Короткая сказка про звездные войны. Звёздные талеры

«Сказка про девочку Настю и злую Невидимку» – первая книга проекта «Новые сказки нового времени», которую написал учёный, тележурналист и писатель Юрий Вяземский. И пусть сказки – не самый ожидаемый от него жанр, он уверен: новое время требует новых сказок. О самом главном… Рекомендуются для первоочередного прочтения взрослыми: умными папами и мамами, а также добрыми дедушками и бабушками наших малышей.

Не сказка про белых гусей Тамара Лихоталь

Ты взял в руки новую книгу, посмотрел рисунки, прочитал название. «О чем она?» - спрашиваешь ты. Иногда на такой вопрос можно ответить сразу: «Это повесть о подвиге» или «Это рассказ о веселом путешествии и увлекательных приключениях». Но бывает и по-другому. В книге рассказывается о повседневной жизни. И ты постепенно знакомишься с этой жизнью. Как будто не происходит ничего особенного, просто ты узнаешь героя книги так, как узнавал бы нового товарища. Видишь, чем он занят, о чем думает. Узнаешь и людей, которые живут вокруг него, - его родных,…

Дао «Звездных войн» Джон Портер

Что общего между «Дао-Дэ цзин», основополагающим текстом даосизма, и популярным киносериалом «Звездные войны», созданным голливудским мэтром Джорджем Лукасом? По словам автора, толчком к написанию этой книги послужила мысль о том, что «Звездные войны» способствуют пониманию даосизма, его жизнеспособной системе духовных ценностей.

Сказка про лунный свет Нина Гернет

Был когда-то в Ленинграде детский журнал «Чиж». Каждый день туда приносили и присылали рассказы, сказки, стихи - в конвертах, тетрадках, на листочках. Одна рукопись была в яркой розовой тетрадке, а в ней сказка, кажется, английская, о котёнке, прыгнувшем на Луну. С тех пор прошло больше тридцати лет и много-много событий. И вот однажды, разбирая старые бумаги, я увидела ту самую розовую тетрадку. Но кто написал сказку? Кто перевёл на русский язык? Тогда, в редакции, я это знала, теперь забыла. А в тетрадке не было никакого имени. Я решила пересказать…

Звездные войны Наследие Силы - 2 КРОВНЫЕ… Карен Тревис

Гражданская война угрожает крепнущему Галактическому Альянсу, против которого восстает все больше планет – и надвигающийся конфликт разделяет семьи Скайуокеров и Соло. Кореллианские корни Хана и приверженность Люка Ордену джедаев вбивают клин между двумя семьями. Дети Хана и Леи, Джейсен и Джейна, сражаются на стороне Галактического Альянса против инсургентов. Люк и Мара не могут защитить своего сына Бена от войны. В результате поисков убийцы всплывает зловещее имя из прошлого – Боба Фетт. И в новой галактике друзья и враги уже не те, кем…

Звездные Войны. Боба Фетт: 2. Перекрестный… Терри Биссон

Боба Фетт один в этом мире. Его отец мертв. У него никогда не было друзей. Единственное, благодаря чему он стремиться выжить - желание стать охотником за головами. Орра Синг доставила его в логово Графа Дуку, на токсичной планете Раксус Прайм. Боба думает, что Дуку поможет ему. Но у Дуку свои планы… как и у джедаев. Войны Клонов бушуют в галактике, и Боба Фетт попал в перекрестный огонь, на Раксус Прайм. То, что он узнает, изменит всю его жизнь. перевод: Lext_2009, Antill, Laton, Ser905057, Artful, forajump, fingerling, Vovask2, NeanEwith, boba_fett, keFEAR, commannderr, mandarinka242, ivanproff, Vovka, Satia, Fuuuake, Drevniy,…

12:44 am - Звездные войны - III, или Сказка о Дарт Лукасе
ГЛАВНЫЙ СПОЙЛЕР: Лукас беспардонно запорол сагу. Вы ожидали другого?

Я никогда не был фанатом "Звездных войн". Да и поклонником стал не сразу. Четвертый эпизод я посмотрел уже после "Врага моего", а этот фильм, при всех очевидных своих недостатках, прежде всего - история людей, а я даже в те годы предпочитал именно такие истории.
Тем не менее, ТЕ "Звездные войны" - безусловная классика. Не в последнюю очередь потому (прошу прощения за то, что говорю об очевидных вещах), что Лукас соединил сказку о взрывах-в-открытом-космосе с изрядным набором мифологическим мотивов, действенных даже тогда, когда они не осознаются зрителем. В частности, именно поэтому "Империя" - самый удачный эпизод: миф там лежит на поверхности.
Если перефразировать Винсента Вегу, в новых "Звездных войнах" всё точно так же, как и в старых, но есть такие ма-аленькие отличия. Во-первых, и близко нет таких харизматиков, как Хэн Соло и Дарт Вейдер. Во-вторых, слишком многие эпизоды работают исключительно как угадайка - "Поняли, как ЭТО связано с ТЕМИ фильмами?". В-третьих и в-главных: миф исчез (ну не считать же таковым околоматричную чушь о Пророчестве и специальных джедайских бактериях?!); ему на смену пришли политические интриги и "роман воспитания". А это - совсем иные жанры, которые требуют особой эстетики. Поэтому то, что в ТЕХ "Звездных войнах" было приемом, теперь стало штампом, правилами игры, которые не вполне в ладах с событиями. Фабула "Атаки клонов" - многоходовка Палпатина, давшая ему в руки армию и чрезвычайные полномочия, - продумана лучше, чем любая другая во всех шести фильмах. Но как осуществлена? Штамп на штампе с логическими провалами вокруг. Это было "в-четвертых". Есть и "в-пятых", но о нем дальше.
Чего я ждал от "Мести ситха"? (А) - красивой картинки и (Б) - рассказа о том, как Скайвокер А. стал Вейдером Д. Ни первого, ни второго я не получил.
Спецэффекты 1977 года, сделанные в гараже на коленке, создавали тогда подлинное "чувство удивительного", "sense of wonder". Впечатляют и сейчас - как часть целого. (Кто более убедителен - C3PO и R2D2 или нынешние мульяшные дроиды?) С тех пор чего-чего, а компьютерных наворотов мы навидались. Когда бюджет фильма был сравнительно невелик, Лукас (сравнительным) минимумом средств создавал нужные эффекты. Теперь и бюджета больше, и повторяться не хочется. В "Возвращении джедая" фоном поединка служили "две бочки и доска на них" (так Гете определял шекспировские декорации), - а теперь Йода и Палпатин прыгают в Зале Сената, где так удобно раскручивать летающие депутатские кресла и швырять ими в противника! Обязательный "металлоплавильный завод", ставший в очередной своей реинкарнации вулканической планетой, где Обиван изувечил Дарт Вейдера... по сравнению с Ородруином - не впечатляет. Хотя лавы не в пример больше, чем даже в фильме Джексона. (Я, конечно, пристрастен, но сколько ни пересматриваю этот эпизод "Властелина" - ком в горле и слезы в глазах.)
Дело тут даже не в том, что спецэффекты приелись. "Месть ситха" отвратительно смонтирована. Я не джедай, сверхреакцией не отличаюсь и в некоторых эпизодах просто не успевал заметить, что происходит. Вот громят джедайский храм. Пробегает какой-то ребятенок, отмахиваясь от клонов световым мечом. И что с ним случилось? Убежал? Застрелили? Где?!.. - Глаз не успевает ни на чем остановиться. (Сравните подчеркнуто медленные сцены на Татуине в Четвертом эпизоде.) Не успеваю я проникнуться чужепланетным пейзажем, как он уже исчезает. На полсекунды, на секунду раньше, чем надо! Лукасу некогда! Даже когда Дарт Вейдер впервые предстает перед нами в классическом черном скафандре; узнаёт о том, что убил жену; восклицает "NOOOOO!" (естественно - что за кинофентези без этого крика!) - и не успел он докричать, не успел руки поднять, как нам уже показывают следующий эпизод. Рваный ритм, скомканное повествование.
Теперь, собственно, о Вейдере.
В "Атаке клонов" и первой половине "Мести ситха" Палпатин очень грамотно ведет Анакина к Темной стороне Силы. Палпатин вообще хорош: и злодей он правильный, и психолог хороший, и парень рисковый, хотя предпочитает просчитывать всё.
(В скобках. Эпизод, когда Палпатин велит Анакину убить графа Дуку важен сам по себе, и разумеется, готовит финальный бой Люка с отцом. Люку, кстати, было проще сделать правильный выбор, чем Анакину - на то и миф. А впечатление, согласитесь, сильнее от соответствующего эпизода "Возвращения джедая". Закрываю скобку.)
И вот - кульминация. Магистр С.Джексон сражается с Палпатином - верю. Появляется Анакин, вконец запутавшийся во взаимоотношениях Совета и канцлера, - могу понять. Пытается помешать магистру убить Палпатина (Анакин хорошо помнит, что вопреки кодексу убил безоружного Дуку) - да, конечно. Палпатин с радостным криком "One Ring to rule them all!"... простите, с радостным криком "АБСОЛЮТНАЯ ВЛА-АСТЬ!" (UNLIMITED POWER!) выбрасывает магистра из окна. И Анакин тут же переходит на его сторону. Во имя свободы и демократии против подлых джедаев. И идет убивать джедаев. В том числе детей.
Не-а. Не верю. Кольцо Всевластья не так действует.
Это Первое Большое Вранье Джорджа Лукаса.
А вот и Второе: Обиван, видимо содрогаясь, наблюдает за корчами полусожженного Дарт Вейдера. И что? И уходит, оставив за спиной еще живого друга, брата, ученика. Да тут последняя сволочь нанесла бы coup de grace... но тогда за Эпизодом третьим не последовал бы Эпизод четвертый, не так ли?
И как забыть странную квази-буддистскую проповедь магистра Йоды (самый живой персонаж фильма, несомненно), общий смысл которой сводится к тезису "Если у вас нету тети, ее не отравит сосед": "Death is a natural part of life. Rejoice for those around you who transform into the Force. Mourn them, do not. Miss them, do not. Attachment leads to jealousy. The shadow of greed, that is. Train yourself to let go of everything you fear to lose". В переводе это означает: умрет жена твоя - так и умрет пусть, юный Скайвокер. Хороша Светлая сторона силы, нечего сказать...
Генерал-дроид, видимо, насмотревшись "Белого солнца пустыни", приказывает подчиненным: "Уничтожить их [джедаев]! Но прежде помучать!"
И Лукас туда же. Он породил "Звездные войны", он же их и убил. Но прежде помучал, ох, помучал!

Жила-была маленькая девочка. Отец и мать у неё умерли, и была она такая бедная, что не было у неё даже каморки, где жить, и кроватки, где спать. Осталось у неё одно только платье и кусочек хлеба в руке. И оттого, что была она всем миром покинута, вышла она, полагаясь на волю господню, в поле. Встретился ей на дороге бедняк и говорит:
-Ах, дай мне чего-нибудь поесть, я так проголодался.
Она отдала ему последний кусочек хлеба и сказала: «На здоровье», – и пошла дальше.
Шёл по дороге ребёнок, он жалобно плакал и сказал:
-Холодно моей голове, подари мне что-нибудь, чем бы я мог её прикрыть.
Сняла она свою шапочку и отдала ему. Прошла она ещё немного, и повстречался ей опять ребёнок. Не было на нём ничего, и весь он дрожал от холода – она отдала ему своё платье. А потом попросил у неё другой ребёнок юбочку, и отдала она ему юбочку.
Наконец, пришла она в лес, а уже совсем стемнело. И явился ещё ребёнок, попросил у неё рубашечку. И добрая девочка подумала: «Ночь тёмная, меня никто не увидит, можно, пожалуй, отдать и рубашечку», – сняла она рубашку, отдала и её. И вот стоит она, и вдруг стали падать звёзды с неба, и были то не звёзды, а новёхонькие блестящие талеры, и хотя она отдала свою последнюю рубашку, но появилась на ней новая, да притом, из самого тонкого льна. И подобрала она в подол талеры, и хватило их ей на всю жизнь.

Видео: Звездные талеры

На прошлой неделе в мировой прокат вышла новая серия «Звёздных войн». Тим Керби, который не любит смотреть голливудские фильмы, тем не менее считает эту ленту значимой. В рубрике «Личное мнение» он рассуждает о том, как этот фильм отражает современную геополитическую реальность и почему Империя не является аналогом фашистской Германии, а также утверждает, что в киносаге Лукаса вообще нет борьбы между Добром и Злом.

Новый фильм легендарной серии «Звездные войны» вышел на экраны. Как человек я к этому событию совершенно равнодушен, ибо давно не смотрю голливудские фильмы. Но как аналитик я готов назвать этот фильм самым значимым за последнее десятилетие.

Ведь, согласитесь, если каждый житель страны прочитал некую книгу, то книга эта представляет для аналитика особый интерес. Так и фильм «Звёздные войны». Его посмотрели миллионы (а может, и миллиарды!) людей - и преимущественно молодых. Для американских мальчиков сериал «Звёздные войны» - как для российских мультфильм «Трое из Простоквашино»: его смотрели все. В России я пока не видел, чтобы люди ночевали в очередях в кассы кинотеатров в надежде посмотреть фильм первыми. А вот в Америке нашлись люди, которые провели у дверей кинозала шесть недель, - так важно им было как можно скорее увидеть новый эпизод этой ленты!

Ведь это не просто сериал о приключениях астронавтов на других планетах. Это культурный феномен! Все знают Дарта Вейдера, и очень немногие - Эрнеста Хемингуэя. Так что вполне очевидно, кто из них важнее для понимания американской культуры.

Более того, эти фильмы поднимают большие геополитические проблемы: революция, империализм, война, экономика... Благодаря сериалу в головах молодых людей оформляются первые мысли на эти темы. И, хотя в ленте, как кажется, показана борьба Добра против Зла, мир в ней изображается отнюдь не однозначно.

Если бы это был малобюджетный фильм, демонстрирующий какие-то маргинальные взгляды, я бы о нём не писал. Но этот сериал стал мировым феноменом - и его следует проанализировать.

Революция без последствий

Самый первый фильм сериала, «Новая надежда» (A New Hope, 1977), я посмотрел в весьма юном возрасте, когда мой разум был ещё дальше от совершенства, чем сейчас. Но и тогда мне показались странными последние кадры этой ленты.

Уничтожив супероружие и флагман Империи «Звезда смерти», герои фильма получают награды в огромном зале - и все радуются. (Напомню: режиссёр Джордж Лукас не надеялся, что сможет достать деньги на продолжение, поэтому в 1977-ом году хеппи-энд должен был стать финалом всей этой истории). Они как бы празднуют начало революции - начало конца Империи.

Вот только что тут праздновать?! Если огромная империя рухнет, то всем будет очень плохо. В фильме показана Галактика, в которой есть такие далёкие и бедные планеты, как Татуин, жители которой пережили революцию и страдают от дефицита товаров. Более того, на этой планете процветают мощные криминальные элементы - как Джабба Хатт, - которые, пользуясь разгулом анархии в Империи, сумели отхватить большие куски пирога и создать свои маленькие криминальные княжества. Они просто грабили всех при отсутствии сильной имперской власти.

Может быть, Империя - это действительно зло, но она поддерживает какой-то порядок и регулирует экономику. В нашем реальном мире революционные годы для некоторых тоже стали весьма прибыльными… Вот только для народа они всегда самые трудные.

Ох, простите! Я забыл, с кем разговариваю!.. Вы и без меня это знаете… Ведь вы, россияне, сами пережили крах империи и на себе ощутили все последствия «перемен» (а молодые могут спросить у мамы, как это было). Но для лидеров революции начало войны - праздник. Они же не будут умирать в снегах планеты Хот… Для них самое главное сделано: режим рухнул, революция началась - а всё остальное не важно.

Вот здесь в фильме проявляется та дурацкая наивность, которую СМИ демонстрируют после каждой «цветной революции». Компартия окочурилась - ура, теперь всё будет хорошо! Каддафи мёртв - ура, теперь всё будет хорошо! Оранжевые победили на выборах - ура, теперь всё будет хорошо! Саддама Хусейна казнили - ура, теперь всё будет хорошо! «Майдан» сработал - ура, теперь всё будет хорошо... второй раз!

Все эти события в трактовке СМИ выглядели точно как финал того самого, первого фильма «Звездных войн»! Жестокая и несправедливая власть рухнула, все улыбаются, всё будет хорошо - и не будет никаких негативных последствий! Всё, выключаем камеры! Дальше не надо смотреть: поверьте нам, ВСЕМ СТАЛО ЛУЧШЕ! И ТОЧКА!

Одним словом, этот фильм заставляет всех поверить, что революция - это нечто лёгкое, простое и прекрасное - без всяких трагедий, жертв и лишений. А сегодня мы видим украинскую интерпретацию хеппи-энда первого фильма «Звездных войн». Явные совпадения, правда?

Кто тут злой?

Я только что рассказал о конце первого фильма знаменитой киносаги. Но следует сказать, что его начало знатоки считают просто гениальным. Сразу после текста, объясняющего вкратце происходящее на экране, мы видим, как маленький космический корабль отлетает от корпуса громадного корабля, который едва помещается в кадре. Это сразу даёт понять, кто тут силён, а кто слаб, кто агрессор, а кто жертва, кто зол, а кто добр.

Но мне кажется, что Империя в «Звёздных войнах» на самом деле вовсе не является воплощением зла. Это не фашистская Германия - это обычное государство. Более того, с точки зрения морали апологеты Империи не сильно отличаются от повстанцев.

В начале ленты войска Империи штурмуют маленький корабль и берут в плен всех оставшихся в живых и саму принцессу. Но сразу возникает вопрос: почему солдаты жестокой Империи не уничтожили всех на месте (они же предатели!), а вежливо попросили поднять руки и отпустили? И ещё один момент. Если принцесса похитила секретные материалы и хотела раскрыть государственную тайну, то почему её не пытали - тут же, на месте? Менталитет Империи Зла выражала бы фраза: «Мы будем отрезать вам по одному пальцу, пока не получим полную информацию!» А ей сказали что-то типа: «Теперь вы в плену, давайте попозже всё обсудим. А пока выпьем чаю…»

Когда стало ясно, что Дарт Вейдер - не последний джедай и что Люк - единственный, кто может разрушить Империю, её вооружённые силы должны были сделать всё, чтобы его уничтожить. Но они этого не сделали… Если бы вы были главой государства и были уверены, что есть только ОДИН ЧЕЛОВЕК, который готов вас свергнуть и вполне может это сделать, как бы вы поступили?

Когда герои прятались в Облачном городе (Cloud City), имперские войска начали его прочёсывать. А почему они не нанесли по этому городу ядерный удар? Могущественная Империя могла бы легко уничтожить единственного пророка революции - но они блокировали город, организовали поиски… И не стали убивать других людей. Как вы думаете: Гитлер остановился бы перед бомбардировкой одного из немецких городов, чтобы удержать власть?

Фанаты «Звёздных войн» могут упрекнуть меня: я не сказал, что такая толерантность Империи Зла была на самом деле тонким расчётом. Император хотел предложить Люку стать союзником. Но это же абсурд! У Империи Зла не может быть никаких «давай сотрудничать». Не забудьте, предложение Люку было вполне искреннее - это были не пустые слова.

Во второй серии, которая вышла на экраны в 1999 году, нам показали жизнь в Республике, которую разрушили основатели Империи. Мы смогли увидеть события, происходившие, когда у власти была Светлая сторона силы (то есть ДО начала первого фильма). И оценить то государственное устройство, за которое боролись повстанцы в первых трёх фильмах.

Но в этой старой доброй республике Энакин Скайуокер (будущий Дарт Вейдер) и его мама, Шми, живут в РАБСТВЕ. И в фильме ясно сказано, что по законам Республики хозяин имеет право убить их, если захочет. Более того, фильм показывает, что в стране процветает жестокий, кровавый спорт и свободно действуют контрабандисты и пираты. Одним словом, если мы непредвзято посмотрим на происходящее на экране, то поймём, что Республика и Империя мало чем отличаются друг от друга и что жизнь 95% населения практически не изменилась со сменой власти. И хуже всего, что всех этих добрых джедаев в белых одеждах совершенно не возмущало существующее в стране рабство. Их это вообще не беспокоило! Такие добрые рыцари… Самым главным для них было - сохранить свою власть в стране.

Арийская космическая раса

В первых фильмах казалось, что, станешь ты джедаем или нет, - это вопрос силы воли. Но во второй серии стало ясно, что это зависит от количества мидихлорианов. Иными словами - от генетики. То есть, если в ваших жилах не течёт голубая кровь, то вы человек второго сорта, вы нам совершенно не интересны… Создатели фильма убеждают зрителей, что люди с правильной генетикой, то есть с генетикой джедая, имеют право управлять всеми остальными. Какие прекрасные идеи для юной аудитории, правда?

Единственный эпизод, позволяющий назвать Империю фашистской

Признаю, в сериале есть один момент, когда Империя демонстрирует свою жестокость и выступает как Империя Зла. Это эпизод, когда уничтожается целая планета, которая может стать угрозой режиму. Вот это по-гитлеровски! Но только не будем забывать, что флагман Империи «Звезда Смерти», который уничтожили повстанцы, был размером с маленькую луну. И республиканцы совершенно не расстраивались, что миллионы людей, находящихся там, погибли. А ведь повстанцы и джедаи - представители Светлой стороны силы - должны быть ДОБРЫМИ. Они должны отдавать себе отчёт, что убийство такого множества людей нельзя рассматривать как подвиг - это аморально! Но они абсолютно безжалостно убивают всех, кто представляет для них опасность. И при этом вовсе не испытывают мук совести - они улыбаются, убивая их.

Светлая сторона силы в фильме ведёт себя точно так же, как в нынешней реальности действует Запад. Сегодня западные политики готовы разбомбить весь мир ради соблюдения прав человека и принципов демократии. «Мы не убиваем, а боремся против зла, потому что мы ДОБРЫЕ. Мы улыбаемся и не носим этой ужасной имперской униформы - вы же видите, мы ДОБРЫЕ! Моя сабля светится голубым, а не кроваво-красным светом, чтобы вы знали - я ДОБРЫЙ!»

Светлая сторона абсолютно уверена, что она добрая. И даже не замечает, что действует практически так же, как Тёмная сторона. Вот только Тёмная сторона честно признаётся, что борется за власть...

Влияние ЦРУ

Вот сейчас вы, наверно, думаете: у автора, похоже, есть секретный документ, из которого следует, что это ЦРУ написало сценарий «Звёздных войн». И его цель - заложить в сознание западных людей определённый алгоритм, оправдать идею превосходства западной цивилизации и необходимость новой холодной войны. Или просто окончательно оглупить аудиторию.

Нет, ребята, таких документов нет… Это вопрос не конспирологии, а менталитета создателя сериала - Джорджа Лукаса. Он хотел снять фильм в духе чёрно-белого приключенческого кино, а создал знаковую ленту, отражающую западный менталитет. «Мы просто добрые! А если вы думаете и выглядите не так, как мы, то вы - злые!». Это типичный слепой патриотизм, сформированный эпохой холодной войны: «Я ничего не знаю о коммунизме. У меня нет никакой информации об СССР. Но я уверен, что все они злые: у них танки ездят по Красной площади!»

Этот сериал убеждает западное сообщество: нам нет необходимости доказывать свою доброту: вы все просто должны поверить, что мы добрые! Так вела себя на брифингах и Джен Псаки: «Мы - добрые, а вы - злые!» Есть улыбка - есть и доброта, и всё!

Этот рассказ о Галактической Империи, которая раньше была Галактической Республикой, очень напоминает историю Римской империи, которая тоже сначала была республикой. Может быть, для некоторых в сенате идея республики очень важна. И пропонентов необходимости диктаторства в военных мундирах они считают абсолютным злом. Но давайте признаем очевидное! Жители Рима не почувствовали существенных изменений со сменой системы: гладиаторы всё так же погибали, рабы работали, а варвары уничтожались в непрерывных войнах…

Лично меня Лукас не смог убедить, что в его фильмах сталкиваются разные идеологии, что в них показана борьба Добра и Зла. Я в этой киносаге вижу лишь отражение обычных геополитических амбиций. В сегодняшней борьбе политических элит гибнет огромное число ни в чём не повинных людей. И при этом им объясняют, что для них же стараются, для их лучшей жизни… чтобы установить правильную государственную систему…

Восемь эпизодов, спин-офф, шесть самостоятельных мультсериалов, полнометражный мультфильм, три телефильма не лучшего качества, книги, две сотни видеоигр, море проданных сувениров, костюмов, моделей – таков истинный мир Вселенной Лукаса. Стать явлением культуры удаётся не всем кино-франшизам, тем более – стартовавшим на чистом энтузиазме. Сорокалетней истории борьбы Света и Тьмы на фоне инопланетных пейзажей и звёздного неба это удалось.

Звёздные Войны: сказка и быль

Причины, по которым «Звездные войны» вошли в сознание людей всех континентов, разошлись на цитаты и переросли своего создателя, стали темой серьёзных книг и исследований. Но чудеса рациональному объяснению не поддаются, а значит источник популярности саги останется вне нашего понимания.

Критики относят сагу к десятку разных жанров. Источников у «Звёздных Войн» действительно очень много: это и «спагетти-вестерны», и научная фантастика, и рыцарские истории. Это сказка о принцах и принцессах, только правят они не маленькими земными королевствами, а целыми планетами и галактиками. Вместо верных скакунов – звездолёты, вместо солдат – штурмовики. Им помогают маги – рыцари-джедаи, вооружённые не только знаниями, но и световыми мечами. Это новый жанр, наполнивший архетипы новым смыслом, придавший современность старым сказаниям и полный истинного духа приключений.

Пробуждая в каждом зрителе глубоко (или не очень глубоко) спрятанного внутреннего ребёнка или подростка, франшиза убеждает – сказки есть, чудеса возможны, и каждый может стать их частью: фермер, мусорщица, контрабандист или принцесса.

Звёздные войны: религиозный смысл

Создавая сценарий, Лукас наполнил сагу религиозными аллюзиями и смыслами. Исследователи находят отсылки к Библии, даосским трактатам и кодексу самурая «Бусидо». Классическое и знакомое всем фанатам «Да пребудет с вами Сила» — почти дословная цитата из Евангелия от Иоанна (14:16-17). По словам матери Энекена, он зачат без отца. Имя Скайуокера-младшего – Люк, то есть свет. Контрабандист Хан Соло, познав учение Силы и увидев чудеса, пошёл за Люком, как апостол – за Христом. Лэндо Калриссиан обнимает своего друга — Хана, но потом предаёт его, как Иуда.

Кроме библейских аналогий, есть и иные. Джон М. Портер, почитатель Лао-Цзы, написал исследование «Дао «Звездных войн».

Авторы доходчиво объяснили зрителям простые религиозные истины: что есть высшая сила, что мир неоднороден, что существуют хорошая и плохая, светлая и тёмная стороны, между которыми приходится выбирать. Чтобы не конкретизировать внимание на одной какой-то религии, Лукас ввёл универсальную и простую концепцию Силы, не обременённую деталями, понятную всем.

Сила пронизывает мир, сохраняет его в гармонии. Те, кто может её контролировать, становятся джедаями. В I эпизоде она описывается как следствие симбиоза человека с , особой микроскопической формой жизни. Чем больше их в человеке – тем больше в нём Силы.

Это физиологичное объяснение понравилось не всем: оно лишило Силу налёта волшебства с одной стороны и духовности – с другой. В последних эпизодах и мультсериалах сценаристы о мидихлорианах предпочитают не упоминать, вновь упирая на духовную и энергетическую мощь Силы, возвращая ей первоначальный смысл.

Звёздные войны: последние надежды

От Республики – к Империи, от Империи – к Первому ордену… Торговые войны, политические разногласия, сенат, погрязший в коррупции и бюрократии, экономические блокады и санкции – в «Звёздных Войнах» есть всё, о чём мы слышим в утреннем выпуске новостей. Последние эпизоды уже не так насыщены политическими подробностями. Если Владыка ситхов, сенатор Палпатин, для достижения целей пользовался абсолютно земными и человеческими способами захвата власти, за которыми мы наблюдали три первых эпизода, то Верховного лидера Сноука в VII эпизоде авторы сразу представляют всесильным властителем Первого ордена. Убрав детали, они проясняют картину.

Светлая сторона Силы, несущая мир, добро и гармонию, внезапно теряет свою привлекательность для тех, кто должен защищать мир и закон. Что же влечёт героев на Тёмной стороне? Разве мало было им богатства, уважения, власти? Нет. Всё это у них было. Им не хватало «тёмных страстей» — злобы, зависти, гнева, ревности. Им не хватало того, что есть в любом человеке, но неприемлемо для адепта Светлой стороны. Жажда обладания, всесилия, жажда страстей обращает героев на Тёмную сторону, но далеко не всем удаётся стать истинным адептом Зла.

В последних эпизодах становится ясно — Тёмная и Светлая сторона не являются взаимоисключающими, это две стороны жизни, две стороны человеческой натуры. Никого нельзя назвать безупречным героем или «злодеем без страха и упрёка»: и у тех, и у других есть возможность выбора. Злодей – это герой, поддавшийся искушению. А герой может оставаться на Светлой стороне потому, что судьба ещё не поставила перед ним тяжёлые нравственные дилеммы.

Звёздные Войны: отцы и деды

Предательство и моральный выбор обсуждаются в «Звёздных Войнах» куда чаще, чем полёты на звездолётах и боевые операции повстанцев. Дарт Вейдер в последний момент возвращается к Добру, не вынеся мучений сына. Его внук убивает отца, но не в силах убить мать. Клубок семейных связей в саге смотан очень прочно.

Переход Энакина Скайукера на Тёмную сторону связан с его личными, человеческими качествами. Он горд, заносчив, ревнив, он не может сдерживать мрачные стороны своей натуры и становится лёгкой жертвой хитрого политика – сенатора Палпатина. Люка не беспокоило то, что он – сын Дарта Вейдера; наоборот, он всеми силами старался пробудить в душе отца добро, верил в то, что Энакин вернётся на Светлую сторону.

Иное дело – Бен Соло, взявший имя Кайло Рен. Тёмный образ деда становится для юноши проклятием и наваждением. Он словно не понимает, что Энакин в последние минуты жизни вернулся к Светлой стороне. Стараясь подражать Дарту Вейдеру, он носит похожий костюм и маску, отрекается от семьи и боится только одного – что не достигнет его величия и силы. И всё-таки даже в недрах этой исковерканной злом души таится добро. Хватит ли его искры, чтобы внук повторил судьбу деда?

Звёздные Войны: итоги и перспективы

Фанаты, разочарованные трилогией-приквелом к «классическим» эпизодам (IV-VI), теперь просто радуются выходу очередных фильмов, дающих пищу для их фантазий, одобрения или возмущения. Но тема разочарований поднята и в самой франшизе.

Люк Скайукер, главный и безупречный герой, сам испытывает тяжёлое разочарование – Орден джедаев не смог разглядеть того, что творилось у него «под носом», допустив укрепление Владыки ситхов и переход Дарта Вейдера на сторону Зла. Сам Люк «упустил» ученика и родного племянника, допустив уничтожение Академии джедаев. Ошибаются все, даже всесильные джедаи, способные двигать камни и управлять чужой волей. Неспособность учиться на ошибках — элементарная человеческая слабость, свойственная даже им, и эта мысль – одна из основных в саге.

Световой меч, мидихлорианы в крови и плащ никого не сделают сверхчеловеком. Борьба со своими страстями, обидами, умение учиться на своих ошибках и прощать чужие – это битва длиною в жизнь, и никому её не избежать.