Читаем летом: рекомендации опытных педагогов.

Сегодня, в период активной реорганизации образовательных стандартов и программ, большое внимание уделяется предмету литературы. Особенно данная тенденция характерна для младшей школы, ведь учителя стараются заложить в детские сердца и умы любовь к книге как можно раньше. Поэтому в настоящей статье мы рассмотрим, что включает в себя современное внеклассное чтение (3 класс). Список литературы с подробными разъяснениями, рекомендациями и советами для учителей, родителей и всех желающих будет представлен далее.

Что такое внеклассное чтение?

Зачем оно нужно современному ребёнку? Чем полезно для развития внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы, наиболее важные произведения из перечня и интересные авторы - вот что позволит дать ответы на интересующие вопросы.

Данный процесс характеризуется актом самостоятельного чтения, которое лишь педагогически организуется, направляется и корректируется взрослыми. В то время как дети сами познают материал и черпают информацию из художественной, публицистической, научно-популярной и других видов литературы.

Самостоятельное чтение - это одно из важнейших составляющих постепенного становления зрелой личности, так как именно во время личного восприятия и переработки прочитанных сведений у учащегося происходит формирование читательских вкусов, дисциплинированности, умения самостоятельно выбирать, отделять главное от второстепенного. Закладываются базисные основы нравственного, эстетического и умственного развития, постепенно вырабатываются личностные мировоззренческие установки.

Именно поэтому список литературы для внеклассного чтения (3 класс не является исключением) и его составление требуют грамотной и рациональной организации со стороны более опытных в этом деле взрослых людей.

Почему внеклассное чтение в 3 классе так важно?

Ответ на этот вопрос заключается в понимании самой сути развития ребёнка как человека, а также субъекта школьной системы. Что представляет собой внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы школа формирует исходя из установленной программы. И на этом этапе ученического становления он качественно расширяется.

К 3-4 классу дети уже могут охватывать более разнообразные литературные жанры. Так, к художественной литературе, изучаемой в предыдущих классах, постепенно добавляются журнальные и газетные статьи, заметки, очерки. Это связано с тем, что к возрасту 9-10 лет у учеников, как правило, появляется интерес к периодике для детей, происходит непрерывное расширение кругозора, возникают новые увлечения и хобби, например коллекционирование, моделирование.

Внеклассное чтение (3 класс), список литературы для которого будет представлен далее, - это отличный инструмент для родителя и преподавателя научить детей более глубокому психологическому восприятию прочитанного, ведь произведения можно связать с абсолютно любыми сторонами обычной жизни. Ребенку этого возраста, как никому другому, требуются ориентиры, которыми могут выступить книжные герои. Пластичное, податливое сознание учеников 3 класса жаждет разговоров о персонажах, их поступках, выражении собственного отношения к происходящему на страницах книг. Игнорировать такие порывы - неправильно и непедагогично.

Главное лицо, организующее процесс внеклассного чтения

Как может заинтересовать учеников внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы, пугающие кипы книг - как-то все не вяжется. До того ли детям, которые хотят гулять, играть и веселиться с друзьями? Конечно, сначала именно так и можно подумать. Универсального и во всех случаях действенного совета, как регулярно подогревать ученический интерес к книге, не существует. Учитель - главное действующее лицо в данном процессе, поэтому он должен быть максимально компетентен и чуток. Вместе с учетом художественного своеобразия определенного произведения, индивидуальных и возрастных особенностей и характеристик конкретного школьника, педагог всегда должен задаваться двумя основными вопросами:

  1. Что читает ученик?
  2. Как он воспринимает прочитанный материал?

Исходя из собственных наблюдений, учитель должен реализовать с каждым ребёнком индивидуальную линию читательского развития. Часто список книг на лето (3 класс в данном случае является особенно важной ступенью) зависит не только от выбранной программы, рекомендаций ФГОС или советов учебно-методических пособий, но и от того, к чему больше расположен тот или иной ребёнок.

Конечно, основной материал одинаков для всех, но нередко заинтересованные и неравнодушные учителя, которые даже ведут специальные дневники с фиксированием динамики читательской активности учеников, предлагают одному прочесть занимательный рассказ о детях, второму - научную повесть о животных, третьему - оценить сказку. Это - непростой путь, ведь уследить и обсудить прочитанное вне школьных стен нужно со всеми, однако он крайне продуктивен. Кроме этого, от педагога требуется постоянное саморазвитие - он должен быть в курсе выходящих новинок в области детской книги, а классику детства знать безукоризненно.

Какие формы организации процесса действенны?

Поддержание ученического интереса к внеклассному чтению может обеспечиваться за счет:

  • Налаженных связей с районной или городской детской библиотекой, где проходят тематические мероприятия, обсуждения, вечера.
  • Создания определенной атмосферы, привлечения детей (и даже их родителей) к участию в книжных ярмарках, беседах, играх и утренниках, просмотре фильмов, выставках, постановке спектаклей.
  • Продуктивной методикой являются читательские дневники, в которых ученики могут не только сухо писать о своих эмоциях и отношении к действующим в историях лицам, но и рисовать, придумывать иллюстрации и обложки, выписывать понравившиеся цитаты, давать краткую оценку и характеристику персонажей.

Совокупность произведений, которые должны быть прочитаны преимущественно в летнее время ребенком 9 лет, не является константой и изменяется в зависимости от реализуемой в классе учебной программы, а также выбора самого учителя. Однако здесь были собраны ключевые произведения, которые входят в превалирующее большинство всех списков:

  • русские народные сказки, сказки народов мира;
  • А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все»;
  • А. Гайдар, «Тимур и его команда», «Чук и Гек»;
  • рассказы В. Драгунского для детей;
  • басни Эзопа;
  • русские былины;
  • Н. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы»;
  • К.С. Льюис, «Лев, колдунья и платяной шкаф»;
  • Д. Родари, «Приключения Чиполлино»;
  • Ф. Баум, «Волшебник страны ОЗ»;
  • Р. Киплинг, «Маугли» и др.;
  • Э. Успенский, рассказы и сказки;
  • С. Маршак, «12 месяцев»;
  • М. Лермонтов, «Бородино»;
  • Е. Чарушин, В. Бианки, рассказы о животных.

Теперь пришло время рассмотреть ключевые, наиболее примечательные произведения списка и понять, как меняется с течением периода развития ребёнка внеклассное чтение (2-3 класс). Список литературы будет в чем-то одинаков, а в чем-то - различен.

Сказки, произведения фольклора

Всё, что создано русским народом, «кочует» из класса в класс начальной школы. Постепенно к загадкам, пословицам, поговоркам, прибауткам присоединяются сначала сказки о животных, затем - волшебные и бытовые. В 3 классе происходит знакомство с былинами. Фольклорные жанры для правильного воспитания младших школьников крайне важны, ведь в них в выкристаллизованной, выработанной веками форме заключена предельная народная мудрость и опыт.

К.С. Льюис: первое знакомство с миром фэнтези

Указанное в списке произведение данного автора может считаться пунктом экспериментальным, ведь тенденция к знакомству ребёнка с фантастическим миром только приобретает свою силу. В 1-м и 2-м классах ребёнок к восприятию подобной литературы готов ещё не до конца, ведь эта книга - облечённое в форму детской сказки переложение библейского сюжета о сотворении богом мира. В ней львом Асланом создана страна Нарния. Поднимаются такие важные вопросы, как грехопадение людей, необходимость борьбы со злом, а занимательность сюжета для ребёнка объясняется тем, что главные действующие лица - такие же обыкновенные ребята, в мгновение ока попадающие в мир волшебства.

Басни

Этот жанр вообще является одним из самых любимых детьми. Только ли в этом возрасте он входит во внеклассное чтение? 3-4 класс (список литературы для первого из них представлен в этой статье) действительно в этом плане различаются. Если с учениками в возрасте 9 лет учитель уделяет басням особое внимание, то далее этот жанр вытесняется произведениями более крупными, преимущественно повестями или рассказами.

Однако это издержки программного времени, которое не может вместить всё. Тем не менее басни способствуют и нравственному, и этическому, и эстетическому развитию. Они активизируют образное мышление, которое оказывается необходимым для понимания басенных метафор, аллегорий, скрытых смыслов.

Подходит к концу еще один учебный год. Ребята стали на год взрослее, серьезнее. Они уже научились более уверенно читать. Данный список литературы поможет третьеклассникам укрепить приобретенные навыки, по завершению 3 класса школы.

Рассказы:

1 К.Д.Ушинский «Два плуга»
2 А. Гайдар «Тимур и его команда», «Чук и Гек»
3 Коринц «Лапки» «Как я искал свой день», «Таинственный дом»
4 Б.Житков «Как я ловил человечков», «Пудя», «Помощь идёт»
5 Б.Емельянов «Игра», «Девяносто первый»
6 Е.Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное», «Перо и чернильница»
7 Л.Пантелеев «Буква ТЫ», «Рассказы о Белочке и Тамарочке»
8 В.Осеева «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье»
9 Р.Погодин «Кирпичные острова», «Голубая Катя»
10 В.Солоухин «О скворцах»
11 В.Бианки «Музыкальная канарейка», «Кто чем поёт?»
12 К.Паустовский «Барсучий нос»
13 Е.Чарушин «Никитка и его друзья»
14 Л.Н.Толстой «Зимовье зверей», «Филиппок». «Визирь Абдулла»; «Лев и собачка» , «Прыжок», «Акула»
15 М.Зощенко «Учёная обезьянка»; «Калоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать»
16 В.Драгунский «Первый день», «Дениска и его друзья», «Денискины рассказы», «Он живой и светится»
17 Н.Носов «Ступеньки»; «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка на Луне»
18 В.Голявкин «Наши с Вовкой разговоры», «Тетрадки под дождём», «Новая рубашка», «Все куда-нибудь идут»
19 Л.Пателеев «Честное слово»
20 Н.Сладков «Бежал ёжик по дороге»

Список литературы на лето 3 на 4 класс

Русские народные сказки:

  • Кот, петух и лиса
  • Дочь и падчерица
  • Заяц – хваста
  • Как лиса училась летать
  • Царевна –лягушка
  • Гуси-лебеди
  • Лисичка со скалочкой


Сказки народов России:

  • якутская сказка «Кто сильнее?»
  • «Хвастливая лягушка»
  • «Онгёй Бётюк»
  • «Кто-то и зайца боится»
  • Чувашские народные сказки: « Богач и бедняк», «Бедный Илюш», «Иван-батыр»


Летняя пора – праздник для всех школьников. Именно в этот период они могут отложить в сторону все свои учебники, книжки, тетрадки и насладиться свободой. Но стоит ли полностью отключать свой мозг и избегать каких-либо контактов со знаниями? Об этом мы с вами немного поговорим.

Как правило, во время летних каникул подростки получают много свободного времени. Некоторые из них посещают родственников в деревнях, другие наслаждаются отдыхом в теплых краях. При этом каждый день молодые люди сталкиваются с чем-то новым, открывают для себя достопримечательности, различные события, растения, технику, помогают взрослым во время выполнения несложной работы. В этом случае, даже невзирая на наличие неиссякаемого резерва внутренней энергии, дети быстро физически устают, а отсутствие умственной нагрузки становится причиной создания дисбаланса в организме. Конечно, заполнять его теоремами и правилами высшей математики будет излишне. А вот почитать какой-то легки классический роман, рассказ, поэму – в самый раз.

Еще одно важное направление – саморазвитие и обучение. Химия, физика, биология, искусство, литература – это те направления, с которыми мы каждый день сталкиваемся в быту. Иногда даже небольших знаний становится достаточно, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, либо вовсе избежать трагедии. Все, что для этого нужно – потратить в день четверть часа свободного времени для простого просмотра интересных фактов, изложенных в больших энциклопедиях для детей и подростков.

Сказки русских и иностранных авторов:

1 В.Катаев «Цветик – семицветик»
2 Д. Биссет «Беседы с тигром»
3 братьев Гримм «Маленькие человечки» , «Бременские музыканты»; «Храбрый портной».
4 Э.Хоггард «Золотой ключик, или приключения Буратино», « Мафин и его весёлые друзья»
5 М Горького «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Воробьишко»
6 Х.К.Андерсена «Огниво», «Ель», «Русалочка», «Гадкий утёнок»
7 В.Жуковский «Как мыши кота хоронили»; «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке», «Кот в сапогах», «Котик и козлик», «Мальчик с пальчик»
8 Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Иван царский сын и серый волк «, «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино «, «Чебурашка и Крокодил Гена»
9 В.Гаршин “Сказка о жабе и розе”, «Лягушка –путешественница»
10 Ш.Перро «Золушка, или хрустальная туфелька «, «Подарки феи «, «Спящая красавица»
11 П.Ершов “Конёк-Горбунок”
12 Е Шварц «Рассеянный волшебник», “Сказка о потерянном времени”, «Два брата»
13 В.Бианки “Оранжевое горлышко”, «Анюткина утка», «Глупые вопросы», «Заяц, косач, медведь и дед мороз»
14 С.Аксаков Аленький цветочек
15 А.Линдгрен “Малыш и Карлсон”, «Пеппи Длинныйчулок»


Стихи, сказки, басни

1 М. Бородицкой «Колдунье не колдуется», «Ореховый гном», «Булочная песенка», «Рыбкин телевизор», «Последний день учения»
2 Д.Хармса «Весёлый старичок», «Врун», «Удивительная кошка»
3 Ю.Владимиров «Ниночкины покупки», «Чудаки», «Самолет»
4 И.Крылов «Осёл и Заяц”, “Волк и журавль”, «Комар и Волк”, “Квартет”
5 А.С.Пушкин «Сказка о медведихе»
6 Ушастый Заяц «Баллада – миниатюра о храбром Медведе, о верном, но трусливом его друге Зайце, и о доброй жене», «Лес», «Божие коровки»
7 С.Михалков «Дело было вечером, делать было нечего», «Азбука», «Дядя Степа», «Щенок», «Калеки в библиотеке»
8 С.Маршак «Чего боялся Петя», «Тихая сказка», «Цирк», «Про гиппопотама», «Кот и лодыри»

Список книг довольно обширный и ребята не в состоянии будут прочитать все эти произведения. Поэтому помогите своим детям выбрать именно те книжки, которые могут их заинтересовать. Ведь главное не количество прочитанных произведений, а качество чтения, умение сделать вывод из прочитанного. Помните, знания – это ресурс, который навсегда останется с вами. Чем больше вы их получите, тем проще вам будет жить в непростом современном мире.

Вспомнила я, правда с опозданием, что дитю надо летом читать не то, что мама подсунет, а по определенному списку. Залезла сегодня на сайт школы, скачала списки. Делюсь, кому интересно:


2 класс
· Русские народные сказки: "Сивка-Бурка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Василиса Прекрасная", "Перышко Финиста - Ясна Сокола", "Сказка о молодильных яблоках и живой воде"
· Былины: "Добрыня Никитич", "Добрыня и Змей", "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
· Детям на потеху (русские народные песни, загадки, пословицы)
· Между летом и зимой (стихи, считалочки, загадки, скороговорки)
· Сказки народов мира (сборник)
· Сказки народов Прибалтики
· Татарские народные сказки
· Тридцать три Егорки (русские народные скороговорки)
· Японские народные сказки
· Бажов П. «Уральские сказы»
· Балтвилкс Я. «Гда ночует дрема?» стихи
· Берестов В. «Как найти дорожку»
· Владимиров Ю. «Чудаки»
· Бородицкая М. «Последний день учения»
· Демьянов И. «Ребятишкина книжка»
· Ершов П. «Конек-Горбунок»
· Заходер Б. «Стихи и сказки»
· Квитко Л. Стихи для детей
· Курляндский А. «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и самых больших ребят»
· Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
· Маршак С. Сказки, песни, загадки
· Матвеева Н. Стихи
· Милн А. «Винни-Пух»
· Мориц Ю. «Большой секрет для маленькой компании» стихи
· Одоевский В. Сказки
· Прокофьев А. Шутки-прибаутки
· Пушкин А. Сказки
· Родарм Дж. «Сказки по телефону»
· Сапгир Г. «Чуридило» стихи
· Толкин Дж. Р. Р. «Хоббит»
· Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
· Хмельницкий В. «Соловей и бабочка» сказки
· Цыферов Г. «Как лягушенок искал папу» сказки
· Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной»
· Экзюпери А. «Маленький принц»
· Янссон Т. «Шляпа Волшебника» и другие сказки

Список литературы для летнего чтения
3 класс
Андерсен Г.-Х. Сказки
Барто А. "Думай, думай..." (стихи)
Бианки В. Повести и рассказы о природе
Волков А. "Волшебник Изумрудного города"
Гераскина Л. "В Стране невыученных уроков"
Голицын С. «Сорок изыскателей» повести
Григорьев О. «Говорящий ворон» стихи
Дик И. "В дебрях Кара-Бумбы" повесть
Драгунский В. "Денискины рассказы"
Емельянов Б. «Рассказы о Гайдаре»
Есенин Стихи
Заходер Б. Избранное
Коринец Ю. "Там вдали, за рекой
Куликов Г. "Как я влиял на Севку
Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки
Маршак С. Сказки, песни, загадки
Маяковский В. Стихи для детей
Мориц Ю. «Большой секрет для маленькой компании», «Ванечка» стихи
Паустовский К. "Золотой линь", "Мещерская сторона", "Корзина с еловыми шишками", "Заячьи лапы»
Перро Ш. Волшебные сказки
Пришвин М. "Золотой луг»
Русские народные сказки
Сапгир Г. "Четыре конверта" (стихи)
Синбад-Мореход (арабские сказки)
Твен М. "Приключения Тома Сойера"
Толстой А. Н. "Детство Никиты"
Успенский Э. "Дядя Федор, пес и кот", "Школа клоунов", «Всё в порядке», стихи
Цыферов Г. "Тайна запечного сверчка"

4 класс
Генрих Сапгир (стихи)
Евгений Велтистов «Приключения Электроника»
Юнна Мориц (стихи)
Александр Пушкин «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде»»
Наталья Кончаловская «Наша древняя столица»
«Повесть временных лет»
Дмитрий Герасимов «О поселянине и медведице»
Савватий (Терентий Васильев) «Азбуковное учение»
Сергей Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
Андрей Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков»
Николай Новиков статьи из журналов «Детское чтение для сердца и разума»
Александр Шишков «Собрание сочинений и переводов»
Иван Крылов (басни)
А. Одоевский «Городок в табакерке»
Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители»
Василий Жуковский «Спящая царевна»
Владимир Даль «Война грибов с ягодами»
Александра Ишимова «История России в рассказах для детей»
Алексей Плещеев стихи
Апполон Майков стихи
Федор Тютчев стихи
Николай Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Лев Толстой «Два брата»
Константин Ушинский «Детский мир и хрестоматия», «Жалобы зайки»
Александр Куприн «Слон»
Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки»
Борис Житков «Морские истории»
Корней Чуковский «Серебряный герб»
Даниил Хармс (стихи)
Юрий Владимиров (стихи)
Александр Введенский (стихи)
Евгений Шварц «Два брата»
Борис Галанов «Книжка про книжки»
А. Н. Толстой «Сказки и рассказы для детей»
Михаил Пришвин «Изобретатель»
Самуил Маршак (стихи и переводы)
Владимир Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий»
Агния Барто (стихи)
Юрий Олеша «Три толстяка»
Аркадий Гайдар «Тимур и его команда», «Голубая чашка»
Николай Носов «Федина задача»
Виктор Драгунский «Любит Миша»
Стихи о детях
Сергей Козлов «Снежный цветок»

Хотя..."Денискины рассказы" он сейчас как раз читает, "Страна не выученных уроков" на очереди, даже 2 части...
А Ваши дети читают летом книги из таких списков?

После окончания третьего класса школьники получают задание на каникулы - список литературы для летнего чтения при переходе из 3 в 4 класс. Будущие четвероклассники должны читать летом каждый день хотя бы по 30-40 минут. В списке рекомендованной литературы для будущих четвероклассников есть книги как русских, так и зарубежных писателей.

Список литературы на лето при переходе в 4 класс

  • Аксаков С. «Аленький цветочек»
  • Алексин А. «В стране вечных каникул»
  • Андерсен Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Дикие лебеди»
  • Астафьев В. «Стрижонок Скрип»
  • Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»
  • Баллады о Робин Гуде
  • Барри Д. «Питер Пэн»
  • Бианки В. «Оранжевое горлышко»
  • Брэбери Р. «Все лето в один день»
  • Булычёв К. «Алиса и её друзья», «Заповедник сказок»
  • Былины: Илья Муромец и Соловей -Разбойник. Садко.
  • Вальнер Н. «Ольгин град»
  • Велтисов Е. «Приключения Электроника»
  • Верн Ж. «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»
  • Волков А. «Волшебник изумрудного города», «Жёлтый туман», «Тайна заброшенного замка»
  • Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Чук и Гек», « Школа», «РВС», «Сказка о военной тайне», «Дальние страны», «Судьба барабанщика»
  • Герои Эллады. Из мифов Древней Греции
  • Гофман «Щелкунчик или мышиный король»
  • Григорович Д.В.«Гуттаперчевый мальчик»
  • Гринвуд Д. «Маленький оборвыш»;
  • Губарев В. «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове»
  • Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
  • Драгунский В. «Главные реки», «Что любит Мишка»
  • Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
  • Ершов П. «Конёк - Горбунок»
  • Зощенко М. «Ёлка»
  • Керролл Л.«Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  • Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»
  • Короленко В.Г. «Слепой музыкант»
  • Крылов И. «Волк и Журавль», «Квартет»
  • Купер Ф. «Зверобой»
  • Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с гусями.
  • Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок и др.»
  • Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!»
  • Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»
  • Одоевский В.Ф. «Городок в табакерке»
  • Олеша Ю. «Три толстяка»
  • Осеева В.А. «Динка»
  • Погорельский А. «Чёрная курица, или Подземные жители»
  • Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Раут Э."Муфта, Полботинка и Моховая Борода"
  • Русские народные сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая»
  • Рыбаков "Бронзовая птица", "Кортик"
  • Свифт Д. «Путешествия Гулливера»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
  • Толстой А.Н. «Детство Никиты»
  • Троепольский "Белый Бим, Чёрное Ухо"
  • Трэверс П. «Мэри Поппинс»
  • Чехов А.П. «Каштанка», «Мальчики»
  • Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Школа России»)

  • А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • М. Лермонтов. Ашик-Кериб
  • П.Ершов. Конёк-Горбунок
  • И.Крылов. Волк и журавль. Квартет
  • В.Одоевский. Городок в табакерке
  • А.Чехов. Мальчики
  • В.Гаршин. Сказка о жабе и розе
  • С.Аксаков. Аленький цветочек
  • Л.Андреев. Кусака
  • П.Бажов. Серебряное копытце
  • Е Шварц. Сказка о потерянном времени
  • Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей
  • В.Драгунский. Главные реки. Что любит Мишка
  • Б.Житков. Как я ловил человечов
  • К Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Дремучий медведь
  • М.Зощенко. Ёлка
  • В.Бианки. Оранжевое горлышко
  • Мамин-Сибиряк. Приемыш
  • А.Куприн. Барбос и Жулька
  • М.Пришвин. Выскочка
  • В.Астафьев. Стрижонок Скрип
  • Ю.Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • К.Булычев. Путешествия Алисы
  • Д.Свифт. Путешествия Гулливера
  • Г.Х. Андерсен. Русалочка
  • М.Твен Приключения Тома Сойера
  • Ф.Баум. Страна Оз
  • Ф.Бернет. Маленький лорд Фаунтлерой
  • Д.Барри. Питер Пен
  • А.Линдгрен. Малыш и Карлсон
  • Р.Брэдбери. Все лето в один день
  • Т.Янссон. Сказки про Муми-тролля
  • А.Сент-Экзюпери. Маленький принц

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Перспектива»)

Отечественная литература

1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек

2. А.П. Чехов. Каштанка

3. А.М. Горький. В людях

4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

5. В. Катаев. Сын полка

6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители

7. Ю. Олеша. Три толстяка

8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы

9. К. Булычев. Приключения Алисы

10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок

11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг

12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище

Зарубежная литература

1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен

2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес

3. М.Твен. Приключения Тома Сойера

4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король

5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера

6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена

7. А.С.Экзюпери. Маленький принц

8. В.Гюго. Гаврош. Козетта

9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Список литературы на лето для перешедших в 4 класс (по программе «Школа 2100»)

1. Куприн А.И. «Белый пудель»

2. Гарин-Михайловский Г.М. «Детство Темы»

3. Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории

4. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика»

5. Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»

6. Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»

7. Крюкова Т. «Невыученные уроки»

8. Лагин Л. «Старик-Хоттабыч»

9. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»

10. Ю. Олеша Ю. «Три толстяка»

11. Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается»

12. Гауф В. Сказки: «Холодное сердце»; «Карлик-нос»

13. Гюго В. «Гаврош»; «Козетта»

14. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

15. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. — Животные герои. Маленькие дикари

16. Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей» Книги 1,2,3.

17. Крапивин В. «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы» Повести

18. Томин Ю.Г. «Карусели над городом» Фантастическая повесть

19. Линдгрен А. «Мио, мой Мио!» Повести-сказки

20. Метерлинк М. «Синяя птица»

21. Ильина Е. «Четвертая высота»

22. Катаев В. «Сын полка»

Список литературы на лето после окончания 3 класса (между 3 и 4 классом) по программе «Гармония»

  • Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома
  • А.Лингрен. Мадике и Пимс из Юнибаккена
  • С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника. Приключения желтого чемоданчика
  • И. Акимушкин. Следы невиданных зверей
  • Д. Сабитова. Цирк в шкатулке
  • Т. Крюкова. Чудеса не понарошку
  • И.Токмакова. Маруся еще вернется
  • Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля
  • В. Голявкин. Мой добрый папа
  • В. Чаплина. Питомцы зоопарка
  • П. Ершов. Конек-горбунок
  • Б. Житков. Что бывало
  • С. Козлов. Ежик в тумане
  • Т. Янсон. Муми-тролль и другие
  • Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома
  • В.Курчевский. Быль сказка о карандашах и красках
  • В. Дуров. Мои артисты. Мои звери
  • Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии
  • А. Чехов. Белолобый
  • Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали
  • С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах
  • Г. Чернено. Путешествие в страну роботов
  • Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова
  • В. Крапивин. Оруженосец Кашка
  • Е.Велтисов. Приключения Электроника
  • С. Аксаков. Детские годы Багрова внука
  • А. Болотов. Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков
  • А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
  • К. Ушинский. Детский мир и хрестоматия
  • Л. Чарская. Записки маленькой гимназистки
  • Б. Житков. Морские истории
  • К. Чуковский. Серебряный герб