План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе. Замысел проектной задачи

Педагог: А вот наш камень что показывает?

показывает: прямо пойдешь - в художественную мастерскую попадешь, налево пойдешь – в музыкальную гостиную попадешь, направо пойдешь - в художественную галерею попадёшь.

Какая же стрелка мигает и куда она указывает? (Картинная галерея). Как вы думаете, что мы сможем увидеть в картинной галерее?

А какие именно картины мы будем сегодня рассматривать?

Слайд 3 (Картина Васнецова В. « Три богатыря»)

Эта одна из самых лучших картин русской живописи. Виктор Михайлович Васнецов писал её 27 лет. Для того, чтобы написать её, художник изучил множество былин, сказаний, слушал произведения музыкантов, написал множество эскизов.

Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова?

Педагог: Что делают богатыри в чистом поле?

Как зовут богатырей?

Какими словами можно описать каждого богатыря

Кто из богатырей изображен в центре картины?

Почему вы так решили?

Алеша Григорьев приготовил нам небольшой рассказ об Илье Муромце.

А что еще вы знаете о богатыре?

В центре картины, на вороном коне сидит Илья Муромец-крестьянский сын, славный богатырь. Самый старший из богатырей. В его облике чувствуется сила. У него строгое лицо и борода с проседью. Одет Илья Муромец в железную кольчугу, на голове шлем. Вооружен богатырь палицей, копьем и мечем. Зорко всматривается богатырь вдаль.

Кто изображен по правую руку Ильи Муромца?

Послушаем рассказ Коли Щербакова об этом богатыре.

Опишите, как он одет, какое у него лицо? Почему он одет богато?

Добрыня Никитич - ловкий, смелый. У него русые волосы и борода. Одет богато, нарядно. Потому что у него красный щит и белый конь. Он уже вынимает острый меч из ножен, как будто сейчас ринется в бой.

Кого победил Добрынюшка?

Педагог: А кто по левую руку от Добрынюшки?

А в какой семье родился Алеша?

Чем он прославился?

Чем побеждал Алеша своих врагов?

Алеша Попович - смелый и храбрый,но не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич.. И конь у него смотрит в другую сторону, но все примечает. К коню прикреплены гусли и лук со стрелами.

А я еще хочу добавить. Обратить ваше внимание на пейзаж. Богатырей окружает степь, позади них холмы, а вокруг свинцовые тучи. А над богатырями светлые облака.

Как вы думаете, почему художник так изобразил?

Подумайте, какие чувства у нас вызывает эта картина?

Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: "и я детям и внукам наказываю - не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется". Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 65 «Радость»

Щёлковского муниципального района Московской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Славна богатырями

земля русская»

(подготовительная к школе группа)

Составила воспитатель:

Лентищева Е.Ю.

2012г.

Программное содержание: Закрепить у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства. Продолжить знакомство с творчеством В.М.Васнецова. Продолжить знакомить с картиной «Витязь на распутье» . Учить раскрывать содержание картины, выделять выразительные средства (цвет, передача настроения, изображение одежды доспехов). Развивать эмоционально - образное восприятие цвета художественное видение. Продолжать воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к Родине через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Вызвать чувство гордости за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории великого русского народа.

Активизация словаря: Витязь, распутье, былина, булава, меч, шлем, кольчуга, сбруя, копье, отважный, горюч – камень, валуны, доблестный, героический.

Предварительная работа: Посещение краеведческого музея, муниципальной художественной галереи. Просмотр видеофильмов: « Виктор Васнецов», «Русичи», «Третьяковская галерея», «Русский музей изобразительных искусств». Рассматривание репродукций альбомов, чтение былин, заучивание стихов, пословиц, поговорок. Проведение НОД по ознакомлению детей с картиной В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Дидактические игры: «Собери пейзаж», «Симметричные предметы», «Художественная галерея», «Жанр живописи», «Дорисуй картинку», «Говорящие краски», «Чьи предметы», «Доспехи и оружия»,

Оборудование: Компьютер, музыкальный центр, телевизор, видеоплеер, аудиозаписи: «А.П.Бородин симфония № 2 си минор «Богатырская» (отрывок). «Венок былин» (гусли), группа «Любе»- песня «Владимир князь». 2 «палитры», 2 мольберта, дидактическая игра «Говорящие краски», бутафорские мечи, шлемы, кольчуги, конь, копьё, прялка, «изба», самовар, народные костюмы, модульный куб, 2 музыкальных молотка.

Первая часть

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы побеседовать об изобразительном искусстве.

Отгадайте загадку.

«Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?»

(ответы детей )

Воспитатель: Что вы знаете о художниках?

(Дети рассказывают о творчестве художников)

Воспитатель: Скажите, для чего художники пишут картины? (ответы детей )

Воспитатель : Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? Назовите жанры изобразительного искусства?

Воспитатель: Что собой представляет былинного – сказочный жанр? Почему такое длинное название? (рассуждения детей)

Воспитатель: Кто первым в России начал писать картины былинно – сказочного жанра? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите вам известные картины, написанные Виктором Михайловичем? (ответы детей )

Воспитатель: Что такое былина? Кто сочинял былины? Для чего? (ответы детей )

Воспитатель: Сказители сочиняли былины для того, чтобы люди знали о подвигах защитников родины, гордились ими.

Воспитатель: Былинная тема волновала художника, так как в былинах отражена борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу. Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить еще с одной картиной былинного жанра Виктора Михайловича Васнецова.

(звучит фонограмма, на экране телевизора демонстрируется картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье»)

Воспитатель: Давным - давно защитниками государства были богатыри. Тогда со всех сторон на нашу Родину нападали враги. Они разоряли города, села. Уводили в плен женщин и детей. Убивали мужчин и стариков. На защиту Родины вставали все, кто мог сражаться. Среди них были сильные мужественные воины- богатыри. Одного из них изобразил художник.

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?(ответы детей )

Воспитатель: Виктор Михайлович назвал картину «Витязь на распутье» Как вы думаете, кто же такой витязь? (ответы детей )

Воспитатель: Так в древности называли богатыря, храброго воина. А что такое распутье, как вы думаете? (рассуждения детей )

Воспитатель: Это несколько дорог перепутались. Давайте внимательно рассмотрим картину. Полотно картины представляет собой вытянутый прямоугольник с высоко поднятой линией горизонта, что позволило показать бескрайние просторы земли русской.

Воспитатель: Кого вы видите на переднем плане? (ответы детей )

Воспитатель: Витязь остановился перед огромным камнем на перепутье дорог. Ребята, мы с вами читали былины. Давайте вспомним, какие слова были высечены на горюч - камне? Кто скажет?

(ответы детей)

Воспитатель: Виктор Михайлович сначала написал так, как вы сказали, а потом замазал их специально, чтобы показать, что выбора у богатыря нет:

«Как прямо ехати живу не быти.

Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Да, так говорится в былинах. О чем раздумывает богатырь, читая эти слова? Как вы думаете? (рассуждения детей )

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать крепкими и сильными. как богатыри? (ответы детей )

Давайте и мы потренируемся.

Физминутка «Богатыри»

«Богатырь, он вот каков, показ силача

Он силен, он здоров

Он из лука стрелял, имитируют движения

Ловко палицу брал.

На границе стоял,

Зорко – зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри, встают из положения сидя

Станем как богатыри».

Воспитатель: Ребята, предлагаю детально исследовать картину с помощью рамок. Садитесь за столы.

(Дети садятся за столы, на которых лежат репродукции картины и рамки).

Воспитатель: Наложите рамку на левый верхний угол картины. Что вы видите? (ответы детей )

Воспитатель: Всё поле усеяно валунами-свидетелями боёв.

Воспитатель: Как одет всадник? Опишите его.

Воспитатель: Как вооружён воин?

Воспитатель: А сейчас найдите с помощью рамок мелкие детали на одежде и оружии.

(Дети детально изучают картину, отвечают на вопросы воспитателя ).

Воспитатель: Можем ли мы разглядеть лицо всадника? (ответы детей )

Воспитатель: Лица не видим, но понимаем, что он погружён в глубокую думу. Как вы считаете, о ком идет речь в картине? (Об Илье Муромце .)

Давайте поиграем в игру, которая называется «Что за картиной?»

(дети придумывают продолжение сюжета)

Воспитатель : Все в картине сказочно – и богатырь на коне и природа, предупреждающая об опасности. Вам нравится эта картина?

Предлагаю вам дома вместе с родителями сочинить свою былину по этой картине и рассказать ее нам.

Вторая часть

Ход деятельности

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Да пришли к нам гости дорогие на нас посмотреть. Давайте поздороваемся.

Дети отдают поклон и здороваются. Входит запоздавший гость(художник)

Художник: Знаю, опоздавшим прощенья нет, но не мог я не прийти, так как вы, я знаю, о художниках будете беседовать. Мне, как художнику интересно послушать, что вы можете рассказать!? Ведь вы же ходите в детский сад, а не в художественную школу заниматься. Я сам ходил в детстве в детский сад, и нас этому не учили.

Воспитатель: Уважаемый художник, я бы попросила бы вас не торопиться с преждевременными выводами. Присаживайтесь, пожалуйста, посмотрите и послушайте, что знают и умеют наши дети.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто из русских художников первым начал писать картины в былинно – сказочном жанре?

(Ответы детей)

Воспитатель: Почему Виктор Михайлович писал картины былинного жанра?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с какой картиной мы познакомились в прошлый раз?

(Ответы детей)

На экране телевизора демонстрируется картина «Витязь на распутье». Звучит отрывок музыкального произведения Бородина «Богатырская».

Воспитатель : А вот и она. Ребята, садитесь на лавочки и давайте еще раз рассмотрим картину. (Дети садятся на лавочки)

Воспитатель: Ребята, давайте с помощью игры «Говорящие краски» определим, в каких тонах написана картина.

Перед вами две палитры: на одну из них вы будете выкладывать мазки красок холодных тонов, а на другую теплых тонов. Предлагаю девочкам выкладывать краски теплых тонов, а мальчикам холодных тонов. Девочки, подходите и выбирайте маски красок. А теперь приглашаю мальчиков.

Воспитатель: Теплых или холодных тонов больше?

Воспитатель: Назовите основной цвет, какого цвета больше?

(ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего художник использовал темные краски? (предположения детей)

Воспитатель: Он использовал темные краски, для того чтобы передать чувство тревоги, настороженность.

Воспитатель: Как вы думаете, почему художник изобразил коня белого цвета?

(Ответы детей)

Воспитатель: Художник хочет нам сказать, что есть надежда в победу воина над темными силами, так как конь под витязем белый, а герой на белом коне - всегда победитель. Конь, конечно, не написан чистым белым цветом. Почему, ребята? (ответы детей).

Воспитатель: Мы видим разные оттенки. Кто изображен на коне? (Ответы детей) Ребята, кого можно назвать богатырями? (Ответы детей) Назовите имена богатырей, которых вы знаете. Какие они? (Ответы детей). С кем они сражались и за что? (Ответы детей)

(дети рассказывают о былинных богатырях)

Воспитатель: Мощь, сила, ловкость – таковы характеры наших богатырей. Ребята, давайте, оживим нашу картину? Этюд «Живая картина»

Дети используют предложенные вещи, атрибуты в своей композиции «Витязь на распутье» сделать провокацию положить лишние вещи, предметы. Воспитатель показывает ткань и стелет ее с помощниками на пол

Воспитатель: Это полотно будет полем брани. Витязем предлагаю быть… (называет имя мальчика). Помощниками богатыря будете…. (воспитатель называет двух мальчиков). Вы будете помогать одевать и вооружать нашего богатыря. (Воспитатель обращается к остальным детям) А вы ребята, глядя на картину, разложите предметы, которые изобразил художник. Но будьте внимательнее. (Дети создают композицию)

Воспитатель : Как вы думаете, получилась у нас картина? (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, справились. А теперь давайте уберем туда, откуда взяли. (Дети убирают атрибуты)

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в Древней Руси? Посмотреть, как жили наши предки . (Ответы детей)

Воспитатель: Вы попадете в Древнюю Русь при условии, если выполните следующие задания:

  1. Отгадайте загадки

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать, снести им легко было голову с плеч, ну что, догадались, конечно же … (меч)

  1. Назовите пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине
  2. Выберите картину с изображением Древней Руси (на экране демонстрируются репродукции картин с изображением нескольких эпох) назовите номер этой картины.

Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями и даже не заметили, как перенеслись в Древнюю Русь. Девицы, пройдите в горницу. А вы добры- молодцы, облачитесь в свои доспехи.

Выходит гусляр, имитирует игру на гуслях.

Гусляр: Посмотрите, да люди добрые! Я вам старину покажу, да стародавнюю.

Выходят два богатыря под фонограмму древнерусской мелодии

Гусляр: Широка ты Русь по лицу земли! В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил старины святой, громких подвигов?! Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью, встать за честь твою против недруга

(богатыри исполняют композицию «Богатырская сила»)

Гусляр: Ай, сильные могучие, богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать коням землю Русскую. Век стоит Русь – не шатается и века простоит не шелохнется.

Гусляр: Люди добрые, покажу я вам про житье – бытие деток малых.

(Девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием)

1 – я девочка:

Позолоченная прялица.

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

2 – я девочка

Горница наша большая,

Да красивая такая.

Посидим – ка у окошка,

Подождем гостей немножко.

Скоро к нам они придут,

Песни. Пляски заведут

(раздается стук, входят добрые молодцы)

3-я девочка:

Кто там? Заходи кому охота!

4 –я девочка:

Да ведь это добрые молодцы!

1-й мальчик:

Дома ли ты Марья? Дома ли ты Дарья?

Дома ли ты душенька, душенька Катюшенка?

Девочки: Мы туточки .

2-й мальчик:

Мы в поле нагулялись,

А теперь сюда собрались,

На людей посмотреть,

Себя показать.

3-й мальчик:

Собирайтесь девицы.

Собирайтесь в хоровод.

И сейчас нам станет ясно

Кто лебедушкой пройдет !

(Девочки исполняют хороводный танец)

4-й мальчик:

Эй, кузнец, молодец

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

От чего не подковать

Выходят два кузнеца и встают перед наковальней. Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице». Кузнецы имитируют работу.

После исполнения песни дети выходят в центр зала и читают стихотворение П. Синявского «Родина» на фоне музыкального сопровождения

Здесь теплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладони лугов.

Сюда златокрылые ангелы божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины кроме России.

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом!

Исполняется песня «У моей России»

Воспитатель: А теперь настало время возвращаться в детский сад.

(звучит музыка, дети имитируют полет во времени)

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Ну, что вы скажите, уважаемый художник?

Художник: Ну, молодцы! Превзошли все мои ожидания. Вы не только разбираетесь в живописи, но и историю России знаете, да и артисты вы замечательные. Если кто нибудь из вас захочет заниматься в художественной школе – приходите ко мне, буду рад! Ребята, я предлагаю изобразить в своих рисунках богатырей, Древнюю Русь. Сделать выставку работ и показать ее всем ребятам детского сада и их родителям, а для этого у меня есть для вас подарок.

(Достаёт из этюдника кисти и дарит их детям)


Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.

Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

Предварительная работа:

Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.

Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.

Оборудование:

Выставка репродукций.

Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.

Ход занятия:

В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.

Ребенок: … Заберусь я на колени к бабушке седой

И начну у бабки сказки я просить.

И начнет мне бабка сказки говорить,

Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку, сердце так и мрет,

А в трубе сердито ветер злой поет.

(из стих. И. З. Сурикова «Детство»)

«Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.

Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.

Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.

Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:

… Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал…

(Иван-царевич на Сером волке)

Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)

Воспитатель обращается к детям:

Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)

Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.

Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)

Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды) .

Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.

Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»

О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей) .

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?

(33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.

И в мирный час любой готов

Придти на помощь, на защиту

Твоих, Лопасня, берегов.

Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Обширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках на защиту своей земли от многочисленных врагов — кочевых племен, воинственных соседей. Все это нашло отражение в народных эпических песнях-былинах, в которых воспевалось не только мастерство и трудолюбие простого народа, но и его воинская доблесть. Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах, такие как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянинович и другие. Я задался вопросом, а какие они богатыри современности, есть ли они сейчас?

    В своей работе хотелось бы разобраться, кто такие богатыри, кого мы можем назвать богатырем и есть ли богатыри сейчас.

    В связи с этим, мы выбрали тему своей исследовательской работы - «Богатыри земли русской».

    Цель работы : узнать, кто такие былинные богатыри и есть ли сейчас богатыри в современной жизни

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

      узнать, кто такой богатырь;

      выяснить, какими качествами должен обладать богатырь;

    3) познакомиться с литературой и произведениями искусства о русских богатырях;

    4) познакомиться с «великими» людьми нашего времени;

    5) сравнить качества былинных и современных героев;

      провести анкетирование учащихся 2 - 4 класса, с целью выяснить какими качествами должен обладать настоящий богатырь, кого можно назвать богатырем современности;

      проанализировать результаты исследований;

      провести классный и час изготовить с учащимися проект на тему: «Русские богатыри», создать фильм о современных богатырях.

    В основу исследования положена гипотеза : допустим, что богатыри - это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой. Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет. А что, если богатырь - это пример великого духа русского человека.

    Объект исследования - русские богатыри

    Предмет исследования - качества богатырей.

    Во время выполнения работы использовались методы:

    Метод поиска информации (анализ и обобщение литературы по теме исследования)

    Наблюдение;

    Анкетирование.

    Теоретическая значимость: систематизация и обобщение материала по теме исследования.

    Практическая значимость: практическое использование полученного материала на уроках, классных часах, во внеклассных мероприятиях, в повседневной жизни родителями в деле воспитания детей

      Богатыри земли русской

    I.1. Откуда к нам пришло слово «богатырь»

    В настоящее время слово «богатырь» можно услышать очень часто: «богатырская сила», «богатырское здоровье», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны.

    Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого-то с былинными заступниками родной земли.

    Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:

    1. Одни считали, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».

    2. Ученый Ф.И. Буслаев, выводил "богатырь" из слова "Бог" через "богатый".

    3. Историк русской литературы и фольклорист О.Ф. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории (праарийскому началу и санскритскому языку). Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритского baghadhara (обладающий счастьем, удатный).

    Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар — «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена — Славна).

    Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше.

    I.2. Былинные богатыри

    Тема богатырей все больше уносит нас в древнюю культуру и историю нашего народа.

    Былины - это т древняя мудрость нашего народа. Былина произошла от слова «быль», а оно от древнеславянского глагола - «быти», то есть то, что было и происходило. Слагались былины сказителями - хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    В нашем исследовании мы попытались включить древнее образное мышление и познакомиться с былинными богатырями поближе.

    Мы узнали, что по преданиям и древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны. Познакомимся с некоторыми из них.

    Горыня (Сверни-гора, Вертигор) - горный великан, обладающий нечеловеческой силой, выворачивал камни, ломал горы, нарушал (изменял) природу вещей: «

    Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб) - Лесной великан, обладающий нечеловеческой силой. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин:

    Усыня(Усыныч, Усынка, Крутиус) - Речной великан, правит водной стихией

    Дунай Иванович - Сильномогучий богатырь, »

    Святогор - Богатырь-великан невероятной силы. «(Приложение 1)

    Былины о богатырях-стихиях, по нашему мнению, воспевают величественность и одухотворенность природы и несут нам через века мудрость единения и взаимосвязи всего в мире. Былинные богатыри-стихии - не люди, но полностью соответствуют изначальному образу богатыря. Сила природных стихий превосходящая человеческую, могущественная и божественного происхождения (творящая и разрушающая). Она щедрая на природные дары и покровительствует всем: животным, растительности, человеку. Мы предполагаем, что поэтому стихии представляли в богатырском образе.

    На смену богатырю-стихии пришел богатырь-человек . По мнению историков, былины про одного и того же богатыря писались столетиями (в разные века) и отражают подвиги реальных воинов. То есть образы большинства былинных богатырей собирательные (собирался с разных народных героев и событий). Познакомимся с некоторыми богатырями из былин « Вольга и Микула Селянинович», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин - царь», «Илья Муромец и Идолище». (Приложение 2)

    Былинный богатырь-человек также соответствуют первоначальному значению слова «богатырь». Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь,— богатыри».

    По былинам богатыри наделены превосходящей силой с рождения или по достижению духовной зрелости. По преданиям такая сила давалась только духовно созревшим людям, потому что менее духовным человеком такая сила может применяться во вред окружающему. Кажется сказкой, но даже мои прадедушка и прабабушка рассказывали о таких необычных людях в их времена. А также богатыри духовно сильные. Сила в том, что они не за награды, а для торжества правды, справедливости, свободы совершают подвиги на благо всему народу; защищают Русь-матушку не щадя своей жизни при любых обстоятельствах (неравный бой и другое). Богатыри проявляют лучшие качества - любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость, независимость духа, борьбу за справедливость, правду, честь и др.

    Мы думаем, что объединение Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича - это призыв и стремление народа к единству. Сила народа - в единении. Объединение качеств трех богатырей говорит о том, что для защиты родины, победы важна не только сила натиска, но и находчивость и умение решения вопроса мирным путем. «Три богатыря» - это образ богатырского духа и мощи русского народа. В старину говорили: «У Славянина руки - в труде, а ум - со Всевышнем».

    I.3. Современные богатыри

    А есть ли сейчас в современном мире богатыри? Чтобы узнать, мы решили познакомиться с некоторыми «великими» людьми прошлых столетий и нашего времени.

    Спортсмены: легендарные чемпионы - борцы И.М. Поддубный и И. С. Ярыгин; чемпионы - тяжелоатлеты В.И. Алексеев и Л.И. Жаботинский и другие.

    Военначальники: великий русский полководец А.В. Суворов; русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов; маршалы полководцы Великой Отечественной Войны A.M. Василевский и Г.К. Жуков; маршалы авиации И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин и другие.

    Офицеры и рядовые Великой Отечественной Войны. Они все настоящие герой нашей Родины. Они проявили стойкость, мужество, горячую любовь к Родине, сражались не жалея своей жизни за наше будущее и будущее России. Будем всегда помнить их подвиг! (Приложение 3)

    Мы попробовали сравнить «великих» людей нашей Родины с характеристиками богатыря.

    Характеристики богатыря:

    Мы не смогли среди «великих» людей современного времени найти богатыря в родном значении этого слова. Военачальники больше похожи на витязей. Спортсмены состязаются на соревнованиях без угрозы жизни стране, а если вдруг война, они могут и не пойти на нее. Добровольцы сильны духом, но могут не превосходить силой и участвовать не во всех войнах. Но мы не хотим сказать, что богатырей нет. Может, нам о них не известно, не слагают о них современных былин. Да и значение слова «богатырь» сейчас размытое. (Приложение 4)

    Выводы по главе I

    В этой главе мы подобрали и изучили литературу по данной теме. Узнали, кто такой богатырь. Изучили предания и былины, а также былинными богатырями. Выяснили, какими качествами обладали настоящие богатыри.

    Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Это доблестные богатыри, храбрецы, ищущие себе трудных ратных подвигов. Боевые походы - основа их повседневной жизни. Они образуют своего рода богатырское сообщество. Как и былинные богатыри, они были огромного роста и необъятной силы; закаленный в перенесении трудностей и лишений.

    Мы задались вопросом, знают ли мои сверстники о былинных богатырях, какими качествами по их мнению должны обладать настоящие богатыри и существуют ли современные богатыри. С этой целью мы провели исследовательскую работу.

    Глава II. Исследовательская работа

    Изучив литературу, мы решили провести практическую работу с целью исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и выяснить, существуют ли современные богатыри мы поставили перед собой следующие задачи:

      Провести анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов и их родителей с целью выяснить, каких былинных богатырей они знают, какими качествами должны обладать богатыри, откуда узнали о богатырях, можно ли стать богатырем сейчас, почетно ли быть богатырем и проанализировать результаты.

    2 . Взять интервью у библиотекаря школьной библиотеки с целью выяснить, какие книги читают современные дети.

    3 . Проанализировать, людей каких профессий можно отнести к современным богатырям

    5 . Создать фильм о современных богатырях, выпустить панно на тему: «Русские богатыри»

    II.1. Анкетирование учащихся 2-4 классов и их родителей

    Мы провели анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов и их родителей. В этом опросе участвовали 42 человека (21 ребенок и 21 взрослый). Результаты опроса:

      На вопрос «кто такие богатыри?» дети и взрослые написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри - это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа.

      Самые известные богатыри:

    Среди детей и взрослых самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

    75% детей и 58% взрослых хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал родную землю и был нашим земляком.

    8% детей - на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым, а из взрослых 20% - на Алешу Поповича, потому что силен, самый молодой и смекалистый.

    2% взрослых - на Пересвета и Ослябю - которые после военной жизни задумались о высоком смысле жизни, ушли в монашество. 17% - 20% детей и взрослых захотели быть похожими сами на себя.

      Основные качества богатыря

    Дети: Взрослые:

    Физическая сила (67%) - физическая сила (75%)

    Сила духа (33%) - сила духа (16%)

    Силой духа отмечено - любовь к Отчизне, храбрость, мужественность, находчивость, сила воли, доброта, чувство справедливости и другие.

    Военное искусство (9%)

    Дети видят богатыря не обязательно воином, но человеком всегда очень могучим и сильным духом. Взрослые видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила.

      Привлекает в богатырях

    Но привлекают и детей и взрослых в богатырях их духовные качества (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

      Откуда узнали о богатырях?

    Дети: Взрослые:

    Книги (былины, сказы)(67%) - книги (былины, сказы) (50%)

    Кино и мультфильмы (25%) - кино и мультфильмы (33%)

    Рассказы, экскурсии (8%) - рассказы, экскурсии (17%)

    О богатырях дети и взрослые узнали в основном из книг.

    67% детей и 25% взрослых считают, что не может, потому что у женщины меньше силы и это не женское дело, женщина-хранительница домашнего очага и семьи. А 33% детей и 67% взрослых считают, что может, потому что побеждать женщине помогают женская мудрость, хитрость и смекалка.

      А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?

    83% детей и 25% взрослых считают, что настоящих богатырей уже нет, потому что со временем люди изменились или не знают о них, а богатыри остались героями древности. Но7% детей и 67% взрослых считают, что и сейчас есть богатыри - это спортсмены, солдаты войны, полководцы.

      Можно ли стать богатырем?

    Большинство детей и взрослых считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы (Бога). Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем.

    Половина взрослых и часть детей считают, что сейчас богатырем быть не почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство детей и 42% взрослых считают, что почетно. Потому что нам не хватает таких людей как богатыри, верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее. (Приложение 5)

    II.2. Интервью с библиотекарем школьной библиотеки

    Мы взяли интервью у библиотекаря школьной библиотеки с целью выяснить, что читают современные дети.

    Библиотекарь школьной библиотеки Кривенко Наталья Рафаэловна сказала, что любовь и уважение к печатному слову нам прививают с детства. Книга — лучший подарок, книга — верный друг и мудрый советчик. Ребятишки во все времена любили стишки, потешки, сказки. А такие авторы, как Барто, Заходер, Маршак, — они, конечно, вне времени. Зато ребята постарше все чаще просят фантастику и детективы. По словам библиотекаря, когда-то дети хорошо брали Крапивина, Кира Булычева. Дюма зачитывали до дыр. Сегодня эти авторы хоть и не столь востребованны, но все же читаемы. Вместе с тем ребята по-прежнему любят и Астрид Линдгрен, и Марка Твена, и Даниеля Дефо, читают Драгунского и Носова. А вот былины дети читают неохотно, только в качестве программного материла. (Приложение 6)

    II.3. Современные богатыри

    Проанализировать людей каких профессий можно отнести к современным богатырям.

    Отметим основные качества богатырей:

      Сила физическая -очень силен и могуч, наделен превосходящей силой с рождения или потом, когда духовно готов.

      Сила духа - храбрый, благородный, решительный, с чувством справедливости, собственного достоинства, обладает независимостью духа, силой воли, смекалкой, находчивостью, любит родную землю и окружающий мир, готов сражаться до конца даже без надежды на победу, отдать жизнь за родину и народ.

      Воинское дело - может быть обучен воинскому искусству, а может и нет. Свободен в решениях и от долга службы.

      Дело всей жизни - защита народа и родной земли от смертельной угрозы не по долгу или личной выгоде (награде), а по велению души.

    К таким характеристикам, на наш взгляд, можно отнести людей следующих профессий - полицейский, спасатель, пожарный, военный.

    После того, как мы выяснили кто такой богатырь, выявили основные его характеристики, побеседовали с библиотекарем школьной библиотеки, мы решили познакомить моих одноклассников с тем, что нового и интересного я узнал о богатырях. Мы провели классный час (Приложение 7, 8), изготовили с учащимися проект на тему: «Русские богатыри» создали фильм о современных богатырях.

    Выводы по главе II

    Таким образом, мы провели исследовательскую работу с целью исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и выяснить, существуют ли современные богатыри мы поставили перед собой следующие задачи:

    Таким образом,совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.

    Заключение

    Исходя из основной цели нашей работы - исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и выяснить, существуют ли современные богатыри мы:

      Подобрали и изучили литературу по данной теме.

    Узнали из дополнительной литературы, кто такие богатыри, изучили предания и былины с былинными богатырями. Выяснили, какими качествами обладали настоящие богатыри.

      Провели анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов и их родителей с целью выяснить, каких былинных богатырей они знают, какими качествами должны обладать богатыри, откуда узнали о богатырях, можно ли стать богатырем сейчас, почетно ли быть богатырем и проанализировать результаты.

    3 . Взяли интервью у библиотекаря школьной библиотеки с целью выяснить, какие книги читают современные дети.

    4 . Проанализировали, людей каких профессий можно отнести к современным богатырям.

    6 . Создали фильм о современных богатырях, выпустить панно на тему: «Русские богатыри»

    В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы уверены, что тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они - пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

    Пусть современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины. И пока у нас есть такие герои, пока мы о них помним, жив и богатырский дух русского человека.

    Мы думаем, если соединить качества спортсменов, военачальников и народных добровольцев вместе, то, как раз, и получится образ настоящего богатыря.

    В наше время богатыри нужны России.

    Список литературы

    1. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1998.

    2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 2002.

    3. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 2009.

    4. Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1998.

    5. Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа /Былины. М.: Детская литература, 2010, т.1. - с.5-25.

    6. Интернет-сайт Википедия

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8

    Картинки с сайта в Интернете

    http://go.mail.ru/search?mailru=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

    Тезаурус

      1. Богатырь - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

        Былина - о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

        Былинные богатыри - главные персонажи былин. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил.

    Приложение 1.

    Богатырь-стихия

    Богатырь

    Описание и умения

    Горыня (Сверни-гора, Вертигор)

    Горный великан, обладающий нечеловеческой силой, выворачивал камни, ломал горы, нарушал (изменял) природу вещей: «Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает»

    Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб)

    Лесной великан, обладающий нечеловеческой силой. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин: «Дубье верстает(ровняет): который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет»

    Усыня(Усыныч, Усынка, Крутиус)

    Речной великан, правит водной стихией: «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».

    Дунай Иванович

    Сильномогучий богатырь, «не похож Дунай на других богатырей; очевидно пришлец из других стран, буйный духом, он отличается какою-то особенною горделивою осанкою». Состоял на службе литовского короля, был женат на младшей дочери короля Настасьи, «воительнице-поленице». В былине Дунай, в состязании попадает в Настасью, и та умирает. В отчаянии бросился он на свое копье и умер рядом с женой, разливается рекою Дунаем, а жена - рекой Настасьей:«И падал он на нож да ретивым сердцем; С того ли времени, от крови горячия, Протекала матушка Дунай-река »

    Святогор

    Богатырь-великан невероятной силы. «Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой помериться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают».

    Приложение 2

    Богатырь-человек

    Богатырь

    Описание и умения

    Микула Селянинович

    Сильномогучий богатырь-пахарь (оратай). Он сильнее не только Вольги, но и всей его дружины «…дружинушка хоробрая сошку за обжи вокруг вертят, а не могут мошки из земли повыдернуть…Тут оратай-оратаюшко приехал ко сошке кленовенькой. Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул…». Микула помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?». Сила Микулы - в связи с землей и простым народом.

    Алеша Попович

    Русский молодой богатырь из Ростова, который отличался силой, мужеством, удалью, натиском, дерзостью, находчивостью, сметливостью и хитроумием. Где в бою силы не доставало - там смекалкой побеждал. Он хвастлив, излишне лукав и увертлив. Он отличается, решительностью, остроумием и жизнерадостностью. Умеет призывать на помощь природные явления (дождь, град..) «…У Алеши была мольба доходная…»

    Добрыня Никитич

    Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, благородство помыслов и поступков, образованность, дальновидность и предусмотрительность Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг.

    Илья Муромец

    Великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли.

    Приложение 3

    Выдающиеся люди России

      Спортсмены : легендарные чемпионы - борцы И.М. Поддубный и И. С. Ярыгин; чемпионы - тяжелоатлеты В.И. Алексеев и Л.И. Жаботинский и др.

    Иван Максимович Поддубный

    (1871-1949гг)

    профессиональный борец и атлет

    Родом из бедной крестьянской семьи с Полтавщины бедной крестьянской семье. С ранних лет помогал отцу пахать землю, молотить рожь. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчугана необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которымив будущем и прославился русский самородок. На заработках в Севастопольском порту грузчиком он взваливал на плечи громадный ящик, что не под силу было и троим, поднимался во весь свой огромный рост и шагал верх по дрожащим сходням. Заслуженный артист России (1939), заслуженный мастер спорта (1945). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939) «в деле развития советского спорта». В 1905-08 гг. чемпион мира по классической борьбе среди профессионалов. Боролся на цирковой арене до 70 лет. За 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревнования. Одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира, за что и был признан "чемпионом чемпионов". Это звание ему присудила народная молва.В народе его называли "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", «Иван Железный». Кода началась оккупация немцев в ВОВ, у Поддубного в то время уже болело сердце, ему было 70 лет, но он отказался от эвакуации и остался. Немцы предлагали ему тренировать немецких борцов, но он остался верен Родине:«Я — русский борец. Им и останусь ».После освобождения Ейска Иван Максимович ездил по близлежащим воинским частям и госпиталям, выступал с воспоминаниями и поднимал боевой дух народа.В Ейске установлен памятник, находится музей и спортивная школа его имени. На могильном камне И.М. Поддубного высечено: «Здесь русский богатырь лежит».

      Военначальники : великий русский полководец А.В. Суворов; русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов; маршалы полководцы Великой Отечественной Войны A.M. Василевский и Г.К. Жуков; маршалы авиации И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин и другие.

    Александр Васильевич Суворов

    (1730-1800гг)

    великий русский полководец

    Родился в семье военного, знатного происхождения. Детство провёл в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым, часто болел, но тяга с ранних лет к военному делу и решение стать военным вдохновляет Суворова на укрепление своего тела. Он закаляется и занимается физическими упражнениями, в любую погоду пешком совершает дальние переходы, вырабатывает выносливость. За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными; прошел все ступени армейской службы - от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи Суворов был окончательно признан «первым мечом России». Награжден многочисленными наградами.

    Обладая чрезвычайной личной храбростью, он бросался в самый пыл боя, платясь за это неоднократными ранами. Бескорыстие, щедрость, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца. Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным, сурово преследовал мародёрство.

    Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина («в свете храбрее россиянина нигде нет»). В историю России Суворов вошел как полководец-новатор, который внес огромный вклад в развитие военного искусства, разработал и осуществил оригинальную систему взглядов на способы и формы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Суворовская стратегия и тактика были им изложены в труде «Наука побеждать». Сущность его тактики - три воинских искусства: глазомер, быстрота, натиск.Его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма. Суворовское наследие и ныне используется в обучении и воспитании российских войск.

    «Потомство мое, прошу брать мой пример!..»

      Офицеры и рядовые Великой Отечественной Войны. Они все настоящие герой нашей Родины. Они проявили стойкость, мужество, горячую любовь к Родине, сражались не жалея своей жизни за наше будущее и будущее России. Будем всегда помнить их подвиг!

    Приложение 4

    В библиотеке…

    Приложение 5

    На кого ты хотел бы похож? (в %)

    Основные качества богатыря? (в %)

    Откуда узнали о богатырях? (в %)

    Может ли быть богатыркой женщина?

    Есть ли сейчас богатыри?

    Почетно ли в наше время быть богатырем?

    Приложение 6

    Интервью с библиотекарем

    Приложение 7

    Классный час

    «Богатыри - защитники земли русской»

    Не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества». Родина, Отечество - святые, дорогие для каждого человека слова. Защищать свою землю - долг народа. Во имя отечества воины-защитники несут службу.

    Сильна и могуча Россия. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, солдат лучше русского нет нигде в мире.Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. А мнению легендарного генералиссимуса можно верить. Русский солдат правдою богат.

    Исторически сложилось, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Грозно звучали для половцев, хазар, печенегов имена киевских князей Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.

    Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня.

    Слава нашей стороне,

    Слава русской старине!

    И про эту старину

    Вам рассказывать начну

    Чтобы все вы знать могли

    О делах родной земли.

    Времена теперь другие,

    Как и мысли, и дела -

    Далеко ушла Россия

    От страны, какой была!

    Умный, сильный наш народ

    Далеко глядит вперед,

    Но преданья старины

    Забывать мы не должны!

    Слава русской старине,

    Слава нашей стороне!

    Силён, как вольный ветер,

    Могуч, как ураган.

    Он защищает землю

    От злобных басурман!

    Он силой доброю богат,

    Он защищает стольный град.

    Спасает бедных и детей

    И стариков и матерей!

    Велика наша матушка Русь!

    Высока высота поднебесная,

    Глубока глубина океан-моря,

    Широко раздолье по всей земле.

    Глубоки горы Сорочинские,

    Темны леса Брянские,

    Крупны камни Смоленские,

    Быстры - светлы реки русские.

    А и сильные, могучие богатыри на славной Руси.

    Славна богатырями земля русская!

    Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник …)

    А как трактует значение этого слова толковый словарь?

    Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова.

    Богатырь - 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины. 2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

    Выполните задание: выбрать карточки с теми словами, которые подходят к описанию образа богатыря.

    Сильный, лентяй, воин, защитник, глупец, смелый, добрый, трусливый, злой, слабый.

    Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

    Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал:

    Вы послушайте-ка, люди добрые,

    Да былину мою, правду - истину!

    А что же такое «былина»?

    Обратимся к словарю.

    Былина - русская народная эпическая песня о богатырях.

    (русское народное песенное сказание)

    Слово «былина» - происходит от слова «быль», то есть то, что ты было на самом деле. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

    Давайте послушаем игру на гуслях.

    Вспомните, ребята имена богатырей русских.

    Имена этих славных богатырей каждый из нас знает с самого детства.

    Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов,изобразил на своей знаменитой картине портреты самых известных богатырей.

    Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

    (демонстрируется репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри")

    Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

    Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 20 лет.

    На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

    Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

    Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

    Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки.

    Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна. И никакой враг ей не страшен. На высоких холмах стоит Киев-град.В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.

    За лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка.Налетали из них на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен.

    И чтобы сберечь от врагов землю русскую, начали ставить в степи маленькие крепости - заставы богатырские.Они оберегали путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степи стали разъезжать богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались в даль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

    Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

    Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?(Уздечка, стремена, седло)

    Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.

    Как одеты богатыри?(На тело надета кольчуга - железная рубашка)

    Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча). Кольчуга весила 7 килограммов.

    Что надето на головы богатырей? (Шлем)

    Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором.А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина - богатыря от ударов.

    Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч - булава)

    Меч был главным оружием воинов - богатырей и воинов - ратников в ту пору на Руси.Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

    Илья Муромец - самый известный и, в то же время, самый загадочный герой русского эпоса.Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома.

    А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Сидел он сиднем тридцать лет и три года, а что было дальше давайте посмотрим.

    (Просмотр фрагмента)

    Илья Муромец воплощает в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, любовь к родине.Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем Разбойником.(Слайд 29)

    Образы богатырей - народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец».

    Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью.Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января. Мощи преподобного до сих пор находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры в Киеве.

    Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении.И где был ему поставлен памятник.

    Добры́ня Ники́тич— второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси.

    Он часто изображается служивым богатырём при князе Владимире. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

    В нем воплощены образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). В былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием.

    Добрыня Никитичпрославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил много людей и среди них племянницу князя Владимира - Забаву Путятичну.

    Алеша Попович - младший из трех богатырей, основных героев русского эпоса

    Алёша Попович — сын ростовского попа Левонтия. Он часто бывал на ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Алёшу Поповича отличает мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.

    Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот-податей неимоверных.

    Вольга Святославич богатырь русских былин.В детстве Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем,обладающим не только искусством бороться с врагами, но и умение понимать язык птиц и животных и оборачиваться разными животными.

    (Просмотр фрагмента)

    Есть и другие былины - о героях мирного труда.Самая прославленная из них былина о пахаре - богатыре Микуле Селяниновиче. Он пашет землю, кормит Русь. В былинах Микулу Селяниновича, труд его русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу.

    « Вольга, поклонился пахарю:

    — Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища...

    Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.

    Проскакали молодцы полпути.Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:

    — Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трёх дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».

    Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

    Знают былины замечательного музыканта - это Садко, купец новгородский.Никто не может сравниться с ним в искусстве игры на гуслях.И однажды сам Царь морской заслушался и в гости к себе его пригласил.

    Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают.

    Святогор - русский богатырь, огромного роста, невероятной силы.Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться.Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают, вот там-то он и проживал. Тяжко Святогору от своей силы.

    Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

    Задание: соберите пословицы

    Не родом богатырь славен, …………. а подвигом.

    Лучше того дела нет, …………. чем родную землю от врагов защищать.

    Смелость ………. силе воевода.

    Смелому горох хлебать, ……… а несмелому и щей не видать.

    Наша беседа о русских богатырях подошла к концу. Герои былин, их ратные подвиги надолго остаются в памяти.

    Помните: всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья.

    Приложение 8