Биография о николай васильевич гоголь. Краткая биография гоголя






Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так.

Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений.

Разговоры о его биографии не утихают до сих пор, поскольку из среды интеллигенции 19 века он является одной из самых мистических и загадочных фигур.

Детство и юность

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (Полтавской губернии, Миргородского уезда) в семье местных небогатых малороссийских дворян, владевших селом Васильевкой, Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности с детства оказывала существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Психологические особенности малорусской народности отразились на содержании его ранних произведений и на художественном стиле его речи.

Детские годы прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице.

Семья Гоголей выделялась устойчивыми культурными запросами. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич, был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчика повлияли также языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас комически веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная домашняя подготовка. Дети состоятельных родителей, однокашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей, среди которых был Н. В. Кукольник, не щадили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собственном опыте пережил Гоголь драму «маленького» человека, узнал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, полученную от гимназистов, – «Мертвая мысль».

Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисовании, далеко опережающий успехами своих обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них – историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей.

Начало литературного пути

Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его "Цыган", "Полтаву", главы "Евгения Онегина". К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя.

Уже в 1825 году он сотрудничает в рукописном гимназическом журнале, сочиняет стихи. Другим увлечением Гоголя- гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации.

У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя. Эти юношески - восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен".

Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург.

Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно - бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829году (под псевдонимом В. Алов) поэма не имела успеха.

Попытка поступить на сцену тоже окончилась неудачей: подлинное риолистическое дарование Гоголя, как актера, оказалось чуждым тогдашней театральной дирекции.

Только в конце 1829года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако Гоголь не долго пробыл на этой должности и уже в апреле 1830года поступил писцом в департамент уделов.

Гоголь узнал в эти годы лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год прослужил Гоголь чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия. Но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил" Вечера на хуторе близ Диканьки".

В 1831 году состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость обоих писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя.

Гоголь и театр

В 1837 г. он выступил в «Современнике» со статьей «Петербургские записки 1836 года», в значительной своей части посвященной драматургии и театру. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода - реализма. Гоголь подверг критике два популярных жанра, завладевших в те годы «театрами всего света»: мелодраму и водевиль.

Гоголь резко осуждает основной порок этого жанра:

Лжет самым бессовестным образом наша мелодрама

Мелодрама не отражает жизни общества и не производит на него должного воздействия, возбуждая в зрителе не участие, а какое-то «тревожное состояние». Не соответствует задачам театра и водевиль, «эта легкая, бесцветная игрушка», в которой смех «порождается легкими впечатлениями, беглою остротою, каламбуром».

Театр, по мнению Гоголя, должен учить, воспитывать зрителей:

Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок

В черновой редакции статьи Гоголь называет театр «великой школой». Но условием этого является верность отображения жизни. «Право, пора знать уже, пишет Гоголь, что одно только верное изображение характеров, не в общих вытверженных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», - только такое изображение приносит существенную пользу». Здесь и в других местах Гоголь защищает принципы реалистического театра и только такому театру придает большое общественно-воспитательное значение.

Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! на сцену их, на смех всем!

Гоголь раскрывает значение смеха как сильнейшего оружия в борьбе с общественными пороками. «Смех, продолжает Гоголь, великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц...» В театре «при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок». Человек боится смеха, неоднократно повторяет Гоголь, и удерживается от того, «от чего бы не удержала его никакая сила». Но не всякий смех имеет такую силу, а только «тот электрический, живительный смех», который имеет глубокую идейную основу.

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, - писал Гоголь, - в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя - Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни - в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, - голодание было для него смертельно опасно.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так:

Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело, глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…

Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз - менингит - и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», - стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать - тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

Гроб нашли не сразу,- рассказывал он студентам Литературного института,- он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли - залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок - и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь - при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,- этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Николай Васильевич Гоголь – классик мировой литературы, автор бессмертных творений, наполненных волнующей атмосферой присутствия потусторонних сил («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки»), поражающих своеобразным видением окружающего мира и фантастикой («Петербургские повести»), вызывающих грустную улыбку («Мертвые души», «Ревизор»), увлекающих глубиной и красочностью эпического сюжета («Тарас Бульба»).

Его персона окружена ореолом тайн и мистики. Он отмечал: ««Я почитаюсь загадкою для всех...». Но каким бы неразгаданным не показался жизненный и творческий путь писателя, неоспоримо лишь одно – неоценимый вклад в развитие русской литературы.

Детство

Будущий писатель, величие которого не подвластно времени, появился на свет 1 апреля 1809 года на Полтавщине, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского. Предки его были потомственными священниками, принадлежали к старинному казацкому роду. Дед Афанасий Яновский, владевший пятью языками, сам добился дарования ему родового дворянского состояния. Отец служил при почтамте, занимался драматургией, был знаком с поэтами Котляревским, Гнедичем, Капнистом, являлся секретарем и директором домашнего театра экс-сенатора Дмитрия Трощинского, своего свойственника, потомка Ивана Мазепы и Павла Полуботько.


Мать Мария Ивановна (в девичестве Косяровская) до выхода замуж в 14 лет за 28-летнего Василия Афанасьевича жила в доме Трощинских. Вместе с мужем она участвовала в спектаклях в доме дяди-сенатора, слыла красавицей и талантливым человеком. Будущий писатель стал третьим ребенком из двенадцати детей семейной пары и самым старшим из шести выживших. Он получил имя в честь чудотворной иконы святого Николая, которая имелась в церкви села Диканька, расположенном в пятидесяти километрах от их местечка.


Ряд биографов отмечали, что:

Интерес к искусству у будущего классика в большой степени определила деятельность главы семьи;

На религиозность, творческое воображение и мистицизм повлияла глубоко набожная, впечатлительная и суеверная мать;

Раннее знакомство с образцами украинского фольклора, песнями, преданиями, колядками, обычаями сказалось на тематике произведений.

В 1818 году родители отправили 9-летнего сына в уездное Полтавское училище. В 1821-м при содействии Трощинского, любившего его мать как родную дочь, а его как внука, он стал учащимся Нежинской гимназии высших наук (ныне – госуниверситет им. Гоголя), где проявил творческий талант, играя в спектаклях и пробуя перо. Среди однокашников он слыл неустанным шутником, о писательстве как о деле своей жизни не помышлял, мечтая сделать что-то значимое на благо всей страны. В 1825 году умер его отец. Это стало большим ударом для юноши и всей его семьи.

В городе на Неве

Окончив в 19 лет гимназию, юный гений из Украины переехал в столицу Российской империи, строил большие планы на будущее. Однако в чужом городе его ожидало множество проблем – нехватка средств, безуспешные попытки в поисках достойного занятия.


Литературный дебют – издание в 1829 г. сочинения «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Акулов – принес массу критических рецензий и новые разочарования. В подавленном настроении, имея с рождения слабые нервы, он скупил ее тираж и сжег, после чего уехал на месяц в Германию.

К концу года ему все же удалось устроиться на госслужбу в один из департаментов Министерства внутренних дел, где он впоследствии собрал ценный материал для своих петербургских повестей.


В 1830-м Гоголь издал ряд удачных литературных работ («Женщина», «Мысли о преподавании географии», «Учитель») и вскоре вошел в число элитных художников слова (Дельвиг, Пушкин , Плетнев, Жуковский, начал преподавать в учебном заведении для детей-сирот офицеров «Патриотический институт», давать частные уроки. В период 1831-1832 гг. появились «Вечера на хуторе близ Диканьки», получившие признание благодаря юмору и мастерскому переложению мистического украинского эпоса.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» - отрывок из фильма

В 1834-м он перешел на кафедру истории Петербургского университета. На волне успеха он создал и опубликовал сочинение «Миргород», куда включил историческую повесть «Тарас Бульба» и мистическую «Вий», книгу «Арабески», где изложил свои взгляды на искусство, написал комедию «Ревизор», идею которой ему подсказал Пушкин.


На премьере «Ревизора» в 1836 году в Александрийском театре присутствовал император Николай I, подаривший автору в качестве похвалы перстень с бриллиантом. В полном восхищении от сатирического произведения были Пушкин, Вяземский, Жуковский, в отличие однако от большинства критиков. В связи с их отрицательными отзывами литератор впал в депрессию и решил сменить обстановку, отправившись в путешествие по Западной Европе.

Развитие творческой деятельности

За границей великорусский писатель пробыл более десяти лет – жил в разных странах и городах, в частности, в Веве, в Женеве (Швейцария), в Берлине, Баден-Бадене, Дрездене, Франкфурте (Германия), в Париже (Франция), в Риме, Неаполе (Италия).

Известие о гибели Александра Пушкина в 1837-м его в состояние глубочайшей скорби. Он воспринял свою начатую работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» (идею поэмы подарил ему поэт).

В марте он приехал в Рим, где познакомился с княгиней Зинаидой Волконской. В ее доме были организованы публичные чтения Гоголем «Ревизора» в поддержку украинских живописцев, работавших в Италии. В 1839-м он перенес тяжелое заболевание – малярийный энцефалит – и чудом выжил, спустя год съездил ненадолго на родину, прочел друзьям отрывки из «Мертвых душ». Восторг и одобрение были всеобщими.

В 1841-м он снова побывал в России, где хлопотал по поводу издания поэмы и своих «Сочинений» в 4-х томах. С лета 1842 года за рубежом он продолжил трудиться над 2 томом повести, задуманной как трехтомное сочинение.

Живая история - «Тайна смерти Гоголя»

К 1845 году силы писателя были подорваны напряженной литературной деятельностью. У него случались глубокие обмороки с онемением тела и замедлением частоты пульса. Он консультировался с врачами, следовал их рекомендациям, но улучшения состояния не наступало. Высокие требования к самому себе, недовольство уровнем творческих достижений и критическая реакция общественности на «Выбранные места из переписки с друзьями» усугубили художественный кризис и расстройство здоровья автора.

Зиму 1847-1848 гг. он провел в Неаполе, изучая исторические труды, русскую периодику. В стремлении к духовному обновлению он совершил паломничество в Иерусалим, после чего окончательно вернулся из-за границы домой – проживал у родственников и друзей в Малороссии, в Москве, в Северной Пальмире.

Личная жизнь Николая Гоголя

Выдающийся писатель семью не создал. Он был влюблен несколько раз. В 1850 году сделал предложение графине Анне Вильегорской, но получил отказ по причине неравенства социального статуса.


Он любил сладости, готовить и угощать друзей украинскими варениками и галушками, стеснялся своего большого носа, был очень привязан к подаренному Пушкиным мопсу Джози, ему нравилось вязать на спицах и шить.

Ходили слухи о его гомосексуальных наклонностях, а также о том, что он якобы являлся агентом царской охранки.

Однако, окончив труд над 2-м томом поэмы в январе 1852 года, он почувствовал себя переутомленным. Его терзали сомнения в успехе, проблемы со здоровьем, предчувствие скорой кончины. В феврале он слег и в ночь с 11 на 12 число сжег все последние рукописи. Утром 21 февраля выдающегося мастера пера не стало.


Точная причина смерти Гоголя до сих пор является предметом дискуссий. Версия о летаргическом сне и похоронах заживо была опровергнута после предсмертного слепка лица писателя. Распространено мнение, что Николай Васильевич страдал от психического расстройства (родоначальником теории стал психиатр В.Ф. Чиж) и в связи с этим не мог обслужить себя в бытовом плане и умер от истощения. Также выдвигалась версия, что писатель отравился лекарством от желудочного расстройства с повышенным содержанием ртути.

В данной публикации мы рассмотрим самое главное из биографии Н.В. Гоголя: его детство и юность, литературный путь, театр, последние годы жизни.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852 гг.) – писатель, драматург, классик русской литературы, критик, публицист. Прежде всего известен своими произведениями: мистическая повесть «Вий», поэма «Мёртвые души», сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Тарас Бульба».

Николай родился в семье помещика в селе Сорочинцы 20 марта (1 апреля) 1809 года. Семья была многодетной – у Николая в итоге было 11 братьев и сестёр, но сам он был третьим ребёнком. Обучение началось в Полтавском училище, после которого продолжилось в Нежинской гимназии, где будущий великий русский писатель посвящал время юстиции. Стоит отметить, что Николай был силён лишь в рисовании и русской словесности, а вот с другими предметами не заладилось. Пробовал он себя и в прозе – произведения получались неудачными. Сейчас это, пожалуй, сложно представить.

В 19 лет Николай Гоголь переехал в Петербург, где пытался найти себя. Работал он чиновником, но Николая тянул к творчеству – он пытался стать актёром в местном театре, продолжал пробовать себя в литературе. В театре у Гоголя дела шли не очень хорошо, а государственная служба не удовлетворяла всех потребностей Николая. Тогда он и определился – решил дальше заниматься исключительно литературой, развивать свои навыки и талант.

Первое произведение Николая Васильевича, которое было напечатано – «Басаврюк». Позже эта повесть была переработана и получила название «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она и стала точкой отсчёта для Николая Гоголя, как писателя. Это был первый успех Николая в литературе.

Гоголь очень часто в своих произведениях описывал Украины: в «Майской ночи», «Сорочинской ярмарке», «Тарасе Бульбе» и др. И это не удивительно, ведь родился Николай на территории современной Украины.

В 1831 году Николай Гоголь стал общаться с представителя литературных кругов Пушкина и Жуковского. И это положительно повлияло на его писательскую карьеру.

Интерес к театру у Николая Васильевича никак не угасал, ведь его отец был известным драматургом и рассказчиком. Гоголь решил вернуться в театр, но уже как драматург, а не актёр. Его знаменитое произведение «Ревизор» было написано специально для театра в 1835 года, а через год – впервые поставлено. Однако зрители не оценили постановку и отрицательно отозвались о нём, из-за чего Гоголь решил уехать из России.

Николай Васильевич побывал в Швейцарии, Германии, Франции, Италии. Именно в Риме он решил заняться поэмой «Мёртвые души», основу которой придумал ещё в Петербурге. После завершения работы над поэмой Гоголь вернулся на родину и издал своё первым том.

Во время работы над вторым томом Гоголем овладел духовный кризис, с которым писатель так и не справился. 11 февраля 1852 года Николай Васильевич сжёг все свои наработки по второму тому «Мёртвых душ», похоронив тем самым продолжением поэму, а через 10 дней умер и сам.

Даже вспомнив всех писателей, внесших вклад в развитие русской литературы, сложно обнаружить более таинственную фигуру, чем Николай Васильевич Гоголь. Биография, кратко изложенная в этой статье, поможет получить некоторое представление о личности гения. Итак, какие любопытные подробности известны о жизненном пути, пройденном творцом, его семье, написанных произведениях?

Отец и мать Гоголя

Разумеется, все поклонники творчества писателя хотели бы иметь представление о семье, в которой он появился на свет. Мать Гоголя звали Мария, девушка происходила из малоизвестного рода помещиков. Если верить легенде, на Полтавщине не было барышни прекраснее нее. В брак с отцом знаменитого писателя она вступила в 14-летнем возрасте, произвела на свет 12 детей, некоторые из них умерли в младенчестве. Николай стал ее третьим ребенком и первым выжившим. Воспоминания современников гласят, что Мария была религиозной женщиной, старательно пыталась привить любовь к Богу своим детям.

Интересно и то, кто стал отцом такого удивительного человека, как Николай Васильевич Гоголь. Биография, кратко изложенная в этом материале, не может не упоминать и его. Василий Яновский-Гоголь в течение долгих лет являлся служащим почтамта, дослужился до чина коллежского асессора. Известно, что он увлекался волшебным миром искусства, даже сочинял стихи, которые, к сожалению, практически не сохранились. Не исключено, что талант сына к сочинительству был унаследован от отца.

Биография писателя

Поклонникам гения интересно и то, где и когда появился на свет Николай Васильевич Гоголь. Биография, кратко приведенная в этой статье, гласит, что его родиной является Полтавская губерния. Детство мальчика, рожденного в 1809 году, прошло в деревне Сорочинцы. Его образование началось в Полтавском училище, затем продолжилось в Нежинской гимназии. Любопытно, что писателя нельзя было назвать прилежным учеником. Интерес Гоголь проявлял в основном к русской словесности, добился некоторых успехов и в рисовании.

Писать Николай начал еще в подростковом возрасте, однако первые его творения нельзя было назвать удачными. Ситуация изменилась, когда он перебрался в Петербург, уже будучи совершеннолетним юношей. Некоторое время Гоголь пытался добиться признания в качестве актера, выступал на сцене одного из петербургских театров. Однако потерпев неудачу, он полностью сконцентрировался на писательской деятельности. Кстати, несколькими годами позже он сумел прославиться и в театральной сфере, выступая в качестве драматурга.

Какое же произведение позволило заявить о себе как о сочинителе такому человеку, как Николай Васильевич Гоголь? Биография, кратко изложенная в этом материале, утверждает, что это была повесть «Вечер накануне Ивана Купалы». Изначально повесть имела другое название, однако издатели перед публикацией по неизвестным причинам попросили заменить его.

Известные произведения

«Мертвые души» - поэма, без которой сложно представить себе русскую литературу, произведение входит в школьную программу. Писатель в нем рассматривает родное государство как страну, страдающую от взяточничества, погрязшую в пороках, обнищавшую духовно. Конечно же, предсказывает мистическое возрождение Российской империи. Интересно, что именно после написания этой поэмы наступила смерть Н. В. Гоголя.

«Тарас Бульба» - историческая повесть, при создании которой автор вдохновлялся реальными событиями 15-17 веков, имевшими место на территории Украины. Произведение интересно не только нравственными вопросами, которые оно поднимает, но и подробным описанием быта запорожских казаков.

«Вий» приглашает читателей окунуться в предания древних славян, узнать мир, населенный мистическими созданиями, позволяет испугаться и побороть свой страх. «Ревизор» высмеивает образ жизни провинциального чиновничества, свойственные его представителям пороки. «Нос» - фантастическая повесть, рассказывающая о чрезмерной гордости и расплате за нее.

Смерть писателя

Едва ли найдется известная личность, чья гибель окружена столь же большим количеством загадок и предположений. Именно со смертью связаны многие интересные факты о Гоголе, не дающие покоя биографам.

Одни исследователи настаивают, что Николай Васильевич наложил на себя руки, воспользовавшись ядом. Другие утверждают, что его ранний уход из жизни стал результатом истощения организма, связанного с многочисленным постами. Третьи настаивают на том, что повлекло за собой неправильное лечение менингита. Находятся и те, кто уверяет, что писатель был погребен заживо, пребывая в Доказать не удалось ни одну из теорий.

Доподлинно известно лишь то, что в течение последних 20 лет жизни писатель страдал маниакально-депрессивным психозом, однако избегал обращения к докторам. Умер Гоголь в 1852 году.

Любопытные факты

Николай Васильевич отличался крайней застенчивостью. Доходило до того, что гений покидал помещение, порог которого переступал незнакомый ему человек. Считается, что творец покинул этот мир, так и не лишившись невинности, у него никогда не было романтических отношений с женщиной. Также Гоголь был весьма недоволен собственной внешностью, особое раздражение у него вызывал нос. Судя по всему, эта часть тела действительно волновала его, так как в ее честь он даже назвал повесть. Известно и то, что при позировании для портретов он заставлял художников изменять вид своего носа.

Интересные факты о Гоголе связаны не только с его внешностью и поведением, но и с творчеством. Биографы полагают, что существовал второй том «Мертвых душ», который писатель собственноручно уничтожил незадолго до смерти. Любопытно и то, что сюжет «Ревизора» подсказал ему сам Пушкин, поделившись интересной историей из жизни.

Николай Васильевич родился в многодетной семье,12 детей было у Василия и Марии,родителей Гоголя.Отец Гоголя увидел свою жену во сне,считая этот сон пророчеством,отец искал ту,кого увидел во сне.Нашёл совсем рядом,он с детства нежно и трепетно ухаживал за соседской девушкой Марией.Именно мать привила маленькому Николаю Гоголь-Яновскому любовь к литературе и мистике,отец Гоголя был писателем и драматургом.Интересно,что прапрадед Гоголя,Остап,был гетманом Правобережной Украины.
Учился Николай плохо,хорошо только рисовал и знал русскую грамматику,но его учитель отрицал важность творчества Пушкина и Жуковского,приветствовал зарубежную литературу,тем самым заинтересовал Гоголя романтизмом и классикой,вызвал восхищение Пушкиным и Жуковским..Закончив гимназию,
Гоголь перебирается в Петербург,город свой мечты.Не найдя себя на гос службе,Гоголь начинает писать.Издав первую поэму "Ганц Кюхельгартен" под псевдонимом Алов,Гоголь был раскритикован в пух и прах.Он скупил весь тираж,сжёг и отправился за границу,однако вернулся через месяц.Спустя время, Рудый Панько повествует Петербургу о "Вечерах на хуторе",малороссийский автор встречен Петербургом на "Ура!",Гоголь узнаваем в своём псевдониме,Белинский в печати просит автора показать лицо,не прятаться за масками.Гоголь начинает творить под своим именем,мировые шедевры выходят из под пера писателя:"Ревизор", "Женитьба", " Петербургские повести" , "Шинель", "Записки сумасшедшего".Комплексуя из-за свой внешности,Гоголь пишет "Нос",а любовь к чудесам и мистике рождают "Вия","Ивана Купалу".
Гоголь знаменит и признан,он вхож в круг Пушкина,Белинского, Плетнева, Жуковского.Образ Петербурга является символом новой жизни в творчестве писателя. Гоголь не оставляет свою историческую Родину,он патриот и горячо любит свой народ,посвящает ей многие произведения,"Тарас Бульба" самое монументальное.Он просит мать присылать ему все новости,народные песни и сказания,костюмы из Украины.Миргород-так именовал свой край классик.
Личная жизнь не сложилась,Гоголь был отвергнут родителями невесты,но родилось гениально произведение "Женитьба",а сам писатель оставил попытки устроить личную жизнь.
Неповторимость письма,особая манера,правдописание-всё это делает творчество писателя уникальным.Критический реализм Гоголя-уникальное явление того времени.Творческая натура,склонность к мистицизму,верование в предания и сказания,всё это сделало творчество и жизнь Гоголя таинственной,а его биографию-спорной.Частые душевные срывы приводили писателя к депрессиям и отъездам за границу.Отрицательная реакция и критика на постановку "Ревизора" приводят к очередному бегству писателя.Вернувшись в Россию,Гоголь работает над вторым томом "Мёртвых душ",но душевный кризис не даёт закончить эту работу.Автор сжигает второй том,а через 10 дней писатель скончался.
Биография Гоголя вызывает больше споров,чем освящает факты.Больше вопросов,чем ответов о жизни загадочного гения,о его творчестве и потомках.В завещании Гоголь просил не ставить памятник на его могиле и не хоронить,сразу после смерти,он страдал приступами летаргического сна.Но завещание было нарушено,его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря,поставив памятник на могиле.Позже,Гоголя перезахоронили,перенесли прах на Новодевичье кладбище,но из гроба пропал череп писателя.Мистика,вандализм,поклонники-история хранит молчание.Это происшествие нашло отражение у Булгакова в "Мастере и Маргарите",в виде украденной из гроба головы литератора Берлиоза,отрезанной трамваем на Патриарших прудах.Даже после смерти,Гоголь будоражил воображение писателей,давал пищу для их творчества.