В чем основная идея сказа левша. Сообщение темы, цели и задачи

Открытый урок по литературе в 7Б классе по теме: Особенности жанра сказа. Н.С. Лесков «Левша».

Цели для учителя:

Познакомить учащихся с биографией и творчеством Н.С. Лескова;

Дать представление о жанре сказа;

Заинтересовать учащихся творчеством Н.С. Лескова.

Цели для учащихся:

Основные сведения из жизни и творчества Н.С. Лескова;

Определение термина» сказ»;

Композиция сказа;

Рассказывать о жизни и творчестве писателя;

Отличать жанр сказа от других повествовательных жанров;

Определять композиционные элементы в произведении.

Оборудование: компьютерная презентация. Учебник-хрестоматия» Литература 7Б класс» под редакцией Т.Ф Курдюмовой.

Ход урока

    Сообщение темы, цели и задачи.

Ребята, мы впервые обращаемся к творчеству Николая Семеновича Лескова, к его знаменитому сказу» Левша»

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведение. Отдельные ребята изучили биографию писателя, определили элементы композиции, подготовили выразительное чтение понравившихся отрывков, узнали, какие, какие художники иллюстрировали произведение, и сами подготовили иллюстрации.

    Изучение нового материала.

На уроке вы узнаете:

Мнения писателей о творчестве Н.С Лескова;

Его краткую биографию;

Какие произведения Лескова являются лучшими;

О жанре сказа;

О композиции;

Какие иллюстрации к произведению созданы;

Ответим на вопросы по изученному материалу.

Посмотрите на портрет писателя Н.С. Лескова художника Валентина Серова. Репродукция этой картины висит в лесковском музее в Орле, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Об этом портрете Вл. Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза

Глазами жадными лицо Лескова,

Как затаенная гроза,

В изображенье умного Серова.

Что же это был за человек? Как он жил?

Отзывы писателей о творчестве Н.С Лескова:

- «Один из лучших писателей наших» М. Горький.

- «Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа». М. Горький.

- «Лесков - писатель, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». Л.Н. Толстой

Детские годы.

Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в с. Горохове Орловской губернии, где жила его бабушка. Семья была небогатая. Отец закончил духовную семинарию, но не захотел стать священником. Служил чиновником в Орле, дослужился до чинов, довавших потомственное дворянство.

Детство Лескова прошло в именьице Панино на Орловщине. Жили в крошечном домике, покрытом соломой. Сверстниками будущего писателя были крестьянские дети. Простонародный быт он знал до мельчайших подробностей. Жизненные впечатления детства были настолько широки и разнообразны, что много лет спустя писатель заявил: «Я знаю русского человека, я вырос в народе».

Годы учебы.

Первоначальное образование получил в доме своей богатой тетки, где жил и учился до восьми лет, так как отец с матерью не могли нанять учителей. Он был одарен большими способностями, чем его двоюродные братья. Это не нравилось тетке. Однажды после нанесенной обиды он попросил родителей забрать его из дома родственников. Живя у бедных своих родителей, считал себя необыкновенно счастливым человеком, но учиться было негде. Все же в 1841 году его отвезли в Орловскую гимназию, в которой он проучился 5 лет, не окончив курса.

Чиновник .

В 1846 году Десков начинает трудовой путь мелким чиновником в Орловской палате уголовного суда. Внезапная смерть отца и бедственное положение семьи изменили судьбу Лескова. В 1849 году он переехал в Киев под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Восемь лет, проведенные в Киеве, знакомство с интеллигенцией. Чтение книг оказали серьезное влияние на формирование духовного и интеллектуального кругозора юного приказного.

Коммерческая деятельность .

В 1857 году Лесков покидает Киев и поступает на работу разъездным агентом в торговую компанию, расположенную в Пензе. Это частная компания дальнего родственника, англичанина А. Шкота. «Хождение по делам» не ограничивалось Пензенщиной, и за три года он изъездил практически всю Россию. Впечатления от этих поездок служили неистощимой кладовой для его будущего творчества.

Труд писателя.

В литературу Лесков пришел 30-летним человеком, имея богатый жизненный опыт. В 1860 году он начинает печататься в журналах, но не как писатель, а как публицист. В 1862 году появляются первые художественные произведения под псевдонимом Стебницкий. К этому времени Лесков приехал в Петербург, стал работать в Министерстве народного просвещения. В газетах и журналах. Он вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Его лучшие произведения – это рассказы «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», повесть «Очарованный странник», хроника «Соборяне». Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны. Неповторимые черты русского национального характера нашли воплощение в их образах. Очень часто его герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других.

Умер писатель в 1835 году.

Памятники Лескову и Левше

Учитель: Ребята, на родине Н.С. Лескова, в Орле, в 1961 году был установлен памятник писателю. Авторы памятника – скульпторы А.Г. и Ю.Ю. Ореховы. Место, где возведен памятник, выбрано не случайно: будущий писатель жил неподалеку, рядом с памятником – здание бывшей мужской гимназии, где учился Н.С. Лесков. Архитекторы В.А, Петербуржцев и А.В. Степанов выстроили ансамбль: вокруг четырехметровой фигуры писателя, отлитой в бронзе, поднятые на высоту человеческого роста герои лесковсих произведений.

Лучшие произведения Лескова

«Тупейный художник»; «Леди Макбет Мценского уезда»; «Запечатленный ангел»; «Человек на часах»; «Очарованный странник»; «Соборяне».

Самое знаменитое произведение писателя, жемчужина из жемчужин его творчества – «Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». В подзаголовке произведения содержится указание на жанр произведения. Что же такое сказ?

Жанр произведения

Сказ – это повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

Чтение материала учебника (от слов «Чтобы ответить на этот вопрос»… до слов «… двоим сесть можно»; с. 313).

Высказывания А.М. Горького о речи героев произведения.

Горький называл Лескова «отличнейшим знатоком русской речи».

Герои Лескова говорят каждый своим языком. Их внутренний мир, «отливаясь» в их речи, приобретает необыкновенную выразительность.

Повествование в произведении ведется от лица рассказчика. Его язык своеобразен: это человек простой, наукам не обучался, но, употребляя незнакомые и потому непонятные слова, пытается передать их в меру своего разумения, искажая и остроумно переиначивая значения слов.

Ребята, скажите, какое впечатление произвело на вас произведение?

Ответы учащихся.

    Трагическая история жизни талантливого мастера из народа, сохранившего даже при отсутствии элементарных прав и законов «человечкину душу» и любовь к отечеству. Лесков утверждал на протяжении всего творчества, что на таких людях мир держится.

    Горькая судьба левши, народного умельца, искусного мастера, к которому в своем Отечестве представители власти отнеслись бесчеловечно.

Учитель : Каждое произведение имеет композицию. Что это такое?

Назовите элементы композиции.

Теоретики, какова, на ваш взгляд, композиция произведения?

Композиция произведения

Экспозиция; завязка; развитие действия; кульминация; развязка; эпилог.

Экспозиция (часть произведения, в котором автор знакомит нас с героями, местом событий) – путешествие императора Александра Павловича по Европе и знакомство с заморскими «чудесами».

Завязка – покупка блохи.

Развитие действия:

Возвращение в Петербург, смерть государя;

Новый император обнаружил нимфозорию;

Поручение тульским мастерам;

Левша на царском приеме;

Левша в Англии.

Кульминация – возвращение Левши в Россию и его смерть.

Развязка – сообщение Левши государю не передали.

Эпилог – память о Левше.

Выразительное чтение отрывков сказа

    Глава 10. «Платов сорвал зеленый чехол …».

Беседа. Каково ваше мнение о поведении генерала Платова? Как ведут себя тульские мастера?

    Главы 13-14. Левша на царском приёме. «Как взошёл Левша и поклонился …».

Беседа. Как вы думаете, почему имя Левши не сохранилось в преданиях? Он на подковах гвоздики забивал, то есть делал самую искусную работу, а на гвоздиках имя не напишешь.

Как ведет себя Левша на царском приеме? Достойно, просто, без лести и без хитрости.

    Глава 15. Левша в Англии. «Англичане начали расспрашивать Левшу …».

Беседа. Как вы думаете, какому испытанию подвергается Левша в Англии? Испытание на верность стране, потому что англичане, видя в нем хорошего мастера, упрашивали остаться.

    Глава 16. Левша в Англии на заводах. «… пошли они Левшу водить …».

Беседа. Что особенно удивительным показалось Левше в Англии? Все хозяйственные порядки понравились, гуманное отношение к рабочему человеку.

Тогда почему же не остался в Англии? Он любит свою землю и спешит сообщить государю свое открытие, чрезвычайно важное для страны.

    Главы 18-19. Левша в России. «Англичанина как привезли …».

Беседа. Как встретила Родина Левшу? Дело в том, что не родина встретила Левшу, а квартальный участок, пристав и городовой. С ним обошлись бесчеловечно.

Какие выводы напрашиваются?

Напрашиваются горькие выводы: жизнь в России обесценена; «правила жизни» у простого мастерового и у генералов не совпадают, так как в отличие от людей власти Левша стремится служить конкретным делам. Следовательно, власть чужда не только простому человеку, но и интересам государства. Простой тульский мастер в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем генерал Чернышев и император.

Дума Лескова о России необычайно горька. В произведении автор показывает, что, даже умирая, Левша думает не о себе, а об Отечестве и о его людях. И если генералы вместе с государем забыли о Левше, то родина и ее народ сохранили предание о Левше, которое, по словам автора в 20 главе, «нет нужды забывать».

Иллюстраторы произведения.

Самые известные иллюстраторы сказа »Левша»-это Николай Кузьмин и Аркадий Тюрин.

Н.В Кузьмин.

«Весь цикл служит главной цели- рассказать о душе, жизни, творчестве человека из народа, за которым вся народная Россия».

Кукрыниксы (творческий союз художников М. Куприянова, П. Крылова,Ник. Соколов)

Аркадий Тюрин.

(Показ слайдов из презентации «Н.С.Лесков. Сказ «Левша»)

1.Мы видим на слайде обложку книги сказа, созданную художником Николаем Васильевичем Кузьминым. Левшу нарисовал художник А. Тюрин.

Иллюстрации художников отличаются.

1.Кузьмин, изображая Левшу и тульских оружейников, выразил уважение к народным умельцам, от его героев исходит свет; царедворцев и царя изображает карикатурно: « Весь цикл служит главной цели- рассказать о душе, жизни, творчестве человека из народа, за которым вся народная Россия.»

2.Кукрыниксы изображают представителей власти сатирически и с любовью к Левше.

3.Аркадий Тюрин нарисовал Левшу, похожим на сказочного Иванушку. Наверно, потому, что оба героя и смекалисты.и самоотверженны.

Иллюстрации, созданные учениками класса.

Какие качества вы хотели передать в образе Левши?

Скромность, трудолюбие, бедность. Талантливость, патриотизм?

Вы познакомились с интереснейшим произведением Н.С Лескова. Давайте подведем итоги урока, того, что вы узнали на нем.

Что такое сказ? Чем сказ отличается от других эпических жанров?

Почему Левша и его товарищи взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию?

Почему Левша понравился англичанам?

Как Левша ведет себя за границей? Что произвело на него особое впечатление?

Какова основная мысль произведения?

Сколько пользы могли бы принести России мастера- самородки! Но парадокс в том, что власть чужда не только простому мастеровому, но и интересам государства.

Домашнее задание.

Подобрать цитаты из текста, характеризующие образы царей Александра Павловича, Николая Павловича и Платова.

(По желанию) Письменный ответ на тему: «Чем мне понравился главный герой сказа « левша»

Учитель: Фатун Людмила Викторовна.

Николай Семенович Лесков (1831-1895)


Жизнь Лескова.

  • Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым . Детские годы его прошли на Орловщине , в небольшом хуторе.
  • Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные.
  • Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет , и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми.

Сюжет.

  • Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой : получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней.

Источники произведения

  • Н.С.Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: « Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого….».
  • Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».

Жанр произведения

  • Как в думаете, каков жанр произведения?
  • Сказка - жанр эпоса, занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории . Главная отличительная черта сказки – присутствие чуда, фантастики, вымысла.
  • Похоже ли это произведение на сказку?
  • Как же определить его жанр?
  • Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды . Повествование ведется от лица рассказчика , человека с особым характером, складом речи .

Сравнительная таблица

СКАЗ

род литературы

СКАЗКА

особенности

(определение)

событие

герои

место действия

повествование

ведётся

опирается на народные предания и легенды

невероятная, но поучительная история.

реальное

вымышленное

Исторические, реальные и вымышленные

Вымышленные

герои и существа

Реальные города, страны (Англия, Россия, Тула)

Вымышленное место (царство-государство)

От лица рассказчика

Нет рассказчика


Особенности речи рассказчика

  • просторечные, разговорные обороты
  • повторы
  • рифма
  • необычное употребление слов
  • словообразование

Найдите примеры характеристик речи героя.


Герои.

  • Какие реальные личности присутствуют в сказе?
  • Каково отношение автора к ним? Докажите.
  • Какие герои являются вымышленными?
  • Как автор относится к ним? Докажите.

Задание: Дайте характеристику Платову

  • Каким изобразил его Н.С. Лесков? (кем был Платов?)
  • Что главное в его характере?
  • Над чем и почему подсмеивается автор?
  • Что он не принимает и отвергает?
  • Его отношение к русскому народу?

Энциклопедический словарь

« Платов, Матвей Иванович (1751-1818),русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А.В. Суворова и М.И.Кутузова. В 1790 году Платов Командовал колонной при штурме Измаила.. В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков»


Подумайте!

Чем отличается Платов из статьи от изображения в сказе «Левша»?


Расскажите о характере левши.

Найдите в сказе все описания и характеристики Левши.

«-Горите себе, а нам некогда ,- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялс я».

« Идёт в чём был : в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются.., но ничего не конфузится »

«… Я мельче этих подковок работал : я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп не может ».

« А я желаю скорее в родное место , потому что иначе я могу род помешательство достать».


Подумайте!

Какие слова левши подтверждают его преданность Родине и русскому народу?


Тема и идея произведения

  • Тема: Русский народ, народное творчество .
  • Идея: всё великое наследие России – это дело рук простого народа. Русский человек неистощим как творчески, так и духовно. Присущие только ему качества (доброта, смекалка, ум, любовь к Родине и т.д.) нужно беречь.

Личность и общество. Левша. Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется, а как нам в настоящем случае быть, того мы в одну минуту сказать не можем, потому что аглицкая нацыя тоже не глупая… Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле, известны также как первые знатоки в религии. Об этом,-- говорит, -- спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные. Тут поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина, но он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился, а уйдет на палубу, под презент сядет и спросит: "Где наша Россия?« Мне бы,-- говорит,-- два слова государю непременно надо сказать. Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. И с этою верностью левша перекрестился и помер. Государство. Что вы, подлецы, ничего не сделали, да еще, пожалуй, всю вещь испортили! Я вам голову сниму! Сиди,-- говорит,-- здесь до самого Петербурга вроде пубеля,-- ты мне за всех ответишь… что как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак -- такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся -- и, погрозивши, говорит: "Вот вам тугамент!« Тогда его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали, а самого пристав велел на встречном извозчике бесплатно в больницу отправить. он в коридоре на полу лежал


Горькая ирония и сарказм Лескова доходят до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев мастерства, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей -- это невыдуманный факт. Ружья чистили толчёным кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри- то -- резьба… вот и уничтожали её солдатики от избытка усердия. Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может спасти нас в лихую годину.


Проблема русского таланта. Если бы,-- говорит,-- был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы,-- говорит,-- увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал. -- И твое имя тут есть? -- спросил государь. -- Никак нет,-- отвечает левша,-- моего одного и нет. -- Почему же? -- А потому,-- говорит,-- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,-- там уже никакой мелкоскоп взять не может. Государь спросил: -- Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление? А левша ответил: -- Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши. имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое воображение исполнить, да тогда и отдать. Принцесса стала крутить ключиком, и блоха сейчас усиками зашевелила, но ногами не трогает. Александра Николаевна весь завод натянула, а нимфозория все-таки ни дансе не танцует и ни одной верояции, как прежде, не выкидывает. Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует.


«Левша» -- произведение невесёлое. В нём как будто всё просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью -- боль, обида. Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху без «мелкоскопов», но механизм-то они испортили: блоха больше не танцует.


Проблема власти. везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели -- Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там,-- говорит,-- такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся. - Ах, ах, ах,-- говорит,-- как это так... как это даже можно так тонко сделать! -- И к Платову по-русски оборачивается и говорит: -- Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал. А государь Платову грустно говорит: -- Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: "Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут". А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают. Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано. Я знаю, что мои русские люди меня не обманут. Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный -- ничего не забывал.




Проблема жанра. Определите род данного произведения. Это их эпос, и притом с очень "человечкиной душою". К какому эпическому жанру можно отнести данное произведение? Почему это не рассказ, не сказка? Каковы отличительные особенности сказа?


Сказитель (выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».) сказ - это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Это повествование строится с учетом взглядов простых людей, потому в сказе звучит народная речь. «через свою ласковость», «на свою сторону преклонять хотели», «домой манил», «чужестранностью пленить», «усиками зашевелила, но ногами не трогает» кушетка укушетка, вестовые свистовые, таблица долбица, двухместная двухсестная, микроскоп мелкоскоп и др.


Близость сказа к произведениям устного народного творчества. Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, двойственная авторская оценка персонажей - отличительные черты произведений Лескова. В центре повествования - характерный для сказки мотив состязания. Сюжетно-образным аналогом былинных описаний служит в «Левше» описание необычайно, сверхъестественно быстрой, с точки зрения рассказчика, езды Платова. Сюжетным аналогом мотива испытания патриотизма героя в былине является в «Левше» эпизод соблазнения героя англичанами и уговоров остаться в Англии

Н.С. Лесков. «Левша».

Особенность проблематики и основная идея сказа.

Цели:

Дидактические задачи, направленные на достижение целей:

  • организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;
  • этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся: установить правильность и сознательность выполнения задания;
  • этап постановки темы, цели, задач урока: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся
  • этап актуализации знаний и умений учащихся: – воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
  • этап организации восприятия и осмысления новой информации : дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
  • этап закрепления: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;
  • этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;
  • этап контроля и диагностики : глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Коровин Н.Я., конспект урока, диагностический материал, картинки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова, эпиграф, презентация «Тульские мастера», мультимедиа.

“ … Литературное творчество Лескова… – становится
…иконописью, он начинает создавать для России иконостас
её святых и праведников”.
М.Горький

Ход урока

1. Организационно-психологический этап:
Организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы с вами прочитали сказ Николая Семеновича Лескова “Левша”.

Тема урока:

« Особенность проблематики и основная идея повести».

Сейчас мы повторим пройденный материал: (работа в группах)

для этого выполним два вида заданий: 1. проведём конкурс внимательного читателя и 2. тестирование по литературным терминам.

Раздать карточки с заданием восстановить соответствие. (задание б)

а) Конкурс внимательного читателя «Разгадай кроссворд».

б) проверка на знание литературных терминов:

Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Основная часть урока.

3. Этап постановки темы, цели, задач урока.

Запись темы урока: Н.С. Лесков. «Левша».

Особенность проблематики и основная идея повести.

Все задания помогут вам осмыслить тему сегодняшнего урока:

Задача урока – понять всё самое важное, что хотел сообщить нам писатель Н.С. Лесков в своем сказе «Левша».

Эпиграфом урока я взяла слова писателя А.М. Горького « …Литературное творчество Лескова… – становится…иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”.

М.Горький

На доске написаны вопросы:

Какого человека называют праведником? Является ли Левша праведником?

Ответы на эти вопросы помогут нам определить тематику и основную идею повести.

Что такое проблематика – круг проблем, обозначенных в произведении. Развертывание проблемы (более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления: например , анализ чувства долга и свободы относится к нравственной проблематике. (проблема положения бедного талантливого мастера , проблема неграмотности простого народа , проблема преклонения перед иностранным , проблема бесправия простого народа ).

Идея - главная мысль, основной вывод, жизненный урок произведения (показать русский национальный характер на примере левши).

Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы:

Отвечая на эти вопросы, мы с вами будем развивать умение анализировать текст.

4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Устная работа по теории литературы.

– Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений .)


– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?

(1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2 . Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа ).

Например: Кунсткамера
Кизлярка
Нимфозория
Дансе
Тугамент

Мелкоскоп

Озямчик

Грандеву

Долбица

Свистовые

Для чего используется жанр сказа? Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.

– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-своему, по-новому. Сказ у Лескова служит изображению персонажей, именуемых праведниками.

(Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске: дети читают эпиграф)

  1. Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний, постановка проблемного вопроса.
  2. Кто такой праведник: вспомните из православия.

Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.

В тетеради записываются толкования как результат проведённой словарной работы:

ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).

– А какие Заповеди Божии знаете вы?

В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:

Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.

– Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.

ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства . (Вывод записывается в тетрадь.)

– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)

Можем мы сказать, что Левше свойственны нравственные качества?

Да! Дома вы прочитали текст и теперь мы приведем доказательства этому: Записать в тетради:

Обобщить! (Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте , в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества . Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан. Талантливость и скромность мастера).

Презентация о тульских умельцах.


Вот такими нравственными качествами руководствуется Левша в жизни.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. (ЗАПИСАТЬ)

Физкультминутка

– И так: является ли Левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён Левша в произведении. Для этого нам нужен текст.

Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.

– Как раскрывается характер Левши в этом эпизоде?

На доске и в тетрадях появляется запись:

Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;

Работа с пословицами.

Какая из пословиц созвучна теме урока?

Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

(Записывается в тетрадь.)

Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, достоин сочувствия и уважения.

– Что сообщает Левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.

(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский подшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)

6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.(Можно дать в качестве домашнего задания).

Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.

Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.

В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.

Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.

Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера 1.“…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”;
2. “наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”;
3. “вера у нас полнее”)

  1. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Какова же проблематика данного сказа?

Зачитать начало: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, - и чем-нибудь отведет”.

А какова идея сказа: показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

А сейчас актуален сказ Лескова? (Да. В наше время “американизация” отечественной культуры идет полным ходом). Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.

Вывод: В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народ

Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что Левша – образ русского праведника.

8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем.

Диагностика фактологических знаний учащихся. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: Написать ответ на вопрос: в чем актуальность сказа Н.С. Лескова «Левша» в настоящее время? Подготовиться к сочинению (на выбор):

  1. Образ Левши (по рассказу Н.С. Лескова «Левша»).
  2. «Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»»
17.09.2014 15594 0

Цели урока:

  • расширение знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова;
  • формирование навыков анализа текста;
  • формирование навыков анализа исторических событий в жизни России ХIХ века;
  • развитие умения характеризовать героев литературного произведения;
  • развитие монологической речи учащихся
  • заинтересовать учащихся необычностью повествования.

Задачи:

  • проследить характеры героев сказа;
  • проследить исторические события в царствование Александра I Павловича и Николая I Павловича;
  • расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами;

Методические приемы : рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам; выборочная характеристика героев, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Оборудование урока: интерактивная доска, мультфильм «Левша» (видео)

ХОД УРОКА

I . Оргмомент.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II . Слово учителя.

Эпиграф урока: "У него хоть и шуба овечкина,

так душа человечкина".
Н.С. Лесков

Н.С. Лесков - самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны. Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим.

М. Горький

Николай Семенович Лесков в совершенстве обладал редким даром вдумчивой и зоркой любви и способностью глубоко чувствовать и понимать человека. Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил затрепанный чиновниками полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его "способным ко всем добродетелям", но он любил всё это, не закрывая глаз.

Его герои - представители разных сословий: чиновники - от министра до квартального, духовные лица - от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.

У рассказа «Левша» удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и «состряпал» из них своего «Левшу». Между тем сказ придуман автором от первого до последнего слова.

Послушаем историю создания рассказа.

По свидетельству сына Николай Семенович лето 1878 года провел в Сестрорецке в доме оружейного мастера, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра. Этот рассказчик был человеком старого поколения, старой веры, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением. Лесков обсуждал с ним вопрос о происхождении прибаутки о том, как англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да и назад послали. Так и не узнав ничего правдивого из этой присказки, Лесков в мае 1881 года написал рассказ "Левша", сюжет которого построен на известном вам присловье.

- А кто скажет, в каком жанре написано это произведение? (Сказ)

Что такое сказ? Чем сказ отличается от сказки? (В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события)

(Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым складом речи) Н. С. Лесков. Давайте запишем определение в тетради.

Итак, ребята, мы подошли с вами к тем историческим событиям, не объяснив которые, невозможно понять основной сюжетной линии нашего произведения и поэтому мы обратимся к историческим фактам.

Историческая справка о положении России

К концу XVIII века Россия была крупнейшей по территории державой мира. Основными сословиями страны были дворянство, духовенство, крестьянство, мещанство, купечество. Основой политического строя России являлось самодержавие. Многое тут зависело от центральной власти и прежде всего от императора.

Мы уже знаем, что наши герои побывали в Англии. А потому необходимо познакомиться с Англией ХIХ века.

Чем интересна Англия ХIХ века? (Обращение к детям)

К 60-м годам ХIХ века Великобритания оставалась самой могущественной европейской державой, превосходя все страны по уровню экономического развития и по величине своих колониальных владений.

Исходя из этой информации, мы можем сделать вывод, что речь идет о двух очень могущественных и мощных державах.

II . Анализ произведения.

А теперь обратимся к нашим героям. Какие они, персонажи сказа?

Государь Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений.

Это первый персонаж, с которым мы встречаемся. Используя цитаты, представьте характер данного литературного героя, его отношение к родине, не всегда, может быть, выраженное прямыми поступками, а опосредованно, через выражение своего отношения к предметам, людям... (В ходе беседы приходим к парадоксальному выводу, что первого человека государства трудно назвать патриотом, т.к. он мало интересуется страной, его больше увлекает иностранное. ) "Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми". "Мы, русские со своим значением никуда не годимся", "Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может", "Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко", "Пожалуйста, не порть мне политики", "Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут", "Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве".

Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, л не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей. "Политик" Александр Павлович, остерегающийся испортить отношения с англичанами, противопоставлен своему брату - "патриоту" Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских. Тождество Александра Павловича с реальным императором Александром I условно.

Государь Николай Павлович . В отличие от Александра Павловича, сразу же вызывает чувство симпатии. Расскажите о нём. Этот персонаж, однако, также неоднозначен. Как его характеризует эпизод, когда отправляет талантливого самоучку в Англию: позаботился о нём, поинтересовался дальнейшей судьбой? ( "Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил", "Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают", "Был ужасно какой замечательный и памятный - ничего не забывал", "Я знаю, что мои меня не могут обманывать", "Тут что-нибудь сверх понятия сделаю")

Платов Матвей Иванович - граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова "мужественный старик". Выясним, а этот герой "к своей родине привержен”? (Не переносит иностранцев, с уважением относится ко всему, что создано в родной стране. ) Некоторые критики утверждали: "Платов сам из народа, и поэтому он поддерживает Левшу, верит в талантливую самобытность русского народа, в его величие”. Вспомним такие слова: "Я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменили и тонкой аглицкой работы не испортили”. Как характеризует данная реплика Платова? (Признаёт талантливость мастеров, но весьма невысокого мнения об их нравственных личностных качествах,простой народ "мастеровит, но воровит”. )

Левша - главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он - лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой "мелкоскоп ему не нужен". Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся". Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.

Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать стальную блоху” и, тем самым, превзойти английских мастеров.

При встрече с самим царём Левша не пугается, а "идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.

Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге "на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране.

Мастерство и умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он был лишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованная Левшою с товарищами "блоха” больше не может танцевать.

Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в "простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти – причину неустроенности России, как считает автор.

Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его, авторские комментарии наполнены горечью.

Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Левша - искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец. Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.

Трагическая судьба Левши - человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, - противопоставлена истории приезжающего вместе с ним в Петербург англичанина, заботливо принимаемого в английском посольстве. Безразличие, равнодушие к человеческой личности, определившие горестную судьбу Левши, представлены отличительными свойствами русской общественной жизни. Описание внешности героя ограничивается несколькими значительными деталями: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны".

Физические изъяны Левши придают дополнительное комическое значение его образу, одновременно подчеркивая особую искусность его: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Левши является также своеобразным знаком, печатью изгойства, отверженности. Николай Павлович - русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Николаи Павлович выступает в роли "патриота".

Обратим на новые, необычные слова сказа. Исследователи зафиксировали более3000 новообразований разных частей речи в творчестве Лескова. Как они образуются? Приведите примеры. (Ответы детей) (мелкоскоп, нимфозория).

III . Работа с текстом.

Беседа по главам 5–14. Центральные вопросы беседы:

  • К кому обращается Платов за помощью? Почему избраны именно туляки? Чем знаменита Тула? Мог ли быть избран другой город?
  • Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?
  • Как представлен левша? Находим детали описания внешности, отмечаем особенности поведения, манеру держаться во время представления императору, реакцию героя на просьбу о помощи.
  • Как ведётся работа по созданию диковинки?
  • Почему левша не оправдывается, когда Платов не видит сначала результатов его труда?
  • Почему спокоен император Николай, чем он отличается от своего предшественника Александра? Можно ли сказать, что он иначе смотрит на простого человека? А насколько царь внимателен к мастеру?
  • Чем завершается аудиенция?

Работа с центральным эпизодом (глава 13–14). Беседуя по вопросам, мы подходим к центральному эпизоду сказа - «Левша на царском приёме». Просим ребят дать словесную иллюстрацию, представив, что это необходимо режиссёру для постановки пьесы. Учащиеся должны описать не только костюм и внешность, но и манеры и достоинство героя. (Если позволяет время, часть работы выполняем в тетрадях.) Зачитываем эпизод (конец 13-й - начало 14-й главы).

В чём сумели русские мастера превзойти англичан? В чём заключалась работа самого левши? Что помогло выполнить эту работу?

Так о чём же получается сказ? Только ли о том, что русские искуснее англичан? Давайте ещё раз вспомним определение: рассказчик - это человек не только с особым языком, но и особым характером. Мы также помним о том, что Лесков был очень своеобразным писателем. Мог ли он сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль - о превосходстве русского мастера? Давайте ещё раз вчитаемся в этот эпизод. Работа, несомненно, оказалась более тонкой, но каков её результат? Что произошло с блохой, которая до этого была механической игрушкой и умела танцевать? (Блоха отныне танцевать не может - подковы слишком тяжелы.) Так каков же результат? Неужели столько таланта понадобилось для того, чтобы сделать ненужным уникальный механизм? Может, этот вопрос поможет нам почувствовать лукавую усмешку автора.

Делаем выводы. Почему не нашлось иного применения редкому таланту мастеров? А что, собственно, от них требовали? Была ли им известна цель работы? Желая превзойти иноземцев, подумали ли заказчики о том, чтобы дать тулякам конкретное полезное задание? Так что же получается: великий талант, в котором никто уже не сомневается, растрачен попусту? Сумели доказать своё превосходство - а что дальше? А дальше левшу отправят в Англию - зачем? (Ребята обычно отвечают: чтобы похвастаться им и блохой.)

Выделить в тексте, чем соблазняли за границей мастера, чтобы он остался, каковы причины его отказа; как встретила левшу Родина. Подумайте: почему погиб герой? Чем отличается последняя глава от всех остальных? О чём сожалеет автор? Попробуйте определить, к кому обращён сказ. (Во время беседы основное внимание уделяем патриотическим чувствам героя, при этом обязательно сопоставляем отношение к мастеру на родине и в Англии. Чем больше всего озадачен герой? Почему он так рвётся на родину? Восемнадцатую главу читаем в классе, пытаемся понять, почему так поступают с левшой, почему о нём никто, кроме иностранца, не помнит. В чём причина его гибели? Исполнена ли его последняя воля? Пытаемся разобраться в авторской идее. Почему при таком оптимистическом начале у истории такой конец? Что автору может не нравиться в его герое? К кому обращён сказ, если Лесков избрал форму, близкую к фольклорной? Какие качества русского человека нравятся писателю, а какие - нет? Почему в двадцатой главе автор говорит, что таких мастеров уже нет? Куда они делись? Чем страшно то, что человек не умеет ценить собственного таланта?)

Как встретили Левшу за границей? Когда просят остаться, что предлагают? (Проводим параллель с Александром Павловичем. Если один при виде всего иностранного "взахался ужасно”, тот другого ничем не смогли привлечь на свою сторону. Образы противопоставлены. Как называется такой приём? )

Кстати, а вы остались бы?..

Почему герой торопился вернуться? О чём думает Левша в последние минуты жизни? А как ведут себя царедворцы –позаботились ли они о Левше? (Им переживания о судьбе родины непонятны, "всяк о себе разумеет”. ) И вновь какой литературный приём используется для выявления отношения к отчизне главного героя и придворных? (Антитеза. )

Кто виновен в гибели Левши? (Платов - главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за "тугаментом" и не вступился потом, когда Левшу не приняли без "тугамента" в больнице).

Литературный герой до последнего вздоха думал о Родине, остался верен ей.

- Как вы определяете идею сказа? (Тема: о тульском умельце, талант народных умельцев. Идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев. Проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России.)

Какие основные качества характера Левши вы увидели в сказе? Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"?

(Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).

"Левша” - невеселая сказка, в ней как будто все просто, но каждое слово двоится, за
Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой. Смотрит он на английских рабочих, у которых ученик идет "без бойла”, завидует. И рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону. И спешит привезти домой важный английский "секрет”, которого не открыли ни цари, ни генералы.

А как встречает его родина? Английского шкипера - теплой постелью, докторской заботой. Левшу - кварталом, потому что нету у него "тугамента”. Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, "Левша уже кончался, потому что у него затылок о паратет раскололся”. И, умирая, открыл "секрет”: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся!

Но не дошел важный "секрет” до государя. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед англичанами, сказал англичанин: "У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина”.

Ирония и сарказм Лескова доходят до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей - это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то - резьба… Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия. Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину.

IV. Заключение.

В Туле открыли памятник Левше

Памятник Левше, сумевшему подковать блоху, торжественно открыли в Туле. Легендарный мастер в рабочей одежде тульского оружейника отлит в бронзе в полный рост, с подвязанными тесьмой волосами и открытым лбом, в его руке - кузнечный молоток. Прототипом литературного Левши был оружейник Алексей Сурнин. Уникальна история жизни этого талантливого русского самоучки, биография которого дала писателю Николаю Лескову материал для знаменитого "Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе". Отправленный в молодости в Англию учиться механике, Алексей Сурнин именным указом Екатерины II был назначен главным механиком императорского Тульского оружейного завода и многое сделал для совершенствования заводского производства.

V . Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на стр.192 (итоговое задание)