Шаховской александр александрович. Биография шаховской а

Шаховской Александр Александрович (24.04. 1777-22.01.1846), князь, писатель, театральный деятель. Родился в поместье Беззаботы Смоленской губ. Окончил Благородный пансион при Московском университете (1792). Служил в Преображенском полку (1793-1802). С 1810 - член Российской Академии наук. В 1811-15 - член «Беседы любителей русского слова». Руководил драматической труппой и театральным училищем в Петербурге (1802-26; с перерывами); среди его учеников - Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин и др. Шаховской написал более 100 пьес, среди которых много водевилей, а также вольных переводов и сценических переделок произведений европейских авторов. Прозаическая пьеса Шаховского «Новый Стерн» (пост. 1805, опубл. 1807), направленная против сентиментализма, сыграла значительную роль в обновлении русской литературы в н. XIX в. В основе сюжетов его более поздних произведений - эпизоды русской истории («Казак-стихотворец», пост. 1812; «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», опубл. 1816; «Иван Сусанин», 1815; «Крестьяне, или Встреча незваных», опубл. 1815, посвящена Отечественной войне 1812), жизни дворянства (трилогия «Полубарские затеи, или Домашний театр», пост. 1808; «Пустодомы», опубл. 1820, и др.). Особым успехом пользовалась пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815) - панорама жизни современного дворянства; в образе одного из героев - сочинителя плаксивых баллад - легко угадывался В. А. Жуковский, что вызвало бурю полемических откликов (в т. ч. А. С. Пушкина), но вместе с тем и одностороннюю оценку всего творчества Шаховского. В 20-е Шаховской сблизился с кругом А. С. Грибоедова, П. А. Катенина. К этому времени относятся его переделки в романтическом духе романов В. Скотта, драм У. Шекспира. Шаховскому принадлежит также драма «Хризомания» (пост. 1836) - переделка «Пиковой дамы» Пушкина. Пьесы Шаховского, отмеченные занимательностью интриги, ориентацией на просторечие, имели важное значение для формирования русской национальной комедии. Меткий афористичный стих Шаховского (с применением разностопного ямба) предвещал творческие достижения Грибоедова, который учел опыт Шаховского не только в написанном вместе с ним и Н. И. Хмельницким водевиле «Своя семья, или Замужняя невеста» (1818), но и в комедии «Горе от ума».

Соч.: Соч. СПб., 1898; Комедии. Стихотворения. Л., 1961.

Шаховской Александр Александрович родился 24.IV(5.V).1777 г. в поместье Беззаботы Смоленской губернии в дворянской семье - драматург.

Образование получил в Московском благородном пансионе, по окончании которого поступил на службу в Преображенский полк.

С 1810 - член Российской академии в Петербурге .

В 1811 - 15 Александр Александрович состоял в обществе «Беседа любителей русского слова».

В войну 1812 вступил в Тверское ополчение, был назначен командиром казачьего полка, преследовавшего отступавшую французскую армию до Смоленска.

С 1795 начал драматургическую деятельность. Первым произведением Шаховского была комедия в стихах «Женская шутка». Ее постановка в Эрмитаже вызвала интерес зрителей.

В 1800 он причислен к столичному театральному ведомству.

С 1802 по 1803 он находился в Париже и Германии, изучал сценическую жизнь и режиссуру. По возвращении из-за границы работал режиссером в столичном театре. С 1802 - 1826 (с небольшими перерывами) фактически возглавлял петербургскую драматическую труппу. В числе учеников Шаховского были Е. С. Семенова, Я. Г. Брянский, И. И. Сосницкий.

В 1805 была впервые поставлена на сцене Малого театра в Петербурге прозаическая комедия Александра Александровича «Новый Стерн» (опубликованная в 1807), в которой едко высмеивалась слащавая слезливость сентименталистов. Написана она в жанре драматической пародии на целое литературное направление, на чувствительные повести и сентиментальные путешествия. Драматург называл сентиментальные произведения «маленькими книжонками... из университетской лавки» (журналы сентиментального направления печатались в Московской университетской типографии). Удар, нанесенный Шаховским, был настолько сильным, что сентименталисты, особенно Шаликов, не могли уже оправиться. Шаликов с горечью сетовал: «Критика Стерна в книгах сноснее, чем Стерн на сцене» («Аглая», 1808, № 1, с. 110). Пьеса сыграла огромную роль в литературной борьбе начала XIX в. и вызвала яростные, долго не умолкавшие споры в печати. Большой успех на сцене имела комическая опера Шаховского «Беглец от своей невесты» и написанная в это же время пьеса «Полубарские затеи, или Домашний театр».

В 1811 печатает значительную часть (без 4-й песни) поэмы «Расхищенные шубы». Это насквозь полемическое произведение, направленное против многочисленных врагов Шаховского. В нем содержались резкие полемические выпады против Карамзина . Драматург искусно пародирует стихи последнего (в печатный текст они не вошли). В этом же году публикует и оперу-водевиль «Казак-стихотворец».

В 1814 поставил на сцене свои новые пьесы:

В 1815 он создает пьесы:

«Желтый Карло»,

«Урок кокеткам, или Липецкие воды»,

«Иван Сусанин» (одна из лучших пьес драматурга),

«Карачун» и другие.

В пьесе «Урок кокеткам» нарисована широкая картина жизни русского дворянского общества в год окончания Отечественной войны. Верность обычаям исконной русской старины, неприятие всего нового, проникающего с Запада,- таковы идеи, исповедуемые положительными героями комедии. В пьесе нарисована карикатурная фигура сентиментального поэта- балладника Фиалкина, в котором зрители без труда узнали В. А. Жуковского . Пьеса вызвала целую бурю. На нее откликнулись многие поэты и критики, в том числе А. Пушкин и В. Жуковский, А. Бестужев , К. Рылеев и многие другие. В 1818 написал (совместно с А. С. Грибоедовым и Н. И. Хмельницким) водевиль «Своя семья, или Замужняя невеста».

В 1820 Шаховской А.А. поставил пьесы:

«Какаду, или Следствие урока кокеткам»,

«Актер на родине»,

«Игнаша-дурачок»,

«Адвокат»,

«Новая суматоха»,

«Ворожея».

В 1821 буквально наводнил сцену своими пьесами:

«Ивангой...»,

«Женщина-лунатик»,

«Бакалавр Саламанкский»,

«Феникс»,

«Женщина-полковник»,

«Живые картины»,

«Тетушка».

В последующие годы пьесы Александра Александровича появлялись одна за другой, но успеха среди зрителей не имели. К числу лучших его пьес этой поры относится комедия «Аристофан, или Представление комедии «Всадники» (поставленная в 1825, издана в 1828).

В 1826 недовольный взыскательной петербургской публикой, Шаховской переехал в Москву , где и провел последние двадцать лет жизни, принимая активное участие в постановках новых пьес на сцене Московского театра, давая актерам полезные советы.

Шаховским Александром Александровичем всего создано и переделано свыше 100 пьес.

Перевел много пьес западноевропейских драматургов, среди них трагедию Вольтера «Китайский сирота». Шаховской- автор «Постановлений и правил внутреннего управления императорской театральной дирекцией» (1825). Этот устав действовал в своих отдельных частях до 1917.

Изображая в пьесах дворянский быт своего времени, он выступал против мотовства, безделья, безалаберности в быту, галломании, космополитизма русского консервативного дворянства. Он писал также басни, стихи, повести.

Пьесы Александра Александровича отличались занимательностью интриги, памфлетной остротой, непринужденностью и легкостью языка. Деятельность Шаховского А.А. в области театра сыграла значительную роль в развитии русской режиссуры. Он содействовал подъему общей культуры спектакля, воспитывая в актерах умение, заботиться не об отдельных эффектах своей роли, а об общем ходе действия, об успехе всей пьесы, о правилах и нормах сценического искусства. Многие его пьесы до сих пор не опубликованы. Неизвестна и судьба архива, завещанного им П. М. Бакуниной.

Драматург, театральный деятель, князь Александр Александрович Шаховской родился 5 мая 1777 года в поместье Беззаботы Смоленской губернии.В 1792 году он окончил Благородный пансион при Московском университете.

В 1793-1802 годах князь состоял на военной службе, с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга. В 1810 году по предложению Г. Р. Державина он был избран в Российскую Академию наук, принимал самое деятельное участие в учреждении и работе общества «Беседа любителей русского слова».

В литературе А. А. Шаховской дебютировал в 1796 году одноактной комедией «Женская шутка». В период с 1804 по 1812 год он успел поставить длинный ряд комедий, трагедий, драм переводных и оригинальных, прологов, опер и, наконец, первый русский водевиль «Казак-стихотворец».

В годы Отечественной войны 1812 года князь Шаховской был начальником полка тверского ополчения и одним из первых вошел в оставленную французами Москву.

В конце 1813 года А. А. Шаховской, вернувшись в Петербург, снова отдался своему излюбленному театральному делу, и уже в следующем году им были поставлены новые водевили «Крестьяне или встреча незваных», посвященный Отечественной войне 1812 года, и «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец».

Всего драматург написал более 110 пьес, среди которых много водевилей, а также вольных переводов и сценических переделок произведений европейских авторов. Его пьесы, отмеченные занимательностью интриги, афористичностью, ориентацией на просторечие, имели важное значение для формирования русской национальной комедии.

Одна из множества комедий А. А. Шаховского посвящена городу Липецку, его курорту, нравам, царящим здесь, в которых отражалась панорама жизни современного дворянства. В один из модных сезонов князь побывал на курорте «Липецкие минеральные воды», и написал комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды», благодаря которой Липецк и Липецкий курорт стали ещё более известны в широких кругах образованного русского общества. Действие комедии разворачивается в благодатной глубинке России:

«Я признаюсь вам, что Липецк рай земной!

Любезность жителей и прелести природы

Мне здесь полезнее, чем все на свете воды». восклицала одна из героинь пьесы.

23 сентября 1815 года русская драматургия переживала один из своих самых шумных успехов. На сцене петербургского Малого театра шла премьера «Урок кокеткам, или Липецкие воды» А. А. Шаховского. Пушкин шутливо считал эту дату началом новой эры. «В лето 5 от Липецкого потопа», писал он в июле 1821 года А. И. Тургеневу. Комедия имела потрясающий успех, был возрожден забытый жанр легкой комедии в стихах.

Но пьеса вызвала и бурную полемику, так как в ней была выведена карикатурная фигура поэта Фиалкина, «молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью», стихи которого пародировали поэзию В. А. Жуковского. Комедия произвела потрясающее действие на друзей Жуковского, которое усугублялось тем, что сам поэт присутствовал на премьере «Липецких вод». «Нас сидело шестеро в третьем ряду кресел, - писал Вигель, - Дашков, Тургенев, Блудов, Жуковский, Жихарев и я. Теперь, когда я могу судить без тогдашних предубеждений, нахожу я, что новая комедия была произведение примечательное по искусству, с каким автор победил трудность заставить светскую женщину хорошо говорить по-русски, по верности характеров в ней изображенных, по веселости, заманчивости, затейливости своей и, наконец, по многим хорошим стихам, которые в ней встречаются, но лукавый дернул его ни к селу, ни к городу вклеить в нее одно действующее лицо, которое все дело перепортило. В поэте Фиалкине, в жалком вздыхателе, всеми пренебрегаемом, перед всеми согнутом, хотел он представить благородную скромность Жуковского, и дабы никто не обманулся насчет его намерения, Фиалкин твердит о своих балладах и произносит насколько известных стихов прозванного нами в шутку балладника. Можно вообразить себе положение бедного Жуковского, на которого обратилось несколько нескромных взоров. Можно себе представить удивление и гнев вокруг него сидящих друзей его. Перчатка была брошена, ещё кипящие молодостью Блудов и Дашков спешили поднять её».Скандал вокруг комедии привел к образованию знаменитого литературного общества «Арзамас».

«Арзамасцы» поиздевались над Шаховским и его «Липецкими водами» рядом язвительных эпиграмм и статей. Так, П. А. Вяземский писал:

Хвала тебе, о Шутовской!
Я все не видывал диковинки такой.
Искусство превзошло все чудеса природы.
Водяным слогом ты творишь сухие воды.

Каков ты? - Что-то мне не спится,
Хоть пью лекарства по ночам…
Чтоб от бессонницы лечиться,
Отправься к «Липецким водам»!

Каков ты? - Пламя потаенно
Жжет кровь мою назло врачам…
Чтоб просвежиться совершенно,
Отправься к Липецким водам!

Вяземскому вторил А. С. Пушкин:

С какою легкостью свободной
Играешь ты в стихах природой и собой.
Ты в «Шубах» Шутовской, холодный,
В «Водах» ты, Шутовской, сухой.

Не остался в стороне от своих собратьев по перу и А. С. Грибоедов:

На замечанье Феб дает,
Что от каких-то вод
Парнасский весь народ
Шумит, кричит и дело забывает.
И потому он объявляет,
Что толки все о «Липецких водах»
(В укору, в похвалу, и в прозе, и в стихах)
Не по его внушенью.

Но, тем не менее, комедия «Урок кокеткам, или Липецкие воды» имела заметное влияние на общее развитие русской комедии тех лет, и при жизни автора публиковалась дважды - в 1815 и 1819 годах.

А. С. Пушкин, в юности разделявший взгляды противников драматурга, позднее признал его заслуги и в первой главе «Евгения Онегина», характеризуя наиболее значительные события русского театра начала 20-х годов, писал:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

А князь Шаховской переделал для сцены ряд произведений Пушкина, в том числе «Руслана и Людмилу»(«Финн»),«Бахчисарайский фонтан» («Керим Гирей», «Пиковая дама» («Хризомания»).

В конце жизни Александр Александрович почти не писал для театра, он работал над романом «Жизнь Александра Пронского», циклом повестей «Русский Декамерон», напечатал автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку», повесть «Маруся, Малороссийская Сафо», кроме того писал стихи и статьи по истории и теории театра.

Издания комедии

  • Урок кокеткам, или Липецкие воды: комедия в 5 д., в стихах. - СПб. : в типографии Императорскоготеатра, 1815. - 155 с.
  • Урок кокеткам, или Липецкие воды: комедия в 5 д., в стихах. - 2-еизд. - СПб. : в типографии императорских театров, 1819. - 127 с.
  • Урок кокеткам, или Липецкие воды: комедия в 5 д., в стихах // Земли родной минувшая судьба. - Липецк: Липец.кн. изд-во, 1962. - С. 7-61.

Литература о жизни и творчестве

  • Филин М. Д. О Пушкине и окрест поэта: (из арх. изысканий) / М. Д. Филин. - М. : Терра, 1997. - 352 с.
  • И Пушкин руку приложил: [липец. курорт на стр. произведений рус. литературы] / подгот. В. Кузьмин // Липецкая газета. - 2005. - 14 мая. - С. 11.
  • Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах: картины русской сцены 1817-1820 годов / Л. П. Гроссман. - СПб. : Азбука-классика, 2005. - 397 с. : ил. - (Искусство жизни). - Содерж.: Гл. 5. Комедия и водевиль. - С. 146-173. (о пьесе Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды»).
  • «Липецкий потоп» и пути развития русской литературы: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч. конф. (9-12 нояб. 2006 г., Липецк). - Липецк, 2006. - 226 с. - Содерж.: Материалы к собранию драматических сочинений А. А. Шаховского: придворная редакция «Урока кокеткам, или Липецких вод» / Д. А. Иванов. - С. 29-39 ;«Урок кокеткам, или Липецкие воды» А. А. Шаховского: открытие человека / А. С. Кондратьев. - С. 39-45.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2001. - Т. 3. - С. 508-509.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. - Липецк, 2007. - С. 215-217.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. - М., 1990. - Т. 2. - С. 397-399.

Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Александр Александрович Фридман Мир не до конца досоздан: небеса всегда в обновах, астрономы к старым звездам вечно добавляют новых. Если бы открыл звезду я – я ее назвал бы Фридман – лучше средства не найду я сделать все яснее видным.Фридман! До сих пор он житель лишь

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Александр Александрович Любищев Биолог, генетик.Родился 5 апреля 1890 года в Санкт-Петербурге в семье крупного лесопромышленника.С ранних лет вполне сознательно отказался от религии. Учась в Реальном училище поделил все области человеческого знания и культуры на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Крон Александр Александрович Крон (псевдоним; настоящая фамилия - Крейн) Александр Александрович [р. 30.6(13.7).1909, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1939. Окончил историко-философский факультет МГУ в 1930. В том же году дебютировал пьесой «Винтовка № 492116», в которой

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Из книги автора

Блок Александр Александрович 1880–1921русский поэтБлок родился в Петербурге в 1880 г. Его отец преподавал философию в Варшавском университете, а мать была дочерью известного ботаника. Писать стихи маленький Блок начал ещё в детстве под руководством бабушки и тёти, которые

Из книги автора

МАКАРОВ, Александр Александрович (1857–1919), в 1911–1912 гг. министр внутренних дел, шеф Корпуса жандармов 29 Когда потерявшая рассудок под влиянием злостных агитаторов толпа набрасывается на войско, тогда войску ничего не остается делать, как стрелять. Так было и так будет

Из книги автора

МОРОЗ, Александр Александрович (р. 1944), в 1994–1998 гг. председатель Верховной Рады Украины 815 Тот, кто не жалеет о бывшем [Советском] Союзе, не имеет сердца; тот, кто считает, что его можно сейчас восстановить, не имеет головы. (1994?) Фраза, с вариантами, часто приписывалась другим

Из книги автора

НАВРОЦКИЙ, Александр Александрович (1839–1914), поэт 5 * Есть на Волге утес, диким мохом порос. «Утес Стеньки Разина» (1864?; опубл. в 1870), автор мелодии неизвестен? Песни рус. поэтов, 2:413 В авторском тексте: «…диким мохом оброс». ? Песни рус. поэтов,

ШАХОВСКОЙ, Александр Александрович (1777–1846), князь, драматург 48 Да на чужой манер хлеб русский не родится. «Сатиры», I (1807) ? Шаховской А. А. Комедии. – Л., 1961, с.

(1846-01-22 ) (68 лет) Место смерти: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке. Александр Александрович Шаховской на Викискладе

Князь Александр Александрович Шаховской ( -) - русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских , который почти четверть века (в 1802-26 гг.) фактически руководил театрами Петербурга . Член репертуарной комиссии императорских театров, режиссер, педагог, критик. Член литературного общества «Беседа любителей русского слова » с 1811 года. Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине »:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

Творческий путь

Князь А. Шаховской был весьма образованным человеком своего времени. Учился в Благородном пансионе при Московском университете, который окончил в 1792 году . С по 1826 год фактически руководил театрами Петербурга. Своей главной задачей считал помощь «мудрому правительству» в борьбе с «безрассудными нововведениями».

За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.), большинство из которых до сих пор не опубликовано.

Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии «Липецкие воды» (1815), в которой, под именем Фиалкина, «молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью», представлен, может быть, Жуковский . Арзамасцы отомстили Шаховскому рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов «Беседы», поддерживавших Шаховского.

В 1811 он организовал «Молодую труппу», выступавшую с комедийным репертуаром. В состав этой труппы входили его воспитанники. Среди наиболее известных пьес Шаховского - «Новый Стерн» (), «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (), «Пустодомы» () - одни из самых репертуарных пьес первой четверти XIX века.

Как отмечала «Театральная энциклопедия»,

Из пёстрого, неравноценного в художественном отношении литературного наследия Шаховского наибольший интерес представляют его комедии. Шаховской преодолел однообразие распространённого в то время александрийского стиха , ввел разностопный ямб, простую «грубую» речь, его стих обладал меткостью, афористичностью. Достижения Шаховского в области языка были развиты Грибоедовым . Как режиссёр и театральный педагог Шаховской добивался общей слаженности спектакля, стремился пробудить в актёре не только ответственность за исполнение своей роли, но и внимание к игре партнёров. В романтические «волшебные представления» он широко вводил музыку, танцы, различные зрелищные эффекты.

Семья

Творческое наследие

Наследие огромно: более 110 пьес, переводы Буало , Юнга , Т. Тассо , Вольтера ; совместный с П. А. Катениным , А. А. Жандром и А. И. Чепеговым перевод «Горациев» (1817), переделки для сцены произведений А. С. Пушкина, Шекспира, В.Скотта.

Стихотворения:

  • «Расхищенные шубы» - поэма (1811)
  • «Москва и Париж в 1812 и 1814 гг.» поэма, Спб., 1830)

Пьесы:

Проза:

  • роман «в духе В. Скотта» «Жизнь Александра Пронского»,
  • цикл повестей «Русский Декамерон» (некоторые переделаны в пьесы),
  • автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку»,
  • повесть «Маруся, Малороссийская Сафо»,
  • статьи по истории и теории театра.

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гаршин Е. Один из забытых писателей // Исторический вестник, 1883. – Т. 13. - № 7. – С. 136-173.
  • Гозенпуд А. А. Вальтер Скотт и романтические комедии Шаховского // Русско-европейские литературные связи. М.; Л., 1966;
  • Каратыгин П. А. Записки. Л., 1970;
  • Щеблыкин С. И. Шаховской и Грибоедов // Проблема традиций и новаторства в русской литературе XIX - начала XX в. Горький, 1961.
  • Ярцов А.А. К жизнеописанию князя А.А. Шаховского // Русский архив, 1896. – Кн. 1. – Вып. 3. – С. 351-360.
  • Ярцев А. А. Кн. А. А. Шаховской // Ежегодник императорских театров , 1894-1895. Спб., 1896. Кн. 2-3;

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 24 апреля
  • Родившиеся в 1777 году
  • Умершие 22 января
  • Умершие в 1846 году
  • Воспитанники московского университетского пансиона
  • Драматурги Российской империи
  • Мемуаристы Российской империи
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Родившиеся в Смоленской губернии
  • Умершие в Москве
  • Члены Академии Российской
  • Шаховские

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шаховской, Александр Александрович" в других словарях:

    - (1777 1846) князь, драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского способствовали формированию русской национальной комедии … Большой Энциклопедический словарь

    Князь, русский писатель, театральный деятель. Академик Российской академии (1810). Окончил Благородный пансион при Московском университете (1792). В 1802‒1826… … Большая советская энциклопедия

    - (1777 1846), князь, драматург, театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского (особенно «Урок кокеткам, или Липецкие воды», 1815) способствовали формированию русской национальной… … Энциклопедический словарь

    Шаховской (князь Александр Александрович) драматург (1777 1846). Учился в благородном пансионе при Московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский полк, в который был записан уже при рождении. В 1796 г.,… … Биографический словарь

    - (1777 1846) драматург, режиссер, театральный педагог. В 1801 Ш. был "репертуарным членом" при дирекции императорских театров в Петербурге. Основы театрального искусства и технику театра Ш. изучал в Париже. Методы французской школы и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (князь, 1777 1846) драматург. Учился в благородном пансионе при московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский полк, в который был записан уже при рождении. В 1796 г., познакомившись с Дмитревским, Ш. поставил на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Шаховской, Александр Александрович, кн. - Смотри также Драматург (1777 1846), член Беседы и впоследствии романтик, издатель первого журнала, посвященного театру (1808 г.). В комедии Липецк. воды Ш. вывел балладника Жуковского; отсюда то недружелюбие, с которым арзамасцы и вместе с ними… … Словарь литературных типов

    Александр Александрович Шаховской Дата рождения: 24 апреля 1777(17770424) Место рождения: Поместье Беззаботы в Смоленской губернии Дата смерти: 22 января 1846 Место смерти … Википедия