Бажов автобиография для детей. Бажов - "Малахитовая шкатулка"

  • «За советскую правду»
  • «Уральские были»

«У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию. Восемнадцать лет учительствовал. Счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством, воевал в Гражданскую на стороне красных, стал журналистом, а затем - редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Всегда много работал, как сказали бы в советские времена, был «рядовым тружеником ».

«… И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да еще какая …» Так начинает краткую биографию отца Ариадна Павловна Бажова.

История успеха, Биография Павла Бажова

Счастливая судьба Павла Бажова сложилась из сочетания удачи (вспоминается необходимый горным старателям «фарт», без которого малахитовую жилу не отыщешь) и удивительных особенностей его по-настоящему гармоничной личности.

Редко о каком человеке все знавшие его люди - дальние и близкие - вспоминают с такой полнотой любви и уважения, как о Павле Петровиче Бажове: казалось, он делал лучше все, к чему прикасался. И читаешь о нем будто о добром сказочном герое, которому присущи творческий талант, удивительное трудолюбие, бережная забота, способность любить, мужество, порядочность, скромность и желание служить людям.

«Это не при нашем заводе было, а на Сысертской половине. И не вовсе в давних годах»

Павел Петрович Бажов писал в «Автобиографии»: «Отец по сословию считался крестьянином Полевской волости Екатеринбургского же уезда, но никогда сельским хозяйством не занимался, да и не мог заниматься, так как в Сысертском заводском округе вовсе не было тогда пахотных земельных наделов. Работал отец в пудлингово-сварочных цехах в Сысерти, Северском, Верх-Сысертском и Полевском заводах. К концу своей жизни был служащим - «рухлядным припасным » (это примерно соответствует цеховому завхозу или инструментальщику).

Кроме этого, о Петре Васильевиче Бажеве (фамилия эта изначально писалась через «е», но мы в дальнейшем будем придерживаться написания, ставшего традиционным) можно сказать, что он был исключительным специалистом в своем ремесле, но страдал от запоев. Поэтому, несмотря на отличные профессиональные навыки, Петра регулярно увольняли с работы (не только из-за собственно проблем со спиртным, но и из-за невоздержанности на язык: выпив, он начинал критиковать и высмеивать начальство). Потом, правда, брали обратно: таких работников найти было непросто, и когда возникали серьезные проблемы, обращались к Петру Васильевичу. Однако заводская «верхушка» не сразу снисходила до прощения: уволенному приходилось и просить, и ждать, а ожидание длилось долго - месяцами, а порой и дольше. В это время семью кормили случайные заработки отца, а также редкое мастерство Августы Стефановны (мать Павла из польских крестьян, урожденная Осинцева): она была рукодельницей, вязала кружева, ажурные чулки, много красивее и качественнее машинных (как тут не вспомнить Танюшку из «Малахитовой шкатулки»). Эта кропотливая работа оставалась у Августы Стефановны на вечер (днем нужно было заниматься хозяйством), из-за этого у нее впоследствии сильно испортилось зрение.

К сожалению, безработица и безденежье не учили Петра усмирять невоздержанный характер: раз за разом история со скандалом и увольнением повторялась. Однако ни проблемы с алкоголем, ни злоязыкость (за которую Петра прозвали «Сверло») не сказывались на отношениях Бажова-старшего с сыном: бабушка Паши даже звала его отца «потаковщиком» - потакает, дескать, ребенку. У Августы Стефановны и вовсе был мягкий и терпеливый характер.

В земской школе в Сысерти Паша был самым способным учеником. Однако, как Бажов вспоминал потом: «Если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырехклассным образованием. Впервые получил томик Пушкина на довольно тяжелых условиях - выучить его наизусть. Библиотекарь, наверное, пошутил, но я отнесся к делу серьезно » .

Школьный учитель выделил Пашу, а потом показал одаренного мальчика из рабочей семьи, который «всего Пушкина назубок знает», своему знакомому - ветеринару из Екатеринбурга Николаю Смородинцеву. Этот неравнодушный человек дал Бажову настоящую путевку в жизнь - возможность получить образование. По его совету Пашу отправили учиться в духовное училище, где была самая низкая плата за учебу (даже эту небольшую сумму родители мальчика смогли выделить только потому, что он был у них единственный ребенок). Кроме того, Николай Семенович на первое время поселил мальчика в своей семье. Разумеется, Бажовым хотелось предложить сыну более легкое, более обеспеченное будущее, чем работа старателя или рабочего на заводе. Так что как ни страшно было отсылать от себя десятилетнего мальчика, они рискнули.

Вместо уральских деревень Павла ждал большой город Екатеринбург с настоящей железной дорогой (ее тогда называли «чугунка»), невиданными каменными домами в несколько этажей и бурной культурной жизнью. Сельский учитель на совесть подготовил своего лучшего ученика: мальчик с легкостью выдержал экзамен в Екатеринбургское духовное училище. Николай Смородинцев не только дал Павлу кров, но и стал ему другом, причем дружба эта сохранилась на долгие годы, выдержав испытание временем.

Добром вспоминал Павел Бажов и инспектора, следившего за жизнью мальчиков на общежитских съемных квартирах (для нескольких ребят снимали комнаты у одного хозяина). Этого строгого человека, набегавшего с проверками в любое время дня и ночи, щедрого на замечания и нотации, мальчики закономерно недолюбливали. Однако, став взрослым, Павел оценил, что инспектор «работал добросовестно, старался привить нам полезные навыки и держал в узде квартирохозяев по части обслуживания и питания, так как в любой день можно было ждать: «зайдет пообедать», «поужинать», «попить чайку» .

Следил инспектор и за тем, чтобы старшие не обижали младших, и во многом его усилиями в общежитских квартирах не было «дедовщины». Кроме того, он устраивал для мальчиков чтения, прививая им любовь и вкус к хорошей литературе. «Чаще всего читал сам, и всегда классиков: «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Севастопольские рассказы» Льва Толстого и т.д. Не сторонился нового, что тогда появлялось в печати. Отчетливо, например, помню, что «Кадеты» Куприна впервые услышал на одном из этих чтений» .

Обучение (оно длилось четыре года) давалось Павлу легко: он переходил из класса в класс по первому разряду. А на каникулы отправлялся в родные края, где впервые услышал удивительные истории - полумистический-полубытовой старательский фольклор. Эти сказы (не сказки, но реальные - это особо подчеркивалось рассказчиком - истории «про старинное житье») занятно сказывал старик - сторож дровяных складов Василий Алексеевич Хмелинин, которого ребята называли «дедушка Слышко», от любимой его присказки «слышь-ко». Талантливый рассказчик, которого рады были послушать не только дети, но и взрослые, был одним из первых людей, заинтересовавших Павла народным творчеством. Фольклор стал одним из главных увлечений Бажова, собиравшего истории, сказы, легенды, пословицы, словесные обороты всю жизнь. До самой смерти дедушки Слышко Павел ездил в Полевское слушать истории о Медной горы Хозяйке, девке Азовке и Великом Полозе.

Отличник Павел Бажов после духовного училища получил место в духовной семинарии. Однако это означало, что его ждал переезд еще дальше от дома: пришлось отправиться в Пермь. Кстати, кроме Павла Бажова Пермскую духовную семинарию окончили писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и изобретатель Александр Попов. Выпускники этого учебного заведения получали многостороннее и более чем качественное образование.

«По работе-то Данилу все горным мастером звали. Против него никто не мог сделать»

Блестяще - он был в тройке лучших выпускников - окончив основной курс семинарии, двадцатилетний Павел мог претендовать на бесплатное место в духовной академии (оно и было ему предоставлено). Но воспользоваться этой возможностью он посчитал нечестным: Бажов не только не был религиозен, он был настроен, скорее, антиклирикально и уж точно революционно. Поэтому сначала он пытается поступить в светский университет, а когда эта попытка проваливается (скорее всего, он получил не слишком лестные характеристики «по поведению»), выбирает стезю преподавателя.

Постоянная работа (до этого он перемогался репетиторством , написанием небольших статей и другими разовыми заработками) позволила ему заботиться о матери: Петр Васильевич умер от болезни печени, и Августа Стефановна осталась лишь с маленькой пенсией мужа.

Павла никак нельзя было назвать аполитичным: еще студентом он читал запрещенную литературу (как революционную и философскую, так и естественно-научную - труды Дарвина, например), разделял идеи народников, пламенно мечтал об освобождении простых людей от самодержавия. Молодой учитель Бажов участвовал в работе профсоюзов и даже провел две недели в тюрьме за крамольную политическую активность.

Убеждения Павла Бажова строились вовсе не на отвлеченных теориях: он насмотрелся на бедность, бесправность и нечеловеческие условия жизни тех, кто создавал железную основу и добывал золотые богатства России. И, будучи человеком с щедрым сердцем, мечтал изменить к лучшему не только собственную жизнь: Бажов относился к людям, действительно радеющим об общем благе.

Но до поры Павел Бажов выбирает путь служения, а не борьбы. Призвание педагога подходило для этого как нельзя лучше: без малого двадцать лет учительской работы Павла Петровича подарили десяткам воодушевленных им учеников самые добрые воспоминания. Сначала Бажов преподает в духовном училище, затем - в Екатеринбургском епархиальном училище для девочек, и всюду любовь и уважение. «Павел Петрович был самым любимым учителем среди епархиалок. На литературных вечерах в училище в знак особого уважения ученицы прикалывали своим любимым учителям разноцветные бантики из лент - красные, голубые, зеленые. Павлу Петровичу бантиков доставалось больше всех. Стоит, бывало, он у дверей учительской, улыбается всем приветливо, глаза счастливо блестят, а грудь у него вся - в ярких лентах. Никогда не повышал голоса, при ответе не торопил. Наводящий вопрос даст, подскажет… Знаете, какой он человек! Мы каждый раз ждали встречи с ним, как с родным. Взгляд у него был ласковый. Запомнилось: как-то перед каникулами Павел Петрович читал рассказ Короленко «Старый звонарь». Вспомнил звонарь молодость… Последний удар, и он никогда больше не будет звонить! Все! Я так плакала навзрыд, жалко было.

- Так читал Павел Петрович?

- Да. От души, проникновенно. А когда собирались на каникулы, просил: записывайте пословицы, загадки. Легко было учиться у него, потому что старались все» .

«Хорошо, сказывают, жили, согласно…»

До тридцати лет у Павла Бажова не было ни сильного чувства к женщине, ни ярких увлечений. Может быть, не встретилось никого «ростом вровень», может быть, дело в том, что он слишком много душевных сил отдавал учебе и работе, а может, он относился к тем исключительным людям-однолюбам, которых судьба либо пожизненно приговаривает к неутолимой жажде неразделенного чувства, либо одаривает величайшим счастьем взаимной любви. У Павла Петровича оказался счастливый жребий: он полюбил свою бывшую ученицу - выпускницу епархиального училища Валентину Иваницкую, талантливую, сильную духом девушку. Валя ответила своему бывшему преподавателю такой же нежной, преданной и неисчерпаемой любовью. Они обвенчались, когда Павлу было 32, а Валентине 19, прожили жизнь поистине «в болезни и здравии, в горе и в радости, в богатстве и бедности», осветив и согрев свою общую судьбу любовью.

Бажовы были единомышленниками с общими мечтами и интересами, нежными супругами, умевшими поддерживать добрые и бесконечно уважительные отношения и друг с другом, и с детьми. Это осталось и в воспоминаниях хорошо знавших эту семью людей, и в письмах, которые они писали друг другу при каждой разлуке: Павел Петрович ласково обращался в них к жене «Валянушка, Валестеночка».

Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери» вспоминала: «Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого ».

С ее слов автор интереснейшей биографии Бажова Владимир Сутырин (его замечательная книга «Павел Бажов» не только полна исторической информацией - в ней прекрасно передана психологическая атмосфера каждого этапа жизни ее героя) рассказывает эпизод с пожилым уже Павлом Петровичем: «Однажды Павел Петрович спешил - собирался то ли на собрание, то ли еще на какое важное мероприятие, а опаздывать он не любил. Вот уже и водитель присланной за ним машины дверку навстречу пассажиру открыл. Спустился Бажов с крыльца и вдруг обратно возвращается! Дочь: «Папа, ты что-нибудь забыл?» - «Да, забыл Вапянушку на прощанье поцеловать ».

У Бажовых было семеро детей, трое из которых умерли совсем маленькими от болезней в годы Гражданской войны. Две старшие девочки - Ольга и Елена, сын Алексей и младшая дочка Ариадна, к счастью, уцелели. Но годы спустя Бажовым пришлось еще раз пережить едва ли не самое страшное горе - смерть ребенка: совсем молодым юношей Алексей погиб во время несчастного случая на заводе.

Ариадна Павловна вспоминала: «В книгах о Бажове часто пишут: «Он любил детей». Это справедливо, но только с одним оттенком. В детях он прежде всего видел людей и соответственно к ним относился. С детьми любого возраста он разговаривал как равный. Ни маленькой девочке, ни взрослому юноше он не говорил: «Ты еще маленькая, подрастешь - узнаешь»; «Вы еще молоды и не можете знать того, что пережили мы, старики». Собеседнику любого возраста он давал высказать свое мнение и уважительно, с учетом возраста, отвечал. Я не помню, чтобы кому-нибудь из своих детей отец сказал: «Не вмешивайся, не твое дело». Наоборот, я твердо знала, что у меня в семье есть право голоса. И какие бы сложные семейные или даже творческие вопросы ни обсуждались на семейном совете, отец спросит: «А ты, Ридчена, как думаешь?» Независимо от того, сколько мне лет - семь, двенадцать или двадцать два. Внук Никита был еще совсем мал, но и для него дедушка находил нужные и понятные слова. Никто не мог толком объяснить, почему день сменяет ночь, почему петушок бегает по снегу босиком, а дедушка мог ».

Революция 1917 года не оставила равнодушных к политике. Павел Петрович согласно давним убеждениям поддержал тех, кто, как он надеялся, ратовал за интересы простых людей, - большевиков. Новая власть поставила Бажова руководить комиссариатом просвещения. Он порядочен, энергичен, знает город, переживает за людей, поэтому его нагружают все новыми поручениями: он заведует техническо-строительным отделом, работает в исполкоме, выступает с докладами о промышленном развитии. Когда Екатеринбург и Камышлов (городок, где жили некоторое время Бажовы) оказались в руках белых, Павел Петрович был в командировке. Вероятнее всего, это спасло ему жизнь: захватывая территорию, любая новая власть в годы Гражданской войны первым делом истребляла приверженцев противной стороны. Бажов пытался пробраться к семье, попал в плен, чудом бежал, избежав расстрела, полуживой, лесами зимой пробирался к красным. Не дойдя (его отделяли от цели сотни километров), затаился в глухой деревне с подложными документами. …Он и там оставил добрую память: «Ну уж действительно был учитель! Все делал сам и других приучал. Ничего не было - ни чернил, ни бумаги. Чернила делали из клюквы. Он доставал бумагу, карандаши. Привез школе. Дал тетради: «Пишите ».

Затем, вновь по чужим документам, жил в Усть-Каменогорске. Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми пробралась к мужу. Семья воссоединилась. Когда большевики заняли город, Павел Петрович стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета общественной и политической организации, председателем уездного комитета РКП (6), редактором газет «Известия» и «Советская власть»

«Уральские были»

В Усть-Каменогорске он был на хорошем счету, но Бажовы мечтали вернуться в родные края. Помогло несчастье: Павел Петрович перенес малярию, и врачи настойчиво посоветовали сменить алтайский климат.

Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф, тифоид и паратиф. Домой он приехал в таком состоянии, что врачи не сомневались в прогнозах: не жилец.

Павла Петровича исцелила родная природа: каждый день тяжело больной Бажов просил, чтобы его выносили в лес. Он впитывал красоту любимых мест, дышал сосновым воздухом и выздоровел, к огромной радости домашних.

Еще до революции Павел Петрович взял заем и построил для семьи добротный дом в Екатеринбурге. Пока Бажовы отсутствовали, новая власть заселила их собственность другими жильцами, однако Бажов после долгих мытарств отсудил жилье обратно. Сам он умел жить очень скромно, но позволить своим близким существовать в нечеловеческих условиях в одной комнате (именно такие условия в бывшем собственном доме предоставила Бажовым советская власть) Павел Петрович не мог.

В 1920-х Павел Петрович Бажов - неутомимый труженик, постоянно работавший в екатеринбургских газетах: секретарь редакции, редактор, журналист, критик, разбирающий и рецензирующий рукописи начинающих авторов. Кроме этого была постоянная дополнительная нагрузка: он помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который буквально «затопило» посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и нуждах, и задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи. Он ездит на места и привозит из творческих командировок не только злободневные материалы о проблемах деревень и заводов, но и красивые лирические очерки в литературные журналы.

Павел Петрович был кормильцем большой семьи: жена, три дочери, сын, мама Валентины Александровны. Однако у него никогда не было барственной позы «я зарабатываю, остальное на вас» или «есть мужская работа, а есть женская». Он всегда помогал жене и в доме, и особенно на огороде и приучил (во многом своим примером) к этому детей. «Никто не знал пощады. Ни уроки, ни собрания, ни чертежи не служили оправданием. «Ничего, сделаешь позже, - говорил отец. - Маме все должны помогать». И сам, как только приходил с работы, отправлялся в огород с лопатой или мотыгой в руках ».

А поздними вечерами Павел Петрович записывал в личную картотеку интересные мысли, услышанные народные изречения, образчики фольклора, оставляя «узелки на память».

Совместный отдых, поездки в леса, долгие семейные разговоры по вечерам, музицирование, обсуждение книг насыщали душевную жизнь Бажовых.

«Известно, какое время было, - крепость. Всяко галились над человеком»

Трагический 1937 год не пощадил Бажова. Хотя ему повезло больше, чем тем многим советским людям (в том числе и из его непосредственного окружения), которые лишились жизни и свободы. Павел Петрович потерял «всего лишь» репутацию и работу: книга «Формирование на ходу», в которой автор рассказывал о боевых действиях камышловских партизан, была названа контрреволюционной, а сам Бажов, на которого поступил уже не первый донос недоброжелателя (Павел Петрович знал даже, чем провинился перед своим обвинителем - литератором Кашеваровым: он запретил когда-то выход книги этого человека, сочтя ее «густочерносотенной»), заклеймен троцкистом и исключен из партии. Ему припомнили все: и духовное училище, и семинарию, и неточности в документах, тут же признанные «происками».

Бажову пришлось уволиться «по собственному желанию». Большая семья осталась без кормильца, рассчитывать теперь можно было только на домашний огород, которым пожилой (ему было чуть меньше шестидесяти лет) Бажов занялся особенно серьезно.

Но где же сказки? - спросите вы. Казалось бы, действительно, ничто не предвещало. Не только первая книга Бажова, но и следующие его крупные произведения - «За советскую правду» (1926), «К расчету» (1926), «Бойцы первого призыва» (1934) - были историческими произведениями, а не старательской фэнтези. Причем все они по-прежнему писались по заказу, а не исключительно по велению сердца.

И вот в этот-то грустный год, последовавший за добровольно-принудительным увольнением, Бажов находит утешение в историях, запомнившихся по рассказам дедушки Слышко. Он и раньше обращался к ним, но это были эпизоды, до которых как следует не доходили руки. Теперь же он погружается в сказовую реальность, как в драгоценные залежи малахита.

Сначала Бажов опирался на воспоминания о рассказах Василия Алексеевича Хмелинина (давая им, впрочем, собственную, совершенно уникальную обработку), затем начинал сочинять самостоятельно, используя «узелки на память»: словечки, байки, описания, местные легенды. Переживший доносы, отвержение, фактически предательство власти, которой честно служил, он лечит душу красотой.

Как выяснилось, это лекарство нужно было не только ему: первые же публикации сделали Бажова любимым сказочником Урала, России, а потом и мира. Кстати, и сегодня Бажов не забыт в дальних странах - так, в 2007 году американская писательница, автор фэнтези Мерседес Лэки включила Хозяйку Медной горы в свою книгу Fortune’s Fool.

Но вернемся к тем дням, когда сказки Бажова были читателю в новинку. Ариадна Бажова вспоминала: «28 января 1939 года, в день шестидесятилетия отца, его друзья - журналисты, писатели и издатели - преподнесли ему драгоценный подарок - первый экземпляр первого издания «Малахитовой шкатулки», еще пахнущий типографской краской. Потом их было много, красивых и некрасивых, богатых и скромных, цветных и черно-белых, на многих языках мира. Но эта первая книга с дедушкой Слышко на обложке навсегда осталась для отца самой дорогой ».

Его печатали и переиздавали, книги были нарасхват, их даже воровали. Причем речь идет не только об отдельных экземплярах, которые «зачитывали» в библиотеках и даже в… московском отделении Союза Советских писателей, но и о нарушении авторских прав. Среди многочисленных постановок произведений Бажова одной из первых стала весьма удачная театральная переработка «Малахитовой шкатулки», которую Бажов осуществил вместе с драматургом Серафимом Корольковым. Спектакль имел оглушительный успех, а соавтор… полностью присвоил произведение. Эта попытка плагиата была на удивление дерзкой и неумной: после разгоревшегося скандала (Бажов не сам отстаивал собственные литературные права, за него вступились коллеги) Корольков был лишен звания кандидата в Союз писателей.

Уральские сказы пришлись по душе читателям всех возрастов. «Может быть, оттого, что он не проводил резкой грани между детьми и взрослыми, читателем «взрослым» и «детским», его сказы, в основном адресованные взрослым, быстро завоевали детскую аудиторию ».

Хозяйка Медной горы (девка Азовка, Горная Матка) - хтоническое старательское «божество», дух места, испытывающий и соблазняющий, награждающий человека и меняющий его навсегда. Владимир Сутырин в книге «Павел Бажов» писал об истоках этого образа в сказах горнорабочих: «Вера в необъяснимую помощь не покидала человека никогда. Другое дело, что один ждал спасения с небес, а другой из-под земли, где, по его мнению, только и могли жить неземные существа ».

А вот что говорил сам Павел Петрович в беседе с аспирантом М.А. Батиным по поводу гендерной принадлежности главного «божества»Медной горы:

«…Образ женщины в приисковых рассказах я считаю нормальным. По-старому приисковая работа в шахтах велась исключительно мужским элементом. У молодых рабочих естественно, что создавалась тоска по женщине и некоторое преувеличенное внимание на эту сторону. Это, мне кажется, не единичный факт. (…)

И это естественно, чем тяжелей человеку, тем он больше старается в мечтах себе представить - там сидит внутри ласковая, приветливая, он старается в мечтах облегчить себе труд ».

Еще одну интересную мысль о том, почему именно женщина возглавила пантеон ирреальных образов горщицких сказов, высказывал известный уральский поэт Анатолий Азовский, живший в городе Полевском:

«В Древней Греции имелась такая богиня - Афродита. Она была покровительницей кузнецов и жила на Кипре. Отсюда ее второе имя - Киприда. А медь по-латыни cuprum - от этого имени. Поэтому и клеймо, которое ставили в XVIII веке на слитках меди, выплавленных на Полевском заводе, представляло собой изображение этой богини. А потом ее «приватизировали» местные рудокопы и поместили в свой пантеон профессиональных божеств…»

Эти романтичные, полные тайн и недосказанности, удивительно живые истории о любви и мастерстве, желаниях и приключениях, страстях и благородстве пришлись советскому читателю как нельзя более кстати: в глубине души люди устали от идеологизированных текстов о пламенных революционерах и советской действительности, независимо от качества этих произведений.

Свой огромный успех Павел Петрович всегда старался разделить с женой. Так, когда его чествовали по поводу семидесятилетия, Бажов сказал: «Мы всегда досадливо оглядываемся на камень, о который споткнулись на пути, но почти никогда не вспомним с благодарностью о тех людях, которые протоптали нам широкую и удобную тропу через лес или через топь. Для меня эту тропу в жизни проложила моя жена Валентина Александровна, которая взяла на себя все житейские заботы и тяготы, которые так осложняют жизнь. Благодаря ей я прошел жизнь по утоптанной тропе и мог спокойно работать …»

В пору огромной популярности своих сказок Павел Петрович Бажов написал и издал под псевдонимом абсолютно реалистическую автобиографическую повесть «Зеленая кобылка», которая была прекрасно принята читателями. Возможно, для писателя это была своеобразная проверка себя: он доказал, что может иметь успех не только благодаря уже наработанному имени и не только как сказочник. Остается только пожалеть, что целый ряд интересных задумок - еще одну детскую повесть, историю первых Демидовых, роман об атамане Золотом - Павел Петрович не успел реализовать: просто не хватало времени. Профессиональный писатель Бажов не удалился в какую-нибудь «малахитовую башню»: помощь людям он считал важнейшим своим делом.

Ариадна Бажова, наблюдавшая паломничество к писателю Бажову, постоянные визиты нуждающихся к депутату Бажову, писала: «Он никогда не повышал голоса, никого не перебивал, никому не льстил, не подлаживался под собеседника, он оставался всегда самим собой - тихим, скромным, спокойным, умеющим слушать и уважать мнение другого. Наверное, это происходило потому, что запас его знаний был велик, у него всегда было что сказать собеседнику и интересно что-то у него узнать. Он не задавал вопросов «из любезности», чтобы тут же выбросить ответ из головы. Он спрашивал только в том случае, если ему было действительно интересно, и говорил всегда о своем и по-своему ».

Будучи депутатом Верховного Совета СССР, Бажов помог огромному числу людей. Каждую человеческую судьбу он принимал близко к сердцу, это было видно, например, при работе над письмами, которые шли к депутату нескончаемым потоком.

Ариадна Бажова, в то время аспирантка Уральского университета, помогала отцу в качестве секретаря (пожилой писатель уже плохо видел): «Нужно было прочесть отцу вслух два-три десятка писем, а потом по его указаниям подготовить проекты ответов. Выслушав, отец говорил:

- Неплохо. Но потеплее бы надо, да и почетче! Давай-ка добавим вот что… - И диктовал совсем другое, свое письмо, ничем не похожее на предыдущее, хотя просьбы и слова писавших были совсем одинаковыми. Как-то отец поручил мне отправить подготовленную и перепечатанную почту. Я взяла письма, положила в портфель, побежала на факультет и среди своих дел забыла их отправить. Поздно вечером отец спросил:

- Отправила?

- Ах, нет, забыла!

Отец молча встал из-за стола и ушел в свою комнату. Мы с мамой пошептались. Решили, что лучше его сейчас не волновать, и потихонечку разошлись. Я долго не спала. Чувствовала себя виноватой. Прислушивалась, не застучит ли за стеной машинка, но там было тихо, - значит, не работает, не может…

Рано утром я побежала на почту и, вернувшись, сообщила:

- Извини, пожалуйста, за вчерашнее, письма отправлены.

Он погладил меня по голове.

- Нельзя быть черствой. В каждом письме к депутату надежда, боль, беда, а ты… «ах, забыла!». Нельзя так!»

Труды Бажова продолжались и во время Великой Отечественной войны: он стал главным редактором и директором Свердлгиза, выпускал необходимые стране литературные альманахи, поднимавшие боевой дух людей. Нужно было выпустить огромное количество брошюр, объяснявших, как тушить зажигательные бомбы, строить укрытия и т.д. Интернета - источника знаний - тогда не было и в помине, а привить спасительные для жизни навыки нужно было как можно большему числу людей.

Кроме того, Бажов помогал расселению и устройству жизни эвакуированных московских писателей, актеров и ученых. Обо всех этих людях, попавших в чужой город в экстремальных условиях войны, следовало позаботиться.

Когда в 1942 году плохое зрение уже не позволило ему продолжать редакторскую работу, Павел Петрович Бажов стал читать лекции, поднимающие боевой дух, укрепляющие душевные силы слушателей. После Великой Победы Бажов продолжал литературную работу, воспитывал внука, общался с близкими и дальними.

Павел Петрович Бажов умер в 1950 году. Валентина Александровна подарила их бывший дом городу и помогла организовать музей писателя.

Павел Петрович Бажов своими усилиями, всеми своими действиями словно бы старался сделать быль сказкой. И во многом ему это удалось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Павел Петрович Бажов - русский писатель, журналист, замечательный уральский сказочник.

Происхождение

Павел Петрович Бажов родился 15 января 1879 г. на Урале в небольшом рабочем городке , в семье потомственного горнорабочего. Его отец, Пётр Васильевич Бажов, работал мастером сварки на знаменитых Турчаниновских заводах. Пётр Васильевич славился острым язычком и неугомонным характером, за что даже получил прозвище «сверло». Различные начальники всегда старались поскорее избавиться от строптивого бунтаря, отправляли на проветривание. На Урале в рабочей среде бытовал такой термин - «отправить на проветривание», то есть перебрасывать человека с завода на завод, намеренно не давая прижиться надолго. Где только не пришлось побывать семье Бажовых, исколесили весь Урал. Однако семья жила совсем не бедно, Пётр Васильевич считался знатным мастером и хорошо зарабатывал. В Сысерти у Бажовых стоял добротный дом с множеством основательных хозяйственных построек. Впоследствии, в 1979 г. в доме был открыт музей Павла Петровича Бажова.

Учение - свет

С самого раннего детства маленький Паша проявил недюжинные способности к наукам. Семи лет отроду мальчика отдали в земскую трёхлетнюю школу, которую он окончил с отличием. Как хороший ученик, Павел имел право на дальнейшее обучение в духовной школе. Отец и мать Павла решили продолжить обучение сына. Итак, с родительского благословения, после коротких сборов десятилетний Павел был посажен на телегу и отправлен в дорогу.

Его путь лежал в славный город . Прибыв по назначению, мальчик стал проживать в доме земского врача Николая Смородинцева, старого друга семьи Бажовых. Обучение в духовной школе давалось Павлу, поскольку от природы он был очень одарён. Бажов отличался большой любознательностью, в духовной школе Павел заведовал библиотекой. Именно в доме Николая Смородинцева состоялась знаковая встреча: Бажов был представлен хорошему знакомому доктора, известному сибирскому историку Афанасию Щапову. Общение с этим замечательным человеком пробудило в Бажове недюжинный интерес к истории и фольклору Уральского края. В 1893 г. Павел Бажов с блестящим результатом окончил духовную школу. Далее он поступил в Пермскую духовную семинарию, которую окончил в 1899 г. В семинарии Павел был одним из лучших учеников, Бажову пророчили успешную духовную карьеру. Перед юношей встал выбор: как отличный ученик, он имел право на бесплатное обучение в Киевской духовной академии, однако это обязывало к принятию духовного сана, что совершенно не входило в планы Бажова. Юноша жаждал высшего светского образования. По закону Российской империи, он имел право обучаться в Дерптском, Варшавском и Томском университетах, но за собственный счёт. Поскольку денег у Бажова не было, он принял решение заняться преподавательской деятельностью.

Так бывший семинарист очутился в селе , расположенном неподалёку от города . Там молодой учитель успешно преподавал русский язык, а по совместительству и закон Божий. Однако вскорости стараниями Смородинцева Бажов был переведён в Екатеринбург для преподавания в духовном училище. В училище Бажов преподает русский и литературу, там же он повстречал свою любовь. Валентина Иваницкая, ученица выпускного класса, по окончании курса стала женой Павла Бажова. Спустя некоторое время она родила ему двух дочек-погодков. Всего у них родилось четверо детей.

В эти годы Павел Петрович начал свои первые этнографические поиски, каждое лето он ездил по уральским деревням и заводским посёлкам. Во время своих экспедиций Бажов записывал всё, что казалось ему замечательным: это были сказки, песни, древние предания. Также он занимался фотографированием. Именно Бажов первый начал выделять рабочий фольклор как обособленную часть народной культуры, до него этого никто не делал. Скоро Павла Бажова знали на всех уральских заводах, рабочие доверяли ему, они знали, что он хоть и образованный, но он их, свой парень, человек рабочей косточки, сын горного мастера. Многие горняки обращались к нему за помощью, по судебной или письменной части. Например, просили выступить в суде или грамотно составить нужную бумагу.

Убеждённый большевик

Начало XX в. - то было время серьёзных социальных сдвигов. Наступил 1905 г., по всей волнения, рабочие многих крупных заводов, организованные агентами различных политических партий, впервые выступили как единая сплочённая сила. Рабочие Урала поддержали всеобщие забастовки. Бажов, как человек с активной гражданской позицией, также не остался в стороне, он участвовал в рабочих маевках, за что был арестован, но вскоре отпущен. В 1914 г. Бажов вместе с семьёй переехал в родной город жены . Там он преподавал в местном училище, а также занимался журналистской деятельностью, писал статьи для местной газеты. В Камышлове у Бажовых родился сын Алексей, последний ребёнок в семье.

Год 1917-й. Свершились февральская и октябрьская революции. Павел Бажов принимает сторону партии большевиков. В 1918 г. он стал членом ВКП(б). Началась гражданская война. Бажов в первых рядах, он тут же записался в Красную армию. Его служба проходила в Уральской дивизии, там Бажов работал в газете «Окопная правда». В тяжёлых боях за Бажов попал в плен, однако ему удалась бежать. Власть на Урале перешла к белогвардейцам. Как рьяный большевик, Бажов активно работал в подполье. В начале подпольной работы он представлялся учителем Кирибаевым, впоследствии же Бажов выступал под личиной страхового агента Бахеева. Как только в Пермь вернулись Советы, Бажов снова поступает на службу в Красную армию. Но, прослужив всего несколько месяцев, он серьёзно заболевает и через некоторое время, по приговору врачей, демобилизуется вчистую.

Бажов вернулся в Камышлов, но духовное училище было закрыто. И он поступает на работу в редакцию газеты «Красный путь». С того времени и до конца жизни путь Бажова был неразрывно связан с журналистикой. В 1923 г. он перебирается в Екатеринбург, где постоянно работает в «Уральской крестьянской газете», а также сотрудничает со многими другими екатеринбургскими газетами.

В 1924 г. Бажов впервые заявил о себе как писатель, опубликовав книгу очерков «Уральские были» и серию очерков «Пять ступеней коллективизации». Лучший из очерков Бажов отправил в журнал «Наши достижения», это издание редактировал сам . Через какое-то время Бажов получил письмо от Горького. Знаменитый писатель весьма высоко оценил литературный талант Бажова. Он посоветовал ему оставить журналистику и всерьёз заняться писательством. В это период Бажов написал несколько документальных произведений о гражданской войне: «К расчёту», «Формирование на ходу», «Бойцы первого призыва». Бажов был убеждённым большевиком и все его произведения, так или иначе, носили политическую подоплёку.

Малахитовая шкатулка

В 30-е годы он вновь обращается к рабочей теме. Он пишет очерки о жизни горнорабочих. И вот в одном из очерков в образе мудрого рассказчика появляется знаменитый в будущем персонаж, дед по прозвищу Слышко. Персонаж был списан с реально существовавшего человека, старого уральского рабочего - Василия Хмелинина.

В 1936 г. Бажов заочно поступает в литературный институт. В это же время в журнале «Красная новь» он публикует серию уральских сказов. Сказы были написаны Бажовым на основании материалов, собранных им ещё до революции, во времена летних этнографических экспедиций. Всё лучшее - это хорошо забытое старое! Пролетели вихри трёх революций, а старые мудрые сказы остались. После публикации сказов писатель получил большое количество восторженных отзывов.

Воодушевлённый Бажов активно работал. Но в дверь постучался страшный 1937 г., год массовых репрессий и партийных чисток. Павлу Петровичу не удалось избежать участи многих, хотя и повезло куда более других, замученных и расстрелянных. Пламенного большевика Бажова выгнали из партии, умелые люди готовились начать травлю писателя. Однако заступничество многих влиятельных людей спасло Бажова. Всего Павла Петровича исключали из партии дважды - в 1933 и 1937 годах. Целый год Павел Петрович провёл в безвестности о своей судьбе, в ожидании неминуемой расправы, однако сия чаша миновала его. Бажов смог продолжить жить и работать.

Первоначально его сказы вошли в сборник произведений уральского рабочего фольклора, издание которого курировал лично Максим Горький. Но уже в 1939 г. вышел отдельный сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка», после выхода книги Бажов стал знаменитым. Особенно читателям полюбились сказы «Медной горы хозяйка» и «Каменный цветок». Кто-то восхищался органичным народным слогом автора, кто-то более всего оценил удивительный симбиоз героев старинных сказов с реалиями жизни уральских горнорабочих, но всем без сомнения книга нравилась. Во время Великой Отечественной войны Бажов дополнил свою малахитовую шкатулку, написав несколько новых замечательных рассказов: «Ключ-камень» (1942), «Живинка в деле» (1943), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» (1944).

С 1940 г. Павел Петрович Бажов стал возглавлять Свердловскую писательскую организацию. В 1943 г. он стал лауреатом Государственной премии и был награждён орденом Ленина. После войны Павел Петрович Бажов неоднократно избирался депутатом Верховного совета СССР.

Наследие

Павел Петрович Бажов стал писателем поздним. Главная книга его жизни была издана, когда автору исполнилось 60 лет. Его книга переведена более чем на 100 языков мира.

Биография

БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1879−1950), русский писатель. Родился 15 (27) января 1879 на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве - в частности, в очерках Уральские были (1924). Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889−1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893−1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях.

До 1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП (б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 - в свердловской «Крестьянской газете». Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске вышла его первая книга Уральские были, где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников"-приказчиков, так и простых мастеровых. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства. В русской литературе традиция сказовой литературной формы восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.). Главная тема бажовских сказов - простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода - Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант - и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: «Худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало». Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее названием одноименного сказа, написанного в 1943. Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: «А потому, - говорит, - что ты книзу глядел, - на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел - как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Бажов отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого развивалось его дарование. Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной войны сказах Солнечный камень, Богатырева рукавица и Орлиное перо. Незадолго до смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер Бажов в Москве 3 декабря 1950.

Бажов Павел Петрович, годы жизни 1879−1950. Русский писатель родился 15 (27) января 1879 вблизи Екатеринбурга на Сысертском заводе в семье горнозаводских работников. С 1889 по 1893 год Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, потом с 1893 по 1899 год в Пермской духовной семинарии, где конечно же обучение было значительно дешевле, чем в светских учебных заведениях.

Бажов успел до 1917 года поработать педагогом в Екатеринбурге и Камышлове. Ежегодно во время летних каникул Павел Петрович любил собирать фольклор, путешествуя по Уралу. После Февральской и Октябрьской революции описывал в своей биографии, как сложилась его судьба: « В самом начале Февральской революции работал в общественных организациях. Когда начались военные действия, вступил в ряды Красной Армии и воевал на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ВКП (б)". Также успел поработать журналистом в газете «Окопная правда», а с 1923 года - в свердловской «Крестьянской газете».

Работая с письмами читателей, понял, что для него важно заниматься фольклором. Позднее Бажов признался, что многое из использованного в своих уральских сказах, почерпнул из писем читателей «Крестьянской газеты». Первая книга «Уральские были» вышла в Свердловске, в которой он достаточно четко изобразил заводовладельцев и обычных тружеников.

Найти свой литературный стиль ему удалось только в середине 1930 года, когда мир увидел его первые сказы. В 1943 году Бажов получает Государственную премию (за то, что в 1939 году объединил свои сказы в одну книгу Малахитовая шкатулка). Помимо этого, он редактировал книги, был главой Свердловской писательской организации, директором Уральского книжного издательства.

В своих нескольких произведениях он давал образ В.И.Ленина. Образ вождя проглядывался в таких сказах как, «Орлиное перо», «Солнечный камень», написанных во время Отечественной войны. Незадолго до кончины, выступая перед писателями, он сказал: «Нам, уральцам, проживающим в таком краю, представляет собой клад накопленного опыта, огромных традиций, нам нужно с этим считаться, это увеличит наши позиции в показе современного человека». 3 декабря 1950 года в Москве писателя не стало.

Павел Петрович Бажов, русский Шарль Пьерро, собиравший, подобно горняку, самоцветы уральского фольклора, чтобы позже написать сборник сказов изумительного волшебства, родился на Урале двадцать седьмого января в 1879-ом году. Отец его - Петр Васильевич Бажев (так тогда писалась их фамилия) - в городке Сысерть, что близ Екатеринбурга, трудился мастером в пудлингово-сварочном цехе на горнодобывающем (металлургическом) заводе, а мама была известной рукодельницей - она плела изумительное кружево, и, надо сказать, ее ремесло было огромным подспорьем для всей семьи.

Семья частенько переезжала с место на место, от одного завода к другому, и именно эти детские впечатления будущего писателя, являясь самыми яркими, стали, своего рода, основой его творчества. К сожалению, тяжелое материальное положение семьи не позволяло Павлу учиться в гимназии, посему было принято решение, что после трех лет обучения в земской школе, юный Бажов отправится продолжать образование в духовном училище города Екатеринбурга, так как плата за обучение там была минимальной. К тому же, студентам духовного училища не требовалось покупать форму и платить за квартиру, так как жилье учащимся снимало и оплачивало само училище.

Когда Павлу исполнилось четырнадцать, он закончил училище и сразу же стал студентом Пермской духовной семинарии, где и проучился последующие шесть лет. В 1899-ом году, закончив семинарию, решил не продолжать образование, тем более, что выбор его был невелик: он мог либо стать студентом Киевской духовной академии, либо поступить в один из трех, открытых для семинаристов университетов (Томский, Дерптский и Варшавский - все остальные университеты не принимали на учебу студентов, закончивших духовные семинарии).

Вместо учебы юноша предпочел учительствовать, преподавая русский язык в глухой уральской деревеньке Шайдуриха, в основном, населенную старообрядцами. При этом, Бажов очень много путешествовал по Уралу, собирая народный фольклор, записывая байки рабочих. Затем он работал в Екатеринбургском духовном училище, после - преподавал в епархиальном женском училище, где и познакомился со своей будущей женой, которая в то время была его ученицей - Валентиной Александровной Иванницкой, с которой он сочетался браком в 1911-ом году.

У них родилось две дочери уже к началу , тогда же Бажовы переехали в город Камышев, поближе к родственникам жены, где Павел Петрович продолжил преподавательскую деятельность. Всего у них в семье родилось семеро детей.

Павел Петрович, глубоко переживая социальное неравенство, царящее в обществе, принял Октябрьский переворот и участвовал в гражданской войне. В 1923 году он переехал в Екатеринбург (тогда уже Свердловск), и начал сотрудничать с пролетарской редакцией издания «Крестьянская газета». Первую книгу издал в 1924-ом, затем вышел сборник, включающий в себя более сорока рассказов, посвященных тематике заводского (уральского) фольклора. После выхода в 1936 году уральского сказа «Девка Азовка» Бажов неожиданно обрел популярность как писатель.

В страшном 1937-ом году писателя внезапно исключили из партии, однако ему удалось избежать участи многих интеллигентных людей того времени - он так и не был репрессирован. Через год его восстановили в Компартии, и Павел Петрович целиком посвятил себя писательству. Свой знаменитый сборник «Малахитовая шкатулка» уральский писатель издал в 1939-ом году, который он дополнил новыми сказами в 1942-ом. Через год за уральские сказы был удостоен Государственной премии.

Именно с легкой руки Бажова в фольклористику вошли сказы, которые писатель обработал настолько умело, что они отражали в какой-то степени не только старинные уральские легенды, но и перекликались с идеями современности, иными словами - оказались внезапно вне времени. Скончался Павел Петрович Бажов в 1950-ом году, третьего декабря. Похоронен в Екатеринбурге.

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.