Музей камня на ленинском проспекте.

Минералогический музей, носящий имя выдающегося ученого, минералога и геохимика А.Е. Ферсмана. Сегодня собрание этого музея, который имеет еще более древнюю историю, чем сама Российская академия наук, насчитывает свыше 140 тыс. образцов.

Его основой стала коллекция (или, как тогда ее официально называли, Музеум, Музей) доктора К. Готвальда, купленная в 1714 г. на аукционе в Данцинге по поручению Петра I для создания музея редкостей - Кунсткамеры. На основе этой коллекции в 1716 г. и был создан так называемый Минеральный кабинет - по сути, первый в России публичный минералогический музей, предназначенный для просвещения самых широких слоев населения.

Основой Минерального кабинета, созданного в начале XVIII в. при Кунсткамере Петра I, стали минералогические «курьезы» из коллекции Готвальда, которая хотя и считалась но тем временам большой, вся насчитывала только 1195 образцов (Новгородова, 2011).

Для пополнения коллекций Петр I издал специальный указ о том, что «ежели кто найдет в земле и в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно - такожь бы приносили, за что будет довольная дача...».

А поскольку дело было новое и непривычное, то для привлечения публики в кабинете накрывали столы, угощали пирогами и даже подносили чарочки...

Этот образец минерала лимонита (по пириту) диаметром 3,5 см, с оригинальной этикеткой, был описан М.В. Ломоносовым в Каталоге Минерального кабинета. . ММФ N° 197 ОП. Из коллекции И. Ф. Хенкеля (№ 58, 1743 г.).

«Средства для усовершенствования художеств и наук...»

Создание Минерального кабинета только отчасти отвечало основным задачам кунсткамер, существовавших в то время при дворах европейских монархов: удивить, восхитить посетителей и показать богатство и могущество владельца коллекции. В «Очерках по истории естествознания в России в XVIII столетии» В. И. Вернадский писал: «Петр Первый не копил сокровища. Он ставил перед собой совсем другие, просветительские цели. Приобретая предметы анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, “натуральные и искусством созданные”, он надеялся с их помощью приобрести “в натуральной истории систематическое понятие”, а также хотел, чтобы они служили, по словам Лейбница, “средствами для усовершенствования художеств и наук"».

После учреждения Императорской Академии наук в 1725 г. Кунсткамера вместе с Минеральным кабинетом сразу перешла в ее ведомство. Требовалось провести большую работу по описанию и изучению накопленного материала, однако своих, «доморощенных» ученых в России в то время еще не было.

Одним из первых из просвещенной в Россию приехал, по собственной инициативе, Иоганн Георг Гмелин, по образованию медик, по своим научным интересам - химик и ботаник, а позднее и этнограф. Гмелин начал работу по составлению первого каталога Кунсткамеры, но проработал над ним лишь до 1733 г. Следующим к этой работе приобщился Иоганн Амман - еще один немецкий ученый-естествоиспытатель, профессор ботаники и натуральной истории, занимавшийся большей частью разбором коллекций флоры и фауны. Поэтому, как только из Германии вернулся М. В. Ломоносов, проходивший там обучение во Фрайбергской горной академии, Академия наук тотчас поручила ему заняться разбором коллекций Минерального кабинета. Результатом его работы стал Каталог, изданный в 1745 г. на латинском языке - одно из первых печатных изданий Российской академии наук.

Этот Каталог сохранился, причем как в оригинале на латыни, так и в русском переводе, отредактированном самим Ломоносовым. В пятом томе полного собрания сочинений М. В. Ломоносова (1955) имеется этот перевод, снабженный иллюстрациями. В их числе - изображение одного из образцов лимонита (псевдоморфозы по пириту), описанного Ломоносовым и представленного в настоящее время па музейной экспозиции, а также тяжелого магнита в металлической оправе, сделанного из природного нижнетагильского магнетита, которым пользовался Ломоносов для определения магнитных свойств минералов. А совсем недавно были атрибутированы как записанные в Каталоге лично Ломоносовым хранившиеся в музейных фондах флорентийские мозаики (Новгородова, 2011).

Эта работа так увлекла первого российского академика, что он продолжил свои исследования в области геологии, итогом которых стали такие труды, как «Слово о рождении металлов от трясения земли...» (1757) и «Первые основания металлургии или рудных дел. О слоях земных» (1763). Ломоносов внес свой вклад и в пополнение музейной коллекции: сейчас в музее демонстрируется образец сульфида серебра из Фрайберга, который был передай Ломоносовым в собрание Минерального кабинета.

Образец самородного серебра - подарок Петру I от датского короля. Консберг, . 1697—1698 гг. Длина 16 см. ММФ № ПДК-592.

К сожалению, почти сразу после выхода Каталога в Кунсткамере случился большой пожар, и почти вся коллекция погибла. Удалось сохранить немногое: самородные металлы, коллекцию янтаря, некоторые изделия из камня, в числе которых и описанные в Каталоге мозаики. Из сохранившихся экспонатов того времени на музейной исторической выставке можно увидеть подарки Петру I: самородное серебро из Норвегии, а также перчатки и кисет из тонковолокнистой разновидности серпентина (асбеста) - дар семьи уральских горнозаводчиков Демидовых.

В конце XVIII в. в Россию по приглашению Екатерины Великой приехал молодой немецкий ученый Петр Симон Паллас, который должен был, по ее замыслу, организовать естественно-научные экспедиции для исследования природных богатств Сибири и других отдаленных регионов империи. Паллас возглавил и основное научное учреждение государства - Кунсткамеру, и ее Минеральный кабинет. Сборы организованных им экспедиций существенно пополнили фонды музея, и собрание Минерального кабинета снова стало в ряд с крупнейшими зарубежными музейными минералогическими коллекциями. В частности, Палласу музей обязан поступлением в фонды первого внеземного образца - большой глыбы железокаменного метеорита, названного в его честь Палласовым железом.

От Минерального кабинета - к Минералогическому музею

Научная деятельность и работа по систематизации коллекций в музее активизировались в конце XVIII в., когда в Минеральный кабинет пришел (а позднее стал его руководителем) Василий Михайлович Севергин. Он впервые опубликовал на русском языке такие труды по минералогии, как «Начальные основания естественной истории. Царство ископаемых» (1791), «Первые основания минералогии или естественной истории ископаемых тел» (1798), первый определитель минералов по внешним признакам («Новая система минералов...» (1816) и др. При нем вышел и первый русскоязычный путеводитель но коллекциям Минерального кабинета (Беляев, 1793).

Научная, а также просветительская активность Геологического музея им. Петра Великого Императорской Академии наук - именно так несколько лет официально именовался музей, в то время уже отделенный от Кунсткамеры, особенно возросла в конце ХIХ - начале XX вв., с приходом в музей академика В. И. Вернадского и его ученика и соратника А. Е. Ферсмана.

По их инициативе в музее были созданы научно-аналитические лаборатории химическая, рентгеновская, спектральная, оснащенные самым лучшим на то время оборудованием. Об уровне проводимых там исследований говорит тот факт, что уже в 1930-х гг., после переезда музея и других учреждений Академии наук в Москву, на базе этих музейных лабораторий были основаны существующие и поныне научно-исследовательские институты: Институт геологии рудных месторождений, петрографии, геохимии и минералогии, Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского и Геологический институт.

Музейные головоломки

Музейные традиции, заложенные В. И. Вернадским и А. Е. Ферсманом, хранятся и развиваются, и сегодня, как и прежде, одним из важнейших музейных направлений является просветительская деятельность.

В музее продолжают работать «Минералогический кружок» и просветительский клуб «Друзья минералогии», объединяющий любителей и коллекционеров. Ежегодно издается музейный журнал «Новые данные о минералах».

Новым направлением музейной деятельности стала образовательная деятельность среди молодежи и студентов, проводимая совместно с Московским государственным университетом. С 2007 г. музей участвует в ежегодных Фестивалях науки (сначала московских, а теперь всероссийских). В 2010 г. в рамках фестиваля была опробована и затем внедрена в музейную практику образовательно-просветительская программа «Музейные головоломки».

Совместно с Международным советом музеев при ЮНЕСКО были разработаны два инновационных игровых исследовательских путеводителя по музейным экспозициям - «Ребус Ферсмана» и «Радуга Ферсмана». Путеводители позволяют детям младшего и среднего школьного возраста самостоятельно изучить отдельные экспонаты музея.

Сотрудники музея также помогают МГУ и Департаменту образования г. Москвы в проведении открытых геологических и музейных олимпиад среди школьников. И все это не считая обзорных и тематических экскурсий по музею, которых за год проводиться более 500.

В 2011 г. на базе музея совместно с кафедрой минералогии геологического факультета МГУ был создан научно-образовательный центр. Для обучения студентов-магистрантов разработан специальный курс лекций и практических занятий, который ведут сотрудники музея. А для студентов 3-го курса и бакалавров в музее организуется летняя учебно-производственная практика и подбирается материал для подготовки курсовых и дипломных работ, руководителями которых также являются сотрудники музея. Результаты своих исследований студенты и аспиранты кафедры минералогии нередко публикуют в музейном журнале.

В 2014 г. стартовало еще одно начинание - народный минералогический университет, в рамках которого ведущие ученые музея, МГУ и институтов геологического профиля читают научно-популярные лекции для взрослых, интересующихся минералами и науками о Земле.

Музей также организовывал молевые экспедиции, которые не только способствовали пополнению музейных коллекций, но и привели к открытию ряда местонахождений промышленно важных руд, в частности, крупнейшего в мире Хибинского апатитового месторождения.

При Вернадском в музее для обсуждения научных и музейных проблем начал регулярно собираться научный семинар, который он назвал «Минералогический кружок». Па семинаре, пользовавшимся большой популярностью, выступали с докладами ведущие специалисты в области наук о Земле. На нескольких заседаниях, посвященных открытию и промышленному значению апатитовых руд, делал сообщения их первооткрыватель, сотрудник музея А. Н. Лабунцов. Неоднократно выступал на них также сам Вернадский, Ферсман и другие известные минералоги.

Благодаря Вернадскому в 1907 г. музей основал и свое собственное периодическое издание, которое до 1916 г. выходило под названием «Труды Геологического музея мм. Петра Великого» несколько раз в год. По эти первые выпуски были невелики но объему и часто включали всего лишь одну работу по конкретному вопросу. С 1926 г., в связи с отделением от Минералогического музея Геологического отдела, начали выходить «Труды Минералогического музея Академии наук СССР» по одному тому ежегодно. Редактором издания стал директор Минералогического музея академик А. Е. Ферсман.

Роль Ферсмана как популяризатора науки поистине трудно переоценить. Большой любовью читателей самых различных возрастов и профессий пользовались его научно-популярные книги: «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Путешествие за камнем», «Воспоминания о камне», причем в качестве иллюстраций к этим изданиям нередко служили фотоснимки или зарисовки музейных экспонатов. Эти книги Ферсмана стали библиографической редкостью, хотя в свое время они выдержали большое количество переизданий и были переведены на разные языки. Многие геологи, минералоги, геохимики, родившиеся в 1930 1960-х выбрали свою специальность под влиянием популярных книги Ферсмана. Он был и великолепным рассказчиком: его научные и просветительские лекции всегда собирали большое количество слушателей, особенно молодежи.

Эстафету просветительства приняли новые директора и сотрудники музея: Г. П. Барсанов, А. А. Годовиков, М. И. Новгородова, М. Д. Дорфман, В. И. Степанов и другие.

Камни «с историей»

Что сегодня можно увидеть в Минералогическом музее? Прежде всего это зал с высокими потолками и росписью, старинными хрустальными люстрами, позолотой и кариатидами при входе - бывший конный манеж графа А. Орлова-Чесменского, построенный в самом начале XIX в. и принадлежавший затем царской семье. Но, конечно, главное - это минералы, удивительные, завораживающие, не похожие друг на друга произведения неживой природы.

Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана на сегодня располагает большой коллекцией поделочных и драгоценных камней, в которой, помимо ограненных камней, имеются и уникальные камнерезные изделия, обладающие большой художественной ценностью и нечасто встречающиеся в таком количестве в составе естественно-научных собраний. Среди них есть изделия всех трек российских Императорских гранильных фабрик, фирмы Фаберже, произведения известных итальянских камнерезов и т.д. К сожалению, эти экспонаты, переданные музею в постреволюционные 1920-е гг., в подавляющем большинстве не сопровождались сведениями об их истории. Изучение этой коллекции, начатое в последние годы, позволило установить для некоторых экспонатов такие важные подробности, как место изготовления, имя мастера и автора проекта, имя предыдущего владельца и т.п. Таких «опознанных» экспонатов сейчас уже около ста, и некоторые из них заслуживают особого внимания.

а - аквамарин с топазом. Шерловая гора. Вост. Забайкалье, Россия. 14.5x8,0 см. ММФ N° 14538; б - топаз (с кварцем, альбитом). Мурзинка, Урал, Россия. Образец 4x2,5 см. ММФ № 10721; в - гипс. Расщепленный кристалл. Бэт, Дербишир, . Образец 8,0x4,5 см. ММФ N° 8978.

Например, это изделия, изготовленные в разное время на Императорской Петергофской гранильной фабрике. Наиболее ранние из них, еще простые по форме, которые датируются концом XVIII началом XIX в., кварцитовые чаши. Оказалось, что после изготовления они попали в Несвижский замок, в сокровищницу польского магната Радзивилла, который воевал в войсках Наполеона против России. После разгрома французов его имущество в 1813 г. было конфисковано и отправлено в Петербург (теперь оно хранится в Эрмитаже). В 1926 г. несколько чаш из этого собрания передали Минералогическому музею.

г - гематит. Псевдоморфоза по скелетному кристаллу магнетита. Патагония, . Диаметр 9 см. ММФ № 91600; д - сколецит. Пуна, . Образец 13x10 см. ММФ. № 87806.

Из изделий мелкой пластики, созданных на рубеже XIX—XX вв., в музее хранится агатовая ваза в японском стиле, отмеченная в инвентарной книге как изделие Екатеринбургской фабрики. По оказалось, что это изделие Петергофской фабрики: «ваза с дельфинами из цельного кремневого агата с сохранением формы, обусловленной куском самого камня. Основание вазы наподобие дракона, изображенного на древней японской вазе... Ваза обошлась в 1360 рублей. Оконченное изделие по характеру своему изготовлено фабрикою в первый раз» (Мавродина, 2007). Уникальная ваза была представлена Высочайшему двору 26 февраля 1889 г., ко дню рождения императора Александра III (Чистякова, 2011).

е - агат. Полированный срез. Хребет Арц-Богдо, Гоби, . Образец 13,0x5,5 см. ММФ № 84476; ж - пирит. Дискосферолит. Спарта, Иллинойс, . Диаметр 8 см. ММФ № 38726; з - пирит на кристаллах кальцита. Сарбайское месторождение, . Образец 8,5x5,5 см. ММФ № 89042.

В музее выставлен и еще один из шедевров камнерезного (мозаичного) искусства Петергофской гранильной фабрики шкаф-кабинет, созданный для императорских покоев. При изучении его установлено, что он был сделан из тропического дерева амбоины мастером столярных дел А. В. Шутовым, рисунок для мозаичных панно был заимствован у парижского мебельного фабриканта А. Дассона, а великолепные украшения из бронзы выполнил мастер золотых и бронзовых дел А.Я. Соколов. Подтвердилась и бытовавшая в музее легенда, что в 1919 г. этот шкаф-кабинет вместе с двумя близкими «копиями» был среди ценностей, предназначенных для продажи за рубеж. Американцы готовы были обменять каждый из этих шкафов на 25 паровозов, однако В. И. Ленин запретил эту сделку. Такие сведения об экспонатах придают им дополнительную историческую ценность (Мавродина, 2007; Чистякова, 2011).

Удалось выяснить и авторство превосходной мозаичной столешницы из черного мрамора, в который по методу флорентийской мозаики врезаны букеты и гирлянды цветов из разнообразных цветных минералов. В центре рисунка - удивительная по выразительности гроздь винограда, ягоды которого кажутся выпуклыми благодаря серебряной фольге, подложенной под полусферы аметиста. На обратной стороне столешницы процарапана полустертая надпись «1851 Ргапсезко Вс11...». Сведений о мастере-мозаичисте с подобными данными долгое время не удавалось найти в специальной литературе, и лишь обращение к итальянским коллегам из флорентийского Музея мозаики Орфею (к"Ие РхеАге Оиге дало возможность установить, что им был, по-видимому, Франческо Беллони (1772 1853). Этот мастер работал сначала в папской мозаичной мастерской в Риме, а с конца XVIII в,- в Париже, при французском императорском дворе.

Удивительные результаты принесло изучение изделий фирмы К.Фаберже. В 1920-е гг. директор Минералогического музея академик Ферсман и А. К. Фаберже - сын основателя фирмы, вместе работали в комиссии по описанию царских драгоценностей. Вероятно, именно тогда часть камнерезных предметов фирмы была отобрана для музея. Среди этих изделий - солдат Первой мировой войны, ледовоз, разные животные (сова, мышка, гуси, слон и слоненок, улитка), различные мелкие функциональные предметы и др. Одно из изделий, состоящее из двух фрагментов окрашенного солями кобальта синего стеклянного яйца и подставки в виде облака из горного хрусталя, не было закончено и хранилось в разобранном виде.

По клеймам удалось установить мастеров, изготовивших некоторые экспонаты. Например, серебряный ледовоз создал мастер по металлу Я. Армфельт; а изделие в японском стиле, представляющее собой сосну, обвитую лианой - эго редкая работа Ф. Афанасьева. Но настоящей сенсацией стали сведения о хранящемся в Минералогическом музее одном из двух последних императорских пасхальных яиц Фаберже, которые фирма должна была изготовить в 1917 г.

Как известно, с 1885 г. Александр 111 ежегодно заказывал фирИге Фаберже драгоценные пасхапьные яйца для императрицы Марии Федоровны. После смерти отца эту традицию продолжил Николай II, преподносивший такие подарки и своей матери, и своей жене Александре Федоровне. Но в 1917 г. эти два яйца не успели закончить. Николай II отрекся от престола, и никаких сведений о судьбе императорских пасхальных подарков не сохранилось. И лишь в 2002 г. было сопоставлено с сохранившимся эскизом то самое неоконченное изделие, переданное музею А. Фаберже. На обсуждении Реставрационного совета по прикладному искусству музея-заповедника «Московский Кремль» была подтверждена подлинность этого экспоната как неоконченного пасхального яйца фирмы Фаберже, получившего название «Цесаревич Алексей».

Расположение созвездий на верхней полусфере соответствует положению небесных тел на 12 августа 1904 г. дате рождения цесаревича. Цесаревич родился под знаком Льва, и именно в этом созвездии на верхней сфере должен был находиться самый крупный бриллиант (Чистякова, 2004; Генералов, 2006). В реставрационных мастерских Кремля яйцо было, наконец, собрано в единый предмет, хотя так и осталось без бриллиантов. Для сочленения двух полусфер использовали белый синтетический материал, чтобы вставка отличалась от оригинальных элементов и была заметна.

В музейных экспозициях

На сегодняшний день в музейных экспозициях представлено не более десятой части от всех 140 тыс. хранящихся здесь образцов, но даже просто перечислить все уникальные экспонаты не представляется возможным. Из 5 тыс. известных на сегодня минеральных видов только на систематической экспозиции представлено около 3,5 тыс., причем значительная часть - выдающимися по качеству образцами.

Родонит. Друза уплощенных ярко-розовых кристаллов размером до 2 см с кварцем и тонкими бесцветными игольчатыми кристаллами куммингтонита. Дар Д. И. Белаковского. ConselheiroLafaiete, MinasGerais . Образец 10см. ММФ № 93322.

Все музейные выставки являются тематическими, например, «Разнообразие минеральных видов», «Поделочные и драгоценные камни», «Метеориты» и т.д. Выставка «Типы минеральных ассоциаций в земной коре» рассказывает о распределении в земной коре минералов, образовавшихся при различных геологических процессах, начиная от минералов, кристаллизовавшихся из магматических расплавов на больших глубинах при высоких температурах до «низкотемпературных», формирующихся на поверхности Земли при выветривании горных пород и руд или в соляных бассейнах. А на выставке «Минералогия химических элементов» представлены ряды минералов, в которых накапливается тот или иной химический элемент при различных минералообразующих процессах.

Выставки обновляются и дополняются новыми поступлениями. К постоянно модернизируемым экспозициям относится, к примеру, выставка «Систематика минералов». Этой проблеме посвящали свои работы многие выдающиеся ученые и руководители музея, от Ломоносова до Ферсмана. Современная экспозиция построена на идеях профессора А. А. Годовикова о связи химического состава минералов с их структурой и свойствами (Годовиков, 1997). Музейные фонды ежегодно пополняются примерно на 500 новых образцов, причем в последние годы особенное внимание уделяется не только научной, но также эстетической ценности предметов.

В музее есть что рассказать и что показать и помимо богатейших коллекций и великолепных выставок: на-учно-исследовательская лаборатория музея оснащена современной аппаратурой, а ее сотрудники только за последнее десятилетие открыли и изучили свыше двадцати новых минеральных видов. О весомом научном вкладе в развитие минералогии сотрудников музея свидетельствует и тот примечательный факт, что в их честь названо более тридцати минералов и их разновидностей, среди которых ломоносовит и беталомоносовит, вернадит и вернадскиит, ферсмит и ферсманит, севергинит, лабунцовит, крыжановскит, георгбарсаиовит, орловит, годовиковит, вистепит, нов-городоваит, паутовит и др.

В современной России Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН наряду с другими научными, образовательными и просветительскими учреждениями является частью важнейшей системы интеллектуального и эстетического развития людей и общества в целом.

По сути, он является таким же национальным достоянием, как Эрмитаж, Большой театр, Третьяковская галерея и другие жемчужины России. Такие музеи надо беречь и всячески поддерживать, чтобы не утратить их уникальные коллекции и сохранить их для будущих поколений.

Московский Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана - один из наиболее известных в мире и крупнейших в России. За прошедшие годы с момента основания он обзавёлся богатым собранием минералов и драгоценных камней. Фонд музея состоит из тематических коллекций, а количество постоянных экспозиций достигло 18.

История Минералогического музея

Жизнь Минералогического музея тесно связана с развитием российской минералогии. Он был основан в 1716 году как один из кабинетов Кунсткамеры Санкт-Петербурга. Тогда по приказу Петра I из Данцига привезли коллекцию минералов. Она насчитывала более 1000 экземпляров.

С музеем сотрудничали многие учёные, включая Ломоносова, который занимался собиранием минералов и создал специальный каталог для музея. Экспозиция росла за счёт находок экспедиций под началом Крашенинникова и Палласа. Материал постепенно пополнялся минералами из Забайкалья, Алтая и Урала. За первые 50 лет существования коллекция достигла 10 тыс. экспонатов.

Минералогический музей.

В XIX веке Минералогический музей в Москве получил геологическое направление, а минералогическая коллекция стала существовать как один из отделов. Возвращение к первоначальной тематике происходит только к 1912 году. После 1917 года в жизни музея наступил важный период, когда руководителем учреждения стал академик Ферсман. При нём коллекция пополнилась действительно ценными материалами, включая частные коллекции и изделия из драгоценных камней. Переехав в Москву в 1934 году, музей расположился в одном из исторических сооружений Нескучного сада - манеже.

В 1956 году музей получает имя академика Ферсмана. Так были отмечены заслуги прославленного минералога, при котором музей добился блестящих результатов.

Александр Евгеньевич Ферсман (1883 - 1945)

Великий русский учёный, исследователь и популяризатор науки;

Академик Академии наук СССР;

Ученик В. И. Вернадского;

Основатель отечественной геохимии;

С 1917 по 1945 год - директор Минералогического музея;

Открыл множество месторождений полезных ископаемых на территории СССР;

Открыл апатитовые и железорудные месторождения на Кольском полуострове;

Создал Кольский филиал Академии наук СССР;

Во время Великой Отечественной войны руководил комиссией по геолого-географическому обслуживанию Красной Армии.

Академик Ферсман в Хибинах. Фотография периода 1920-1922 годов. (фото geo.web.ru)

Коллекция Минералогического музея

Новые экспонаты поступают в фонды музея вот уже несколько столетий. Они разделены на пять крупных коллекций:

  • Систематическая включает 90000 экспонатов. Они представляют 2500 видов минералов из 4000, которые известны учёным. Образцы подобраны так, что характеризуют разнообразие минералов по их физическим свойствам;
  • Коллекция кристаллов состоит из 4800 экспонатов хорошо образованных форм. Как правило, все они имеют природную огранку;
  • Коллекция месторождений включает более 30000 образцов генетических особенностей сотен российских и зарубежных месторождений;
  • Коллекция превращений минералов включает образцы, которые демонстрируют процесс образования минералов;
  • Коллекция изделий из камня включает тысячи необработанных и гранёных камней, изделия мастеров, созданные за последние 200 лет.

Уникальные экспонаты

Среди экспонатов музея есть поистине уникальные и редкие экземпляры. Целая экспозиция посвящена метеоритам. В числе представленных экспонатов - широко известный метеорит «Палласово железо» и так называемые «капли» метеоритных дождей.

Особо выделяется коллекция ювелирных изделий. Они были выполнены в XVIII-XX веках известными русскими и зарубежными мастерами. Жемчужина экспозиции - драгоценные камни, некогда принадлежавшие династии Фаберже. Здесь представлены вазы, статуэтки, шкатулки и последнее незаконченное яйцо Фаберже.

Информация для посетителей

Минералогический музей находится в Москве по адресу Ленинский проспект, д.18, корп.2. Проезд: станция метро Ленинский проспект или Октябрьская.

Часы работы музея: с 11.00 до 17.00 , нерабочие дни - понедельник, вторник.

Стоимость посещения музея - 250 рублей, учащиеся - 100 рублей, студенты - геологи, дошкольники - бесплатно.

Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана

Минералогический музей на карте Москвы.

Фотоэкскурсия по Минералогическому музею

Один из обломков Сихотэ-алинского метеорита. В музее очень большая коллекция метеоритов и есть возможность ознакомится с различными их типами.

Геологическая карта СССР, на которой обозначены месторождения полезных ископаемых.

В коллекции Минералогического музея находится много гигантских кристаллов кварца.

Одно из главных богатств Заполярья, открытое академиком Ферсманом. Апатит широко применяется в химической и металлургической промышленности.

Разновидности берилла, аквамарин и изумруд, являются драгоценными камнями.

Аметист - розово-фиолетовая разновидность кварца.

В экспозиции музея находится множество интересных кристаллических форм, не встречающихся в обычной жизни.

Кварц.

Полость в горной породе, наполненная кристаллами аметиста.

Пирит, он же серный колчедан. Применялся как сырьё для химической промышленности.

Золото.

Пирит - «золото дураков».

Часто золоторудные месторождения содержат пирит и неудачливые золотоискатели путали эти минералы. Ведь пирит однозначно красивее бледного и рыхлого золота.

Топаз - полудрагоценный камень.

Иногда топаз образует весьма крупные кристаллы. На Урале находят топазы весом в несколько десятков килограмм, а в Южной Америке был найден экземпляр весом в 6 тонн.

Кстати, по своему составу топаз недалеко ушёл от кухонной сковородки.

Огранённые топазы. Переданы музею Агафоном Карловичем Фаберже, сыном великого мастера.

Аквамарин (берилл). Некоторые - из коллекции Фаберже.

Минералогический музей МГРИ-РГГРУ является одним из крупнейших минералогических собраний в г.Москве. Его коллекции начали формироваться «с нуля» сразу же после переезда в 1989 году Московского геологоразведочного института (ныне - МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе) в новое здание на юго-запад столицы на базе кафедры минералогии и геохимии .

Э то один из немногочисленных внутривузовских музеев города Москвы естественно-научной тематики, который публично представляет разнообразные тематические коллекции образцов минералов, горных пород и руд для осуществления учебной, научной и образовательно-просветительской деятельности.

Минералогический музей развивает концепцию сочетания учебно-методической и научной работы в преподавательской и студенческой среде, а также среди школьников и учащихся всех уровней.

Основные характеристики:

Общая экспозиционная площадь - 600 м 2 .
Количество выставленных образцов - 4000.
Количество образцов в запасниках - 5000.

В музее расположены постоянные и сменные экспозиции. Постоянная экспозиция музея включает такие разделы как «История минералогических исследований», «Симметрия вокруг нас», «Минералы разных сингоний», «Систематическая минералогия», «Окраска минералов», «Индивиды и агрегаты», «Региональная (всемирная) минералогия», «Биоминералогия», «Процессы минералообразования» и многие другие.

В галерее музея постоянно проводятся тематические выставки, связанные с направлениями деятельности как музея, так и Университета.

Музей является инициатором многих учебных, образовательных и научных программ. Сотрудники музея придумывают и успешно осуществляют новые интересные проекты: «Встречи Друзей Музея» , «Ночь в Минералогическом музее».

Экспонаты музея: Чароит

Основные направления учебно-методической и научной деятельности Минералогического музея:

Центральный Федеральный округ

Российский государственный геологоразведочный университет

Адрес: 117995, Москва, ул.Миклухо-Маклая, 23

Руководитель Минералогического музея: доцент Должанская Татьяна Юрьевна

История современного Минералогического музея началась в 1716 году в Санкт-Петербурге. Поначалу это был всего лишь минеральный кабинет знаменитой Кунсткамеры. Затем его переподчинили Российской академии наук, вместе с которой в 1934 году минеральный кабинет переехал в Москву, на Ленинский проспект.

Феерия солнечного дня

Здание Минералогического музея радует уже одним своим внешним видом. В прошлом это манеж графа Орлова, возведенный приблизительно в 1807 году.

При входе можно полюдоваться чудесной лепниной, а деревянные витрины с разнообразными экспонатами очень гармонируют и с архитектурой дома, и с содержанием.

Весь музей являет собой один большой зал. Представлены минералы всех возможных форм и расцветок.

Не только дети, но и взрослые испытывают восторг от удивительных образцов, которых насчитывается около 135 тысяч. Они привезены со всех уголков земного шара: разнообразные минералы, природные кристаллы, драгоценные камешки, изделия из камня мастеров прошлого и настоящего, метеориты и многое другое.

Есть даже такая витрина – драгоценные камни и, для сравнения, подделки под них, которые часто невозможно отличить, так как они не уступают по красоте настоящим драгоценностям. А некоторые фальшивки – даже эффектнее своих натуральных собратьев.

Очень красив большой соляной столб, возле которого у некоторых людей возникает желание лизнуть его (чего делать, конечно же, нельзя).

Коллектив сотрудников минералогического музея очень профессиональный и доброжелательный, поэтому лекции интересные. Но самое потрясающее начинается тогда, когда выглядывает солнышко. Если оно светит ярко, то зал преображается, как бы оживает, искрится в солнечных лучах. Так бывает со снегом в погожий день. А если на улице появляются тучки – витрины музея снова «потухают».

Таинственный уголок

За колоннами большого зала есть ни чем не примечательный маленький закуток, там целый шкаф каких-то, на первый взгляд, обычных серых булыжников. На самом деле, это чудо-витрина. Как только сотрудник музея выключает свет – минералы начинают светиться в самых причудливых комбинациях. Получается сказочное, незабываемое зрелище. После включения света экскурсовод рассказывает потрясенным слушателям о причине такого невероятного поведения минералов.

Каменный мастер

Когда подходишь к работам мастеров по камню, то создается ощущение, что попадаешь в сказки Бажова. Сразу вспоминается каменный цветок, малахитовая шкатулка и кажется, что сама Хозяйка Медной Горы рядом и охраняет свои сокровища. Талантливые произведения искусства из малахита и других камней просто завораживают. В повседневной жизни этого не увидишь. Такой неподатливый и холодный материал, как камень, в руках настоящего мастера становится послушным и по настоящему греет душу. Всю эту красоту разрешается запечатлеть фотоаппаратом.

Пришельцы из космоса

В Минералогическом музее им. Ферсмана обитают не только минералы с планеты Земля, но и космические гости. Они летели сквозь бездну космоса неисчислимое количество световых лет и в конце своего путешествия очутились в качестве экспоната в Москве. Количество таких «гостей» в музее довольно приличное. Каждый метеорит подписан, указаны дата и место его прибытия в наш мир. Некоторые метеориты – старожилы музея, но есть и новички, например, три обломка Челябинского метеорита, которые прибыли на Землю в 2013 году.

Минералогический музей в Москве – один из самых лучших в мире. Побывавшие в нем оставляют восторженные отзывы. А тем, кто там еще не был, советуем выбрать солнечный день для посещения музея. После экскурсии можно прогуляться в Нескучном саду, который расположен поблизости.

Как добраться:

Подробности на официальном сайте минералогического музея http://www.fmm.ru.

07 мая 2015, 01:04

Камни и минералы привлекают внимание человечества с древних времен до наших дней.

Люди интересуются лечебными и магическими свойствами камней и минералов, подбирают украшения из натуральных камней под свой знак Зодиака, смотрят фильмы и видеоролики о литотерапии и стоунтерапии...

И, конечно, любители и почитатели камней и минералов, увлекающиеся геологией и минералогией москвичи и гости столицы, должны с удовольствием посетить музеи камней в Москве.

Помимо познания этой интереснейшей сферы, в музеях Москвы можно провести полезный и культурный досуг, в том числе и с детьми. Детям очень важно привить и развить тягу к науке и истории нашей планеты.

Итак, куда же сходить в Москве, чтобы лучше узнать о свойствах камней и минералов?

1. Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана

Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана —известнейший минералогический музей мира и крупнейший музей в нашей стране. Коллекции музея насчитывают более сто тридцати пяти тысяч экспонатов со всего мира:

  • природные кристаллы и другие формы минералов
  • изделия из камня работ старых и современных мастеров
  • драгоценные камни, метеориты и многое другое

В 1716 г. в Санкт-Петербурге открылся минеральный кабинет Кунсткамеры. По приказу Петра I была приобретена минералогическая коллекция (около 1200 образцов).

С 1725 года находится в ведении Российской академии наук, а Минеральный кабинет Кунсткамеры стал центром минералогической работы и вырос в крупное научное учреждение академии. Великий русский ученый Ломоносов первым начал собирать и научно изучать минералы, а в 1745 году составил особый каталог коллекции отдела.

Вместе с академией наук он переехал в Москву. В 1934 году и позже был расположен в одном из зданий усадьбы «Нескучный сад» — построенном в начале девятнадцатого века графом Орловым-Чесменским как манеж, позднее превращенный в зал приёмов при Александрийском дворце.

Крупные географические экспедиции академиков П. С. Палласа, И. Г. Георги, И. И. Лепёхина, С. П. Крашенинникова и других (вторая половина XVIII в.) обогатили минералогические и геологические собрания Кунсткамеры. Наряду с большими коллекциями минералов Саксонии, Англии и других стран постепенно накапливался минералогический материал, собранный на рудниках Алтая, Забайкалья, Урала и Северного края.

В 80-х годах в Кунсткамере открываются специальные выставки. К концу восемнадцатого века коллекция минералов насчитывает уже около десяти тысяч образцов.

Академик В. М. Севергин (1765—1826), бывший главой Минералогического Кабинета, превратил коллекцию минералов в научное собрание. В 1836 г. в системе Академии наук впервые организационно выделяется Минералогический музей, насчитывающий к этому времени уже до двадцати тысяч образцов России и Зарубежья.

Во второй половине девятнадцатого века в стенах Академии начинает преобладать чисто геологическое и палеонтологическое направление. Музей в 1898 г. получает название «Геологический», а минералогическая часть существует в нем лишь в виде отдела.

В 1912 г. вновь возрождается самостоятельный Минералогический музей. Под руководством академика В. И. Вернадского, при участии старших хранителей музея А. Е. Ферсмана и В. И. Крыжановского заканчивается разбор старинных коллекций восемнадцатого и девятнадцатого века, а собрание пополняется минералами из новых месторождений России. Музей становится центром научной минералогической работы.

После революции 1917 года директором музея стал академик А. Е. Ферсман. Им были организованы крупные экспедиции в различные районы Союза, которые обогатили коллекции музея материалами большой научной ценности. Музей получил замечательные коллекции, которые до этого находились лишь в частной собственности, а также он пополнился ценными художественными изделиями из поделочного и драгоценного камня, переданными из государственных фондов.

В 1934 г. коллекции музея перевезли из Ленинграда в Москву, и теперь музей располагается в бывшем манеже графа А. Г. Орлова, являющемся прекрасным памятником русской архитектуры начала девятнадцатого века.

В 1956 г. Минералогическому музею АН СССР присвоено имя академика А. Е. Ферсмана. В настоящее время музей является научным хранилищем, содержащим свыше ста двадцати тысяч образцов минералов. В музее имеются карточные каталоги по отдельным минералам и месторождениям, шлифотека по минералам.

Основная задача музея — накопление научного минералогического материала из месторождений России и зарубежных стран.

Научно-исследовательская работа музея заключается в изучении поступающих коллекций, а также в научной разработке тематики выставок.

На материалах музея и результатах полевых работ экспедиций решаются общие вопросы минералогии — систематики минералов, их генезиса, разрабатывается методика изучения отдельных групп минералов и т. п.

В научной тематике музея ведущее место занимают вопросы, связанные с изучением общих теоретических вопросов минералогии, а также минералогии месторождений минерального сырья.

Важнейшей задачей музея является популяризация научных знаний и пропаганда результатов достижений Российской геологической науки.

Музей ведет обмен минералами и научными материалами с музеями и другими учреждениями зарубежных стран.

Результаты научной работы публикуются в минералогических сборниках и в отдельных монографиях и альбомах, выпускаемых музеем.

Главнейшие результаты и достижения минералогической науки музей стремится отразить на своих выставках. Выставочная часть музея, расположенная в большом зале, имеет много тематических отделов.

Среди них:

  • «Систематическая коллекция(систематика минеральных видов)»
  • «Метеориты»
  • «Минералы Подмосковья»
  • «Минералы пещер»
  • «Драгоценные камни»
  • «История Музея»
  • «Минералы, открытые в России»
  • «Минералы, названные в честь Российских учёных»
  • «Минералообразующие процессы»
  • «Цвета минералов»
  • «Новые поступления» и другие

С марта 2002 г. в музее регулярно работает «Московский клуб друзей минералогии» и проходят встречи учёных и любителей камня по пятницам.




2. Музей «Самоцветы»

Музей «Самоцветы» - один из самых ярких и интересных минералогических музеев России. В музее вы найдете коллекцию образцов практически всех разновидностей отеяественного камнесамоцветного сырья, рудных и нерудных минералов, облицовочных камней, художественных изделий (в т.ч. из драгоценных и полудрагоценных камней), палеонтологических находок.

Первоначальной концепцией музея являлся сбор, изучение и демонстрация камнесамоцветного материала с месторождений СССР, а в дальнейшем Российской Федерации. Уникальность музейного собрания заключается также в том, что большинство экспонатов обладают высокой степенью декоративности и эстетичности.

Идея создания музея «САМОЦВЕТЫ» принадлежала известному ученому геологу академику А.В. Сидоренко, с 1965 по 1975 годы являвшегося министром геологии СССР. Реализация этого проекта была возложена на объединение «Союзкварцсамоцветы».

В 1973 г. с целью создания коллекционного фонда минералов, широкого использования отечественных камнесамоцветных богатств, организации экспорта цветных камней и изделий из них, а также расширения сырьевой базы для камнеобрабатывающей промышленности был создан салон «Цветные камни», начальником которого был назначен талантливый геолог А.И. Куварзин.

В салоне началось формирование представительной коллекции образцов декоративных коллекционных минералов и камнесамоцветного сырья с месторождений СССР. Активное участие в комплектовании музейной экспозиции приняли многие геологические объединения и экспедиции, которые безвозмездно передавали в салон «Цветные камни» лучшие и уникальные образцы минералов с многочисленных месторождений Якутии, Урала, Восточной Сибири, Средней Азии, Казахстана, Украины, Кольского полуострова и других регионов нашей страны. Свои образцы в музей передавали коллекционеры-геологи, среди которых были известные ученые - академик В.И. Смирнов и В.А. Ярмолюк, министр геологии СССР Е.А. Козловский, Первый заместитель министра Б.П. Зубарев, министры природных ресурсов Российской Федерации В.П. Орлов и Яцкевич Б.А.

Значительный вклад в пополнение музейной экспозиции внес талантливый художник-камнерез В. Коноваленко, безвозмездно передавший бесценную авторскую коллекцию малых скульптур, выполненных из цветных камней. Скульптуры В. Коноваленко, имеющие свой неповторимый стиль и характер, являются уникальными художественными произведениями, унаследовавшими лучшие традиции русских камнерезов известной дореволюционной фирмы «К. Фаберже».

Во многих геологоразведочных экспедициях Всесоюзного производственного объединения «Союзкварцсамоцветы» создавались камнерезные мастерские, лучшие изделия которых также передавались в музей. Одна из таких мастерских была в Москве, где под руководством художников М. Борщевского и Ф. Кузнецова изготавливались изделия из различных цветных камней: нефрита, лазурита, чароита, родонита и других, часть из которых также демонстрируется в музее.

В 1978г. на базе салона «Цветные камни» создается Московская специализированная геологоразведочная экспедиция «Экспортсамоцветы». С этого момента геологические экспедиции начинают проводить планомерные поисковые работы на коллекционное и камнесамоцветное сырье практически по всей территории Советского Союза. За период 1978-1984 г.г. проведены поисково-оценочные работы на Чукотке, в Приморье, Якутии, Туве, на Кавказе и в бывших республиках Союза - Казахстане, Туркмении, Таджикистане.

Кроме того, по решению межведомственной комиссии на экспедицию была возложена задача по сбору коллекционного материала на месторождениях Министерства цветной металлургии. Наиболее представительная коллекция рудных и нерудных минералов была собрана на полиметаллических и боросиликатных месторождениях Дальнегорского рудного поля (Приморский край) - великолепные образцы галенита, сфалерита, халькопирита, кальцита и др.

В результате этих работ сотрудниками экспедиции «Экспортсамоцветы», возглавляемой А.И. Куварзиным, главным инженером А.А. Юсиповым и талантливыми геологами: В.И. Чупровым, И.И. Фрадкиным, Е.Е Драмшевой, В.С. Чернавцевым, Л.Э. Шурпе, Ю.Л. Татариновым, Б.А. Точилиным, Э.Я. Шорсткиным, В.И. Савинковым, А.А. Жариновым, профессором художественного училища им. Строганова А. Паниным и другими была создана значительная часть современной музейной экспозиции (около 70%).

В 1984 году московская специализированная геолого-разведочная экспедиция «Экспортсамоцветы» была реорганизована в внешне-торговую фирму «Экспортсамоцветы», а функции, связанные с проведением геологических работ отошли к центральной геолого-разведочной экспедиции «Центркварцсамоцветы». Одной из важнейших сторон этой реорганизации было целенаправленное развитие экспорта камнесамоцветной продукции, выпускаемой предприятиями НПО «Союзкварцамоцветы», в результате чего были установлены торговые связи с десятками фирм Западной Европы, США, Японии, юго-восточной Азии и других стран. Годовой объём экспортных поставок не редко достигал один миллион долларов США.

Значительную роль в развитии внешних связей принадлежит заместителю генерального директора НПО «Союзкварцсамоцветы» Кобрину Н.В. и директору фирмы Юсипову А.А. За счёт полученных валютных средств приобреталось камнерезное оборудование, которое направлялось в экспедиции для создания нового направления промышленного производства.

После распада СССР в целях сохранения музейных фондов ВТФ вышла из состава «Союзкварцсамоцветы» и перешла в прямое подчинение созданного Комитета по геологии и использованию недр РФ. Специальным распоряжением Госкомимуществом РФ и приказом Комитета по геологии и использованию недр РФ в составе ВТФ «Экспортсамоцветы» было выделено структурное подразделение - музей. Заведующим музея был назначен опытный геолог Чернавцев В.С. В дальнейшем в 1994 году ВТФ «Экспортсамоцветы» преобразован в государственную организацию культуры «Музей САМОЦВЕТЫ». Приказом Министерства природных ресурсов № 6 от 17.01.2000г. музей «Самоцветы» переименован в Федеральное государственное учреждение «Музей САМОЦВЕТЫ», а в 2012 в федеральное бюджетное учреждение «Музей САМОЦВЕТЫ». С октября 1999 г. музей «Самоцветы» открыт для публичного посещения.

Музей пользуется большой популярностью среди москвичей и гостей столицы, особенно у школьников и студентов. За годы перестройки, коллектив музея не только сохранил, но и значительно приумножил коллекцию декоративными образцами и уникальными минералами с месторождений Кольского полуострова, Урала, Забайкалья, Якутии и Приморского края.

Были созданы новые тематические экспозиции:

  1. Экспозиция кварцевого сырья, демонстрирующая образцы кварца с месторождений России, Украины, Казахстана, Таджикистана, Бразилии, Китая, Сомали, Мадагаскара и др., которая является уникальной в нашей стране;
  2. Экспозиция декоративно-облицовочных камней с месторождений России и стран ближнего и дальнего зарубежья;
  3. Палеонтологическая экспозиция;
  4. Экспозиция люминесцентных минералов;
  5. Экспозиция минералов, открытых на территории России
  6. Экспозиция, представляющая основные виды рудных и нерудных полезных ископаемых в виде эффектных коллекционных образцов.

Уникальная авторская коллекция малой полилитной скульптуры из цветных камней значительно пополнилась новыми экспонатами, выполненными талантливыми российскими художниками-камнерезами А. Клюевым, И. Боровиковым, И. Сергеевым, Жуковым и др.

Для пополнения музейных фондов сотрудники музея выезжали на полевые работы на Кольский п-ов, Приполярный и Полярный Урал, в Хатанга-Анабарский район, Центральную часть России, Подмосковье и другие регионы страны.

В настоящее время музейный фонд насчитывает более четырнадцати тысяч музейных предметов с более чем пятисот месторождений и проявлений России и бывших республик СССР. Значительная часть музейной экспозиции демонстрировалась на международных выставках в России (Москве, С-Петербурге, Нижнем Новгороде) и за рубежом (Германии, Японии, Китае, Бразилии, ЮАР).

Наряду с экспозиционной работой в музее ведется просветительская и учебная работа в форме увлекательных тематических экскурсий адаптированных для всех групп населения, проводятся лекции для школьников и студентов геологических и горных высших учебных заведений.





3. Государственный геологический музей имени В.И. Вернадского

Идея создания музея принадлежит великому русскому ученому М. В. Ломоносову.
Обучаясь в Германии основам рудного дела он пришел к выводу, что «учить надо не только по книгам, но и по натурным предметам».

Эта идея была заложена в Устав Императорского Московского университета.
Московский Университет был учрежден 12 января 1755 г., а уже в феврале семья уральских заводчиков Демидовых передает в дар университету "минеральный кабинет Генкеля", на образцах которого учился Ломоносов, пополненный образцами уральских и сибирских руд (более шести тысяч предметов, стоимостью свыше двадцати тысяч рублей).

В 1759 г. коллекции были размещены "для обозрения" в библиотеке Аптекарского дома медицинского факультета.
В 1770 г. была создана кафедра естественной истории и земледелия.
Профессор М. И. Афонин составил полный перечень имевшихся образцов.
В 1778 г. П. Г. Демидов пожертвовал свою коллекцию и "сохранный капитал" (100000 руб) для содержания кабинета. Кафедра получила название "Демидовской".

В 1791 г. кабинет был преобразован в "Музей натуральной истории". Музей был перемещен в главное здание на Моховой и занял в Актовом зале 220 м2, а в 1805 г. переведен в левую половину бельэтажа площадью 1000 м2.
Директором музея назначен Фишер фон Вальдгейм.
1812 г. музей горел вместе с университетом, наиболее ценные образцы удалось вывести в Нижний Новгород, но значительная часть собрания погибла. После изгнания французов музей начал быстро восстанавливаться частью пожертвованиями, частью покупкой.

1813 г. очередное пожертвование "демидовской династии". Николай Никитич Демидов передает музею новое "собрание естественных произведений", закладывая основу для возрождения музея.
1814 г. В здании на Большой Никитской восстановлен музей Натуральной Истории.

В 1880 г. На должность хранителя геологического кабинета назначен А. П. Павлов,
в 1881 г. В. О. Ковалевский стал его заведующим, а в 1892 г. В.И. Вернадский получает должность хранителя минералогического кабинета.
Палеонтологический музей возглавила М. В. Павлова.
С их приходом музей становится не только просветительским и учебным, но и научным центром. В музее начинают работать студенты А. Е. Ферсман, А. Я. Самойлов, К. А. Ненадкевич и др.

В 1910 г. по инициативе В. И. Вернадского и А. П. Павлова в связи с юбилеем М. Ломоносова перед Правительством был поставлен вопрос о строительстве для музея нового здания.
Деньги из казны были выделены, и в 1914 г. по проекту Р. И. Клейна началось строительство нового корпуса на Моховой.
Музей въехал в новое здание в 1918 г., однако смог открыться для публики только в 1924 г.

В 1930 г. на базе музея Университета, Московской горной академии, Высших женских курсов и Народного университета создается новое высшее учебное заведение - Московский геологоразведочный институт (МГРИ).

Основная задача - подготовка кадров "разведчиков недр", успешно работающих на всей территории страны и за рубежом.

Новый этап начался в 1988 г. с Правительственного постановления о воссоздании единого Государственного геологического музея. Тогда музею было присвоено имя В.И. Вернадского, как символ целостного подхода к изучению природных явлений. В 1993 г. открылась первая экспозиция "Летопись в камне". В 1996 г. для посетителей открылись основные экспозиции двух этажей, начали работать видеолекторий и зал временных тематических выставок. этой ссылке !

Всего Доброго! Да пребудет с Вами Сила Камня!