Неандертальцы и кроманьонцы. Появление человеческих рас — Гипермаркет знаний

Около 40 тыс. лет назад на Земле появились неоантропы - люди нынешнего облика, но более массивные, чем современные люди. Неоантропы, или новые люди (от греч. пеоз. новейший человек)обобщённое название людей текущего вида (Home sapiens), ископаемых и ныне живущих.

Жители Европы, которых довольно часто относят к нынешнему виду, которые жили в эпоху верхнего палеолита (от 50 до 20 тыс. лет назад) называются кроманьонцами . Название этим людям дала находка в гроте Кро-Маньон в долине р. Везер во Франции. Там в 1868 году учеными были обнаружены 6 человеческих скелетов, древние угли от кострищ, кремневые орудия и морские раковины, в которых были проделаны отверстия. Находка,которая была найдена в гроте Кро-Маньон была первой, после которой началось серьёзное изучение древних людей современного типа, поэтому всех ископаемых неоантропов называют кроманьонцами.

Для физического типа кроманьонцев характерны следующие признаки:

  • высокий рост (у мужчин - выше 180 см);
  • череп с крупным мозговым отделом;
  • возвышенный округлённый свод черепа;
  • обширный прямой широкий лоб без сплошного надглазничного валика;
  • менее развитое, чем у большинства ископаемых гоминид, лицо;
  • выступающий подбородок.

Кроманьонцы обладали совершенной культурой, которая называется верхним палеолитом. В Европе самые известные культуры верхнего палеолита называются ориньяк, солютре и мадлен, - по названиям тех мест во Франции, где были сделаны главные находки.

Кроманьонцы произвели настоящий технологический переворот в обработке камня. От призматического ядрища откалывались длинные и узкие пластины, из которых затем изготавливались разнообразные орудия. Кроманьонцы начали освоение и изучение новых материалов и ископаемых - кости и рога, которые называют иногда пластмассами каменного века. Они имели огромные отличия, например они обладали лёгкостью, пластичностью и удобством в обработке. С появлением костяных игл, шил и проколок появились принципиально новые возможности в обработке шкур и в изготовлении одежды. Внушительных размеров кости животных служили также материалом для жилищ древних охотников и топливом для очагов. Выросло техническое оснащение людей — появились копьеметалки, лук и стрелы.

Кроманьонецы почти перестали зависеть от естественных укрытий типа пещер и скальных навесов,а так же других сооружений. Они активно развивались,занимались обширным строительном жилищ там, где им было нужно - это создавало дополнительные возможности для дальних миграций и освоения новых земель. Только у кроманьонцев впервые возникает искусство - наскальная живопись, статуэтки из кости и камня. Первые рисунки на стенах пещер изображали животных, и только позднее в древней живописи и пластике появляются сюжеты, участником которых становится человек.

В то время активно изучалось и развивалось такое направление как - Искусство, по видимому, магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту. В итоге можно сказать,что современный человек,в том обличии, которое он имеет в современном мире, во многом приобрел все качества и опыт именно от Кроманьонца. Еще в древние времена, этот вид занимался активным поиском еды,жилья,изучал новые ископаемые,развивался.Именно такое активное развитие и поспособствовало дальнейшему улучшению цивилизации.

Кроманьонцы - это жители позднего каменного века, походившие многими своими чертами на наших современников. Останки этих людей впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньон, располагающемся на территории Франции, что и дало им название. Очень многие параметры - строение черепа и особенности кисти, пропорции тела и даже размеры мозга кроманьонцев приближены к человеку современного типа. Поэтому в науке укоренилось мнение, что именно они и являются нашими прямыми предками.

Особенности внешнего вида

Исследователи полагают, что кроманьонский человек жил примерно 30 тысяч лет назад, при этом интересно, что некоторое время он сосуществовал с неандертальцем, который позднее окончательно уступил место более современному представителю приматов. На протяжении примерно 6 тысячелетий, как считают ученые, эти две разновидности древних людей одновременно населяли Европу, остро конфликтуя из-за пищи и иных ресурсов.

Несмотря на то что кроманьонец внешним видом мало чем уступал нашим современникам, мышечная масса была развита у него больше. Это было обусловлено теми условиями, в которых проживал этот человек - физически слабые были обречены на гибель.

В чем отличия?

  • У кроманьонца характерный подбородочный выступ и высокий лоб. У неандертальца подбородок очень мал, а надбровные дуги были характерно выражены.
  • Кроманьонский человек имел необходимый для развития мозга объем мозговой полости, чего не было у более древних людей.
  • Удлиненная глотка, гибкость языка и особенности расположения ротовой и носовой полостей позволили кроманьонскому человеку получить дар слова. Неандерталец же, как полагают исследователи, мог издавать несколько согласных звуков, его речевой аппарат позволял это сделать, но речи в традиционном понимании не имел.

В отличие от неандертальца, кроманьонец имел менее массивное телосложение, высокий череп без скошенного подбородка, широкое лицо и более узкие, чем у современных людей глазницы.

В таблице представлены некоторые особенности неандертальцев и кроманьонцев, их отличие от современного человека.

Как видно из таблицы, кроманьонец по особенностям строения гораздо ближе к нашим современникам, чем к неандертальскому человеку. Антропологические находки свидетельствуют о том, что они могли скрещиваться между собой.

География распространения

Останки человека кроманьонского типа находят в различных уголках планеты. Скелеты и кости были обнаружены на территории многих европейских стран: Чехии, Румынии, Великобритании, Сербии, России, а также в Африке.

Образ жизни

Исследователям удалось воссоздать модель образа жизни кроманьонцев. Так, доказано, что именно они создали первые в истории человечества поселения, в которых проживали достаточно большими общинами, включающими от 20 до 100 членов. Именно эти люди научились общаться между собой, владели примитивными речевыми навыками. Образ жизни кроманьонцев подразумевал совместное ведение дел. Во многом благодаря этому им удалось достичь внушительных успехов в охотничье-собирательском хозяйстве. Так, охота большими группами, сообща, позволила этим людям в качестве добычи получать крупных животных: мамонтов, туров. Подобные достижения одному охотнику, даже самому опытному, конечно, были не по силам.

Если говорить кратко, образ жизни кроманьонца во многом продолжил традиции неандертальских людей. Они также промышляли охотой, использовали шкуры убитых животных для изготовления примитивной одежды, проживали в пещерах. Но в качестве жилища могли использоваться и самостоятельные постройки из камней или шатры из шкур. Иногда рыли своеобразные землянки, укрывающие от непогоды. В вопросе жилья кроманьонский человек сумел сделать небольшое новшество - охотники-кочевники стали строить легкие разбирающиеся шалаши, которые можно было легко возвести во время стоянки и собрать.

Жизнь сообщества

Особенности строения и образ жизни кроманьонца делает его во многом сходным с человеком современного типа. Так, в общинах этих древних людей было разделение труда. Мужчины занимались охотой, сообща убивали диких животных. Женщины тоже принимали участие в заготовке пищи: собирали ягоды, семена и питательные коренья. Факт, что в могилах детей находят украшения, свидетельствует: родители питали теплые чувства к своим потомкам, горевали о ранней утрате, старались хотя бы посмертно позаботиться о ребенке. За счет увеличившейся продолжительности жизни кроманьонский человек получил возможность передавать свои знания и опыт следующему поколению, более внимательно заниматься воспитанием детей. Поэтому снизилась и детская смертность.

Некоторые захоронения отличаются на фоне прочих богатыми украшениями, изобилием утвари. Исследователи полагают, что здесь погребены знатные, уважаемые за какие-то заслуги члены сообщества.

Орудия труда и охоты

Изобретение гарпуна - заслуга кроманьонца. Образ жизни этого древнего человека изменился после появления такого оружия. Доступная эффективная рыбная ловля дала полноценную пищу в виде морских и речных обитателей. Именно этот древний человек стал делать силки для пернатых, что его предшественникам было еще не под силу.

На охоте древний человек научился применять не только силу, но и смекалку, сооружая ловушки для животных, в разы превосходящих его по размерам. Поэтому добыча пищи для целой общины требовала гораздо меньших усилий, чем во времена предшественников. Популярен был загон стад диких животных, массовые облавы на них. Древние люди постигли науку коллективной охоты: они пугали крупных млекопитающих, заставляя их бежать на те участки, где забить добычу было проще всего.

Кроманьонский человек сумел шагнуть по лестнице эволюционного развития гораздо выше, чем его предшественник - неандерталец. Он начал использовать более совершенные орудия труда, которые позволили получить преимущества на охоте. Так, при помощи копьеметалок этот древний человек смог увеличить расстояние, пройденное копьем. Поэтому охота стала безопаснее, а добыча - обильнее. Также в качестве оружия использовались длинные копья. Орудия труда усложнились, появились иглы, сверла, скребки, в качестве материала для которых древний человек научился использовать все, что попадало ему под руку: камни и кости, рога и бивни.

Отличительная особенность орудий и оружия кроманьонцев - более узкая специализация, тщательная выделка, использование многообразия материалов в производстве. Некоторые изделия украшает резной орнамент, указывающий, что древним людям было не чуждо своеобразное понимание красоты.

Пища

Основу рациона кроманьонцев составляло мясо убитых на охоте животных, прежде всего млекопитающих. В те времена, когда жили эти древние люди, распространены были лошади, каменные козлы, олени и туры, зубры и антилопы, именно они и служили основным источником пищи. Научившись ловить рыбу при помощи гарпунов, люди стали питаться и лососем, который в изобилии поднимался по мелководью на нерест. Из птиц, как считают антропологи, жители древности могли ловить куропаток - эти пернатые летают невысоко и вполне могли стать жертвой метко брошенного копья. Однако есть гипотеза, что умели добывать они и водоплавающих птиц. Запасы мяса, по мнению ученых, кроманьонцы хранили в ледниках, низкая температура которых не позволяла продукту испортиться.

Растительная пища также использовалась кроманьонцами: они ели ягоды, коренья и луковицы, семена. В теплых широтах женщины добывали моллюсков.

Искусство

Прославил себя кроманьонец и тем, что начал создавать предметы искусства. Эти люди рисовали на стенах пещер красочные изображения животных, вырезали из слоновой кости и рогов оленей антропоморфные фигурки. Считается, что, нанося на стены силуэты животных, древние охотники хотели привлечь добычу. Как полагают исследователи, именно в этот период появилась первая музыка и самый ранний музыкальный инструмент - каменная дудка.

Похоронные ритуалы

О том, что образ жизни кроманьонца усложнился по сравнению с его предками, говорит и изменение в похоронных традициях. Так, в погребениях нередко находят изобилие украшений (браслетов, бус и ожерелий), которые свидетельствуют о том, что умерший был богат и знатен. Внимание к похоронным ритуалам, покрытие тел умерших красной краской позволило исследователям сделать вывод о том, что жители древнего каменного века имели какие-то зачатки верований о душе и загробной жизни. В могилы также складывали предметы домашней утвари, пищу.

Достижения

Образ жизни кроманьонца в суровых условиях ледникового периода обусловил то, что этим людям пришлось более серьезно подойти к пошиву одежды. По находкам - наскальным рисункам и остаткам костяных игл - исследователи сделали вывод, что жители позднего каменного века умели шить примитивные предметы одежды. Они носили куртки с капюшонами, штаны, даже рукавицы и обувь. Нередко одежда украшалась бусинами, что, как полагают исследователи, было признаком почета и уважения у других членов общины. Именно эти люди научились делать первую посуду, используя для ее изготовления обожженную глину. Ученые полагают, что во времена кроманьонцев было одомашнено первое животное - собака.

Эпоха кроманьонцев отделена от нас тысячелетним сроком, поэтому мы можем лишь предполагать, как именно они жили, что использовали в пищу и какие порядки царили в поселениях. Поэтому и возникает множество спорных и неоднозначных гипотез, которые пока не нашли серьезных научных доказательств.

  • Находка детской челюсти малыша-неандертальца, изуродованной каменным орудием, заставила исследователей задуматься о том, что кроманьонцы могли употреблять неандертальцев в пищу.
  • Именно кроманьонский человек стал причиной вымирания неандертальцев: более развитый вид вытеснял последних на территории с засушливым климатом, где практически не было добычи, обрекая на гибель.

Особенности строения кроманьонца во многом приближают его к человеку современного типа. Благодаря развитому мозгу, эти древние люди представляли собой новый виток эволюции, их достижения как в практическом, так и в духовном смысле поистине велики.

Отличались у них не только физические черты. Кроманьонцы обладали намного более совершенной культурой. Неизмеримо выросла техника изготовления орудий. Они стали изготавливаться с пластин – специально подготовленных узких и длинных заготовок, что позволило выделывать куда более изящные и разнообразные орудия, чем мустьерские остроконечники.

Жилище неоантропа.

Государственный Дарвиновский музей, Москва.

Фото любезно предоставлено Дарвиновским музеем.

Кроманьонцы широко использовали для изготовления орудий также кости животных. В итоге, разнообразие культур верхнего палеолита непомерно превосходит вариации мустье: если мустьерские орудия во Франции и на Алтае почти неотличимы, то в эпоху верхнего палеолита даже рядом соседствовавшие группы людей могли иметь резко отличные орудия. Выросло техническое оснащение людей – уже в начале эпохи верхнего палеолита появилась копьеметалка, а в конце – лук и стрелы. О населении Африки и Азии времени верхнего палеолита известно гораздо меньше, чем о населении Европы. Однако принципиально они были схожи как в биологическом, так и в культурном плане.

Существеннейшим явлением является расцвет верхнепалеолитического искусства. В пещерах Франции, Испании, Италии и Урала сохранились превосходные образцы наскальной живописи, в слоях стоянок от Бретани до Байкала обнаружены статуэтки людей и животных, сделанные из костей, бивней мамонта и известняка. Рукоятки ножей и копьеметалок украшались затейливой резьбой. Одежда украшалась бусами и раскрашивалась охрой.

Искусство, видимо, имело в то время магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту. Судя по следам подростков в глине перед пещерными росписями, здесь проводилось и посвящение в охотники. Конечно, мы можем лишь предполагать истинное значение этих следов духовной жизни наших предков, но её богатство и принципиальное сходство психики людей тех времен с нашей несомненно.

Поселения людей верхнего палеолита обычно представляли собой регулярно посещаемые охотничьи стоянки. Тут строились жилища, шла жизнь общества, справлялись ритуалы, хоронили умерших. Ритуальная практика достигла своего расцвета. В могилу с усопшим кроманьонцы клали орудия, копья, каменные ножи, многочисленные украшения. При этом погребение часто засыпалось красной охрой, сверху иногда покрывалось костями мамонтов. Очевидно, в это время возникают представления о загробном мире.

В эпоху верхнего палеолита человек приручил волка, превратив его в собаку. Так человек начал сам активно влиять на процесс видообразования у животных, осуществляя искусственный отбор.

17. Эволюция мозга приматов

Однако в стаде приматов, при некотором уровне интеллекта, становятся возможны исключения. Или на этапе благополучной жизни стада, когда существуют некоторые коллективные ограничения в агрессивности взаимного поведения, или под защитой родителей оказывается жизнеспособным следующий дефект мозга. А именно: уменьшенные примерно до двух раз доли личности! Ещё раз: мы не обращаем внимания на деление мозга и доли личности на две части, на два полушария. Назовём таких индивидов как "Форзи".

Механизм их образования следующий. Феномен Форзей в своей генетике не ограничивается каким-то одним вариантом. Доли личности могут быть уменьшены от рождения по самым разным причинам. Главные из них: 1) обе полудоли (справа и слева) быть уменьшенными, или 2) доля с одной стороны полностью отсутствовать, или 3) ещё какой-то более сложный вариант. Первый вариант - самый важный. В этом случае уменьшение долей личности может происходить из-за того, что не выросла одна из двух взаимопрорастающих "ветвей" доли мозга (см.выше, снова, не путать с полушариями!). В результате вся доля "личности" состоит из одной ветви, из клеток, построенных только одним набором хромосом. Но оба "полушария" личности, обе полудоли сохранены, хотя и уменьшены. Такой вариант более жизнеспособен, поскольку является цельным организмом и включён на полную мощность сразу от рождения. Во втором случае, также из-за регрессивной мутации оказывается нефункционирующей правая или левая доля "личности" или одна доля вообще отсутствует. Этот случай, в принципе более тяжёлый, потому что связь "половинки личности" с незадействованной половиной ресурсов устанавливается тяжело и не сразу, уже в годы зрелой жизни. Но здесь возможен даже более мощный конечный результат.

Из сказанного выше можно сделать абсолютно естественные выводы. Первый камень чтобы швырнуть в соперника (из-за самки) или швырнуть его в дичь взяли в руки Форзи. Первую палку – взялм в руки тоже они. Заострили палку они. И камень к палке привязали они. И огонь научились поддерживать они. И одежду мастерить из шкур научились они. И вообще, все этапы развития человеческих технологий открыли они, Форзи. Они всегда шли в авангарде эволюции. Они задавали планку всем технологиям, а потом к этой планке, уже Эволюционно, с естественным отбором, через много тысячелетий и сотен поколений подтягивалась вся стая или стадо. Под их предводительством одни стада приматов побеждали других, в которых были более жестокие нравы и в которых Форзи не могли выжить, в которых Форзей убивали. И побеждали именно те стада, в которых Форзи могли выживать, это величайшая истина. То есть менее агрессивные внутри себя. Вспомним американских индейцев, занимавшихся жестокостью.

По своей психологии Форзи отличаются от нормальных особей. У них другая архитектура мозга, другая система ценностей. Поэтому при выборе полового партнёра (партнёрши) им более близки также индивиды - Форзи. Однако далее в действие вступают банальные законы генетики. Потомство у двух супругов - форзей распадается на три ветви. 1) Также Форзи - это 50% от количества детей. 2) Нормальные полноценные особи, не Форзи - это 25% от количества детей. 3) И, наконец, особи, несущие повторение дефекта генетики личности по обеим наборам хромосом. То есть особи практически без мозговых долей личности. Мы назовём их Манкеры. Это глубоко дефективные создания, не способные нести хоть какую-то роль в стаде и в природе быстро погибающие.

Да, Форзей всегда инстинктивно ненавидели в стаде, потому что они очень отличаются от привычных индивидов. Их нередко истребляли "под корень" вместе с семействами. Но Форзи – это отрицательная мутация, она всё время то здесь, то там происходит и даёт жизнь новым Форзям. А следовательно, даёт и новый толчок эволюции человека.

Кроманьонцами принято считать предков современного человека, живших на нашей планете в эпоху позднего (или верхнего) палеолита (40—12 тысяч лет назад). Название этого вида произошло от пещеры Кро-Маньон, расположенной в юго-западной части Франции. Именно там в 1868 г. археолог Луи Ларте во время раскопок наткнулся на останки древних людей, которые по своему отличались от обнаруженных ранее скелетов неандертальцев и напоминали человека разумного (Homo sapiens). Находка, возраст которой составлял около 30 тысяч лет, сразу же привлекла к себе внимание учёных, исследовавших историю того периода, ведь про образ жизни кроманьонцев тогда ничего не было известно. В последующие годы их останки вместе с орудиями труда были обнаружены и на других территориях (Младеч и Дольни-Вестонице в Чехии, Пэйвиленд в Англии, Пештера-ку-Оасе в Румынии, Мурзак-Коба в Крыму, Сунгирь в России, Межиреч в Украине, Фиш Хук, Кейп-Флетс в Африке и т. д.).

Возникновение и миграция

Происхождение кроманьонцев до сегодняшнего дня окончательно не изучено. Раньше историки и антропологи придерживались марксистской теории возникновения этого типа древнего человека. Если верить ей, то кроманьонец является прямым потомком неандертальца. Многие современные исследователи ставят под сомнение эту теорию. Они склоняются к версии, что неандертальцы и кроманьонцы произошли от общего предка, после чего каждый из них стал развиваться обособленно.

Современным учёным не удалось достичь единого мнения по поводу того, в какой части планеты появились первые предки современного человека и когда это точно случилось. Наиболее распространённая версия гласит, что кроманьонцы сформировались в отдельный вид около 200 тысяч лет назад, и произошло это в восточной части Африки. Спустя 70 тысяч лет они в поисках новых земель для жизни начали миграцию на Ближний Восток. Отсюда одна часть кроманьонцев заселила и побережье Индийского океана, а другая продвинулась на север и достигла земель Малой Азии и Северного Причерноморья. В Европе человек разумный появился приблизительно 40-45 тысяч лет назад.

Внешний вид

Как же выглядели кроманьонцы? Древний человек, ископаемый человек отличался от современных индивидов строением тела и размерами мозга. В отличие от него представители Homo sapiens напоминали нынешних людей, но были более крупными. Археологические находки позволили выяснить, что кроманьонцы-мужчины, населявшие древнейшую Европу, достигали в росте 180 см (женщины были ниже), имели широкие лица и глубоко посаженные глаза. разумного составлял 1400—1900 сантиметров кубических, что соответствует этому показателю у современных людей. Образ жизни кроманьонцев, которым приходилось выживать в суровых условиях древности, способствовал формированию у них хорошо развитой мышечной массы.

Быт

Жили в общинах, численность которых достигала 100 человек. Основными их занятиями были охота и собирание растительной пищи. Они первыми начали изготавливать орудия труда из костей и рогов. Наряду с этим у них оставалось широко распространенным использование каменных инструментов. Более лёгкие и усовершенствованные изделия позволили им добывать больше еды, шить одежду, изобретать приспособления, направленные на облегчение их существования. Учёные убеждены, что у древних людей этой эпохи была хорошо развита речь.

Жилище

Кроманьонцы всё ещё продолжали селиться в пещерах, но у них уже стали появляться новые виды жилья. Они научились возводить надёжные шатры из шкур животных, дерева и костей. Такие домики можно было перемещать, благодаря чему образ жизни кроманьонцев перестал быть оседлым. Кочуя с места на место с целью освоения новых земель, они переносили с собой жильё и хозяйство. Кроманьонцы стали первыми доисторическими людьми, которым удалось приручить собаку и использовать её в качестве помощника.

У предков человечества был широко распространён культ охоты. Об этом свидетельствуют многочисленные находки фигурок животных, пронзённых стрелами, найденные во время раскопок их поселений. Стены своего украшали изображениями зверей и сценок охоты.

Добыча еды

Охота прочно вошла в жизнь кроманьонца. Реалии каменного века являлись таковыми, что для того, дабы прокормиться, необходимо было убить. Охотились древние обитатели нашей планеты хорошо организованными группами по 10—20 человек. Объектами их преследования становились крупные животные (мамонты, волки, шерстистые носороги, медведи, благородные олени, бизоны). Уничтожив зверя, они обеспечивали свои общины большим количеством шкуры и мяса. Основными орудиями убийства животных у кроманьонцев были копьеметалки и лук. Кроме охоты, они занимались ловлей птиц и рыбы (для первого занятия использовались силки, а для второго — гарпуны и крючки).

Кроме мяса и рыбы, потомки современного человека употребляли в еду дикорастущие растения. Пища неандертальцев и кроманьонцев была очень похожа. Они ели всё, что давала им природа (кору, листья и плоды деревьев, стебли, цветы и коренья растений, злаки, грибы, орехи, водоросли и т. д.).

Захоронения

У кроманьонцев были интересные погребальные обычаи. Усопших родственников они клали в могилу в полусогнутом положении. Их волосы украшали сеткой, руки — браслетами, а лица накрывали плоскими камнями. Тела покойников посыпали сверху цвета. Древние люди верили в загробный мир, поэтому хоронили своих сородичей вместе с предметами обихода, украшениями и едой, будучи уверенными, что после смерти они им понадобятся.

Культурная революция кроманьонцев

Люди, жившие в период позднего палеолита, сделали ряд открытий, позволивших им значительно превзойти в культурном развитии своих предшественников. К их главному достижению относится изобретение нового способа обработки кремня, вошедшего в историю под названием «метод ножевидных пластин». Это открытие произвело настоящую революцию в изготовлении орудий труда. Метод заключался в том, что от каменного желвака (нуклеуса) отбивались или отжимались отдельные пластины, из которых впоследствии изготавливали различные изделия. Благодаря новой технологии доисторические люди научились получать из одного килограмма кремня до 250 см рабочего края (у неандертальцев этот показатель не превышал 220 см, а у их предшественников едва достигал 45 см).

Не менее важным открытием кроманьонцев стало производство орудий из животного сырья. Проводя много времени на охоте, древний человек заметил, что кости, рога и бивни зверей отличаются повышенной прочностью. Он начал изготавливать из них качественно новые изделия, облегчившие ему жизнь. Появились костяные иглы и шила, благодаря чему стало проще шить одежду из шкур. Животное сырьё стали использовать при строительстве новых жилищ, а также изготавливать из него украшения и статуэтки. Освоение новых материалов привело к изобретению более усовершенствованных орудий охоты — копьеметалки и лука. Эти приспособления позволили кроманьонцам убивать животных, которые во много раз превосходили их по силе и размеру.

Образ жизни кроманьонцев заключался не только в выживании среди дикой природы. Доисторические люди стремились к прекрасному. Они оставили своим потомкам немало произведений искусства. Это и настенная живопись в пещерах, и украшенные уникальным орнаментом орудия труда, и сделанные из кремня, глины, костей и бивней статуэтки бизонов, лошадей, оленей и других животных. Древние кроманьонцы преклонялись перед женской красотой. Среди находок, обнаруженных археологами, есть немало фигурок представительниц прекрасного пола. За пышность форм современные историки нарекли их «Венерами».


Введение 3

1. Характеристика расселения кроманьонцев 4

2. Образ жизни кроманьонцев 9

Заключение 28

Список литературы 29

Введение

Происхождение человека и последующий расогенез довольно загадочны. Тем не менее научные открытия двух прошедших столетий помогли несколько приоткрыть завесу над тайной. В настоящее время твердо установлено, что в условно называемую "доисторическую" эпоху на земле параллельно обитало два вида людей – homo neanderthalensis (человек неандертальский) и homo cromagnonis, которого принято также называть homo sapiens-sapiens (человек кроманьонский или человек разумный-разумный). Человек неандертальский впервые был открыт в 1857 г. в долине Неандер близ Дюссельдорфа. Человек кроманьонский – в 1868 г. в гроте Кро-Маньон во французской провинции Дордонь. Со времени первых открытий упомянутых двух типов древних людей были сделаны еще многочисленные их находки, давшие новый материал для научных разработок.

Предварительные выводы из научных открытий. Судя по основным антропометрическим характеристикам и генетическому анализу, человек кроманьонский почти идентичен современному виду homo sapiens-sapiens и, как считается, является непосредственным предком европеоидной расы.

Данная работа имеет целью дать общую характеристику образу жизни кроманьонцев.

Для этого поставлены следующие задачи:

    Дать характеристику расселения кроманьонцев.

    Рассмотреть образ жизни кроманьонцев.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Характеристика расселения кроманьонцев

К 30 тыс. до н. э. группы кроманьонцев уже начали передвижение на восток и север в поисках новых охотничьих земель. К 20 тыс. до н. э. переселение в Европу и Азию достигло таких масштабов, что и во вновь освоенных областях количество дичи начало постепенно сокращаться.

Люди отчаянно искали новые источники питания. Под давлением обстоятельств наши далекие предки вполне могли вновь стать всеядными, употребляя как растительную, так и животную пищу. Известно, что именно тогда впервые в поисках пищи люди обратились к морю.

Кроманьонцы становились более изобретательными и творческими, создавали более сложные жилища и одежду. Нововведения позволяли группам кроманьонцев охотится на новые виды дичи в северных районах. К 10 тыс. до н. э. кроманьонцы распространились по всем материкам, за исключением Антарктики. Австралия была заселена 40 - 30 тыс. лет назад. Спустя 5-15 тыс. лет группы охотников пересекли Берингов пролив, попав из Азии в Америку. Эти поздние и более сложные сообщества охотились прежде всего на крупных животных. Методы охоты кроманьонцев постепенно совершенствовались, о чем свидетельствуют большое количество обнаруженных археологами костей животных. В частности в Солютре, местечке во Франции, были найдены останки более 10 000 лошадей. В Долни Вестониче в Чехии археологии раскопали большое количество костей мамонтов. По оценке ряда археологов, с момента переселения людей в Америку, произошедшего около 15 тыс. лет назад, менее чем за одно тысячелетие была уничтожена большая часть животного мира Северной и Южной Америк. Легкость, с которой цивилизация ацтеков была повержена испанскими конквистадорами, объясняется ужасом, охватившим пеших ацтекских солдат при виде конных воинов. Ацтеки никогда раньше не видели лошадей: еще в период ранних переселений из северной в центральную Америку их предки в поисках еды истребили всех диких лошадей, обитавших в американских прериях. Они даже не предполагали, что этих животных можно использовать не только в качестве источника пищи.

Расселение кроманьонцев по всему Земному шару получило название "периода безоговорочного успеха человечества". Влияние плотоядного образа жизни на развитие человека оказалось весьма значительным. Переселение древнейших народов в области с более умеренным климатом стимулировало генетические изменения. Переселенцы имели более светлую кожу, менее массивную костную структуру и более прямые волосы. Скелет, в особенности у кавказских народностей, формировался медленно, а их светлая кожа была более устойчива к морозу, чем темная. Более светлая кожа также лучше усваивала витамин D, жизненно необходимый при дефиците солнечного света (в областях, где дни короче, а ночи длиннее).

К тому времени, когда окончательно сформировался человек современного типа, освоены были уже огромные географические пространства Земли. Они были заселены еще архантропами и палеоантропами, так что кроманьонцу осталось освоить лишь два пустующих материка - Америку и Австралию. Правда, в отношении Австралии вопрос остается открытым. Не исключено, что она заселялась еще палеоантропами, которые внесли свой вклад в формирование австралийского неоантропа. Самый древний череп на территории Австралии найден в районе оз. Мунго, в 900 км к западу от Сиднея. Древность этого черепа составляет 27-35 тыс. лет. Очевидно, к этому времени и следует относить начало заселения Австралии человеком. Хотя на черепе из Мунго нет надглазничного валика, он очень архаичен - у него покатый лоб и резкий перегиб затылочной кости. Возможно, череп из Мунго представляет локальный вариант палеоантропа, и нет никаких оснований отрицать его участие в дальнейшем становлении Homo sapiens на Австралийском континенте.

Что касается Америки, то время от времени появляются сведения о находке очень древних скелетов на ее территории, однако все эти находки относятся морфологически к Homo sapiens. Таким образом, ученые спорят о времени заселения Американского материка, но едины в том, что Америка заселялась человеком современного типа. Скорее всего, заселение Американского континента происходило примерно 25-20 тыс. лет назад по Берингоморскому перешейку, который существовал в то время на месте нынешнего Берингова пролива.

Кроманьонец жил в конце ледникового периода, а точнее - в конце Вюрмского оледенения. Потепления и похолодания сменяли друг друга довольно часто (разумеется, в масштабах геологического времени), и ледники то отступали, то наступали. Если бы в то время поверхность Земли можно было бы наблюдать с космического корабля, она напоминала бы разноцветную поверхность колоссального мыльного пузыря. Прокрутите этот период так, чтобы тысячелетия укладывались в минуты, и серебристо-белые ледяные поля поползут вперед, точно пролитая ртуть, но их тут же отбросит назад развертывающийся ковер зеленой растительности. Береговые линии заколеблются, точно вымпелы на ветру, оттого, что синева океана будет то расширяться, то сужаться. Острова будут вставать из этой синевы и снова исчезать в ней, словно камни, по которым переходят ручей, и ее перегородят естественные дамбы и плотины, образуя новые пути для переселения человека. По одному из этих древних путей кроманьонец отправился из нынешнего Китая на север, в холодные просторы Сибири. А оттуда он, вероятно, прошел посуху через Берингию, в Северную Америку. 1

В течение многих поколений люди постепенно продвигались на северо- восток Азии. Они могли идти двумя путями - из глубин Азиатского материка, с территории нынешней Сибири, и по тихоокеанскому побережью, огибая Азиатский материк с востока. Очевидно, было несколько волн "переселенцев" из Азии в Америку. Самые ранние из них двигались вдоль побережья, и их происхождение связано с районами Восточной и Юго- Восточной Азии. Более поздние азиатские мигранты двигались из глубинных областей Азиатского континента.

В Америке людей встречали суровые просторы Гренландии, резко континентальный климат Северной Америки, тропические леса Южноамериканского континента и холодные ветры Огненной Земли. Обживая новые районы, человек адаптировался к новым условиям, и в результате образовывались локальные антропологические варианты. 2

Плотность населения в кроманьонскую эпоху была невелика - всего 0,01-0,5 человека на 1 кв. км, численность групп составляла около 25-30 человек. Вся численность населения Земли того времени оценивается от нескольких десятков тысяч до полумиллиона человек. Несколько плотней была заселена территория Западной Европы. Здесь плотность населения составляла около 10 человек на 1 км, а вся численность населения Европы во времена обитания там кроманьонцев составляла примерно 50 тыс. человек.

Казалось бы, плотность населения была очень низкой, и человеческие популяции не должны были вступать в конкуренцию за источники пищи и воды. Однако в те времена человек жил охотой и собирательством, и в орбиту его "жизненных интересов" входили огромные территории, по которым кочевали стада копытных - главный объект охоты древнего человека. Необходимость сохранения и приумножения своих охотничьих угодий вынуждала человека двигаться все дальше и дальше, в еще не заселенные области планеты.

Более совершенная техника кроманьонского человека делала для него доступными те источники пищи, которые были незнакомы его предшественникам. Орудия охоты усовершенствовались, и это расширило возможности кроманьонца в охоте на новые виды дачи. С мясной пищей люди получали новые источники энергии. Питаясь кочующими травоядными, мигрирующими птицами, морскими ластоногими и рыбой, человек вместе с их мясом получал доступ к пищевым ресурсам очень широкого диапазона.

Еще большие возможности открыло для кроманьонского человека применение в пищу зерен дикорастущих злаков. На Севере Африки, в верхнем течении Нила, 17 тыс. лет назад жили люди, в питании которых, судя по всему, злаки играли значительную роль. Сохранились каменные серпы и примитивные зернотерки, - известняковые плиты с неглубокой выемкой в середине для зерна и углублением в виде широкого желоба, по которому, вероятно, ссыпалась мука. Очевидно, эти люди уже изготавливали хлеб - в виде простых пресных лепешек, испеченных на раскаленных камнях.

Таким образом, кроманьонский человек питался намного лучше, чем его предшественники. Это не могло не сказаться на состоянии его здоровья и на общей продолжительности жизни. Если для неандертальца средняя продолжительность жизни составляла около 25 лет, то для кроманьонского человека она возросла до 30-35 лет, сохраняясь на этом уровне вплоть до средних веков.

Господство кроманьонцев стало причиной их же крушения. Они пали жертвой собственного успеха. Перенаселенность вскоре привела к истощению областей охоты. Еще задолго до этого стада крупных животных в густо населенных районах были почти полностью уничтожены. В результате возникло соперничество за ограниченные источники питания. Соперничество в свою очередь привело к войне, а война - к последующим переселениям.

    Образ жизни кроманьонцев

Для современных исследователей наиболее ярким отличием культуры кроманьонца представляется технологический переворот в обработке камня. Смысл этого переворота заключался в гораздо более рациональном использовании каменного сырья. Экономное его использование имело принципиальное значение для древнего человека, поскольку позволяло не зависеть от природных источников кремня, перенося с собой небольшой его запас. Если сравнить общую длину рабочего края изделия, которую получал человек из одного килограмма кремня, можно убедиться, насколько она больше у кроманьонского мастера по сравнению с неандертальцем и архантропом. Древнейший человек из килограмма кремня мог изготовить лишь от 10 до 45 см рабочего края орудия, культура неандертальца позволяла из того же количества кремня получать уже 220 см рабочего края. Что касается кроманьонца, то его технология оказалась во много раз эффективней - он получал из килограмма кремня 25 м рабочего края.

Секрет кроманьонца заключался в появлении нового метода обработки кремня - метода ножевидных пластин. Суть была в том, что от основного куска кремня - нуклеуса - откалывались длинные и узкие пластины, из которых затем изготавливались разнообразные орудия. Сами нуклеусы имели призматическую форму с плоской верхней гранью. Пластины откалывались точным ударом по краю верхней грани нуклеуса, или отжимались с помощью костяных или роговых отжимников. Длина пластин была равна длине нуклеуса - 25-30 см, а толщина их составляла несколько миллиметров. 3

Метод ножевидных пластин, вероятно, был большим подспорьем для охотников, отправлявшихся в многодневные экспедиции в области, где почти не встречались не только кремни, но и другие мелкозернистые породы. Они могли брать с собой запас нуклеусов или пластин, чтобы было чем заменить наконечники копий, обломившиеся при неудачном броске или оставшиеся в ране животного, которому удалось убежать. А края кремневых ножей, которыми рассекали суставы и сухожилия, обламывались и затуплялись. Благодаря методу ножевидных пластин новые орудия можно было изготовить тут же на месте.

Вторым важным достижением кроманьонца стало освоение новых материалов - кости и рога. Эти материалы называют иногда пластмассами каменного века. Они прочные, пластичные и лишены такого недостатка, как хрупкость, свойственная изделиям из дерева. Очевидно, немаловажную роль играла и эстетическая привлекательность костяных изделий, из которых изготавливались бусы, украшения и статуэтки. Кроме того, источник этих материалов был практически неисчерпаем - это были кости тех же животных, на которых охотился кроманьонский человек.

Соотношение каменных и костяных орудий сразу различает инвентарь неандертальской и кроманьонской стоянок. У неандертальцев на каждую тысячу каменных орудий приходится в лучшем случае 25 костяных изделий. На стоянках кроманьонцев кость и кремень представлены поровну, или даже костяные орудия преобладают.

С появлением костяных игл, шил и проколок появились принципиально новые возможности в обработке шкур и в изготовлении одежды. Крупные кости животных служили также строительным материалом для жилищ древних охотников и топливом для очагов. 4

Кроманьонец уже не зависел от естественных укрытий типа пещер и скальных навесов. Он строил жилища там, где ему было нужно, и это создавало дополнительные возможности для дальних миграций и освоения новых земель.

Третьим достижением кроманьонцев было изобретение принципиально новых орудий охоты, неизвестных его предшественникам. К ним относятся, прежде всего, лук и копьеметалка. Копьеметалки увеличивали дальнобойность копий древних охотников, почти в три раза увеличивая дальность их полета и силу удара, и играли большую роль в жизни древних охотников. Они изготавливались, как правило, из оленьих рогов, украшались резными фигурами и узорами и представляли собой зачастую настоящие произведения искусства.

Однако копьеметалка предполагала охоту на открытых пространствах, где легко было спугнуть добычу и где сам охотник оставался незащищенным перед раненым зверем. Изобретение лука позволило охотиться из укрытий, к тому же стрела летела дальше и быстрее копья.

Не менее важными для кроманьонского человека были и приспособления для ловли рыбы - острога и рыбная распялка, представляющая собой аналог рыболовного крючка. В Южной Африке археологи нашли маленькие цилиндрические камни с желобками, которые могли использоваться как грузила для рыболовных сетей.

Дальнейшее прогрессивное развитие культуры в верхнем палеолите выразилось прежде всего в усовершенствовании способов их изготовления. Отделка орудий стала более совершенной, так как теперь улучшается и техника ретуши. Нажимая с силой концом упругой костяной палочки или кремнёвым отжимником на край камня, человек быстро и ловко скалывал (как бы состругивал) одну за другой длинные и узкие чешуйки кремня. Появляется новая техника изготовления пластин. Ранее пластины скалывались с дисковидного нуклеуса. Такой нуклеус был по сути простой округлой галькой, с которой снимали отщепы, оббивая её кругом от краёв к центру. Теперь пластины скалывались с призматического по своей форме нуклеуса.

Соответственно изменилось и направление ударов, которыми отделялись пластины. Эти удары наносились теперь уже не наискось, не наклонно, а вертикально- от одного конца нуклеуса к другому. Получаемые с призматических нуклеусов узкие и длинные пластины нового типа позволили резко изменить и расширить ассортимент мелких каменных орудий, которые требовались в условиях несравненно более развитого, чем прежде, жизненного уклада: скребков различного вида, острий, проколок, разнообразных режущих инструментов. Впервые появляются кремнёвые инструменты, рабочие края которых в принципе оформлены так же, как у современных стальных резцов. Это обычно массивное режущее остриё, образованное сходящимися под острым углом плоскостями сколов. Таким кремнёвым резцом можно было легче резать дерево, кость и рог, пропиливать в них глубокие пазы и делать надрезы, последовательно снимая одну стружку за другой.

В верхнем палеолите впервые появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения, в том числе составные гарпуны с зубцами. При раскопках стоянки Мейендорф, у Гамбурга (Германия), найдены гарпуны и лопатки оленей, пробитые такими гарпунами.

Важнейшим событием в развитии охотничьего вооружения явилось изобретение первого механического приспособления для метания дротиков - копьеметалки (метательной доски), представляющей собою стержень с крючком на конце. Удлиняя размах руки, копьеметалка намного увеличивала тем самым силу удара и дальность полёта дротика.

Появились разнообразные каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур добытых животных, для изготовления деревянных и костяных изделий.

В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.

Повышение производительности охоты в верхнем палеолите способствовало ещё более чёткому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие, при развивавшейся относительной оседлости (в силу всё той же большей производительности охоты), больше времени проводили на стоянках, ведя всё усложнявшееся хозяйство группы. Женщины в условиях более или менее оседлой жизни изготовляли одежду, различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например употреблявшиеся для плетения, приготовляли пищу. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.

При господстве характерного для такого этапа родового строя группового брака, когда отец точно неизвестен, дети, разумеется, принадлежали женщинам, что усиливало социальную роль и влияние на общественные дела женщины-матери.

Всё это послужило основой новой формы первобытно-общинных отношений- материнской родовой общины.

Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой - широко распространённые изображенин женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.

На основе дальнейшего усложнения общественной жизни кроманьонцев происходят и существенные перемены во всех областях их культуры: возникает уже достаточно развитое искусство, в трудовой практике человек накапливает опыт и положительные знания.

Таким образом, пришлось существенно изменить и общий взгляд на жизнь кроманьонских обитателей не только Русской равнины, но и всей Европы. В кроманьонцев раньше видели бродячих жалких дикарей, непрерывно передвигавшихся с места на место, не зная покоя и более или менее прочной оседлости. Теперь по-новому раскрылся и общий уклад их жизни и их общественный строй.

Совершенно исключительная по выразительности и масштабам картина жилища древних охотников на мамонта раскрылась, например, в одном из многочисленных костёнковских поселений - в Костёнках I. Изучая это место, археологи выяснили, что кострища, кости животных и обработанные рукой человека кремни заполняли здесь основание древнего жилища, за пределами которого находки встречались лишь изредка.

Древнее жилище, вскрытое в Костёнках I раскопками 1931-1936 гг., имело в плане овальные очертания. Длина его была 35 м, ширина - 15-16 м. Жилая площадь достигала, таким образом, размера почти 600 кв. м. При таких больших размерах жилище, естественно, не могло обогреваться одним очагом. В центре жилой площади, по длинной её оси, тянулись симметрично расположенные, с интервалами в 2 м, очажные ямы. Очагов было 9, диаметром около 1 м каждый. Эти очаги были покрыты сверху толстым слоем костной золы и обуглившихся костей, употреблявшихся в качестве топлива. Очевидно, обитатели жилища перед тем, как оставить его, запустили свои очаги и долго не чистили их. Они оставили также и неиспользованные запасы топлива в виде костей мамонта, находившихся вблизи очагов.

Один из очагов служил при этом не для отопления, а для совершенно иной пели. В нём обжигали куски бурого железняка и сферосидерита, добывая таким образом минеральную краску - кровавик. Эта краска употреблялась жителями поселения в таком большом количестве, что слой земли, заполнявший углубление жилища, местами был сплошь окрашен в красный цвет различных оттенков.

Обнаружилась и другая характерная черта внутреннего устройства большого жилья в Костёнках I. Рядом с очагами или несколько в стороне от них были найдены крупные трубчатые кости мамонта, вертикально врытые в землю. Судя по тому, что кости были покрыты зарубками и насечками, они служили своего рода «верстаками» для древних мастеров.

Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными помещениями- землянками, расположенными по её контуру в виде кольца. Две из них выделялись среди других своими более крупными размерами и были расположены почти симметрично по правую и левую сторону основного жилища. На полу обеих землянок замечены остатки костров, отеплявших эти помещения. Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. Третья большая землянка находилась в противоположном, дальнем, конце жилой площадки и, очевидно, служила складочным помещением для частей туши мамонта. 5

Любопытным бытовым штрихом являются здесь также специальные ямки - хранилища для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были скульптурные изображения женщин, животных, в том числе мамонта, медведя, пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным образом песца. Кроме того, в ряде случаев обнаружены были отборные кремнёвые пластины, лежавшие по нескольку штук вместе, крупные наконечники отличного качества, повидимому, намеренно скрытые в специально вырытых углублениях. Учитывая всё это и отмечая, что статуэтки женщин были разбиты, а на полу жилища вообще оказались преимущественно малозначительные вещи, один из исследователей костёнковских стоянок - П. П. Ефименко полагает, что большое жилище Костёнок I было брошено «при чрезвычайных обстоятельствах». По его мнению, жители покинули свой дом, захватив все наиболее ценные вещи. Они оставили на месте только то, что было заранее спрятано, в том числе статуэтки. Враги, обнаружив статуэтки женщин, разбили их, чтобы тем самым уничтожить родовых «покровителей» костёнковской общины и нанести ей ещё больший ущерб.

Раскопки в Костёнках вскрыли, таким образом, картину домашней жизни целой общины, в которую входили десятки, а может быть и сотни людей, обитавших в обширном, уже достаточно хорошо по тому времени устроенном, сложном по конструкции общем жилище. Эта сложная и вместе с тем стройная картина древнего поселения наглядно показывает, что в жизни его обитателей существовал определённый внутренний распорядок, который строился на унаследованных от предшествующих поколений традициях, на строго определённых необходимостью и обычаем правилах поведения её членов. В основе этих традиций лежал непрерывно нараставший в ходе тысячелетий опыт коллективной трудовой деятельности. Вся жизнь палеолитической общины основана была на совместном труде её членов, на их общей борьбе с природой.

Самое большее, что у них имеется из одежды, это более или менее широкий поясок на бёдрах или что-то вроде широкого треугольного хвоста, опускающегося сзади, как это видно на известной статуэтке из Леспюг (Франция). Иногда видна как будто татуировка. Большое внимание уделялось женщинами причёске, порой весьма сложной и пышной. Волосы то падают вниз сплошной массой, то собраны концентрическими кругами. Иной раз они расположены зигзагообразными вертикальными рядами.

Внутри своего низкого и тесного полуподземного зимнего жилища люди кроманьонского времени, очевидно, пребывали обнажёнными или полуобнажёнными. Только вне жилья они появлялись в одежде из шкур и меховом капюшоне. В таком виде они и представлены в произведениях палеолитических скульпторов - в меховой одежде или нагими с одним только пояском на теле.

Палеолитические статуэтки интересны не только тем, что они правдиво передают облик кроманьонцев, но и тем, что ими представлено искусство ледникового времени.

В труде человек развивал речь и мышление, учился воспроизводить нужные ему формы вещей по заранее выработанному плану, что и явилось основным предварительным условием творческой деятельности в области искусства. В ходе развития общественно-трудовой деятельности возникали, наконец, конкретные потребности, вызвавшие зарождение искусства, как особой сферы общественного сознания и деятельности человека.

В верхнем палеолите, как мы видим, усложняется техника охотничьего хозяйства. Зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. В ходе вызревания родового строя крепнет и усложняется по своей структуре первобытная община. Развиваются мышление и речь. Неизмеримо расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир. Наряду с этими общими достижениями в развитии культуры большое значение для возникновения и дальнейшего роста искусства имело и то специфически важное обстоятельство, что человек верхнего кроманьонцев теперь стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок. Он овладел также новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме - в скульптуре и резьбе.

Без этих предварительных условий, без этих технических достижений, рождённых непосредственной трудовой практикой по изготовлению орудий труда, не могли бы возникнуть ни живопись, ни художественная обработка кости, которыми в основном представлено известное нам искусство кроманьонцев.

Самое замечательное и самое важное в истории первобытного искусства заключается в том, что оно с первых своих шагов пошло в основном по пути правдивой передачи действительности. Искусство верхнего кроманьонцев, взятое в лучших его образцах, отличается удивительной верностью природе и точностью в передаче жизненно важных, наиболее существенных признаков. Уже в начальное время верхнего кроманьонцев, в ориньякских памятниках Европы, обнаруживаются образцы правдивого рисунка и скульптуры, а также одинаковые с ними по духу пещерные росписи. Появлению их, разумеется, предшествовал определённый подготовительный период. 6

Глубокая архаичность наиболее ранних пещерных изображений сказывается в том, что возникновение самых древних из них, раннеориньякских, вызвано было на первый взгляд как будто случайно вспыхнувшими ассоциациями в сознании первобытного человека, заметившего сходство в очертаниях камней или скал с обликом тех или иных животных. Но уже в ориньякское время рядом с образцами архаического искусства, в которых причудливо сочетаются естественное сходство и творчество человека, были широко распространены и такие изображения, которые целиком обязаны своим появлением творческому воображению первобытных людей.

Для всех этих архаических образцов древнейшего искусства характерна резко выраженная простота формы и такая же сухость расцветки. Палеолитический человек сначала ограничивался тем, что только раскрашивал свои контурные рисунки сильными и яркими тонами минеральных красок. Это было вполне естественно в тёмных пещерах, тускло освещённых еле горящими фитилями или огнём дымного костра, где полутона были бы попросту незаметны. Пещерные рисунки того времени представляют собой обычно фигуры зверей, выполненные только одним линейным контуром, обведённые красными или жёлтыми полосами, иногда сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской.

На мадленском этапе происходят новые прогрессивные изменения в искусстве кроманьонцев, главным образом в пещерных росписях. Они выражаются в переходе от простейших контурных и гладко залитых краской рисунков к многоцветным росписям, от линии и гладкого однотонного красочного поля к пятну, передающему объём и форму предмета различной густотой краски, изменением силы тона. Простые, хотя и красочные рисунки того времени вырастают теперь, следовательно, в настоящую пещерную живопись с характерной для её лучших образцов, например в Альтамире, передачей форм живого тела изображаемых зверей.

Жизненный, реалистический характер искусства кроманьонцев не ограничивается мастерством в статической обрисовке формы тела животных. Наиболее полное своё выражение он нашёл в передаче их динамики, в умении схватывать движения, передавать мгновенно меняющиеся специфические позы и положения.

Несмотря на всю свою правдивость и жизненность, искусство кроманьонцев остаётся в полной мере первобытным, поистине младенческим. Оно в корне отличается от современного, где художественный рассказ строго ограничен в пространстве. Искусство кроманьонцев не знает воздуха и перспективы в настоящем смысле этого слова; в этих рисунках под ногами фигур не видно земли. В нём нет и композиции в нашем смысле слова, как намеренного распределения отдельных фигур на плоскости. Самые лучшие рисунки кроманьонцев не более чем мгновенно схваченные и застывшие единичные впечатления с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.

Даже в тех случаях, где наблюдаются большие скопления рисунков, в них не обнаруживается никакой логической последовательности, никакой определённой смысловой связи. Такова, например, масса быков в росписи Альтамиры. Скопление этих быков - результат многократной пририсовки фигур, простого их накопления в течение длительного времени. Случайный характер таких сочетаний фигур подчёркивается нагромождением рисунков друг на друга. Быки, мамонты, олени и лошади беспорядочно налегают друг на друга. Более ранние рисунки перекрываются последующими, еле просвечивая под ними. Это не результат единого творческого усилия мысли одного художника, а плоды несогласованной стихийной работы ряда поколений, связанных только традицией.

Тем не менее в отдельных исключительных случаях, особенно в миниатюрных работах, в гравюрах по кости, а иногда также и в росписях пещер обнаруживаются зачатки повествовательного искусства и вместе с тем своеобразной смысловой композиции фигур. Это прежде всего групповые изображения животных, означающие стадо или табун. Возникновение подобных групповых рисунков понятно. Древний охотник постоянно имел дело со стадами быков, табунами диких лошадей, с группами мамонтов, являвшихся для него объектом коллективной охоты - загона. Именно так, в виде стада, они в ряде случаев и изображались.

Есть в искусстве кроманьонцев и зачатки перспективного изображения, однако, весьма своеобразного и примитивного. Как правило, животные показаны сбоку, в профиль, человек-в фас. Но имелись определённые приёмы, позволявшие оживить рисунок и ещё больше приблизить его к действительности. Так, например, тела животных иногда даются в профиль, а голова в фас, глазами к зрителю. На изображениях человека, наоборот, туловище давалось в фас, а лицо в профиль. Наблюдаются случаи, когда животное изображается спереди, схематично, но так, что видны только ноги и грудь, ветвистые оленьи рога, а задняя часть отсутствует, закрытая передней половиной тела. Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего кроманьонцев столь же характерны одинаково верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, кости и даже глины, смешанной с костной золой. Таковы фигуры мамонта, бизонов, лошадей и других животных, в том числе хищников.

Искусство кроманьонцев выросло на определённой социальной почве. Оно служило потребностям общества, было неразрывно связано с определённым уровнем развития производительных сил и производственных отношений. С изменением этой экономической основы изменялось общество, менялась надстройка, в том числе изменялось и искусство. Поэтому искусство кроманьонцев ни в коем случае не может быть тождественно реалистическому искусству позднейших эпох. Оно столь же неповторимо в своём своеобразии, в своём примитивном реализме, как и вся породившая его эпоха кроманьонцев - этого подлинного «детства человечества». 7

Жизненность и правдивость лучших образцов кроманьонского искусства обусловлены были прежде всего особенностями трудовой жизни и выраставшего из неё мировосприятия палеолитических людей. Меткость и острота наблюдений, отражённых в образах животных, определялись повседневным трудовым опытом древних охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания образа жизни и характера животных, от умения выследить их и овладеть ими. Такое знание мира животных было делом жизни и смерти для первобытных охотников, а проникновение в жизнь зверей являлось настолько характерной и важной частью психологии людей, что окрашивало всю их духовную культуру, начиная, судя по данным этнографии, с животного эпоса и сказок, где животные выступают единственными или основными персонажами, кончая обрядами и мифами, в которых люди и звери представляют одно нераздельное целое.

Кроманьонское искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений природе, чёткостью и симметричным рас положением линий, силой цветовой гаммы этих изображений.

Обильные и тщательно выполненные украшения радовали глаз человека. Возник обычай покрывать орнаментом самые простые бытовые вещи и придавать им нередко скульптурные формы. Таковы, например, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, копьемоталка с изображением куропатки. Эстетический характер этих украшений нельзя отрицать даже и в тех случаях, когда такие украшения приобретали определённый религиозный смысл и магический характер.

Искусство кроманьонцев имело огромное положительное значение в истории древнейшего человечества. Закрепляя в живых образах искусства свой трудовой жизненный опыт, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности и глубже, всестороннее познавал её, а вместе с тем обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства, означавшее огромный шаг вперёд в познавательной активности человека, вместе с тем во многом способствовало укреплению социальных связей.

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии. 8

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем, вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племён - алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая» таким образом обилие пищи, благополучие первобытной общины.

Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего кроманьонцев, содержанием которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа, например в Нио (Франция)- на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.

Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки. Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери, покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени.

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, повидимому, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда. Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.

С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего кроманьонцев. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

Женские статуэтки являются вместе с тем, невидимому, свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних общин с материнским родом. Культ этот хорошо известен по верованиям различных племён, в том числе не только земледельческих, но и чисто охотничьих, таких, как алеуты и эскимосы XVII-XVIII вв. н. э., образ жизни которых, обусловленный суровой арктической природой и охотничьим хозяйством, обнаруживал наибольшее сходство с бытовым укладом кроманьонских охотников приледниковых областей Европы и Азии. 9

Культура этих алеутских и эскимосских племён в общем своём развитии ушла, конечно, далеко вперёд но сравнению с культурой верхнего кроманьонцев, но том интереснее, что в их религиозных верованиях сохранилось много такого, что помогает понять те представления, которые вызвали к жизни женские палеолитические статуэтки.

О развитии и характере первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у кроманьонцев, можно судить также и по верхнепалеолитическим погребениям. Наиболее ранние погребения верхнего кроманьонцев обнаружены в окрестностях Ментоны (Италия); они относятся к ориньякскому времени. Люди, хоронившие своих умерших сородичей в ментонских гротах, клали их в одеждах, щедро украшенных морскими раковинами, ожерельями и браслетами из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Из орудий при костяках в Ментоне найдены кремнёвые пластины и костяные кинжаловидные острия. Мёртвых засыпали минеральной красной краской. Так, в пещерах Гримальди в окрестностях Ментоны найдены два костяка - юноши 15-17 лет и старухи, положенные на остывшее кострище в скорченном положении. На черепе юноши уцелели украшения от головного убора, состоявшие из четырёх рядов просверленных морских раковин. На левой руке старухи помещались браслеты из таких же раковин. Около туловища юноши находились, кроме того, кремнёвые пластины. Выше, но также ещё в ориньякском слое, лежали два детских скелета, в области таза которых найдено около тысячи просверленных ракушек, очевидно, украшавших переднюю часть одежды.

Кроманьонские погребения показывают, что к тому времени сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудии и вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представления о душе, а также о «стране мёртвых», где умерший будет охотиться и вести такую же жизнь, какую он вёл на этом свете.

Согласно этим представлениям смерть означала обычно простой уход души из тела человека в «мир предков». «Страна мёртвых» часто представлялась находившейся в верховьях или в низовьях той реки, где проживала данная родовая община, иногда же под землёй, в «подземном мире», или на небе, или на острове, окружённом водой. Оказавшись там, души людей добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей, строили жилища и рели жизнь, подобную земной.

Нечто подобное этим верованиям должно было, судя по отмеченным выше археологическим памятникам, существовать и у палеолитических людей. От той эпохи такие взгляды дошли до нашего времени. Они находятся и в основе современных религий, развившихся в условиях классового общества.

Заслуживает внимания такая характерная черта кроманьонских погребений, как обсыпание мёртвых в могилах кровавиком. Согласно описанным этнографами взглядам на роль красной краски в различных обрядах у многих племён недавнего времени красная краска - кровавик - должна, была заменять кровь - источник жизненной силы и вместилище души. Судя по их широкому распространению и очевидной связи с охотничьим образом жизни, такие взгляды уходят в отдалённое первобытное прошлое.

Заключение

Итак, в заключение можно сказать следующее: кроманьонские археологические культуры существенно отличаются друг от друга некоторыми специфическими особенностями кремневых и костяных изделий. Это один из признаков, по которому кроманьонская культура в целом отличается от неандертальской: орудия неандертальцев самых разных районов обладают очень высокой степенью сходства. Возможно, такая дифференциация кроманьонских изделий означает реальные культурные различия между отдельными племенами древних людей. С другой стороны, определенный стиль в изготовлении орудий мог отражать индивидуальную манеру какого-то древнего мастера, проявление его личных эстетических предпочтений.

Культура кроманьонца включает в себя еще одно явление, которое возникло только у современного человека. Речь идет об искусстве каменного века, искусстве, произведениями которого можно считать не только настенные росписи Древних пещер, но и сами орудия кроманьонского человека, орудия, иногда столь совершенные по своим линиям и формам, что их вряд ли может воспроизвести кто-либо из ныне живущих людей.

Таким образом, задачи решены, цель работы выполнена.

Список литературы

1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 2001.

2. Древние цивилизации. Под общей редакций Г. М. Бонгард -Левина. М., 2009.

3. Древние цивилизации: от Египта до Китая. М., 2007.

4. Ибраев Л. И. Происхождение человека. М., 2004 г.

5. История древнего мира. Под ред. Д.Редера и др. - М., 2001. - Ч. 1-2.

6. История первобытного общества. В 3-х тт. М., 2000.

7. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы / Каменный век. М., 2003.

Реферат >> Культура и искусство

В культурах неандертальцев, в культурах кроманьонцев позднего палеолита преобладали каменные инструменты... подобные приемы и орудия, кроманьонцы получили почти неиссякаемый источник... и одежда В строительстве кроманьонцы в основном следовали старым...

  • Происхождение и эволюция человека (4)

    Реферат >> Биология

    Что неандертальцы в различных регионах эволюционировали в кроманьонцев . Следовательно, расовые особенности современных людей... : их истребление более развитыми кроманьонцами ; смешение неандертальцев с кроманьонцами ; самоистребление неандертальцев в стычках с...

  • Эволюция человека (4)

    Реферат >> Биология

    Лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца ). Человек разумный Формирование облика... мустье и верхний палеолит. Кроманьонцами иногда называют всех ископаемых людей... и лук. Высокий уровень культуры кроманьонцев подтверждают и памятники искусства: наскальная...

  • Проблемы происхождения человека и его ранняя история

    Реферат >> Социология

    Лет назад – называется кроманьонцами . Отметим, что кроманьонцы в Европе 5 тыс. ... чем мустьерские остроконечники. Кроманьонцы широко использовали для изготовления... , да и сосуществование неандертальцев и кроманьонцев уже доказано. Некоторые ученые считают...

  • Физиологические особенности человека

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Которых различаются негроидные черты. Кроманьонцы вели оседлый образ жизни, ... рыбной ловли - различными узорами. Кроманьонцы хоронили умерших, что свидетельствует о... религиозных верова­ний. После возникновения кроманьонца человек биологически не изменился. ...