Почему новая возлюбленная безрукова отказывается комментировать личную жизнь. — А если на улице вас просят сфотографироваться? Я своих детей никогда не оставлю - они все мои

На большие экраны страны вышел фильм «После тебя», рассказывающий о жизни знаменитого артиста балета Алексея Темникова, чья карьера внезапно прервалась из-за травмы. Главную роль сыграл глава Московского Губернского театра Сергей Безруков. А сценаристом и режиссером картины выступила супруга артиста Анна Матисон.

Сергей Безруков в фильме «После тебя»

— Сергей, роль Алексея Темникова была написана специально для вас. Такое в вашей актерской карьере бывает часто?

— Два раза. Первым фильмом стал «Есенин», который снимался по книге моего отца. И тогда, естественно, изначально главным героем видели меня. А это — второй сценарий, который был написан под меня. Наверное, это может показаться странным, а для кого-то даже удивительным, но я так же, как все артисты, прохожу пробы, читаю сценарии, которые мне присылают. На что-то соглашался, на что-то — нет. И я благодарен Анне. Ведь это редкий случай, когда актеру везет настолько, что у него есть личный сценарист и режиссер, который действительно подарит роль. Мне, как артисту, очень важно развиваться, не стоять на месте. И в этом большая заслуга режиссеров, которые увидят в актере что-то новое, а не будут тиражировать то, что и так уже было пятьсот тысяч раз. Поэтому хочу сказать спасибо Анне за то, что она открыла во мне совершенно другой образ. Придумав такого персонажа, она подарила мне эту роль

— В фильме у вашего героя на шее висит крестик и иконка. Насколько религия важна для вас? Во что вы сами верите?

— Это не у героя, это у меня. И я их никогда не снимаю. Сразу оговорюсь: я и мой герой – это совершенно разные люди. Абсолютно нельзя сравнивать меня с Темниковым, потому что я таким никогда не был и, дай Бог, никогда не буду. (Улыбается.) Его поведение в обществе и с близкими людьми чудовищно. Скажу вам, я впервые сыграл такого откровенного подонка. Да, мой герой абсолютный подонок — если вы посмотрите, какой он в самом начале. И мне было интересно сыграть такую отрицательную личность. Мы только потом начинаем понимать, насколько больно ему внутри. Ему так больно, что он готов обижать каждого, кто находится с ним рядом, но в первую очередь он обижает самого себя. Да, в его жизни произошла трагическая ситуация, он получил травму. Но можно закрыться от всех, а можно попытаться создать действительно настоящую школу, а не то заведение для богатых тёточек, которое он имеет. При этом он их призирает, но сам ничего серьезного так и не сделал: не подготовил ученика, не создал балет, который хотел все эти годы поставить, не стал хореографом… Темников — абсолютно гениальный человек в своей профессии, но только в последний момент он очнулся. Он не попробовал — он струсил. Представьте: 20 лет быть трусом — и ничего не сделать для своей профессии, которую он бесконечно любит. Он трус! И сам себе в этом признается в монологе в троллейбусе. Он, как минимум, презирает самого себя

— В фильме даже есть момент, когда он предполагает, что над ним мог «посмеяться» Бог…

— Я думаю, Бог над ним не посмеялся, Господь всегда дает человеку шанс. В данном случае он подарил моему герою этот шанс в виде звонка из Маринки. Темников им воспользовался. Другое дело, что он поступил не по-христиански: он добровольно ушел из жизни. А это уже — сумасшествие человека, который находится вне веры в Бога. Такого человека можно назвать фанатом своей профессии, он готов пожертвовать жизнью ради того, чтобы этот балет был показан по центральному каналу. Он даже сам шутил, что балет показывают только в экстренных ситуациях: надо, чтобы случился переворот или что-нибудь в этом духе, или чтобы он умер… И он воспользовался этой ситуацией, все просчитав

— А вы можете оправдать добровольный уход из жизни своего героя?

— Я с ним не согласен. Мне кажется, нужно было дождаться премьеры, прийти на нее, да и вообще — продолжать жить. Он бы мог поставить еще не один балет. Темников — талантливый человек, и у него получилась первоклассная постановка. Почему бы ему не стать прекрасным хореографом? Не знаю. Я спорил со своим героем. Но Аня держала меня в стальных ежовых рукавицах — я это говорю в хорошем смысле слова. (Улыбается.)

Сергей Безруков с Анной Матисон на премьере фильма «После тебя»

— Как вам работалось с супругой на съемочной площадке?

— Аня – очень чуткий и вежливый режиссер, с ней невероятно легко работать. Эта картина – целиком и полностью ее заслуга. На площадке всегда царила атмосфера любви: ни одного бранного слова! Я, наверное, впервые снимался в кино, в котором никто ни с кем не ругался. Обычно оператор – с осветителями, те – еще с кем-нибудь, и так далее. Иногда артисту нужно собраться для очень важной сцены, а рядом происходит такое: кто-то горланит, кто-то кричит ему в ответ — спокойствия нет, а ты пытаешься смотреть людям в глаза и объяснять: «Дайте собраться, у меня впереди очень сложная сцена!» А здесь на площадке все работали с полной отдачей и были нацелены на создание хорошего фильма. Все вежливые, все тактичные. Мне кажется, это отношение потом лучшим образом отражается и на самой картине

— Чем еще эта лента интересна лично для вас?

— Я соскучился по фильмам, в которых нет пошлости, по умным картинам, где есть, над чем подумать, поразмышлять. Мне кажется этот фильм – единственная попытка за последнее время вернуть серьезного умного зрителя в кинозал. Мне недавно сказали, что сейчас в Европе мода — на безпопкорновые кинотеатры, они пользуются большим успехом. Может быть, пришло время вернуться к тому, что было когда-то при Советском Союзе?..

— Во время работы над фильмом возникали сложности?

— Было сложно ходить всегда с идеально прямой спиной и не выпадать из образа, который мне внутренне ненавистен. Это было ужасно. Но я постарался сделать все возможное — и надеюсь, что у меня получилось. Я целиком и полностью доверял Ане. В картине есть сцена, когда мой герой впервые за эти 20 лет выпивает. Казалось бы, это элементарная физиология: сыграть немного выпившего человека. Тем более, что мне «выпадало счастье» играть это состояние в своих ролях много раз. Причем, с разной амплитудой опьянения. (Улыбается.) И мне, как человеку непьющему, это было очень интересно. А тут сцену, где мой герой выпивает, мы репетировали и снимали очень долго. Аня постоянно говорила: «Не то! Да, хорошо — но это не Темников!» В какой-то момент я стал злиться на себя: у меня не получалось! А ведь я уже столько раз играл пьяного! Но мы искали. И наконец Аня сказала: «Вот сейчас ты попал! Да, это именно он!» В свои 43 года, сыграв столько ролей, это было потрясающе — выдохнуть и сказать самому себе: «Ух! Получилось!» Это невероятное ощущение. Ты пробуешь — у тебя получается — ты выдыхаешь и ставишь перед собой следующую планку. И это прекрасно: идти дальше, развиваться и не думать о том, что ты сделал раньше

— А как вы снимали сцены постановки нового балета? Ведь тогда на самом деле проходили репетиции одноименной постановки «Симфонии в 3 движениях», которая вошла в репертуар Мариинского театра.

— Когда мы потом делали имитацию того, что я ставлю этот балет с настоящими артистами Мариинского театра, то рядом с нами был известный хореограф Раду Поклитару. Вы представляете: перед мной стоят настоящие профессионалы, а я играю их хореографа. К счастью, рядом находился Раду. Я постоянно ему говорил: «Я тебя очень прошу, делай замечания, подходи, говори, как надо, потому что я — драматический артист, я не хореограф-постановщик». И тут Раду мне с улыбкой отвечает: «Ты знаешь, а я тебя заслушался! Стою и думаю: все нормально, все хорошо». И в какой-то момент я поймал себя на мысли, что работаю с артистами как режиссер в своем Московском Губернском театре, когда ставлю спектакли. Я стал вести себя, как со своими артистами: расслабился, стал шутить, они начали смеяться… И как только мне стало хорошо, Аня подошла и сказала, что это плохо. «А теперь мы все это отменяем, и ты возвращаешься в Темникова, — объявила она. — Это мы снимать не будем». И мне пришлось снова вернуться в неприятный образ, к жесткости, и опять стать Темниковым. Он — очень жесткий человек…

Народный артист РФ Сергей Безруков

— А вы сами серьезно занимались танцами?

— В Школе-студии МХАТ очень любил дисциплину «танец», поэтому станок я помню до сих пор. Для меня придумать, каким я могу быть танцором балета — это не просто фантазия. Я — драматический актер, но многому учился, и помню это

— Есть люди, которыми вы восхищаетесь в этой сфере?

— Я большой поклонник хореографа Пины Бауш, очень люблю современный танец. А еще я являюсь поклонником бесспорного гения, который жив и ныне — Михаила Барышникова. Преклоняюсь перед ним. Сразу вспоминаю фильм «Белые ночи», который я засмотрел до дыр, и его эмоциональный танец под Высоцкого. Раду поставил финальный танец под Гаврилина, но когда я его танцевал, то внутренне все равно думал о том, как бы гениально это сделал Барышников, которого я могу назвать кумиром. Я же, в силу своей актерской профессии, старался это, скорее, сыграть. Но Раду в меня поверил. 90 процентов танцевал я сам! Конечно, у меня был дублер — Денис Матвиенко, все прыжки исполнял он. Для того, чтобы так прыгать, нужно с детства заниматься хореографией и быть актером балета. Кстати, с Барышниковым я успел лично познакомиться. Прошлым летом ездил на премьеру в Ригу, куда он приезжал со спектаклем «Письмо человеку», поставленному по дневникам танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского. Барышников — замечательный, скромный, потрясающий человек. Я даже успел с ним сфотографироваться. Знаете, кто-то мечтает о фотографии со мной, и я этого не очень понимаю. (Улыбается.) Но зато я прекрасно помню свои чувства, когда я сфотографировался с Барышниковым. Вы не представляете — это такое ощущение счастья и внутреннего восторга!

— А вы не предложили ему посмотреть фильм?

— Мне бы очень бы хотелось, чтобы он увидел картину. Я передал ему диск. Мне интересна оценка таких мастеров. Тем более, что эта история — не про балет, она про характер, про человека, который, имея стальной характер, уничтожил в финале самого себя для того, чтобы воплотить собственную идею в жизнь

— Вы говорите, в первую очередь, о людях искусства?

— Это касается каждого из нас, не только людей творческих. Любой человек рано или поздно ставит перед собой вопрос: что я оставлю после себя в этой жизни? Мы недаром вместе с Благотворительным Фондом Константина Хабенского придумали акцию, которая будет идти до 16 апреля. На определенный номер можно отправить СМС с суммой денежного перечисления — и таким образом помочь детям, которые борются с тяжелыми болезнями. И все люди, которые пришли в кинотеатр, имеют возможность помочь. И таким образом тоже можно после себя оставить что-то хорошее и доброе. Даже элементарные 100 или 300 рублей. И уже будет возможность сказать самому себе, что ты спас чью-то жизнь…

Сергей Безруков: «Что я оставлю после себя в этой жизни?» опубликовано: Октябрь 26th, 2018 авторство: Катюша Шитикова

Антенна-Телесемь, 28.11.2018

Материал на сайте издания Конец года для пары наполнен приятными ожиданиями – на днях они стали родителями во второй раз, а также 6 декабря в прокат выходит их третья совместная картина «Заповедник». «Заповедник» - экранизация одноименной повести Сергея Довлатова, но действие перенесено в современность, а главный герой - не писатель Борис, а музыкант Константин (Сергей Безруков). Его кар...

Наше радио, 5.10.2018

Радовать своих слушателей – важнейшая миссия НАШЕго Радио! Сегодня, 5 октября 2018 года, в эфир утреннего шоу «Подъёмники» прибыл совершенно фантастический гость – Народный артист России Сергей Безруков! За последнее время бескрайний талант артиста устремился в новую для себя, но, по словам самого Сергея, ожидаемую творческую сторону: Безруков попробовал себя в качестве рок-арти...

Телеканал Мир24, Культличности,4.10.2018

Народный артист России Сергей Безруков в эксклюзивном интервью программе «Культличности» на телеканале «МИР» рассказал, что сегодня нравится зрителю, почему фильм по мотивам повести Сергея Довлатова «Заповедник» поменял название, как возглавляемый им Губернский театр отметит пятилетие, а также кем он хотел стать в детстве. - В этом году Губернскому театру пять лет. Как вы будете отмечат...

Woman.ru, 17.06.2018

В интервью Woman.ru супруги Сергей Безруков и Анна Матисон рассказали о трудностях работы в кино, своем новом фильме «Заповедник», а также о детях, любви и своем более чем активном образе жизни. Неделю назад завершился главный кинофестиваль страны - «Кинотавр». В основном конкурсе киносмотра участвовала картина «Заповедник» режиссера Анны Матисон. Главную роль в фильме сыграл Сергей Без...

Любовь Егорова, Metro, 17.06.2018

Сергей Безруков и Анна Матисон представили на Кинотавре фильм "Заповедник" по одноименной повести Сергея Довлатова, который выйдет в широкий прокат 6 декабря. Увы, картина осталась без наград. Безруков не только исполнил главную роль, но и выступил продюсером картины. Газета Metro поговорила с актером о том, как трудно было снимать ленту без господдержки. Обидно, что вас...

Ольга Галицкая, Российская газета, 28.05.2018

Новый фильм Анны Матисон, где Сергей Безруков сыграл главную роль, сменил название, и 9 июня в конкурсе "Кинотавра" вместо объявленной ранее картины "Пушкин. Виски. Рок-н-Ролл", появится "Заповедник". Что правильно: это же Довлатов, именно его одноименная повесть перенесена на экран - правда, на новый лад. Сергей Безруков, артист и продюсер, рассказал "РГ" о предстоящей премьере. Фо...

Интерфакс, 17.11.2017

Материал на сайте издания Актер рассказал, насколько его образ в вышедшей на экраны комедии "Мифы" соответствует действительности Москва. 17 ноября. INTERFAX.RU - Российский актер, режиссер, сценарист, худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков исполнил одну из ключевых ролей в комедии "Мифы" Александра Молочникова. Фильм рассказывает о героях светской Москвы, в числ...

В прошлом интервью «ТН» вы рассказывали, что жена сделала вам сюрприз ко дню рождения: пригласила мастеров, и они за ночь отремонтировали вашу гримерную в Губернском театре. Та история произошла три года назад. Какие с тех пор еще были сюрпризы на 18 октября?

Большего сюрприза, чем тот, что я делаю себе и поклонникам сейчас, и представить не могу! Я со своей группой пою в КЗ «Крокус Сити Холл»! Скажи мне кто-нибудь год назад, не поверил бы.

- Правда, немного похоже на первоапрельский розыгрыш. Как вам пришло в голову заняться рок-музыкой?

Возможно, повлияли съемки фильма «Заповедник» по Сергею Дов­латову - он выйдет в этом году. Отдыхая во Франции, мы с Анечкой (жена Сергея - режиссер Анна Матисон. - Прим. «ТН») однажды вечером решили почитать вслух Довлатова. Обычно его читаешь про себя и для себя - ведешь собственный диалог с писателем. А мы попробовали посмотреть, насколько убедительным будет довлатовское слово, когда его произнесет артист. Останется ли это по-прежнему смешно и пронзительно, как у Довлатова. Аня послушала, ей понравилось. Тогда и возникла идея экранизации. Но мы решили, сохраняя довлатовский дух, перенести действие в наши дни, а героя сделать не писателем, а музыкантом. Тут лучше было бы у Ани спросить, но, думаю, так решили сделать, потому что показать в кино писательское вдохновение гораздо сложнее, чем вдохновение, допустим, музыканта. Ведь кино - это визуальное искусство. Мой герой стал рок-музыкантом, и мне кажется, это как раз добавило образу современного звучания. И назвали героя не Борисом, как в книге, а Костей: Аня считает, что имя Боря ему не очень подходит. Естественно, мы утвердили сценарий у наследников творчества Сергея Донатовича Довлатова - у нас все законно.

С женой Анной Матисон (2018). Фото: Тимур Артамонов

Снимаясь, вы много слушали рок, чтобы настроиться на нужную волну? Общались с музыкантами, чтобы, может быть, позаимствовать какие-то черты?

Я всегда слушаю рок, независимо от того, звучит ли он в фильме или спектакле, где я играю. Одна из моих любимых групп - Muse. По поводу музыкантов - я знаком и с Юрой Шевчуком, и со Славой Бутусовым, и с Володей Шахриным, и с Леней Агутиным, который, кстати, снялся у нас в «Заповеднике». Я многих знаю, но никого конкретного не играл, Костя - полностью выдуманный герой. Как и артист балета Алексей Темников, которого я сыграл в другой Аниной картине - «После тебя». Все думали, что я сыграл очередного исторического персонажа, а на самом деле Алексей Темников выдуман от и до. С Костей тоже все пытаются искать аналогии, сравнивать с кем-то из рокеров, а на самом деле это герой Дов­латова, только не писатель Борис, а музыкант Костя. А кроме имен и рода занятий у них все общее: творческая нереализованность уже десять лет, депрессия, проблемы в семье - жена уезжает в Канаду, и огромное желание начать все сначала…

С Леонидом Агутиным на съемках фильма «Заповедник» (2018). Фото: instagram.com

- Учились играть на электрогитаре?

Пришлось немножко переучиваться. У меня классическая постановка рук, я ведь закончил музыкальную школу по классу гитары, но у меня шестиструнная гитара, а электрогитара - это ведь другое. Я впервые играл с помощью медиатора. Конечно, поиграть на электрогитаре - это ни с чем не сравнимое удовольствие. Инструмент громкий, но его можно включать так, что будешь слышать только ты сам в наушниках. Я часто так играл дома, не причиняя беспокойства окружающим.

То есть вам понравилось играть на новом инструменте - и от этого оказался один шаг до создания собственной группы?

Не знаю, что спровоцировало на этот шаг. Может быть, действительно роль. Может, я просто пробовал петь одно, потом другое, так и до рока добрался. В основном это были, конечно, песни для фильмов и спектаклей. У меня есть спектакль «Хулиган. Исповедь» - в нем я пою свои песни на стихи Есенина. Есть спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» - там в финале целый блок, где я пою песни Высоцкого в рок-аранжировке, и это довольно убедительно звучит. Так что я себя немного в этой области пробовал, искал свой тембр, проверял вокальные данные на способность к надрыву - и в итоге осмелел настолько, что решил записать песни не для спектаклей! Собрал группу, назвал ее «Крестный папа»…

Вспоминается одна героиня вашего и нашего любимого Довлатова, которая спросила, как называется река. Ей ответили, что Нева, а она удивилась: «Нева? Что вдруг?» Так вот, «Крестный папа»? Что вдруг?

Не скажу, это секретная информация! Зато могу сказать, что музыканты у меня правда прекрасные, в хороших группах играют и по всему миру гастролируют. У нас летом вышло три сингла, первый - «Не про нас» - вышел 1 июня, в тот же день попал в российский «Топ-5» музыкального чарта iTunes, а потом и в европейский «Топ-100» вошел! Дальше была песня «С какой мы планеты», а сейчас выпустили «Трудный день», который открывает мой первый сольный альбом. Они тоже популярны, на YouTube сотни тысяч просмотров!

Так здорово, наверное, радоваться первым достижениям в новом деле! Ведь как актер вы добились успеха очень рано - в 23 года стали лауреатом Государственной премии, в 35 лет - народным артистом. Какими наградами вас можно еще удивить в этой области? А с рок-музыкой другое: вы с азартом следите за количеством просмотров на YouTube, как 20-летний студент, хотя вам скоро 45 лет.

Да, 45 - ну и что? Я смотрю, например, на U2 - люди в почтенном возрасте, я, по сравнению с ними, мальчик, но они настолько мощно выступают. Робби Уильямс - мой ровесник, а от него такой драйвище идет со сцены! Никоим образом не сравниваю наши достижения. Я просто о том, что в роке возраст отсутствует как таковой. Если у тебя есть внутренний огонь, сколько бы тебе ни было лет, можно играть рок.

Анна не удивилась такому повороту? Все-таки выходила замуж за актера и художественного руководителя театра…

Как раз она первой и увидела во мне рок-музыканта! Она подарила мне роль в «Заповеднике» - верила, что я могу такое сыграть. Увидела, как я пою и существую в песне на сцене, и сказала: «В тебе есть задатки! Ты абсолютный рок-музыкант по поведению, по голосу - это просто надо развивать». И я постепенно, шаг за шагом стал двигаться в этом направлении. Кстати, она подарила мне электрогитару, когда мы снимали «Заповедник», - я с ней как раз и работал. Конечно, у меня был дублер: чтобы стать электрогитаристом, надо еще работать и работать. Но я учил все партитуры, чтобы и на среднем, и на крупном планах было похоже, что я играю сам.

Кадр из фильма «Заповедник» (2018). Фото: Пресс-служба «Кинокомпании Сергея Безрукова»

- А вы в юности не хотели стать рокером? Многие парни этим грезят, но вы-то с детства были увлечены театром.

Конечно, я пел песни групп «Наутилус Помпилиус» и «Кино»! А про рокера была одна фантазия, о которой сейчас забавно вспоминать. В школе на последнем звонке мы устроили в актовом зале то, что в театре называется капустником. В нем мы представили нашу встречу выпускников десять лет спустя. Тогда казалось, что за эти десять лет пройдет жизнь и мы уже будем стариками. Один решил, что он станет профессором, другой - физиком, третий - тренером, кто-то даже воображал себя художественным руководителем театра. Но, представляете, я тогда мечтал не о театре. Я вышел в образе рок-звезды, только что вернувшейся из гастрольного тура по Америке. Приехал на встречу, немного опоздав, такой усталый и немного зазнавшийся. Меня приветствовала вся школа, а я почти никого не узнавал. Спел песню и сказал: «Извините, не могу остаться, у меня дела». Спародировал артиста, зараженного звездной болезнью. Все хохотали от души, и кто бы мог представить, что я когда-то действительно прикоснусь и к этому направлению!

Правда, в 17 лет 27 кажутся уже глубокой зрелостью. Были у вас в том возрасте мысли: мне уже столько лет, а я еще ничего не добился! «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана»?

Такого не было, но я всегда думал, что я слишком мало работаю. Мне казалось, что я многого не успеваю. Хотя объем был колоссальным всегда, мне казалось, что надо делать гораздо больше! Это нетерпение сердца - хотелось сразу всего, много, сейчас! Но это свойственно всем молодым азартным людям. А со временем я понял, что все происходит не случайно и сроки, когда что-то происходит именно с тобой, тоже не случайны - просто значит, что твой путь именно такой.

- А верится, что 45 уже? В душе сколько?

Так и есть - 45. Это уже зрелость, когда много пройдено, много уже пережито, но в то же время есть замечательный душевный драйв. Я теперь действительно абсолютно счастлив. У меня ощущение, что теперь все так, как я хотел. Есть работа, дом, семья и огромное желание творить. Я не останавливаюсь - это тоже один из очень важных моментов. Если в 45 у тебя еще впереди планов громадье и ты еще себя не реализовал до конца, это большой плюс. Мне жизнь по-прежнему интересна.

- Сейчас у вас будет огромный концерт в «Крокусе». А были дни рождения, когда вы сбегали от всех?

Пожалуй, не было, хотя каждый раз мои родные и близкие твердят, что я уже должен перестать работать в свой собственный день рождения! У меня же всегда складывалось, что либо съемки, либо сольный концерт, либо - последние пять лет - сольный моноспектакль «Жизнь. Театр. Кино». И в этот раз у меня опять сольный концерт! Но я дал слово, что на следующий год я 18 октября точно не буду работать, а буду отдыхать с семьей. А если и буду делать концерт, моноспектакль или что угодно еще, то вый­ду на сцену и зажгу не прямо в этот день. Но зажгу ярко и буду работать на износ, потому что я не умею иначе.

«Безумный день рождения» Сергей Безруков и группа «Крестный папа» 18 октября в 20:00 | КЗ «Крокус Сити Холл»

Сергей Безруков

Семья: жена - Анна Матисон, режиссер; дочь - Мария (2 года)

Образование: окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: с 1994 года служил в театре О. Табакова «Табакерка», в 1995 году стал лауреатом театральной премии «Московские дебюты», в 1996-м - премии «Чайка» и Государственной премии, в 1997-м - премии мэрии Москвы и премии «Кумир». Снялся в фильмах и сериалах: «Бригада», «Азазель», «Участок», «Заповедник» и др. В 2014 году стал художественным руководителем Московского Губернского театра

26 апреля 2018

Знаменитый актер в интервью «Телепрограмме» говорил о съемках в кредит, воспитании без кнута и своем детстве за кулисами театра.

Фото: Ekaterina TSVETKOVA/globallookpress.com

Один из самых ярких и разносторонних российских артистов традиционно успевает везде и всюду. Сейчас, например, и выступает в качестве члена жюри телевизионного конкурса юных талантов « » на канале «Россия».

«Самое большое наказание — когда обижался отец»

— Сергей, признайтесь честно — сложно оценивать детей?

— Сложно. Потому что всех хочется похвалить, за всех ратовать. Каждый ребенок достоин внимания, все по-своему прекрасны. То, что они участвуют в этом конкурсе, — это уже большая победа. Теперь их узнают по всей стране. С другой стороны, это первое испытание для них. Те самые медные трубы…

— Как вы считаете, детям вообще нужно это испытание?

— Думаю, что подобное должен пройти каждый. Детям нужно и внимание, и поощрение. Кто-то из воспитателей считает, что излишне хвалить не стоит, чтобы дети не зазнавались. Но я думаю, что для начинающего артиста поощрение дает важный стимул совершенствоваться.


В фильме «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» Сергей — актер и продюсер, а его жена Анна Матисон - режиссер. Фото: Личный архив

— Но ведь есть же еще и отбор, кому-то придется сказать нет. Не станет ли это психологической травмой?

— Я считаю, что мы в жюри работаем очень мягко. Для нас все дети — молодцы. Да, кто-то слышит отказы, но в данном конкурсе победителю будет дана возможность сняться в кино, в продолжении фильма « ». И это накладывает определенный отпечаток, потому что кино в первую очередь требует артистичности. За это в жюри отвечаю я и Елена Яковлева. Наша оценка — именно по актерскому направлению.

— Многие артисты утверждают, что не хотели бы для своих детей актерской карьеры.

— Почему? Я так не думаю…

— Говорят, что это трудная профессия, которая очень зависима от других людей и обстоятельств.

— Как и все в этой жизни! Все всегда зависит от обстоятельств. И у каждого в жизни есть свои сложности, в любой профессии — хоть в творческой, хоть в технической. Я бы не сказал, что наша работа настолько исключительна. И что в ней какое-то особое количество трудностей. Все, безусловно, зависит от воспитания. Актерская профессия — это труд, помноженный на труд. Когда я вижу детей-чтецов на конкурсе, мне очень хочется, чтобы у них были хорошие педагоги. Вот у меня такой был. Мой отец учил меня с детства, занимался мною. Мне было лет семь, по-моему.


Любовь к профессии Сергею привил его отец — актер и режиссер Виталий Безруков, который много занимался с ним в детстве (на фото в центре — мама, Наталья Михайловна). Фото: Личный архив

— В вашей жизни тоже ведь, наверное, было первое испытание медными трубами? Со звездной болезнью пришлось столкнуться?

— Нет-нет. Я еще раз говорю: «Труд, помноженный на труд». Тут очень важно, кто рядом с тобой в этот момент находится.

— И кто вам помог вернуться на землю?

— Мои педагоги и мой отец, который всегда был рядом.

— Вы — актер, руководитель театра, ваша жена — режиссер. Можно сказать, что жизненный путь вашей дочки уже предопределен?

— Этого я пока не буду говорить (улыбается).


Елена Яковлева и Сергей Безруков в «Синей птице» оценивают актерские данные детей (на фото с ведущей Дарьей Златопольской). Фото: Канал «Россия 1»

— Часто. Но мы пока ничего не загадываем. Как будет — так будет…

— А потом пройдут годы и она скажет: «Я выросла за кулисами театра, где мой папа стоял на сцене».

— Я сам вырос за кулисами театра. И это замечательно. Но я не предполагал, что сразу стану артистом. Когда мне было лет пять, я ходил к отцу в Пушкинский театр, смотрел много спектаклей, взрослых и детских. Мне это нравилось, но о таком будущем я не думал.

— В школе вы хорошо учились?

— Да. Точные науки, наверное, давались сложнее, но я старался учиться, был хорошистом. Разные были оценки. Иногда неудовлетворительные. Но в итоге в аттестате у меня четыре четверки. Остальные — пять.

— Ругали за двойки?

— Нет. Журили, конечно же, но никогда не наказывали. Мне доверяли. Поэтому я решал свои школьные проблемы сам.

— Как вы считаете, нужно, чтобы и кнут, и пряник были в воспитании?

— Кнутов у меня в детстве не было — ни в прямом, ни в переносном смысле. Меня любили, мне доверяли. Если я не так себя вел, обижались. Именно это для меня было самым большим наказанием — когда обижался отец.


В сериале «Годунов» Светлана Ходченкова играет жену Бориса. Фото: Канал «Россия 1»

— Сейчас на слуху скандал, где обсуждают методы воспитания Яны Рудковской. Она считает, что без кнута невозможно воспитать ребенка-спортсмена.

— Я, честно говоря, не берусь судить. Каждый случай, наверное, индивидуален. Может быть, для спортсменов важно именно заставлять, ведь это физические нагрузки. Я, допустим, сужу по репетициям. Когда люди уже практически без сил, это иногда работает в плюс: уходит определенный зажим, человек быстрее раскрепощается. Он по-настоящему свободен, потому что у него нет сил играть. В этот момент он такой, какой есть, — он живет на сцене. А именно это и требуется от артиста.

«Говорить о правде мы не можем»

— Сейчас вы снимаетесь в большом историческом сериале « », который покажут на канале «Россия». Как вам погружение в эпоху?

— Это приятно! Потому что XVI век — совершенно удивительное время в истории Российского государства. При этом оно до конца не раскрыто. Я много чего успел прочитать из настоящих источников. Ну как сказать, настоящих? Летописи я не читал. Но изучил много научной литературы, которая посвящена конкретно этому времени. Образы Бориса Годунова, Ивана Грозного, Федора Иоанновича, с одной стороны, известные, с другой — запутанные, до конца ученые на их счет договориться не могут. Нас в этом проекте консультирует Николай Борисов, совершенно потрясающий историк. А сценарий «Годунова» — это не просто литературное произведение и выдумка замечательного, кстати, сценариста Ильи Тилькина, но и серьезная историческая проработка.

— Все будет правдиво?

— Говорить о правде мы с точностью не можем. Вот, допустим: Иван Грозный убивал своего сына или нет? Все мы знаем картину Репина. Но ведь он жил в другое время и точно тоже не мог утверждать. Факт убийства сына не доказан историками. Есть только западные свидетельства на сей счет, а им верить не очень хочется. Уже тогда Россия в глазах иностранцев была представлена не лучшим образом.

— Все как сейчас?

— Сейчас, может быть, даже цветочки! Вы не представляете, как тогда пытались представить Россию и что говорили о ней, уезжая к себе на родину. В общем, многие историки утверждают, что никакого убийства не было. А вот отравление — вполне возможно. Какую версию в данном случае мы выбираем и как это будет показано в фильме, увидите сами.


Фото: Личный архив

«Брал кредит, занимал»

— Есть у вас еще один новый проект «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» — о чем это кино?

— В этой истории я продюсер и исполнитель главной роли. Фильм снят по мотивам «Заповедника» Сергея Донатовича Довлатова. Правда, это уже современная история. Мы получили разрешение от наследников творчества Довлатова на современную версию, но постарались сохранить довлатовский дух, довлатовское настроение и довлатовскую интонацию. Аня в этом проекте — режиссер и сценарист. Я говорю про свою жену Аню Безрукову.

— Выходит, она все-таки взяла вашу фамилию?

— В жизни она — Аня Безрукова. Ее творческий псевдоним — . В общем, вместе с Тимуром Эгзубая они написали сценарий, который было бы интересно смотреть и молодежи. Это не реконструкция 1970-х. Место действия переносится в наш современный «Заповедник», который по большому счету и не изменился.

— Мне кажется — я уже говорю как продюсер, — мы собрали очень хорошую команду. Аня Михалкова потрясающе сыграла директора заповедника Галину. Замечательный Саша Семчев сыграл Митрофанова, а — Маркова. «Заповедник» многие знают практически наизусть. И поэтому, мне кажется, образы, несмотря на то что это современная история, будут угаданы. И самое главное, осталась сама идея книги — любовь, любовь, любовь.

— Фильм ведь уже отснят?

— Да, и это было тяжелое испытание, потому что снимали мы его без всяческой поддержки. Пришлось вкладывать свои средства и деньги знакомых. Брать займы, кредиты. Я как главный продюсер, естественно, шел до конца. Для меня было важным, чтобы эта картина состоялась. Это был трудный год для всех. Санкции. Когда, допустим, в первый же день отваливается инвестор, ты понимаешь, что либо сам идешь до конца, либо все теряешь.

— И вы пошли брать кредит?

— И я пошел до конца. Я брал кредит, да. Я занимал. И для меня было важно дойти до финала. Плюс был краудфандинг (финансирование проекта, основанное на добровольных взносах. — Ред.) — благодаря ему собрали еще часть средств, небольшую, правда. Но для кино все деньги важны. Сейчас картина практически готова. Я надеюсь, что мы появимся на фестивалях. Не знаю пока, где конкретно. И дальше — в прокате. Так что ждите.

«Театр — это дело суровое»

— Были моменты, когда слава и известность вас тяготила?

— Нет, просто я по натуре человек, который больше работает, нежели отдыхает. Если бы я постоянно, как сейчас модно говорить, тусовался, то, наверное, это было бы в минус. Я с удовольствием хожу на премьеры. Нужно смотреть больше спектаклей и картин. Но различные празднества, открытия фестивалей пропускаю — просто времени не хватает. Я же из крестьянской семьи — привык работать, пахать. В этом нахожу какое-то особое удовольствие.

— А если на улице вас просят сфотографироваться?

— Я думаю, что это часть профессии, поэтому не отказываю. И если просят автограф, всегда даю.

— Вы не так давно стали руководить театром. На этой должности невозможно быть хорошим для всех. Иногда, как и в детском телеконкурсе, тоже приходится говорить нет.

— Поскольку я сам артист, то знаю актерскую психологию. Я понимаю, в какой момент нужно быть внимательным, а в какой — жестким. В театре ты — как отец родной. Ты должен быть и суровым, и строгим, и в то же время ласковым, любящим. Я смотрел на Олега Павловича Табакова, на своего мастера, который именно таким и был в театре.

— Вам же уже приходилось, наверное, кого-то увольнять, с кем-то прощаться, кому-то отказывать?

— Да. Театр — это дело суровое. С одной стороны, это большая семья. С другой стороны, если ты плюешь на коллектив, если тебе становится скучно, то лучше уходи. Семья — дело добровольное. В ней нужно быть по любви. Нужно жить общими проблемами. Мы должны, собственно говоря, в театре и развиваться. А иногда, бывает, артист себя не находит, нет развития, не дают ролей. Либо он не соответствует пожеланиям художественного руководителя. Причины расставания могут быть разные. Театр — живой организм, здесь очень важно, чтобы люди были связаны вместе. Только так, сплоченной командой, можно создавать успешные проекты. Сейчас, например, мы готовимся к проведению Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» с 22 по 31 мая. В его рамках на сцене Московского Губернского театра и в Орехово-Зуеве будут показаны спектакли коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, пройдут занятия для студентов театральных вузов страны, лекции по истории русского театра. Проведение таких проектов возможно только при наличии хорошей команды. У нас в театре она есть, хотя создавать ее было делом непростым.

— Когда вы в последний раз были в отпуске?

— Наверное, в прошлом году. Отпуск у меня скоротечный. Обычно мы уезжаем куда-то. Если погода хорошая, проводим время за городом. В этом году много проектов — на телевидении и в кино. Поэтому пришлось отказаться от отдыха. Ибо времени просто не хватает.

— Вы имеете в виду весь 2018 год?

— Да, он уже расписан. Не знаю, может быть, удастся урвать несколько дней? Посмотрим… Просто хорошие проекты, интересные. И отказываться от них было бы глупо.

Личное дело

Сергей Безруков родился 18 октября 1973 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ. Народный артист России. Сыграл более 30 ролей в различных спектаклях и более 60 ролей в кино. В частности, снялся в таких популярных фильмах и сериалах, как «Бригада», «Участок», «Мастер и Маргарита», «Есенин», «Пушкин. Последняя дуэль», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Матч» и др. С 2014 года художественный руководитель Московского Губернского драматического театра. Женат на режиссере Анне Матисон, есть дочка Мария, которой 1,5 года.

« »
По воскресеньям/18.30, Россия 1


Ирина Безрукова: "Я нашла в себе силы простить. И отпустить..."

Актриса Ирина Безрукова рассказала HELLO! о потере сына, расставании с Сергеем Безруковым и новом витке жизни - с чистого листа. О том, как этот разговор стал возможен, мы уже писали. Настал момент представить само интервью.

Ирина Безрукова в фотосессии для HELLO!

Этот год стал для нее годом потерь - жизнь предложила Ирине испытания, которые выдержит не каждый. Она выдержала. И вернулась к работе в театре, снимается в кино, выпустила авторскую телепрограмму. О переменах и событиях последнего времени, с надеждой на то, что ее слова могут помочь людям, которые сталкиваются с утратами, актриса впервые рассказывает в интервью HELLO!

Минувшим летом стартовала телепрограмма Ирины Безруковой "Разговор на сцене" на подмосковном канале 360. Новость стала неожиданной во всех смыслах: роль интервьюера, в которой решила выступить актриса, выбор для этого дебюта малоизвестного подмосковного телеканала, стремительность, с которой Ирина начала новую работу и сделала первые передачи. Но что очень важно, телепрограмма стала своего рода ее заявлением о возвращении на авансцену жизни после трагического события - потери сына.

Ответом на вопрос "А что теперь будет с Ириной?", который уже несколько месяцев не давал покоя желтой прессе и обсуждался там, как водится, вслепую. И еще один значимый нюанс - героем первой передачи Ирины стал Сергей Безруков. Их дружеский, профессиональный, партнерский разговор выглядел настоящим вызовом тому напряженному информационному контексту, в котором оба существуют последние месяцы и который касается кризиса в их личных отношениях.

Своим интервью HELLO! Ирина прерывает долгое молчание. Ее выход к публике - отнюдь не исповедь и не комментарии, Ирина говорит об этом сразу: "Я не из тех людей, кто комментирует слухи". Это продуманный и ответственный шаг человека, который в силу своей профессии и положения невольно находится в центре внимания. И еще это очень смелый поступок женщины, надеющейся, что "некоторые мои ответы, может быть, хоть чем-то помогут людям, которые сталкиваются с потерями". В разговоре она искренна, доброжелательна, сдержанна. Она по-прежнему очень красива какой-то особенной, теплой и светлой, красотой. В ее словах и интонациях нет и тени обиды или раздражения, и это умение владеть своими эмоциями исключительно - учитывая те исключительные по драматизму обстоятельства, которые предложила Ирине жизнь.

Ирина, как возникла ваша телепрограмма "Разговор на сцене"? Вы не журналист, и опыта интервьюера у вас нет.

Да, для меня это было достаточно смелое решение, но совсем не случайное. Вот уже два года я участвую в строительстве Губернского театра, который организовал Сергей Безруков, буквально живу там, как и другие наши актеры, все люди, причастные к этой работе. За это время удалось сделать почти немыслимые вещи - и по количеству спектаклей, и по их качеству, и по созданию труппы, всех служб театра. Это было непростое занятие, фактически круглосуточное. И очень приятно, что результаты так нравятся зрителям, что Губернский театр быстро и уверенно занял свое место на театральной карте Москвы. А поскольку учредителем нашего театра является Министерство культуры Московской области, ее губернатор, то о нашей деятельности чаще всего рассказывал подмосковный телеканал 360. Канал молодой, энергичный, азартный, очень профессиональный, там делают прекрасное документальное кино, там думают о новых программах и форматах - для старта он очень хорош. Я человек узнаваемый, а каналу нужны известные лица.

И вам предложили стать ведущей программы? Или это была ваша идея?

Это был обоюдный процесс. Сначала мне предложили делать в режиме записи десятиминутные интервью с артистами. Каналу хотелось видеть в программе людей уровня Константина Хабенского, Егора Кончаловского, Максима Дунаевского, Чулпан Хаматовой. Идея мне понравилась, но что такое десять минут эфира? Приглашать знаменитых и сверхзанятых людей, чтобы делать такие короткие блицы? Поэтому я в ответ предложила часовой эфир, и мое предложение было принято.

С каким чувством вы пустились в это плавание?

С позитивным! Ну, конечно, было страшновато: получится - не получится, как будет оценено. Интервью есть интервью, все уже придумано - сидят друг напротив друга два человека, как мы с вами сейчас. Но как сделать интересный разговор? Не бытовой, не пустой щебет о том о сем, без желтизны, которая, не секрет, и делает каналам рейтинги. Наиболее сложным для меня в подготовке первых передач было найти новый подход к тому или иному человеку, задать вопросы, которые еще не были ему заданы. Вот что можно спросить у Дениса Мацуева, который раздает интервью по всем странам мира?

Что-нибудь про его пристрастие к футболу, например.

Тоже спрашивали. (Улыбается.) Но лиха беда начало. Я отказалась от услуг редактора и сказала: "Если уж программа называется авторской - буду ее сама делать".

Неужели сами вопросы придумываете?

Да, именно так. Я активный пользователь Интернета, помимо общих источников у меня еще три ресурса: Instagram, Twitter и Facebook.

Роете новости и биографии героев?

Рою. Еще беру прямые интервью. Просто слушаю прямую речь, часами. Пришла на интервью с Димой Дюжевым и говорю ему: "Дима, я фактически двое суток провела с тобой. Готовлю себе салат, еще чем-то занимаюсь, а у меня рядом ноутбук и фоном идет: Дюжев, Дюжев..."

Мацуев вам прямо в эфире сказал, что у него давно не было такого интересного разговора. А это было уже после его юбилея, тогда он интервью раздавал в больших количествах.

Да, и меня очень развеселила его фраза в середине разговора: "Ну я же говорил, что в тебе есть что-то человеческое!" Невероятное чувство юмора. Мы оба просто зависли на этой фразе и хохотали... Хорошо, что у нас идет запись, а то бы попали в прямой эфир. А если серьезно, наверное, это и хорошо, что я не журналист, у меня нет клише, пристроек, повторов себя самой. Я пытаюсь сделать разговор как дружеское общение, но такое, которое не только нам двоим будет интересно.

Первые программы показали, что у вас это получается.

Очень надеюсь. Передача начинает жить своей жизнью, и мне это нравится. Уже подтвердила свое участие Чулпан Хаматова, для меня это большая честь. Я знаю, как она занята, как редко дает интервью. То же можно сказать и о других моих героях.

Героем вашей первой программы стал Сергей Безруков. В последнее время вокруг вашей семьи было очень много слухов, но вы оба ничего не комментировали, как и прежде, когда дело касалось вашей частной жизни. В финале интервью был такой момент: вы вручили Сергею конверт с чистым листом. Видно было, что он удивлен...

Это был символичный жест. Чистый лист возник оттого, что я знаю: в нынешний период жизни это именно то, в чем Сергей действительно нуждается. Я дала ему возможность начать жизнь с чистого листа. Да, как супруги мы расстались, но продолжаем работать вместе. За 15 лет совместной жизни мы стали по-настоящему близкими людьми и соратниками, и наше расставание этого отменить не может. Нас по-прежнему объединяет общее дело - Московский Губернский театр, Фонд поддержки и развития социокультурных проектов, который мы вместе создали. Я благодарна Сергею за поддержку моего телепроекта, за то, что он нашел время прийти на мою первую программу и озвучил проморолик к ней, - это было его предложением. Но на этом мне бы хотелось поставить точку и, пользуясь случаем, попросить средства массовой информации не беспокоить меня вопросами на эту тему, ничего не додумывать и не сочинять.

Ирина, так получилось, что этот год стал для вас очень тяжелым в личном плане. Весной вы потеряли сына, своего Андрея, - и одно то, что вы не отгородились от мира, не ушли в себя, вызывает и невероятное уважение, и восхищение. Если только вообще здесь уместны эти слова...

Мы можем поговорить об этом. Я, конечно, думала о нашем интервью, не могла же я о нем не думать. И мне кажется, что некоторые мои ответы хоть чем-то помогут людям, которые внезапно сталкиваются с потерями.

Вокруг гибели Андрея столько разных слухов...

Давайте проясним. Я не из тех людей, которые комментируют слухи, и делать этого не буду. Но что касается Андрюши, я могу сказать несколько вещей, и они не будут комментариями. С ним произошел несчастный случай. Это была трагедия абсолютно внезапная, и этого не должно было произойти. Он был один в квартире, ударился виском, и мгновенно наступила смерть. Я была на гастролях в Иркутске, Андрюша около суток не выходил на связь, и я попросила подругу приехать ко мне домой. Она врач. Было решено вскрыть квартиру, потому что ни у кого не было запасных ключей. С ней вошел участковый, два человека из МЧС, врачи скорой помощи и еще одна моя подруга - директор нашего театра. Выводы однозначные - это несчастный случай.

Не у всех найдутся силы пережить такую утрату.

Вы знаете, а я не уверена, что я это пережила и что еще это переживу. У меня были моменты - сейчас я уже могу говорить об этом, - когда я бы не возражала, чтобы моя жизнь кончилась сама собой. Но она не заканчивается.

Ирина Безрукова с сыном Андреем Ливановым, архив

В чем вы находите источники - я не могу сказать "утешения", потому что это неточное слово... Но силы выглядеть и разговаривать так, как вы выглядите и разговариваете, не чувствовать обиды на весь мир, не изводить себя вопросом "Почему это случилось со мной?"

Я их ниоткуда не беру. Я уже сказала, что у меня были минуты такого отчаяния - и я думаю, что они знакомы всем людям, у которых умирали детки, - что в какой-то момент не хочется жить. Это не значит, что ты думаешь шагнуть с балкона, но, в принципе, если бы я просто заснула и не проснулась - меня бы это устроило. Отчаяние и душевная боль. Если физическую боль, даже невыносимую, можно гасить - есть препараты, то душевная боль просто не отпускает. Она болит ровно столько, сколько она болит.

Но, мне кажется, есть что-то, что вы уже можете определить и дать этому название, что позволяет вам просто жить, вставать по утрам, делать свое дело...

Есть. То, что раньше я видела в фантастических фильмах или читала в каких-то удивительных книгах и романах, после ухода Андрюши стало со мной происходить на самом деле. Или, может, я просто так хотела в это верить, что оно происходило?.. Но я получала информацию. Друзья рассказывали сны, которые до последнего слова совпадали со словами, которые говорил мне Андрей. Как-то он сказал: "Я бы хотел, чтобы радости и любви стало на Земле больше". Вот с этими словами ко мне пришли друзья и еще с другими - тоже про радость... Однажды подруга повела меня в кафе - на людях мне становилось немного легче. Мы сидим с ней за столиком, а я все спрашиваю Андрюшу: "Как же мне дальше без тебя? Что мне делать?" - поднимаю глаза и вижу перед собой черную грифельную доску - знаете такие, на которых в кафешках мелом меню пишут? А там по-английски: "Наслаждайся каждой минутой своей жизни!" Один раз я случайно нажала на клавишу своего ноутбука, у меня там сотни разных музыкальных записей, и вдруг зазвучала песня Woman Don"t Cry. В другой раз включила наугад - песня "Мама". Я ощущала присутствие сына...

Вы верующий человек?

Да, верующий, хотя не религиозный. И, знаете, сейчас я думаю, что если они нас оттуда, сверху, видят, им, наверное, невыносимо больно смотреть, как мы мучаемся. И они пытаются нас утешать, а мы не справляемся. Потому что слезы никак не заканчиваются.

Так бывает, только когда люди действительно были очень близки.

Мы с Андрюшей незадолго до того, что случилось, уехали на десять дней во Вьетнам, он всегда туда хотел. У меня были другие планы - приглашали на фестиваль в Белград, но Андрей сам предложил: "Мам, у меня есть несколько дней для отпуска, ты бы хотела со мной поехать?" И я так счастлива, что поехала! Наверное, это было самое близкое общение в моей жизни, по-человечески самое близкое... Андрей был для меня не просто сын, а духовно и душевно очень родной мне человек. Самая безусловная любовь в моей жизни. Любовь к мужчине может быть огромной, всепоглощающей, но она никогда не носит безусловного характера.

Андрей собирался стать актером, как вы и его отец, но не стал им.

Он был непохож на актерских детей. Он был философ, мудрый мальчик, одаренный в разных планах, но он никогда не хотел концентрировать на себе внимание. Поэтому и не выбрал эту профессию, хотя у него все хорошо складывалось: его уже приглашали играть Ромео в профессиональном театре. Он ушел со второго курса театрального, увлекся японистикой, у него были мечты работать в ЮНИСЕФ, его мотивацией с детства было всем помогать - народам, странам, отдельным людям. Из своей небольшой зарплаты он всегда десять процентов отдавал на благотворительность либо мне со словами: "Мам, ты кому-нибудь перечисли". Он работал вместе с нами в Губернском театре, администратором, помогал всем, не делил работу на свою и чужую, буквально жил в театре. Когда Андрюши не стало, когда зашкаливало отчаяние, страх, чувство вины - а что было бы, если бы я не уехала на гастроли? может, не случилось бы беды? - театр сделал мне невероятный подарок. Передали флешку, на которую наши актеры записали свои истории про Андрея. Они меня просто выкупали в любви. Я столько нового о сыне узнала! Как для каждого он находил особое доброе слово. Как поддерживал в тяжелый момент. Один актер рассказал, что, когда приехала его мама из провинции, Андрюша подошел к ней и сказал: "В вашей семье все такие же красивые и талантливые, как ваш сын?" И мама плакала от счастья. Когда я это слушала, я тоже плакала - это согревало мне душу.

Друзья поддержали вас в это тяжелое время?

Да, они просто передавали меня из рук в руки. В какой-то момент я перестала есть. Просто забывала, на день или два. Но когда кто-то со мной был рядом, разговаривал, я садилась и ела. Моя сестра была со мной на даче неотлучно. Моя подруга стучала в ванную, если я долго не выходила. Мой близкий приятель и его семья, которые находились во Франции, буквально вытащили к себе, и так бережно, осторожно, как бы невзначай возвращали к жизни. Друзья. Которые терпеливы, которые с тобой, и не в моменты твоей силы и успеха, а в моменты отчаяния - рядом и слушают. Молчат. Просто тебя обнимают. Отвлекают, выводят на прогулку.

Ирина, насколько прошлое имеет над вами власть? Или оно однажды уходит в почву, из которой потом вырастает будущее - каким бы оно ни было?

Об этом можно говорить только с точки зрения сегодняшнего момента. Поскольку так случилось, что именно эта весна принесла невероятные события и изменения в моей жизни, я попробую сейчас как-то образно это выразить, потому что слова иногда бывают очень бедны. Возникло ощущение, что у меня не то что почвы под ногами нет, вокруг вообще ничего нет. Так бывает с людьми, которые в первый раз погружаются с
аквалангом. Ты уходишь на глубину и перестаешь понимать, где верх, низ, право, лево, и наступает паника. Вокруг тебя, во все стороны - одна глубокая бездна, и нет опоры. Наверное, люди такое переживали в революции, войны, землетрясения, когда вот только что была жизнь, и в одну минуту она закончилась. И уже непонятно, где прошлое, настоящее и будущее.

Где же снова взять ориентиры?

Они есть, нужно только увидеть. Однажды я села за компьютер Андрюши, спросила у него разрешения, сказала ему: "Извини, но мне сейчас так хочется поговорить с тобой, как если бы ты был жив, узнать, о чем ты думал, что тебя интересовало". И вот я стала читать. Его переписку с другом, который влюбился, а Андрей подсказывал ему, как сводить девушку в театр, какой купить букет, как за ней ухаживать. Он просто помогал парню, который не знал, как себя вести, к тому же был беден. И Андрей ему пишет, что он договорится, чтобы в нашем театральном буфете сделали пирожные по внутренним ценам, накрыли стол на балконе, и друг может пригласить свою девушку на романтический вечер. Я читала и слышала Андрюшу, его интонации в каждом слове... Чувствовала его доброту. И поняла, что все это просто не может раствориться, исчезнуть, что это-то и остается навсегда. Письма меня ободрили, даже открыли нового Андрюшу - я не предполагала, что у сына есть литературный талант, а он у него был.

Ирина, очевидно, что вы обладаете эмпатией, умением не просто понимать другого человека, но чувствовать его, как саму себя. Для актрисы это прекрасное качество, и для матери, а вот для женщины - это хорошо?

Иногда это является проблемой - то, что ты чересчур хорошо всех понимаешь. "Ну ты же меня поймешь? Ты же знаешь, почему я так поступаю?" Я действительно понимаю, почему совершаются не самые лучшие, не самые благородные и не самые красивые поступки. Но в отношениях с близким окружением это приносит иногда невероятную боль. Поэтому, может, проще не понимать и швырять предметами об пол?

Но вы этого не делаете?

Ни разу в жизни не разбила ни одной тарелки.

Сегодня, когда у вас своя программа и роли в театре, вам не кажется, что в браке с Сергеем Безруковым вы всегда отходили чуть-чуть на второй план?

Мое мнение сегодня - быть может, через полгода я буду думать иначе, - что в браке женщина всегда на полшага позади мужчины, у него за плечом. Если женщина вырывается вперед, у мужчины появляется внутренняя агрессия, и она постепенно возрастает. Наверное, это справедливо. В общем-то, это мужское дело: завоевывать мир, идти на войну, защищать, совершать открытия и поступки. А женщина - просто пространство, в котором мужчина живет. Это любовь, которая его питает, движет, поддерживает. У меня был период, когда я сетовала, что могла бы быть уже в другой актерской обойме, что свою карьеру я запустила. Но на тот момент я считала, что работаю на хорошее дело, на очень талантливого человека, который несет людям радость. И я помогаю ему в этом.

Вы когда-нибудь думали о том, что совершили в прошлом какую-то ошибку и хотели бы ее исправить? Или вы из тех людей, которые считают, что в истории не бывает сослагательного наклонения, ничего переписать не только невозможно, но и не нужно?

С уходом сына я переоценила очень-очень многие вещи. Я нашла в себе силы через 15 лет попросить прощения у отца Андрюши, Игоря Ливанова. Я плакала, мы обнялись. Я нашла в себе силы на прощании с Андрюшей держаться и утешать тех, кто рыдал. Супруга Игоря, такого невысокого роста, - маленький воробушек, полный горя и слез, - я ее увидела впервые в жизни. Она прижалась ко мне и плакала у меня на груди. Я нашла в себе силы простить многие вещи... И отпустить.

Ирина Безрукова в спектакле "Бесконечный апрель" на сцене Губернского театра

С Андреем Ильиным в "Бесконечном апреле", постановка Анны Горушкиной по пьесе Ярославы Пулинович. Главный герой вспоминает свою жизнь - длиною в целый ХХ век. В воспоминаниях к нему приходит мать, и в этой призме прошлого она присутствует как свет, абсолютное счастье и единственная правда в его жизни

В Губернском театре вы вместе с Андреем Ильиным замечательно играете в спектакле "Бесконечный апрель". Он - старик, вспоминающий свою жизнь, и в этих воспоминаниях буквально за секунды превращается на сцене в ребенка, в юношу, во взрослого мужчину.

Андрей - уникальный артист.

Без сомнения. Вы - мама героя, которая приходит к нему в воспоминаниях. Но роль матери очень пронзительная, почти исповедальная. Вы будете продолжать ее играть? Я подумала, что, вполне возможно, откажетесь.

Нет, не откажусь. Я только один раз попросила, чтобы за меня сыграла другая актриса, которая работает во втором составе, Лена Киркова - одна из лучших в нашем театре. И не потому, что я не могла сыграть, но это было вскоре после случившегося с Андрюшей, и я понимала, что в зале могут оказаться журналисты таблоидов. Они будут снимать, как я выйду в роли матери: играю - не играю, плачу - не плачу. Я не хотела, не могла допустить, чтобы фокус со спектакля сместился на то, как актриса Ирина Безрукова после смерти сына играет маму. Но один раз я сыграла. В свой день рождения я приняла решение выйти в этом спектакле. На него все-таки попали журналисты желтого издания. Они просто купили билеты. И сняли скрытой камерой несколько сцен. А потом они гнались за мной на машине, чтобы сфотографировать. Была погоня, самая настоящая: подрезали, проезжали на красный свет, выбегали с фотоаппаратом прямо перед моим автомобилем. Они меня сфотографировали, удалось. Я остановилась - не выдержали нервы, тряслись руки, я просто боялась, что разобьюсь.

Чудовищная история. Стыдно за коллег, хотя вряд ли их можно назвать журналистами.

Этим вопросом уже занимаются мои юристы, но разве это только юридическое дело?.. Я человек, который еле-еле себя собрал, посадил в машину и поехал играть такой важный для себя спектакль... У меня есть право на личную неприкосновенность. Да, будет судебный процесс. Может, и не один, потому что я совсем не уверена, что они остановятся.

Вы будете продолжать играть в Губернском театре? Вы ведь и не думали оттуда уходить?

Не думала. Очень надеюсь, что и не придется. У нас прекрасный театр, замечательные люди, и я люблю их, а они любят меня. Это моя семья уже.

И публика в новом сезоне снова увидит вас с удивительным Андреем Ильиным в "Бесконечном апреле". Знаете, что мне напоминает этот спектакль? Когда подходишь к морю, слышишь плеск волн и думаешь о чем-то своем, но потом остаются только волны и море - ты просто входишь и плывешь, не оглядываясь.

Вот видите... Я 15 лет не играла в театре, пришла в этот маленький спектакль, и вы такие вещи говорите. Разве я не счастливый человек?..