Не является сферой культуры. Сферы жизни общества

Понятие "сфера культуры" является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: "культура и искусство" и "средства массовой информации". В данном учебном пособии будет использоваться широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации. Такие блага будем называтькультурными благами .

Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности ) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы (см. табл. 4.1):

1) художественное творчество;

2) сохранение культурного наследия;

3) клубная и развлекательная деятельность;

4) массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры).

Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности. Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ. В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.

Таблица 4.1. Состав сферы культуры

Окончание табл. 4.1.

В отличие от здравоохранения и образования, в сфере культуры нет такой четко выраженной этапности в предоставлении услуг потребителям. Разумеется, и в данной сфере есть примеры, когда отдельные виды деятельности выступают как звенья в единой цепи создания и распространения услуг. Это изобразительное искусство и музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, шоу-бизнес и производство аудиовизуальной продукции и др. Но спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей.

Для части видов культурной деятельности характерны давно сложившиеся и мало меняющиеся во времени технологии и организационные формы. Так обстоит дело с различными видами художественного творчества и способами сохранения культурного наследия. Приведем в качестве примера театральную деятельность. Используемая в ней технология неизменна в главном на протяжении столетий - это сценическое представление группы актеров. В театральных постановках применяются технические средства: осветительная техника, звукоаппаратура и др., которые меняются со временем и позволяют осуществлять новые сценические решения. Но технические средства используются как вспомогательные, дополняющие основную технологию, основа которой неизменна. Постоянны и организационные формы осуществления театральной деятельности: это антреприза и репертуарный театр .

Другие виды деятельности в сфере культуры обязаны самим своим возникновением определенным техническим изобретениям. Это кинематограф, производство аудио- и видеопродукции, радио, телевидение. Изменения в их технологиях и способах организации обусловливаются изменениями породивших их технических средств. Ряд видов деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется на основе принципов промышленного производства товаров массового потребления: это пресса, книгоиздание, производство аудиовизуальной продукции. Радио и телевидение используют информационные технологии, обеспечивающие массовое потребление соответствующих услуг.

Динамика развития тех видов культурной деятельности, которые появились благодаря новым технологиям, обладает следующей закономерностью: появление нового вида культурного творчества, обязанное новым техническим изобретениям, -> расширение производства новых видов культурных благ -> сокращение темпов его роста или даже падение его масштабов, обусловленное появлением новых конкурирующих технологий и видов культурной деятельности, переключающих на себя потребительский спрос, -> занятие данным видом деятельности определенной ниши в системе культурных потребностей и его воспроизводство в масштабах, медленно меняющихся со временем. В отдельных случаях производство некоторого вида культурных благ может вообще исчезнуть, будучи вытесненным конкурирующей технологией. Так совсем недавно произошло с производством грампластинок, которое было в России прекращено, и средствами распространения аудиопродукции стали лазерные диски и аудиокассеты.

культурный образный общественный

Когда характеризуется культура в различных формах общественной жизни, то говорится о культуре эстетической, нравственной, профессиональной, политико-правовой, экономической, экологической, бытовой, физической.

Художественная культура представлена как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс создания, распространения, усвоения обществом и каждым отдельным человеком. К функциям художественной культуры относят: эстетическую (она связана со способностью искусства доставлять человеку эстетическое удовольствие); познавательную (выражает специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов). Идеологическую (означает, что искусство выступает выразителем и проводником того или иного мировоззрения); воспитательную (заключается в воздействии искусства на людей, в его возможностях формировать духовный мир человека); коммуникативную (означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, является средством духовного общения людей).

Нравственность возникает после того, как уходит в пришлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива.

Мораль представлена как сторона, как аспект культуры в целом, понимаемая как созданный людьми мир предметных и духовных явлений, в которых воплощены человеческие сущностные силы, развитие человеческих родовых способностей и возможностей в освоении мира, в самоопределении человека в мире. Выделяют следующие уровни моральной культуры: низший - здесь наблюдается ориентация индивида на восприятие моральной культуры через подражание и внушение, воспроизведение общепринятого содержания поступков; средний - происходит реализация моральных предписаний и ценностей, детерминированная общественным мнением; высший - это уровень саморегуляции с опорой на основной нравственный императив - совесть.

Право, правовая культура может быть представлена как совокупность правовых знаний, убеждений, установок, реализуемых в процессах общения, поведения, деятельности, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. Среди функций правовой культуры выделяют следующие: определение правовых процессов и их нормативное закрепление; регулирование отношений между людьми в процессе социального взаимодействия; создание оптимальных условий для формирования и развития процессов социально значимых взаимодействий.

Политика представляется совокупностью установок и целей, определяемых коренными интересами социальных групп, партий и государств, а также их практическая внутренняя и международная деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей. Политическая культура рассматривается как разновидность и составная часть общей человеческой культуры; как цели, средства, результаты деятельности общества, класса, социальной группы, индивида, характеризующие уровень социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений.

Экологическая культура предполагает признание единой системы "человек - природа" или "общество - природа", причем не только в плане воздействия на развитие общества географической среды и народонаселения, но и признание обратного воздействия природы на общество.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры. Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения. Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Физическая культура основана на витальных ценностях культуры, на ценностях здорового образа жизни. Для поддержания физической культуры в обществе должны функционировать соответствующие учреждения. Специализированные кадры и популяризация здорового образа жизни необходимые составляющие для поддержания и существования физической культуры в обществе.

Доброе время суток, дорогие читатели нашего блога!

Поговорим о том, что в пирамиде Маслоу занимает верхушку, о духовном и прекрасном. Вопрос духовного и культурного, человек несет на всем протяжении своего существования, и нам с Вами предстоит разобраться в хотя бы в малой, но теоретически изученной части этой бравады информации.

Культура является сложным явлением, что можно подтвердить приводя новые и новые трактовки и определения, но самыми распрастраненными считаются три подхода:
— технологический подход (культура, как совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни всего общества);
— деятельностный подход (культура, как осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность);
— ценностный подход (культура, как практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).
Из этого следует, что культура обладает своей структурой, системой, функциями, формами и т.д. Таким образом, мы говорим о культуре, как об институте общества, который исторически обусловлен рядом факторов. Открывая историческую справку о происхождении культуры, мы сталкнемся с первым упоминанием в I в. до н. э. и употреблении как филососфкого понятия в XVIII — н. XIX в.
На сегодняшний день понятие «культура» трактуют в широком и узком смысле, что помогает понять и оценить данное явление.
!Культура (шир) — исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во все сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.!
!Культура (узк) — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.!

Как мы уже ранее отмечали, культура наделена рядом функций, которые призванна выполнять, как явление общественной жизни. И так, основные функции культуры :

  • познавательная — формирует представление о том где мы живем или о том или ином народе, стране или эпохе;
  • оценочная — осуществляет дифференциацию ценностей, в том числе и обогащение традиций;
  • регулятивная — формирует нормы и установки в обществе во всех областях жизни и деятельности;
  • информативная — передает знания, ценности и опыт предшествующих поколений;
  • коммуникативная — сохранение и передача культурных ценностей, а так же их развитие через общение;
  • социализации — освоение индивидом знаний, норм, ценностей, осознание и готовность к выполнению социальных ролей и стремление к самосовершенствованию.

Оценивая данные функции, приходишь к выводу о том какую огромную роль в нашей жизни занимает культура, и это часть большого пространства под названием «духовная жизнь общества». Это та область бытия, в которой объективная реальность дается в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющейся неотъемлемой частью его личности.
Говоря о духовном сразу возникают в голове следующие ассоциации: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления — все то что составляет духовный мир человека. Элементами духовной сферы жизни общества выступает мораль, наука, искусство, религия и некой степени право. Представим структуру духовной жизни общества в виде схемы (см. ниже).

Внимательно рассмотрев представленную схему можно представить на сколько многогранна духовная жизнь, и только гадать широту и простор каждого её элемента, в особенности затрагивая культуру.
Культура имеет самые разные формы и разновидности, в литературе принято выделять, три формы культуры: элитарная, народная и массовая; и две разновидности : субкультура и контркультура.
Рассмотрим формы и разновидности с указанием их основных особенностей.
Формы культуры:

  1. Элитарная
    создается привилегированной частью общества, либо по их заказу профессиональными творцами, которые обладают специальными знаниями в этой области процесса создания.
  2. Народная
    создается анонимными творцами, которые не обладают проф. или специальными знаниями (мифы, легенды, былины, песни и танцы).
  3. Массовая
    форма характеризующая современное культурное производство и потребление.

Разновидности культуры:

  1. Субкультура
    часть общей культуры, система ценностей, присущей определенной группе (религиозные, этнические, криминальные группы).
  2. Контркультура
    оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре(хиппи, панки, скинхэды и т.д).

И что самое удивительное каждая форма и разновидность удивляет своей широтой взглядов, и то сколько потребностей и интересов она может удовлетворять.

По итогу хотелось бы сказать, о том что каждый из нас является творцом своей культуры, которую через многие года будут упоминать в учебниках истории, и очень важно что мы оставим после себя, массовая культура продукт глобализации, и нам необходимо не забывать про самобытность нашего многонационального и великого народа.

© Мария Растворова 2015.

Роль и место социально-культурной деятельности в общей системе духовной жизни общества.

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2. Понятие культуры
(от лат. возделывание, обрабатывание)

· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура
(деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры
: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности
– область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитиисознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств



Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

§ религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

§ мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

§ искусство - художественное освоение мира;

§ наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

§ право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

§ образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ :

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов

МЕСТО КУЛЬТУРЫ:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

ВЫВОДЫ:

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях:

Как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы;

Как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой;

Как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.

Понятие культура

Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим.

Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию.

Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека, расширялось и само понятие “культура”.

В современной науке имеются сотни определений культуры. К сожалению, большинство из них непонятны и трудновоспроизводимы, тогда как понятие “культура” должно быть операциональным, легким в употреблении. Этим требованиям соответствует понимание культуры как качественной характеристики жизнедеятельности общества в целом и основных его субъектов в отдельности. Становится и развивается она вместе с формированием общества, совершенствуясь вместе с ним.

В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:

  • совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;
  • способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;
  • степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.

Материальная и духовная культуры

Культуру подразделяют на . Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. — объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. — культура. Скрипка — музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари — предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение — предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика — культура.

Жизнедеятельность общества — многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности.

Мы предлагаем градацию уровней достигнутой культуры: знания, умения, навыки, опыт, мастерство, творчество, которые отражают степень развитости каждой из сфер жизни того или иного субъекта общественной жизни: трудовой, политической, экономической и др. Ориентируясь на них, можно построить график развитости культуры каждого субъекта общественной жизни: личности, социальной группы, общества любой страны.

Подобный график представлен на рисунке ниже.

К сожалению, кривая, отражающая достигнутый уровень культуры в различных сферах жизни России, опускается, демонстрируя недостаточно высокую культуру в ряде важных сфер. Она показывает, что уровень трудовой культуры россиян выше, чем политической или экономической, а тем более эстетической или этической. В стране много высококультурных людей, но еще больше не дотягивающих до этого комплексного показателя.

Когда мы говорим о культуре социального субъекта , мы имеем в виду его потенциал совокупный , сформировавшийся во всех сферах жизнедеятельности общества. В социологии главное внимание уделяется функционированию элементов в духовной культуре . Каковы же эти элементы?

Знания , сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке, как системе знаков и символов, наделенных определенным значением.

Язык — инструмент формирования, накопления и передачи знаний. В свою очередь знания выступают основанием убеждений — важного элемента культуры.

Рис. 1. Диаграмма культуры субъекта социальной жизни

Убеждение — определенное духовное состояние, чувственное переживание знания как личностно значимого, достоверного. Убеждения — единство знаний, эмоций и воли, выступающие в форме: ценностных ориентаций, установок, норм, принципов поведения, мотивов действий. В основе их лежат ценности — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта . В социологии ценности рассматривают как представления о добре, зле, счастье, честности, верности, любви, добродетели — факторах регуляции социальных взаимодействий. Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Вступая в жизнь общества, человек всему дает свою оценку. Основанием ее выступают ценности. Ценности ориентируют, побуждают, мотивируют социального субъекта на конкретные действия. Социологию интересуют прежде всего ценности, выступающие регуляторами взаимодействий людей в обществе, т. е. социальные ценности. Важными элементами культуры являются социальные нормы, привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нравы, мода, вера и др.