Какие памятники культуры в. Участок Великой Китайской стены Мутяньюй, Пекин, Китай

Введение

История человечества известна нам по сохранившимся остаткам материальной и духовной культуры различных эпох и народов: археологическим находкам, древним, старинным и старым зданиям и сооружениям, произведениям искусства, устного народного творчества, летописям, документам, книгам, образцам старой техники, предметам быта. Эти следы человеческой деятельности образуют комплекс историко-культурных памятников. Но при этом памятником истории и культуры является не всякий след жизни и деятельности человека, а лишь общественно значимый, несущий большую смысловую нагрузку, в котором воплощены характерные особенности целой эпохи, важного исторического события или периода, отражен определенный уровень развития культуры, науки, техники.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Рассмотрение многообразия этих функций и стало основной целью данной работы.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1. дать определение понятию «памятник истории и культуры»;

2. рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки;

3. охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе.

Понятие и классификация культурных памятников

Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 27. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника. По мнению исследователя А.Н. Дьячкова, это дает возможность по-новому подойти к определению феномена памятника: «памятник истории и культуры - одна из функций предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 12.

Основные итоги современных представлений о памятниках истории и культуры получили дальнейшую разработку в монографии П.В. Боярского «Введение в памятниковедение». По формулировке, данной этим исследователем: «памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 28.

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения - это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. //История. 2003. № 38. С. 4.

Термин «памятник истории и культуры» появился не одновременно с возникновением памятникоохранительной деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое понимание термина, которым обозначались памятники.

Термин «памятники истории и культуры» впервые в законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с принятием правительственного постановления о создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Ведомости Верховного Совета РСФСР.1978. N 51.

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление» Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001., предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний». Там же. С. 7.

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х г.г. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта: «не следует ли искать объяснения феномена памятника именно в способности человека превращать тот или иной предмет в памятник, присваивая ему это достоинство в силу познанной и признанной обществом историко-культурной ценности?». Там же. С. 13. Только при том условии, когда историко-культурные объекты становятся признанными обществом, они приобретают статус памятника и «начинают играть роль памятников или выполнять функцию памятников». Качество предмета определяется через его признаки и свойства.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.

2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 7-8.

Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с памятниками.

Свойства памятников:

1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 10.

культурный памятник история

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

Из регионов России на конкурс поступили сотни заявок. До 29 сентября 2013 г. посетители сайта 10russia.ru будут определять победителей. Планируется, что объекты, набравшие большинство голосов, будут воссозданы в миниатюре в ландшафтном парке «Россия» в Подмосковье. «АиФ» пригляделся к некоторым претендентам на победу.

Кижи (1)

Историко-культурный и природный комплекс. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста. Он состоит из двух церквей и колокольни XVIII-XIX вв., окружённых единой оградой. Преображенская церковь срублена без гвоздей, при помощи топора и долота. Погост и здания музейной экспозиции - исключительные примеры традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом севера России.

Озеро Байкал (3)

Крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро мира. По площади сравним с Бельгией. Более 1 тыс. местных видов растений и животных больше нигде не встречается.

Нарын-Кала (5)

Крепость в самом древнем городе России - Дербенте. Её стены несколько раз перестраивались, но в целом облик сохранился. На территории - остатки древнего христианского храма, подземная тюрьма, система бань, старейшая мечеть.

Мамаев курган (7)

Мемориал посвящён героям . В холме захоронены останки 34 505 защитников, здесь же 35 надгробий Героев Советского Союза. Статуя «Родина-мать зовёт!» признана одним из семи чудес России.

Долина гейзеров (8)

Одно из наиболее крупных гейзерных полей мира, единственное в Евразии. Находится на месте исчезнувшего озера. Всего действуют более 20 гейзеров. Из-за труднодоступности и заповедного режима долину посещают всего несколько тысяч человек в год.

По данным Русского географического общества

Россия славится своими монументами, среди которых встречаются очень необычные, смешные и нелепые. Есть памятники огромного размера, о которых все знают, но есть малоизвестные, миниатюрные.

Самый большой памятник Ленину

Среди известных памятников Ленину, самым большим в России и во всем мире является тот, что установлен в Волгограде. Его можно видеть стоящим непосредственно на берегу Волго-Донского канала. Он смотрит на город с высоты пятьдесят семь метров, из которых постамент составляет тридцать метров.

Волго-Донской канал строился в годы правления Сталина, поэтому изначально на постаменте стояла его фигура с 1952-го по 1961-ый год. За одну ночь этот памятник был снесен, и долгие годы постамент оставался пустым. Планировали поставить на его место бюст Ленина, но позже приняли решение установить памятник, который был бы выше прошлого. В 1973-ем году на постаменте была установлена двадцати семи метровая фигура Ленина. Среди памятников, установленных в честь реально живших людей, именно этот является самым большим. Это стало причиной того, что его занесли в Книгу рекордов Гиннеса.

Самые маленькие памятники России

Как бы это было не удивительно, но не все памятники представляют собой что-то большое. Есть совсем крошечные. Таковым является установленный в Ивановской области в поселке Лух десятисантиметровый бронзовый ополченец времен Минина и Пожарского.


Он создан на народные средства и установлен в нише ворот, находящихся у входа в древнюю крепость. Автор скульптуры – местный житель.

Санкт-Петербург богат маленькими памятниками животным. Это и Чижик-Пыжик, и скульптура зайцу, и «Хороший кот». В Тюмени установлен памятник бездомной собаке, а в Раменском есть совсем небольшие герои мультфильмов советских времен. Существует памятник шпротам, который установлен в Калининградской области. Символом Анапы является небольшой памятник Белой шляпе.


В Томске на двадцатисантиметровом постаменте установлен памятник домашним тапочкам, а в Краснодаре есть памятник потерянному кошельку, валяющемуся на асфальте. Миниатюрными размерами выделяется памятник человеку-невидимке, который установлен в Екатеринбурге.

Самые известные памятники России

В каждой стране есть самые известные памятники. Есть такие и в России. Один из них – это «Родина-мать зовет!». Он находится в Волгограде и входит в число самых больших в мире. Достопримечательность столицы – памятник Минину и Пожарскому, который известен, в том числе и за рубежом. Давно вошел в нашу жизнь и стал ее частью памятник «Рабочий и колхозница». Царь-колокол и Царь-пушка достопримечательности, которые осматривает каждый турист, отправившийся на экскурсию по Москве.


Одним из символов Санкт-Петербурга и его визитная карточка является «Медный всадник». В Великом Новгороде есть красивейший из известных памятников. Его название – «Тысячелетие России». Монумент был воздвигнут в 1862-ом году и приурочен к тысячелетнему юбилею легендарного призвания на Русь варягов.


За пределами России и в самой России известны некоторые значимые памятники Санкт-Петербурга. Так, находящиеся на Васильевском острове Ростральные колонны, высотой тридцать два метра, знают почти все в качестве символа морского величия этого города.

К числу известных относят памятник Пушкину в Москве и подобный памятник в Санкт-Петербурге. Недавно установленный памятник Петру Первому в Москве, являющийся самым большим в России, тоже очень быстро оказался среди известных.

Самый высокий памятник в России

Лидер по высоте в России – памятник Петру Первому, который в 1997-ом году был установлен в Москве. Открытие приурочили к 850-летию столицы. Надо сказать, что он вызвал немалый диссонанс в обществе, так как многие посчитали его уродливым и совершенно безвкусным.


«Гигант» установлен на специально сделанном искусственным острове в Москва-реке у самого берега. Его высота – девяносто восемь метров. Многие считают, что это сооружение уродует одно из красивейших мест столицы, устрашающая довлеющая фигура Петра не имеет никакой художественной ценности. Среди самых уродливых монументов мира этот установленный в Москве Петр занимает десятое место. В техническом плане московский памятник – уникальнейшее инженерное сооружение.


Бронзовые детали облицовки навешаны на выполненный из нержавеющей стали несущий каркас. Нижняя часть и сам Петр вместе с кораблем собирались отдельно, а потом монтировались в одно целое. Винты корабля, выполненные из нержавеющей стали, сплетены из нескольких тросов, что обеспечивает неподвижность массивной конструкции. Для памятника использовали высочайшего качества бронзу. Вполне возможно, что памятник будет совершенствоваться. Так, в нем может появиться смотровая площадка, подобно тому, как она устроена на многих даже более низких монументах и статуях в других странах. У туристов какая экскурсия, скорее всего, будет иметь успех.


Удивляют и другие творения рук человеческих. По данным сайта сайт, башни в разных городах мира могут подниматься выше облаков. Например, башня Бурдж Дубай взмыла ввысь более чем на 800 метров.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Самарская область имеет давние культурные традиции. С Самарским краем связаны имена Аксакова, Островского, Гарин-Михайловского, Успенского, Льва Толстого, Репина, Горького, Алексея Толстого. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве находились Государственный академический Большой театр оперы и балета СССР и Ленинградский академический драматический театр. В Куйбышевском театре оперы и балета была впервые исполнена Седьмая симфония («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича. Поставленные в Куйбышевском академическом театре драмы под руководством Петра Монастырского спектакли становились событием театральной жизни Советского Союза 60-80-х гг. ХХ века.

На сегодняшний день в Самарской области действует 35 музеев (с филиалами); 814 общедоступных библиотек, в том числе 4 областные библиотеки; 13 театров, в том числе 4 областных; 6 концертных организаций, в том числе Самарская областная и Тольяттинская муниципальная филармонии; Государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова; Самарский зоологический парк.

Киносеть Самарской области представлена 85 киноустановками, находящимися в ведении муниципальных образований Самарской области. Сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 110 учреждениями.

На базе 704 муниципальных учреждений культурно-досугового типа действует 6 014 клубных формирований, в том числе 4 560 коллективов самодеятельного народного творчества, при этом 266 коллективов имеют звание «Народный». В их деятельность вовлечено 95 531 человек.

В Самарской области действуют областные организации союзов театральных деятелей, писателей, композиторов, художников, кинематографистов, архитекторов, фотохудожников.

Музейный фонд Самарской области составляет 604,8 тыс. предметов. Библиотечный фонд общедоступных библиотек Самарской области составляет 18 629,6 тысяч экземпляров. Активно идет информатизация учреждений культуры, внедряются информационно-телекоммуникационные технологии в процесс предоставления услуг в сфере культуры.

В Государственный список объектов культурного наследия включено 1 177 объектов, расположенных на территории Самарской области.

В настоящее время на территории Самарской области находятся 19 памятников археологии федерального значения, 1222 недвижимых памятника культуры, из них 57 – федерального значения и 1165 - регионального значения. Выявленных объектов культурного наследия: 1143 – недвижимые памятники культуры, 2123 – памятники археологии.

Три города на территории Самарской области включены в Список исторических поселений Российской Федерации: Самара, Сызрань, Тольятти. Жигулевский государственный природный заповедник им И.И. Спрыгина, находящийся на территории Самарской области, признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

Уникальные памятники истории и культуры, расположенные на территории Самарской области

Монумент Славы, стоящий на одноименной площади, один из главных символов Самары. Более того, его изображение даже было размещено на знаке Куйбышева. Так что фигура с крыльями, поднятыми над головой, безошибочно ассоциируется только с этим городом.

Монумент «Ладья» сразу же после своего появления стал одним из негласных символов Самары, попав на открытки, почтовые марки и конверты.

Государственный деятель и автор первой «Истории России» Василий Татищев стал основателем города Ставрополя-на-Волге – нынешнего Тольятти. Памятник ему в виде всадника на волжском берегу стал одним из символов города. Его изображение можно встретить повсюду – от проездных билетов до коньячных этикеток. Хоть и находится памятник на окраине Тольятти, в лесной зоне, сюда очень любят приходить горожане. С площадки возле памятника открывается прекрасный вид на Волгу.

В 21 квартале, на пересечении Южного шоссе и улицы Льва Яшина, у десятиэтажного дома № 25 стоит бронзовая скульптура, изображающая сидящего пса Верного. Высотой она чуть более полутора метров, установлена на гранитном постаменте. Скульпторы воздвигли ее таким образом, что проезжающим по дороге водителям кажется, что собака поворачивает голову вслед за движущимися автомобилями.

Памятник Чапаеву, стоящий на одноименной площади, вместе с «пряничным» зданием Самарского театра драмы часто попадает в объективы фотоаппаратов самарцев и гостей города.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Здание городского театра». Построен по проекту известного московского архитектора М.Н. Чичагова в 1888г. Здание относится к псевдорусской архитектуре с имитацией форм московского зодчества XVII века. Отличается сложным декоративным убранством с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных резных деталей.

Объект культурного наследия регионального значения. На центральной площади города, самой большой в Европе, возвышается массивное серое здание – по отзывам искусствоведов, «грандиозный памятник позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена брутальная классика», «яркий пример архитектуры 30-х годов». Авторы проекта - ленинградские архитекторы Н.А. Троцкий и Н.Д. Кацеленбоген, в 1935 году выигравшие конкурс на создание Дворца культуры.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Построен по проекту архитектора А.Д. Вернера в 1888 году на средства военного ведомства царского правительства в поселке Иващенко, ныне это город Чапаевск. Строили церковь несколько подрядчиков под руководством автора проекта – А.Д. Вернера. Революция 1917 года не позволила полностью закончить строительство. В 1918 году незаконченная она была открыта. Здание представляет своеобразную и необычную архитектурно-композиционную форму в псевдорусском стиле.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Строительство крепости велось по Указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Сохранились Спасская башня кремля, построенная в 1683г. и собор, построенный в 1717 году на месте деревянной, возведенной в 1688г., ныне Христорождественский собор.

Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 66 - объект культурного наследия федерального значения.

Комплекс является филиалом Самарского областного художественного музея, открыт в 1990 г. Объединяет три дома-музея: художника И.Е. Репина, купца Вдовина и поэта А.В. Ширяевца.

Кафедральный собор Самарской епархии (кафедра митрополита Самарского и Сызранского) Покрова Пресвятой Богородицы

Один из главных и самых узнаваемых архитектурных шедевров Самары – это здание католического костела на улице Фрунзе. Его красные изящные 37-метровые готические шпили, буквально вонзающиеся в небосвод, хорошо видны как в панораме улицы, так и с Волги.

31 августа 1908 года состоялось торжественное открытие и освящение самарской синагоги. Здание просуществовало как храм всего 20 лет. С 1928 года до начала 1990-х здесь располагался хлебозавод. И с этого времени в синагоге ведутся восстановительные работы.

Здание построено в 1898 году по проекту архитектора А.А. Щербачева в традициях архитектуры поздней эклектики. Особняк принадлежал самарскому купцу Ивану Андреевичу Клодту. Одновременно на усадьбе появились служебные постройки и небольшой сад возле дома. В 1991 году здание было передано для размещения муниципального учреждения культуры «Детской картинной галерее».

Дача художника Константина Головкина известна именно под этим названием. Цементные изображения этих гигантских животных и сегодня ярко и причудливо смотрятся на берегу Волги. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары.

Необычно для Самары выглядят строгие и величественные формы бывшего особняка губернского предводителя дворянства Александра Николаевича Наумова, в котором теперь располагается Дворец детского и юношеского творчества.

Самарская Фабрика-кухня – яркий пример архитектуры формализма. Если смотреть на постройку сверху – можно увидеть, что она имеет форму скрещенных серпа и молота. Это единственный в мире реализованный проект здания такой формы.

Объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Яркий образец промышленной архитектуры, сохранивший свое первоначальное использование.

Главная достопримечательность музея – легендарная ракета-носитель «Союз». Комплекс монумента и музейного здания представляет собой единое архитектурное решение (проект архитектора В. Жукова).

Техническому музею ОАО «АВТОВАЗ» им. К.Г.Сахарова чуть более10 лет, но он успел завоевать широкую известность не только у жителей Тольятти и Самарской области. Посетители музея – в год до 80 тыс. человек – приезжают со всего света.