Конспект занятия по чтению художественной литературе. План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: карта занятия по чтению художественной литературы

Воспитатель Демиденко Н.А.
Конспект открытого занятие по чтению художественной литературы. Чтение сказки «Колосок»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи :

Чтение украинской народной сказки « Колосок »

Цель :

1. Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки « Колосок » .

2. Учить детей оценивать поступки персонажей.

3. Учить детей драматизировать отдельные эпизоды сказки .

4. Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки .

5. Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.

6. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.

7. Развивать внимание, память, речь.

Оборудование :

1. Текст сказки « Колосок » .

2. Иллюстрации к сказке .

3. Маски мышек и петушка.

4. Ящик «осязания» , кусочки ржаного и пшеничного хлеба.

5.»Волшебные коробки» (в которых находится орг. стекло и песок)

Предварительная работа :

1. Чтение с последующим обсуждением :

В. Пальчинскайте «Хлеб» ,

Немецкая сказка «Горшочек каши» .

2. Лепка из солёного теста – бублики, пирожки, булочки.

Ход занятия :

Воспитатель : Слушай, маленький народ,

Собираемся на сход!

Поскорее в круг вставайте

И за мною повторяйте!

Добрый день всем добрым людям!

Мы вам рады, мы вас любим!

Очень любим мы людей

И больших и малышей!

Дети вместе с взрослым повторяют второе четверостишье.

Игра «Четвёртый лишний» .

В – ль : -Ребята, у меня на доске выложены картинки, назовите лишнюю.

*помидор, огурец, сметана, лук;

*груша, яблоко, апельсин, творог;

*смородина, колбаса, крыжовник, малина;

*тарелка, кастрюля, пирог, сковорода.

Дети называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний.

В ль : Послушайте слова : сметана, пирог, колбаса, творог. Что это? (Продукты) .

Сметану и творог готовят из чего? (Из молока) .

Колбасу изготавливают из чего? (Из мяса) .

Из чего пекут пироги? (Из муки) .

Из чего получается мука? (Из зёрен, колосков ) .

Давайте покажем, как же вырастают колоски .

Упражнение на развитие координации движений « Колоски »

В – ль : - Ребята, кто из вас знает, что такое колосок ?

- Колосок – это соцветие , в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –

это соломина. (Воспитатель показывает колосок )

Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем как растут

колоски .

Упражнение « Колоски » .

По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о

друга.

Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отво-

дят руку в сторону («сеют» ).

Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают

руки ( «солнце» ).

Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,

раскрытыми, к полу.

Высоко поднялись колоски , Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу

К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.

Ветер налетает, Покачивают руками над головой.

Колоски качает .

Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.

Влево качнулись.

А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.

Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют) .

Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.

До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.

В – ль : - Молодцы, садитесь на стульчики.

Мы с вами выяснили, что мука получается из зёрен, а что пекут из муки?

Правильно, из муки пекут не только различные пироги, но и хлеб..

В – ль : - Ребята, отгадайте загадку :

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт

О ком эта загадка? Какие сказки вы знаете о петушке ? ( «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Заюшкина избушка» , «Петушок – золотой гребешок» и т. д).

Почему это сказки ?

Правильно, это сказки , потому что в них может всё случиться, это необыкновенные истории, в которых и животные, и предметы могут разговаривать.

Сейчас я прочитаю вам сказку « Колосок » , которую написал украинский народ.

В тексте вам встретятся незнакомые слова : молотить, мельница, молоть. Может из вас кто – нибудь знает, что они означают.

Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска цепом .

Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.

Молоть – это перетирать зёрна в муку.

Воспитатель читает текст сказки .

Воспитатель задаёт вопросы по тексту сказки :

Что нашёл петушок?

Что предложили сделать мышата?

Кто обмолотил колосок ?

Что предложили сделать мышата с зерном?

Кто это сделал?

Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке ).

Что в это время делали Круть и Верть?

Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.

Пантомимические этюды «Стыд» , «Усталость» , «Голод» .

(Дети представляют, что они мышата и им стыдно : голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.)

Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы (утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки).

Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков (дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу).

Теперь давайте покажем, как же пекут пироги.

Пальчиковая игра «Пирог» .

Мы спросили нашу печь : дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими.

Что сегодня нам испечь? Вытягивают руки вперёд.

Печку мы спросили, поворачивают ладони вверх – вниз.

Тесто замесили. Мнут руками бёдра.

Тесто скалкой раскатали Гладят ладонями ноги.

Раскатали – не устали.

Начинили творогом «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая) .

И назвали пирогом!

Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх (2 раза) .

Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши (4 раза) .

В – ль : Послушайте, я вам ещё раз прочитаю один отрывок из сказки . Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать.

Воспитатель читает последний диалог со слов : «Испеклись пироги…»

Инсценировка отрывка сказки детьми .

С какой сказкой вы сегодня познакомились? Правильно, с украинской народной сказкой « Колосок » .

В – ль : На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился ? Почему?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

3. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии

4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения

5. Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах

Заключение

Список литературы

Введение

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Объект работы - художественная литература в детском саду.

Предмет - особенности занятий по ознакомлению с художественной литературой в детском саду.

Цель - изучить и проанализировать особенности занятий по ознакомлению с художественной литературой в детском саду.

Поставленные задачи:

Проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей;

Изучить методику чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях;

Рассмотреть структуру занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии;

Изучить методику предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения;

Проанализировать особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах.

1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе - развитие детского художественного творчества.

Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.

Типы занятий:

1. Чтение и рассказывание одного предложения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

* обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учётом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

* определение программного содержания - литературной и воспитательной задач;

* подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка Другова слова во время чтения прозы, подбор синонимов; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Книгу с картинками можно дать за несколько дней до чтения, чтобы вызвать интерес к тексту, либо картинки рассматриваются, организовано после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Одним из приёмов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объёму произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

*выразительное чтение воспитателя;

*беседа о прочитанном;

*повторное чтение;

*рассматривание иллюстраций;

*объяснение незнакомых слов.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.

3. Структура занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии

художественный литература чтение речевой

На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.

Одна из задач занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести.

Рассказываются только прозаические произведения -- сказки, рассказы, повести. Заучивание воспитателем наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, и развитие навыков выразительного чтения -- важная часть профессиональной подготовки воспитателя.

Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2--6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить пополам; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.

Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало при доречевых тренировках детей раннего возраста, т. е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок; но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки: перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренируется в чтении вслух.

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.

Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям -- эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости создает воспитатель: он на глазах у детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Текст всякого художественного произведения прозы или стихотворения воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:

1) повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться:

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения

Беседа по произведению. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов -- словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения. Не следует, однако, делать эти приемы обязательными. Работа над художественным произведением может протекать и следующим образом.

После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) дети обычно находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами, просят почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично и рассматривает с детьми иллюстрации. В младших и средних группах такой работы по новому произведению часто бывает достаточно.

Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему?

В старших группах нужно привлекать внимание детей к языку произведения, включать в вопросы слова и словосочетания из текста, использовать выборочное чтение поэтических описаний, сравнений.

Как правило, не бывает необходимым выявлять в процессе беседы сюжет, последовательность действий персонажей, так как в произведениях для дошкольников они довольно просты. Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.

Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой, от излишних объяснений и в особенности от морализирующих выводов.

На занятиях по художественной литературе применяются и технические средства обучения. В качестве приема может быть использовано прослушивание в грамзаписи исполнения артистом знакомого детям произведения (или фрагмента), записей на магнитной пленке детского чтения. Повышает качество учебного процесса показ диапозитивов, слайдов или коротких диафильмов на сюжеты произведений.

5. Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста -- перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

Заключение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М.; Академия, 2008. 400 с.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. 220 с.

3. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002. 64 с.

4. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004. 223 с.

5. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой. Характеристика основных видов сказок и особенности творческого рассказывания. Способы создания творческих образов. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2011

    Обзор приемов изучения художественного текста: беседы, выразительного чтения, метода рассказывания, заучивания наизусть. Методика преподавания художественной литературы в начальной школе. Поурочные разработки с использованием различных методов и приемов.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2013

    Исследование сущности и закономерностей развития словаря старших дошкольников. Характеристика методики работы с художественной литературой в детском саду. Анализ состояния работы по развитию словаря старших дошкольников в практике дошкольного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2015

    Проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста. Особенности познавательной активности у детей с задержкой психического развития. Занятия по ознакомлению детей с окружающим как средство развития познавательной активности.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Анализ психологических характеристик дошкольного возраста для ознакомления детей с природой и раскрытие её значения в развитии и воспитании дошкольников. Оценка эффективности форм и методов педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Формы организации работы по ознакомлению с природой. Занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типа. Конспект мероприятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Прогулка на природу".

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Роль театрализованной игры в развитии личности ребенка. Содержание педагогической деятельности, направленной на знакомство дошкольников с художественной литературой и формирование творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2012

    Значение художественной литературы в воспитании детей. Исследование основных задач детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром. Особенности развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2016

    Значение животного мира в природе и жизни человека. Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Методы и формы работы в детском саду с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Эволюция и происхождение птиц, анатомия и полет.

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе

Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему»

Вершинина Наталья Александровна,

воспитатель 1 кв. категории

МАДОУ № 3 «Морозко» г. Северодвинск

Программное содержание:

Подвести детей к восприятию художественного произведения, пониманию авторского замысла;

Создать условия для осмысления детьми содержания текста и значения пословиц;

Подвести детей к пониманию нравственного смысла рассказа, к мотивированной оценке поступков героев;

Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением, используя слова и словосочетания из текста; умение вести диалог;

Закреплять умение рассматривать иллюстрации;

Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление; умение работать в подгруппах;

Воспитывать умение слушать длинный рассказ, рассуждать, слушать ответы других, не перебивая, а дополняя;

Воспитывать уважительное отношение к близким, сопереживание.

Словарь: фотографическая карточка.

Материалы: выставка книг В.А. Осеевой, портрет автора, приложение – мультимедийная презентация «Иллюстрации к рассказу», ребус «Собери пословицу» (из букв, сделанных с помощью пластилиновой аппликации), дидактическая игра «Собери пословицу» (из слов).

Предварительная работа: чтение произведений В. Осеевой, пластилиновая аппликация «Буквы» (грунтование).

Методические приёмы: организационный момент, объяснение воспитателем новых слов, выразительное чтение рассказа воспитателем, беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций, ребус «Собери пословицу», дидактическая игра «Собери пословицу» (из слов), физминутка.

Ход:

Ребята, мы вчера с дочкой ходили в детскую библиотеку и встретили там мальчика, который читал книгу и был очень расстроен. Мы спросили его, что с ним случилось. Оказалось, что мальчик переживал о том, какая история случилась с героем из книги Валентины Осеевой. Конечно же, библиотекарь предложила взять эту книгу к нам в детский сад. Хотите услышать эту историю? (дети проходят на места )

Обратите внимание, что у нас в группе выставка книг В. Осеевой, которые мы с вами уже читали. Вы помните, что Валентина Осеева писала свои книги очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были совсем маленькими? (обратить внимание на выставку и портрет писателя )

Какие рассказы вы помните, о чём они? («Волшебное слово», «Синие листья», «Три товарища», «Просто старушка»; все рассказы о детях, о дружбе, о доброте и т.д. )

Рассказ называется «Почему». Давайте я сначала объясню вам незнакомые слова, которые вы услышите в рассказе.

Карточка, фотографическая карточка – так раньше называли фотографию.

Чтение рассказа воспитателем. Беседа.

- Как называется рассказ?

- Кто главные герои?

Что произошло в начале рассказа? Кто на самом деле разбил чашку?

Почему мама так расстроилась из-за разбитой чашки? (чашка – память о папе )

Что сказала мама, когда услышала звон разбитой чашки? (зачитать отрывок

«-Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она.» )

Как вы думаете, мама догадалась, кто на самом деле разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?

- А пыталась ли она помочь сыну сказать правду? (Она повторяла два раза: «Ты очень испугался?» А потом: «Если ты нечаянно...» )

По каким словам в рассказе вы поняли, что мама очень расстроилась из-за обмана сына?

Давайте я прочитаю, как об этом пишет автор. (« У неё лицо потемнело, а потом она о чём-то задумалась. »; « Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала. - Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке .»)

Как вы думаете, о чем могла думать мама? (Может быть, она думала: «Почему мой сын не может признаться?», «Неужели он станет обманщиком?» )

Почему мальчик сразу не сказал маме правду?

А как бы поступили вы?

Как вёл себя Бум после того, как его выгнали из дома?

Как вёл себя мальчик, о чём он думал? Что произошло ночью? (дождь, сильный ветер )

- Какие чувства вы испытывали к собаке, когда её выгнали из дома во двор?

Почему мальчик не спал сам и разбудил ночью маму?

А как вы думаете, Бум простил мальчика? В чём это выражается? (Отрывок из текста: «Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы… Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?» )

Можно ли обманывать друзей? (Собака – друг человека. Значит, мальчик свалил свою вину на друга. )

Дети, вы немного устали, давайте отдохнём.

Физминутка

Я прошу подняться вас – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вбок, вперёд смотри – это «три».

На «четыре»– поскакать.

Две руки к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Работа с иллюстрациями

Сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к этому рассказу и вспомнить, какие части рассказа они передают. (Мальчик разбил чашку, Бум, мама расстроилась, Бум на улице, мальчик жалеет Бума, начинается дождь, сильный ветер, мальчик не может уснуть, будит маму, Бум дома ). Ребята, посмотрите, на этой иллюстрации мы видим папину карточку. (на первой – на стене ) – беседа по иллюстрациям.

Скажите, так вы себе представляли героев рассказа или как-то по-другому?

А сейчас вам нужно разделиться на 2 группы и выполнить задания.

1 группа собирает пословицу из напечатанных на карточках словах – «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (на обратной стороне карточки проставлены номера – последовательность слов в пословице).

2 группа собирает пословицу из заранее приготовленных букв – «Не мил и свет, когда друга нет». (см. приложение)

Как вы думаете, подходят ли пословицы к этой истории?

Ребята, чему нас учит этот рассказ? (Нельзя обманывать родителей, нельзя сваливать вину на других . Важно быть честным и не бояться признаваться в своих поступках близким людям . Согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить свою ошибку. )

Какое новое слово вы сегодня узнали? (фотографическая карточка )

Книгу мы с вами вернём в библиотеку. И возьмём еще какую-нибудь интересную историю.

Вы сегодня – молодцы! Особенно постарались (имена детей) ….

Приложение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 «Лейсан» комбинированного вида ЕМР

Составила: воспитатель Юсупова М.М.

Елабуга

Конспект занятия по речевому развитию «Чтение художественной литературы»

на тему: «Чтение сказки «Живая ель»

Цель:

    Сформировать представления у детей о деревьях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о деревьях.

    Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям дерева.

    Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.

    Совершенствовать речь детей, расширять запас слов.

    Развивать разговорную речь, внимание, память.

Методические приемы: чтение сказки вопросы воспитателя; загадки; пальчиковая гимнастика «Большая ель» ; физкультминутка «Деревце»; Дидактическая игра «Собери елку» (пазлы); анализ занятия; домашнее задание «Экология».

Предварительная работа: Чтение сказки, рассматривание и рисование иллюстраций к ней; рассуждения на тему «Экология».

Материалы и оборудование: картинки с деревьями (пазл), сказка Юсуповой М.М. «Живая ель».

Ход занятия

Организационный момент

Вот стоит большая елка, Пальцы рук – «в замок», большие пальцы – верхушка.

А на ней растут иголки. Сжать кулачки.

Есть на елке также шишки, «замок» - пальцы сложены,

А внизу – берлога мишки. большие пальцы соединить кончиками – вход в берлогу.

Загадки

Зимой и летом Одним цветом. (Ель, сосна)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель)

Чтение сказки «Живая ель»

Воспитатель читает детям экологическую сказку «Живая ель»
Давным-давно, в тёмном лесу, жила-была ель. Своей красотой она славилась на всю округу. Только не всем свою красоту показывало деревце.
Вот как-то раз проезжал мимо леса купец. Захотелось ему полюбоваться на деревце. Долго плутал по лесу купец. Наконец на поляне он увидел её. Только ничего в ней необыкновенного не было. «Врут люди, - подумал купец, и собрался уходить. Тут ему навстречу вышел лесничий. Он спросил у купца, понравилось ли ему ель, но купец только махнул рукой. Тогда лесничий повёл купца обратно, а по дороге рассказал, что много людей приходило к ели и, увидев её красоту, хотели срубить её и оставить себе на забаву. С тех пор ель стала хорониться от злых умыслов людей. Вот они пришли обратно. Тут лесничий подошёл к деревцу и, протянув руку, погладил её по веткам. Говорил с ней как с человеком, спрашивал о житье, о здоровье. Слушал купец и дивился. Вдруг ель преобразилась: стала стройная, ветки распустились, иголочки излучали изумрудный свет. Потрогал купец ветку ели и вдруг, вместо колючих иголок появились маленькие листья. Понял купец, что ель тоже живое, сказочно-красивое дерево.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо «машут» кистями рук к себе.

И качает деревцо. Руки подняты, кисти качаются вправо – влево.

Ветерок все тише, тише. Плавные движения кистями вверх-вниз

Деревцо все выше, выше. Руки поднять вверх, потянуться.

Беседа по содержанию сказки «Живая ель»

1. Вам понравилась сказка?

2.. Как она называется?

3. Почему ель не показывала своей красоты людям?

4. Как лесничий обращается с елью?

5. А почему, как вы думаете, сказка называется «Живая ель»?

6. Чему учит нас эта сказка?

7. В чем польза деревьев?

Воспитатель. И вообще лес – это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом. Послушайте стихотворение о пользе, которую приносит лес.

Лесом можем мы гордиться,
Лес – зелёная больница.
Воздух там – сплошной озон.
Все болезни лечит он.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарство, и таблетки.

Воспитатель. С давних времён ёлка используется как растение-лекарь. Её хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином С. При простудах хорошо помогает отвар шишек ели в молоке. Еловая смола, смешанная с воском и мёдом, хорошо заживляет раны. Но ёлка служит не только человеку, но и птицам, белкам и другим животным, которые лакомятся её семенами. Вот какую пользу приносит лес.

Дидактическая игра «Собери елку» (пазлы).

Дети собирают из отдельных геометрических фигурок елочки. Сравнивают их по высоте.

Итог:

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей земли. Там. где лес, всегда свежий воздух. Лес – это дом для птиц и зверей. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.

Так давайте к деревьям мы будем относиться, как друзья!

Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами послушали сказку о ели. Я предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, нарисовать рисунок к сказке «Живая ель», а завтра показать их друг другу в детском саду.

Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему:

"Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры".

Познакомить детей с творчеством известного детского писателя Николая Носова;

Учить анализировать текст произведения;

Развивать у детей интерес к чтению художественной литературы, развивать чувство юмора, творческое воображение;

Прививать детям доброту, честность, трудолюбие.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, вы узнаете, чей это портрет?

Сегодня мы с вами еще раз поговорим об интереснейших произведениях замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова.

Хотите узнать, какие еще произведения написал Н.Носов? Для чего мы их читаем?

Кто вспомнит самых известных героев его книг. Я надеюсь, вы их узнаете (Незнайка).

Мы из книжки - ты нас знаешь,

Если вспомнишь - отгадаешь.

А не вспомнишь, ну так что ж,

Книжку заново прочтешь.

Незнайка - самый известный коротышка Цветочного города. Он очень любопытен, общителен и не лишен талантов.

Воспитатель:- А сейчас мы с вами поиграем на музыкальных инструментах, но не настоящих, а на воображаемых (дети имитирую игру на музыкальных инструментах)

1. Я на скрипочке играю:

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Пляшут зайки на лужайке,

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

2. Заиграл на балалайке:

Тренди-брень, тренди-брень!

Пляшут зайки на лужайке,

Тренди-брень, тренди-брень!

3. А теперь на барабане:

Бум-бум-бум! Трам-там-там!

В страхе зайки разбежались

По кустам, по кустам!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: - Ребята, вы играли на воображаемых инструментах и фантазировали, представляя себя зайками. Но у вас не было ни барабана, ни балалайки, ни дудочки. Значит вы придумывали то, чего нет. Может это вранье, обман? Чем отличается обман от фантазии?

Давайте прочитаем рассказ Николая Носова "Фантазеры" и ответим на этот вопрос.

Чтение рассказа.

Вопросы к тексту:

1. Кто из героев вам понравился, а кто нет? Почему?

2. Кого из героев можно назвать фантазером, а кого вруном?

3. Умный ли мальчик Игорь, если он умеет врать "с пользой"?

4. Для кого была эта польза?

5. Хотели бы вы оказаться на месте Иры?

6. Почему Стасику и Мишутке не понравилась выдумка Игоря?

7. Чем отличается вранье от фантазии?

8. А как фантазия может помочь нам в жизни?

Вывод: ложь - плохой помощник. Необходимо всегда быть честным, никогда не врать и никого не обманывать. Но нужно дружить с доброй выдумкой, сказкой, фантазией.

А какие еще рассказы мы читали, где герой фантазируют и много выдумывают? (Барон Мюнхгаузен)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали и поэтому смогли ответить на мои вопросы и разобрались, что такое обман, а что такое фантазия.