Значение говоруха-отрок юрий николаевич в краткой биографической энциклопедии.

Говоруха-Отрок Yury Govoruha-Otrok Карьера: Критик
Рождение: Россия
Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил.

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился в дальнейшем по так называемому "процессу 193". Просидев в заключении немного лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. вновь поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал "Мир" и газете "Южный Край". К этому времени он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности касательство к искусству, ему начали глядеться узкими. Окончательно он, при всем при том, ещё не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - расклад "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, 11) и, в особенности, "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum"a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русская Мысль" (ст. С. Венгерова), давая доклад о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяких комментариев, немного отрывков из рассказа, то рапорт не увидел света. В "Вестнике Европы" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это повело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов, с "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отечественных Записок", из которых он в особенности нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией "Московских Ведомостей" новости писательский фельетон и сценический отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал ещё критические статьи в "Русском Обозрении" и "Русском Вестнике" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: "В.Г. Короленко" (1893), "Последние произведения графа Л.Н. Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока значительно выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение немаловажно улеглось в нем, и битва его с "петербургскими" журналами носит по преимуществу принципиальный нрав. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них полно вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как писательский критик, Говоруха-Отрок был дядя несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образования, но всю дорогу писал с предвзятой целью - представить пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-либо ему симпатичными. Такой нрав носит, к примеру, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист абсолютно вытеснил вдумчивого критика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" впрямь "свободно" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще нередко становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русскую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но безупречно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как независимость мысли и слова и участие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимст

вуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические выходки супротив западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова ("Русское Обозрение", 1896, 8 и 9 и "Отечественные Записки", 1883); Михайловский "Сочинения"; Венгеров "Источники Словесности русских писателей". С. Венгеров.

Революционер

Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич (1851-1896). В 1874 г. активно работал в харьковском революционном кружке и участвовал в "хождении в народ". Будучи арестован, он просидел несколько лет в тюрьме и в 1878 г. судился по процессу "193-х". Приговоренный к нескольким годам тюрьмы он был в 1882 г. освобожден. С этого времени он уже отходит от революционной деятельности и решительно эволюционирует вправо. С 1889 г. сотрудничает в "Московских Ведомостях", где ведет литературный отдел. В своих статьях резко нападает на радикальных писателей и развивает ту мысль, что русскую литературу губит ее оторванность от православной религии. В области политической Говоруха-Отрок становится на славянофильскую точку зрения.

...и писатель

Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич (псевдонимы Ю.Николаев, Г.Юрко и др.) – русский писатель, литературный критик. Родился в дворянской семье. Учился в Харьковском университете. В 1874 году примкнул к Харьковскому революционному кружку, ходил «в народ», судился по «процессу 193-х», приговорен к ссылке, замененной тюремным заключением. В тюрьме Г.-О. увлекся религиозными учениями. С начала 80-х годов занялся литературной деятельностью. Отмежевавшись от прежних революционных взглядов, обратился к «почвенничеству» и славянофильству, сотрудничал в реакционной прессе. В рассказах этого времени в ложном свете рисовал революционных деятелей, изображая в качестве положительного героя человека, отступившего от революции («Fatum», 1881, «Развязка», 1882). В критических статьях резко выступал против эстетики революционных демократов. В конце 80-х годов регулярно сотрудничал в газете «Московские ведомости», где с 1889 года заведовал литературным отделом и театральной хроникой. Автор статей о И.С.Тургеневе, Л.Н.Толстом, А.Н.Островском, А.П.Чехове, П.Д.Боборыкине, Н.А.Добролюбове, Н.К.Михайловском и др. Г.-О. считал себя последователем А.А.Григорьева и Н.Н.Страхова.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.

Публицист и критик

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич (25.01.1851-27.07.1896), публицист и критик. Родился в состоятельной дворянской семье, происходящей от запорожских казаков. Учился в харьковской гимназии, затем в Харьковском университете, но не закончил его, т. к. с юных лет Говоруха-Отрок втянулся в революционное движение, став членом народнического кружка. Вероятно, наряду с революционной романтикой, столь неотразимой в молодости, решающим в этом ответственном шаге для Говорухи-Отрока было искреннее желание бороться за социальную справедливость, покончить с бедностью и угнетением народа. В 1874 Говоруха-Отрок участвовал в «хождении в народ», был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. В 1877 он был в числе осужденных по «делу 193-х». Правда, учитывая молодость Говорухи-Отрока и отсутствие конкретных преступлений, он вскоре был выпущен на свободу. Провал «хождения в народ» не мог не навести Говоруху-Отрока на мысль о том, что не оторванным от реальной народной жизни городским беспочвенным интеллигентам решать социальные проблемы России. С другой стороны Говоруха-Отрок столкнулся в ходе «хождения» с реальным русским народом, православным и монархическим, сохранившим свои исконные традиции, исчезнувшие у европеизированной дворянской интеллигенции. Все это не могло не подвигнуть его на путь переоценки ценностей и постепенно проделать ту же эволюцию, которую проделали в разные годы Ф. М. Достоевский и Л. А. Тихомиров, перейдя к русской православно-монархической идее. Поселившись в Харькове, Говоруха-Отрок начал работать в местном журнале «Мiръ» и газете «Южный край». В литературе Говоруха-Отрок дебютировал рассказами «Из неоконченного романа» («Слово», 1880) и «Fatum» («Полярная Звезда», 1881) под псевд. Юрко. В этих рассказах главными героями являются революционеры, но при этом нет ни апологии, ни критики революционного движения. Слишком много честных людей, исходя из самых лучших побуждений, ушли в революцию и стали вольными или невольными врагами исконной Руси. После цареубийства 1 марта 1881 Говоруха-Отрок, и ранее не одобрявший террор, окончательно стал на защиту Православия, Самодержавия и Народности. Его талантливые полемические статьи в «Мiре» и «Южном крае», направленные против нигилистов, либералов и украинских самостийников сделали его имя известным далеко за пределами Харьковщины и превратили Говоруху-Отрока в публициста всероссийского значения. Особенную славу ему принесла критика кумира русских радикалов Н. К. Михайловского, которого Говоруха-Отрок хорошо знал лично и потому разоблачал со знанием дела. Одновременно в печати появляются новые рассказы Говорухи-Отрока, в которых публицист уже без колебаний показывает нутро русского нигилизма. Ярость харьковских нигилистов была беспредельна - под окнами дома Говорухи-Отрока устраивались «кошачьи концерты», в харьковском университете, охваченном беспорядками, группа студентов нанесла Говорухе-Отроку оскорбление действием. Все это было еще в период народовольческого терроризма, и Говоруха-Отрок вполне рисковал жизнью за отстаивание антинигилистических взглядов. В 1889 в жизни Говорухи-Отрока происходит знаменательное событие - его приглашают в Москву вести литературный и театральный отделы в газете «Московские ведомости», которую четверть века редактировал умерший незадолго до этого М. Н. Катков. Факт приглашения харьковского публициста в ведущую национально-консервативную газету страны, где трудились воспитанные Катковым опытные журналисты, означал признание гражданской смелости и литературных способностей Говорухи-Отрока. На протяжении 7 лет появлялись подписанные псевдонимом «Ю. Николаев» статьи, рецензии, обзоры, заметки Говорухи-Отрока, посвященные литературной и театральной жизни России. Отдельно Говоруха-Отрок выпустил книги литературных очерков о Короленко, Толстом, Островском, Боборыкине и др. деятелях изящной словесности. Помимо «Московских ведомостей» Говоруха-Отрок опубликовал много заметок и статей под псевдонимом «Ю. Елагин» в «Русском обозрении» и «Русском вестнике». В своих статьях Говоруха-Отрок упорно боролся с распространенным с 1860-х вульгарным материализмом, упрощенчеством, оторванностью от народной почвы. Говоруха-Отрок может считаться одним из создателей консервативной критики и эстетики. Хотя эстетические вопросы всегда волновали национально мыслящих русских деятелей культуры (можно вспомнить эстетические концепции славянофилов, Ап. Григорьева, Н. Н. Страхова), но в целом в русском искусстве XIX в. сложилась парадоксальная ситуация: правые художники творили, левые критики выносили суждения. Понятно, почему откровенно слабый в художественном плане роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» стал одним из значительнейших событий духовной жизни России, зато несравненно меньшее значение имела гражданская поэзия Ф. И. Тютчева. Говоруха-Отрок талантливо и смело боролся за русское искусство. Он владел прекрасным литературным слогом, и порой его рецензия на книгу читается лучше, чем сама книга. Словом, заметки критика под пером Говорухи-Отрока сами являются изящной словесностью. Смерть унесла Говоруху-Отрока в самый расцвет его творчества в июле 1896. Говоруха-Отрок не отличался крепким здоровьем, сказались годы тюрьмы и труд литературного поденщика.

Лебедев С. В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

[Ю.Николаев], Последние произведения графа Л.Н.Толстого, М., 1890;

[Ю.Николаев], Очерки современной беллетристики. В.Г.Короленко, М., 1883;

[Ю.Николаев], Тургенев, М., 1894.

Литература:

Памяти Ю.Н.Говорухи-Отрока. Сборник статей, М., 1896;

Гаршин В.М., Полн. собр. соч., т. 3 – Письма, М.-Л., 1934, с. 487-490;

История русской литературы 19 века. Библиографический указатель, под ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич (29.01.1850, Курск - 08.08.1896, Москва) - русский литературный и театральный критик, публицист, прозаик. Родился в стариной дворянской семье. Отца потерял еще в раннем детстве. Мать Ю.Н. Говоруха-Отрока, урожденная Елагина после смерти мужа вторично вышла замуж, за доктора Прожанского, от которого имела несколько детей.

Детство Ю.Н. Говоруха-Отрок провел в имении отца, до своего переезда в Харьков и поступления там во вторую гимназию. В гимназии он попадает под влияние современной ему радикально революционной публицистики 1860-х годов: Чернышевского, Писарева, Добролюбова и других. Позже, уже в зрелом возрасте Ю.Н. Говоруха-Отрок крайне не любил «заветы шестидесятников» называя деятелей этого времени «не отпетыми мертвецами».

Выйдя из 5-го класса гимназии Ю.Н. Говоруха-Отрок поступил на физико-математический факультет Императорского Харьковского университета.

В этот период своей жизни он видел себя романистом и драматургом. Именно поэтому, несмотря на значительное влияние революционной литературы, он все же ни в гимназии, ни в университете не переставал читать как мировую, так и русскую классику. Любовь к литературе, сочеталась у него со страстным увлечением театром.

По свидетельству хорошо его знавшего Н.И. Черняева, Ю.Н. Говоруха-Отрок был пылким и увлекающимся юношей, не умеющим устраивать свои финансовые дела.

Финансовое положение Ю.Н. Говоруха-Отрока было во времена его молодости весьма шаткое. Отцовское имение из-за мало доходности было продано, и на вырученные деньги он учился в университете. Одно время истощив свои деньги, он даже хотел поступить на сцену. При содействии актера Стружкина, своего дальнего родственника он примкнул к странствующей труппе и сыграл несколько крупных ролей (например, Хлестакова) в провинции, не то в Таганроге, не то в Ростове. Но вскоре, Ю.Н. Говоруха-Отрок понял, что сцена не его удел и раз и навсегда расстался с мыслью стать актером.

Время учебы в университете, совпало с его женитьбою. Женился он рано, в 18 с небольшим лет, на дочери уездного врача, урожденной Поповой, которой было тогда едва 16 лет. Будучи во многом противоположностями в жизни, они сходились на любви к литературе, театру и в увлечении революционными писаниями.

Хорошо знавший их Н.И. Черняев, писал, вспоминая о них так: «У Юрия Николаевича была страстная, нервная и общительная натура. Он легко сближался с людьми, имел много приятелей и знакомых, любил оживленную беседу и готов был спорить до петухов о “проклятых вопросах”. У Софьи Федоровны была сосредоточенная и замкнутая натура; она больше слушала, чем говорила, и редко высказывала свои мысли. Она производила впечатление изящной, доброй и милой, но несколько холодной женщины с ироническим складом ума».

Финансовое положение семьи оставалось скверное в эти годы, так как оба супруга были крайне не практичны и если бы не мать Софьи Федоровны помогавшей им по хозяйству, то дело было бы совсем плохо.

Тем временем началось так называемое «хождение в народ» революционеров, в 1874 году в Харьков приехал один из инициаторов этого движения некто Ковалик. Ю.Н. Говоруха-Отрок познакомился с ним и некоторыми представителями этого брожения, посетил несколько революционных сходок. Но вскоре вышел из организованного революционного кружка. Однако, когда весною 1874 года, Ю.Н. Говоруха-Отрок поехал в С.-Петербург в надежде получить работу в каком-нибудь столичном журнале, то был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, по делу «о пропаганде в Империи» (иначе по делу 193-х).

Как вспоминал, в последствии сам Ю.Н. Говоруха-Отрок «все мое политическое преступление, состояло, в сущности, в болтовне на разные революционные темы - в болтовне, которая тогда была в ходу между молодежью» (Тюрьма и крепость // Русское обозрение. 1894. Январь).

О крепости Ю.Н. Говоруха-Отрок писал: «Камера была просторная и, как я потом убедился, теплая; но видом она напоминала склеп, с сводчатыми стенами, с высоко. К потолку почти поднятым решетчатым окном. Тут была железная кровать, стол и табуретка. В двери маленькое стеклянное окошко, куда время от времени, заглядывал кто нибудь; ниже в той же двери четыреугольное окошко, запертое на замок, куда подавали обед, чай. На столике я заметил маленькую книжку в черном переплете - это было Евангелие. Кормили в крепости и содержали хорошо: давали три раза, утром и вечером чай с хлебом, хороший обед из трех блюд. Так кормятся только достаточные студенты, бедные - хуже. В праздники пища еще улучшалась, а на Рождество и на Светлый праздник - и очень. На Светлый праздник - давали кулич, крашенные яйца, ветчину и т. д. Давали даже казенные папиросы. Кроме того, те из арестованных, у кого были свои деньги, могли покупать для себя что угодно через смотрителя: табак, сигары, съедобное, сласти, даже вино, с разрешения доктора, в котором, впрочем, никому не отказывалось. Только заключение было уже вполне и абсолютно одиночное» (Тюрьма и крепость // Русское обозрение. 1894. Январь).

На процессе 193-х Ю.Н. Говоруха-Отрок был оговорен «товарищем», что будто бы хотел ударить ножом какого-то жандармского полковника за плохое обращение с «политическими». Ю.Н. Говоруха-Отрок был приговорен к ссылке в Тобольскую губернию в арестантские отделения на год и три месяца. По ходатайству суда ему был учтен срок предварительного заключения, и таким образом просидев в тюрьме Ю.Н. Говоруха-Отрок был выпущен на свободу.

Прожив несколько месяцев после освобождения в 1877 году, в С.-Петербурге, Ю.Н. Говоруха-Отрок сблизился с Михайловским и «Отечественными записками», где поместил несколько критических заметок.

Истратив последние деньги, Ю.Н. Говоруха-Отрок в конце лета или начале осени 1877 года, возвращается в Харьков, где работает то помощником библиотекаря Императорского Харьковского университета, то сотрудником газеты «Харьков» (1878).

В начале 1880-х годов он дебютирует, как прозаик в петербургских журналах «Слово» и «Вестник Европы», а также в харьковском журнале «Мир» (редактирует литературный отдел в 1881-1882). В этих произведениях (рассказы «Эпизод из ненаписанного романа», «Fatum», «Отъезд», «Развязка», «Поцелуй любви. Восточная легенда», «История о британском короле Лире и о трех его дочерях», повесть «До горького конца», пьеса «В болоте») Ю.Н. Говоруха-Отрок достаточно критически высказывался по поводу народовольческого движения.

По поводу этой критики, харьковские радикальные круги пытались устроить гонения на Ю.Н. Говоруха-Отрок. Так однажды, Юрий Николаевич, сидя за кружкой пива в одном заведении, подвергся словесному оскорблению, сводившемуся в обвинении в измене, ответом на что со стороны Ю.Н. Говоруха-Отрока последовало разбитие кружки о голову оскорбителя. Поднялся необычайный шум, который впрочем ни к чему ровным счетом не привел.

Наконец, в 1881 году Ю.Н. Говоруха-Отрок выходит на свою дорогу, на путь публицистики и художественной критики. Он становится сотрудником харьковской газеты «Южный край» (1881-1889).

Еще в тюрьме Ю.Н. Говоруха-Отрок познакомился с трудами Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»), Н.Н. Страхова и А.А. Григорьева. В статьях А.А Григорьева Ю.Н. Говоруха-Отроку нравилось то впечатление, которое «производила та искренность и та безграничная любовь к литературе, которые светится в каждой строчке, написанной Григорьевым». Аполлон Григорьев стал для Ю.Н. Говоруха-Отрока «новым открытием» и учителем в художественной критике.

Вскоре, на писательство Ю.Н. Говоруха-Отрока обратили внимание столичные газеты и его пригласили работать в Москву. С ноября 1889 г. он становится ведущим литературным, а с 1893 г. и театральным обозревателем газеты «Московские ведомости» (писал под псевдонимом Ю. Николаев). Он быстро знакомится со многими выдающимися консервативными писателями того времени: Н.Н. Страховым, К.Н. Леонтьевым, Л.А. Тихомировым, П.Е. Астафьевым, о. Иосифом Фуделем, В.В. Розановым и некоторыми другими.

Мировоззрение Ю.Н. Говоруха-Отрока эволюционировало от народовольческих увлечений к твердым православно-монархическим убеждениям. «Говоруха, - писал Л.А. Тихомиров, - был прежде всего - до мозга костей православный. Не в какие-нибудь социальные строи верил он, не в программы, а в Бога. Как православный - он был монархист, убежденный, искренний. Как православный же, он имел ряд требований к личности, конечно, не представляющих ничего общего с тою беспорядочною распущенностью, которую нынче выдают за ее свободу. Как православный, Говоруха любил народ за его веру, за его христианскую выработку» (Памяти Ю.Н. Говорухи-Отрока. М., 1896. С. 9).

Ю.Н. Говоруха-Отрок не был славянофилом и представлял уже другое поколение русских мыслителей, которое развивало философию русского самосознания далее, очищая от всего наносного, что привнесено было европейским образованием в славянофильские сочинения.

Девяностые годы XIX столетия в русской публицистике стали годами ожесточенных споров правых и левых изданий о славянофилах. В 1890-х либеральные журналы и либеральные публицисты во главе с Вл. Соловьевым повели целое наступление на славянофилов, отказывая этому учению в жизнеспособности и желая раз и навсегда опровергнув его - похоронить.

Одним из активнейших участников этих споров был Ю.Н. Говоруха-Отрок. Он писал, «чтобы показать несостоятельность самой сущности славянофильства, надо доказать, во первых, что православие не есть учение вселенское, каким оно было при Христе и Апостолах; во-вторых, что основу исторической жизни Русского народа составляет не православие, а что-нибудь иное; в третьих, что культурное развитие народов не имеет, вообще, в основе своей начала религиозного - и, наконец, что в учении Церкви Православной не примиряются все противоречия раздирающие европейский мир: противоречия Церкви и государства, нации, философии и религии, социализма и свободы, что в православии нет той великой объединяющей мысли, того великого объединяющего чувства, в которых может разрешиться трагическая коллизия созданная ходом европейской истории и отчасти перенесенная на нашу почву» (Поход на славянофилов // Московские ведомости. 1890. 21 января).

Для Ю.Н. Говоруха-Отрока главнейшим русским началом являлось Православие и в выяснении его значения для России, он видел главнейшую заслугу славянофильского движения. «Лишь в лоне Церкви возможно правильное развитие общества» (Московские ведомости. 1894. 10 марта).

При всех публицистических талантах Ю.Н. Говоруха-Отрока, современники все же считали, что истинным предназначением его стала художественная критика. В.В. Розанов писал о Ю.Н. Говоруха-Отроке, что он был лучший публицист-критик наших 80-х и 90-х годов XIX века» (С. XII. Розанов В.В. Литературные изгнанники. Спб., 1913). Ему вторил Н.Н. Страхов: «я его тоже постоянно читаю, и только радуюсь, что у нас теперь явились такие критики, каких давно не слыхать было» (С. 263. Розанов В.В. Литературные изгнанники. СПБ, 1913). «Настоящую область, - писал Л.А. Тихомиров, - его творчества, где он был на верху своей силы, составляла художественная критика. Здесь все его способности сливались удивительно удачно, чтобы создать первоклассного писателя, который, конечно, войдет в историю литературы. Здесь он был у себя дома, все чуял, все понимал, все умел выразить» (С. 13. Памяти Ю.Н. Говорухи-Отрока. М., 1896.)

Критика Ю.Н. Говоруха-Отрока исходила из высоких идеалов христианства, отсюда и большие нравственные и художественные требования, которые он предъявлял всякому писателю, к творчеству которого обращался. «Чтобы касаться отрицательных явлений жизни, - писал Ю.Н. Говоруха-Отрок, - художник сам должен сознавать свои человеческие несовершенства, должен сам иметь христианское настроение, которое есть только одно: настроение кающегося мытаря... Гордому, высоко ценящему себя человеку трудно и невозможно поставить себя на одну доску с злодеем, безумцем, отщепенцем или с жалким бродягой, отверженцем общества, с уличным вором, с проституткой, трудно пережить их жизнь, переболеть их язвами, перестрадать их страданиями; трудно признать их равными себе людьми и своими братьями».

Насколько, вообще, замолчан нашей историей литературы Ю.Н. Говоруха-Отрок, ярко может проиллюстрировать пример с известнейшей фразой Короленко: «человек создан для счастья, как птица для полета». Эта реплика писателя-народника вызвана утверждением принадлежащим Ю.Н. Говоруха-Отроку в котором философия человеческой жизни представляется совершенно по иному. «Человек существует не для счастья» на земле, писал Ю.Н. Говоруха-Отрок и «жизнь его есть подвиг страдания и искупления» (К вопросу о сущности русского «либерализма» // Московские ведомости. 1890. 31 января).

Из такового понимания человеческой жизни и высочайшим жанром в искусстве, по мнению Ю.Н. Говоруха-Отрока, является трагедия. «Истинная трагическая коллизия, - пишет он, - именно и заключается в том, что человек ставится в такие условия, окружается такими обстоятельствами которые мало-по-малу, шаг за шагом заставляют его стряхнуть с души всю шелуху земных помыслов, земных желаний, заставляют его признать ложность всех своих стремлений обусловленных похотью плоти - похотью ли сластолюбия, гордости ума и т. д. - ложность всех своих надежд и ожиданий; заставляют его поверить в непрочность и ложь всего земного и путем великой скорби, приводят его к сознанию что есть в жизни что-то стоящее и выше личного счастья и выше личного страдания, что есть что-то великое и высшее, стоящее вне нас и в то же время живущее в нас, пред чем все земное, все земные помыслы, чувства, желания являются как бы бессмысленным мельканием китайских теней...» (С. 17. Последние произведения графа Л.Н. Толстого. М., 1890).

В 90-е годы он активно сотрудничает в лучшем тогдашнем консервативном журнале «Русское обозрение», где печатает несколько своих работ: «Тюрьма и крепость. Из посмертных записок подследственного арестанта. Отрывок первый» (1894, № 1), «Несколько мыслей о религиозной живописи» (1894, № 2), «Федор Павлович. Святочный рассказ» (1895, № 1). Изредка он печатал свои статьи и в журнале «Русский вестник» и газете «Русское слово».

Главным сочинением в творчестве Ю.Н. Говоруха-Отрока стала книга «Тургенев», где на основе художественных произведений и писем он показал образ Тургенева, его душевное самоощущение своей ненужности, как «лишнего человека».

Со смертью Ю.Н. Говоруха-Отрока в неосуществленных замыслах остались комментарии к «Гамлету», любимому герою Ю.Н. Говоруха-Отрока в иностранной литературе, а так же не написанная книга о Гоголе, должная по замыслу автора выявить в образе Гоголя великого подвижника, чья «жизнь была покаянным подвигом».

Однако, несмотря на раннюю смерть, Ю.Н. Говоруха-Отрок сумел выразиться в художественной критике как выдающийся историк и аналитик русской литературы.

Соч.: Последние произведения графа Л.Н. Толстого. Критический этюд. М., 1890; Очерки современной беллетристики. В.Г. Короленко. Критический этюд. М., 1893; Тургенев. Критический этюд. М., 1894; Заметки о прогрессе и цивилизации. М., 1897.

Лит.: Памяти Ю.Н. Говорухи-Отрока. Сборник статей из «Русского обозрения». М., 1896.

Значение в Краткой биографической энциклопедии

ГОВОРУХА-ОТРОК ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился впоследствии по так называемому "процессу 193". Просидев в заключении несколько лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. снова поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал "Мир" и газете "Южный Край". К этому времени он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности отношение к искусству, ему начали казаться узкими. Окончательно он, однако, еще не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - рассказ "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, ¦ 11) и, в особенности, "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum"a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русская Мысль" (ст. С. Венгерова), давая отчет о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяких комментариев, несколько отрывков из рассказа, то отчет не увидел света. В "Вестнике Европы" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это повело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов, с "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отечественных Записок", из которых он особенно нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией "Московских Ведомостей" вести литературный фельетон и театральный отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал также критические статьи в "Русском Обозрении" и "Русском Вестнике" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: "В.Г. Короленко" (1893), "Последние произведения графа Л.Н. Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока гораздо выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение значительно улеглось в нем, и борьба его с "петербургскими" журналами носит по преимуществу принципиальный характер. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них много вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как литературный критик, Говоруха-Отрок был человек несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образования, но всегда писал с предвзятой целью - показать пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-либо ему симпатичными. Такой характер носит, например, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист совершенно вытеснил вдумчивого критика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" действительно "свободно" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще часто становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русскую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но совершенно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как свобода мысли и слова и участие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимствуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические выходки против западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова ("Русское Обозрение", 1896, ¦ 8 и 9 и "Отечественные Записки", 1883); Михайловский "Сочинения"; Венгеров "Источники Словесности русских писателей". С. Венгеров.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГОВОРУХА-ОТРОК ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГОВОРУХА-ОТРОК ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (1850-96) русский литературный критик, публицист. Представитель позднего славянофильства. Публицистические выступления с консервативных позиций. Критические исследования "Последние произведения гр. Л. Н. …
  • ГОВОРУХА-ОТРОК ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    критик, писал под псевдонимом Ю. Николаев (см. соотв. …
  • ОТРОК в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    662693, Красноярского, …
  • ОТРОК в Кратком церковнославянском словаре:
    - мальчик от 7 до 15 …
  • ’ОТРОК в Библейском словаре:
    — мальчик в возрасте от 12 лет (Лук.2:42-43) до 16 лет (Быт.21:16), но в некоторых случаях и больше, ибо Иосифу …
  • ОТРОК в Лексиконе секса:
    (жен. отроковица), мальчик или девочка-подросток, находящиеся в переходном возрасте. см. пубертат …
  • ОТРОК в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОТРОК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в Древней Руси этим термином обозначали 1) подростков, юношей; 2) младших дружинников. О. были княжеские, боярские и посадничьи. За убийство …
  • ЮРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    славянская переделка имени Георгий (старослав. Гюргий). О русских князьях Юриях см. Георгии. Согласно фонетическим свойствам различных славянских языков и наречий, …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Юрий) — сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ОТРОК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. (устар.). Мальчик-подросток. II прил. отроческий, -ая, -ое. О. …
  • ЮРИЙ
    ́ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ (90-е гг. 11 в.- 1157), князь суздальский и вел. князь киевский. Сын Владимира Мономаха. В 1125 перенёс столицу …
  • ЮРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1374-1434), князь звенигородский и Галича-Костромского (с 1389). Сын Дмитрия Донского. С 1425 вступил в борьбу с Василием II …
  • ЮРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЮРИЙ ДАНИЛОВИЧ (кон. 70-х гг.- нач. 80-х гг. 13 в.- 1325), князь московский (с 1303). Сын Даниила Александровича. Боролся с …
  • ЮРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЮРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. князь владимирский (1212-16 и с 1218). Сын Всеволода III Большое Гнездо. Потерпел поражение в Липицкой битве …
  • ОТРОК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОТРОК, подросток, юноша. Младший княжеский дружинник на Руси 10-12 вв., участвовал в походах и сборах дани, выполняя отд. поручения князя …
  • ЮРИЙ
    - славянская переделка имени Георгий (старослав. Гюргий). О русских князьях Юриях см. Георгии. Согласно фонетическим свойствам различных славянских языков и …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Юрий) ? сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ОТРОК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"трок, о"троки, о"трока, о"троков, о"троку, о"трокам, о"трока, о"троков, о"троком, о"троками, о"троке, …
  • ОТРОК в словаре Анаграмм:
    рокот - …
  • ОТРОК
    Юноша ушедших …
  • ОТРОК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ЮРИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ОТРОК в Словаре синонимов Абрамова:
    см. малолеток, мужчина, …
  • ЮРИЙ
    георгий, егор, …
  • ОТРОК в словаре Синонимов русского языка:
    малолеток, мальчик, подросток, юнец, …
  • ГОВОРУХА в словаре Синонимов русского языка:
    балаболка, балагурка, болтунья, болтушка, говорунья, говоруша, говорушка, краснобайка, пустобрешка, пустомеля, пустословка, таратора, …
  • ОТРОК
    м. 1) Мальчик-подросток среднего возраста между ребенком и юношей. 2) Младшей член дружины князя (на Руси IX-XIII …
  • ГОВОРУХА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. разг.-сниж. То же, что: …
  • ОТРОК
    `отрок, …
  • ГОВОРУХА в Словаре русского языка Лопатина:
    говор`уха, …
  • ЮРИЙ
    Юрий, (Юрьевич, …
  • ОТРОК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    отрок, …
  • ГОВОРУХА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    говоруха, …
  • ОТРОК в Орфографическом словаре:
    `отрок, …
  • ГОВОРУХА в Орфографическом словаре:
    говор`уха, …
  • ОТРОК в Словаре русского языка Ожегова.
  • ОТРОК в Словаре Даля:
    муж. отроковица жен. отрочица жен. , архан. дитя от 7 до 15 лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. …
  • ОТРОК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) подросток, юноша.2) Младший княжеский дружинник на Руси 10-12 вв., участвовал в походах и сборах дани, выполнял отдельные поручения князя …
  • ОТРОК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    отрока, м. 1. Мальчик-подросток, среднего возраста между ребенком и юношей. Конем спокойно всадник правит и отроком отец повелевает. Пушкин. Я …
  • ОТРОК
    отрок м. 1) Мальчик-подросток среднего возраста между ребенком и юношей. 2) Младшей член дружины князя (на Руси IX-XIII …
  • ГОВОРУХА в Толковом словаре Ефремовой:
    говоруха ж. разг.-сниж. То же, что: …
  • ОТРОК
    м. 1. Мальчик-подросток среднего возраста между ребенком и юношей. 2. Младшей член дружины князя (на Руси IX - XIII вв. …
  • ГОВОРУХА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. разг.-сниж. то же, что …
  • ОТРОК
    I м. устар. Мальчик-подросток среднего - между ребенком и юношей - возраста. II м. Младшей член дружины князя (на …
  • ГОВОРУХА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. разг.-сниж. то же, что …
  • ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ КУБЛАНОВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-03 Time: 22:06:17 Навигация Тема = Юрий Кублановский Википедия = Кублановский, Юрий Михайлович Юрий Михайлович Кублановскй — русский поэт, …

говоруха-отрок юрий николаевич

Критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился впоследствии по так называемому "процессу 193". Просидев в заключении несколько лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. снова поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал "Мир" и газете "Южный Край". К этому времени он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности отношение к искусству, ему начали казаться узкими. Окончательно он, однако, еще не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - рассказ "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, № 11) и, в особенности, "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum"a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русская Мысль" (ст. С. Венгерова), давая отчет о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяких комментариев, несколько отрывков из рассказа, то отчет не увидел света. В "Вестнике Европы" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это повело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов, с "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отечественных Записок", из которых он особенно нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией "Московских Ведомостей" вести литературный фельетон и театральный отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал также критические статьи в "Русском Обозрении" и "Русском Вестнике" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: "В.Г. Короленко" (1893), "Последние произведения графа Л.Н. Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока гораздо выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение значительно улеглось в нем, и борьба его с "петербургскими" журналами носит по преимуществу принципиальный характер. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них много вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как литературный критик, Говоруха-Отрок был человек несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образования, но всегда писал с предвзятой целью - показать пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-

либо ему симпатичными. Такой характер носит, например, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист совершенно вытеснил вдумчивого критика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" действительно "свободно" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще часто становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русскую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но совершенно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как свобода мысли и слова и участие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимствуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические выходки против западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова ("Русское Обозрение", 1896, № 8 и 9 и "Отечественные Записки", 1883); Михайловский "Сочинения"; Венгеров "Источники Словесности русских писателей". С. Венгеров. См. также статьи: Николаев Ю. ; Россия, разд. Русская литература (1880-е и 1890-е годы) ; Страхов Николай Николаевич (писатель I) ; Толстой Лев Николаевич; Тургенев Иван Сергеевич.