Образ учителя православной культуры.

Наброски проекта, реализация которого может, через одно-два поколения сделать жизнь каждого человека немного более осмысленной и счастливой, общество в целом чуть более разумным, а дверь в православную Церковь - приоткрытой слегка пошире

Периодически в СМИ начинает бурно обсуждаться «новость» о планах по введению в школе уроков «Основ православной культуры». Новости этой уже лет 10, много где ОПК уже введены, причем во множестве разных вариантов, как обязательный или факультативный курс, на протяжении одного года обучения или нескольких, как один из шести модулей ОРКСЭ («Основ религиозной культуры и светской этики) или в рамках программы «Истоки»... Любой православный человек скажет, что это хорошо, и надо расширять и углублять этот опыт. Но думать он так будет, только пока не познакомится, хотя бы и очень поверхностно, с предлагаемыми программами обучения. Глубоко - не надо, чтобы волосы дыбом не встали от ужаса.

Фундаментальная идея топора. (Отрывки из программ обучения православию)

5 класс : Знакомство «с семью самыми яркими и самобытными памятниками отечественной материальной и духовной жизни: соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, Покрова на Нерли, икона «Живоначальная Троица», Московский Кремль, Летописи. Воспитательная цель изучения каждого памятника- приближение к его глубинному смыслу, к постижению той фундаментальной идеи, что он содержит и сберегает из века в век. Витоге возникает целостное представление о вековых идеалах нашего народа: лада и согласия, мерности и соборности, преображения и державности».

Конкретизация: «Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Освящение труда с сохой и топором». В общей сложности соху в школе изучают четыре урока. Цель этого - «присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации».

11 класс : «Взаимодействие Русской Православной Церкви с традиционными религиозными организациями народов России в разных сферах общественной жизни, его значение для укрепления гражданского мира в российском обществе, единства Российского государства.

Организационное устройство и управление в Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Религиозные организации: церковные общины, епархии, монастыри и др. Поместные соборы. Архиерейские Соборы. Патриарх Московский и всея Руси. Московская Патриархия. Священный Синод. Синодальные отделы».

Давайте проведем такой эксперимент. Зайдем в конце богослужения в любой храм, и спросим постоянных прихожан: «Какие вы знаете синодальные отделы?» Кому-то надо объяснять, что он услышит в ответ?

Они это серьезно? Авторы и составители подобных программ что, действительно не понимают, как будут воспринимать этот материал нынешние компьютеризированные дети, которых кто-то остроумно окрестил «поколением большого пальца?». Да еще в исполнении школьных учителей истории или рисования (кому там « часов» не хватает?), в лучшем случае безразличных к навязанному «предмету»? Нет, наверняка этому вредительству есть какие-то серьезные причины, и интеллектуальная недостаточность - не худшая из них.

Найдутся, конечно,учителя, у которых достанет знаний и мужества творчески отнестись к программам, и рассказывать что-то православно-осмысленное и приспособленное к восприятию учащихся, но на всех таковых уж точно не хватит. А значит, мы получим поколение тех, у кого при слове «православие» будут возникать ярко выраженные аллергические реакции. Мы этого хотим?

Чего мы хотим

В конечном счете - чтобы возродился Русский мир. Чтобы Россия вновь стала православной страной. Чтобы все ее граждане строили свою жизнь на евангельских нравственных идеалах (ну, по крайней мере, стремились к этому). Чтобы нация объединялась не вокруг временных, преходящих ценностей, а вокруг ценностей вечных, вокруг Истины. Чтобы не ушла в небытие наша 1000-летняя культура. Культура в широком смысле, не в нынешнем упрошенном, когда ее воспринимают как собрание различных искусстввперемешку с национальными костюмами. Культура как совокупность всех проявлений человеческой деятельности, ценностных установок, навыков и умений. Как то, что предписывает человеку определенные способы мышления и самовыражения, определяет жизненную стратегию и образ жизни человека, формирует психологию и отдельного человека и народа в целом.

Мы хотим, чтобы наши дети были способны к осмысленному проживанию собственной жизни. Чтобы их система ценностей была выстроена в соответствии с евангельскими нравственными нормами. Чтобы они научились думать и «не покупались» на искушения современного общества потребления.

И еще проще и приземлённее. Чтобы они не спились, не подсели на наркотики, не ввязались в опасные финансовые аферы, чтобы создали нормальные семьи, любили и были любимыми, вырастили любящих детей, не сильно болели... Чтобы их приватная жизнь оставляла им хотя бы принципиальную возможность рано или поздно услышать призыв Господа.

Что для этого нужно

В идеале - чтобы все население России стало православным. Причем широко распространенный сейчас вариант обрядовения, когда крещеный человек приходит в храм два раза в году: набрать крещенской воды и освятить куличи - не проходит. Надо - чтобы всерьез, чтобы не просто знать что-то о своей вере, а чтобы православным становился образ жизни. То есть, чтобы человек пережил свою личную встречу с Богом и пришел в Церковь. Не в ту, которая социальный институт, а в ту, которая Тело Христово.

Что произойдет, если все до единого по доброй воле признают, что смысл земной человеческой жизни - в личном спасении, в приуготовлении к вечной Небесной жизни? И, как следствие, осознают, что исполнение Божиих Заповедей абсолютно необходимо для их собственного спасения. «Не убивай» - и нет в мире войн, криминальной преступности, абортов, наркотиков, самоубийств... «Не кради» - и помимо банального воровства исчезли коррупция, финансовые пирамиды, трансконтинентальные корпорации, биржи, валютные спекулянты, общемировая гегемония доллара, наперсточники, большинство банков... «Не прелюбодействуй» - и сгинула вся порноиндустрия, прекратились супружеские измены, гомосексуализм ушел в подполье... Утопия, конечно, но какая привлекательная!

Учитываем реалии

Вышеописанного никогда не было в человеческой истории, и уж тем более эта фантазия не актуальна сейчас, когда последние времена, похоже, уже у дверей. Невозможно обратить к Богу население целой страны. Более того, и одного человека нельзя привести к Богу нашими человеческими усилиями. Господь Сам приводит к Себе кого захочет, и таких людей, в процентном отношении, всегда не очень много.

И что, все безнадежно? Нам остается только со слезами на глазах фиксировать те изменения и мира в целом, и окружающих нас людей, которые в последнее время становятся все заметнее? Да ничего подобного!

Отец Андрей Кураев рассказывал когда-то притчу «незаслуженно забытого богослова Винни-Пуха». Когда Пятачок попросил его сочинить стишок ко дню рождения ослика Иа, Винни-Пух ответил так: «Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто. Потому что поэзия - это не то, что ты идешь и находишь, а это то, что находит на тебя». По словам отца Андрея единственное, что человек может сделать сам, это встать в такое место, где его могут найти.

Какого человека скорее найдет Бог? Пути Господни, конечно, неисповедимы, но все же, все же... Наверное, того, кто задумывается о смысле собственной жизни. И того, у кого Бог, по крайней мере, включен в сферу его размышлений. То есть человека, обладающего хотя бы зачатками православного мировоззрения.

Вот она, возможность, открытая введением в школе предметов, имеющих отношение к религии. Не надо, преодолевая истерическое сопротивление либералов, преподавать Закон Божий. Не надо исхитряться и прикрывать православное содержание искусствоведческими изысками. А надо если не учить детей православному мировоззрению, то хотя бы знакомить с ним - на любом предметном материале. Чтобы, когда для них придет время определяться со своей религиозной идентичностью, они могли сделать сознательный выбор.

Как учить мировоззрению.

Обсуждать с детьми, например , такие вопросы:

Происхождение мира - теория большого взрыва и библейская картина - сравнительный анализ.

Теория эволюции и Творение - к каким последствиям для нашей жизни ведет принятие одного и принятие другого.

Как устроен мир - материальный, который изучает наука, и духовный. В его существование нынче все верят, с "легкой руки" оккультистов, в астрал только ленивый не ходит - вот и надо этот интерес использовать в своих целях.

Что такое смерть, как к ней относится медицина, и как - православие, и кому легче жить - атеисту, предпочитающему о смерти не думать, или верующему, которые по смерти возвращается домой.

Научный и религиозный способы познания.

Как происходило Крещение Руси - с позиций науки, православия и родноверия.

Жизненные стратегии верующего и атеиста.

Что мешает человеку радоваться жизни - при грамотном обсуждении выяснится, что мешают грехи.

В результате дети, как минимум, научатся думать.

И, например , будут более осознанно подходить к вопросу о том, делать ли аборт - даже если в Церковь и не придут.

Придут в Церковь, понятно, далеко не все, но пришедшие придут к смыслу, а не к внешней форме.

Практическая реализация

Не буду объяснять, почему отдавать подобные темы на откуп школьным учителям нельзя в принципе, это понятно всем. А что можно?

Найти для каждой такой темы священников с соответствующим светским образованием, лучше еще и с педагогическим, или хотя бы имеющих опыт работы с детьми. Во всей России по одному такому на каждую тему точно найдется.

Выбрать хорошие школы, а в них - классы, в которых дети в принципе способны к обсуждению. Таковых найдется немало, все же талантливые учителя, которые, несмотря на нынешний ЕГЭ-шный уровень образования, учат детей думать, окончательно не перевелись.

Лектор-священник проводит урок, вовлекая учеников в обсуждение темы. И этот урок во всех подробностях снимается опытным кинооператором. В конце урока озвучивается вопрос по теме.

Во всех школах России 1-2 раза в месяц проводятся сдвоенные уроки по предмету (как его назвать - дело десятое). На первом уроке показывается фильм, на втором - дети, под руководством своего учителя, обсуждают заданный вопрос и формулируют ответ на него. Каковой ответ в конце урока передают в некий центр, который все это организует.

Скажем, в конце урока по теме: «Христианские мотивы в живописи - икона и картина и их различие», задается такой вопрос: «Какие мысли и чувства возникают у вас при взгляде на Тихвинскую икону Божией Матери и на картину Карло Кривелли «Мадонна с младенцем».

В этом некоем центре все ответы изучаются и выбирается самый интересный/правильный. Класс, давший этот ответ, участвует в съемке следующего урока, а педагогу выплачивается внушительная премия. Для активно работающих классов предусмотрены какие-то поощрения - типа паломнических поездок. Для победителей в каждой параллели - поездка на Святую Землю.

Такие уроки проводятся одновременно во всех классах. Скажем, сегодня все 10-классники России обсуждают вопрос об отношении к смерти. Возникает роскошный медиа-повод для осмысленного обсуждения вопроса - и здесь уже наготове православные журналисты.

Никаких домашних заданий. «Если кого-то заинтересовала тема, вы можете подробнее познакомиться с ней на таких-то ресурсах, правда, там может для вас и сложновато..» - и список сайтов для желающих. Как результат - часть детей не в стрелялки играет, а самообразовывается.

Новая форма обучения наверняка окажется привлекательной для школьников - причины не перечисляю, всем понятно. И они уж наверняка расскажут что-то родителям - и это тоже нам в плюс пойдет.

Не обязательно специально готовить учителей, руководить обсуждением заданной и грамотно изложенной темы сможет любой предметник. И меньше шансов, что педагоги, зараженные оккультными идеями (а таких немало), сумеют их «протащить».

Не нужно вымучивать учебники непонятно о чем. В современном мире представление о том, что школа должна вкладывать в головы детей конкретные знания, исчерпало себя. Любую информацию гораздо проще получать в интернете. Дело школы - привить детям умение анализировать эту информацию, оценивать ее достоверность и выбирать действительно качественную. А главное - навык интересоваться не гламурными сплетнями, а тем, что имеет отношение к их собственной жизни.

Вообще в сумме получается огромная экономия средств, и их хватит и на съемку уроков, и на создание региональных центров реализации программы с условным названием «Православное мировоззрение».

Вышеизложенное - наброски проекта, реализация которого может, через одно-два поколения сделать жизнь каждого человека немного более осмысленной и счастливой, общество в целом чуть более разумным, а дверь в православную Церковь - приоткрытой слегка пошире.

Если только найдутся люди, желающие и имеющие возможность сделать что-то подобное. Если только найдутся... Помоги нам, Господи!

Предлагаемый проект имеет смысл реализовывать только для России в целом. У автора нет никаких возможностей довести эту идею до сведения тех, кто принимает решения на уровне Министерства образования и Патриархии. Поэтому обращаюсь к читателям: если вы увидели здесь смысл иесли у вас такие возможности есть, используйте их, пожалуйста.

Галина Руссо, канд. геол.-мин. наук, катехизатор храма

Название работы: Методические аспекты ведения урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)

Описание материала: Предлагаю материал, в котором я делюсь опытом работы. Данная статья будет полезна учителям ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры), преподающим в 4 классе.

Не за морями, не за лесами, а рядом с нами живёт целый мир – мир Православия. Но не все о нём знают. Взрослые, занятые заботами, часто не замечают его. А вот детям увидеть этот мир не так сложно. К счастью, сейчас введён предмет «Основы православной культуры». Все желающие могут изучать этот предмет. Это и есть вход в мир Православия. Если говорить образно, то мой опыт, который я представляю сегодня – это аз, буки, веди, глаголь, добро. Я учусь сама - даю знания –действую –получаю результат.

Я, Хорева Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы, основ православной культуры, преподаю этот курс четвёртый год. А что было в начале моего пути к преподаванию ОПК? Даже не знаю...

Может быть, путь начинался с совсем маленькой девочки, затаив дыхание, глядящей поздним вечером из-под одеяла на коленопреклоненную перед образами бабушку?..

Со вкусного запаха куличей, которые нельзя было сразу есть, а лишь дождавшись радостного дня непонятного праздника «Пасхи» ?

Дальше - больше. Проникновенная любимая песня «С чего начинается родина?..», и какое-то ощущение недосказанности. Хочется ещё добавить что-то главное... Ищу, но тщетно, хотя чувствую, что что-то есть, но от меня сокрыто. «С чего начинается?..»

Вот такие вопросы. А когда стали приходить на них ответы, оказалось, что все ответы в тогда ещё не обозначенной области основ православной культуры. И предки стали ближе и понятней, и поняла их нравственные ориентиры. И перед бабушками не столь неловко, т.к. женский праздник был, был на протяжении сотен лет, только имел несколько другие смыслы, другие сроки, и дивное название «Неделя жён-мироносиц». Поняла, что такое именины, и возрадовалась, что у каждого они есть.

И что не только Ломоносов, но и современные учёные, классики-музыканты, художники, литераторы были осмыслителями Библейских начал. И узнала: «С чего же ещё добукварного начинается Родина?»

Вместе с ответами на вопросы пришли новые смыслы.

Я работаю над проблемой воспитания духовности через возрождение православных традиций.

Цель моей работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ Православной культуры.

Задачи: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных форм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.

«Дорогу осилит идущий» - это наш девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению. Другого подхода у этого предмета нет.

Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот ключевые ценности в моём подходе к обучению.

Учитывая, что курс ОПК – новый для всех нас, я пошла по пути создания своего методического банка, в который вошли: разработки уроков, презентации изучаемых тем, детская библиотечка «Православная радуга», опыт учителей ОПК Ртищевского района и России, набор по изготовлению поделок к православным праздникам.

Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. Есть притча о дорогах, в ней они спорили о своей важности. Но самой главной оказалась тропинка, которая ведёт к Храму. «Сегодня Божья тропинка привела нас…», такими словами начинаю каждый урок. Это очень удачный приём, в этом меня убедили постоянные вопросы детей: «А куда поведёт сегодня нас Божья тропинка?

На некоторых методах я хочу остановиться.

Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Методику благовествования указал нам сам Господь. Одни из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.

Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент, особенно в четвёртом классе, я делаю на формирование нравственных и духовных качеств личности. На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Большим подспорьем в работе служит картотека моего методического банка, созданная по сборникам Бориса Ганаго и добрым историям для малых ребят «Зёрнышки», по православным детским журналам, другим источникам.

Метод проекта наиболее востребован. Неслучайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», « Именем Екатерины наречённый», «Вода - дар Божий», « Пасхальное яичко».

Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную. Примером является долгосрочная исследовательская работа «Наш храм. Прошлое. Настоящее. Будущее». В ходе сбора материала мы встречались с прихожанами церкви, сотрудниками музея, обращались в архив.

Так, изучая Заповеди, у меня возникла идея создания долгосрочного проекта «Моя семья – моё начало». Я прогнозирую рост духовно-нравственных устоев в семьях моих воспитанников, так как я нашла отклик у родителей, желание заниматься этим проектом.

Постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои занятия. Провожу постоянную диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше.

В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.

Самым трогательным моментом в уроке является диалог с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», « Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть - рефлексия

Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:

Напиши мини-сочинение

Составь вопросы по изучаемой теме

Составь кроссворд

Сочини конец истории

Подготовь сообщение

Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями, электронная игра «Православие». Реализовать задуманное помогает мой хорошо оснащенный современный кабинет. Возможности кабинета позволяют мне использовать готовые материалы, учебные фильмы и дидактические игры.

Я рассказываю своим ученикам о православных праздниках, о том, что нельзя делать людям плохое не только или не столько из-за боязни, что и они ответят тебе тем же, рассказываю о понятных теперь мне именинах. Более того, мы поздравляем одноклассников не только с днём рождения, но и с именинами. Читаем жития святых, наших небесных покровителях, готовим именинные подарки: именные иконки, книги о святых, именные открытки. Ребята с живым интересом ждут этот день, просят помочь определить дни именин своих родственников и, главное, найти сведения о жизни их небесных покровителей.

ОПК в школе - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая. Поскольку я являюсь учителем литературы, у меня есть уникальная возможность интегрировать православие с литературой.

Воспитанию души, состраданию, уважению к старшим способствует шефство над ветеранами войны, которым ребята оказывают помощь и участие в школьных акциях «Ручеёк милосердия».

Узнав о семье, которая очень нуждается в помощи, ребята сразу откликнулись на этот призыв. Дети и родители собрали вещи, продукты, игрушки и отнесли в школу. Многие их спрашивали: «Зачем вы это делаете?» Ребята ответили: «Иисус Христос сказал, что одевая бедного, вы одеваете меня».

Большую помощь в моей работе оказывают родители моего класса. Ни один урок, мероприятие не обходится без их участия. В некоторых вопросах они являются инициаторами и двигателями. Я убеждена, что такое участие родителей в школьной жизни своих детей, воспитании духовности и нравственности уже даёт положительный результат.

Убеждена, что родительский лекторий сыграл свою положительную роль, объединив родителей и детей в наших делах

К новому предмету в Российской школе – ОПК, относятся неоднозначно. Много споров. Что? Как? Почему? Спорить можно много, но результат налицо. Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Надо признаться, что изучение курса ОПК, невозможно без глубокого самообразования. Я не упускаю возможности контакта со священниками. С благодарностью отмечаю большую помощь со стороны о. Виктора и о.Павла.

Итак, впереди ещё так много буквиц, а значит много добрых дел. В перспективе вижу:

1)Создание родительского клуба «Доброта сердец»

2)Проекты семьи (книжки – малютки, наша мастерская)

3)Проект «Подписка»: детский журнал для семейного чтения «Православная радуга» или «Свечечка» в каждую семью.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.

В заключение мне хотелось бы привести слова Джерома Д.Сэлинджера из знаменитого романа «Над пропастью во ржи». В этих словах заключена вся моя педагогическая философия: « И моё дело- ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа…»

Обобщение педагогического опыта

учителя основ православной культуры и начальных классов

Газдалиевой Александры Михайловны.

Краснодарский край, станица Тбилисская.

МОУ «Гимназия№2»

Не за морями, не за лесами, а рядом с нами живёт целый мир – мир Православия. Но не все о нём знают. Взрослые, занятые заботами, часто не замечают его. А вот детям увидеть этот мир не так сложно. К счастью, в наших школах введён предмет Основы православной культуры. Все желающие могут изучать этот предмет. Это и есть вход в мир Православия. Если говорить образно, то мой опыт, который я представляю сегодня – это, аз, буки, веди, глаголь, добро. Я учусь сама - даю знания –действую –получаю результат. Буквицы будут сопровождать мой рассказ.

Итак, Аз -я

Я, Газдалиева Александра Михайловна, учитель начальных классов, основ православной культуры, преподаю этот курс третий год в своём 1 «А» и в 5 «а» классе, который я выпустила.

В моём роду из покон веков чтили и чтят православные традиции. Поэтому ведение курса ОПК очень близко мне.

Учебный год –это православная азбука. Каждый урок – буква. Буква – знание - действие.

Над проблемой воспитания духовности через возрождение казачьих традиций я работаю 4 год.

Цель работы : формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры.

Задачи: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных форм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.

Система воспитательной работы строится по авторизованной воспитательной программе «Казачок». Она прошла апробацию в течение трёх лет. Мои воспитанники теперь пятиклассники. Сейчас эта программа реализуется в 1 классе и рассчитана на четыре года.

«Казаки – рыцари православия» - это основополагающая часть программы. Красной нитью она проходит через все направления.

Следующая буквица Б - это буквы, а буквы - это знания.

«Основы православной культуры» я преподаю по программе Л.Л. Шевченко.

«Дорогу осилит идущий» - это наш девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению. Другого подхода у этого предмета нет.

Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот ключевые ценности в моём подходе к обучению.

Учитывая, что курс ОПК – новый для всех нас, я пошла по пути создания своего методического банка. В который вошли: разработки уроков, презентации изучаемых тем, детская библиотечка «Православная радуга» дигностические карты по отслеживанию результативности применяемых форм работы, опыт учителей ОПК края и России, набор по изготовлению поделок к православным праздникам.

Но главной моей находкой стала «Православная азбука». Учитывая возрастные особенности младших школьников, когда на уроке дети должны прочитать, увидеть, рассмотреть, потрогать, пропустить через себя изучаемый материал, я увидела необходимость создания учебного пособия для детей.

Так родилась моя азбука «От слова к слову, из уст в уста».

В азбуку включены понятия из базовых текстов Священной истории и дополнительных текстов, стихи, загадки, игры. В ней красочные иллюстрации, которые оживляют представления по различным темам. Применяю это пособие, как для первого класса, так и для пятого. «Православная азбука» распечатана для каждого ученика. Работая с этим пособием, применяю следующие приёмы:

Прочитай понятие, запиши в тетрадь и нарисуй рисунок

Напиши самые тёплые слова о сегодняшней теме

Отгадай загадку

Составь по иллюстрации рассказ

Закончи рассказ

Подумай и объедини понятия

Выучи наизусть стихотворение

Приложением к азбуке является маленькая копилочка добрых дел - своеобразное портфолио каждого ребёнка. В нём хранятся:

  1. тетрадь «Православная азбука», в которую дети записывают понятия, стихи, пословицы, схемы;
  2. пособие «Качества человека»;
  3. дополнительный материал, который давался учителем или готовился учеником;
  4. творческие работы;
  5. аппликации.
  6. индивидуальные проекты

И снова листаю азбуку. Буквица В веди ведаем. Мои формы и методы работы.

  1. Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми, художниками, поэтами и писателями нашей станицы

Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. Есть притча о дорогах, в ней они спорили о своей важности. Но самой главной оказалась тропинка, которая ведёт к Храму. «Сегодня Божья тропинка привела нас…», такими словами начинаю каждый урок. Это очень удачный приём, в этом меня убедили постоянные вопросы детей:«А куда поведёт сегодня нас Божья тропинка?»

Применяю различные методы занятий:

  1. На некоторых из этих методов я хочу остановиться.

Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Методику благовествования указал нам сам Господь. Одни из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.

Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент, особенно в первом классе, я делаю на формирование нравственных и духовных качеств личности. На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Большим подспорьем в работе служит картотека моего методического банка, созданная по сборникам Бориса Гонаго и добрым историям для малых ребят «Зёрнышки», по православным детским журналам другим источникам.

Чистописание – как метод я использую, начиная с 1 класса. Как учитель начальных классов, я ищу пути успешного овладения умениями и навыками красивого письма. « Ребёнок, приобретающий способность писать «Господи, помилуй» и «Боже, милостив буди мне грешному» заинтересовывается делом намного шибче, чем если бы заставили его писать: «оса, усы, каша, мама», – так говорит педагог С.А. Рачинский в своей книге «Сельская школа». Почему так? Ребёнок, ещё не знающий, кто такой Бог, не знающий никаких догматов, по сути не знающий веры, тем не менее чувствует святое, чувствует Бога.

Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», « Именем Екатерины наречённый», «Вода - дар Божий», « Пасхальное яичко».

Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную. Примером является долгосрочная исследовательская работа «Наш храм. Прошлое. Настоящее. Будущее». Поскольку история Свято-Покровского Храма ст. Тбилисской нигде не зафиксирована, я вместе с детьми и родителями решила её воссоздать. В ходе сбора материала мы встречались с прихожанами церкви, сотрудниками музея, обращались в архив.

В качестве примера для родителей и учеников я написала свою исследовательскую работу «Вера в крови у казака», основная часть которой посвящена родословной моей семьи. Этой работой я подчеркнула, что воспитание начинается в семье. Крепка та семья, где почитаются родители, старшие, где помнят и уважают свои корни, где бережно хранятся традиции.

Так, изучая Заповеди, (работа по азбуке) привела меня к идее долгосрочного проекта «Моя семья – моё начало». Я прогнозирую рост духовно-нравственных устоев в семьях моих воспитанников, так как я нашла отклик у родителей, желание заниматься этим проектом.

Постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои занятия. Провожу постоянную диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше.

В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.

Самым трогательным моментом в уроке является диалог с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», « Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть - рефлексия

Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:

Напиши мини-сочинение

Составь вопросы по изучаемой теме

Составь кроссворд

Сочини конец истории

Подготовь сообщение

Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями, электронная игра «Православие». Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет, полученный в рамках ПНПО в 2006 году. Возможности кабинета позволяют мне использовать не только готовые материалы, но и создавать учебные фильмы и дидактические игры. Мною составлены фильмы: «Пресвятая Богородица», «Святые покро

Глаголь, говорить. Наши дела говорят сами о себе.

ОПК в школе - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая. Доказательством этого была просьба детей из параллельного класса посещать именно эти занятия. О нашей интересной жизни мы можем говорить и на других уроках.

ОПК – это жизнь насыщенная Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, историей, кубановедением, трудовым обучением, изобразительным искусством

ОПК – это жизнь интересная и активная

Мои ученики ежегодно принимают участие в мероприятиях, посвященных поминовению сотни Гречишкина, посещают памятные места. 15 человек их пятиклашек являются участниками образцового детского ансамбля «Калинушка» и изучают казачьи и праовославные песни. Дети постоянно участвуют в районных и краевых конкурсах, театрализованных представлениях: Рождество Христово, Троица, Масленица, Зимние святки, Праздник Урожая.

ОПК – это жизнь творческая

Вижу большую результативность работы по опк в творческом содружестве с центром эстетического воспитания детей, где работают профессионалы. По моей просьбе ими написана программа развития по прикладному творчеству, рассчитанная на 4 года с учётом программы по ОПК. Дети посещают занятия 2 раза в неделю. Результативность – это наши выставки, умение трудиться, потребность занять себя в свободное время.

Аз, Буквы из Ведав

Глаголю: Добро Есть.

Д – добро. Это наши добрые дела.

В течение 3 лет мы совместно с районной телестудией « Метороном -3» готовим праздничные передачи, передачи «Азы православия». «Этот день Победы», «Моя семья», «Светлый праздник Пасха», Жёны Мироносицы», «День Росси». В этих передачах мы рассказываем о праздниках и поздравляем своих земляков.

Воспитанию души, состраданию, уважению к старшим способствует шефство над ветеранами войны, которым ребята оказывают помощь и участие в школьных акциях «Ручеёк милосердия».

Прочитав в газете «Прикубанские огни» о семье, которая очень нуждается в помощи, ребята сразу откликнулись на этот призыв. Дети и родители собрали вещи, продукты, игрушки и отнесли в редакцию. Корреспонденты спросили: «Что сподвигло вас к этому поступку?» Ребята ответили: «Иисус Христос сказал, что одевая бедного, вы одеваете меня».

Большую помощь в моей работе оказывают родители моего класса. Ни один урок, мероприятие не обходится без их участия. В некоторых вопросах они являются инициаторами и двигателями. Я убеждена, что такое участие родителей в школьной жизни своих детей, воспитании духовности и нравственности уже даёт положительный результат.

Убеждена, что родительский лекторий сыграл свою положительную роль, объединив родителей и детей в наших делах

К новому предмету в Российской школе – опк, относятся неоднозначно. Много споров. Что? Как? Почему? Спорить можно много, но результат налицо. Моя ученица Абдуева Рабият является призёром муниципального уровня олимпиады«Русь Святая, храни веру православную!»., Совместно с психологом мы провели анкетирование. Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Участие в эксперименте по изучению курса ОПК, невозможно без глубокого самообразования. Я не упускаю возможности контакта со священниками нашей станицы и станицы Казанской. С благодарностью отмечаю большую помощь Благочинного Кропоткинского округа Отца Василия и настоятеля Свят- Троицкого храма Отца Кассиана.

В этом году посетила IV Благовещенский форум, проходящий в ВДЦ «Орлёнок» и приняла участие в работе секции «Пути и возможности духовно-нравственного воспитания дошкольников», выступив перед коллегами с опытом работы по «Воспитанию духовности младших школьников через возрождение казачьих традиций».

Приняла участие в краевом конкурсе мультимедийных уроков в номинации «Основы православной культуры» и стала лауреатом. В 2008 году по всему краю прошёл конкурс на лучшую разработку урока по теме «Именем святой Екатерины». Я приняла участие и заняла 3 место в крае среди учителей начальных классов. Собственный материал публикую на сайте Интернет Государство учителей.

Итак, впереди ещё так много буквиц, а значит много добрых дел. В перспективе вижу:

1)Создание родительского клуба «Доброта сердец»: воспитание семейных ценностей

2) Проекты семьи (книжки – малютки, наша мастерская)

3) Проект подписка: детский журнал для семейного чтения «Православная радуга» или «Свечечка» в каждую семью)

4) продолжить совместную работу с телестудией, участвовать в подготовке передач ко всем православным праздникам.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.



Одним из перспективных и, возможно, основным направлением преобразования современной педагогики являются шаги по возобновлению духовно-нравственного воспитания в светской школе. Это направление связано с работой по восстановлению традиций, изучению национального опыта, с духовным обогащением общества, в т. ч. через предмет «Основы православной культуры».

Бесспорно,главная задача образования заключается в гармоничном развитии всех сторон человека. Существующая же система образования построена на приоритете естественных направлений, что проявляется в некотором преобладании знаний природных законов. Однако здесь почти полностью отсутствует развитие чувств, т. е. воспитание, позволяющее определить основные понятия добра и зла, лежащие в основе нравственности. Главным «воспитателем» чувств становится чаще всего телевизор, виртуальный мир соцсетей или улица. Можно совершенно определенно сказать, что глобальные проблемы нашего общества – высокий уровень преступности, пьянства, использование большинством населения, в том числе и молодежью, в разговорной речи ненормативной лексики – порождены прежде всего низким уровнем воспитания. На протяжении многих веков в России существовала тесная связь образования и воспитания с Православием. Православие являлось фундаментом духовно-нравственных ценностей российского государства, а православная культура составляла основу истории России. Годы господства атеистической идеологии по продолжительности несоизмеримы с тысячелетней российской цивилизацией, однако их разрушительные последствия, отягощенные общемировыми проблемами секуляризации, нанесли глубокую рану духовной жизни страны. В настоящее время в российском обществе происходит изменение отношения к православию, Церкви. Одной из важнейших государственных задач становится проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями православной культуры. Именно этим целям посвящен модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поддержал идею преподавания в российских школах основ религиозной культу-ры, в том числе основ православной культуры (ОПК), т. к. реализация этой идеи «поможет укрепить моральные, духовно-нравственные основы нашего общества» 2 . 2 августа 2009 г. Президент РФ направил поручение Правительству РФ о подготовке введения (в 2010 г. в 18, а с 2012 г. во всех субъектах РФ) в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести модулей, один из которых – «Основы православной культуры». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) общего образования начальной и основной ступеней данная предметная область включена в учебный план в 4 и 5 классах. Мнение Президента нашло отклик Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Я думаю, что решение Президента… положило в основу самый правильный принцип – принцип свободы выбора. Человек, который хочет изучать основы православия и который именно в своей православной культуре хочет искать нравственную мотивацию собственных поступков, должен иметь такое право…» 3 Преподавание курса «Основы православной культуры» преследует две цели – образовательную и мировоззренческую. Образовательная часть данного курса заключается в том, чтобы познакомить ученика с памятниками русской культуры, с тем, что лежит в основании этих памятников (благодаря чему, из каких побуждений они были созданы), а главное – со способом мировосприятия, теми ценностями, которые определяют русскую культуру. Мировоззренческая цель предмета направлена на приобщение детей к православию. При знакомстве с православной культурой обязательно происходит и знакомство с верой. Понять, что такое культура России, невозможно без знания основ православия. Важнейшие события русской истории также неразрывно связаны с ним. Религиозная сущность курса «Основы православной культуры» и светский характер государственных школ не находятся в противоречии, если рассматривать и преподавать эту дисциплину как культурологическую. Главная задача данного предмета – сформировать свободного, мыслящего, развитого человека, который опирается на свои корни, а не является частью толпы. Православная культура должна пронизать душу молодого человека. Навязать культуру невозможно; ее следует тактично, бережно, без суеты и декларирования воспитать. Лишь в этом случае преподавание основ православной культуры принесет не одни только знания, но обогатит душу ученика. Результат поставленных задач во многом зависит от чуткости учителя и его умения преподнести материал так, чтобы достигнуть своей цели, ничего не навязывая и не агитируя. Каким же должен быть учитель, реализующий и образовательную, и, самое главное, мировоззренческую цель данного предмета? Какими знаниями, педагогическим мастерством, мировоззрением, а также личными духовными и нравственными качествами он должен обладать? К сожалению, часто бывает так, что данный предмет в силу своего неявного приоритета в светской школе отдается учителям, не имеющим ни должных знаний, ни даже личного соответствующего мировоззрения, и уж тем более не являющимся образцом для подражания в духовном и нравственном смысле. Для решения такой проблемы в последние годы стали появляться образовательные курсы с целью повышения квалификации или даже профессиональной переподготовки педагогов в области теологического образования и православной культуры, способствующих формированию соответствующего мировоззрения и приобретению знаний. Однако многое зависит еще и от личности самого учителя, преподающего данный предмет. Как говорил св. Иоанн Кронштадтский: «Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком…» 4 Личностные качества преподавателя предмета «Основы православной культуры» восходят к образцам и идеалам учителей XIX – начала ХХ вв. Для примера обратимся к дореволюционным представлениям об учителях. Свт. Феофан Затворник в своей воспитательной деятельности придавал огромное значение нравственному воздействию на учеников, признавая плодотворным только то образование, которое развивает не один ум, но главным образом облагораживает сердце: «Полюбите детей, и они вас полюбят… Растворяй строгость кротостью. Старайся любовью заслужить любовь…» 5 Рассматривая преподавательскую деятельность св. прав. Иоанна Кронштадтского, мы можем на его примере утверждать, что любой педагог, а тем более преподаватель основ православной культуры, должен осознать, что самое важное на его уроках – это «горение», а не пересказывание учебника. Сщмч. Фаддей (Успенский), рассуждая о личности учителя,говорил о том, что, преждечем воздействовать на душу учеников, самому учителю следует иметь такие качества, которые он хочет воспитать в детях. Поэтому громадное значение в учебно-воспитательном деле, по его мнению, играет личность учителя. Среди главных его качеств он называл добросовестность, любовь к детям, терпение, справедливость, приветливость 6 . К.Д.Ушинский в своих трудах немало внимания уделял системе подготовки учителя, его педагогическим, методическим и специальным знаниям, четко сформированному мировоззрению, и более того – его личности, т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие программы, никакие организационные формы не могут заменить влияния личности учителя. К.Д.Ушинский отмечал, что учитель должен быть не только преподавателем, но прежде всего воспитателем, т. е. должен воспитывать учеников своим предметом. Среди качеств, необходимых учителю, он называет образованность, знание своего дела, постоянную заинтересованность в совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства, педагогический такт, отчетливое представление о целях своей деятельности 7 . В.А.Сухомлинский предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для под- ростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» 8 . Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Подобные высказывания можно встретить и у педагогов в эмиграции, например, у прот. Василия Зеньковского и С.С.Куломзиной. «В отношениях учителя и ученика… имеет место… сознание, что учитель есть руководитель, на которого действительно можно положиться» 9 . Разочарование в преподавателе очень часто приводит и к охлаждению к предмету. Важно рассмотреть в каждом ученике личность, принять на веру существование его внутреннего духовного и нравственного мира. Этот мир есть у каждого человека, и развивается он собственными, порой загадочными путями. Важно уважать его проявления. «Если учитель сумеет подружиться с учеником как с личностью – это повлияет на ученика глубже, чем домашнее задание или лекция» 10 . Итак, как мы видим, образу учителя уделялось большое внимание и в прошлые века, независимо от того, какой он преподавал пред- мет. Если столь высокие требования предъявлялись тогда к любому педагогу, то какие же требования предъявляются сейчас к учителю основ православной культуры? Личность преподавателя, его нравственные качества и позиция будут иметь ключевое значение для успешного восприятия учениками данного предмета. Любой педагог, знакомый с преподаваемым им предметом только внешне, не любящий его, не только не сможет раскрыть его сущность, но и вызовет отторжение учеников. Православная культура, в отличие от многих других предметов, требует от ученика не просто усвоения определенной информации, но и личного усилия, чтобы эта информация проникла в сердце и нашла там свое место. Поэтому есть опасность, что преподаватель основ православной культуры исказит предмет и даст повод для насмешек не только над ним самим, но и над сущностью предмета. Отчасти примером этому может служить опыт преподавания Закона Божиего в дореволюционной России. Бывало так, что этот предмет не поднимал нравственного уровня в гимназиях и не способствовал какой-либо религиозности учащихся, а наоборот: из гимназий с обязательным преподаванием Закона Божиего выходили атеисты. Не каждый учитель способен преподавать предмет «Основы православной культуры». Он должен иметь не только сумму определенных знаний по предмету, но и определенный духовный опыт. Он не может относиться к Православной Церкви безразлично, а тем более враждебно. Безусловно, вопрос о воцерковлении педагога является делом личным и добровольным. Однако «задатки хорошего учителя есть у того, чья вера – пускай несовершенная – искренна и неподдельна, кто возрастает в вере… кто отличается широким кругозором, живой заинтересованностью, смирением, любовью и добросовестностью» 11 . Пожалуй,главным для преподавателя основ православной культуры должно быть осознание необходимости собственного духовного возрастания, когда «определяющим становится сознательный выбор мировоззрения, который обуславливает и мысли человека, и его поступки» 12 , а также ответственный подход к преподаванию данного предмета. Православную культуру не может преподавать учитель, для которого православие – лишь одна из многих религий мира, пусть и традиционная для России, но носителем которой сам педагог не является. «Если вы учите христианству, то христианство должно пронизывать глубины вашего сердца», – писала С.С.Куломзина 13 . Преподаватель основ православной культуры «должен иметь хотя бы минимальный, но подлинный опыт участия в церковной жизни. Другими словами, его православная вера может быть несовершенной, но должна быть искренней» 14 . Учитывая специфику, обширность и главное – значимость предмета «Основы православной культуры», его преподаватель как никто другой должен обладать качествами православного служения. Прежде всего, он должен иметь истинное призвание к учительству. «Если общение с детьми, участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, – вы можете быть уверены, что у вас призвание педагога» 15 . Учитель имеет очень большое влияние на личность ребенка, но «влияние это сложнее и тоньше, чем обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью…» 16 Преподаватель основ православной культуры должен быть добросовестным человеком. Приняв на себя обязанности раскрыть в детской душе красоту православия, он будет воспринимать это как свой нравственный долг. «А это значит, что он будет трудиться не для вида, не для чести, не для угождения и не ради страха, но по любви и совести», – замечает архим. Георгий (Шестун) 17 . Такие нравственные черты педагога, как терпеливость, любовь к детям, приветливость, справедливость, должны в особенной степени присутствовать у преподавателя основ православной культуры. Например, справедливость проявляется, в частности, при оценке успеваемости учащихся. Кроме того, у педагога должны быть такие качества, как любовь к Отечеству, дисциплинированность, порядочность, честность, доброжелательность, эмоциональная уравновешенность, дружелюбие, интерес к жизни воспитанников, смирение, отзывчивость, вежливость, воспитанность, доброта и др., по сути характерные для любого православного христианина и педагога. Говоря о нравственных и духовных качествах, подчеркнем прежде всего их нераздельность. Главное, чтобы любовь преобладала над профессиональными знаниями педагога. Однако очень важно, чтобы учитель предмета «Основы православной культуры» был хорошо подготовлен по объему знаний и умел грамотно с точки зрения педагогики преподнести их своим ученикам. Т. е. для квалифицированного выполнения своих обязанностей он должен владеть рядом специальных свойств – профессиональными качествами. Среди них можно выделить следующие:

1. Академические способности, определяющие объем знаний преподавателя, и желание постоянно их расширять.

2. Дидактические способности, проявляющиеся в умении учителя преподнести учебный материал, заинтересовать учеников в его усвоении. Например, интересным может быть опыт выставления оценки не за ответ, а за вопрос ученика преподавателю. Ученик задает вопрос, преподаватель отвечает. Таким образом, ученик получает информацию, причем ту, которая ему наиболее интересна. К тому же ученик, задавая вопрос, сам принимает более активное участие в процессе обучения. Поскольку предмет «Основы православной культуры» в светской школе новый, следует быть осторожным при выборе метода его преподнесения ученикам. На наш взгляд, наиболее приемлемым методом является беседа. Именно в этой форме могут наиболее полно проявиться дидактические способности учителя. Беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие как воспитателя, так и воспитанников. В ходе беседы идет обмен информацией, учитываются мнение, точки зрения обеих сторон – как учителя, так и ученика. Поскольку православная культура затрагивает нравственные проблемы, то никакой другой метод, кроме беседы, не поможет сформировать систему нравственных убеждений, укрепить ее;

3. Организаторские способности и творческое отношение к процессу обучения.

4. Поскольку предмет «Основы православной культуры» новый и специфичный, очень важны коммуникативные способности учителя, выражающиеся в умении общаться не только с детьми, но и с родителями, коллегами.

5. Прогностические способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании развития тех или иных качеств личности ребенка.

6. Перцептивные способности, связанные с умением видеть внутренний мир ребенка, понимать его психическое состояние.

Все перечисленные требования к преподавателю предмета «Основы православной культуры» определяются понятием «профессиональная готовность» к педагогической деятельности, под которой понимается «обратившаяся в навык склонность к образованию детей, соединенная с некоторым прирожденным талантом, т. е. умением руководствоваться здравым рассудком и истинно благочестивым христианским сердцем» 18 . Как мы видим, именно от преподавателя во многом зависит то, чтобы урок по основам православной культуры стал любимым, а учитель – самым близким человеком; чтобы ученик испытывал не страх и робость перед сердитым учителем, а полное доверие к нему. Только в этом случае уроки основ православной культуры получат нравственно-воспитательное направление. Главная задача преподавателя предмета «Основы православной культуры» состоит не в передаче информации, а в том, чтобы вызвать интерес и передать любовь к православию, к Церкви, вывести на дорогу к храму. Для этого преподаватель должен сам быть носителем того, что является сущностью этого предмета.

  1. По материалам публикации: Мумрикова Л.И. Образ учителя православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. №2 (25). С. 17–23.
  2. Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/transcripts/4863
  3. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Подвиг учителя - это особое служение.[Электронный ресурс]. URL: http://rusk.ru
  4. Цит. по: Георгий (Шестун), архим. Православная педагогика. М., 1998. С. 147.
  5. Там же. С. 130–131.
  6. Там же. С. 167–169.
  7. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. 1857.
  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1983. С. 22.
  9. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996. С. 48.
  10. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 2007. С. 23.
  11. Там же. С. 95.
  12. Склярова Т.В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2005. С. 684.
  13. Куломзина С.С. Указ.соч. С. 103.
  14. Там же. С. 92.
  15. Там же. С. 102.
  16. Георгий (Шестун), архим. Указ.соч. С. 549.
  17. Там же. С. 556.
  18. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. Ч. 1. М., 2004. С. 22

Православная культура глазами детей
Автор: протоиерей Виктор Дорофеев
О необходимости введения предмета уже сказано много, давайте посмотрим на эту проблему глазами детей — тех, для кого этот предмет в первую очередь предназначен


Образовывать необходимо не только ум, но и сердце
Автор: Ирина Филиппова
Ни для кого не секрет, что даже самое хорошее образование не делает человека хорошим. Оно не может гарантировать, что человек будет милосердным, сострадательным, умеющим дружить, любить окружающий мир, а не себя в нем. В общем, даже красный диплом не является гарантом счастья.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Основы православной культуры, основы культур других традиционных религий России, мировых религиозных культур или светской этики в наступающем новом учебном году должны изучать все четвероклассники России. О подготовке учителей и учебников, о сложностях с выбором религиозных модулей, о заявленных предпочтениях россиян и перспективах введения в школах Закона Божия в интервью журналистке РИА "Новости" Ольге Липич рассказал заведующий сектором основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Герман Демидов.

Герман Васильевич, уточните, пожалуйста, в каких классах, как и кем будут преподаваться "Основы православной культуры"?

Преподавание религиозных культур и этики по выбору семьи школьника в наступающем учебном году в абсолютном большинстве российских школ будет проводиться в четвертых классах, один час в неделю, всего 34 учебных часа.

"Основы православной культуры" (ОПК) в рамках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) будут преподаваться школьными учителями, прошедшими соответствующую подготовку. Так же, как и другие пять предметов или модулей курса - "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы светской этики", "Основы мировых религиозных культур".

В феврале - мае этого года во всех регионах на курсах повышения квалификации учителей готовили к преподаванию всех предметов.

Конечно, в последующем они будут получать дополнительную профильную подготовку в соответствии с тем, что будут преподавать в своей школе. Ведь здесь важен и выбор самого учителя. Учитель должен также иметь свободу выбора преподавать какую-то религиозную культуру или светскую этику с учетом собственных мировоззренческих позиций и предпочтений.

Относительно преподавания одним учителем разных предметов или модулей - это пока проблема. В большинстве школ сейчас учителя будут совмещать преподавание нескольких модулей.

Наша позиция состоит в том, что недопустимо совмещать преподавание разных конфессиональных предметов. Педагог религиозной культуры должен быть носителем этой традиции. В то же время, один педагог вполне может преподавать "Основы православной культуры", если он к этому реально подготовлен, и одновременно неконфессиональные предметы, не требующие конкретной мировоззренческой самоидентификации - этику и курс по мировым религиям, религиоведение.

В церковной концепции введения духовно-нравственного образования по религиозным культурам и этике, принятой еще в 2007 году, не шесть, а пять предметов. По-хорошему, история и культура разных религий должна изучаться детьми в старшей школе в составе учебного предмета нравственной воспитательной направленности по светской или гражданской этике.

Как предмет преподавался до сих пор, и какие выводы по итогам эксперимента сделали в РПЦ? Не было ли случаев возникновения религиозной розни в школах из-за выбора учениками основ культур разных религий? Не известно ли вам о каких-либо жалобах на то, что кто-то стеснялся выбрать определенный предмет, чтобы не чувствовать себя "изгоем", не похожим на большинство?

Преподавание разных курсов православной культуры в вариативной части школьной программы, которую формируют регионы и школы, ведется уже многие годы. В этом формате разные курсы по культуре православия, ислама, иудаизма, буддизма уже не первый год, и не только в 4 классе, изучают около миллиона школьников.

Но вот в рамках обязательной части программы, как предмет в составе курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" преподавались два учебных года в рамках федерального эксперимента в 2009-2011 годах: первый учебный год в 19 регионах и второй в 21 регионе. Итоги эксперимента были подведены осенью прошлого года и признаны положительными всеми участниками проекта. Уровень поддержки составил 80-90% и более среди родителей, учителей, администраций. Никакая другая инновация в российской школе за последние годы не имела и не имеет такого уровня общественной поддержки.

Что касается конфликтов на почве религиозных различий среди школьников, то таких проявлений не было зафиксировано. Да и почему они должны были быть? Если мы с Вами исповедуем разные религии, мы что, должны сразу проявлять неприязнь друг к другу, обязательно враждовать? Почему надо считать педагогов и тем более детей в школе нетерпимыми в этой сфере?

В целом аргумент о религиозной розни был последним аргументом для многих противников возвращения православия в российскую школу, восстановления в ней традиционного духовно-нравственного воспитания. Говорилось, что это будет разделять общество, что лучше изучать все религии вместе и тогда мы общество сплотим, создадим такой единый российский народ с единой духовно-религиозной традицией. Утопические планы, очень похожие на создание новой исторической общности советских людей - иванов, не помнящих родства. Известно, чем закончился этот опыт.

Слава Богу, никаких проявлений розни не было. Более того, преподавание религиозных культур по выбору способствовало расширению воспитательных возможностей школы, о чем мы говорили всегда. Это подтвердил в своем выступлении на Рождественских образовательных чтениях в 2012 году и заместитель министра образования Максим Викторович Дулинов, когда сказал, что мы не только не разделили школу, но заметно сплотили школу, семью и общество. Одним из важнейших результатов преподавания стало то, что дети и родители начали больше говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях. Так он сказал, и такой вывод основан на широких социологических опросах по результатам преподавания, которые проводились Общественной палатой РФ и Академией государственной службы при президенте РФ.

Что касается стеснений при выборе предмета, то если родители стесняются своей веры, культуры своего народа, то они, скорее всего, ими и не живут. Быть похожим на большинство далеко не всегда является благом. Если нет возможности выбора - это одно, ее нужно искать и добиваться. А если ты стесняешься своей веры и культуры, значит, они не востребованы и не нужны. Об этом можно только пожалеть и пожелать всем нам более серьезно и ответственно относиться к воспитанию наших детей.

- Все ли регионы и школы сегодня охвачены преподаванием основ религиозных культур?

По принятым государственным решениям в этом учебном году должны быть охвачены все учащиеся 4-х классов. Что будет в каждой школе - определяет выбор родителей. В следующем учебном году разные религиозные культуры будут изучать более трети четвероклассников. При этом в некоторых школах и регионах религиозные культуры изучаться не будут, т.е. будут изучаться только неконфессиональные модули, но в большей части - вследствие того, что там не было реального свободного выбора у родителей.

Процесс введения преподавания религиозных культур и этики в российской школе в рамках обязательной части школьной программы координирует Межведомственный координационный совет при Министерстве образования и науки России (МКС). Федеральное министерство как исполнительный орган власти осуществляет свои полномочия, в том числе в части мониторинга запроса на изучение разных модулей ОРКСЭ всего, что связано с обеспечением школ учебниками, подготовкой нужного числа учителей.

Сколько же российских школьников, по вашим данным, в новом учебном году будут изучать "Основы православной культуры"? Много ли учащихся (самостоятельно и при помощи родителей) сделали выбор в пользу основ культур других религий, истории мировых религий и светской этики? Совпадает ли сложившаяся картина с ожиданиями Церкви?

Сейчас в масштабе всей страны повторяется ситуация 2009 года. Тогда так же был свободный выбор во многих местах, и соответствующие результаты. Но были и нарушения свободы выбора. Например, в Пензенской области, где никто, даже дети священников, не смогли выбрать изучение православной культуры. Теперь там ситуация в целом нормальная.

Но сейчас подобные сложности с выбором конфессиональных модулей возникают, например, в Татарстане, Башкирии, некоторых других регионах и муниципальных образованиях. Можно ли считать объективной разницу в 6 раз (9% и 57%) в выборе ОПК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, хотя этноконфессиональный состав населения этих регионов примерно одинаковый?

Выборы предмета по религиозной культуре стали неожиданным тестом, проверкой на взаимное уважение для многих наших сограждан, особенно облеченных властью. Так что результаты выборов, кроме всего прочего, могут служить объективным показателем реального народовластия, демократии на разных территориях в стране.

Данные еще меняются, но в целом по России изучать православную культуру в этом учебном году будет примерно треть четвероклассников. В мае, когда в большинстве школ и регионов выбор уже состоялся, по данным Минобрнауки России были такие цифры: 32% ОПК, 42% этика, 21% религиоведение, 4,25% исламская культура, 0,6% культура буддизма и 0,05% культура иудаизма. Эти цифры, кстати, демонстрируют и то, почему именно Церковь является основным так сказать "двигателем" этого процесса. Потому что наибольшая часть семей, выражающих потребность в таком образовании для своих детей - православные.

Реальные показатели, когда повсеместно будет обеспечена свобода выбора, должны примерно соотноситься с национально-религиозным самоопределением граждан по социологическим опросам. А это примерно 50-60% православных и 25-30% нерелигиозных, остальные последователи других религий.

Ответить на вопрос социолога, что ты православный, легче, чем пойти к директору школы и настоять на своем праве на изучение родной культуры. Хотя многие родители даже и не знали об этом праве. Это экзамен на гражданскую зрелость.

Постепенно в нашем взаимодействии с государством, другими конфессиями мы стараемся обеспечить действительно свободный выбор для каждой семьи - и в этом наша главная цель, а не погоня за процентами. Нужно, прежде всего, чтобы каждая семья, которая хочет, чтобы их ребенок изучал в школе православную культуру, имела такую возможность.

Какие еще проблемы вы видите во введении преподавания религиозных культур и этики, каковы пути их решения?

Проблемы известны и обусловлены нашим прошлым периодом государственного атеизма. Главной из них остается обеспечение свободного, информированного выбора при введении повсеместного изучения религиозной культуры в школах, о чем уже сказано. Кроме этого, - подготовка учителей православной культуры, учителей, которые знают и любят свой предмет.

Пока еще существует тенденция ограничить преподавание ОПК в обязательной части школьной программы рамками экспериментального курса только в 4-5 классах. Или придумать такой формат расширения преподавания, который не давал бы возможности свободно изучать православную культуру как самостоятельный учебный предмет по всем годам обучения. Эту проблему можно и нужно решать сообща, в диалоге с государством, уважая права и законные интересы всех участников проекта, религиозных и нерелигиозных сограждан.

Печально известный ленинский декрет об отделении школы от Церкви давно отменен, но его инерция преодолевается с трудом, постепенно в совместной работе, когда люди начинают видеть друг в друге сотрудников, соработников, болеющих сердцем за своих детей, готовых профессионально и уважительно вместе работать в школе.

Здесь же и пути решения проблем - в постепенном, терпеливом преодолении стереотипов в отношении к Церкви, религиозному образованию и воспитанию в светской школе. Эти стереотипы уже давно не имеют оснований в законодательстве, но еще продолжают удерживать крепкие позиции в сфере образования и науки.

Где, из кого, как и долго ли готовятся учителя для этих предметов, комплексного курса? Можно ли сказать, что преподавателей подготовлено достаточно на сегодняшний день и что уровень их подготовки отвечает требованиям системы образования и пожеланиям Церкви?

В начале эксперимента было решено, что преподавать будут светские учителя. Не в смысле нерелигиозные, что было бы нарушением конституционных прав граждан по признаку отношения к религии, а в смысле - обычные школьные учителя, не священники (хотя, конечно, никаких законных ограничений для их участия в преподавании нет, если они имеют необходимое образование). Было решено, что будут преподавать школьные учителя, прошедшие подготовку на курсах повышения квалификации в федеральных, региональных, муниципальных учреждениях повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Согласно методическим материалам Министерства образования к разработке программ такой подготовки и к их реализации должны привлекаться и представители религиозных конфессий, хотя эта рекомендация пока не везде выполняется.

В связи с введением преподавания во всех школах, такая подготовка в регионах, как правило, была ограничена краткими курсами на 72 часа. Хотя в экспериментальных регионах учителя были уже подготовлены лучше, они готовились где-то второй, где-то третий год.

В текущем учебном году подготовка учителей будет продолжаться по всей стране в регионах уже в связи с теми предметами, которые они будут преподавать в школах. И это будут курсы более длительные, например на 144 часов. Оптимальной является подготовка учителя не менее 400 часов. Такая практика, правда, пока в малом объеме ведется уже в отдельных регионах, где учителя по ОПК готовятся давно, не один год.

Уровень подготовки учителей должен отвечать требованиям, прежде всего, заказчиков этого образования - семьи и ребенка, который будет изучать православную культуру. Родители, особенно из церковных семей, заинтересованы в специалисте, который будет и хорошим педагогом, и будет хорошо знать свой предмет, любить православную культуру.

Сразу подготовить таких учителей для всех школ в стране очевидно невозможно. Это длительный процесс, в ходе которого постепенно будет формироваться корпус школьных учителей православной культуры. Соответственно в епархиях будут также формироваться реестры учителей православной культуры, которые будут иметь соответствующее представление, рекомендацию от Церкви.

И необходимо начинать массовую подготовку таких учителей в педагогических вузах, при этом они могут быть и учителями истории, литературы, других школьных предметов, получая одновременно специализацию по православной культуре или по другой религиозной культуре, или этике.

По каким учебникам школьники будут изучать ОПК, а также историю мировых религий (включающую православие) и светскую этику? Кто их писал, кто проверял?

Для экспериментальной апробации были разработаны 6 учебников и пособия, которые были напечатаны в издательстве "Просвещение" и применялись в 2009-2011 гг. в экспериментальных регионах. Они были одобрены на МКС и в методическом объединении по ОРКСЭ при МКС. Как и любые другие школьные учебники, они имеют свои плюсы и минусы, и об этом много говорилось, я не буду повторяться. Приобрести их можно в свободной продаже.

Потом появились и другие учебники. Летом на экспертизу в Синодальный отдел поступил учебник издательства "Дрофа". Он был исправлен, дополнен, чтобы получить церковный гриф и быть рекомендованным для использования в школах. Формально церковная экспертиза учебников по ОПК пока не закреплена законом. Но мы не могли бы его рекомендовать учителям. Экспертиза этого учебника подтвердила правильность нашей позиции о необходимости обязательной экспертизы всех учебников и пособий по религиозным культурам в соответствующих религиозных организациях. И насколько я знаю, и авторы, и издательство также удовлетворены нашей совместной работой, учебник стал лучше во всех отношениях.

Мы считаем, что использоваться в школах могут только учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в соответствующих религиозных организациях. На настоящее время это учебник протодиакона Андрея Кураева (издательства "Просвещение") и упомянутый недавно получивший церковный гриф учебник по ОПК издательства "Дрофа", вернее его новый вариант, на котором будет стоять церковный гриф.

Что касается учебников по модулю "Основы мировых религиозных культур", то материалы по православию в этих учебниках мы не подвергаем экспертной проверке. Религиоведение - взгляд на религию с нерелигиозных позиций. Что там авторы пишут о православии или о других религиях - конфессии регулировать не могут. Когда создавался первый комплект учебников в 2009 году, имелась возможность их перекрестного обсуждения на МКС, но для последующих комплектов и учебников такая процедура не была предусмотрена. Хотя, конечно, она нужна, чтобы и в религиоведческих пособиях не было недостоверной информации.

Учебники по этике разрабатываются специалистами в этой сфере.

- Кто готовит методические пособия для учителей?

В период эксперимента много методических пособий, разработок были созданы в регионах. Большую работу проделали методисты Свято-Тихоновского гуманитарного университета, разместившие в свободном доступе детальные планы-конспекты уроков по учебнику ОПК протодиакона Андрея Кураева.

Что касается печатных методических пособий к этому учебнику, то в рамках госзаказа было подготовлено методическое пособие и программа к нему в федеральной Академии повышения квалификации педагогических кадров. Но к сожалению, наши предложения о совместной работе над этими методическими материалами не нашли понимания - и теперь мы сможем рекомендовать их только в случае успешного прохождения экспертизы в Экспертном совете при Синодальном отделе религиозного образования.

Потребуется какое-то время, чтобы мы наладили конструктивное сотрудничество с коллегами из светских образовательных структур в этом вопросе, пришли к взаимопониманию.

Есть ли планы расширения преподавания ОПК, модификации предмета, введение в школах со временем Закона Божия?

Закон Божий как предмет преподается в православных негосударственных школах и отличается от учебного предмета по православной культуре (ОПК и т.п.) тем, что сочетает изучение православной традиции и духовно-нравственное воспитание детей в этой традиции с обучением религиозной практике, так называемым обучением религии. Отмечу, что в нашем законодательстве нет запрета и на такое образование в светской школе, и даже есть гарантия такого образования, правда, за рамками образовательной программы.

При этом во многих других государствах, например Германии, в государственно-общественной светской школе проводится обучение религии, что закреплено в основном законе, Конституции страны.

Но в настоящее время, учитывая состояние нашего общества и действительные потребности наших семей, граждан актуально введение преподавания именно православной культуры. Религиозно-культурологического предмета, в рамках которого дети могут систематически знакомиться с православной традицией, культурой и воспитываться на ее ценностях и святынях. Не ставится задача приобщения ребенка к религиозной практике, подготовки к участию в богослужениях.

Модификация предмета не предусматривается. А вот расширение преподавания по всем годам обучения - конечно, предусматривается. И мы полагаем, что это должно делаться последовательно: вводиться преподавание должно с 1 класса, начальной ступени - и далее по всем остальным годам и ступеням с минимальной нагрузкой 1 час в неделю.

В настоящее время в федеральной Академии повышения квалификации педагогических кадров в Москве должна начаться работа над концепцией расширения преподавания религиозных культур и этики по всем ступеням школы. Наши представители также должны принимать участие в этой работе в рамках методического объединения по ОРКСЭ и МКС, который должен также обсудить и одобрить такую концепцию.