Как менялись духовные и идеологические ценности россиян в разные эпохи? Какие ценности претерпели изменение в последнее время.


Хотя основные ценности относительно постоянны, в целом общественные ценности непрерывно изменяются. Специалисты по маркетингу должны обратить особое внимание на «переходные» ценности, затрагивающие все сферы рынка. Изменения, происходившие в 1990-х гг. (см. табл. 11.1), являют собой пример изменения парадигмы или фундаментального переупорядочения представлений потребителей и субъектов рынка об окружающем мире.26 Эти изменения заложили основы для нынешней рыночной среды. Возможно, взглянув на правый столбец табл. 11.1, вы захотите задуматься о том, как будут изменяться ценности в ближайшие несколько десятилетий и какое влияние это окажет на решения, которые вы будете принимать в роли потребителя или менеджера.
Смену общественных ценностей можно прогнозировать, основываясь на понятиях жизненного цикла: ценности человека изменяются с возрастом. Следовательно, молодежь, обладая некими собственными, присущими только ей, ценностями, через несколько десятилетий поменяет свои ориентиры, и общественные ценности будущего не будут отличаться от сегодняшних, поскольку молодые люди, становясь старше, усваивают ценности своих родителей (основное положение теории поведенческой ассимиляции). В противоположность ей постепенная замена существующих ценностей объясняется сменой поколений: молодые люди, представляющие на данный момент «ведущее» поколение, внедряют собственные ценности. Взрослея, они сохраняют ценности своей юности, которые заменяют общественные установки пожилых потребителей.27 Какая из этих теорий, на ваш взгляд, в большей мере соответствует истине? Останутся ли прежними ваши взгляды на жизнь лет через 30 или вы будете рассуждать, как ваши родители? Ваш ответ будет зависеть от того, в какой мере на ваши жизненные ценности повлияли культурная триада (семья, религия и школа) и прошлый жизненный опыт. Степень убедительности коммуникаций будет зависеть от ценностей, которые, вопреки мнению об их относительной стабильности и связи с культурными нормами и традициями, в действительности являются гибкими и в большей мере управляются вашими личными особенностями характера.28
Таблица 11.1. Западная цивилизация: изменение ценностей

Традиционные ценности

Новые ценности

Мораль самоотречения

Мораль самореализации

Высокий заработок

Высокий уровень качества жизни

Традиционные сексуальные роли

Стирание границ сексуальных ролей

Общепринятое определение успеха

Индивидуальное понимание успеха

Традиционная жизнь семьи

Альтернативные модели семьи

Вера в промышленный прогресс, обществен-

Вера в собственные силы

ные институты


Жить, чтобы работать

Работать, чтобы жить

Поклонение героям

Увлечение идеями

Экспансионизм

Плюрализм

Патриотизм

Стирание границ между национальностями

Неравномерное развитие

Повышение неприятия ограничений

Развитие промышленности

Развитие сферы услуг и информации

Восприимчивость к техническим новшествам

Ориентация на технологию

Примечание: развитые западные общества постепенно отказываются от традиционных ценностей и все больше переходят на новые.

Источник: Joseph T. Plummer, «Changing Values», Futurist, 23 (январь-февраль 1989), 10.
Изменение влияния семьи
В большинстве культур семья является важнейшим фактором формирования социальных ценностей. Подробнее влияние семьи рассматривается в гл. 12. Здесь остановимся лишь на основных моментах. В настоящее время дети все меньше испытывают влияние «дома» и родителей. Поскольку многие матери работают не дома, большинство детей сегодня посещают дошкольные учреждения разных типов (в 1965 г. детские сады посещали только 5,7% детей). Теперь дети все больше усваивают ценности вне дома. Родителей заменяют няни, детские сады, масс-медиа. Увеличение числа детей, воспитываемых матерями-одиночками, тоже уменьшает потенциальное родительское влияние. Увеличение числа разводов ослабляет влияние семьи, поскольку дети в основном общаются только с одним из родителей. Эти дети и сами реже формируют традиционные семьи, что впоследствии оказывает влияние на ценности будущего поколения. Семья как изолированное ядро или географическое удаление семьи от бабу- шек-дедушек и других родственников (расширенная семья) также ослабляет влияние семьи на передачу ценностей.
Изменение влияния религии
Большое влияние на культуру общества оказывает приверженность людей религиозным институциям. Уровень веры людей в Бога или «Высшую силу» может оказывать воздействие на многие аспекты их поведения. В статье врезки «Рыночные факты 11.1» отражены некоторые подобные влияния на то, как люди голосу-

ют на выборах, а также распределение этих влияний по возрастным группам и географическому расположению. В формировании ценностей США и других западных культур исторически важная роль принадлежала иудеиско-христианским религиозным институтам, но в последние годы ситуация изменилась. Лишь чуть больше половины (52%) взрослых американцев относят себя к числу протестантов, около трети - к последователям Римской Католической церкви, 1,3% - к иудеям, 0,5% - к числу мусульман, а все остальные распределены по более чем ста категориям.29 Процент потребителей, которые не ассоциируют себя ни с одной из религий (т. е. атеистов, агностиков, гуманистов и секуляристов), возросло с 8% населения США в 1990 г. до 14% в 2001 г.
Для современной религиозной ситуации США характерны следующие тенденции: Спад приверженности традиционной церкви и религии, начавшийся после Второй мировой войны, вместе с исканиями поколения «беби-бумеров». Если в 1958 г. религиозные воззрения своих родителей не разделял каждый 25-й американец, то к 2001 г., по данным опроса американцев, посвященного религиозной идентификации (American Religious Identification Survey), 16% американцев изменили свои религиозные предпочтения.30 Наиболее успешно развивающиеся церковные общины относятся к числу социально консервативных групп с высоким уровнем вовлеченности. Это Церковь Иисуса Христа Святых Последнего Дня (Мормоны), Церкви Христа и Сообщество Господа, каждая из которых увеличила число своих сторонников с 1990 г. на 19%. Редеют ряды пресвитерианцев и Объединенной Церкви Христа, которые потеряли с 1990 г. 12% и 15% соответственно.31 Возрастает популярность нехристианских конфессий. Увеличение этнического многообразия сопровождается ростом числа людей, исповедующих буддизм, ислам и др. религии. Нередко это консервативные религии, культивирующие уважение к старшим членам семьи. Отход от традиционной религиозности в сторону духовности. Многие американцы, особенно достигшие зрелого возраста lt;lt;беби-бумеры», вместо традиционных религий обращаются к поиску основанных на опыте веры и духовности. Духовность, более личная и практическая, провозглашает не стремление к спасению, а, скорее, освобождение от напряжения, не просто благо, а чувство удовлетворения и благодать.32 При таком свободном определении веры и религии миллионы американцев неожиданно страстно увлеклись поисками ду-
33
ховности, и как никогда много людей стали говорить о своей «религиозности» (хотя они не посещают церковные службы). Таким образом, 90% американцев отмечают, что религия играет значительную роль в их обыденной жизни, и лишь 10% считают религию «не столь важной».34 Более значительная религиозность женщин. Женщины склонны сильнее, чем мужчины, выражать свои религиозные чувства и духовные искания, зачастую они посещают занятия по изучению Библии и женские группы, в рамках которых они поддерживают друг друга в этих устремлениях, а также берут на себя больше ответственности по передаче религиозных ценностей своим детям и внукам. Кроме того, по сравнению с мужчинами они чаще определя

ют успех с религиозных позиций.33 Такие известные личности, как Пэрис Хилтон, Бритни Спирс, Деми Мур и Мадонна, являются приверженцами Каббалы, формы мистического иудаизма.36
Религия и духовностьявляются серьезным бизнесом и оказывают влияние на серьезный бизнес. Активизация духовных исканий привела к росту спроса на религиозную литературу, духовные общества, одежду с религиозными логотипами, нетрадиционную медицину, духовное образование, религиозные радио- и телевизионные программы, паломнические туры и различную религиозную музыку - от U2 до МегсуМе. Фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» стал одним из наиболее кассовых благодаря маркетинговым усилиям, нацеленным в основном на христиан, а книга Рика Уоррена «Жизнь, направляемая целью» была распродана в количестве более 21 млн экз., и это привело к возникновению сотен домашних и церковных групп, где изучаются описанные в книге факты.37 В статье «Поведение потребителей и маркетинг 11.2» описывается, как иногда ценности религиозных потребителей оказывают воздействие на крупнейшие розничные компании и их поставщиков.

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Вечная проблема отцов и детей, разногласия старших и младших, превосходство одних и бунт других. Почти каждое поколение высмеивает предыдущую «старую» модель поведения и устанавливает новую. У каждого поколения свои взгляды и свои ценности. Но как же менялись эти убеждения? Редактор сайт Анна Баклага подняла архивы истории и постаралась сегодня разобраться в насущном вопросе.

Разные исторические промежутки становятся причиной конфликтов поколений


Система ценностей общества формируется, исходя из некоего количества факторов, влияющих на человека. Несомненно, что определяющие векторы в нашем сознании, возникают в результате семейного воспитания. Но ничуть ни меньше, на нас влияют и общественные события, которые происходят в период становления личности. Отсюда следует, что конфликты мировоззрения случаются именно по причине взросления в разных исторических промежутках.

Теория поколений была создана в девяностых годах американскими учеными. И в двухтысячных годах, уже русской командой, адаптирована для России. Исходя из этой теории, начиная с двадцатого века и заканчивая сегодняшним днем, сформировано шесть поколений.

Величайшее поколение (1900—1923)

Материальные ценности для этих людей не имели особого значения, так как им много раз приходилось терять все, что они наживали. Им пришлось пережить революцию, Гражданскую войну и коллективизацию. Личность, которая формировалась в это время, отличалась ответственностью, трудолюбием, семейными традициями, верой в светлое будущее и категоричностью суждений.

В период репрессий людям приходилось строго контролировать свою речь


Молчаливое поколение (1923—1943)

Рожденным в этот период пришлось научится строго контролировать себя в обществе, чтобы не сказать ничего лишнего. Только в семье они могли обсуждать проблемы и говорить на любые темы, поэтому семья для них была — главная ценность.

Великая Отечественная война, сталинские репрессии, разрушение и восстановление страны-все это влияло на данное поколение. Они уважали закон и статусы других людей. А еще — безоговорочно доверяли врачам, так как именно в это время произошло открытие антибиотиков.


Поколение беби-бумеров (1943—1963)

Общество, становление которого пришлось в этот временной промежуток, отличается небывалым патриотизмом. Этот период был всплеском воодушевления народа и кстати говоря, рождаемости. Отсюда и название периода. Такие события, как победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», полеты в космос, гарантированность медицинского обслуживания — вселяло в население веру, оптимизм, уважение и гордость к своей стране.

Послевоенное поколение верили в свою страну так, как не верил никто


Именно тогда в стране появились сети специализированных магазинов «Свет», «Радио», «Охотник-рыболов» и другие. Люди этого периода активные и любознательные. Они с интересом осваивают появляющиеся технологии и открыты для всего нового.

Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963—1984)

Люди этого периода, как правило, рано были приучены к самостоятельности. Они больше индивидуалисты, чем их родители. В это время резко повышается число разводов. Семья уже не представляет такой важности для общества, как раньше. Многие женщины начинают заниматься собственным бизнесом. Для людей этого времени очень важна свобода выбора.

Застой, холодная война, война в Афганистане, появление наркотиков, начало перестройки — все это события поколения X.


Поколение Y или поколение Миллениум (1984—2000)

В отличие от своих самостоятельных родителей, поколение Y более зависимы. Это время распада СССР, военных конфликтов, терактов, бурного развития коммуникаций, цифровых технологий, интернета и мобильных технологий. Поколение Y еще называют поколением большого пальца. Ведь они фантастически быстро умеют набирать сообщения в своих гаджетах. Еще одна отличительная черта игриков — они не готовы ждать, практически в любой деятельности им нужен немедленный результат.

Поколение девяностых — это поколение большого пальца


В основном, люди этого временного промежутка делают то, что модно, даже если это вредит им. Это эпоха брендов. Наркомания, табакокурение, алкоголизм вышли в ряд основных проблем данного этапа. Наступила эра публичности, стирание границ — все можно увидеть в телевидении и в интернете.


Поколение Z (c 2000)

Представители данной категории рождаются до сих пор. Поэтому вопрос их становления остается еще малоизученным. Мировой финансовый кризис, укрупнение бизнеса, создание торговых сетей — все это, по мнению ученых, формирует очередное «молчаливое» поколение. Создается общество, которое делает свои выводы на основе информации, получаемой из интернета. А виртуальное общение становится предпочтительней живому.

Доступ в ценностный диапазон мироздания.

Расширение картины мироздания, раскрытие поля возможностей, создание проявленных творений – всё это происходит, рождается одномоментно.

Есть точки, в которых совершаются переходы и происходит усиление возможностей слияния с пространствами совершенства. Сегодня один из таких дней, который может активировать и начать новый, более совершенный виток сознательной реальности, если выберете и шагнёте в ЭТО.

ЭТО не касается тех человеческих предпочтений, которые делят на «хорошее и плохое», совершают выборы «боль или радость», «чёрное или белое».

ЭТО гармоничное течение и равновесие в более высоких сферах сотворения, доступ к которым негласно всегда существует, но может перейти и в сознательное русло.

ЭТО другие акценты течения гармонии, где не существует разницы и человеческих аспектов.

Соприкасаясь с данными мерностями в такое время сознательно, вы способны переключаться из того, что знали, кем были, как привыкли себя ощущать и с чем идентифицировать, в другое, более развёрнутое состояние. Можно сказать, что ЭТО возвышенное, расширенное пространство мироздания, в котором есть проявленность сотворения.

Каждый из вас может думать, что он что-то знает, достиг, постиг в этой жизни (это может быть, действительно, так). В сравнении же с тем, что несёте в своём потенциале, это совсем немного, возможно даже, мельчайшая капля. Но любая капля частоты, которая складывается из осознаний и достижений, важна – она разбавляет всё остальное.

Иногда вы увлекаетесь тем, что идёте за чьим-то зовом. Вам кажется, что это ваш собственный зов, и берёте одну из иллюзий и начинаете играть ею в большем или меньшем аспекте, ключе. Тогда это становится частью вашего пространства. Когда берёте всё из этого, оно растворяется и исчезает.

Всё, что появляется в вашем поле зрения, заслуживает вашего внимания – особенно то, что хотите отторгать, от чего хотите отказаться. За тем внешним, что привлекает или отталкивает, лежит другое – то, что является частью вас самих, к чему стремитесь.

Когда стремитесь к чему-то, как вам кажется, «светлому» и отталкиваетесь от чего-то «тёмного», может оказываться так, что, отталкиваясь от «тёмного», отталкиваетесь от того света, который стоит за ним. Просто «тёмное» - это тот буфер, как микроэкзамен, который важно пройти, чтобы достичь того, к чему стремишься.

Микроэкзамены – это проверка на степень зрелости, на прочность – её всегда устраивает Мироздание. Это способ показать, что тебе нужно, что это имеет для тебя ценность.

О ценности в этом мире.

Они сейчас сужены до ценностей в различных направлениях. Особенно проявлена ценность материальных благ. Как бы ни был человек в индивидуальном сознании отключен от данной ценности, он, в любом случае, будет зависим, запитан на эту ценность. Почему? Потому что это та узкая составляющая большого целого, которая проводит в ценностный диапазон Мироздания.

Очень часто многие люди совершают ошибку, будучи подталкиваемы теориями о том, что для них что-либо не нужно или не важно. Отключаясь от чего бы то ни было, в данный момент – от ценностной составляющей, которая в каких-то аспектах гипертрофирована и выражена искажённо, но в других является проводником в глубинную ценность того, что является связью с Мирозданием.

Есть ценности Мироздания. Они находятся как бы в сердцевине шара, сферы. На перифирии находится точка материальных ценнностей. Многие люди западают на эту точку и остаются в её ареоле, не сдвигаясь дальше. Другие немного больше охватывают, захватывая ещё ценность семьи, ценность памяти, знаний, навыков и умений.

Ценность Мироздания гораздо больше – это ценность постижения того, что стоит за гранью расшифровывания, возможностью расшифровывания в слова и фразы данного состояния.

Как только возникает возмущение чем-то или кем-то, происходит отдаление от ценности Мироздания. Именно возмущение отбрасывает от себя самого и от своей ценности.

Ценность свою можно ощутить как ценность всех окружающих и всего окружающего вокруг. Ценность к себе является тем, что показывает: человек, который рядом с тобой, ценен для тебя или нет. Если ты теряешь уважение к нему, если теряешь видение значимого в нём, это знак данному существу о том, что оно улетучивается, отделяется от своей глубинной ценности, теряет связь с Мирозданием.

В такие моменты растёт ценность материального, ценность обладания чем-то и своей собственной устойчивости, и происходит подмена. Эта подмена может стать чреватой, когда займёт внутреннее пространство, которое ей не принадлежит. Подмене сначала принадлежит только одна часть, одна точка, но постепенно, когда человек обесценивает то, что приходит из других или от другого, отбрасывает, обесценивает, отказывается, на место обесценивания становится другое – то, чем он обладает в плотном мире.

Так человек обкладывает кирпичик за кирпичиком себя в своём поле, в своём пространстве статичностью и устойчивостью. Ему кажется, что сила его растёт, но эта сила в какой-то момент начинает быть его грузом, потому что этот груз нужно кормить своей собственной энергией жизненной силы.

Именно так многое устроено в социальном мире ныне для того, чтобы люди испытывали перегрузки, болезни, чтобы укорачивался срок их жизни.

Каждый может повлиять на данную ситуацию очень просто: когда он может видеть в другом человеке ценность, когда он может то, что было статичными кирпичиками, превращать в течение, и таким образом соединять свою связь с ценностью Мироздания.

Что значит ценность Мироздания?

Это ядро своей соединённости с Общим. Когда его достигаешь, происходит постижение слияния со всеобщим, целостным Сознанием. Тогда у тебя происходит обратный процесс, когда целостное Сознание – та ценность Мироздания, начинает питать тебя и течёт, заполняет все те микроёмкости ценности, которые есть в твоём поле: в твоём бессознательном, в твоём сознании, в твоих многих уровнях.

Оно заполняет те пустоты, которые были образованы в детстве, в предыдущих воплощениях, образованы там, где ты не можешь восстановить свою связь с самим собой, где не можешь воспользоваться своим знанием и своими навыками, где не работает то, что, по твоим ощущениям, должно работать.

Тогда включаются совершенно другие законы, когда не нужно принудительно выстраивать автоматические цепочки. Ты начинаешь просто направлять своё внимание, и в том направлении течёт ценностный поток. А так как он соотносится с Мирозданием, и в нём самом – та самая ценность, формирующее зерно, тогда всё скапливается, структурируется, формируется и сотворяется.

Раньше мы говорили о поле эфира. Сейчас это поле эфира также продлевается, но из более ёмкого состояния – из Мироздания, из состояния задействования своей сердцевины, своего ценностного наполнителя.

Это Знание и способность воспринимать это Знание не для всех, потому что оно переложено на слова и достаточно непросто для восприятия человеческим осознанием. Помимо слов существует и энергия, которая течет в определённое время открытого портала.

Если нет восприятия на понятийном уровне, но есть внутренний отзыв того, что «что-то в этом есть» для вас, что «есть какое-то зерно», и вы можете допустить существование чего-то, что сейчас не расшифровываемо, непонятно или недоступно, тогда просто позволяете этому непознанному, но ценному, которое наполняет Мироздание, активироваться, встроиться и создать вашу собственную связь. Именно связь индивидуального, которая когда-то отделилась и вышла в выборы дуальности, со всеобщим Единым, которое готово, желает и жаждет проявлять себя через индивидуальное наиболее совершенным способом.

Этот наиболее совершенный способ может быть дарован вам.

В то же время не существует ни одного момента, который вы прожили напрасно. Не существует ни одного момента ваших взаимодействий, выборов, ваших ситуаций, которые были, есть или будут несовершенны и менее для вас подходящи.

То, что есть – это бо́льшая степень осознавания или разумности индивидуального существа. Проявляя разумность, вы перещёлкиваете и создаёте бо́льшую способность включения себя в общие процессы Мироздания. Вы не просто течёте, как былинка в потоке воды, а способны участвовать, способны своим сознанием взаимодействовать и передавать свои желания и восприятия, а также слышать желания, восприятия, возможности и ценности окружающего мира и участвовать.

Ещё раз: ценность всегда проистекает из ценности. Вы видите ценность того, кто с вами, того, что вокруг вас. Видя эту ценность, вы соединяетесь, сливаетесь, перетекаете и создаёте возможность.

Мир бесконечно многообразен.

В мире существует множество слоёв и подмиров, которые содержат в себе разные формы жизни, разные степени ситуации.

Многие из вас, оказываясь в каких-то, казалось бы, иллюзорных ситуациях, просто ныряют в определённые миры. В этих мирах через иллюзию (через мечту, фантазию, представление) проживают себя другим. Это может быть неведомо, в силу того, что в данном воплощении для них это не раскрыто.

Есть те, в ком есть бо́льшая способность к расширению, растяжению. Это те, кому это надо. Другие в ме́ньшей степени способны к растяжению. Они следуют чётко своему направлению и задачам. Всё это просто разные спектры жизни, разные спектры восприятия.

Вы можете не разочаровываться и не обижаться на тех, кто не воспринимает вас такими, какие вы есть, кто не способен услышать ваши ценности, кто не способен воспринять тот мир, который для вас является реальностью. Просто подарите ему возможность видения его, этого существа, ценным – тем и с тем, какой он есть.

Так начнёте приближаться больше и больше к своим ценностям.

Что же касается материальных ценностей – это тот самый первый шаг на пути к себе, к своим высшим ценностям, к которому можно относиться с почтением и вниманием, понимая, что это не то, на чём нужно останавливаться и фокусироваться, прикрепляясь к этому, но то, что даёт тебе возможность проводимости и следования дальше, чтобы раскрыть себя больше.

Состояние благодарности к ценностям любого плана также открывает возможности дальнейшего движения в пути.

Часто катаклизмы с ценностями материального мира могут быть тем, что человек очень прикрепляется и дорожит ими. Он начинает переводить ценности материального мира из инструмента в цели и достижения, и тогда сами по себе эти ценности, их сознание пытается встряхнуть человеческое существо для того, чтобы оно заняло верную, правильную позицию.

Здесь отсутствует гордость за то, что у тебя больше накоплено материальных ценностей. Они не принадлежат тебе. Они даны тебе как инструмент, чтобы ты был способен правильно их распределять в том диапазоне и в тех окружениях, которые находятся с тобой, а не для того, чтобы подминать, прятать и скапливать для себя.

Когда кто-то скапливает и пытается удерживать, видя всех остальных и мир как угрозу, то другие планы и другие уровни его начинают разрушаться, потому что он наступает на ценностный пласт себя самого в высшем диапазоне.

Напрямую человек не связывает привязанность к материальным ценностям и р

Византийская церковь, которая пришла в Россию в XVI веке, установила свои правила. Государственная политика изменилась. Однако долго управлять страной священникам было не суждено. Императоры, которые делиться властью не хотели, сильно урезали права духовенства.

Такая государственная «чехарда» отражалась на жизни простых людей. Каждый век проходил под знаменем новых идеологических ценностей.

Как менялись духовные и идеологические ценности русских со временем? Факртум собрал самую интересную информацию об убеждениях русских, начиная с XVI века и заканчивая современностью.

XVI век: Москва - третий Рим

В конце XV века византийская принцесса Софья Палеолог выходит замуж за царя Ивана III. Две нации объединяются. Софья приехала не с пустыми руками: с ней в Россию проникла византийская вера. Примерно в это же время Москву начинают называть третьим Римом. И не только за бурное развитие. В то время Россию считали последним оплотом православного христианства. Идеологические ценности на Руси после сближения с Византией, естественно, изменились. Помимо царя и его приближённых, к управлению страной также допускаются священники. Ярче всего подобная модель управления проступает во времена Ивана Грозного. Государственные изменения сказались и на жизни обычных людей.

XVII век: церковь правит страной

В XVII веке позиции церкви значительно укрепляются. Православная церковь получает независимость от Константинополя, что делает её мощной идеологической единицей. Реформы патриарха Никона, поддерживаемые царём Алексеем Михайловичем, окончательно разделяют власть между духовенством и государством. Сам Алексей Михайлович называл такой союз «симфонией». Активно насаждалась идея о том, что правление царя - воля Бога. Однако реформы Никона приводят к расколу церкви. В конце XVII века духовенство отодвигается на второй план.

XVIII век: на европейский манер

Пётр I окончательно определил место русской церкви. Духовенство должно было служить государю и всячески его поддерживать. Пётр внедряет законы, который он «подсмотрел» в Европе. Это не только привело к изменению облика придворных, распространению европейской кухни и быта. В XVIII веке главным стал гражданский закон, а не постулаты церкви. Такие изменения привели к идеологической модернизации общества. После провозглашения себя императором Пётр вообще упразднил должность патриарха. Люди начали верить в закон, стремились мыслить рационально. Бурное развитие производства и науки происходит именно в этот период.

XIX век: православие, самодержавие, народность

Императоры, управлявшие Россией в XIX веке, вернули церкви власть. Главный девиз, который был популярен во время войны с Наполеоном, гласил: «За веру, за царя, за Отечество!» Министр образования Сергей Уваров ввёл также знаменитую триаду «Православие, самодержавие, народность». Эта формула точно передаёт идеологические течения XIX века. Ценности, пропагандируемые государством, поддерживаются даже интеллигенцией. Интеллектуальная прослойка общества, которая, по сути, являлась флагманом, выступала за сохранение величия церкви, признавала эффективность самодержавия и призывала беречь национальные русские традиции.

XX век: новая «святая троица»

Церковь полностью потеряла авторитет после Великой Октябрьской революции. Была провозглашена новая «святая троица» - Ленин, Маркс и Энгельс. В этот период наблюдается резкое изменение идеологических ценностей. На смену религии и духовенству приходит материализм. Вместо церквей и монастырей начинают строить исследовательские институты. Люди больше не верят в правителей и спасение души. Структура общества тоже меняется. Ведущим классом становятся рабочие. Интеллигенция преимущественно состоит из учёных, инженеров и видных политиков.

XXI век: сильные и независимые

Современная Россия строится под девизом «Единство, патриотизм, независимость». Официальная идеология подразумевает объединение россиян для достижения общей цели - величия Российской Федерации. Пропагандируется именно идея общей работы над благосостоянием страны. Россиян призывают быть патриотами и чтить свою историю. Кроме того, отмечается, что русский человек должен быть здоров душой и телом, поэтому здоровый образ жизни - неотъемлемая часть идеологии. В независимости власти видят полную свободу от европейских ценностей. В сложном мультиполярном мире россиянам, по мнению государства, следует хранить преданность своим традициям.