Подготовить презентацию проекта. Этапы работы над проектом

5 ноября 2015

Популярность в шоу-бизнесе - явление переменчивое. Сегодня тебя знает вся страна, а завтра вдруг перестают узнавать на улице и брать автографы. Однако некоторым артистам удается оставаться на сцене не один десяток лет. К их числу относится и Андрей Князев - известный музыкант и поэт.

Общие биографические сведения

Андрей родился 6 февраля 1973 года в благополучной семье. Родители не только уделяли воспитанию сына достаточно времени и внимания, но и стремились развивать его таланты и с самого раннего детства считали мальчика одаренным. Андрей Князев всегда хорошо рисовал, зачастую сам придумывал какие-то необычные фантастические сюжеты. Его родители верили, что их сын когда-то обязательно станет известным художником. Однако судьба распорядилась иначе. Уже после окончания 8-го класса общеобразовательной школы Андрей поступает в реставрационное училище и именно там знакомится с Михаилом Горшеневым.

«Король и Шут»

Всероссийскую известность Андрей Князев, он же известен под прозвищем Князь, получил благодаря работе в культовой музыкальной группе «Король и Шут». Собрать свою музыкальную группу и играть нечто неформальное Михаил Горшенев пытался и до той судьбоносной встречи с талантливым одногруппником. Но в полной мере эта мечта осуществилась именно в соавторстве с Князем. Все просто - Горшок (Горшенев) писал музыку, а Андрей - стихи. Сочетание агрессивного панк-рока и оригинальных страшных «сказок-легенд» в текстах - это фирменный стиль коллектива. Датой основания группы «Король и Шут» считается 1988 год. За всю историю менялись музыканты, случались скандалы и кратковременные размолвки двух лидеров, но, несмотря на все эти мелочи, Князь и Горшок продолжали радовать поклонников новыми альбомами и концертами.

Новая группа Андрея Князева

С самого начала совместной работы между Князем и Горшком были некоторые разногласия. Андрей считает себя романтиком, и всегда склонялся к созданию более лиричных текстов с достаточно мелодичным музыкальным сопровождением. В то время как Михаил, напротив, любил агрессивные и жесткие мелодии и соответствующие тексты. Еще во время работы в группе «Король и Шут» Андрей Князев успевает записывать сольные композиции и даже издает свой авторский альбом. Однако не отвлекается и от основного проекта. Но в 2011 году Князь официально объявляет о своем уходе из «Короля и Шута» и создает новый проект под названием «Князь» с оригинальным написанием - в конце двойная английская буква Z вместо правильного «зь». Этот коллектив существует и сегодня, записываются новые композиции и альбомы, регулярно проводятся концерты.

Легендарный «Король и Шут» просуществовал некоторое время и без Андрея, окончательно группа прекратила свое существование в 2014 году в связи со смертью ее лидера - Михаила Горшенева. Что примечательно, Князь, пришедший в музыку как поэт и автор текстов, достаточно быстро научился играть на гитаре и петь. Сегодня он не только пишет стихи для своих песен, но и музыку, а также является лидером и вокалистом своей группы.

Личная жизнь и интересные факты

Несмотря на яркий сценический образ панка и анархиста, Андрей Князев, песни которого наизусть знает вся страна, в жизни является человеком спокойным, скромным и несколько замкнутым. Он привык к своей популярности, но до сих пор не любит, когда его узнают на улице и начинают приставать с вопросами. Впрочем, к поклонникам Князь относится благосклонно, никогда не отказывает в просьбах дать автограф.

Сегодня Андрей женат второй раз, его супруга - Агата Нигровская. У супругов подрастает совместная дочь Алиса, рожденная 12 октября 2010 года. Есть у Князева и еще один ребенок от первого брака с Аленой Исаевой, тоже девочка - Диана (родилась 12 декабря 2005 года). Близкие люди характеризуют Князя как человека мягкого, доброго, справедливого и очень отзывчивого.

Помимо основного музыкального творчества, Андрей не забывает и о своем художественном таланте. Еще в составе группы «Король и Шут» он лично занимался оформлением обложек музыкальных альбомов. Впрочем, стихи для Князя всегда были намного важнее, и что самое интересное - долгое время главным критиком была его мама. Именно ей в первую очередь он показывал свои новые произведения и ждал конструктивной критики.

Андрей Князев - музыкант культовый, его талант просто впечатляет, так же как и способность оставаться невероятно популярным в течение длительного срока.

Источник: fb.ru

Актуально

Дворец Кюлеборна. Эскиз Карла Шинкеля к опере «Ундина» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. 1815-1816 годы Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin

В эпоху распространения всеобщей музыкальной грамотности в высших, а потом и в средних классах общества музыкальные досуги монархов, писателей, художников и актеров не были чем-то экстраординарным. Arzamas собрал произведения самых выдающихся из композиторов-любителей XVII-XX веков.

Генрих VIII Тюдор, король Англии (1491-1547)

Именно Генриху VIII чаще всего приписывается авторство знаменитой английской песни «Зеленые рукава» , и не одно поколение британских музыковедов сломало копья в битвах за доказательство его авторства. Абсолютно точно же известно, что Генрих VIII написал не меньше инструментальных песен и танцев, чем подписал эдиктов и смертных приговоров. Вот одна из лучших песен короля:

Генрих VIII. «Досуг в хорошем обществе» Исполнение: The King’s Singers

Иван Грозный, государь, царь и великий князь всея Руси (1530-1584)

Неутомимая активность Ивана Грозного распространялась не только на войны и распри, но и на культурные реформы — новые стили зодчества, введение книгопечатания, богословские и церковные реформы. Особенно любил государь церковное пение и с собственной капеллой под руководством одного из первых русских композиторов Федора Крестьянина ежедневно принимал участие в богослужении. От Грозного-композитора осталась рукопись двух стихир под названием «Книга глаголема Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье». Одна посвящена московскому митрополиту Петру, жившему в XIII-XIV веках, вторая — Сретению иконы Владимирской Богоматери (см. «Патриотическая музыка»). Они написаны необычным поэтическим языком, связывающим тексты непосредственно с музыкальным содержанием (нетипичные для того времени распевы слогов), и по музыкальному содержанию могут быть поставлены в ряд с лучшими образцами этого жанра XVI века.

Иван IV Грозный. Полное собрание стихир Исполнение: мужской хор Московского патриархата «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко

Жан-Жак Руссо, писатель, философ, мыслитель (1712-1778)

Автор «Рассуждения о науках и искусствах», «Исповеди», известный сторонник простого, неискушенного образа жизни, возвращающего человека к природе, Руссо был одним из искушеннейших композиторов своего времени. Его перу принадлежат песни, концерты, сонаты и другие инструментальные сочинения, а особенную известность завоевала его одноактная опера (интермедия) «Деревенский колдун», написанная в 1752 году. За нее король Людовик XV после постановки в Фонтенбло предложил Руссо пожизненную пенсию, от которой, впрочем, тот гордо отказался. Пасторальный сюжет, блестящая и доступная музыка сделали интермедию Руссо желанной на многих сценах Европы. Воспоминания об этих постановках оставил в своих «Письмах русского путешественника» Николай Карамзин.

Жан-Жак Руссо. «Деревенский колдун». Ария «J"ai perdu tout mon bonheur» Исполнение: Габриела Бюрглер (сопрано); Cantus firmus consort & Kammerchor, дирижер Андреас Райце

Эрнст Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель (1776-1822)

Гофман так любил музыку, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь любимого им Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Гофман уже искал чисто романтического союза муз и честно, всей своей творческой деятельностью содействовал его укреплению. Он не только сочинял оперы, но и даже расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились, хотя либретто для них, например, ему сочиняли другие поэты. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и постоянно пытался занять где-нибудь место дирижера оперного театра — чаще всего, увы, безуспешно. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор до сих пор довольно часто исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Правда, и тут Гофману не повезло: театр сгорел вместе с декорациями (партитура, к счастью, уцелела). Гораздо более успешен был Гофман — последний просветитель и первый романтик — как юрист.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Увертюра к «Ундине» Исполнение: хор и симфонический оркестр Баварского радио, дирижер Ян Куцир. 1960 год

Александр Грибоедов, русский драматург, поэт, дипломат (1795-1829)

Грибоедов был типичным дилетантом глинкинской поры (как Алябьев Александр Алябьев — автор романса «Соловей» на слова А. Дельвига. , Гурилев Александр Гурилев — автор романса «Однозвучно гремит колокольчик» на слова И. Макарова. , Варламов Александр Варламов — автор романса «Вдоль по улице метелица метет» на слова Д. Глебова. и другие). От автора бессмертного «Горя от ума» не осталось, однако, ни одного романса — самого популярного жанра эпохи (зато уже на его стихи сочинили свои романсы те же композиторы). Грибоедов больше любил инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. Естественно, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор. Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823-1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени: «То флейта слышится, то будто фортепьяно…»

Александр Грибоедов. Два вальса Исполнение: Филлип Сир

Лев Толстой, русский писатель, мыслитель (1828-1910)

Любовь Льва Николаевича к музыке была довольно избирательной и необычной, о чем мы все помним по его описаниям в «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате». В поздние годы жизни в Ясной Поляне Толстой часто окружал себя музыкантами, в частности в его круг входили композиторы Танеев и Гольденвейзер. Тогда-то и всплыл «грех юности» писателя — в 1848 году, в возрасте 20 лет, еще не создав ни одного литературного сочинения, Толстой уже написал вальс. (Правда, идущий всего минуту и, по некоторым данным, в соавторстве с кем-то из своих приятелей той поры.) Иногда Толстой играл этот вальс, но с большой неохотой; в какой-то момент Танеев и Гольденвейзер уговорили его это сделать, после чего тут же записали исполнение в соседней комнате. Шел 1906 год, Толстому было уже 78, но он сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Благодаря этой истории мы и сейчас можем послушать единственное музыкальное произведение Толстого — Вальс фа мажор.

Лев Толстой. Вальс фа мажор Исполнение: Леон Клейзер

Фридрих Ницше, немецкий философ (1844-1900)

Дебютировавший «Рождением трагедии из духа музыки», поклонник Вагнера, Ницше был страстно влюблен в музыку. Получив первые уроки от отца, к 17 годам он самоучкой начинает писать музыку и к моменту встречи с Вагнером в 1868 году является автором уже более 70 композиций. В основном это были короткие фортепианные пьесы: крупная форма ему плохо давалась. Было написано много песен, вокальных ансамблей, хоров и даже два духовных сочинения. Однако композиторская карьера Ницше продлилась недолго, менее чем 15 лет: музыканты вагнеровского круга, столь почитаемые им, окончательно убили в нем веру в силу собственного музыкального дарования. Только еще один раз, в 1882 году, он напишет «Гимн к жизни» на стихи, продиктованные ему Лу Саломе, роковой женщиной его судьбы. Это сочинение для хора и оркестра окажется самым исполняемым произведением Ницше.

Фридрих Ницше. «Гимн к жизни» Исполнение: Orchestra 1813, Orchestra e Coro del Conservatorio di Como

Для русского читателя небезынтересным будет романс Ницше на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

Фридрих Ницше. «Заклинание» (пер. на нем. Теодора Опица) Исполнение: Лоретта Альтман (фортепиано), Валери Кинслоу (сопрано)

Василий Поленов, русский художник (1844-1927)

Поленов имел хорошее музыкальное образование и довольно высокие композиторские амбиции. Он интересовался европейскими новинками, в частности Вагнером, дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым и Полиной Виардо и постоянно занимался оперной сценографей, в том числе в Московской частной русской опере. Поленов писал романсы и песни, хоры, музыку к спектаклям и написал даже целую оперу «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова (который поставил ее в своем театре в 1894 году). Естественно, сценография принадлежала тоже самому Поленову, и она гораздо более известна любителям живописи, чем музыка. Многие сочинения Поленова не сохранились, а многие потребовали серьезной музыкальной редакции. Не так давно музыка Поленова вновь зазвучала — спустя век после забвения.

Василий Поленов. «Радуйтесь», фрагмент музыки к драме Аполлона Майкова «Два мира» Исполнение: Калужский камерный оркестр и Калужский камерный хор, дирижер Гарри Азатов

Михаил Кузмин, русский поэт (1872-1936)

Кузмин в юности всерьез хотел стать композитором и даже три года (с 1901‑го по 1904-й) занимался в Петербургской консерватории у самого Римского‑Корсакова. Его студенческие сочинения обнимали почти все академические жанры, но особенной популярностью пользовалась музыка к драматическим постановкам — «Балаганчику» Блока, например. Позже, когда Кузмин бросил консерваторию, он продолжал принимать живейшее участие в артистической жизни Петербурга как исполнитель и чаще всего пел песни на собственные слова со сцен кафе «Бродячая собака» или «Привал комедиантов». Здесь он был, как говорится, в струе: именно в эти годы в России появилось огромное количество авторов-исполнителей (например, Дмитрий Богемский, Владимир Сабинин и другие), часто исполнявших свои песенки интимно, вполголоса. Кульминацией этого стиля стало позже творчество Александра Вертинского, а песни Кузмина были забыты. Не осталось ни одной грамзаписи его пения — только чтение стихов. Некоторые его песни можно услышать .

Михаил Кузмин. «Александрийские песни. Первая тетрадь» (1905) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано) Михаил Кузмин. «Духовные стихи» (1901-1903) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано)​

Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин, актер, режиссер (1889-1977)

Как и некоторые другие композиторы американской сцены, например знаменитый Ирвинг Берлин, Чаплин был музыкально неграмотен. Существовал даже термин «насвистывающие композиторы» — они работали с секретарями. Однако музыка занимала в жизни великого комика колоссальную роль. Партитуры своих фильмов он всегда создавал сам, используя не только свой, но и чужой материал (французский фокстрот «Титина» в «Золотой лихорадке» редакции 1942 и 1956 года или танго «Продавщица фиалок» в «Огнях большого города»). К секретарям и аранжировщикам у него были высочайшие требования — работа над партитурой фильма превращалась для музыкальной группы подчас в настоящее мучение. Музыка, а не речь продолжала до конца жизни великого артиста оставаться главной эмоциональной опорой сюжета и игры. Чаплин надиктовывал свои музыкальные идеи, обычно играя на скрипке, хотя мог играть и на фортепиано. В 1950-е годы, живя в Швейцарии во время длительного перерыва после «Огней рампы», Чаплин заново переделал всю музыку к своим старым немым фильмам еще рубежа 1910-20-х годов. Последней партитурой Чаплина стала музыка к знаменитой мелодраме 1921 года «Малыш», вышедшей в новой музыкальной редакции в 1971 году.

Чарльз Чаплин. Вальс из кинофильма «Огни большого города» (1931) Исполнение: джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского, запись 1937 года

Мировая литература богата великими именами. В литературной традиции почти каждой из ведущих стран мира можно найти около десятка имен, вошедших навечно в анналы мировой литературы, однако есть среди них писатели, имена которых являются олицетворением культуры своей страны, её литературными символами. Для России это Пушкин, Толстой и Достоевский, для Великобритании Байрон, Шекспир и Диккенс, для Германии Гете и Шиллер, а для Испании - Мигель Сервантес и Федерико Гарсия Лорка.

Федерико Гарсия Лорка - испанский поэт, драматург и музыкант, один из самых известных испанских поэтов. Если Мигель Сервантес и его герой стали выразителями испанской культурной традиции, испанского мировоззрения, многие мыслители считали «кихотизм» одним из основополагающих элементов «испанскости», то Гарсия Лорка стал певцом Испании XX века, «интернациональным символом» и при этом «народным поэтом».

Образ Лорки в СССР. Лорка как символ

Федерико Гарсия Лорка, наверное, - самый известный и самый любимый в России испанский поэт. Его можно назвать и самым переводимым испанским автором. Многие выдающиеся испанские писатели удостаивались лишь однократных переводов наиболее значимых своих произведений или не переводились вовсе. Лорка же переведен и изучен россиянами «вдоль и поперек».

Как бы ни прискорбно было это говорить, но на популярность Лорки в СССР и в России повлияла его трагическая гибель. Образ Лорки в советском обществе неразрывно связан с гражданской войной. Лорка пал жертвой франкистов. До рокового 1936 года, унесшего жизни многих испанских интеллигентов с обеих сторон конфликта, о Лорке в Советском Союзе писали немного, ограничиваясь лишь некоторыми упоминаниями о нем в ряду других представителей испанской литературы. После его гибели в советской печати вышло сразу несколько некрологов. Лорка предстал в них как жертва коричневой чумы, как народный поэт, убиенный «бандой наемного международного фашизма». Его образ был сильно политизирован. Он стал для советских граждан символом свободной республиканской Испании, символом «любви советских граждан к испанской культуре» и «сострадания испанскому народу».

Лорка и поколение 27 года.

В 1919 году Лорка был зачислен в Мадридскую Студенческую Резиденцию, здесь же обучались Хорхе Гильон и Сальвадор Дали, ставшие друзьями Лорки. Здесь же произошло знакомство Лорки и его товарищей с «признанными» писателями эпохи - Мигелем де Унамуно и Антонио Мачадо, виднейшими представителями «Поколения 98 года». Так называли группу испанских интеллектуалов, остро обозначивших в своём творчестве проблемы исторического развития Испании. Когда «медленное самоубийство Испании» подходило к своему завершению, монархия доживала последние годы, а представители «поколения 98 года» разошлись «по разным углам» идеологического поля Испании и перешли в лучший мир, эстафету подхватило «Поколение 27 года». Виднейшими его представителями стали Гарсиа Лорка, Хорхе Гильон и Сальвадор Дали.

Акценты в творчестве «поколения 27» были расставлены совершенно иначе. Творчество старшего поколения и его «образ Испании» был ориентирован «вовнутрь», основывался на рефлексии национальных проблем, а младшее поколение развернуло образ Испании «наружу», понесло его в мир, их творчество стало более «европейским». Налицо внутренняя полемика представителей «поколения»: в нем сочеталась «испанская народность» (Лорки) и «авангард» (Дали). Большое влияние на творчество поколения оказал Хуан Рамно Хименес, ставший своеобразным «связующим звеном» двух поколений.

Испания в творчестве Лорки

Лорка - уроженец испанской провинции Гранада, региона Андалусия, выходец из семьи зажиточных землевладельцев. Этот факт биографии Лорки не вписывался в созданный в Советском Союзе образ «мученика и народного героя» и поэтому часто умалчивался. Отец Лорки прекрасно играл на гитаре, сочинял и пел «канты-хондо» (андалузские песни) и пристрастил сына к народной культуре. Образы родной Андалусии и фольклорные мотивы стали одним из источников вдохновения молодого поэта. Он примеряет на себя образ «андалузца-цыгана». Его «Книга стихов», вышедшая в период ученичества в Мадриде в 1921 году пропитана самобытностью, чувствуется андалузских народных песен «сигирий». В 1923 году Лорка вместе с композитором Мануэлем де Фальей организует фестиваль народной андалузской песни и в этом же году издает сборник «Стихи о канте-ходно», ставший «приветом из детства», воспоминанием об отце.

Вершиной «народной поэзии» Лорки стал вышедщий в 1928 году цикл «Цыганское романсэро», пропитанного фольклорными образами и духам андалузских цыган. В известном стихотворении "Романс о луне, луне" на фоне фольклорного сюжета о луне, забирающей жизнь ребенка, разворачивается картина народной испанской жизни.

Луна в жасминовой шали явилась в кузню к цыганам.

И сморит, смотрит ребенок, и смутен взгляд мальчугана.

Луна закинула руки и дразнит ветер полночный

своей оловянной грудью, бесстыдной и непорочной.

Луна, луна моя, скройся!

Если вернутся цыгане, возьмут они твое сердце и серебра начеканят

На ледяной наковальне сложены детские руки

Прикрыв горделиво веки, покачиваясь в тумане

Из-за олив выходят бронза и сон - цыгане.

Где-то сова зарыдала –

Так безутешно и тонко!

За ручку в темное небо луна уводит ребенка.

Вскрикнули в кузне цыгане, эхо проплакало в чащах...

А ветры пели и пели за упокой уходящих.

Говоря об «Испании» в творчестве Лорки, нельзя не упомянуть и о религиозных мотивах. Испания известна своей религиозностью, католицизм в этой стране - одна из основ культуры. Лорка как истинный испанец был глубоко религиозным человеком. Одними из излюбленных «христианских» образов поэта были образы Святого Сальвадора и великомученицы Евлалии.

Лорка и авангард

«Народные мотивы» в творчестве Лорки умело сочетались с сюрреализмом, который был для поэта лишь одним из способов восприятия мира. Лорку нельзя назвать сюрреалистом. Элементы этого направления в его творчестве определила «тусовка», в частности его близкое знакомство с Сальвадором Дали, под влиянием которого Лорка пытался рисовать сюрреалистические картины, что, надо сказать, у него не очень хорошо получилось. Дружба художника и поэта строилась на контрасте «авангарда и фольклора», «атеизма и религиозности».

На сюрреалистические мотивы в творчестве Лорки повлияло и его соприкосновение с «американской культурой», два года поэт живет в Нью-Йорке, изучая американскую литературу, и привозит оттуда сборник «Поэт в Нью-Йорке».

Все грани творчества Ф. Гарсия Лорки.

Гарсия Лорка известен не только как поэт, но и как музыкант, художник и драматург. Поэзия, музыка и театр были неразрывны в его творчестве. Музицирование родителей и знакомство 11-летнего Лорки с Мануэлем де Фальей, обучившим мальчика манере пения «катно-хондо» определили тот факт, что именно с музыки начался творческий путь Гарсия Лорки. На фортепиано его выучил играть Антонио Сегуро Меса. Уже в 18 лет Лорка снискал первую любовь публики, превосходно исполняя произведения собственного сочинения. К сожалению, ранние сочинения Лорки не сохранились.

Однажды в детстве юный Федерико посетил выступление бродячего кукольного театра в своём родном селении Фуэнта-Лакерос. Это произвело на него неизгладимое впечатление. Он стал устраивать дома представления, вырезая из картона фигурки кукол. Позже стал разыгрывать импровизации на религиозную тематику, активно привлекая к ним домочадцев. Так началась его любовь к театру.

Талант драматурга проявится спустя много лет. В 1921 году появилась пьеса «Колдовство бабочки». Лорка написал её после знакомства с Грегорио Мартинесом, директором авангардного театра «Элава». Там пьеса и была поставлена при непосредственном участии автора. В «американский период» Лорка пишет пьесы «Публика» и «Когда пройдет пять лет», а по возвращении из странствия в 1930 году становится директором студенческого театра «Балаган». В последующие годы он создает свои самые известные драматические произведения «Кровавая свадьба», «Йерма», «Дом Бернарды Альбы».

Погрузившись в мир театра, Лорка не оставляет своих композиторских притязаний, он сам пишет музыкальные фрагменты к своим пьесам.

Скоротечность жизни

Федерико Гарсия Лорка прожил яркую, но короткую жизнь. Он стал ярчайшей вспышкой на небосклоне Испанской культуры. Удивительное дело, но многие великие люди, кому суждено погибнуть в рассвете сил, предчувствуют свою раннюю гибель и, обращаясь к их творчеству, этого трудно не заметить. То же самое относится и к Гарсия Лорке, одним из главных мотивов творчества которого стали «трагизм» и «скоротечность» этой жизни. Лирический герой поэта часто представал в образе несчастного влюбленного, сжигаемого страстью и принимающего своё бессилие. Часто в его произведениях встречается образ «искалеченного творца», поэта, пронзенного стрелами или лишенного конечностей.

Федерико, безусловно, ощущал трагедию своей эпохи и предчувствовал свой ранний конец собственной жизни.

А! Вот и смерть меня ждет

на этой дороге в Корову!

Пишет он, и эти строки становятся пророческими. Личная судьба поэта и судьба страны слились воедино в роковой день 16 августа 1936 года. Спустя месяц после начала гражданской войны, по дороге в родную Андалусию, Лорка был схвачен правыми и на следующий день расстрелян. Произведения поэта были запрещены в Испании вплоть до 1975 года, до смерти каудильо, но зато нашли свою популярность за пределами Пиренейского полуострова, в «сочувствующих странах», в частности, в СССР.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова В.М.»

Борис Пастернак -

художник, музыкант, философ.

Подготовила учитель русского языка

и литературы Козина О.М.

Класс: 11

Вид урока: информационно - исследовательский

Тип урока : защита проекта

Цели:

образовательная : рассмотреть влияние искусства, музыки, философии на лирику Пастернака, отразить их роль в творчестве поэта, формировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры поэта;

развивающая : развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, развивать умение частично – поисковой познавательной деятельности, развивать коммуникативные качества;

воспитательная : воспитывать у учащихся толерантность, вдохновлять на развитие такого навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать, формировать нравственную культуру учащихся.

Объект исследования – поэзия Пастернака.

Оборудование: портрет Б.Пастернака, книги, свеча, гитара, презентации, слайды.

Эпиграф : Я весь мир заставил плакать

Над красой земли своей.

Б.Пастернак.

Вступительное слово учителя:

Он награжден каким – то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

И он её со всеми разделил, - так писала о Борисе Пастернаке Анна Ахматова. Другая поэтесса Марина Цветаева скажет о нем: «Пастернак – большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет…»

Композитор Галич сочинил песню «Памяти Бориса Пастернака». Владимир Высоцкий исполнял песню на слова Пастернака «Гул затих».

Обратите внимание на портрет поэта, рассмотрите его внимательно. Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол. Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек. Существовала какая – то таинственная связь между обликом, духовным миром и характером его стихов.

Многие годы имя поэта оставалось под запретом, и вот вернулось, заговорило, засверкало. «Наследие Пастернака … завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью» (Лев Озеров). В 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта – Евгению Борисовичу Пастернаку.

Мы изучили творчество Пастернака, но наверняка у вас остались вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы.

Ученик: Познакомившись с творчеством Бориса Пастернака, мы узнали, что он имел незаурядные живописные и музыкальные способности, готовился стать философом. Он мог стать замечательным художником, великим композитором, но выбор был сделан – человечество приобрело поэта. Возник вопрос: почему Пастернак из всех увлечений выбрал поэзию? Второй вопрос: как живописные наклонности и музыкальные способности, знание философии отразились на творчестве Пастернака? Стараясь дать ответы на эти вопросы, мы провели исследовательскую работу «Особый почерк поэзии Пастернака» и создали проект, который назвали «Борис Пастернак – художник, музыкант, философ».

Учитель: О работе над проектом расскажет нам руководитель группы.

Ученица: Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как интерес к творчеству поэта не угасает, песни на его стихи звучат в кинофильмах. Немало пастернаковских формул, образов, изречений вошло в литературный обиход. У Пастернака по – своему учились и учатся многие писатели. Пастернаковские строчки берутся литераторами для заглавий романов, пьес. Людям всегда будет нужна его одухотворённая, чудесная и полная жизни поэзия. В учебнике литературы (Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый, А.Б.Воронин. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М, Мнемозина. 2010) эта тема раскрыта не совсем полно. Поэтому мы приняли решение создать проект. Разделившись на группы, мы обозначили темы, по которым необходимо было собрать материал. Составили план сбора информации и приступили к разработке действий.

Осуществив план действий, мы пришли к выводу, что у поэзии Пастернака особый стиль:

Живопись, музыка, философия, перестав быть главным делом жизни Пастернака, «вошли в состав» его творчества;

У живописи поэт учился говорить о себе, о своих чувствах, изображая окружающий мир;

Композиторское умение Пастернака в звуке передавать и внешний и внутренний мир приводят к тому, что порой звучание, а не значение слов определяют отбор образов;

Сблизившись с философией, лирика Пастернака обрела глубину и силу.

Продуктом нашего проекта стал альбом «Поэтический стиль Бориса Пастернака», куда вошел собранный материал по теме, анализ стихотворений, рисунки, викторины. Этот альбом можно будет хранить в кабинете русского языка и литературы, читать, использовать на уроках. Собранный материал мы рекомендуем как учащимся общеобразовательных школ, так и учителям в качестве методического пособия.

Учитель: Пастернак писал: «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме». Послушаем отчёт 1 группы: «Живописные наклонности Пастернака».

Ученик: Борис Леонидович Пастернак родился в семье одного из первых русских художников – импрессионистов, графика, мастера жанровых композиций и книжной иллюстрации, академика, профессора Училища живописи. Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Л.О.Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Толстого «Воскресение». Сторонники графических работ с удовольствием рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины тоже принесли художнику известность. Наконец, работы, написанные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Леонида Пастернака как живописца. Перед вами известные картины Леонида Осиповича. (Рассматривание картин)

Когда Борису Пастернаку было 4 года, его семья переехала на квартиру в Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Это был едва ли не самый лучший вуз страны, в котором преподавали самые известные и талантливые художники того времени. Борис с детства рос в семье интеллигенции, среди талантливых, гениальных людей. На его мировосприятие огромное влияние оказывали художники, писатели, музыканты. Среди гостей семьи Пастернак были Лев Николаевич Толстой, художники В.Поленов, И.Левитан, В.Серов.

Борис с детства любил рисовать. На сохранившихся рисунках можно увидеть и дом, и вид холма на церковь, и мост через речку. И хотя ничего удивительного не было в том, что сын художника пробовал свои силы в рисовании, однако уверенная рука, меткий глаз и упорство, с которым мальчик, неоднократно повторяя рисунок, добивался все большего сходства с натурой, говорят о явных способностях рисовальщика.

«Мог стать художником, если бы работал», - таково было заключение отца - художника. Но в 13 лет Борис оставил живопись ради музыки. А уже через 10 лет он опубликует первое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. Мир здесь представляется очень образно: чернила, слякоть, проталины, колеса, грачи, лужи, ветер. Все говорит о приближении весны, хотя используются черные краски. Думаю, что такое внимание к предметам у поэта от отца.

(Ученик читает стихотворение наизусть)

Учитель: Как живописные наклонности Пастернака проявились в его поэтическом творчестве?

Ученица : У живописи поэт учился говорить о себе, о своих чувствах. С первых шагов в поэзии Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Композитор Скрябин приметил «цветность» стихотворений Пастернака. Мы провели исследование. Взяли 15 стихотворений поэта из разных сборников и выяснили, какие цвета преобладают в поэзии Пастернака.

Сборник «Начальная пора». Стихотворения «Как бронзовой золой жаровень»: бронзовой золой, тополь обветшало – серый. «Все наденут сегодня пальто»: засеребрятся малины листы. «Сегодня с первым светом встанут»: сизый дождь, краской синей.

Сборник «Поверх барьеров». Стихотворение «Тучи, как волосы встали дыбом»: дымной, бледной Невой, черной рекой.

Сборник «Сестра моя – жизнь». Стихотворение «Ты в ветре, веткой пробуждающем»: сиреневая ветвь, синих слез.

Сборник «Книга степи». Стихотворение «Наша гроза»: эмали луг, лазурь клевер бурен и багров, в бордовых брызгах роскошь розовей.

Сборник «Темы и вариации». Стихотворения «Клеветникам»: багровым папоротником, черных клавиатур. «В лесу»: жаром лиловатым, черное солнце, синий циферблат, терпкий янтарь.

Сборник «На ранних поездах». Стихотворения «Художник»: в желтом плисе, черный лежебок, земля в белом, красным воском, белокурая копна, в черном котике.

«Сосны»: густая синева, краснолесье, белой магией, черной магией. «Дрозды»: лиловый лес, седое облако.

Сборник «Стихотворения Юрия Живаго». Стихотворение «Март»: синих жил.

Сборник «Когда разгуляется». Стихотворения «Весна в лесу»: корою посерелою. «Когда разгуляется»: белой грудой, черной тенью, синева, зелень листьев. «Золотая осень»: позолота, обруч золотой, желтых клёнах, золоченых рамах, след янтарный, вишневый клей.

Вывод: В палитре Пастернака присутствуют разные краски: серая, серебряная, синяя, сиреневая, сизая, лиловая, багровая, бронзовая, бурая, розовая, вишнёвая, красная, белая, чёрная, жёлтая, янтарная, позолоченная. Чаще всего употребляется синий цвет и оттенки синего (в 15 стихотворениях 10 раз).

Пастернак создает словесные картины – пейзажи: он рисует осень, зиму, весну, лето. Мы провели исследование: какому времени года Пастернак отдает предпочтение в поэзии?

В сборнике «Начальная пора» преобладает зимний пейзаж: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Все наденут сегодня пальто», «Зима», «Зимняя ночь».

В сборнике «Поверх барьеров» - зима, весна, лето: «Зимнее небо», «Метель», «Ледоход», «Весна», «Июльская гроза».

В сборнике «Сестра моя – жизнь» в основном летние пейзажи: «Звезды летом», «Наша гроза», «Лето», «Гроза, моментальная навек», «Весенний дождь», «До всего этого была зима».

В сборнике «Темы и вариации» все времена года: «Зимнее утро», «Весна», «Сон в летнюю ночь», «Осень».

Сборник «Девятьсот пятый год»: «Москва в декабре», «Лето», «Весеннюю порою льда».

Сборник «На ранних поездах»: «Летний день», «Зазимки», «Иней», «Опять весна».

Сборник «Стихотворения Юрия Живаго»: «Март», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Бабье лето», «Осень», «Август», «Зимняя ночь».

Сборник «Когда разгуляется»: «Весна в лесу», «Июль», «По грибы», «Осенний лес», «Заморозки», «Золотая осень», «Первый снег», «Следы на снегу», «После вьюги», «После грозы», «Зимние праздники».

Вывод: В стихотворениях Пастернака преобладают зимние пейзажи. Можно предположить, что зима – любимое время года поэта. Тем более Пастернак писал Фрейденберг: «Какая непередаваемая красота жизнь зимой в лесу, в мороз, когда есть дрова. Глаза разбегаются, это совершенное ослепленье».

Читая стихотворения Пастернака, можно отметить особый строй художественных средств и приемов. Стихи изобилуют неожиданными сравнениями: садились, как голуби, облака; гул ворвался, как шомпол; дождь затяжной, как нужда; падает чайка, как ковшик; тоска, как оккупант; войдёшь, как будущность; твоё присутствуе, как город; где воздух синь, как узелок с бельём. Исследователи творчества поэта указывали на пастернаковскую метафористику. Метафоры у него неожиданные: булки фонарей, пышки крыш, плащи тополей, ширма лени, лагерь мрака, стекло стрекоз, болтовня ручейков. Можно сказать, что стихотворение «Давай ронять слова…» построено на метафорах. (Чтение стихотворения).

Учитель: Лев Озеров скажет о Пастернаке: «Его стихи полны шорохов, звона весенней капели, сияния синевы неба и синевы инея, раскатов грома, блеска радуги, влюбленного шепота, звучанья музыки. Поэтический мир Пастернака сливается с миром природы и души человеческой». Стихотворение «Золотая осень» - образец мастерства Пастернака.

Ученица: (Чтение и анализ стихотворения «Золотая осень»). К сожалению, сборники стихотворений Пастернака мало иллюстрированы. Мы решили создать иллюстрации к некоторым стихотворениям о природе (демонстрация картин).

Вывод по теме: Поэзия Пастернака живописна. Он мог стать художником, но став поэтом, сохранил в своем творчестве остроту художественного восприятия мира. Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя. При помощи метафор, сравнений, оживают сады, дороги, пространства. Эпитеты делают стихотворения необыкновенными, яркими, образными. Свою манеру написания Пастернак определил как стремление «поймать живое», «мгновенную рисующую движение живописность». Пастернак – пейзажист рисует все времена года. Особенно удаются ему зимние пейзажи. Чаще всего у Пастернака встречается синий цвет: это синева ледника, синий рассвет, синие слёзы, лазурь реки, сиреневая ветвь, пепел сиреневый, голубая прохлада.

Учитель: «Жизни вне музыки я себе не представлял. Музыка для меня была культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что было самого суеверного и самоотверженного во мне...» - скажет Пастернак в «Охранной грамоте».

Как развивались музыкальные способности Пастернака? Послушаем отчёт

Ученица: Борис Пастернак был щедро одарён от природы. Мать поэта, Роза Кауфман – пианистка европейской известности, ученица Антона Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. Занятия музыкой на шесть лет стали для сына пианистки главным делом жизни и как будто определили выбор профессии.

«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина», - писал впоследствии поэт. Знакомство с музыкой Скрябина состоялось для Пастернака в 1903 году, когда семья Пастернаков и Скрябиных оказались соседями по даче. Летом он случайно услышал работу Скрябина над Третьей симфонией, а затем и лично познакомился с композитором. «Он играет – этого не описать…». Пастернак изучает творчество Скрябина, импровизирует, сочиняет и проходит цикл предметов музыкальной теории под руководством Глиера. Под влиянием Скрябина у Бориса Пастернака разгорелась страсть к импровизациям и сочинительству. Ему всё прощали ради музыки. Но Пастернак оставил музыку. Он оставил тогда, когда все кругом его поздравляли, так как понимал, что в этом деле он не может достичь наивысшего совершенства. «У меня не было абсолютного слуха, способного угадывать высоту любой произвольно взятой ноты, умения. Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».

Музыкантом, композитором Пастернак не стал, но музыкальное начало заложено почти во всех стихотворениях поэта. Недаром многие стихи положены на музыку. Мы провели опрос среди старшеклассников и выяснили, что самой популярной песней на стихи Пастернака является «Зимняя ночь». (Ученица читает стихотворение под музыку. Прослушивание песни).

Учитель: Какое влияние на творчество поэта оказала музыка?

Ученик: Став поэтом, Пастернак не отрёкся от музыкальных идеалов до конца жизни. В своих музыкальных пристрастиях поэт оставался верен музыке Шопена, Листа, Вагнера, Чайковского, Скрябина. Мы провели исследование и пришли к выводу, что в стихах Пастернака чаще всего присутствует Шопен («Баллада»: Позднее я узнал о мертвом Шопене, «Сон в летнюю ночь»: И сплошной поток шопеновских этюдов, «Музыка»: Свой сон дописывал Шопен, «Всё утро с девяти до двух»: Опять депешею Шопен к балладе страждущей отозван, «Опять Шопен, не ищет выгод…»). Но это не поклонение автору любимой музыки, это как бы обращение к знакомому, к собрату по профессии.

Любимая форма контакта Пастернака с музыкой – импровизации («Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот») и вариации («Оригинальная», «Подражательная», «Мчались звёзды. В море мчались мысы…» и другие).

Некоторые исследователи (например, Н.А.Фатеева) определяют основные созвучия и любимые музыкальные инструменты Пастернака: рояль, орган, колокол. Мы решили проверить, какой музыкальный инструмент чаще всего упоминается в стихотворениях поэта. Для исследования мы взяли 16 стихотворений из разных сборников.

Рояль (пианино) – в 15 стихотворениях – 4 раза: «Музыка», «Импровизация», «Заместительница», «Разрыв»; орган – 1 раз: «Весна»; колокол (благовест) – 2 раза: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Сон».

Связь музыкального и стихотворного в лирике Пастернака отражает особый ритмический текст. Мы поинтересовались, каким стихотворным размером и какой рифмой чаще всего пользуется Пастернак, взяв для исследования 10 стихотворений.

Сборник «Начальная пора». Все – на – де – нут - се – год – ня - паль – то - анапест.

Сборник «Поверх барьеров». Нет – сил – ни – ка – ких – у – ве – чер – них – стри – жей – анапест.

Сборник «Сестра моя – жизнь». Так – пах – ла – пыль – так – пах – бурь – ян – ямб.

Да – вай – ро – нять – сло – ва – как – сад – ян – тарь – и – цед – ру – ямб.

Сборник «Темы и вариации». Во – да – рва – лась – из – труб – из – лу – но – чек – из – луж – ямб. Мча – лись – звёз – ды – вмо – ре – мы – лись – мы – са – хорей. Лу – га – му – ти – ло – жа – ром – ли – ло – ва – тым – ямб. По – те – ли – стёк – ла – две – ри –на - бал – кон – ямб.

Сборник «Второе рождение». Плат – ки – под – бо – ры – жут – кий – взгляд – ямб.

Ни – ко – го – не – бу – дет – вдо – ме - кро – ме – су – ме – рек – ноч – ных – ямб с пиррихием.

Вывод: В произведениях Пастернака преобладает стихотворный размер – ямб.

(В 10 стихотворениях ямб -7 раз, хорей – 1 раз, анапест – 2 раза).

Во всех стихотворениях, кроме одного, рифма перекрёстная.

Стихотворение «Никого не будет в доме» как раз отвечает всем предпочтениям поэта, поэтому оно музыкально, и его поют до сих пор (чтение стихотворения, прослушивание песни).

24

Поэзия 06.11.2016

Дорогие читатели, приглашаю вас сегодня на музыкально-поэтическую прогулку. Хотите такого настроения? Мы с вами почитаем красивые стихи о музыке и музыкантах. Почему эта тема появилась на блоге? Во-первых, я сама по профессии музыкант. Во-вторых, я очень люблю стихи, многие уже знают мою такую любовь. И в-третьих, думаю, что и вам это может быть именно интересно. Наполнимся прекрасными строчками стихов, отдохнем от суеты жизни.

«Музыка - это стенография чувств» - уверял Лев Толстой. И действительно, звуки музыки сопровождают нас всю жизнь, начиная с детства, с материнской колыбельной. Мы бодро напеваем, когда на душе весна. Включаем классику, слушаем романсы, блюзовые мелодии, если нам грустно.

В разных странах Древнего мира музыкой лечили всевозможные недуги, и вполне успешно! Но многие наверняка замечали, что и ритмика настоящей поэзии сродни музыкальному строю. И неудивительно, что поэты часто посвящали свои стихи разным явлениям музыкальной жизни.

Сегодняшний наш разговор будет именно об этом: стихи о музыке, единение двух Муз. Нет, почему двух? Вы обращали внимание, что из девятки главных греческих покровительниц искусств сразу пять так или иначе относятся к жанрам музыки и поэзии? Даже в этом пантеоне они рядом!

Слушаю не музыку – слушаю свою душу.
Марина Цветаева

Дорогие мои, вы обратили внимание на строчки Марины Цветаевой? А ведь и правда, когда мы слушаем музыку, мы слушаем свою душу. И когда читаем стихи, мы тоже наполняемся душевно… Мы слушаем музыку стиха, слышим оттенки, полутона. Ну что же, пришла пора такого наполнения.

О, музыка-язык любви…

О, музыка, – язык любви,
Язык всемирного общенья!..
Как звуки вечные твои
Нас призывают к пробужденью,


Как наполняют кровь и мысль,
Как успокаивают нервы,
Когда по залу пронеслись

Раскаты двух аккордов первых.



Мгновенно замер зал, затих, –
Запели трубы и фаготы,
И, словно мужественный стих,
Несут воинственные ноты. 



А чудо тенора-альты
В союзе с томной девой-скрипкой
Влекут в просторы высоты…
И слезы искрятся с улыбкой.



Ты, музыка, – язык любви,
Созданье божьего свеченья.
Как очищаешь душу ты,
Как зажигаешь вдохновенье! 


Людмила Кудрявцева

Замечательные строчки, правда? На языке музыки и с помощью вот таких стихов мы очищаемся, вдохновляемся, появляются у нас и слезы на глазах, вместе с ней мы и радуемся. Сколько оттенков и эмоций.

Оды гениальным композиторам. Стихи о музыкантах и композиторах

«Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?» - позволю себе еще одну цитату, на этот раз, из высказываний мудрого Конфуция. Но сегодня я не стану подробно говорить именно о музыке, ее воздействии на нас с вами. На блоге я не раз обращалась к этой теме в рубрике — там вы сможете найти много материала о любимых композиторах и исполнителях. Предлагаю сейчас небольшую подборку стихов о музыкантах и композиторах.

Стихи о Шопене

Свои музыкальные предпочтения есть и у поэтов. Скажем, у Игоря Северянина есть посвящения великим романтикам: Бизе и Григу, а также ностальгические поэтические обращения к теме « Любовь и музыка» в стихах «Играй целый вечер», «Это было у моря» и ряде других. А это его размышления-стихи о Шопене:

Шопен

Кто в кружева вспененные Шопена,
Благоуханные, не погружал
Своей души? Кто слаже не дрожал,
Когда кипит в отливе лунном пена?

Кто не склонял колени — и колена! —
Пред той, кто выглядит как идеал,
Чей непостижный облик трепетал
В сетях его приманчивого плена?

То воздуха не самого ли вздох?
Из всех богов наибожайший бог —
Бог музыки — в его вселился opus,

Где все и вся почти из ничего,
Где всеобъемны промельки его,
Как на оси вращающийся глобус!

И. Северянин.

И вот еще замечательные строчки о Шопене.

Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой.

Марсель Пруст

А это стихи о музыке вообще и о Шопене, в частности, написанные Константином Бальмонтом:

Музыка

Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,
И звездною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных,

Тогда священна ты, — ты не одна из нас,
А ты, как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.

Всего острей поет в тебе одна струна –
Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты — как луна,
Когда вскипит волна, но падает, как пена

К.Бальмонт

Стихи о Моцарте

Еще один композитор, которого чаще других прославляют поэты, это Моцарт. Современные исследования показали, что его произведения оказывают благотворное влияние на организм человека, особенно, на сердечный ритм и ментальные функции. Известно, что полушария мозга у нас работают по-разному, чаще всего, с дисбалансом. Именно музыка Моцарта способна, как оказалось, привести их в гармонию, наладить нейронные связи между полушариями, а значит, значительно активизировать мыслительные процессы. Это такой «допинг» умственной эффективности, но не просто безвредный, а крайне позитивный.

Вы наверняка обращали внимание: «Рондо в турецком стиле», 40-я симфония и ряд других произведений композитора стали в наши дни неотъемлемой частью мира цифровых технологий. Можно по-разному относиться к тому, что их фрагменты используют в качестве рингтонов для мобильных телефонов, но это тоже некая дань автору и, пусть примитивная, но популяризация классики.

Давайте обратимся к видео, где оркестр «Новая Россия», его дирижер Юрий Башмет и солистка Алена Баева скрипка) исполняют дуэт для скрипки и альта.

А это - одноименные стихи о музыке Давида Самойлова, написанные в слегка ироничном стиле. Но с такой искренней любовью!

Дуэт для скрипки и альта



Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной. 



И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей. 



Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
«Тара-тара, тили-тики,-
Думал он.- 



Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта! 



Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума! 



Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд,-
Сколько требуется, столько
И отдаст…


Ox, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю —
Черный лед.


Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта! 



Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру, 



За вино и за ошибки —
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!

Не просто музыкальные инструменты

Тему «скрипки и альта» продолжают стихи про музыку, посвященные отдельным музыкальным инструментам. Мы с вами услышим стихи о гитаре, проникновенной скрипке, стихи, посвященные саксофону и роялю.

Федерико Гарсия Лорка вполне ожидаемо воспевает гитару. Для испанца это почти обожествляемый инструмент, а Федерико, как известно, был не только известным поэтом, драматургом, художником, но и искусным музыкантом. Почитаем его стихотворение о гитаре.

Гитара

Начинается
Плач гитары.
Разбивается
Чаша утра.
Начинается
Плач гитары.
О, не жди от нее
Молчанья,
Не проси у нее
Молчанья!
Неустанно
Гитара плачет,
Как вода по каналам — плачет,
Как ветра над снегами — плачет,
Не моли ее
О молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
Так плачет стрела без цели,
Так песок раскаленный плачет
О прохладной красе камелий,
Так прощается с жизнью птица
Под угрозой змеиного жала.
О гитара,
Бедная жертва
Пяти проворных кинжалов!



Федерико Гарсия Лорка (Перевод М.Цветаевой).

А это уже посвящения скрипке, одному из самых востребованных и самых проникновенных инструментов. Голос-скрипка-душа человека. Сколько же здесь ассоциаций… Почитаем дальше чудесные строчки стихов.

Моя душа на кончике смычка
Живёт… Поёт… Смеётся и рыдает…
Меня поймёт лишь тот, кто чувства знает…
Любовь… Разлуку… Взлёт под облака…



Смычёк парит… И струны скрипки плачут…
И пальцы нежно обнимают трость…
Порой слова — почти ничто не значат…
А музыкой мы чувствуем любовь…
играет музыкант о днях разлуки



И как в надежде вскинутые руки
Ввысь музыка уносит твой покой…
Мелодия звучит о страсти нежной
И море вторит скрипке не спеша…
Волной нахлынет…Брызнет чуть небрежно…
И ветерком вдруг улетит душа…



Моя душа…поет созвучно скрипке…
Живет, рыдает и смеется вновь…
смычок всесилен, хоть на вид и хлипкий
На кончике смычка — Моя Любовь…


Светлана Мулик-Калугина.

Еще одно стихотворение о скрипке.

Ах скрипка, как же нежно ты звучала,
Как пела песню трепетно души…
Земному здесь, вновь места было мало
И ввысь с твоей мелодией спешим…



Ты душу нежно тронула печалью,
То ввысь уходят звуки, то опять летишь,
Вновь вниз… Мелодией все ноты испускала
И в перерыве между ними снова тишь…



Как будто пела песню о разлуке
И о любви хотела рассказать,
И о душе печальной, сердца муки,
С надеждой все вернуть и отыскать…



Ах скрипка, как печально льются звуки,
Твоей большой и трепетной души,
Ты пела песню о своей разлуке
И снова все отдать в любви спешишь…



Несутся звуки вдаль, как будто в вечность,
Как будто с нею ты опять летишь,
Любви навстречу, в небо, в бесконечность,
Где только две души и снова тишь…

Наталья Бэрн

Завершим наш небольшой «инструментально-поэтический экскурс» небольшими, но очень трогательными одами саксофону и роялю. И, конечно же, любви!

Ах, как же плачет старый саксофон!..
Что даже листья замерли в полёте,
Она в дожде… Средь ветров бродит он.
В осенней стуже, на последней ноте…

Пути, как линии, идут лишь по прямой,
И кто-то не даёт им изогнуться,
Лишь плачет саксофон.
Морской волной,
Накатывая,пробуждает чувства…
Ну кто придумал, что судьбой дано,
Не встретиться! Не быть! А расставаться…
А листья кружат по судьбе давно
Осенним, жёлто — рыжим танцем.


Лидия Сальская-Купаева

Подснежники на рояле



Прозвучал на клавишах рояля
Вальс Шопена дивной красоты…
Всё, о чем мы с Вами промолчали,
Музыкой прольется о любви…



И букет цветов чудесный, нежный
Замер на рояле в тишине –
Ласковый, доверчивый подснежник
Вновь напомнил сердцу о весне…



И звучит Шопена вальс старинный
Ароматом искренней любви…
И букет подснежников наивный,
Как святая исповедь души.

Светлана Магницкая.

Я на клавишах белых хотела сыграть
Всех любимых мелодий мотивы.
Клавиш много, но всё же пришлось мне признать
Не хватает у белых силы…
А на клавишах чёрных мотив не сложить:
Отзовётся рояль диссонансом.
И его я спросила: «Ну, как же мне быть,
Чтобы струны запели романсом?»
И ответил мне старый и мудрый рояль,
Перламутром и Углем сверкая:
«Чтобы песня звучала, на всех играй,
Цвета клавиш не различая».
Я сказала «Спасибо тебе за совет,
Эту истину я принимаю».
Мне теперь ни к чему этот странный запрет:
На всех струнах души я сыграю
Для одних я сыграю весёлый куплет,
Для других — подберу я в миноре.
Если кто — то взгрустнёт, улыбнётся в ответ,
Разделю с ним и радость, и горе.
Я на клавишах белых хотела сыграть,
Только это — затея пустая.
Хорошо, что рояль научил понимать,
Что мелодия жизни – цветная. 


Елена Белова

О тех, кто дарит нам чудо

Ни один, даже идеально настроенный рояль, не заставит нас плакать и смеяться, радоваться жизни, мечтать и печалиться, если эти умения не передадут ему люди, исполнители, волшебники звукоизвлечения. Им, талантливым, гениальным исполнителям поклоняются, пожалуй, не меньше, чем авторам бессмертных нотных зарисовок.

Например, эти красивые стихи о музыке М.Ю. Лермонтова посвящены известному в его время гитаристу М.Т. Высотскому.

Что за звуки! неподвижен, внемлю
Сладким звукам я:
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.

Всемогущий! что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Всё, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,
Образ, милый мне:
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.

И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.

М.Ю. Лермонтов.

Валентина Гафта мы знаем по его искрометным, остроумным, бьющим прицельно эпиграммам. Но мало кто знает Гафта-лирика, философа, глубокого мыслителя. И тонкого ценителя искусств. Это его стихотворение навеяно музыкой в исполнении выдающегося пианиста и дирижера Евгения Светланова.

Музыка

/Е. Светланову/

Смычок касается души,
Едва вы им к виолончели
Иль к скрипке прикоснетесь еле,
Священный миг – не согреши!
По чистоте душа тоскует,
В том звуке – эхо наших мук,
Плотней к губам трубы мундштук,
Искусство – это кто как дует!
Когда такая есть Струна,
И Руки есть, и Вдохновенье,
Есть музыка, и в ней спасенье,
Там Истина – оголена,
И не испорчена словами,
И хочется любить и жить,
И всё отдать, и всё простить…
Бывает и такое с нами.

Максимилиан Волошин одно из своих стихотворений написал под воздействием живописи Елизаветы Кругликовой. Но главное даже не в этом, а в очаровании, притяжении самой личности художницы. Что несложно прочесть даже не между строк, о своих чувствах поэт говорит открытым текстом.

Кастаньеты

/Е. С. Кругликовой/


Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез себе в подарок
Пару звонких кастаньет.
Беспокойны, говорливы,
Отбивая звонкий стих,–
Из груди сухой оливы
Сталью вырезали их.
Щедро лентами одеты
С этой южной пестротой:
В них живет испанский зной,
В них сокрыт кусочек света.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер, на диван
Лягу я в мансарде темной,
И напомнят мне оне
И волны морской извивы,
И дрожащий луч на дне,
И узлистый ствол оливы,
Вечер в комнате простой,
Силуэт седой колдуньи,
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий и живой,
Танец быстрый, голос звонкий,
Грациозный и простой,
С этой южной, с этой тонкой
Стрекозиной красотой.
И танцоры идут в ряд,
Облитые красным светом,
И гитары говорят
В такт трескучим кастаньетам.
Словно щелканье цикад
В жгучий полдень жарким летом.

М. Волошин

Булат Окуджава завершает этот раздел обзора стихов о музыке. Его герой Исаак Шварц, один из самых колоритных композиторов той эпохи.

Музыкант

/И. Шварцу/


Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки - я надеялся понять,
как умеют эти руки эти звуки извлекать
из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии, которой он служил?
Да еще ведь надо пальцы знать, к чему прижать когда,
чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда.
Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь…
А чего с ней церемониться? Чего ее беречь? 



Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь
и вселяют в нас надежды… Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
по чьему благословенью я по небу лечу.
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосерднее и праведней она.

Б.Окуджава

Звуки природы, музыка сфер и непостижимая тайна гармонии

Где они черпают вдохновение, чем подпитываются в своем творчестве? Наверное, что-то идет изнутри, заложено от рождения. А какие-то источники, Кастальские ключи бьют вокруг. Только не все их замечают. Мы разучились слышать пение птиц, его глушат городские шумы, они тонут в спешке, суете повседневных забот. А если все же прислушаться, мы поймем, прочувствуем, сколько прелести в простой песне жаворонка, соловьиной трели на рассвете, заливистой перекличке дроздов… Давайте почитаем стихи о звуках музыки природы.

Жаворонок

Как щедро льются эти звуки
Из необъятной вышины!
Я к ним протягиваю руки —
Ладони музыкой полны.
Замрет на миг и снова льётся
Живая звонкая струя.
И солнце ласково смеется,
И дышит ласково земля.
Завидую самозабвенью
Неутомимого певца
И у него учусь уменью
И петь, и радовать сердца!

Ирина Оленина.

Нас окружает море звуков. Они слагаются в песни, балалды, симфонии. Шелест травы и листьев, тихий шепот ветерка и переливы ручейка, даже отдаленные раскаты грома - все дарит радость звучания бытия, самой Природы. А есть ведь еще и более тонкая, неземная музыка сфер. Чуткие аппараты создателей музыкальных шедевров способны улавливать всю эту гамму звуков и транслировать нам, воплощая в привычные для нас формы. Пожалуй, не стану больше комментировать, просто предложу на ваш суд несколько стихов о музыке во всем разнообразии ее проявлений.

Послушайте симфонию весны.
Войдите в сад,
Когда он расцветает,
Где яблони,
Одетые цветами,
В задумчивость свою погружены.

Прислушайтесь…
Вот начинают скрипки
На мягких удивительных тонах.
О, как они загадочны и зыбки,
Те звуки,
Что рождаются в цветах!
А скрипачи…
Вон сколько их!
Взгляните…
Они смычками зачертили сад.
Мелодии, как золотые нити,
Над крыльями пчелиными дрожат.
Здесь все поет…
И ветви, словно флейты,
Неистово пронзают синеву…
Вы над моей фантазией не смейтесь.
Хотите, я вам «ля мажор» сорву?

Андрей Дементьев

Что-то о музыке поминальное,
Что-то щемящее сверх понимания,
Что-то грустное, что-то печальное,
Что-то пустынное до одичания.
Что-то скифское и курганное,
Чернобыльное и полынное.
Первородное, первозданное,
Богатырское и былинное,
Что-то смелое и решительное,
И прямое, как высота,
Что-то самое значительное –
Человечность и доброта.

Виктор Боков.

Пришла любовь, и музыка звучит
И свет любви в душе моей сияет
Я слышу снова музыку любви
Она мою всю душу окрыляет

Моя душа летит в любви вперёд
И звездопадом музыка сверкает
Я в музыке любви опять лечу
Любовью музыка мне душу озаряет

Познал я в музыке красивую любовь
Чудесной музыкой она звучит в душе
Тебе я душу снова вновь открыл
Я музыку любви дарю тебе

Любовью, музыкой звучит душа
И золотым сияет ярким светом
Когда любовь к тебе придёт твоя
Ты будешь помнить каждый день об этом

Красивую историю любви
Мы знаем о Ромео и Джульетте
Любовью души были их полны
Их души жили в золотистом свете

Вся музыкой небес полна душа
Звучит она красиво и прекрасно
Любовью наполняется она
Друг друга души любят, это ясно

Сольются души полностью в Любви
И новой музыкой звучать те души будут
Они познают истину небес
Об этом будут помнить, не забудут

Вот так звучит в душе у нас любовь
Она свою нам музыку играет
Любите вы друг друга всей душой
И души ваш огонь Любви познают.

Николай Богатырёв.

Льются звуки, печалью глубокой.
Бесконечной тоскою полны:
То рассыплются трелью высокой,
То замрут тихим всплеском волны.



Звуки, звуки! О чем вы рыдаете,
Что в вас жгучую будит печаль?
Или в счастье вы веру теряете,
Иль минувшего страстно вам жаль?



Ваша речь, для ума непонятная,
Льется в сердце горячей струей.
Счастье, счастье мое невозвратное,
Где ты скрылось падучей звездой?


Вячеслав Иванов

Я никогда не понимал,
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Александр Блок.

Мелодия, звенящая несмело,
Подхваченная налетевшим ветром,
Уносит сердце в дальние пределы
В закатном освещении неверном.

Мелодию роняя сиротливо,
Распущенные, словно косы, ветви
Плакучая склонила низко ива,
Прислушиваясь: может кто ответит.



Мелодия запуталась в тумане,
Поникла, как в осеннем поле колос.
Тоской невысказанной тихо раня,
Похожа на печальный детский голос,

Поющий одиноко, нежно-тонко.
Закат дождем заплакал, догорая.


Мелодия коснулась сердца… только
Коснулась. И заполнила до края.


Ольга Андрус.

Звучала музыка и таяла душа,
А чувства были смазаны, как краски,
Мелодия плыла хрустально, не спеша,
Цветочным вальсом из забытой сказки.

Волшебной музыки чудесный эликсир,
Проник своим звучаньем прямо в сердце,
Прекрасной музыкою сотканный эфир
Душе дал ощущения, как в детстве.

А где берутся звуки, что первично там,
Где музыка повенчана с покоем,
Такая музыка предвестница слезам,
А слёзы – очищение простое.

Пусть слёзы – очищение заплакавшей души,
А чистота, как символ возрожденья,
Мир – суета сует, а мы опять спешим,
Плодя неразрешимые сомненья.

И где-то высоко волшебною струной,
Создатель нам настраивает чувства,
Растаявшей душой, очищенной, нагой,
Мы входим в мир волшебного искусства.

Андрей Шаламов.

Вот и завершилось это короткое путешествие в таинственный, чарующий мир звуков, мир, где соединяются воедино музыка и поэзия, две по-настоящему родственные стихии. Надеюсь, вам здесь было интересно, вы почитали стихи о музыке и музыкантах, узнали нечто новое и получили заряд солнечного позитива.

И для души мы с вами послушаем Музыка М.Таривердиев . Памяти Шопена. Гениальная песня в исполнении Тамары Гвердцители. Какая музыка, какие стихи, какое исполнение… просто до мурашек всегда, когда я слушаю эту песню.