В каких художественные рассказах есть воробей. Разработка урока "Комплексный анализ текста (И.С

Это белый стих Тургенева о большой отваге маленького воробья.

Вот появляется что-то неожиданное, и собака реагирует, убыстряя шаги. Оказывается, что она почуяла (и услышала) маленького воробья. Птенец, действительно, выпал из гнезда, а собака приняла его за дичь. Собака неумолимо приближалась к незадачливому птенцу. И вдруг ещё одна неожиданность – на неё (прямо перед мордой) камнем, будто ястреб, упал старый воробей. Он защищал своего птенца. Он не испугался собаки, которая намного больше его, у которой когти и зубы. Автор замечает, что собака должна была казаться воробью настоящим чудовищем, но всё же он не испугался. Хоть автор и называет его «искаженным», со взъерошенным видом и жалким писком, но человек не может не восхищаться отвагой маленькой птицы. Жалкий (особенно по сравнению с собакой) воробей ещё и дважды даже бросился на её морду – на оскаленные клыки.

Тургенев подчеркивает, что Воробей героически защищает своё дитя. Действительно, он дрожит от ужаса, он одурел и охрип, но не бежит. Воробей жертвует собой.

Иван Сергеевич представляет, что Воробей мог бы спокойно (или с волнением) сидеть на своей ветке – безопасной. Но он бросился в бой! Какая-то сила, которая больше, чем он сам, его вдохновила. Птицу заботила не только она сама, а потомки её. И мало сказать, что в ней говорил лишь инстинкт.

И вот Трезор (та самая собака) остановилась… И она попятилась! Она тоже ощутила эту Силу, хотя и почувствовал себя смущенным.

Хозяин отзывает пса, уходит. И в его сердце благоговение. Именно это слово характеризует отношение к героическому воробью.

В финале автор обращается к читателю с просьбой не смеяться над ним. И делается вывод, в котором силе этой даётся имя – любовь. И эта мысль развивается Тургеневым. Он завершает стихотворение тем, что именно любовь движет миром.

Стихотворение выстроено очень логично и лаконично. Нет в нём никаких лишних деталей – даже погода не описана. Оно строится на контрасте жалкого воробушка и его поступка героического. Лексика используется нейтральная, а когда речь идёт об этом маленьком подвиге, то и торжественная. Рассказчик выступает свидетелем сцены и она толкает его на философские мысли.

Анализ 2

Произведение И. С. Тургенева с незамысловатым названием «Воробей», относящееся к стихотворению в прозе - это гимн любви в любом из своих проявлений. В нем сосредоточился сгусток переживаний, эмоций и других чувств, которые связаны с удивлением, восхищением от увиденного поступка. Автор доказал, что не только человек, но и любое живое существо на земле способно по-настоящему проявлять любовь, совершая безумные поступки ради того, кто тебе дорог. Это остается непостижимой загадкой для многих. Но ситуация понятна только любящему существу или человеку, готовому приносить себя в жертву ради другого.

Лирический герой становится свидетелем бесстрашных действий «героической птицы» в отношении своего «детища», оказавшегося на земле. Взрослая птица, с огромной скоростью слетевшая вниз, в свою очередь, оказывается лицом к лицу со смертельной опасностью – напротив охотничьей собаки. Животное выглядело во много раз сильнее ее, но птица не задумывалась о своей безопасности. Трезор, который мог съесть птенца, «попятился».

Авторское отношение к ситуации положительное. Он остался восхищен мужеством беззащитной птицы. Но главное, что хотел подчеркнуть свидетель произошедшего, что на подобный риск птица решилась из самозабвенной любви к своему птенцу. Жертвуя своей жизнью, она действует по зову инстинкта, сердца.

Образы защитника и птенца помогают создать выразительные эпитеты, определения: «едва прораставшие крылышки», «старый…воробей», «маленькое тело», «с отчаянным писком». Они еще раз подчеркивают физическое бессилие перед тем, кто сильнее по законам природы.

Однако автор на данном примере показал, что непокорность страху из жертвенной любви к своим детям превыше всего. Это касается всех живых существ, в том числе и человека. Автор с одобрением наблюдает за происходящим, так как храбрость птицы, оградившей своего птенца, не может оставить равнодушным никого. После этого эпизода ему кажется, что жизнь прекрасна, так как в ней имеют место безграничная любовь, героизм. Особое место в произведении уделяется описанию силы, которая напоминает волшебство. Ведь именно такой вывод напрашивается в тот, момент, когда птица осознанно идет на гибель.

В стихотворении автор противопоставляет два понятия - силу и слабость, которую демонстрируют животные. Своими поступками они заставляют задуматься о том, в каких ситуациях может оказаться каждый человек и каким образом нужно поступать, чтобы уберечь близких от беды. При этом Тургенев наделяет животных качествами, свойственными людям.

Анализ стихотворения Воробей по плану

Это не очень большое стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки. Здесь автор обращается к тому самому псевдопоэту. Монолог этот довольно эмоционален, строг, обличителен

  • Анализ стихотворения Русь Блока

    Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

  • В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения.
    Главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор.
    Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом.
    А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь.
    Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая.
    Второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша.
    Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.
    Действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь.
    Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.
    Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви.
    Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь.
    Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле.
    Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку.
    И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.

    Сейчас смотрят:

    У кожної людини в житті є люди і речі, які він ніколи не забуде, де б не був. Звичайно ж, це батьки і близькі всім люди, поцілунки і визнання в любові, народження дитини і його перші кроки і те місце, де народилися ви. Куди б вас не занесла життя, але рідні місця ніхто ніколи не забуде. Своя родина, свій край – це інша мати, яка дала нам непросто дах над головою, а цілі простори для мрій і вдосконалень.За що ж можна любити свій край? У

    Когда я вошла в экваториальный лес, перед моими глазами открылась невероятно красивая картина: я увидела древовидные папоротники и лианы, которые, свисая гирляндами с деревьев, делают лесную чащу местами непроходимой. Все это - растительность нижних ярусов. Верхние ярусы образуют фикусы и пальмы. Идя по зарослям папоротника, перемешенного с какой-то пожухлой травой, я случайно наткнулась на масличную пальму. Я никогда не видела пальм эт

    Капитанская дочка положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин привнес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков. Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях

    Варвара Семёновна - обычная женщина, старушка из соседнего подъезда. Но судьба её интересна, хотя и вполне традиционна для на­шей страны. Родилась Варвара Семёновна в 1913 году и на протяжении своей долгой жизни испытала на себе все катаклизмы и потрясения в нашей истории. В тридцатых годах её отца, зажиточ­ного, крепкого крестьянина, «раскулачили» за то, что у него, отца восьмерых детей, было две лошади. Прожив в ссылке за Уралом боле

    Главный герой романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» в юности последовательно оказывается в двух учебных заведениях, разительно отличающихся друг от друга. Рассказывая о становлении личности мальчика, Диккенс показывает нам, какой должна и какой не должна быть школа. После смерти мужа мать Дэвида вышла второй раз замуж за мистера Мэрдстона, который сразу невзлюбил мальчика за прямой и открытый нрав. При нем ребенок цепенел от страха и п

    На картине Д. Шмаринова мы видим олицетворение суровой русской зимы и тяжелого детского труда крестьян. Вдали героя картины стоят одинокие елки, на земле сугробы снега, и кажется, на улице холодно. Создается впечатление грусти природы. Главный герой картины-маленький Влас. Из одежды на нем шапка и старые лохмотья, которые навряд ли согревают мальчишку. Мальчик ведет лошадь с санями. Конь склонил голову, тем самым выражая свою усталость.

    В центpе pомана Ф.Д.Достоевского "Пpестyпление и наказание" хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем траги­ческим. В чем же

    Как я понимаю фразу, вынесенную в заго­ловок моего сочинения?Будущее - это мы, молодые. Именно нам предстоит через несколько лет или деся­тилетий принять на себя управление страной. И оттого, насколько мы будем готовы к этому, зависит будущее страны.Знаю, что многие ребята не будут соглас­ны со мной, но всё же считаю необходимым высказать такую мысль: наше будущее пред­ставляется мне очень и очень туманным, ес­ли не сказать мрачным. Поч

    Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий психологизм. Это было большим новшеством. Взяв за основу тему пушкинского романа в стихах, Лермонтов создал

    В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое.С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка, на вечернюю зарю, услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, переливы жаворонка, он стал богаче душой.Умей и ты увидеть эту красоту природы!Знойным летним днём ты идёшь по затерявшейся в поле дороге.Кругом стоит такая тишина, что кажется, вокруг нет никаких

    Иван Сергеевич Тургенев известен как величайший писатель, из-под пера которого вышло много замечательных рассказов и очерков, романов и стихотворений в прозе. Не одно поколение познакомилось с его творчеством, и не только в нашей стране.

    Величайший мастера слова, Тургенев легко и умело цепляет разные струны души, стараясь пробудить самые лучшие качества и стремления каждого. Тургеневские произведения настолько глубоки и хороши, что помогают человеку раскрыть в себе любовь, доброту, сострадание. Именно поэтому произведения автора остаются актуальны, и продолжают пользоваться большим успехом и популярностью.

    История создания стихотворения в прозе

    Иван Сергеевич обратился к стихотворениям в прозе только в последние годы своей жизни. Это философия мыслей и чувств, это подведение итогов о проделанной работе в течение жизни, это работа над ошибками, это обращение к потомкам.

    Как только у автора был подходящий момент, то он тут же записывал такие необычные стихотворения. Причем он писал на чём угодно, на любом листке, как только приходило вдохновение. Большая часть прозаических стихотворений была написана на небольших клочках бумаги, которые он потом аккуратно и бережно складывал свой темный портфель. Так собирались материалы.

    Дата написания прозаического тургеневского стихотворения «Воробей» - 1878 год, а первый слушатель - Михаил Матвеевич Стасюлевич, редактор журнала «Вестник Европы» и друг автора. Прослушав интересную зарисовку, Михаил Матвеевич был удивлен глубиной сюжета такого небольшого стихотворения, его выразительностью и глубоким смыслом. Тогда друг предложил уже известному автору напечатать свои творения. Но писатель был против, так как считал, что многие его прозаические стихотворения все-таки носят личный и даже интимный характер.

    Позже Стасюлевич смог убедить Ивана Сергеевича привести в порядок свои записи и передать их для издания, в печать. Поэтому очень скоро, в 1882 году, в предновогоднем выпуске одного из популярных и востребованных в то время журнале «Вестнике Европы», было опубликовано стихотворение «Воробей» вместе с другими очерками. Всего Тургенев отобрал для печати 51 произведение.

    Остальная часть, которая раскрывала некоторые моменты из жизни самого автора, была опубликована чуть позже. Датой их опубликования называют примерно 1930-1931 годы. Так читательскому миру стало известно еще тридцать одно тургеневское прозаическое стихотворене. Эти стихотворные миниатюры были встречены с большим оживлением и так полюбились читателю, что их перевели на другие языки.

    Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

    Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

    Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

    Тургеневский сюжет довольно прост и обычен. Главный герой возвращается домой с охоты. Он идет по небольшой и аккуратной аллее, где его собака обнаруживает маленького, просто крохотного птенчика, который лежит прямо на дорожке. Становится понятно, что эта птичка выпала из своего гнезда, а так как птенчик очень несмышленый, то, соответственно, он сам никак не может вернуться в свое гнездо.

    Герой начинает осматривать этого птенца, который едва оперился. Но для собаки, которой руководят инстинкты, этот птенчик дичь. И охотничьи повадки требуют от неё соответственной реакции. И вот тут автор становится свидетелем настоящего геройского поступка. На собаку отважно и мужественно, рискуя своей жизнью, бросается взрослый воробей, который до этого сидел на ветке и просто наблюдал.

    Взрослая птица защищает своего малыша от нападающего охотничьего пса. Он пищит отчаянно, жалобно, не собираясь сдаваться. Конечно же, его размеры совершенно малы по сравнению с псом, но его желание спасти собственное дитя было настолько сильным, что воробей в этой неравной схватке побеждает. А собака, почувствовав силу и волю маленькой птицы, начинает смущенно и виновато отступать. Видимо, пес все-таки почувствовал от воробья и его огромнейшее желание жить самому, и спасти свое детеныша, поэтому-то и победила не физическая сила, и моральная.

    Финал тургеневского стихотворения не печален и не трагичен, как этого можно было ожидать. Герой произведения отзывает собаку и уходит вместе с нею в хорошем настроении. Он убежден, что любовь может победить все на свете и преодолеть любые преграды и препятствия.

    Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»


    В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:

    ➥ Собака.
    ➥ Человек.
    ➥ Взрослый воробей.
    ➥ Маленький и беззащитный птенец.


    Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.

    В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.

    Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.

    Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.

    Анализ стихотворения

    Завязка произведения начинается в тот момент, когда собака почувствовала дичь и остановилась посреди аллеи, недалеко от птенца. Когда она начинает подкрадываться, то автор подводит читателя к тому, что вскоре что-то должно произойти. Кульминацией всего произведения становится сцена драки взрослого воробья и огромнейшего пса.

    Развязка наступает в тот момент, когда смущённую и еще до конца не понимающую собаку охотник отзывает, чтобы вместе с нею удалиться, признав победу взрослого воробья.

    Маленькая сцена, которую описал автор - это лиричное и эмоциональное произведение. В эту миниатюру вложена идея жизни и истинной любви. Ведь жизнь любого существа может прерваться каждую минуту. А любовь - это чувство, которое выше страха смерти.

    Комплексный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств, особое внимание уделяется антитезе на всех уровнях языка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока.

    8 класс. Русский язык. Учебник «Русский язык. 8 класс» М.М. Разумовская. Изд. Москва. Дрофа. 2008

    г.Нижний Новгород

    МБОУ СОШ №45,

    Н.М.Подковырина

    учитель высшей категории

    Тема

    Комплексный анализ текста (И.С. Тургенев «Воробей»).

    Цель:

    Закрепление темы «Типы сказуемых».

    Повторение основных речеведческих понятий (основная мысль, стиль, тип речи, структура текста).

    Проведение комплексного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств (особое внимание уделить АНТИТЕЗЕ).

    Работа над нравственными понятиями: любовь, долг, уважение, героизм.

    Развитие творческих способностей в построении собственного текста.

    Умение самостоятельно находить материал по предложенной теме.

    Ход урока.

    1. Работа с текстом упражнения № 59
    2. Выразительное чтение текста. Фонохрестоматия.
    3. Слово учителя.

    Итак, перед нами стихотворение в прозе «Воробей». Эта лирическая миниатюра, замечательный» этюд с натуры» является составной частью маленьких поэм, входящих в цикл «Стихотворений в прозе» замечательного русского писателя И.С. Тургенева.

    Радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, доброте, чести и честности, совести и вере сливаются здесь у писателя в многоголосье искренних человеческих чувств, вселяют глубокую надежду на лучшее своей родины.

    1. Работа с классом.

    Что такое стихотворение в прозе?

    (Небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как проза. Ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички (т.е. те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи).

    Орфографическая работа. Объяснить орфограммы в словах:

    По аллее, вдоль аллеи, сбросил, неподвижно, беспомощно, медленно, растопырив, прораставшие, все-таки, как бы, взъерошенный, искаженный, отчаянный, смущенный, близкого, желтизна.

    Пунктуационная работа. Найти предложения с деепричастными оборотами. Сделать синтаксический разбор одного из них.

    Выписать грамматические основы всех предложений. Определить типы сказуемых.

    5. Анализ текста:

    - К какому стилю речи принадлежит данный текст?

    (Это художественный стиль, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие. Очевидны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность, выразительность.)

    Определить тип речи.

    (Это повествование с элементами описания. В центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий. Описывается молодой воробей, старый воробей).

    Определите основную мысль текста.

    Выпишите наречия и определите их роль в тексте.

    6. Давайте понаблюдаем за тем, как описаны действия в этом тексте:

    Возвращался и шел – однородные сказуемые. Глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, причем это синонимы, обозначающие одно и то же действие.

    Наречие вдруг как бы сигнал к резкому повороту событий, к началу действия. Обратим внимание на взрывную звуковую сторону этого слова: 4 звонких согласных и 1 гласный звук. Отсутствие гармонии, благозвучия.

    - уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … - вот она завязка действия. Резко уменьшила и медленно начала красться (замедленность показана на лексическом и морфологическом уровне);

    Глянул и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ . Итак, действие и его результат.

    - упал и сидел, растопырив … последовательность действий. Добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья.

    Как показана беспомощность маленького воробья?

    (На лексическом и на морфемном уровнях. Наречия НЕПОДВИЖНО , БЕСПОМОЩНО , деепричастный оборот ЕДВА РАСТОПЫРИВ КРЫЛЫШКИ ; суффикс – ЫШК - уменьшительно-ласкательный. Крылышки не просто маленькие, они ЕДВА прорастали.

    Почему так много однородных сказуемых?

    (Конкретизация, дробление действия помогает нарисовать образную картину).

    Опять события развиваются плавно, неторопливо – на это указывает наречие МЕДЛЕННО

    И вновь наречие ВДРУГ резко меняет обстановку.

    СОРВАВШИСЬ С БЛИЗКОГО ДЕРЕВА …

    Давайте попробуем заменить деепричастие глаголом. Что изменится?

    (Как вдруг сорвался с близкого дерева старый черногрудый воробей и камнем упал перед самой ее мордой). Теряется динамика, действие замедляется. С деепричастным оборотом действия совершаются одновременно, молниеносно

    Вернемся к описанию.

    Как описан молодой воробей? А старый воробей?

    А описана ли собака?

    (есть только признаки предмета, о действиях которого повествуется… ЗУБАСТАЯ РАСКРЫТАЯ ПАСТЬ, ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ ).

    Что положено в основу описания?

    (Антитеза).

    На каком языковом уровне дано противопоставление?

    (Прежде всего на лексическом).

    Кто кому противопоставлен?

    (Молодой воробей с желтизной около клюва – старый черногрудый воробей.)

    Антонимы: молодой – старый. Цвета: желтизна – черный. Грудь – около клюва (маленькая грудка)

    - МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО – ГРОМАДНОЕ ЧУДОВИЩЕ (разница слишком очевидна. Не просто маленький – большой, а маленький – громадный, т.е. полярные точки). – Выделите суффиксы, определите их значение.

    ЕНЬК - уменьшительно-ласкательный.

    ИЩ- увеличительно-пренебрежительный (но здесь отсутствует оттенок пренебрежительности). Значит, противопоставление дано не только на лексическом, но и на морфемном уровне.

    Итак, сзади ДЕТИЩЕ , а впереди ЧУДОВИЩЕ . Почему чудовище – понятно, а почему детище? (В равной степени воробью дорого свое детище и страшно чудовище)

    Есть ли еще в тексте антитеза? (Морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк).

    МОРДА и ПАСТЬ . Какова стилистическая окраска этих слов? (Разговорная, грубоватая. Но в данном тексте она уместна).

    КАМНЕМ УПАЛ . Какую картину помогает нарисовать эта метафора?

    (В основе метафоры лежит сравнение, помогающее нарисовать картину стремительного падения).

    Найдите в тексте слова, ярко описывающие поведение «маленькой героической птицы». Автор использует эмоционально-экспрессивную лексику (…весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два). Воробей не просто защищает, но и нападает.

    Как показано, что старый воробей жертвовал собой? (ОН РИНУЛСЯ СПАСАТЬ, ОН ЗАСЛОНИЛ СОБОЮ СВОЕ ДЕТИЩЕ … НО ВСЕ ЕГО МАЛЕНЬКОЕ ТЕЛО ТРЕПЕТАЛО ОТ УЖАСА, ГОЛОСОК ОДИЧАЛ И ОХРИП, ОН ЗАМИРАЛ, ОН ЖЕРТВОВАЛ СОБОЮ!) Особенно выразительна здесь роль глаголов. Они передают точно и образно все мельчайшие оттенки действия. Средством выразительности здесь выступает и синтаксис. (Повтор ритмически подобных синтаксических конструкций).

    Какое это предложение по интонации? (Восклицательное).

    Какова здесь функция многоточия? (Фигура умолчания дает возможность дорисовать картину, представить весь тот невыразимый ужас, который испытывала «героическая птица».)

    Какова роль противительного союза НО? (Несмотря на весь героизм, жертвенность очевидна, силы были слишком неравными. Показывает безнадежность, отчаяние, страх маленькой птички перед громадным чудовищем).

    «КАКИМ ГРОМАДНЫМ ЧУДОВИЩЕМ ДОЛЖНА БЫЛА ЕМУ КАЗАТЬСЯ СОБАКА!».

    Каким является предложение по интонации? Обратите внимание на порядок слов в предложении. (Здесь выразительным средством является инверсия).

    Почему же воробей не смог усидеть на высокой, безопасной ветке? (Он не сам упал, а какая-то сила сбросила его оттуда).

    Что же это за сила? (ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ ).

    Что значит благоговеть?

    В каком времени ведется повествование? Обратите внимание на глаголы.

    (Это глаголы прошедшего времени совершенного вида).

    А вывод? (ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ ДЕРЖИТСЯ И ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ).

    Основная мысль, которая стала афоризмом, несущим философское жизнеутверждающее звучание, вселяющая надежду выражена глаголами настоящего времени несовершенного вида. Т.е. это вечно, есть всегда, в каждый момент и никогда не исчерпает себя.

    В каких еще произведениях мы встречались с похожей ситуацией?

    (Л.Толстой «Орел», Ушинский «Орел и кошка», Носов «Белый гусь»).

    Почему Тургенев назвал воробья «героической птицей»? Как вы думаете какой поступок можно назвать героическим?

    (ГЕРОИЗМ - это поступок, сопряженный с риском для жизни. Когда тебе страшно, ты боишься, но все-таки жертвуешь собой, т.к. то, ради чего ты жертвуешь, вмещает в себя гораздо больше, чем твоя жизнь. В этом и заключается гармония жизни, природы.)

    А всякий ли поступок, связанный с риском для жизни, мы назовем героическим?

    Домашнее задание:

    Написать сочинение-рассуждение «Героизм…что это?..» - 1 вариант, «Любовь сильнее смерти – 2 вариант. (Привести примеры из художественной литературы).

    Конспект урока литературы в 5 классе

    по теме «Стихотворение в прозе «Воробей» И.С.Тургенева». Введение в лингвистический анализ текста»

    Цель:

    Знакомство с литературным жанром «стихотворение в прозе»; обучение учащихся элементам лингвистического анализа стихотворения, умению определять чувства и переживания лирического героя.

    Задачи:

      Воспитательные

    Воспитывать любовь к русской классической литературе;

    Воспитывать нравственные качества личности: умение сопереживать, уважительно относиться к «братьям нашим меньшим», доброту и любовь к природе.

    2. Развивающие

    Развитие коммуникативных компетенций учащихся, аналитических умений и

    и навыков, творческих способностей.

    3. Обучающие

    Формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в

    прозе, навыков аналитической работы с текстом.

    Тип урока: сообщение новых знаний

    Планируемые образовательные результаты:

      Предметные

      Умение определять жанровые особенности произведения, определять образ лирического героя, характеризовать художественный мир произведения и писателя.

      Формирование поисково-исследовательских навыков, навыков работы с книгой, лексической работы.

    Умение самостоятельно определять задачи и проблемы урока,

    структурировать материал, давать самооценку деятельности, выражать

    (высказывать) свою позицию, подбирать аргументы.

      Личностные

    Воспитание уважительного отношения к слову, к русской литературе;

    воспитание на примере художественного произведения нравственных качеств личности.

    Решаемые учебные проблемы:

      Выявление художественной идеи стихотворения в прозе «Воробей».

      Определение роли образно-выразительных средств в стихотворении.

    Основные понятия, изучаемые на уроке:

      Стихотворение в прозе

      Художественная идея

      Образно-выразительные средства языка художественного произведения

      Смысловой центр повествования

    Методы работы с учащимися:

      ИКТ (презентация – визуализация информации)

      Выразительное чтение художественного произведения

      Работа с учебной информацией (работа в парах)

      Исследовательская работа с текстом стихотворения в прозе «Воробей» (работа в группах)

      Лингвистическая работа по определению лексического значения слова «благоговеть»

    Ход урока

      Этап. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала

      Видеоряд о животном мире в сопровождении «Вальса ля минор» Шопена

    (слайды 1-23)

      Беседа с учащимися:

    Ребята, какие чувства возникли у вас при просмотре слайдов?

    (Чувство умиления, доброты)

    Что объединяет картинки в этом видеоряду?

    (Забота старших о младших, нежность, родительская

    защита и опека своих детенышей)

    Кому были посвящены последние фото презентации?

    (Воробью)

    Обратите внимание на последний слайд. Каким вы увидели воробышка?

    (Жалким, взъерошенным, одиноким; наверное, ему

    грозит какая-то опасность)

    Как вы думаете, кто сегодня будет «героем» нашего урока?

    (Правильно, воробей) (Слайд № 23)

    II .Этап. Изучение нового материала. Анализ стихотворения в прозе «Воробей»

    И.С.Тургенева

    (Запись темы урока в тетрадь)

    1. Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Воробей». (Слайд №24)

    Какие чувства вызвало у вас это произведение?

    (Восхищение поступком старого воробья, жалость

    к воробышку)

    И.С.Тургенев любил природу, тонко её чувствовал, умел подмечать в ней

    важные и удивительные моменты. Создал замечательный цикл «Стихотворения

    в прозе».

    (Сообщение ученика о работе И.С.Тургенева над стихотворениями в прозе)

    2.Работа над жанром произведения.

    Ребята, а вас ничего не удивляет в названии – «стихотворение в прозе»?

    (Стихотворение и проза)

    Действительно, существует такой жанр в литературе. Откройте стр.261

    учебника. Запишите в тетради определение:

    Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

    (Работа в парах)

    Прочитайте статью учебника заполните таблицу:

    (на работу отводится 3-4 минуты)

    В чем сходство и в чем различие стихотворной и прозаической речи?

    (ответы учащихся)

    Сравните свои записи с записью в таблице. (Слайд № 25)

    Стихотворная речь

    Прозаическая речь

      Ритм. Рифма.

      Деление текста на строфы.

    Деление текста на абзацы.

    Обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа.

      В большей мере выражается личное переживание или впечатление.

    В меньшей мере выражается личное переживание или впечатление.

    Итак, «Воробей» - стихотворение в прозе.

    И.С.Тургенев обращался к своим читателям: (слайд №26)

    «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,

    скучно станет – книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня

    одно, завтра другое, - и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-

    Нибудь в душу».

      Анализ стихотворения в прозе «Воробей».

    Назовите персонажей произведения.

    (Собака Трезор, молодой воробей, старый

    черногрудый воробей, рассказчик)

      Исследовательская работа с текстом (работа в группах, учащиеся делятся на 3 группы, заполняют таблицы)

    Задание: Выпишите ключевые слова, характеризующие каждый из этих образов:

    1 группа – собака,

    2 группа – молодой воробей,

    3 группа – старый черногрудый воробей.

    (на работу отводится 4-5 минут)

    Проверим выполнение задания. Выберите в группе того, кто будет характеризовать поведение персонажей, остальные записывают в тетради недостающие сведения.

    (слайды № 28,29,30)

      Средства выразительности, используемые автором для создания образов.

    А сейчас, ребята, мы с вами рассмотрим языковые средства выразительности, при помощи которых автор создаёт образы героев данного произведения. (Продолжение работы в группах, заполнение таблицы)

    Обсуждение полученных результатов, проверка по сводной таблице. (Слайды № 31-33)

    Образы произведения

    Средства выразительности

    С какой целью используются

    Молодой воробей

    Деталь:

    С желтизной около клюва и пухом на голове

    Оценочная лексика:

    Сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки

    Словообразующие суффиксы:

    Крыл ышк и, дет ищ е

    Для привлечения внимания читателя – перед нами птенец, он только появился на свет.

    Оценочные слова усиливают восприятие читателя – беззащитность, беспомощность маленького существа вызывают чувство сострадания, жалости.

    Суффиксы –ышк- (умен.-ласкат.) передают отношение лирического героя к персонажу. Суффиксом –ищ- рассказчик показывает, что старому воробью птенец дорог так же, как человеку его дитя.

    Старый воробей

    Сравнение:

    Камнем упал

    Эпитеты:

    Взъерошенный, искаженный,

    с отчаянным и жалким писком

    Уменьшительно-ласкательный суффикс :

    Мал еньк ое тело

    Глаголы:

    Камнем упал, прыгнул два раза, ринулся спасать, заслонил собой;

    Тело трепетало, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой

    Эпитет:

    Героическая птичка

    Для усиления образности: движения воробья решительны и отчаянны: он чувствует смертельную опасность, но сила сильнее смерти заставляет его, превозмогая ужас, броситься навстречу «чудовищу»

    Эпитет героическая птичка выражает авторскую оценку поступку старого воробья

    Собака

    Трезор

    Глаголы:

    Бежала впереди – уменьшила шаги – начала красться – медленно приближалась – остановился – попятился – признал силу

    Эпитеты:

    зубастая раскрытая пасть

    смущенный пес

    Собака осторожна(ведь она охотничья, а воробышек для нее – добыча), движения медленны. И вдруг – воробей, камнем упавший (эффект неожиданности), Трезор чувствует необыкновенную силу в этом маленьком существе, ведь воробей защищает свое детище, - и остановился, попятился.

    3. Образ рассказчика

    А теперь, ребята, посмотрим на образ рассказчика в стихотворении. Найдите в тексте слова, которые передают чувства рассказчика.

    («Я поспешил отозвать смущенного пса –

    И удалился благоговея… Я благоговел перед той

    маленькой героической птичкой, перед любовным

    её порывом»)

    Что обозначает слово благоговеть?

    Лексическая работа

    благоговеть, -ею, -еешь ; несов .. перед кем-чем (высок.). Относиться с благоговением к кому-чему-н.

    благоговение, -я, ср. (высок.). Глубочайшее почтение.

    (С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

    Какие качествами личности наделен рассказчик в стихотворении?

    (Рассказчик наделен высокими нравственными

    качествами: уважением ко всему живому, умением

    чувствовать происходящее, добротой и

    милосердием)

      Идея стихотворения в прозе «Воробей»

    Найдите в тексте предложения, в которых заключается основная мысль, идея произведения, предложение, которое является смысловым центром повествования.

    (слайд №34)

    «Любовь, думал я, сильнее смерти. Только ею,

    Только любовью держится и движется жизнь».

    Сколько раз в этих предложениях употребляется слово любовь? И чему противопоставляется?

    (Слово любовь употребляется дважды, т.е. это повтор.

    Противопоставляется слову смерть)

    Что такое повтор, для чего употребляется в художественном тексте?

    Повтор – двукратное или многократное использование одних и тех же

    речевых элементов, придает тексту связность, усиливает его

    эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

    О какой любви говорит писатель?

    (О любви как наивысшей форме проявления доброты,

    граничащей с самопожертвованием. О любви,

    которая сильнее смерти. Именно это

    хотел донести до нас писатель своим стихотворением

    в прозе «Воробей»)

    Встречались ли в вашей жизни случаи, похожие на ту, которую описал И.С.Тургенев? (Возможно, да. Учащиеся делятся своими историями)

    III этап.

    Ребята, в жизни очень много примеров безграничной любви в мире животных, заботы о тех, кто попал в беду. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о дружбе в мире животных.

    (презентация)

    IV этап. Рефлексия.

      Ваше впечатление от урока.

      Что нового вы узнали?

      Продолжите предложение: «Иван Сергеевич Тургенев – человек, любящий и глубоко чувствующий …»

    V этап. Домашнее задание.

      Рисунки к стихотворению в прозе «Воробей»

      Продолжить знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. Выучить наизусть и выразительно рассказать стихотворение «Русский язык».