Как сводить ребенка в музей, чтобы он не взвыл от скуки (10 правил). Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им

Любовь Сергеевна
Проект «Музей и дети»

Уже не первый год в нашем детском саду приоритетной задачей является проектная деятельность .

И вот совсем недавно была предложена заведующей работа над новым проектом «музей и дети » .

Включение музеев в образовательно воспитательный процесс – дело не такое простое. Ведь погружение ребенка в пространство культуры начинается с познания самых обыкновенных предметов. Только на первый взгляд кажется, что это простой и очевидный процесс. На самом деле понять их внутренний смысл подчас непросто даже взрослому. И все же маленький человек, обладающий пытливым умом, большим любопытством, не утративший способности удивляться обыденному, в неведомый мир пускается с восторгом. Но это только начало. Далее этот мир расширяется, углубляется, а с ним снежным комом наращиваются и усложняются различные смыслы, в которых закодированы разнообразные элементы культуры. И здесь на пути познания окружающей действительности и освоения языка культуры на помощь приходит Его Величество Музей . И тут ребенка подстерегает опасность. И поэтому рядом должен оказаться грамотный проводник, который доверительно и бережно провел бы его в загадочный мир иных культур. И не менее важно, чтобы отважного путешественника в мир прошлого сопровождали сказки, загадки, мифы, легенды. Без этого странствие в страну знаний скучно и неинтересно.

Ребенок должен понять : что такое музей ? зачем люди создают эти уникальные сокровищницы памяти? Как следует вести себя в музее ? (Вопросы отнюдь не праздные, как может показаться на первый взгляд. Даже взрослые не всегда находят на них ответы, о чем и свидетельствует их «немузейное » поведение в стенах этого сакрального учреждения.) Ответы на вопросы, которые ставили перед собой философы, мыслители разных эпох, можно представить в игровой форме. (В этом плане интерес представляет исследование Н. Ф. Федорова «Музей , его смысл и назначение» .) В ходе игры- «путешествия» следует познакомить детей с понятиями «время» , «памятник» , «красота» .

Вся подготовительная работа должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок с нетерпением ждал этой встречи. Успех ее будет зависеть от того, в какой степени оправдаются ожидания, не сменит ли их досадное разочарование. Именно поэтому первая встреча с музеем особо ответственна .

Неслучайно почти все музейно -образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста начинаются занятием «Здравствуй, музей

Один из самых музейных городов мира- Москва. Здесь практически каждый музей может стать заветной дверью в мир культуры, истории, природы. Однако в каждом случае выбор должен иметь свое логическое обоснование.

Когда проводился в детском саду проект «классическая музыка» , мы посетили музей имени Бахрушина , еще тогда первым этапов стала обсуждение и выбор направления средств и формы работы, а теперь мы решили взять за основу знакомства с русским изобразительным искусством изучение творчества великого живописца-сказочника В. М. Васнецова,так как его творчество по содержанию наиболее близко детям. Основным персонажами его полотен являются знакомые детям с раннего детства герои русских сказок : «Снегурочка» , «Спящая красавица» , «Иван царевич и серый волк» и многие другие. А сказки в свою очередь - наиболее понятный и любимый детьми жанр, часть русской национальной культуры. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать. Русские сказки несут в себе то тепло,которого порой так не хватает детям. А поэтика и мелодика языка пробуждают глубинные чувства, рождают эмоциональный, душевный отклик.

Мы определили пути решения проблемы :

1)повышение собственного культурного уровня путем самообразования (изучение жизни и творчества В. М. Васнецова) ;

2)организация работы с детьми;

3)взаимодействие с родителями в решении данной задачи.

Были выбраны и средства :

1)художественное слово (ознакомление с русскими народными и авторскими сказками) ;

2)живопись (ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, с картинами на сюжеты известных детям сказок);

3)музыка (включение в жизнь ребенка музыкальных произведений, связанных с тематикой русских сказок, и живописных полотен В. М. Васнецова).

Наиболее приемлемыми формами работы мы посчитали такие, как :

1)занятия по ознакомлению с окружающим;

2)занятия по ознакомлению с творчеством художника;

3)экскурсии в музеи ;

4)занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, дающие возможность закрепить и расширить представления детей по изучаемой теме;

5)организация индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время;

6)проведение совместных с родителями занятий-викторин, смотров-конкурсов.

На наш взгляд, лишь использование разнообразных методов и приемов в органичном их сочетании позволило нам работать наиболее продуктивно.

Богатую и полную информацию получили из пособий и книг : «Виктор Васнецов» Л. Иовлевой, «Сказка о сказочнике» Г. Ветровой, «Музей и дети » Л. Пантелеевой.

Надо заметить, что к тому времени уже стали складываться более тесные контакты у нас с родителями. Мы убедились в том, что многие семьи являются нашими надежными партнерами, заинтересованными в развитии духовности, нравственности собственных детей.

Организуя совместную экскурсию, мы «убивали нескольких зайцев» : с одной стороны, совершенствовали духовное начало родителей, с другой - повышали их активность в развитии детей.

Трогательные отзывы об экскурсии оставили родители наших воспитанников : «Это здорово,что есть такая возможность выезда родителей, детей и сотрудников в художественные музеи , в частности Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства».Мы получили истинное удовольствие от общения с произведениями искусства и друг с другом. Мы почувствовали, что, благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению детей в мир сказки, картин, нам удалось приобщить их к истокам народности, духовности, постепенно раскрывать в наших детях эмоциональную отзывчивость, чуткость, восприимчивость к художественным произведениям, взращивать ростки доброты».

После экскурсии мы отметили, что дети с большим интересом и пониманием слушали литературные произведения, рассматривали репродукции, что отношения между детьми и родителями стали более тесными.

Понимая, что только в тесной связи с родителями, с сотрудниками Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства можно эффективно решать задачи нравственного воспитания старших дошкольников, мы поставили перед собой цель – разработать систему занятий, подгрупповой работы с детьми и родителями, методические работы с педагогами.

Казалось проблема роли музейно -образовательной деятельности в социализации ребенка, вовлечения родителей в сферу музейного влияния достаточно проработана. Но нет! Обратившись к педагогическому наследию. Отечества, мы нашли «интересные, важные и значимые для современности идеи» . В статье «Педагогическое значение детского домашнего музея » , опубликованной в 1866 г. в журнале «Детский сад» , читаем :

- «Кто имел случай наблюдать детей,не стесненных взрослыми во время их прогулки, тот, вероятно, заметил их страсть к рассматриванию и собиранию предметов…Дети подбирают…все , что возбуждает их внимание».

-«Милые родители, если бы вы знали, какую экономию вы бы могли сделать в покупках игрушек и от скольких неприятных минут вы бы избавили себя, если бы вы позволили детям собирать…».

-«Дайте вашему ребенку несколько коробок, место, куда их ставить, позволяйте ему…подбирать и собирать…и вы убедитесь, что он реже будет приставать к вам с жалобами, что ему скучно, и с требованием, чтобы вы купили ему игрушку».

-«Мало-помалу у ребенка составится целый музей вещей…Зимой , когда он обречен на затворническую жизнь, он не раз станет раскладывать и обозревать свои сокровища, с любовью он будет вспоминать место и время, где…они были найдены».

-«Заложив подобный музей , ребенок не только заполнит приятные часы своего досуга, но…он приучится к порядку, опрятности и бережливости; эти качества редко находятся в детях, но ими до известной степени никак не следует пренебрегать».

Строки эти написаны более 140 лет назад. Сколько в них глубины мысли, какое педагогическое предвидение в вопросах воспитания малыша, как современны и своевременны для нас, сегодняшних педагогов, эти советы!

В настоящее время 26 семей, дети которых посещают нашу группу, имеют домашние музеи . Тематика их разнообразна «Мы родом из столицы» . Мини- музей колокольчиков у Эммы Паршиной. Мы увидели коллекцию камешков, которую собрали члены семьи Вари Ермиловой, собранные члены семьи во время отдыха на берегах рек, морей.

Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского был основан в 1887 г. и является одним из старейших музеев в Дальневосточном регионе. В его фондах и на экспозициях представлены памятники традиционно-бытовой и художественной культуры народов Севера, что открывает широкие возможности для создания образовательных и воспитательных программ исторического и этнографического содержания. Программа „Музей и дети“ знакомит с историческим прошлым Якутии, ее природно-географическими зонами и показывает народный быт, костюм, жилище, традиционные ремесла, обычаи и обряды, верования и народное искусство.

Для детей дошкольного возраста:

1.«Здравствуй, музей!» — ознакомительная экскурсия по музею. (в музее)

2.«Кто в домике живет?» — занятие в формате мини – театра. (в музее/вне музея)

Стоимость занятия/экскурсии – 30 рб.с дошкольника.

Для детей младшего школьного возраста:

1.«Здравствуй, Якутский музей!» — пешая ознакомительная экскурсия по территории музея с посещением экспозиции Дома — музея Ем. Ярославского.

2.«Я поведу тебя в музей!» — ознакомительная экскурсия по экспозиции первого этажа. (в музее)

3.«Доисторические животные Якутии» — музейное занятие о древних животных, обитавших на территории Якутии. (в музее)

4.«Птичьи хлопоты» — интерактивное занятие о птицах Якутии. (в музее)

5.«Как звери в лесу живут» — занятие о животных Якутии. (в музее)

6.«Подземная кладовая» — о минералах и полезных ископаемых Якутии. (в музее/вне музея)

7.«Этнографический калейдоскоп» — цикл музейных занятий о культуре народов Якутии (в музее/вне музея):

— «История игрушки» — занятие, знакомящее с игрушками народов Якутии + мастер – класс по изготовлению кукол из тальника.

— «Что нам стоит дом построить» — занятие о хозяйственно- бытовом укладе народов Якутии.

— «Тайна бабушкиного сундука» — показ старинных музейных предметов, принадлежавших женщинам прошлого века.

8.«Якутск — мой город родной» — лекция об истории города Якутска. (в музее/вне музея)

9.«Где эта улица, где этот дом?» — лекция об улицах города Якутска. (в музее/вне музея)

10.«Защитники Отечества» — интерактивное занятие на военную тему. (в музее/вне музея)

11..Квест – игра «Найди клад» — участники ищут клад, выполняя задания по назначенному маршруту. (в музее)

12.«Сердце северной столицы» — пешая экскурсия по историко – архитектурному комплексу «Старый город».

Стоимость музейного занятия /квест – игры /ознакомительной экскурсии — 50 рб.с учащегося.

Стоимость пешей экскурсии по историко – архитектурному комплексу «Старый город» — 1800 рб. с группы.

Заявки принимаются за 1 неделю до проведения.

Для учащихся среднего, старшего звена и студентов:

1.«От Ленского острога до города Якутска» — цикл лекций по истории города

Якутска (в музее/вне музея):

— «История Якутской крепости»

— «Якутск глазами путешественников XVIII-XIX вв.»

— «Прогулки по старинному Якутску»

2.«Походы землепроходцев: биографии, походная жизнь, быт». (в музее)

3.«Старожилы Якутии: происхождение, жизнь, культура». (в музее)

4.«Великая забытая война» — интерактивное занятие о Первой мировой войне. (в музее/вне музея)

5.«Городки, мяч и немые фильмы» — интерактивное занятие об играх и развлечениях в дореволюционной Якутии. (в музее)

6.«Гражданская война в Якутии: брат на брата» — занятие об основных событиях Гражданской войны в Якутии.(в музее/вне музея)

7.«Впереди была Победа» — занятие о Якутии в годы ВОВ. (в музее/ вне музея)

8.«Операция Весеннее побуждение» — занятие для студентов о последнем крупномасштабном наступлении в марте 1945 г. немецких войск во Второй Мировой войне.(в музее)

9.«Танковое побоище под Прохоровкой, мифы и реальность» — мифы и легенды самого крупного встречного танкового боя ВОВ.(в музее/вне музея)

10.«Этнографический карнавал» — цикл музейных занятий о культуре народов Якутии. (в музее/вне музея):

— «Материальная культура народов Якутии» — лекция о жилищах, бытовой утвари и традиционных занятиях народов Якутии.

— «Традиционные украшения народа Саха: сакральность и красота»

— «Искусство шитья у народов Севера» — лекция об особенностях традиционной одежды народов Севера.

— «Преклоняясь божествам» — музейное занятие по якутским обрядам и ритуалам.

11.«Доисторические звери Якутии: история находок»

12.«Птицы вокруг нас» — цикл лекций о птицах Якутии:

— «Сокол сапсан – редкий хищник» (в музее)

— «Совы – ночные хищники» (в музее/вне музея)

— «Экология беркута в Центральной Якутии» (в музее)

— «О чем говорят перья птиц?» (в музее/вне музея)

13.«Сердце северной столицы» — пешая экскурсия по историко – архитектурному комплексу «Старый город».

Стоимость музейного занятия/лекции: школьникам – 50 рб., студентам – 50 рб.

Стоимость пешей экскурсии по историко – архитектурному комплексу «Старый город»: 1800 рб. с группы.

Заявки принимаются за 1 неделю до проведения.

Также Якутский музей предлагает:

— Занятия по другим темам истории и культуры Якутии по вашим заявкам.

— «День рождения в музее» — отпразднуйте самый главный праздник в стенах старейшего музея! Стоимость – 4000 рб.

Интеллектуальная игра «Музей – хранитель времени» — игра в формате «своя игра», «брейн – ринг» и квест- игры для всех категорий населения. Цена договорная.

Телефон для заявок: 42-51-74

Адрес музея: г. Якутск, пр. Ленина 5/2. Проезд автобусами до остановки «Центральный», «Соцзащита», далее пешком.

Режим работы: Вторник — Воскресенье

Касса закрывается в 16:30

Подготовка к первому походу в музей

Чтобы новый опыт у ребёнка был позитивным, нужно подготовиться к первому походу в музей. Важно выбрать музей исходя их интересов и пола вашего ребёнка. Можно вовлечь ребёнка в процесс выбора музея или темы выставки. Чтобы заинтересовать малыша, расскажите ему об экспозициях музея, о самом интересном экспонате, а ещё интереснее совершить виртуальную экскурсию на сайте музея.

Я отлично запомнила свой один из первых походов в музей. Это был зоологический музей в Санкт-Петербурге. Я увидела огромный скелет динозавра и очень испугалась. Но со мной рядом были родители. Страх прошёл, когда я услышала увлекательную историю про этого динозавра. И затем этот музей стал одним из моих любимых, тем более я очень хотела стать зоологом и изучала животных. Мне нравилось медленно бродить у витрин, разглядывать чучела разных животных, наблюдать за студентами-художниками, которые делали зарисовки животных. В тот раз мы с семьёй гостили в Питере неделю, и я каждый день просила отвести меня в этот музей. Родители терпеливо водили меня и продолжали знакомить с экспозициями музея. Я не стала зоологом, но на всю жизнь сохранила любовь к животному миру и трепет перед очередным открытием нового музея.

Родителям необходимо подготовиться самим к посещению музея. Дети задают множество вопросов, поэтому выберите самые интересные экспозиции и изучите их на сайте музея, узнайте историю музея. В этом случае ваше общение будет насыщенным.

Интересно показать ребёнку одну-две репродукции из тех картин, которые вы предполагаете посмотреть в музее. При этом надо обязательно объяснить, что репродукция гораздо меньше подлинника, менее яркая и отчетливая.

Часто бывает, что родители берут ребёнка с собой на выставки и в музеи, которые малышу непонятны и неинтересны. Да и общаются взрослые в таких случаях в основном между собой. Ребёнку предоставляют самостоятельно изучать картины или экспозиции музея. И в памяти почти ничего не остаётся.

Не забывайте, что у ребёнка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, поэтому первый поход в музей не должен превышать 30-40-минут. Сделайте акцент на одной экспозиции, а в следующий раз посмотрите что-то ещё.

Первое посещение музея должно запомниться ребенку на всю жизнь, поэтому важно обращать внимание на детали. Прежде чем войти в музей, остановитесь и рассмотрите само здание. Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Не забудьте, что кроме самих экспозиций в музеях много других, интересных для детей, вещей. Цвет стен, большие пространства залов, диваны, перила, потолок и красивые люстры, блеск золота, очень большие предметы, скульптуры и картины. Обязательно разрешите ребёнку всё это изучить. Обратите внимание ребёнка на поведение людей в музее. Заранее объясните, как нужно вести себя в музее и почему.

Когда я своего сына впервые повела в Третьяковскую галерею, то мы сразу договорились о том, что как только он скажет «я устал», мы уходим. Я повела его в свой любимый зал к Врубелю. Ребёнка Врубель не вдохновил, зато ему очень понравились яркая картина М. И. Скотти «На карнавале в Венеции». Когда я спросила, что замечательного он увидел в этой картине, то он указал на радость, которую вызывает картина, на чувства и переживания героев, на действия, смысл которых определяется всей картиной в целом. Все это различные аспекты художественного образа. Очень впечатлила сына своими размерами картина А. А. Иванова «Явление Христа народу». Затем мы надолго остановились у страшной и завораживающей картины М. Н. Воробъёва «Дуб, раздробленный молнией». На обратной дороге мы зашли в кафе, и нам было что обсудить.


Во многих крупных музеях есть детские групповые интерактивные экскурсии и мастер-классы, но, как правило, это предложение для детей с 5-6 лет. Если Ваш ребёнок младше, придётся стать на время для него экскурсоводом. По ходу беседы можно рассказать ребёнку факты из истории работы художника над понравившейся ребёнку картиной или скульптурой, из его биографии, дать сведения о методе работы художника либо скульптора. А можно предложить выбрать в зале самую радостную или самую тревожную по настроению картину и попросить обосновать свой выбор ребёнка.

Часто родителей интересует, есть ли такие произведения искусства, с которыми детям не стоит знакомиться. Конечно, нет. Дети с удовольствием изучают картины, написанные в разных жанрах. Но конечно, дошкольникам больше нравится живопись, цвет очень привлекателен для детей данного возраста, поэтому с графикой детей лучше знакомить позже. Картины и скульптуры с обнажённой натурой лучше показывать в ряду других произведений не акцентируя внимание на них. Также в музеях можно встретить картины со сценами насилия. С малышами не стоит подробно обсуждать их.

Пригласите друзей ребёнка на экскурсию. Детям интересно друг с другом обсуждать увиденное.

Не забудьте купить ребёнку в сувенирной лавке какую-нибудь мелочь и угостить пирожным в кафе. Это превратит поход в музей в маленький праздник. Не забудьте захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам. Фотографии помогут ребёнку в запоминании увиденного и во время рассказов о своих впечатлениях родным и друзьям.

Важно отвести ребёнка в музей не раз. Во второе посещение можно начать экскурсию со знакомого зала, а затем продолжить изучение экспозиции. Не у всех родителей из маленьких городов есть возможность привозить ребёнка в больше музеи. В этом случае на помощь могут прийти книги по искусству, альбомы с репродукциями картин из тех музеев, которые посетил ваш ребенок. Это очень интересный семейный досуг – разглядывание альбомов, узнавание картин, рассказы о художниках, о стилях и жанрах живописи.

Также при выборе детских книг родители должны обратить внимание на иллюстрации. Многие выдающиеся художники занимались иллюстрированием детских книг. И ребёнку будет очень радостно увидеть знакомые по детским книгам произведения художников.

После посещения музея или выставки у ребёнка может возникнуть желание самому нарисовать что-то похожее. Родители должны поддержать инициативу ребёнка, создать условия для детского творчества, устроить домашнюю выставку, а может быть отвести ребёнка в ИЗО-студию для развития детского таланта.

Дети и музеи.

Верите вы или нет, но музей - то место, куда можно пойти и с маленькими детьми! И не стоит бояться и думать, что музеи и дети несовместимы. А если вы хотите с нежного возраста прививать вашему малышу чувство прекрасного, то такие походы очень даже рекомендуются! И в этой статье мы рассмотрим, как правильно организовать посещение музеев с детьми, важные аспекты проведения такой культурной программы для вашего ребенка.


Многим родителям кажется, что дети в дошкольном возрасте не запомнят поход в музей, картины, их авторов. Тогда какой же смысл похода в музей? Здесь важно понимать, что маленькие дети усваивают информацию не совсем так, как взрослые. Это касается и восприятия картин. Дети видят их образно, постигают эмоционально, а самые понравившиеся картины пропускают глубоко через себя. Также некоторые родители боятся, что их чаду будет сложно соблюдать правила поведения в музее для детей. Но всё в ваших руках! Если внимательно отнестись к подготовке этого мероприятия и соблюдать общие рекомендации, то поход в музей можно превратить в увлекательное путешествие, приятное и полезное!

Мой неудачный детский опыт.


Я хорошо помню один из моих первых детских опытов посещения музея, Третьяковской галереи. Туда привезли выставку Марка Шагала. И, как водится, многочисленная интеллигенция, жаждущая искусства, выстроилась в очередь. Среди них были и мои родители. А я была еще очень маленькой, не старше 7-8 лет. Мы стояли 2 часа в этой унылой очереди. Я замерзла и устала. Когда мы туда попали, как вы понимаете, мне уже совсем не хотелось ничего смотреть.
Наверное, я еще долго вспоминала этот поход в музей с ужасом. К счастью, этот опыт не отбил у меня любовь к искусству на всю жизнь. И сейчас я с огромным удовольствием посещаю выставки в различных музеях и галереях, а с особой любовью - Третьяковскую галерею. Теперь-то я знаю, чего точно нельзя делать, точнее что делать нужно, чтобы посещение музеев детьми вызвало лишь радостные эмоции, оставив приятные воспоминания! И я хочу, чтобы ваши дети тоже ходили в музеи с интересом и восторгом!

  • Первое важное правило: поход в музей не должен быть утомительным для ребенка. Выбирайте время дня, удобное для малыша, чтобы он не был уставшим или сонным. Лучше всего ходить в музей в первой половине дня.
  • Кроме того, старайтесь ходить в музеи в будний день. В рабочие дни народу всегда меньше, и вы будете гораздо свободнее чувствовать себя в залах музея.

  • Любое культурное мероприятие - это серьезная нагрузка для ребенка. А посещение музеев детьми - тем более. Поэтому для первого раза лучше отвести на осмотр произведений искусства не более 30-40 минут. Не нужно стараться охватить всё - это нереально, да и просто не нужно. Если ребенка увлекут всего 3 картины, это уже прекрасно! Лучше простоять 10 минут перед одной картиной, чем носиться час по музею и смотреть по верхам. Оставьте другие картины для следующего раза.
  • В поисках знакомых картин в выставочных залах, возможно, ребенка привлекут и какие-то другие. Попробуйте придумать по этой картине какой-то рассказ для ребенка, пофантазировать вместе. В целом, следуйте интересам ребенка. В разном возрасте детей увлекают разные темы: сказочные, человеческие, философские, природные, о животных и т.д.
  • А в конце вашей экскурсии обязательно загляните в музейную лавку. Не стоит уходить из музея без подарка.

Правила поведения в музее для детей

Музей - то место, где необходимо строго соблюдать правила поведения, что обычно тяжело для маленьких детей. Им всегда хочется побегать и потрогать всё руками. И, к сожалению, работники музея часто очень резко одергивают детей и их родителей. Чтобы этого избежать и не испортить себе настроение, постарайтесь проговорить эти правила заранее, но не в скучном назидательном тоне.

Например, можно взывать к чувствам ребенка, попросить его «пожалеть» картины. Можно сказать, что им очень много лет, многие из них пережили войны, пожары, другие катаклизмы, и они очень хрупкие, их надо беречь, чтобы не нанести вред. Тогда другие люди смогут еще долго на них любоваться. Поэтому не стоит трогать их руками, касаться, фотографировать со вспышкой (от этого выцветает краска).

Зато, если малыш будет добросовестно соблюдать правила поведения в музее для детей, то «юному любителю искусства» можно пообещать награду в конце вашего похода. Это может быть какая-то вещь или игра из этого же музея. Сейчас в музейных лавках продают большое количество интересных развивающих игр по картинам: лото, мемори, пазлы. Подарок будет не только приятным воспоминанием о посещении музеев детьми. Он позволит вам дальше возвращаться к этим картинам, играть и прививать любовь к ним.

Подготовка к походу в музей: как заинтересовать ребенка.

Теперь о самом сложном. Какие выставки посещать с ребенком? Какие картины выбрать? И как заинтересовать ребенка? Давайте рассмотрим эти вопросы. Прежде всего, без предварительной подготовки тут не обойтись. Если вы еще ни разу не рассматривали дома вместе картины, не обсуждали их, то ребенку будет сложно воспринимать картины в музее. Интерес нужно сначала подогреть, заложить фундамент, фоновые знания. Возможно, на это уйдет не одна неделя.

Посещение музеев с детьми: наш поход в Третьяковку.

Расскажу о нашем опыте. Первый раз моя дочка была в Третьяковской галерее в 3,5 года. А нашим первым «путеводителем» стала книга «Прогулки по Третьяковской галерее» с Андреем Усачевым. Книга прекрасно оформлена: на развороте с одной стороны репродукция, с другой - стихотворение к этой картине. Стихи очень разные: короткие и длинные, живые и динамичные, есть глубокие и философские. Мы читали эту книгу почти с пеленок, так как мне самой она очень нравилась. И возвращались к ней вновь и вновь. Поэтому свой первый выход в Третьяковку мы построили именно на основе этой книги. Мы просто ходили и искали наши знакомые и любимые картины. А дочка искренне радовалась, когда замечала «Всадниц» Брюллова, «Царевну Лебедь» Врубеля, «Тройку» Перова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, и, конечно же, самую любимую - «Дети, бегущие от грозы» Маковского. Потом она неоднократно спрашивала, когда мы пойдем в Третьяковку еще раз. Следующий наш поход состоялся недавно, когда ей было уже 5 лет, вместе с участниками нашей творческой мастерской «Капельки искусства» . О нем читайте в скором времени.

Экскурсии для детей: да или нет?

Вы сами знаете, насколько разными бывают экскурсоводы. Иные способны зажечь пламенную искру, а другие вызывают лишь скуку и уныние. В любом случае, рассказы по картинам должны быть живые, с элементами загадок, рассуждений, поисков ответов на вопросы. Не стоит перегружать ребенка информацией о художнике и дате создания. Это совсем неважно до определенного возраста.

Я постаралась максимально подробно рассказать обо всех тонкостях и деталях посещения музеев детьми. Надеюсь, что ваши походы в музей доставят вам и вашему ребенку много радости, а советы выше помогут избежать возможных ошибок и трудностей. Желаю вам с детьми приятного и вдохновляющего знакомства с миром искусства!

Александра Трошина

Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее». Способы реализации проекта.

Педагогические функции музея:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
  • активация мышления;
  • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
  • обогащение словарного запаса;
  • Воспитательные :
  • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
  • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
  • Просветительские :
  • формирование умений, навыков;
  • формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации

Тематика:

Фольклорные праздники. Театрализованные экскурсии в музее

«Новый год на старый лад, или как в старину Новый год на Руси встречали». Традиции встречи Нового года на Руси. Новогодний бал в дворянской гостиной, колядование в крестьянской избе, веселье у новогодней елки с детьми старшего возраста.
«Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Знакомство с русскими народными традициями проводов зимы и встречи весны. Игры, песни, загадки, блины. Участие детей среднего и старшего возраста в старинных масленичных обрядах.
«Зеленые святки. Троица». О народных традициях проводов весны и встречи лета на Руси. Игры, гадания, фольклор с детьми подготовительной группы.
«Осенние праздники на Руси»
Знакомство со старинными обрядами, связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения с детьми среднего и старшего возраста.
Использование новвоведений на занятиях и в организации воспитательно-образовательного процесса, например таких, как: театрализованное занятие, занятие-путешествие, сюжетно-ролевая игра-занятие, консультации, взаимообучения,аукционы, презентации, гостиная, проекты,занятия-фантазии, концерты, игры.

Формы работы музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2младшей группы.

Актуальность:

Реализация целевых образовательных стандартов.

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Цели:

  • привлечение внимания родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями.

Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее
  • приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

Цель работы с родителями: Познакомить родителей с интересными музеями и экспозициями для совместного посещения их с ребенком.

В работе по введению родителей в музейную культуру и повышения их интереса к посещению музеев использовались следующие мероприятия:

  • Оформление тематического уголка на тему: «Музеи Москвы для детей» для ознакомления родителей с интересными музеями и экспозициями для совместного посещения их с ребенком.
  • Беседа на тему «Какие бывают музеи» способствует ознакомлению родителей с разными профилями музеев.
  • Открытое занятие для родителей в детском саду на культурологическую тему и его анализ с позиции «что доступно и интересно ребенку» в процессе обсуждения произведений искусства поможет сориентироваться родителям в дальнейшем выборе экспозиции.
  • Знакомство родителей с содержанием программы по ознакомлению дошкольников с музеем.
  • Роль родителей в общении и совместной деятельности с ребенком после экскурсии.

1 направление работы: совместная деятельность родителей и детей под руководством воспитателя.

2 направление работы: выполнение родителями заданий воспитателя связанных с предварительной и последующей работой по посещению музеев.

3 направление работы: Собственная деятельность родителей по организации досуговой деятельности связанной с посещением музеев.

В результате, родители:

  1. Знакомятся с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  2. Знакомятся с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  3. Расширяется сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Что мы хотим получить: Организация совместной досуговой деятельности родителей и детей под руководством воспитателя, базирующейся на посещении детьми музеев.

Задачи:

  1. Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музеев.
  2. Формировать у родителей умение самостоятельно организовывать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности связанной с посещением музеев.
  3. Содействовать воспитанию устойчивого и осмысленного интереса у детей и родителей к музеям и их посещению как к интересной форме семейного досуга.

После проведения завершающего этапа можно предположить, что родители и дети с интересом и желанием будут использовать посещение музеев города как интересную форму досуга. У них наладиться содержательное общение и тесный контакт, а следовательно их взаимоотношения улучшатся.

Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее».

Способы реализации проекта.

Воспитатель

Алексеева Г.А

Февраль 2014г.

Педсовет

Тема: «Взаимодействие

физической культуры с другими образовательными областями»

Воспитатель по ФИЗО

Ахмедова Р.Г.

Февраль 2014г.