ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
«...Гений чистой красоты»... Эти бессмертные пушкинские слова удивительно точно определяют творческую сущность Антонины Васильевны Неждановой. Чарующий тембр уникального по обаянию голоса, яркий артистический талант, фанатичная любовь к искусству, удивительная работоспособность, умение жертвовать в жизни второстепенным ради достижения главной цели — все это было присуще А. В. Неждановой и позволило ей стать непревзойденной, поистине великой певицей и артисткой. Нежданова усвоила высшие достижения европейской вокальной культуры, довела виртуозное мастерство до совершенства, полностью подчинила его художественным задачам, согрев лирической теплотой и трепетностью; она создала новый классически строгий русский стиль вокального исполнительского искусства.
А. В. Нежданова родилась в 1873 г. в деревне Кривая Балка, неподалеку от Одессы, в семье учителя. С детства ее окружала музыкальная атмосфера—ее родители, друзья и знакомые много играли и пели. Музыкальная одаренность Неждановой проявилась в раннем детстве; отец учил девочку пению, она постоянно участвовала и солировала в детских хорах; двенадцати лет она поступила в музыкальное училище. Нежданова бывала в оперном театре в Одессе, где постоянно пели итальянские оперные артисты и часто гастролировали известные русские певцы. В юности Нежданова была далека от мысли стать певицей: до двадцати шести лет она была учительницей в Одессе. Но впечатления от исполнительского мастерства выдающихся русских оперных певцов — Н. Фигнера и М. Фигнер, Л. Яковлева, А. Давыдова и др. привели Нежданову к твердому решению — учиться петь, и в 1899 г. она поступает в Московскую консерваторию, в класс профессора У. Мазетти. Еще в студенческие годы она привлекла к себе внимание многих видных музыкантов; А. Н. Скрябин, бывший тогда профессором консерватории, восхищенный талантом Неждановой, неизменно присутствовал на всех ее выступлениях. В студенческом спектакле, опере Моцарта «Похищение из сераля», Нежданова в партии Констанцы удивила публику большим диапазоном, гибкостью и редкой красотой своего голоса (лирико-колоратурное сопрано), строгостью и выразительностью исполнения, идеальной чистотой интонации и техническим блеском. Нежданова окончила консерваторию в 1902 г., пройдя пятилетний курс за три года, и была первой певицей, удостоенной на выпуске золотой медали. В том же году она успешно дебютировала в Большом театре в опере М. Глинки «Иван Сусанин» в партии Антониды.
На формирование таланта, на духовный рост молодой Неждановой оказали большое влияние виднейшие деятели русской культуры —С. Танеев, К. Станиславский, М. Ермолова, И. Сеченов и др. Встречи и общение с А. М. Горьким содействовали становлению жизнеутверждающих, реалистических, ясных эстетических воззрений Неждановой. Еще в юности, в Одессе, в семье директора народных училищ В. Фармаковского, ранее работавшего в Симбирске с отцом В. И. Ленина И. Н. Ульяновым. Нежданова познакомилась с видными учеными того времени. Нежданова писала в своих воспоминаниях: «Имя Ульянова-Ленина мне не раз приходилось слышать от Фармаковских. Я и не подозревала, какое высокое значение впоследствии будет иметь это имя в истории человечества».
Нежданова была скромна, требовательна к себе и очень трудолюбива; за один 1903 г., например, она подготовила в Большом театре девять партий. Она неоднократно по разным причинам отклоняла приглашения на гастроли в Италию, Францию, Англию и продолжала работать над новыми оперными партиями на сцене Большого театра. Только в 1912 г. она выехала в зарубежные гастроли и с триумфальным успехом выступала в Париже, в «Grand Орёга» с Э. Карузо и Т. Руффо в опере Дж. Верди «Риголетто». Парижская пресса писала о ней: «Нежданова — достойный партнер Карузо», «В настоящее время очень мало певиц, которые могли бы идеально исполнить партию Джильды. Г-жа Нежданова достигает в этой партии идеала и этим объясняется ее выдающийся успех». В 1922 г. Нежданова еще раз совершила длительную поездку по крупнейшим городам западной Европы; выступления ее прошли с огромным успехом. Тридцать два года пела Нежданова в Большом театре, став его гордостью и украшением; она исполнила за это время тридцать восемь партий в операх русских и зарубежных композиторов. Последний раз она выступила на сцене Большого театра в 1934 г. в опере Р. Вагнера «Лоэнгрин». Вместе с Ф. Шаляпиным. Л. Собиновым, С. Рахманиновым, В. Суком она принесла мировую славу русскому оперному искусству.
Нежданова удивительно умела сочетать цельность музыкально-сценического
образа с филигранной шлифовкой исполнительских деталей. Ее дикция была
предельно отточена; благодаря молниеносной, незаметной смене дыхания ее
кантилена казалась бесконечной. Дар сценического перевоплощения, постижения
души образа и полного слияния с ним сочетался у Неждановой с глубоким
пониманием стиля исторической эпохи, индивидуальности композитора; в каждой
роли ей удавалось создать особую, неповторимую манеру сценического движения,
походки, соответствующих характеру образа, его музыкальному содержанию.
Ясность и законченность музыкальной интерпретации соединялись у Неждановой
со своеобразием и естественностью сценической жизни ее героинь; она не
играла— она жила на сцене, ее жесты были психологически точны, лаконичны
и выразительны.
Мне довелось слышать и видеть Нежданову в Большом театре в двенадцати
операх. Навсегда запомнился созданный ею яркий образ Виолетты в «Травиате»
Дж. Верди, где Нежданова мелодраму А. Дюма поднимала до высот подлинной
трагедии. В «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова Нежданова не изображала
ребенка, она просто была девочкой-Снегурочкой, никогда ничего не видевшей,
кроме леса; она поражала неподдельностью, живой непосредственностью интонаций,
искренностью своих переживаний. Партия Манон, поначалу элегантной и ветреной,
в финале оперы Массне наполнялась истинным драматизмом и силой. В «Риголетто»
Дж. Верди нежная, наивная Джильда постепенно преображалась в фигуру глубоко
трагическую В «Сказке о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова Нежданова
ярко выявляла контрастность образов волшебной Лебедь-птицы и освобожденной
от чар, живой, жизнерадостной девушки царевны. Скульптурная монументальность
и строгость Эльзы к Лоэнгрин Р. Вагнера сочетались у Неждановой с горячей
трепетностью живых порывов и чувств. В «Садко» Н. Римского-Корсакова Волхова
Неждановой была прозрачным, бесплотным видением, все ее как бы растекающиеся
движения напоминали струящиеся воды ручья, а голос был полон проникновенной
человеческой нежности и тепла. Неизгладимое впечатление производили грация,
живость, поэтическая одухотворенность сказочной пушкинской Людмилы, как
будто излучавшей солнечное сияние и казавшейся воплощением молодости,
счастья и красоты в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
В моем представлении солнечная увертюра М Глинки к этой опере, как и известные
строки А Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», могут явиться
обобщенным поэтическим выражением истинного существа артистического облика
Неждановой. Пение Неждановой впечатляло, как природа, как небо, солнце,
оно вызывало физическое ощущение радости — в этом особое обаяние дарования
Неждановой.
По словам К. С. Станиславского, она создавала четкие, светящиеся образы,
где все страсти облагорожены и живы. Станиславский писал Неждановой: «Знаете
ли, чем Вы прекрасны и почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились
серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство
техники с вечно молодой, чистой, свежей и подчас наивной душой. Она звенит,
как Ваш голос... Вы — Орфей в женском платье, который никогда не разобьет
своей лиры... Я удивляюсь, преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас». 1
Высоко ценил и очень любил пение Неждановой А. М. Горький. Бернард Шоу
писал Неждановой: «Я теперь понимаю, почему мне бог дал прожить до семидесятилетнего
возраста, — это для того, чтобы я имел возможность услышать его лучшее
творение — Нежданову».
Много лет своей жизни, с 1902 г. по 1943 г. А. Нежданова отдала концертной
деятельности; с ней работали и выступали в концертах как аккомпаниаторы
У. Мазетти. С. Рахманинов, посвятивший певице свой «Вокализ», В. Ландовская.
Е. Бекман-Щербина, Н. Голованов. Образованнейший музыкант, пытливый художник,
А. Нежданова постоянно и много работала над расширением своего концертного
репертуара. Ее взыскательность, безупречный вкус, высокая культура, тонкое
чувство стиля позволяли достигать подлинного совершенства и в концертном
исполнении арий, романсов и народных песен. Многое она записала на грампластинки;
к сожалению техническое качество звукозаписи того времени не дает даже
отдаленного представления о ее голосе и исполнении (многие записи были
сделаны уже после того, как Нежданова завершила оперную деятельность).
Драгоценное свойство исполнительского дарования Неждановой — истинный
гуманизм: она пела сердцем, доставляя людям счастье, радость; многие современники
ее признавались в том, что слушать пение Неждановой было невозможно без
счастливых слез. М. Ермолова писала ей: «На Вашу долю выпало редкое счастье
доставлять людям утешение, забвение дивным пением».3 Известный пианист,
профессор А. Гольденвейзер в предисловии к книге М. Львова «А. В. Нежданова»
писал: «Нежданова — это идеальный образ вокалнсткн. Пленительный голос,
одинаково совершенно звучавший во всех регистрах до предельно высокого,
безукоризненная интонация, прекрасная дикция, совершенное владение дыханием.
Благородная простота и искренность исполнения А. В. Неждановой всегда
производили на слушателя неотразимое впечатление. Как оперная артистка
А. В. Нежданова, прежде всего, музыкант. Никогда музыкальный образ не
приносился ею в жертву условному театральному эффекту». В. Немирович-Данченко
считал, что «Нежданова гораздо выше своей прижизненной славы».4 Алексей
Толстой при мне не раз говорил: «Никакая музыка, ничье пение на меня так
не действует, как поистине гениальная Нежданова: в ее голосе какая-то
особенная тоска, очищающая и возвышающая душу».
Нежданову слушал Владимир Ильич Ленин и любил ее пение; несколько раз
певица принимала участие в концертах-митингах, на которых выступал В.
И. Ленин с речами. Нежданова пишет в своих воспоминаниях: «На одном из
концертов, в артистической комнате В. И. Ленин подошел ко мне и сказал
несколько теплых, приятных слов о моем пении и голосе. Эти слова мне врезались
в память, и я их никогда не забуду».
Нежданова обладала редким даром — доводить до совершенства все, чего она
касалась в своей творческой работе; Нежданова всегда убеждала слушателя,
что ее трактовка произведения соответствует авторскому замыслу. Многие
знаменитые вокалисты восхищали слушателей своим мастерством, умением пользоваться
различными вокально-техническими приемами. И Нежданова виртуозно владела
ими, но поражали в ее пении прежде всего естественность, глубина исполнения.
Мне выпало счастье много лет слушать Нежданову, работать с ней, учиться
у нее; в небольшой рабочей комнате я мог заметить, как она мастерски использует
в пении специфические вокально-технические приемы, но в ее выступлениях,
в акустических условиях оперного или концертного зала этого уловить было
нельзя. В этом Нежданова была уникальна; ее часто называли соловьем с
природной постановкой голоса, у которого все получается само собой. Нежданова
очень огорчалась этим и говорила, что никто не потратил столько труда,
как она для достижения этой полной исполнительской свободы и незаметного
преодоления всех трудностей.
Искусство Неждановой, как и Ф. Шаляпина и Л. Собинова, оказало большое
влияние на современников. Под их воздействием расцвели в свое время дарования
молодых К. Держинской, Н. Обуховой, С. Мигая, Л. Савранского и др. Многие
замечательные исполнители, не только певцы, испытали в своем творчестве
магическую силу воздействия пения Неждановой; в 1947 г. выдающийся пианист
проф. К. Н. Игумнов сказал мне: «Услышав в молодости голос Неждановой,
превосходивший красотой все, что только можно вообразить, я стремился
и мечтал всю жизнь заставить рояль петь неждановским звуком, и счастлив,
если мне это иногда удавалось». Его ученик и продолжатель его пианистических
традиций проф. Л. Н. Оборин также говорил, что обаяние артистической индивидуальности
Неждановой оказало и на его творчество огромное воздействие.
Дочь сельского учителя, с детства воспитанная на идеалах передовой русской интеллигенции, радостно принявшая Великую Октябрьскую революцию, Нежданова верила, что народ понимает настоящее искусство, и все свои силы отдавала служению народу. С первых дней революции Нежданова активно участвовала в общественной жизни, много пела для красноармейцев, рабочих и крестьян; она часто выступала на народных митингах, в воинских частях, на фабриках, выезжала в рабочие поселки, в деревни, очень много пела по радио. В концертах, рассчитанных на новую, очень широкую аудиторию, Нежданова исполняла лучшие образцы своего репертуара, не обедняя и не упрощая его. Участвуя однажды в концерте для крестьян Вологодской области, Нежданова спела романсы Шуберта, Шумана, Чайковского, народные песни. Во время ее исполнения присутствовавшие в зале крестьяне стали подниматься со своих мест и все выступление Неждановой выслушали стоя, глубоко взволнованные красотой и правдивостью ее пения.
Последние пятнадцать лет своей жизни (с небольшими перерывами) Нежданова
посвятила педагогической работе (студия ГАБТ, Оперно-драматическая студия
им. К. С. Станиславского, Московская государственная консерватория), отдавая
ей свой талант, высокое мастерство художника и педагога - воспитателя.
Настоящий сборник включает в себя лишь избранные произведения из огромного
репертуара народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР,
доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Антонины
Васильевны Неждановой. В него включены арии, романсы и песни, исполнявшиеся
ею на протяжении всей ее творческой жизни; так, например, романс П. Чайковского
«Забыть так скоро» она пела на выпускном экзамене и в своем последнем
концерте, Антониду («Иван Сусанин» М. Глинки) пела на дебюте в Большом
театре, а Эльзу («Лоэнгрин» Р. Вагнера) —в прощальном спектакле.
В сборник не включены арии из широко известных опер, подобраны арии более
редко исполняемые; не вошли также произведения, изданные в 1966 г. в сборнике
«Арии, романсы и песни из репертуара А. В. Неждановой» (составитель В.
Подольская).
Б. АБРАМОВИЧ
- Арии
- М Глинка. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин» («Не о том скорблю, подруженьки...»)
- М. Мусоргский. Думка Параси из оперы «Сорочинская ярмарка».
- Н. Римский-Корсаков. Ариетта Снегурочки из оперы «Снегурочка» («Как больно
здесь!..»)
- Ариозо Снегурочки из оперы «Снегурочка» («Пригожий Лель...»)
- Песнь Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»
- А. Гречанинов. Ариозо Забавы Путятишны из оперы «Добрыня Никитич»
- Г. Доницетти. Каватина Линды из оперы «Линда ди Шамуни»
- А. Тома. Полонез Филины из оперы «Миньон»
- Р. Вагнер. Сон Эльзы из оперы «Лоэнгрин»
- Л. Делиб. Колыбельная Лакме из оперы «Лакме»
- Ж. Массне. Ариозо Манон из оперы «Манон» (III действие)
- Романсы и песни
- А. Варламов. Что мне жить и тужить!.. Слова народные
- М. Глинка. Не искушай меня без нужды. Элегия. Слова Е. Боратынского
- М. Мусоргский. По-над Доном сад цветет. Слова А. Кольцова
- Н. Римский-Корсаков. В царство розы и вина — приди. Слова А. Фета
- П. Чайковский. Забыть так скоро... Слова А. Апухтина
- С. Рахманинов. Сирень. Слова Е. Бекетовой.
- Здесь хорошо... Слова Г. Галиной
- Ой не свiти, мiсяченьку. Украинская народная песня. Обработка Н. Лысенко
- М. Ипполитов-Иванов. Весной. Из цикла «Четыре провансальские песни». Слова П. Вердена, перевод Ларина
- Р. Глиэр. Русалка. Слова К. Бальмонта
- С. Василенко. Песнь любви. Из цикла «Маорийские песни». Слова К. Бальмонта.
- Дж. Каччини. Амариллис. Мадригал. Перевод Д. Усова
- Л. Бетховен. Милее всех был Джемми... Шотландская песня
- Ф. Шуберт. Баркарола. Слова Л. Штольберга, перевод А. Плещеева
- Р. Шуман. Орешник. Слова Ю. Мозена, перевод А. Ефременкова
- Дж. Россини. Альпийская пастушка. Перевод М. Улицкого
- Менуэт Экзоде. Пастораль. Обработка Ж- Векерлена, слова Фавара
- Г. Кьерульф. Песнь Сюнневе. Слова Б. Бьернсона, перевод М. Слонова
- Э. Григ. Маргарита. Слова Э. Крага, перевод В. Коломийцева
- Песня Сольвейг из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Перевод А. Неждановой
- Л. Делиб. Испанская песня. Слова А. Мюссе, перевод А. Горчаковой
- К. Сен-Сане. Соловей
- К. Дебюсси. Мандолина. Слова П. Вердена, перевод В. Коломийцева
- М. Равель. Из цикла «Пять греческих народных песен». Перевод А. Глобы.
- Взгляни, там, у церкви.
- С кем сравнишь меня
Нежданова, Антонина Васильевна - Антонина Васильевна Нежданова. НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873 1950), певица (лирико колоратурное сопрано). С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Обладала кристально чистым, нежным тембром голоса. Создала вокально сценические… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Русская советская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители Н.… … Большая советская энциклопедия
- (1873 1950), сов. певица (лирико колоратурное сопрано), крупнейшая представительница русской вокальной школы. Н. исполняла мн. романсы на слова Л.: «Песнь рыбки» и «Я видал иногда» А. С. Аренского, «Морская царевна» А. П. Бородина, романс Нины из … Лермонтовская энциклопедия
- (1873 1950) российская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св. 30 лет).… … Большой Энциклопедический словарь
Арт. оперы (лирико колор. сопрано), камерная певица, педагог. Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили… … Большая биографическая энциклопедия
- (1873 1950), певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Среди партий … Энциклопедический словарь
Музей квартира А. В. Неждановой. Москва. Нежданова Антонина Васильевна (1873, деревня Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы, 1950, Москва), певица (лирико колоратурное сопрано), педагог, народная артистка СССР (1936), Герой Труда (1925). Из … Москва (энциклопедия)
Антонина Васильевна Нежданова фото Карла Фишера, 1911 Дата рождения 4 (16) июня 1873 Место рождения Кривая Балка, близ Одессы Дата смерти 26 июня 1950 … Википедия
- … Википедия
Книги
- Нежданова , М. Львов. Меньше года не дожила Антонина Васильевна Нежданова до славного юбилея Московского Большого театра, в стенах которого прошло почти полвека ее артистической жизни. Большой театр был "рабочим…
- А. В. Нежданова. Материалы и исследования , . Предлагаемый вниманию читателей сборник "Антонина Васильевна Нежданова" подготовлен к изданию Вокально-творческим кабинетом им. А. В. Неждановой Всероссийского театрального общества. Он…
Антонина Васильевна родилась шестнадцатого июня тысяча восемьсот семьдесят третьего года, в деревне "Кривая Балка", что под Одессой, в семье сельских преподавателей. Советская оперная певица, ставшая великой, обладала многочисленными государственными наградами, имела почетное звание "Царица Русской Сцены". Так ее называли до момента присвоения ей в тысяча девятьсот тридцать шестом году звания "Народной артистки СССР".
Творческий путь этой женщины – блистательный пример необычного таланта от природы, смешанного с потрясающей самоотдачей, и образец настоящего патриотизма. Для Неждановой не было важнее и желаннее сцены, чем подмостки Большого театра. Зритель был для нее всегда в неоспоримом авторитете. Советское искусство она защищала настойчиво, не давая затронуть его новым течениям и желающим внести новшества. Наслаждаться гениальным творчеством Антонины посчастливилось не одному поколению. Иными словами, ее время было принято считать легендарным. Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы.
Биография и семья
Все семейство девочки занималось музыкой и пением, собираясь вечерами вместе. Свой врожденный дар Антонина начала развивать еще в детстве, в возрасте семи лет, когда пела в хоре местной церкви, посещала театры и исполняла различные песни с друзьями. Послушать божественный голосок юного дарования хотелось большинству зрителям, которые вскоре прозвали маленькую певицу "канареечкой".
Поступив в Одесскую гимназию, Тоня Нежданова начала выходить на сцену сольно, будучи ученицей пятого класса. Отца детей не стало довольно рано, и девочке пришлось самостоятельно подрабатывать, чтобы найти деньги на учебу, одновременно помогая матери содержать остальных детей. Преподаватели училища помогли устроиться Тоне на должность в качестве младшей учительницы. Она бы могла проработать в этом училище всю жизнь, если бы не внезапная поездка в Санкт-Петербург.
Антонина мечтала овладеть певческим искусством, получив высшее образование, и выступать на большой сцене.
Когда ей исполнилось двадцать шесть лет, девушка поступила в Московскую консерваторию, где через три года окончила учебу с золотой медалью. Девушке повезло, что ее прекрасный голос решился пустить под свою огранку великолепный мастер и профессор Мазетти. Он весьма бережно относился к таланту Неждановой, и она, в свою очередь, отвечала ему верностью как к своему педагогу. Несмотря на свои грандиозные успехи, Антонина брала уроки вокала с Мазетти почти двадцать лет, пока его не стало в тысяча девятьсот девятнадцатом году.
Любимая работа
После выпуска из консерватории, Нежданова отклонила приглашение в знаменитый Мариинский театр, оставшись в Большом, ведь петь на той сцене было ее заветной мечтой. Однажды удача улыбнулась и помогла ей получить дебют. Певица выступила со сложной партией Антониды. Этот момент в жизни стал для Антонины Неждановой отправной точкой. И всего лишь за один спектакль, поклонники оперного искусства с гордостью констатировали, что в творческих небесах взошла новая самобытная звезда. Зрители восприняли молодую исполнительницу очень хорошо, и она была приглашена в состав театральной труппы, после чего ей досталась партия Джильда.
Существует интересный факт того, Нежданова не изменяла своим предпочтениям и не исполняла то, что не подходило под ее голос, только чтобы получить какую-то роль. Она не бралась за такие как партия Венеры в опере «Тангейзер» и Даши во «Вражьей силе». Вклад певицы в оперное наследие был окрашен утонченным вкусом и сдержанностью.
За два года до своей смерти Антонина Васильевна впервые испытала неописуемые ощущения от полета на самолете. Когда воздушное судно поднялось на высоту четырех тысяч метров, у нее оставался только восторг. Все переживаемые эмоции певицы помогали в насыщении ее искусства идейным содержанием. Об этом она говорила в своих записях.
Музыкально-общественная деятельность Антонины Неждановой набрала свою широкую известность после Октябрьской революции. Нежданова была одной из первых, кто начинал выступать в различных концертах-митингах, в шефских концертах для рабочих и крестьян, а также воинов Красной Армии. Начиная с тысячи девятьсот двадцать четвертого года, она регулярно принимала участие в концертах советского музыкального радиовещания.
На протяжении всей своей творческой жизни Нежданова исполнила, в общей сложности, примерно семьсот композиций русских и зарубежных авторов. Ее партнерами по сцене были популярные и известные всему миру певцы. Выступления певицы проходили в сотрудничестве с выдающимися композиторами. Природная уникальность вокальных данных Неждановой была украшена не только тщательно отточенной техникой, но и тембральным очарованием, простой одухотворенностью и легкостью исполнения. Композиторы тех лет высоко ценили ее за полнейшее и четкое понимание смысла в произведениях, умение прочувствовать его не только морально, но и духовно.
Незабываемые встречи
В личных архивах жизни певицы был освещен момент, когда Сергей Рахманинов, что очень сдержанный в своих чувствах, во время выступления Антонины Неждановой импровизационно стал аккомпанировать ей на сцене. Бернард Шоу был в таком большом потрясении, что даже после выступления русской дивы, написал ей в своем обращении о том, что ее талант - это лучшее, что ему доводилось слышать когда-либо.
Зарубежные поклонники прозвали Антонину "русским соловьем". Ей стали приходить приглашения на зарубежные гастрольные выступления. Но увы, Нежданова всегда была верна своей родной стране и лишь советской публике. Сердце и непревзойденный талант женщины навсегда принадлежал лишь родине. Эпоха великой оперной певицы закончилась вместе с ее кончиной двадцать шестого июня тысяча девятьсот пятидесятого года.
На сегодняшний день имя великой певицы увековечено в Одесской государственной музыкальной академии и на одной из улиц родного города Антонины. Мемориальная доска в честь Неждановой установлена на улице Льва Толстого, на самом здании школы, где училась сама Антонина Васильевна.
Родилась 17 (29) июля 1873 года в с.Кривая Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина.
Певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
Заслуженная артистка Императорских театров (1912).
Заслуженная артистка РСФСР (1919).
Народная артистка РСФСР (1925).
Народная артистка СССР (6.09.1936).
Герой Труда (1925).
В детстве пела в церковных хорах. В 1883-1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой).
Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.
Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым (1891-1953): пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова.
С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К.С. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской имени П.И. Чайковского (профессор с 1943 года).
Доктор искусствоведения (1944).
театральные работы
Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лакме (одноимённая опера Л. Делиба)
Снегурочка, Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова)
Антонида («Иван Сусанин» М.И. Глинки)
Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)
призы и награды
Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокальнго искусства
Два ордена Ленина (1937, ?).
Орден Трудового Красного Знамени (1933).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».
Родилась 17 (29) июля 1873 года в с.Кривая Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина.
Певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
Заслуженная артистка Императорских театров (1912).
Заслуженная артистка РСФСР (1919).
Народная артистка РСФСР (1925).
Народная артистка СССР (6.09.1936).
Герой Труда (1925).
В детстве пела в церковных хорах. В 1883-1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой).
Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.
Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым (1891-1953): пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова.
С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К.С. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской имени П.И. Чайковского (профессор с 1943 года).
Доктор искусствоведения (1944).
театральные работы
Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лакме (одноимённая опера Л. Делиба)
Снегурочка, Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова)
Антонида («Иван Сусанин» М.И. Глинки)
Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)
призы и награды
Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокальнго искусства
Два ордена Ленина (1937, ?).
Орден Трудового Красного Знамени (1933).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».