Дагестан — Загадки самой романтической науки. Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе

  Сидя и стоя, на ходу и в транспорте можно играть в загадки . Вот весёлое и плодотворное времяпрепровождение.
  Отгадывание загадок приносит несомненную пользу. Это и развитие интеллекта, и тренировка памяти, и увлекательный способ узнать много нового о различных предметах.
  Отгадывание загадок – своего рода испытание человеческой сообразительности.
  Добро пожаловать в мир загадок, где таится столько невероятных открытий!

Загадки.

Определение.

    Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

    Что же такое загадки ? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка - «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.

    Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный - «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».

    Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок : загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок : «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные - улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один - убитый.

    Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы - неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

    Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.

    Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.

    Сходство этих четырех типов загадок - и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.

    Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно - важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.

    Таким образом, загадки - это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Игра в загадки 1.

    В этой книжке много загадок разных народов нашей страны - и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах

    Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.

    Вот как играют в загадки русские ребята. Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.

    Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.

    Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.

    Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.

    Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.

    Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.

    Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.

    Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.

    После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.

    Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.

    Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.

    Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят, у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.

    «Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды - шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.

    Игра в загадки 2.

    Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.

    Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.

    Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.

    Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью. . Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.

ДАГЕСТАН - СТРАНА ГОР И ЗАГАДОК
Марина АНДРЕЕВА

Жемчужина России.... Так издревле люди называют Кавказ. Испокон веков он притягивал к себе бесчисленное количество путешественников, художников, поэтов и писателей. Сколько красивейших легенд пришло к нам из этих мест, сколько достойнейших выходцев прославляли не только свой род, но и Россию в целом...
Однако сегодня, говоря о регионе, мы чаще всего используем негативную лексику и оперируем такими выражениями, как «лица кавказской национальности», «нацмены». Появляются с обеих сторон и такие лозунги, как «Россия для русских» и «Русские пошли вон». Разрозненность, обоюдное неприятие, стремление сделать что-то назло друг другу, спровоцировать на противоправное действие... Одни бесятся, когда в маршрутке водитель вдруг включит национальную музыку. Другие в рабочий день и на проезжей части вдруг решают станцевать лезгинку скуки ради. Что с нами стало?
Ответ прост. Вот за этой никому не нужной бравадой мы, ничего не добившись, потеряли уважение друг к другу. Принимая провокации за подлинную культуру и традиции, равняя всех кавказцев и русских под одну гребенку, мы взрастили межнациональную ненависть. И не говорите, что ее нет. Все равно никто не поверит.
Да и сейчас нужно не убеждать друг друга в обратном, а менять ситуацию в корне, рассказывая, что же такое Кавказ на самом деле. Как раз поэтому мы и открываем в нашей газете новую рубрику «Кавказ.РФ», где и будем рассказывать об истинных традициях региона, людях, проживающих здесь.
А начнем мы с Дагестана. Страны гор и загадок. Таинственного края, который издревле славился своим гостеприимством, богатством обычаев, умиротворяющей красотой живописных горных пейзажей.
ЭКОНОМИКА ДАГЕСТАНА
Сейчас Дагестан - это самый южный регион России, расположенный на отрогах хребтов Северного Кавказа. На западе Дагестан граничит с Чеченской Республикой, на северо-западе - со Ставропольским краем, на севере - с Республикой Калмыкия, на юге - с Азербайджаном, на юго-западе - с Грузией. Общая же площадь составляет более 50 тысячи кв.км. Наивысшей точкой Дагестана является гора Базардюзи, которая имеет отметку 4466 метров. Самые крупные реки - Терек, Сулак и Самур. Административный центр республики - город Махачкала.
Выгодное геополитическое положение на стыке Европы и Азии делает Дагестан стратегически важным транспортным узлом России. С древнейших времен здесь пролегали крупные торговые пути, соединяющие Восток с Западом. В средние века через Дагестан проходил легендарный торговый маршрут - Великий шелковый путь. Сейчас по территории республики пролегают важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального значения.
Например, махачкалинский морской торговый порт - единственный российский незамерзающий порт на Каспийском море - обеспечивает прямой выход России через Каспий на международные торговые пути и является одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры на Северном Кавказе.
Однако, несмотря на все плюсы своего расположения, приоритетное значение для промышленности Дагестана имеют пищевая индустрия, электроэнергетика, нефтедобыча и машиностроение.
Развивается в Дагестане и растениеводство. Одной из традиционных отраслей хозяйства республики является виноделие. Треть объема валового производства винограда России приходится на Дагестан, где производят более 90 процентов коньячной продукции Российской Федерации. ГУП «Кизлярский коньячный завод», ОАО «Дербентский коньячный завод»... Наверное, не ошибусь, если скажу, что эти названия на слуху у всех любителей «напитка богов». Благородный дагестанский коньяк по достоинству оценен на международных выставках и ярмарках и является основой кремлевского алкогольного фонда.
Славится республика и своими декоративно-прикладными изделиями. Здесь находятся такие центры прикладного искусства, как Кубачи (ювелирные изделия, украшенные чернью, гравировкой, эмалью), Гоцатль (медная чеканка, ювелирные изделия), Балхар (керамика с росписью), Унцукуль (деревянные изделия с серебряной насечкой, инкрустацией костью, перламутром). Самый распространенный вид кустарного промысла - ковроделие. Секреты мастерства ковроделов передаются из поколения в поколение. Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Милана, Токио. Стоят же они от $150 до $700 за кв.м.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Но все же главное богатство Дагестана заключается не в материальных благах и открывающихся перспективах, а в его истории, в неповторимой и самобытной культуре и искусстве народов. Современная цивилизация соседствует с уникальными памятниками старины, каменными крепостями, действующими мечетями, минаретами и башнями.
Знаете ли вы, читатель, что здесь расположен один из древнейших городов России - Дербент, история которого насчитывает уже 5000 лет. Основанный в 4 тысячелетии до н.э., Дербент был важным центром цивилизации, местом встречи дорог с юга, севера, запада и востока, одним из крупнейших городов на Великом шелковом пути. Архитектурный ансамбль Дербента впечатляет, описать все его памятники невозможно. Уже Петр I обратил внимание на их ценность и приказал составить первые описания особо значимых объектов города. Особенно следует выделить крепость Нарын-Кала, возраст которой сегодня превышает 2 тыс. лет, а стены сохранились практически полностью. Знаменитая цитадель признана ЮНЕСКО памятником мирового значения.
Другое красивейшее место в республике - горы Гуниб. По климатическим условиям он не уступает швейцарскому Давосу и превосходит Теберду. А у подножия Кумторкалинского хребта находится настоящее чудо природы - крупнейший в Европе песчаный бархан Сары-Кум. Здесь живет около 300 видов растений, в том числе редких. Несмотря на то что песок Сары-Кума - ценный и легкодоступный строительный материал, люди смогли уберечь этот заповедный уголок Кавказа от уничтожения.
Аддала-Шухгельмеэр - третья по высоте вершина Дагестана, имеющая высоту 4151 м и покрытая ледниками. Кажется, что вершина горы стягивает к себе шесть гребней, поэтому с высоты птичьего полета весь массив напоминает звезду. Еще на территории Южного Дагестана расположен уникальный комплекс, представляющий большой интерес для альпинистов любого ранга. Это - горные вершины: Шалбуздаг (4149 м), Базардюзи (4466 м) и Ярыдаг (4100 м), где проходят чемпионаты России по альпинизму.
А сколько известных и талантливейших людей подарил России и миру Дагестан! Среди них и поэт Расул Гамзатов, который и поведал миру в своих произведениях о Стране гор и ее людях, и Герой Советского Союза, подводник Магомед Гаджиев, пятикратный чемпион мира по вольной борьбе Али Алиев, первый дагестанец, удостоенный звания Героя России, Магомед Толбоев, художник Халилбек Мусаясул, при жизни удостоенный многих премий и наград, чей мраморный слепок руки хранится в «Метрополитен-музее» в Нью-Йорке и многие другие.
НАСЕЛЕНИЕ И ТРАДИЦИИ
Дагестан - это уникальное созвездие народов: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские, чеченцы-аккинцы и др. Больше нет такого места в мире, где на столь небольшой территории проживало бы более ста национальностей! Не случайно еще в древности регион называли не только «страной гор», но и «горой языков». Традиционными же для страны являются три религии: ислам, христианство и иудаизм.
Что же касается быта, то здесь он окружен многовековыми традициями и обычаями, некоторые из которых являются актуальными до сих пор. Например, гостеприимство. Пожалуй, это одна из отличительных черт дагестанцев. Известная здесь пословица гласит: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» Поэтому у народов издревле существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться - таков неписаный закон горцев.
Какие блюда являются национальными для Страны гор? К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подается как первое или второе блюдо. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из разных трав, творога, овощей, яиц.
Другое обязательное правило, по которому не только живут люди, но и стараются воспитывать подрастающее поколение, - это всегда быть честными и правдивыми. Народная мудрость учит: первое достоинство человека - ум, второе - дружба, третье - совесть, четвертое - хорошее воспитание, пятое - счастье. Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека тот день, когда он совершил первое в жизни доброе дело. Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!»
В ауле Ходота есть родник с удивительно холодной водой. Около него всегда стоит много кувшинов, ведер, бидонов. Посуда не охраняется ни днем, ни ночью, и никто никогда не посягнет на богатство хозяек.
Между тем хорошее и правильное воспитание возможно только в полноценной семье. Дагестанская семья держится на добрых традициях человечности. Самая главная из них - уважение родителей. Дети всегда должны быть внимательны к родителям. Например, отец приходит с работы, сын берет у него из рук ношу, приносит воду, поливает на руки, подает мыло, полотенце. За столом принято первым подавать чай и еду сначала дедушке, потом отцу, затем остальным по старшинству.
При родителях и старожилах нельзя держать руки в карманах, стоять полусогнутым, нельзя чесать затылок, нос, ухо, курить, жевать, пить спиртное, подпирать щеку или лоб рукой. Сыну перед отцом не принято без приглашения садиться, нельзя громко говорить и смеяться. На вопросы дети отвечают скромно, кратко, почтительно. Только при соблюдении этих правил дети в Дагестане считаются воспитанными.
АХ, ЭТА СВАДЬБА, СВАДЬБА...
Однако самыми интересными в Дагестане являются свадебные обряды! И хотя сама церемония мало чем отличается от европейской - та же поездка в загс, застолье, песни и пляски, - то предсвадебные ритуалы могут очень удивить.
Например, в некоторых селениях Дагестана в период помолвки родственники жениха могут устроить «праздник женщин». Они приходят в дом к невесте с полными чемоданами подарков. В основном это украшения и платья. Невеста и ее подружки имеют возможность без всяких магазинов примерить множество различных нарядов.
Многие девушки, соблюдая дань традициям и почитая старших, выходят замуж в национальном костюме. Правда, подвенечный наряд надевают, как правило, на определенный этап свадебной церемонии, тот же танец невесты или на выкуп. Например, сегодня, как и двести лет назад, на гунибскую невесту накидывают 5 платков. Первый снимают у дома родителей при передаче ее жениху. Второй платок снимают при подъезде к дому жениха, третий платок - в доме жениха. Четвертый платок снимают подруги, чтобы показать невесту жениху и родственникам. Пятый платок снимает сам жених. За каждый снятый платок принято давать выкуп. Когда же ритуал закончен, новобрачная может облачиться в ставший ныне традиционным европейский костюм - с белой фатой и пышным белым платьем.
Между тем принято считать, что дагестанцы неохотно заключают брак с людьми не своей национальности. Это не совсем так. Сегодня около 20 процентов семей - это брак между людьми разных национальностей. Что касается создания семьи с русскими людьми, то около 85 процентов браков такого рода - это семьи, в которых муж - дагестанец, а жена - русская. Дагестанские женщины выходят замуж за русских мужчин гораздо реже: такие браки составляют всего 15 процентов от всех браков с русскими.
Но, если вы планируете связать свою жизнь с представителем дагестанского народа, нужно учитывать следующее. Во-первых, родственники жениха могут оказаться не совсем готовы к межэтническому браку. В Дагестане самыми крепкими считаются браки между равными, и до сих пор многие из отношений устраиваются родителями. Так что брак между русской женщиной и дагестанцем может испортить их планы. И хотя в последние годы нравы стали посвободнее, важно учитывать эту особенность и не нервничать, если родители будут первое время пытаться устроить брак сына с той невестой, которая им самим по душе. Если они увидят, что это невозможно, скорее всего, они не будут препятствовать выбору сына.
Во-вторых, есть еще один неприятный нюанс... Если ваш избранник является младшим сыном в семье, не исключено, что вам придется долго дожидаться свадьбы. Отношения между членами семьи в Дагестане строятся на почитании старших. И если старшие братья вашего жениха еще не женаты, то его семья может попросить подождать, пока они устроят свою жизнь.
КРОВНАЯ МЕСТЬ...
Пожалуй, об этой традиции дагестанцев не знает разве что ленивый. Однако сегодня она уже не так актуальна, и все проблемы люди стараются решать правовыми методами. Кровопролитие можно прекратить, если убийца раскаивается и нашлись опытные переговорщики. Сам акт примирения выглядит так: в назначенный день родственники с виновной стороны в трауре идут в дом родственников убитого. Виновник, отпустивший бороду в знак скорби и сожаления о содеянном, прячется под плащом. Встреча сторон начинается с чтения молитв. Если извинения приняты и кровник прощен, то ближайший родственник убитого должен обрить лицо и голову виновника. Это символ прощения для него. Ведь мир лучше, чем война. Если люди будут прощать друг друга, то и Бог их простит. После прощения на виновнике лежит обязанность помогать в дальнейшем семье убитого.
Вот такие они, ближайшие наши соседи. Гордые и непоколебимые, верные и бесстрашные, гостеприимные и трудолюбивые. Наследники уникальной многовековой культуры, которые всегда были примером мужества, чести и доблести. А, учитывая этот фактор, так ли страшно и невыносимо жить рядом друг с другом?

УВИДЕТЬ АКУША И…

Поездку в Акушинский район Дагестана для журналистов республиканских СМИ организовал Дагестанский научный центр Российской академии наук во главе с его руководителем, членом-корреспондентом РАН, известным российским археологом Хизри Амирхановым . Поездка состоялась 14 августа, в преддверии Дня археолога, который отмечается ежегодно 15 августа. Группа из 10 человек рано утром собралась у здания ДНЦ на ул. Гаджиева и, усевшись поудобнее в салоне «Газели», направилась в сторону Акушинского района. Верный железный конь и ровная полоса асфальта под колесами – о чем еще может мечтать заядлый любитель путешествий? Впрочем, иногда можно даже закрыть глаза на отсутствие второго, когда красота расстилающейся вокруг природы перекрывает все неудобства от дорожных неровностей.

Наверно, не раз каждому из нас приходилось видеть подборку фотографий красивых пейзажей разных стран мира, где мысленно мы уже все побывали. Но мало кто догадывается, что по-настоящему живописная, таинственная и местами вовсе не тронутая человеком природа есть и у нас – в Дагестане. Некоторые мои попутчики, как и я, впервые ехали в этот край родной республики. Мы удивлялись, восхищались и недоумевали. Старались по дороге запечатлеть красоту на фотоаппарат. Но… способен ли объектив передать эмоции?

Нас сразу предупредили – до пункта назначения придется ехать около 3-х часов, но, оказавшись под впечатлением от увиденного, мы и не заметили, как прошло время. Беру на себя смелость и говорю за всех коллег, потому что уверена – равнодушных от этой поездки не осталось.

Проехав село Леваши, а потом и Акуша, мы очутились в местности Айникаб (Акушинский район). Здесь у местных жителей каждый год останавливаются археологи. Когда мы приехали, дома археологов не оказалось – они уже с раннего утра уходят в горы, где и расположены культурные памятники. Но во дворе и внутри дома мы увидели некоторые находки.

ИНСТРУМЕНТЫ КАМЕННОГО ВЕКА

Хизри Амирханов ознакомил нас с этими находками: – Давно это было… примерно 1,5-2,5 млн лет назад. Пока еще никто не знает, как их (древних обитателей) звали, потому как останки их пока не обнаружили, но уже многое можно сказать по тем признакам, открытым археологами. Добытые археологические находки состоят из многочисленных каменных орудий труда, следов кострища и костей животных. Основным орудием обитателей изучаемых стоянок был чоппер – массивное каменное рубящее орудие. Ну а различные кремниевые изделия использовались древними людьми в качестве ножей для разрезания туши животного, обработки шкуры животных и прочих целей.

Чтобы было ясно читателям «МИ», расскажу немного предысторию раскопок.

Археологические раскопки и исследования в Акушинском районе начались в 2006 году. Памятники относятся к эпохе палеолита – каменного века. Поводом для начала исследований послужили результаты работ, которые проводились в местности Айникаб в связи с возведением хозяйственного объекта – антенны для телефонной вышки в 2005 году.

Древний человек, как и человек современный, искал для своего обитания места, богатые ресурсами. Ресурсом жизни в те времена было наличие сырья для орудий, наличие воды, животных. А район богат кремнием, который в древности люди использовали для изготовления различных орудий. Наличие кремниевых выходов и побудило нас начать раскопки. Как оказалось, наше профессиональное чутье нас не подвело, – говорит Амирханов. (Еще в 50-х годах прошлого века дагестанский археолог Владимир Котович нашел в Акушинском районе целый ряд памятников каменного века, но эта эпоха была выделена и широко принята исследователями только в 60-х годах. – Прим. авт.).

От местности Айникаб до местности Шайхла-г I иниз тянется хребет, на котором выявлено несколько пунктов, насыщенных археологическими материалами. Это Айникаб – 1, 2, Мухкай –1, 2, а затем «Гегала шур» –1, 2, 3.

МУХКАЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Чтобы попасть на Мухкай-1 и Мухкай-2, нам пришлось пересесть на машины повышенной проходимости, которые доставили нас на гору. Эти два памятника культуры находятся на возвышенности горы, но каждая в разных сторонах. Сейчас активные раскопки идут на Мухкай-2.

Значение этих памятников состоит в первую очередь в том, что они являются древнейшими не только для центральной части Дагестана, Северного Кавказа, России, но и всей Евразии. Уникальность состоит также и в том, что мощность геологических отложений, в которых и заключены археологические находки, превышает 70 метров. На всю эту толщину приходится 34 культурных слоя (сосредоточение остатков деятельности древних людей).

Эти памятники представляют историческую, геологическую летопись жизни человека и данной территории на протяжении 1,5-2,5 млн лет. Просто невозможно найти еще такие памятники, которые бы позволяли рассматривать развитие культуры на протяжении столь длительного периода в одном и том же месте, – говорит Амирханов.

Наряду с дагестанскими и московскими археологами, на памятниках Мухкай-1 и Мухкай-2 трудятся геологи, палеоботаники, палеобиологи, палеонтологи, палеозоологи и другие специалисты. Например, палеобиологи занимаются восстановлением растительности по остаткам пыльцы. Ими было установлено, что на этой территории Дагестана когда-то росли 60-метровые деревья и растительность, которые на сегодняшний день нехарактерны для Дагестана.

По результатам исследовательских работ на мухкайских памятниках написано множество статей, научных публикаций. Результаты работ вошли и в школьные учебники. И, как говорят сами ученые, благодаря этим находкам, история России удлинена примерно на 1 млн лет.

КРЕМНИЕВЫЕ ДОЛИНЫ ДАГЕСТАНА

Нам посчастливилось познакомиться и с руководителем раскопок на Мухкай-1 – научным сотрудником, кандидатом исторических наук Института археологии РАН города Москвы Алексеем Селезневым . Он рассказал, что исследование Мухкай-1 началось в 2007 году. Сначала раскапывали траншею вдоль всего памятника, на это ушло 4 года, а потом начали выборочно исследовать культурные слои. Селезнев объяснил, что памятники в основном носят названия ближайшего населенного пункта, как, например, Айникаб. А Мухкай – это такое урочье (древнее место проживания людей), которое появилось несколько тысяч лет назад. Дословного перевода слово Мухкай не знают и сами местные жители. А до памятника «Гегала–шур» 1, 2, 3 археологи еще не добрались. Московский археолог рассказал, что мухкайские памятники по культуре и возрасту идентичны. Но вот только на Мухкай-2 обнаружены кости фауны, чего не было найдено на Мухкай-1. Ученые это объясняют тем, что природные условия для этих местностей были разные. Вследствие этого на одном памятнике сохранились кости животных, а на другом – нет. А кремниевые находки находили как в первом, так и во втором памятнике.

Кремниевые желваки (необработанный кремень в известковой корке) залегают как раз в верхней части этого хребта, полтора млн лет назад эти горы были ниже. Древний человек был свидетелем формирования Кавказских гор. Сейчас мы находимся на высоте 1,5 км над уровнем моря, тогда горы были намного ниже, – рассказал Селезнев.

ДВА МЛН ЛЕТ НАЗАД ПО ДАГЕСТАНУ «БРОДИЛИ» ХОМО ЭРЕКТУСЫ…

Ученый рассказал одну историю, услышанную им от местных жителей.

За хребтом расположен населенный пункт Цуликана, что в переводе с лакского языка означает «огненный камень». Во время Кавказской войны там изготовляли для ружей порох и высекали из кремня огонь. Этот факт еще раз доказывает, насколько эти местности богаты залежами кремния.

О том, что эта территория когда-то была населена людьми, а именно прямоходящими (хомо эректусами – так их называют ученые), свидетельствует и наличие поблизости реки. По словам Селезнева, люди этого периода занимались в основном охотой, умели изготовлять орудия из кремния. А в местности Айникаб также был обнаружен очаг древнего костра, то есть люди уже тогда имели дело с огнем.

Судя по костям животных, обнаруженным на памятнике Мухкай-2, можно сделать выводы, что эта территория Дагестана носила когда-то саванный характер – здесь обитали древние слоны, жирафы, зебровидные лошади, гиены, антилопы, олени. Как говорит Селезнев, большой интерес для ученых представляют мелкие грызуны, нежели крупные животные. По скелетам мелких грызунов можно определить точный возраст периода, потому что они постоянно эволюционировали.

Алексей Селезнев поделился и своими впечатлениями о Дагестане. Впервые он приехал в республику в 2003 году с экспедицией, возглавляемой Хизри Амирхановым. До приезда в Дагестан экспедиция побывала в Калмыкии, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и только потом приехала в Дагестан. По итогам этой экспедиции, как рассказывает Селезнев, самые интересные памятники были обнаружены как раз в Дагестане.

В 2006 году он уже вторично приехал в Дагестан, чтобы уже основательно заниматься раскопками. На протяжении уже 10 лет каждый год летом он приезжает на раскопки, а в остальное время занимается исследованиями находок в лабораторных условиях.

Дагестан – это великолепный край и с точки зрения культуры, и природы. История археологии самого Дагестана очень интересна. Мы практически попали на курорт. В прошлом году мне лично посчастливилось участвовать и в раскопках Дербента, где были сделаны сенсационные открытия. А в основном мы бываем в Акушинском районе, чувствуем себя уже частью этой местности. И еще раз убедились, насколько трудолюбивы, добры и гостеприимны дагестанцы, – поделился впечатлениями Селезнев.

P . S . Ничто в истории не исчезает бесследно. Первобытные орудия труда терялись в пещерах и покрывались землей. Пески пустынь заносили разгромленные завоевателями или разрушенные землетрясениями города. C о временем менялись очертания берегов, уходили под воду прибрежные участки земли, а где-то появлялись горы… Археологические раскопки помогают раскрыть тайну мироздания – как жили наши предки в далекой древности, когда еще не было письменности и не осталось никаких свидетельств тех времен, кроме материальных предметов. Пример тому – раскопки мирового значения в Акушинском районе, где археологи с каждым годом разгадывают все новые и новые тайны истории.

Археология – это не просто наука, а ключ к прошлому всего человечества. Из мельчайших фрагментов каких-то предметов археологи воссоздают картину прошлого. Но, помимо романтических и манящих тайн, археология – это серьезный и кропотливый научный труд. В этом мы убедились, побывав в археологической экспедиции на двух исторических памятниках Дагестана – Мухкай-1 и Мухкай-2 в Акушинском районе, где с 2006 года трудятся дагестанские и московские археологи.

УВИДЕТЬ АКУША И…

Поездку в Акушинский район Дагестана для журналистов республиканских СМИ организовал Дагестанский научный центр Российской академии наук во главе с его руководителем, членом-корреспондентом РАН, известным российским археологом Хизри Амирхановым . Поездка состоялась 14 августа, в преддверии Дня археолога, который отмечается ежегодно 15 августа. Группа из 10 человек рано утром собралась у здания ДНЦ на ул. Гаджиева и, усевшись поудобнее в салоне «Газели», направилась в сторону Акушинского района. Верный железный конь и ровная полоса асфальта под колесами – о чем еще может мечтать заядлый любитель путешествий? Впрочем, иногда можно даже закрыть глаза на отсутствие второго, когда красота расстилающейся вокруг природы перекрывает все неудобства от дорожных неровностей.

Наверно, не раз каждому из нас приходилось видеть подборку фотографий красивых пейзажей разных стран мира, где мысленно мы уже все побывали. Но мало кто догадывается, что по-настоящему живописная, таинственная и местами вовсе не тронутая человеком природа есть и у нас – в Дагестане. Некоторые мои попутчики, как и я, впервые ехали в этот край родной республики. Мы удивлялись, восхищались и недоумевали. Старались по дороге запечатлеть красоту на фотоаппарат. Но… способен ли объектив передать эмоции?

Нас сразу предупредили – до пункта назначения придется ехать около 3-х часов, но, оказавшись под впечатлением от увиденного, мы и не заметили, как прошло время. Беру на себя смелость и говорю за всех коллег, потому что уверена – равнодушных от этой поездки не осталось.

Проехав село Леваши, а потом и Акуша, мы очутились в местности Айникаб (Акушинский район). Здесь у местных жителей каждый год останавливаются археологи. Когда мы приехали, дома археологов не оказалось – они уже с раннего утра уходят в горы, где и расположены культурные памятники. Но во дворе и внутри дома мы увидели некоторые находки.

ИНСТРУМЕНТЫ КАМЕННОГО ВЕКА

Хизри Амирханов ознакомил нас с этими находками: – Давно это было… примерно 1,5-2,5 млн лет назад. Пока еще никто не знает, как их (древних обитателей) звали, потому как останки их пока не обнаружили, но уже многое можно сказать по тем признакам, открытым археологами. Добытые археологические находки состоят из многочисленных каменных орудий труда, следов кострища и костей животных. Основным орудием обитателей изучаемых стоянок был чоппер – массивное каменное рубящее орудие. Ну а различные кремниевые изделия использовались древними людьми в качестве ножей для разрезания туши животного, обработки шкуры животных и прочих целей.

Чтобы было ясно читателям «МИ», расскажу немного предысторию раскопок.

Археологические раскопки и исследования в Акушинском районе начались в 2006 году. Памятники относятся к эпохе палеолита – каменного века. Поводом для начала исследований послужили результаты работ, которые проводились в местности Айникаб в связи с возведением хозяйственного объекта – антенны для телефонной вышки в 2005 году.

Древний человек, как и человек современный, искал для своего обитания места, богатые ресурсами. Ресурсом жизни в те времена было наличие сырья для орудий, наличие воды, животных. А район богат кремнием, который в древности люди использовали для изготовления различных орудий. Наличие кремниевых выходов и побудило нас начать раскопки. Как оказалось, наше профессиональное чутье нас не подвело, – говорит Амирханов. (Еще в 50-х годах прошлого века дагестанский археолог Владимир Котович нашел в Акушинском районе целый ряд памятников каменного века, но эта эпоха была выделена и широко принята исследователями только в 60-х годах. – Прим. авт.).

От местности Айникаб до местности Шайхла-гIиниз тянется хребет, на котором выявлено несколько пунктов, насыщенных археологическими материалами. Это Айникаб – 1, 2, Мухкай –1, 2, а затем «Гегала шур» –1, 2, 3.

МУХКАЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Чтобы попасть на Мухкай-1 и Мухкай-2, нам пришлось пересесть на машины повышенной проходимости, которые доставили нас на гору. Эти два памятника культуры находятся на возвышенности горы, но каждая в разных сторонах. Сейчас активные раскопки идут на Мухкай-2.

Значение этих памятников состоит в первую очередь в том, что они являются древнейшими не только для центральной части Дагестана, Северного Кавказа, России, но и всей Евразии. Уникальность состоит также и в том, что мощность геологических отложений, в которых и заключены археологические находки, превышает 70 метров. На всю эту толщину приходится 34 культурных слоя (сосредоточение остатков деятельности древних людей).

Эти памятники представляют историческую, геологическую летопись жизни человека и данной территории на протяжении 1,5-2,5 млн лет. Просто невозможно найти еще такие памятники, которые бы позволяли рассматривать развитие культуры на протяжении столь длительного периода в одном и том же месте, – говорит Амирханов.

Наряду с дагестанскими и московскими археологами, на памятниках Мухкай-1 и Мухкай-2 трудятся геологи, палеоботаники, палеобиологи, палеонтологи, палеозоологи и другие специалисты. Например, палеобиологи занимаются восстановлением растительности по остаткам пыльцы. Ими было установлено, что на этой территории Дагестана когда-то росли 60-метровые деревья и растительность, которые на сегодняшний день нехарактерны для Дагестана.

По результатам исследовательских работ на мухкайских памятниках написано множество статей, научных публикаций. Результаты работ вошли и в школьные учебники. И, как говорят сами ученые, благодаря этим находкам, история России удлинена примерно на 1 млн лет.

КРЕМНИЕВЫЕ ДОЛИНЫ ДАГЕСТАНА

Нам посчастливилось познакомиться и с руководителем раскопок на Мухкай-1 – научным сотрудником, кандидатом исторических наук Института археологии РАН города Москвы Алексеем Селезневым . Он рассказал, что исследование Мухкай-1 началось в 2007 году. Сначала раскапывали траншею вдоль всего памятника, на это ушло 4 года, а потом начали выборочно исследовать культурные слои. Селезнев объяснил, что памятники в основном носят названия ближайшего населенного пункта, как, например, Айникаб. А Мухкай – это такое урочье (древнее место проживания людей), которое появилось несколько тысяч лет назад. Дословного перевода слово Мухкай не знают и сами местные жители. А до памятника «Гегала–шур» 1, 2, 3 археологи еще не добрались. Московский археолог рассказал, что мухкайские памятники по культуре и возрасту идентичны. Но вот только на Мухкай-2 обнаружены кости фауны, чего не было найдено на Мухкай-1. Ученые это объясняют тем, что природные условия для этих местностей были разные. Вследствие этого на одном памятнике сохранились кости животных, а на другом – нет. А кремниевые находки находили как в первом, так и во втором памятнике.

Кремниевые желваки (необработанный кремень в известковой корке) залегают как раз в верхней части этого хребта, полтора млн лет назад эти горы были ниже. Древний человек был свидетелем формирования Кавказских гор. Сейчас мы находимся на высоте 1,5 км над уровнем моря, тогда горы были намного ниже, – рассказал Селезнев.

ДВА МЛН ЛЕТ НАЗАД ПО ДАГЕСТАНУ «БРОДИЛИ» ХОМО ЭРЕКТУСЫ…

Ученый рассказал одну историю, услышанную им от местных жителей.

За хребтом расположен населенный пункт Цуликана, что в переводе с лакского языка означает «огненный камень». Во время Кавказской войны там изготовляли для ружей порох и высекали из кремня огонь. Этот факт еще раз доказывает, насколько эти местности богаты залежами кремния.

О том, что эта территория когда-то была населена людьми, а именно прямоходящими (хомо эректусами – так их называют ученые), свидетельствует и наличие поблизости реки. По словам Селезнева, люди этого периода занимались в основном охотой, умели изготовлять орудия из кремния. А в местности Айникаб также был обнаружен очаг древнего костра, то есть люди уже тогда имели дело с огнем.

Судя по костям животных, обнаруженным на памятнике Мухкай-2, можно сделать выводы, что эта территория Дагестана носила когда-то саванный характер – здесь обитали древние слоны, жирафы, зебровидные лошади, гиены, антилопы, олени. Как говорит Селезнев, большой интерес для ученых представляют мелкие грызуны, нежели крупные животные. По скелетам мелких грызунов можно определить точный возраст периода, потому что они постоянно эволюционировали.

Алексей Селезнев поделился и своими впечатлениями о Дагестане. Впервые он приехал в республику в 2003 году с экспедицией, возглавляемой Хизри Амирхановым. До приезда в Дагестан экспедиция побывала в Калмыкии, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и только потом приехала в Дагестан. По итогам этой экспедиции, как рассказывает Селезнев, самые интересные памятники были обнаружены как раз в Дагестане.

В 2006 году он уже вторично приехал в Дагестан, чтобы уже основательно заниматься раскопками. На протяжении уже 10 лет каждый год летом он приезжает на раскопки, а в остальное время занимается исследованиями находок в лабораторных условиях.

Дагестан – это великолепный край и с точки зрения культуры, и природы. История археологии самого Дагестана очень интересна. Мы практически попали на курорт. В прошлом году мне лично посчастливилось участвовать и в раскопках Дербента, где были сделаны сенсационные открытия. А в основном мы бываем в Акушинском районе, чувствуем себя уже частью этой местности. И еще раз убедились, насколько трудолюбивы, добры и гостеприимны дагестанцы, – поделился впечатлениями Селезнев.

P . S . Ничто в истории не исчезает бесследно. Первобытные орудия труда терялись в пещерах и покрывались землей. Пески пустынь заносили разгромленные завоевателями или разрушенные землетрясениями города. Cо временем менялись очертания берегов, уходили под воду прибрежные участки земли, а где-то появлялись горы… Археологические раскопки помогают раскрыть тайну мироздания – как жили наши предки в далекой древности, когда еще не было письменности и не осталось никаких свидетельств тех времен, кроме материальных предметов. Пример тому – раскопки мирового значения в Акушинском районе, где археологи с каждым годом разгадывают все новые и новые тайны истории.