: взаимно ли её чувство? Чтобы узнать это, девушка готова обратиться к гадалке. И она приходит к Рауэрин, которая и есть та самая ведьма-торговка. Так начинается противостояние двух блоков: Ансельма с Линдгорстом и Вероники с Рауэрин.

Пиковой точкой этой борьбы становится сцена в доме архивариуса, когда Ансельм оказывается заключенным в стеклянную банку за то, что капнул чернила на оригинал рукописи. Появившаяся Рауэрин предлагает студенту освобождение, но за это требует отказаться от Серпентины. Горячо влюблённый юноша не соглашается, оскорбляет ведьму, и это приводит её в исступление. Вовремя пришедший на помощь своему переписчику архивариус одерживает победу над старой колдуньей и освобождает пленника. Прошедший такое испытание юноша удостаивается счастья вступить в брак с Серпентиной, а Вероника легко отказывается от своих надежд на Ансельма, разбивает волшебное зеркало, подаренное гадалкой, и выходит замуж за Геербранда.

Главные герои и их характеристика

  • От первой до последней страницы сказочной повести мы следим за судьбой и трансформацией характера студента Ансельма. В начале повествования он предстаёт нам полнейшим неудачником: нет работы, потратил последние гроши из-за своей неосторожности. Только фантазии и отдых за пуншем или табаком могут развеять его насущные проблемы. Но по ходу развития действия герой доказывает нам, что силён духом. Он не просто мечтатель – он готов бороться за свою любовь до конца. Однако Гофман не навязывает читателю такую точку зрения. Можно считать, что все эфемерные миры – это воздействие пунша и курительной трубки, а окружающие правильно делают, что смеются над ним и опасаются его сумасшествия. Но есть и другой вариант: только человеку, наделённому поэтической душой, искреннему и чистому, может открыться высший мир, где царит гармония. Простым же обывателям, таким как конректор Паульман, его дочь Вероника и регистратор Геербранд, остаётся только изредка видеть сны и утопать в рутине.
  • Семья Паульманов тоже имеет свои желания, но они не выходят за пределы довольно-таки узкого сознания: отец хочет выдать дочь за состоятельного жениха, а Вероника мечтает стать «госпожой надворной советницей». Девушка даже не знает, что дороже для неё: чувство или светский статус. В юном друге девушка видела только потенциального надворного советника, но Ансельма опередил Геербранд, ему Вероника и отдала руку и сердце.
  • Вот уже несколько сотен лет архивариус Линдгорст терпит своё изгнание в мире земных душ – в мире обыденности и филистерства. Он не заключен в тюрьму, не обременён тяжелой работой: он наказан непониманием. Все считают его чудаком и лишь смеются над его рассказами о былой жизни. Вставная новелла о юноше Фосфоре повествует читателю о волшебной Атлантиде и происхождении архивариуса. Но аудитория изгнанника не желает ему верить, лишь Ансельм оказался способным постичь тайну Линдгорста, внять мольбам Серпентины и выстоять против ведьмы. Любопытно, сам автор признаётся публике, что общается с инородным гостем, ведь и он причастен к высшим идеям, что служит для придания некой правдоподобности в сказке.
  • Тематика

  1. Тема любви. Ансельм видит в чувстве лишь возвышенный поэтический смысл, вдохновляющий человека на жизнь и творчество. Обыденный и мещанский брак, в основе которого лежит взаимовыгодное использование, не устроил бы его. В его понимании любовь окрыляет людей, а не пригвождает к земле условностями и бытовыми аспектами. С ним полностью солидарен автор.
  2. Конфликт личности и общества. Окружающие лишь насмехаются над Ансельмом, не принимают его фантазии. Людям свойственно бояться не типичных идей и незаурядных стремлений, они грубо их подавляют. Писатель призывает бороться за свои убеждения, даже если их не разделяет толпа.
  3. Одиночество. Главный герой, как и архивариус, чувствует себя непонятым и отторгнутым от мира. Его это поначалу расстраивает, заставляет усомниться в себе, однако со временем он осознает свою непохожесть на остальных и приобретает мужество ее отстаивать, а не идти на поводу у общества.
  4. Мистика. Писатель моделирует идеальный мир, где пошлость, невежество и бытовые проблемы не следуют за человеком по пятам. Эта выдумка хоть и лишена правдоподобия, таит в себе глубокий смысл. Нам просто необходимо стремиться к идеалу, одно стремление уже облагораживает душу и возвышает ее над рутинным существованием.

Главная мысль

Гофман даёт читателю полную свободу в трактовке «Золотого горшка»: для кого-то это сказка, для кого-то – повесть с вкраплениями снов, а кто-то может увидеть здесь записки из дневника писателя, полные аллегорий. Такое неординарное восприятие авторского замысла делает произведение актуальным и поныне. Разве сегодня человек не выбирает между бытовыми хлопотами и саморазвитием, карьерой и любовью? Студент Ансельм имел счастье принять решение в пользу поэтического мира, поэтому он освобожден от иллюзий и рутины.

В особенном виде Гофман изображает свойственное романтизму двоемирие. Быть или казаться? — главный конфликт произведения. Писатель изображает время огрубления и слепоты, где даже пленённые в колбы люди не замечают своей скованности. Важен не сам человек, а его функция. Неслучайно все герои часто упоминаются с их должностями: архивариус, регистратор, конректор. Так автор подчеркивает разницу между миром поэтическим и обыденным.

Но эти две области не только противопоставляются. В сказке есть сквозные мотивы, которые объединяют их. Например, голубые глаза. Впервые они привлекают Ансельма в Серпентине, но и Вероника тоже является обладательницей таковых, как позднее замечает юноша. Так, может быть, девушка и золотая змейка — одно целое? Связывают чудеса и реальность серьги, привидевшиеся во сне Веронике. Точно такие в день помолвки дарит её новоиспечённый надворный советник Геербранд.

«Только из борьбы возникнет твое счастье в высшей жизни», и символом его является золотой горшок. Поборов зло, Ансельм получил его в качестве некоего трофея, награды, дающей право обладать Серпентиной и пребывать вместе с нею в волшебной Атлантиде.

«Верь, люби и надейся!» — вот самая главная мысль этой сказки, вот тот девиз, который Гофман хочет сделать смыслом жизни каждого.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!