Биография пабло пикассо. Пабло Пикассо - биография, личная жизнь художника: Я умру, никогда никого не полюбив

Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) (1881–1973), испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Пикассо – изобретатель новых форм живописи, новатор стилей и методов, и один из наиболее плодовитых художников в истории. Он создал более чем 20 тысяч работ. Родился в Малаге 25 октября 1881 года. Гений Пикассо обнаружил себя рано: в возрасте 10 он написал свои первые картины, а в 15 он блестяще сдал приемный экзамен в Школу изящных искусств в Барселоне.


Женщина в голубом,
1901, Центр королевы Софии, Мадрид


Жизнь,
1903, Художественный музей, Кливленд


Семья комедиантов,
1905, Национальная галерея, Вашингтон


Девочка на шаре,
1905, ГМИИ, Москва


Мальчик с конем,
1905, Музей совр. искусства, Нью-Йорк


Мать и ребенок,
1905, Галерея Штутгарта, Германия

Между 1900 и 1902 годами, совершил три поездки в Париж и окончательно обосновался там в 1904. Стили французских художников-импрессионистов, особенно Дега и Тулуз-Лотрека оказали сильное влияние на формирование творческой манеры испанского живописца в этот период. "Синяя Комната" Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию его творчества в "голубой период", который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет.

Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых и прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона. После произведений "голубого" периода, картины "розового" периода представляют мир циркачей и бродяг ("Семья акробатов с обезьяной", 1905, Гетеборг, Художественный музей; "Девочка на шаре", Москва, ГМИИ имени А.С. Пушкина; "Семейство комедиантов", Вашингтон, Национальная галерея).


Туалет (Фернанда),
1906, Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало


Танец с покрывалами,
1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Авиньонские девицы, 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк


Дриада, 1908


Три женщины, 1908


Дружба, 1908

Эти три картины хранятся в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Кубизм. В 1907-1914 Пикассо работает в таком тесном сотрудничестве с Браком, что не всегда возможно установить его вклад на разных этапах кубистической революции. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины ("Портрет Канвейлера", 1910, Художественный институт). Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Браком. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства).


Портрет Амбруаза Воллара,
1910, ГМИИ имени А.С. Пушкина


Пьеро, 1918, Музей
современного искусства, Нью-Йорк


Любовники, 1923,
Национальная галерея, Вашингтон

Портрет Амбруаза Воллара – владельца галереи, коллекционера, знатока искусства, друга художников – выполнен в формах аналитического кубизма. Портрет был приобретен И. А. Морозовым 1913 у самого Воллара. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе – все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, относительный и временный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты.

Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные "помпейским" стилем ("Женщина в белом", 1923, Нью-Йорк, Музей современного искусства), многочисленные портреты жены ("Портрет Ольги", пастель, 1923, частное собрание) и сына ("Поль в костюме Арлекина", Париж, музей Пикассо) являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени.

В этих работах Пикассо впервые обнаруживается настроение, которое проявилось с особой силой уже позже и которое было присуще многим художникам в период между двумя войнами: интерес к стилям прошлого, ставшим культурным "архивом", и необыкновенная виртуозность в их переложении на современный язык.


Портрет Ольги,
1923, частное собрание


Поль в костюме Арлекина
1924, Музей Пикассо, Париж


Трое в танце,
1925, Галерея Тейт, Лондон

В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х годов ("Танец", Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ ("Сидящая купальщица", 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих ("Женщина в кресле", 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных ("Купальщица", рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы ("Фигуры на берегу моря", 1931, Париж, музей Пикассо).


Женщина с цветком, 1932,
Фонд Бейелера, Риген, Швейцария


Обнаженная в красном кресле,
1932, Галерея Тейт, Лондон


Сон (Мария-Тереза Вальтер),
1932, частное собрание, Нью-Йорк

В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса ("Лежащая женщина", 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма ("Мужчина с букетом", 1934) и особенно металлические конструкции, имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга, испанского скульптора Хулио Гонсалеса - "Конструкция", 1931). Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к "Метаморфозам" Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр, исполненных в 1935 году ("Минотавромахия").


Дора Маар в желтой кофте,
1939, Национальная галерея, Берлин


Плачущая женщина,
1937, Галерея Тейт, Лондон


Герника, 1937,
Музей королевы Софии, Мадрид

Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины "Герника", самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо; до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства). Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выражал прямо, но придавал своим картинам тревожную тональность и мрачность. Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год.


Художник и модель,
частное собрание


Смерть матадора,
1933, Музей Пикассо


Кафе в Руайяне,
1940, Музей Пикассо, Париж

Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры ("Человек с агнцем"), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи ("Натюрморт с бычьим черепом", 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). После освобождения. Картина "Бойня" (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо. Осенью 1944 он публично заявляет о своем вступлении в коммунистическую партию, но не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях. Голубь, изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Кроме того, эта работа способствовала тому, что Пикассо стал легендарной, всемирно известной личностью.

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с молодой Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 и которая подарит ему еще двоих детей, дав таким образом темы для его многочисленных семейных картин, мощных и очаровательных. Пикассо уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Он живет в Валлорисе (1948), затем в Каннах (1955), покупает в 1958 замок Вовенарг и в 1961 уединяется в сельском доме Нотр-Дам-де-Ви в Мужене.
Проектирование водоснабжения и канализации . Компания "ИТР монтаж"

Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо ("Радость жизни"). Но особенно сильны в этот период отказ от декоративного пыла и поиски новых выразительных средств. Все это проявилось в многочисленных литографиях, плакатах, ксилографиях и линогравюрах, керамике и скульптуре. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике "Мадура" в Валлорисе; увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных ("Кентавр", 1958), иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Особенно важны в тот период скульптуры ("Беременная женщина", 1950). Некоторые из них ("Коза", 1950; "Обезьяна с малышом", 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.

В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Это было для художника началом тяжелого морального кризиса, который эхом отдается в замечательной серии рисунков, исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954; в них Пикассо, по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. В 1954 Пикассо встречается с Жаклин Рок, которая в 1958 станет его женой и вдохновит его на серию очень красивых портретов. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству ("Мастерская в Каннах", 1956, Париж, музей Пикассо).

Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения ("Портрет художника, в подражание Эль Греко", 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин "Девушки на берегу Сены. По Курбе" (1950, Базель, Художественный музей); "Алжирские женщины. По Делакруа" (1955); "Менины. По Веласкесу" (1957); "Завтрак на траве. По Мане" (1960). Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины ("Менины", 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). Пикассо умер на своей вилле Notre-Dame-de-Vie восьмого апреля 1973 года.

Художник Пабло Пикассо родился в Испании в семье искусствоведа Хосе Руиса в 1881 году. Хосе Руис увлекался живописью, но как только понял, что в семье растет гений, отдал кисти и краски юному Пабло и стал его первым учителем. В 13 лет Пикассо поступил в Барселонскую академию художеств, затем - в академию "Сан-Фернандо" в Мадриде.

После учебы Пабло Пикассо переезжает в Париж. Именно во Франции испанский художник написал свои лучшие работы. Творческая биография Пабло Пикассо разделяется на несколько этапов.

Голубой период . Картины этого периода выполнены, в основном, в холодных сине-зеленых тонах. Герои - старики, бедные матери и дети. Сам художник в это время беден и несчастен.

Розовый период . Картины становятся более жизнерадостными, в них преобладают розовые и оранжевые тона. В этом период в жизни Пабло Пикассо появляется Фернанда Оливье - возлюбленная и муза.

Африканский период . Отход от изображения конкретного человека, появляются африканские мотивы.

Кубизм . Предметы, изображенные на картинах, как бы построены из кубиков. Искусствоведы не приняли кубизма, но картины замечательно продаются.

Неоклассицизм . Цвета становятся ярче, образы - четче. Первая женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына.

Сюрреализм . Четкий отпечаток на творчестве семейных проблем: серия портретов женщины-чудовища с уродливыми половыми признаками. Новая любовь, рождение дочери. Увлечение скульптурой.

Пабло Пикассо: художник, миллионер, долгожитель.

После войны Пабло Пикассо встречает Франсуазу Жило, у них рождается двое детей. Франсуаза - "женщина-цветок" в творческой и личной судьбе художника. В 1949 году Пабло Пикассо создал знаменитого "Голубя мира".

В 80 лет Пикассо женится на Жаклин Рок, которая стала его последней музой и ухаживала за ним вплоть до самой смерти. Пабло Пикассо умер в 1973 году, прожил 92 года и создал более 80 тысяч работ.

О Пабло Пикассо слышали все. Это не только известный испанский художник, но и скульптор, график, керамист, театральный художник, поэт и драматург. Его имя, данное при крещении, состоит из 23 слов — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис Клито Пикассо. Говорят, что он назван так в честь нескольких святых и родственников. Свой редкий талант Пабло проявил в нежном возрасте 10 лет, когда он закончил свою первую картину под названием «Желтый пикадор», на которой изображен человек верхом на лошади во время корриды. За свою жизнь Пабло Пикассо написал много шедевров, которые до сих пор заставляют мир благоговеть. В нашем списке мы перечислили самые знаменитые.

✰ ✰ ✰
10

Старый гитарист

Картина была написана в 1903 году после того, как друг Пикассо, Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. В это время с пониманием художник относится к оступившимся, униженным судьбой и бедностью. Это полотно было создано в Мадриде, и используемый искаженный стиль напоминает Эль Греко. Здесь изображен изогнутый слепой человек, который держит большую коричневую гитару. Коричневый цвет выходит за рамки общей цветовой гаммы картины. Не только фактически, но и символически гитара заполняет все пространство вокруг старика, который, кажется, не обращая внимания на слепоту и бедность, полностью отдался музыке.

✰ ✰ ✰
9

Девушка перед зеркалом

На написанной в марте 1932 года картине мы видим образ французской любовницы Пикассо, Марии Терезы Вальтер. Стиль этой картины называется кубизм. Идея кубизма — взять объект, разбить его на более простые части, а затем, исходя из нескольких точек зрения, воссоздать те самые части на холсте. В «Девушке перед зеркалом» можно рассмотреть образ тщеславия. Картина на первый взгляд кажется довольно простой, но если присмотреться, то можно найти различные глубокие символы на всех частях картины.

✰ ✰ ✰
8

Герника

Возможно, это одна из самых известных картин Пикассо. Это не просто обычная картина, а еще и сильное политическое заявление. Здесь художник критикует бомбардировки баскского города Герника, проведенные нацистами во время гражданской войны в Испании. Картина размером 3,5 м в высоту и 7,8 м в длину представляет собой мощный обвинительный акт против войны. Используемый стиль живописи представляет собой сочетание в черно-белых тонах пасторали и эпоса. «Герника» — скрупулезное изображение трагедий войны и страданий мирных жителей.

✰ ✰ ✰
7

Три музыканта

Название картины заключает в себе название серии, которая была завершена Пикассо в 1921 году в Фонтенбло недалеко от Парижа. Это довольно большая картина по размеру – ширина и высота ее более 2 метров. Здесь используется синтетический стиль кубизма, который превращает художественное произведение в последовательность плоскостей, линий и дуг. На каждой картине под этим названием изображен Арлекин, Пьеро и монах. Считается, что этими тремя символическими героями являются сам Пикассо, Гийом Аполлинер и Макс Жакоб, соответственно. Аполлинер и Жакоб были очень хорошими друзьями Пикассо в течение 1910-х годов. Некоторые историки, однако, считают, что «Три музыканта» — это запоздалый ответ Пикассо Матиссу и его «Уроку фортепиано».

✰ ✰ ✰
6

Сидящая женщина. Мария Тереза Вальтер

Как и «Герника», это произведение искусства тоже создано в 1937 году. Музой Пикассо была Мария Тереза Вальтер, и он создал множество ее спокойных образов. Многие считают, что эта картина напоминает королеву из колоды игральных карт – такую образность часто проектируют с помощью полос. Работа также выполнена в стиле кубизм наряду с поляризацией красного и зеленого цветов.

✰ ✰ ✰
5

Дора Маар с кошкой

На картине, которая была написана Пикассо в 1941 году, его хорватская любовница изображена сидящей на стуле с маленькой кошкой на плече. За время отношений с Дорой Маар, которые длились десять лет, Пикассо рисовал ее портреты много раз. Сама Дора была фотографом-сюрреалистом. Эта картина считается одним из наименее агрессивных изображений Доры Маар, а также одной из самых дорогих картин в мире. В композиции Пикассо проявил исключительное внимание к деталям, многие из которых символичны.

✰ ✰ ✰
4

Голубая обнаженная

«Голубая обнаженная» является одним из самых ранних шедевров Пикассо. Она была написана в 1902 г. Эта картина из голубого периода Пикассо. В это время Пикассо использовал бледный, холодный синий цвет в качестве доминирующего цвета в его картинах и эскизах. В большинство его картин во время голубого периода с помощью одного цвета отражены сильные эмоции. «Голубая обнаженная» сидит к нам спиной в позе эмбриона. Картина не предлагает никакого подтекста, и ее эмоции не ясны.

✰ ✰ ✰
3

Авиньонские девицы

Этот шедевр написан в 1907 году и является одним из наиболее типичных примеров кубизма в живописи. Картина выходит за рамки традиционной композиции и подачи. Пикассо инновационно использует искаженные женские тела и геометрические формы. Ни одна из фигуры не изображена с традиционной женственностью, и женщины кажутся слегка угрожающими. Пикассо потребовалось девять месяцев, чтобы завершить это полотно. Эта картина также отражает влияние африканского искусства.

✰ ✰ ✰
2

Обнаженная, зеленые листья и бюст

Написанная в 1932 году, картина опять изображает любовницу Пикассо, Марию Терезу Вальтер. Полотно размером около полутора метров в длину и высоту было завершено в течение одного дня. Эта картина считается одним из самых больших достижений Пикассо в межвоенный период. Она порождает иллюзии и считается весьма сексуальной.

✰ ✰ ✰
1

Плачущая женщина

Холст, написанный маслом, «Плачущая женщина» создан Пикассо в 1937 г. Считается, что эта картина является продолжением темы трагедии, которая изображена в Гернике. Рисуя плачущую женщину, Пикассо непосредственно сосредоточился на человеческом аспекте страдания и создал уникальный универсальный образ. Эта картина завершала серию, которую Пикассо нарисовал в знак протеста. Моделью для картины (как и для всей серии) была Дора Маар, которая работала профессиональным фотографом.

✰ ✰ ✰

Это были самые известные картины Пабло Пикассо. Спасибо за внимание.

25 октября 1881 года в городе Малага, в Испании, родился Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лс Ремидос Криспин Криспьяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо. Или Пабло Пикассо. Полное имя его означало по испанскому обычаю перечисление имен почитаемых родственников и святых. У Пикассо была фамилия его матери. Отец Хосе Руис был художником.

Маленкий Пикассо проявил интерес к творчеству с детства. В возрасте 7 лет Пабло Пикассо учился у своего отца технике рисования.
В 13 лет Пикассо поступил в Барселонскую Академию художеств, поразив всех пеподавателей своим высоким уровнем развития. Затем отец решил отправить Пабло учиться в Мадридскую академию "Сан Фернандо". Это была самая престижная академия искусств в Испании. Пикассо в 1897 году в возрасте 16 лет отправился в Мадрид. Но уже такого усердия в учебе он не проявлял, проучился меньше года, зато стал увлекательно изучать работы великих мастеров Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, и в особенности Эль Греко.
В этот период Пикассо первый раз отправился в Париж. Там он плодотворно провел время, успел посетить все музеи. Знакомится с круным коллекционером Амбруазом Волларом, а так же с поэтами Гийомом Аполлинером и Максом Жакобом. В дальнейшем Пикассо еще раз приезжал в Париж в 1901 году. А в 1904 году переехал туда жить.

Если говорить о творчестве художника Пабло Пикассо, его принято делить на несколько периодов.
Первый идет так называемый "голубой период" . Это творчество с 1901 года по 1904 год. Этот период творчества характеризуется холодными, серо-голубыми и сине-зелеными цветами в работах Пикассо. Они пропитанны грустью и печалью. В сюжетах преобладают образы нищих, бродяг, изнеможденных матерей с детьми. Это работы "Завтрак слепого", "Жизнь", "Свидание", "Скудная трапеза", "Гладильщица", "Двое", "Любительница абсента".

"Розовый период" идет с 1904 по 1906 годы. Здесь в работах преобладают розовые, ораньжевые цвета. А образы картин - акробаты, актеры ("Акробат и молодой Арлекин", "Семейство комедиантов", "Шут"). В целом, более радостное настроение. В 1904 году Пикассо знакомится с моделью Фернандой Оливье. Она стала музой и вдохновителем в его творчестве. Они стали жить вместе в Париже. Фернанда была рядом и продолжала его вдохновлять в тяжелый период жизни безденежья Пикассо. Появляется знаменитая работа художника "Девочка на шаре". Так же среди работа этого периода "Девочка с козлом" и "Мальчик, ведущий лошадь".

"Африканский период" относят к 1907-1909 годам. Он характеризуется переломным моментом в творчестве Пикассо. В 1906 году он начинает писать портрет Гертруды Стайн. Пабло Пикассо переписывал его восемь раз, а затем сказал ей, что перестал видеть ее, когда смотрит на нее. Он отошел от изображения конкретного человека. В этот момент Пикассо открывает для себя особенности африканской культуры. После этого он все-таки завершил портрет. В 1907 году появляется тоже небезызвестная работа "Авиньонские девицы". Она была шокирующей для публики. Эту картину можно назвать первой знаковой работай в направлении кубизма.

Начинается длительный период кубизма с 1909 по 1917 года. Здесь несколько подэтапов. "Сезанновский" кубизм отражен в работах "Бидон и миски", "Женщина с веером", "Три женщины". Назван так, потому что присутствуют типично "сезанновские" тона: зеленоватые, коричнывые, охристые, мутные и размытые. "Аналитический" кубизм. Предметы изображаются дробно, как будто состоят из многих частей, причем, эти части четко отделяются друг от друга. Работы этого периода: "Портрет Канвейлера", "Портрет Амбруаза Воллара", "Портрет Фернанды Оливье", "Завод в Хорта де Сан Хуан". "Синтетический" кубизм - более декоративный характер. В основном натюрморты. Работы периода: "Скрипка и гитара", "Натюрморт с плетеным стулом", "Бутылка перно (столик в кафе)".

Направление кубизма в обществе не особо принимали, даже наоборот. Тем не менее, картины Пикассо хорошо распродавались. Это помогает ему выбраться из финансовой ямы. В 1909 году Пабло Пикассо переезжает в собственную мастерскую. В 1911 году осенью художник расстается с Фернандой, т.к. в жизни у него появилась новая муза и вдохновительница Ева или Марсель Умбер. Одна из посвященных ей работ, это "Обнажённая, Я люблю Еву". Но их совместное счастье длилось не очень долго. Нелегкий период войн, Ева тяжело заболевает и умирает.
Период неоклассицизма 1918-1925 года.

В 1917 году Пикассо поступило пердложение от поэта Жана Кокто разработатать декорации и костюмы к запланированному балету. Пикассо поехал работать в Рим. Там он и нашел свою новую музу, возлюбленную. Одну из танцовщиц Дягилевской группы Ольгу Хохлову. В 1918 году пара поженилась, а уже в 1921 году у них родился сын Поль. В творчестве у Пикассо произошли изменения, от кубизма как такового он уже отошел. Стиль становится более реалистический: яркие краски, четкие формы, правильные образы. Работы периода: "Детский портрет Поля Пикассо", "Портрет Ольги в кресле", "Женщины, бегущие по пляжу", "Купальщицы".

И вот, наступает время сюрреализма с 1925 по 1936 года. Первой картиной Пикассо в этом стиле стала "Танец". Достаточно агрессивная и тяжелая, что связанно не только с переменой творчества, но и семейными проблемами. Другие подобные работы: "Фигуры на пляже", "Купальщица, открывающая кабинку", "Женщина с цветком".

В 1927 году у Пикассо новая возлюбленная - семнадцатилетняя Мария Тереза Вольтер. Для нее художник приобрел замок Буажелу, где она стала прообразом некоторых его работ: "Девушка перед зеркалом", "Зеркало" и скульптура "Женщина с вазой", которая потом будет стоять на могиле Пикассо. 1935 году у Марии Терезы и Пикассо появляется дочь Майя. При этом Пабло не был разведен с предыдущей женой. Но к 1936 году он расстался с обеими. Официальная его жена умерла в 1955 году.

В 1930-е годы Пикассо начал увлекаться скульптурой, создает различные образы в стиле сюрреализма и различные металлические композиции, а так же гравюры к произведениям. Этот же год ознаменован появлением в творчестве Пикассо образом мифического быка Минотавра. Выходит несколько работ с ним, причем, для художника Минотавр ассоциируется с войной, смертью и разрушением. Наивысшей работой стало произведение "Герника" в 1937 году. Это небольшой город на севере Испании. Он был почти уничтожен после налета фашистской авиации 1 мая 1937 года. Работа по своим размерам была 8 метров в длину и 3,5 в ширину. Написана в монохромном стиле, только 3 цвета - черный, серый, белый. Вообще, война оказала большое влияние на творчество Пикассо. Он пишет работы "Мечты и ложь генерала Франко", "Плачущая женщина", "Ночная рыбалка на Антибах". В период второй мировой Пикассо проживает во Франции, где приобщается к коммунистам - участникам Сопротивления. Образ быка не покидает его. Отражается в работах "Утренняя серенада", "Натюрморт с бычьим черепом", "Бойня" и в скульптуре "Человек с агнцем".
В 1946 году, после окончания военных событий, Пикассо выпускает целую серию картин по заказу для замка Гримальди, для княжеской семьи. Она состот из 27 пано и картин. В этом же году Пабло знакомится с молоденькой художницей Франсуазой Жило, после чего переезжает с ней в тот самый Гримальди. У них появляется двое детей: сын Клод и дочь Палому. Франсуаза стала прообразом картины "Женщина-цветок". Но 1953 году она сбежала от Пикассо вместе с двумя детьми, не смогла ужиться с его сложным характером и его же изменами. Художник тяжело переживал этот период, в работах его превалировал старый карлик в контрасте с молодой красивой девушкой.
В 1949 году появляется знаменитый "Голубь мира", нарисованный Пикассо на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. В 1947 году Пикассо переезжает на юг Франции в город Валлориес. Там он занимается росписью уже в 1952 году старой капеллы. Изображает излюбленных персонажей: быка, кентавров, женщин. В 1958 году Пикассо был уже очень известе в мире. Он создает для здания ЮНЕСКО в Париже композицию "Падение Икара". В 80 лет неугомонный Пабло Пикассо женится на 34-летней Жаклин Рок. Они переезжают в Канны, на собственную виллу. По ее образу он создает серию портретов.

В 1960-х годах Пикассо вновь работает в кубистической манере: "Алжирские женщины. По Делакруа", "Завтрак на траве. По Мане", "Менины. По Веласкесу", "Девушки на берегу Сены. По Курбе". Все это, как видно, созданно по темам великих художников времени. Здоровье со временем становится хуже. С ним рядом остается верная ему Жаклин, ухаживает за ним. Умирает Пикассо в 92-летнем возрасте, будучи мультимиллионером, 8 апреля 1973 года в г.Мужене во Франции, похоронен рядом со своим замком Вовенаргом. За свою активную творческую деятельность он нарисовал около 80 тысяч работ. Еще в 1970 году, когда Пикассо был жив, был открыт музей Пикассо в Барселоне . В 1985 году наследники художника открыли музей Пикассо в Париже.


Пабло Пикассо (1881 – 1973) – величайший испанский художник, основоположник кубизма, осветивший своим талантом большинство направлений современного искусства.

Детство и период обучения.

25 октября 1881 года в городе Малага, что в Испании, родился Пабло Диего Хосе Франсиско Де Паула Хуан Непомусено Мария Де Лос Ремедиос Сиприано Де Ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо, вошедший в историю мирового искусства под именем Пабло Пикассо.

Пикассо – девичья фамилия матери художника, которую он предпочел для себя взамен отцовской – Руис. Тому было несколько причин. Во-первых, в испанской среде фамилия Руис считалась довольно простой и была широко распространена, а во-вторых, Хосе Руис тоже был художником-любителем и искусствоведом.

Творчество Пабло Пикассо: «голубой» и «розовый» периоды.

В начале XX века Пикассо со своим другом К. Касахемасом покидает Испанию и приезжает в Париж. Здесь Пабло вплотную знакомится с работами французских импрессионистов, в частности, А. Тулуз-Лотрека и Э. Дега, которые в свое время окажут серьезное влияние на развитие творческой мысли художника.

К несчастью, влюбленный во француженку и отвергнутый ею, Касахемас в феврале 1901 года совершает самоубийство. Грани реальной жизни и искусство для Пикассо всегда были неразрывны, и это трагическое событие, глубоко потрясшее художника, нашло отражение в последующих его работах.

«Кубизм» Пабло Пикассо.

Во все времена независимо от направлений, к которым принадлежало их творчество, художники искали способы передачи мира, его красок и форм на плоскости холста. К началу XX века, времени развития фотографии, стало очевидно, что живопись отныне не является единственным способом отображения художественных образов в их «правильном» свете. Чтобы иметь право на жизнь и не утратить своей актуальности в условиях меняющегося мира, искусству требовалось открыть новый язык общения с ним. Для Пикассо этим языком стал кубизм.

Пабло Пикассо: период неоклассицизма.

Начало Первой мировой войны, расколовшей мир на части, смерть любимой женщины – Марсель Умбер (Евы), сложные отношения с друзьями и близкими, заставили Пикассо заново переосмыслить свою жизнь и творчество. Результатом подобного самоанализа явилось осознание главенства живописи, затмевающей собой все прочие стороны жизни художника. Ни долг служения родине, ни отношения с женщинами, ни заведение дружеских знакомств не были для него так же важны, как искусство. При этом Пабло все больше отдаляется от созданного им кубизма, который из его основного стиля творчества превращается в пройденный этап на пути развития художественных взглядов мастера.

Сюрреализм Пикассо.

Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму.

Во многом этому повороту способствовала атмосфера разрушающейся семейной жизни испанского художника и русской балерины. Ольга Хохлова, получившая воспитание в лучших традициях высокого общества, требовала от Пикассо соблюдения подобных же правил приличия при посещении светских мероприятий.

Война в Испании. Герника. Вторая мировая война

В 1936 году в Испании вспыхнула Гражданская война. Сторонники молодого республиканского правительства ожесточенно пытались противостоять властным стремлениям военно-националистической диктатуры во главе с генералом Франко и установлению фашистского режима на испанской земле.

Как истинный патриот, Пабло Пикассо не мог остаться в стороне от происходящих событий. Он не боролся с врагом на поле боя, не бросался на баррикады. Художник делал то, что умел лучше многих – с кистью в руках он выражал свою позицию посредством картин, своими полотнами вдохновлял сражающихся и обличал совершаемые против человечества преступления.

Творчество Пабло Пикассо в послевоенный период.

С окончанием Второй мировой войны настроения мира и радости осветили жизнь художника и поселились на его картинах.

В 1946 году Пикассо получает заказ от княжеской семьи Гримальди на создание серии картин и панно для их замка в курортном городе Антибе. Вдохновленный Природой Средиземноморского побережья Франции, художник создает 27 прекрасных полотен, олицетворявших гармонию мира, где обитают обнаженные прекрасные нимфы и мифические сказочные создания – фавны и кентавры.