Реализм в русской литературе начала 20 века. Русский реализм конца XIX – начала XX века и его развитие

Наследуя традиции прошлого, в том числе аналитизм, интерес к социальной сфере, реализм XX века отличается по палитре приемов от реализма века минувшего. Вспомним, что реализм существовал и до того, как появился сам термин: ни Бальзак, ни Стендаль себя реалистами не называли. Нередко синонимом нашему пониманию реализма выступал романтизм, и только во второй половине XIX века происходит размежевание терминов - в трудах Ж. Шанфлери и Э. Дюранти, хотя в осмысление реализма на теоретическом уровне внесли свою лепту и просветители (Дидро, Лессинг). Основные положения реализма вытекают из художественной практики выдающихся мастеров слова разных эпох. Сложилась своеобразная теория, ориентированная на познание и объяснение в художественной литературе проблем человеческого бытия, согласно которой литература - форма художественного познания мира. Дидро считал, например, что художник в той же мере, как и ученый или философ, должен постигнуть смысл бытия и человеческого существования. Достоевский отвечал тем, кто называл его психологом, что считает себя лишь реалистом в высшем смысле, то есть изображает все глубины души человеческой.

В реализме XIX века утвердился пафос отрицания и критики, социальный подход при анализе действительности, требование правдивости и типизации. На какое-то время за реализмом закрепилось почти монопольное право на правду жизни: вульгаризаторские подходы при этом упрощали оба понятия - и реализма, и жизни. Со временем пробивается более точное суждение о том, что понятие жизненной правды шире, чем реализм, и многие другие методы, к примеру романтизм, натурализм, сентиментализм и, наконец, модернизм, каждый по-своему раскрывают различные стороны действительности, многообразной и не до конца познанной. Теория реализма подвижна, как и богатейшая практика не отстающего от развития мира и человека искусства слова, она развивается, обогащается, разрушая догмы дефиниций и узость критериев.

Реализм XX века имеет дело с принципиально иной социальной действительностью, нежели реализм века предыдущего. Это войны и диктаторские перевороты, социальные и национально-освободительные революции, левые художественные течения, авангардизм и иррационализм. Реализм XX века имеет дело также и с иным уровнем научного осмысления мира и человека, учитывает психоанализ Фрейда и его последователей, философию экзистенциализма, сталкивается с невиданным взлетом веры в Человека и разочарованием в просветительской формуле гуманизма. Все это не может не влиять на реалистический тип художественного мышления, не может не менять в реализме прежние стандарты и соотношения описательности, подражательности и вымысла, индивидуализации и типизации, критерии правды жизни.

Реализм XX века отказался от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни, от приоритетности принципа мимесиса и стал широко внедрять приемы опосредованного познания мира. На смену традиционным описательным формам пришли аналитическое исследование (Т. Манн - "Доктор Фаустус" и "Волшебная гора"), эффект "остранения" (Брехт), ирония и подтекст (Хемингуэй), гротеск, фантастическое и условное моделирование (Гомбрович, Булгаков). Реализм продуктивно использует и многие модернистские приемы, например "поток сознания" (У. Фолкнер), деформацию, суггестивность, абсурд и другие ранее недоступные приемы, обогащающие его стилистику.

Классик норвежской литературы Кнут Гамсун (1859- 1952), автор романа "Голод" (1890), снискавшего сенсационный успех, называл свой метод "психологическим реализмом", ибо он призван воссоздавать, по словам автора, "бессознательную жизнь души, подсознательные и неконтролируемые чувства". Напрасно искать традиционный сюжет в этом романе, где показан не тип, а "индивид, сотканный из нервов, из абсурднейших мелочей... ранимая, впечатлительная натура". Напрасно укладывать метод Гамсуна в традиционные понятия. В письме к критикам Гамсун пояснял: "Я предпринял попытку создать не роман, а книгу, без свадеб, путешествий и балов у знати, книгу о тончайших движениях страдающей человеческой души, об исключительном, удивительном мире чувств, мистериях нервов, разыгрывающихся в душе изнуренного голодом существа".

Внимание к коренным проблемам бытия и приоритет общечеловеческих ценностей в реализме XX века продолжают линию, наиболее полно выраженную в творчестве Льва Толстого и Федора Достоевского, Анатоля Франса и Бернарда Шоу. Философия входит в литературу в новом качестве, как прием, глубоко проникает в художественную ткань произведения, его структуры. Продуктивно развивается жанр притчи (Кафка, Чапек, Камю, Экзюпери). Меняется герой, человек предстает значительно более усложненным и нередко непредсказуемым в своих поступках (Пиранделло, Фолкнер). Литература стремится проникнуть в сферу иррационального и в подсознание, исследует бессознательное и сферу инстинктов, по-новому трактует биологическое в человеке (Д. Лоуренс, Ю. О"Нил). Автор перестает быть всевидящим и всеведущим демиургом, не утрачивая при этом своего первостепенного значения.

Меняется и жанровая палитра романа в результате диффузии жанровых разновидностей, взаимопроникновения, скажем, романа научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного. Следует отметить, что попытки их совмещения делались и ранее (Свифт, Фиддинг, Дефо, По), однако только в XX веке, и не без влияния модернизма, структуры романа утратили нормативность. Поворот от социума к личности, от типического к индивидуальному повлиял на жанр эпопеи и определил ее интерес к субъекту. Термин "субъективная эпопея", впервые употребленный Луначарским применительно к роману Марселя Пруста, в литературе второй половины века используется довольно широко, когда речь вдет о романах, где центром скрещения сюжетных линий и проблем является индивидуальное сознание.

Все эти стилевые приемы и формы характеризуют одну из тенденций в реализме XX века, не единственную. Наряду с ней продолжает существовать тенденция классического реализма, следующего канонам, выработанным в прошлом веке, гуманизму и оптимистическому взгляду на историю и человека (Сельма Лагерлеф, Герхард Гауптман). Условно-метафорические и фантастические формы, с одной стороны, и описательные, повторяющие мир зеркально, с другой, не следует противопоставлять, ибо на практике они нередко соседствуют. Выделенные в лабораторных условиях профессионального подхода, они могут иллюстрировать богатые возможности субъективного и объективного, о чем хорошо сказал польский поэт Тадеуш Ружевич: «Я пишу о себе, воссоздаю себя, но не описываю себя. А между этими понятиями колоссальная разница, как между волом и "воловьей тушей"».

Реализм - живой, развивающийся метод, закрепленный прежде всего в сфере подхода к действительности. Он вбирает в себя, как убеждает опыт выдающихся реалистов XX века от Фолкнера до Маркеса, Кобо Абэ и Курта Воннегута, открытия мастеров прошлого: космичность и универсализм автора "Фауста", тончайший психологизм Стерна, фантасмагоричность Гофмана, философичность просветителей, скрупулезный анализ натуралистов и беспредельность мечты романтиков. Реализм постоянно обогащается новыми формами, приемами, образами.

Долгое время в литературоведении господствовало утверждение, что в конце XIX столетия русский реализм переживал глубокий кризис, период упадка, под знаком которого развивалась реалистическая литература начала нового века вплоть до возникновения нового творческого метода — социалистического реализма.

Однако состояние самой литературы противится данному утверждению. Кризис буржуазной культуры, резко проявившийся в конце века в мировом масштабе, нельзя механически отождествлять с развитием искусства и литературы.

Русская культура этого времени имела свои негативные стороны, но они не были всеобъемлющими. Отечественная литература, всегда связанная в своих вершинных явлениях с прогрессивной общественной мыслью, не изменила этому и в 1890—1900-е гг., ознаменованные взлетом социального протеста.

Рост рабочего движения, показавшего появление революционного пролетариата, возникновение социал-демократической партии, крестьянские волнения, всероссийский размах студенческих выступлений, участившиеся выражения протеста прогрессивной интеллигенции, одним из которых была демонстрация у Казанского собора в Петербурге в 1901 г., — все это говорило о решительном переломе общественных настроений во всех слоях русского общества.

Возникла новая революционная ситуация. Пассивность и пессимизм 80-х гг. были преодолены. Все были охвачены ожиданием решительных перемен.

Говорить о кризисе реализма в пору расцвета чеховского дарования, появления талантливой плеяды молодых писателей-демократов (М. Горького, В. Вересаева, И. Бунина, А. Куприна, А. Серафимовича и др.), в пору выступления Льва Толстого с романом «Воскресение» — невозможно. В 1890—1900-е гг. литература переживала не кризис, а период интенсивных творческих поисков.

Реализм видоизменялся (менялась проблематика литературы и ее художественные принципы), но не терял своей силы и своей значимости. Не иссяк и его критический пафос, достигший в «Воскресении» своей предельной мощи. Толстой дал в своем романе всесторонний анализ русской жизни, ее общественных институтов, ее морали, ее «добродетели» и всюду обнаружил социальную несправедливость, лицемерие и ложь.

Г. А. Бялый справедливо писал: «Обличающая сила русского критического реализма в конце XIX века, в годы непосредственной подготовки первой революции, достигла такой степени, что не только крупные события в жизни людей, но и мельчайшие бытовые факты стали выступать как симптомы совершенного неблагополучия общественных порядков».

Не успела еще «уложиться» жизнь после реформы 1861 г., а уже становилось ясно, что капитализму в лице пролетариата начинает противостоять сильный противник и что социальные и экономические противоречия в развитии страны все более усложняются. Россия стояла на пороге новых сложных перемен и потрясений.

Новые герои, показ того, как рушится старое мировоззрение, как происходит ломка устоявшихся традиций, основ семьи, взаимоотношений отцов и детей — все это говорило о коренном изменении проблемы «человек и среда». Герой начинает противостоять ей, и это явление уже не единично. Тот, кто не замечал этих явлений, кто не преодолел позитивистской детерминированности своих персонажей, терял внимание читателей.

Русская литература отобразила и острое недовольство жизнью, и надежду на ее преобразование, и волевое напряжение, зреющее в народных массах. Юный М. Волошин писал матери 16 (29) мая 1901 г., что будущий историк русской революции «будет отыскивать ее причины, симптомы и веянья и в Толстом, и в Горьком, и в пьесах Чехова, как историки французской революции видят их в Руссо и Вольтере, и Бомарше».

На первый план в реалистической литературе начала века выдвигается просыпающееся гражданское сознание людей, жажда активности, социального и морального обновления общества. В. И. Ленин писал, что в 70-е гг. «масса еще спала. Только в начале 90-х годов началось ее пробуждение, и вместе с тем начался новый и более славный период в истории всей русской демократии».

Рубеж веков был порой романтических ожиданий, предшествующих обычно крупным историческим событиям. Казалось, что сам воздух был насыщен призывом к действию. Примечательно суждение А. С. Суворина, который, не являясь сторонником прогрессивных взглядов, тем не менее с большим интересом следил за творчеством Горького 90-х гг.: «Бывало прочтешь вещь Горького и чувствуешь, что тебя поднимает со стула, что прежняя дремотность невозможна, что что-то нужно делать! И это нужно делать в его сочинениях — было нужно».

Менялась ощутимо тональность литературы. Широко известны слова Горького о том, что настала пора героического. Сам он выступает как революционный романтик, как певец героического начала в жизни. Ощущение нового тонуса жизни было свойственно и другим современникам. Можно привести немало свидетельств тому, что читатели ждали от писателей призыва к бодрости и борьбе, а издатели, уловившие эти настроения, хотели содействовать появлению таких призывов.

Вот одно из таких свидетельств. Начинающий писатель Н. М. Катаев сообщает 8 февраля 1904 г. товарищу Горького по издательству «Знание» К. П. Пятницкому, что издатель Орехов отказался опубликовать том его пьес и рассказов: издатель ставит своей задачей печатать книжки «героического содержания», а в произведениях Катаева нет даже «бодрого тона».

Русская литература отразила начавшийся в 90-е гг. процесс распрямления угнетенной ранее личности, обнаруживая его и в пробуждении сознания рабочих, и в стихийном протесте против старого миропорядка, и в анархическом неприятии действительности, как у горьковских босяков.

Процесс распрямления был сложным и охватывал не только «низы» общества. Литература многообразно освещала это явление, показывая, какие неожиданные формы порою оно принимает. В этом плане недостаточно понятым оказался Чехов, стремившийся показать, с каким трудом — «по капле» — преодолевает человек раба в себе.

Обычно сцена возвращения Лопахина с торгов с известием, что вишневый сад теперь принадлежит ему, трактовалась в духе упоения новоявленного хозяина своей материальной силой. Но у Чехова за этим стоит и другое.

Лопахин покупает имение, где господа драли его бесправных родичей, где сам он провел безрадостное детство, где до сих пор раболепно служит его родственник Фирс. Лопахин упоен, но не столько своей выгодной покупкой, сколько сознанием, что он, потомок крепостных, бывший босоногий мальчишка, становится выше тех, кто претендовал ранее на полное обезличивание своих «рабов». Лопахин упоен сознанием своей уравненности с барами, что отделяет его поколение от первых скупщиков лесов и имений разорявшегося дворянства.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Как вы уже знаете, на рубеже XIX-XX веков существенно обновилась эстетическая система русского реализма. Традиционный реализм в том виде, как он сложился в предшествующем веке, был охвачен кризисными явлениями. Ho кризис был в данном случае плодотворным, и реалистическая эстетика вышла из него обновленной. Реализм XX века изменил традиционную систему мотивации характера. Предельно расширилось понимание среды, формирующей личность: в качестве типических обстоятельств теперь выступала история, глобальные исторические процессы. Человек (и литературный герой) оказывался теперь один на один с самой историей. В этом сказалось доверие художников-реалистов к личности. Одновременно в процессе художественного освоения менявшегося мира открылись опасности, стоявшие перед личностью. Под угрозой оказалось самое главное для человека: его частное бытие.

В XX веке право частного бытия было подвергнуто сомнению. Человек оказался втянутым действительностью в круговорот исторических событий - часто против собственной воли. Сама история как бы формировала типические обстоятельства, агрессивному влиянию которых подвергался литературный герой.

В литературе XIX века право частного бытия декларировалось как естественное и неотъемлемое: ведь его и утверждал своей судьбой и социальным поведением «лишний человек», подобный Онегину или Печорину; его утверждал Илья Ильич Обломов, предпочтя диван в доме на Гороховой улице перспективе государственной службы; его утверждал Федор Иваныч Лаврецкий, уединившийся в дворянском гнезде от обрушившихся на него невзгод.

Большую роль в развитии реализма в начале XX века сыграл М. Горький. Пожалуй, впервые в русской литературной истории этот писатель лишил своего литературного героя права быть Робинзоном - быть в обществе и одновременно вне общества. Историческое время стало в горьковском эпосе важнейшим фактором, воздействующим на характер. Взаимодействия с ним - то позитивного, то губительного - не смог избежать никто из его героев. Еще у Толстого были персонажи, которые как бы не замечали окружающего, ступая по лестнице карьеры: Берги, Друбецкие, Элен. Ho если Берги и Курагины могли замкнуться в пределах своего социального клана, то Горький уже не оставлял своим героям такого права. Его персонажи не могут уйти от действительности, даже если они очень этого хотят.

Клим Самгин, герой четырехтомной эпопеи «Жизнь Клима Самгина», испытывает на себе давящую силу социальных обстоятельств, настоящее насилие исторического процесса, войны, революции. Ho это историческое «насилие», исследованное писателем, как раз и стало фактором, видоизменившим реализм, давшим ему новые и очень мощные импульсы самообновления. Пережив мучительный кризис рубежа веков, реализм вовсе не сдал свои позиции в литературе, напротив, привел к удивительным художественным открытиям, без которых немыслима не только русская, но и европейская культура нового века. Ho реализм стал совсем иным, чем в прошлом столетии. Обновление реализма проявилось прежде всего в трактовке исконного для этого литературного направления вопроса взаимодействия характеров и обстоятельств.

Это взаимодействие становится по-настоящему двунаправленным. Теперь не только характер испытывает на себе воздействие среды: утверждается возможность и даже необходимость «обратного» воздействия - героя на среду. Формируется новая концепция личности: человек не рефлектирующий, но созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, но на общественном поприще.

Перед героем и перед художником открылись перспективы благого пересоздания мира. Ho этим надеждам далеко не всегда суждено было реализоваться. Возможно, будущие историки русской литературы назовут период 20-30-х годов периодом несбывшихся надежд, горькое разочарование в которых пришлось уже на вторую половину века. Утверждая права личности на преобразование мира, новая литература утверждала и права личности на насилие в отношении к этому миру - пусть и осуществлялось оно в благих целях.

Суть в том, что в качестве наиболее доступной и естественной формы этого преобразования мыслилась революция. Следующим логическим шагом было оправдание революционного насилия не только по отношению к другому человеку, но и по отношению к общим основам бытия. Насилие оправдывалось высокой целью: на руинах старого несправедливого мира предполагалось создать мир новый, идеальный, мир, основанный на добре и справедливости.

Подобное изменение реалистической эстетики было связано с попыткой реализма адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим, да и просто бытовым реальностям. И обновленный реализм, как мы условно его назовем, справился с этой задачей, стал адекватным мышлению человека XX века. В 30-е годы он достигает своей художественной вершины: появляются эпопеи М. Горького «Жизнь Клима Самгина», М. Шолохова «Тихий Дон», А. Толстого «Хождение по мукам», романы Л. Леонова, К. Федина и других реалистов.

Ho рядом с обновленным реализмом в 20-е годы возникает отличная от него эстетика, генетически, однако, тоже восходящая к реализму. В 20-е годы она еще не доминирует, но активно развивается как бы в тени обновленного реализма, становление которого дает несомненные художественные результаты. Ho именно новое направление принесло в литературу, в первую очередь, антигуманистический пафос насилия над личностью, обществом, желание разрушить весь мир вокруг себя во имя революционного идеала.

Исследовательские функции, традиционные для реализма, уступают место функциям сугубо иллюстративным, когда миссия литературы видится в создании некой идеальной модели социального и природного мира. Вера в завтрашний идеал настолько сильна, что человек, пораженный утопической идеей, готов пожертвовать прошлым и настоящим лишь потому, что они не соответствуют идеалу будущего. Изменяются принципы художественной типизации: это уже не исследование типических характеров в их взаимодействии с реалистической средой, но утверждение нормативных (долженствующих быть с позиций некоего социального идеала) характеров в нормативных обстоятельствах. Эту эстетическую систему, принципиально отличную от нового реализма, мы будем называть нормативизмом.

Парадоксальность ситуации состояла в том, что ни в общественном сознании, ни в литературно-критическом обиходе две эти тенденции не различались. Напротив, и обновленный реализм, и нормативизм осмыслялись нерасчлененно - как единая советская литература. В 1934 году это неразличение закрепляется общим термином - социалистический реализм. С тех пор две различные эстетические системы, нормативная и реалистическая, во многом противостоявшие друг другу, мыслились как идейно-эстетическое единство.

Более того, порой они соседствовали в творчестве одного и того же автора или даже в одном и том же произведении. Примером последнего может служить роман А. Фадеева «Разгром» (1927).

Подобно горьковскому Павлу Власову любимые персонажи Фадеева проделывают путь нравственного возрождения. Видевший в жизни только плохое и грязное, Moрозка пошел в партизанский отряд, как он сам говорит, не ради прекрасных глаз командира, а для того, чтобы построить лучшую, праведную жизнь. К концу романа он избавляется от присущего ему анархизма, впервые испытывает неожиданное чувство любви к Варе. Коллектив стал ему родным, и Морозка, не задумываясь, отдает свою жизнь за товарищей, предупреждая отряд об опасности. Разведчик Метелица, считавший, что ему глубоко безразличны люди, вступается за пастушонка и перед смертью открывает для себя, что любит окружающих его людей.

Роль активного воспитателя масс А. Фадеев доверяет командиру отряда Левинсону, за тщедушной внешностью которого он видит духовную силу, убежденность в необходимости революционным путем преобразовать мир.

Вполне традиционно для русской реалистической литературы развенчивает А. Фадеев индивидуалиста Мечи-ка. Романтический максимализм Мечика, его парение над действительностью, постоянные поиски исключительного - в частной ли жизни или в социальной - приводят его к отрицанию реального бытия, проявляют невнимание к насущному, неумение его ценить и видеть красоту. Так он отвергает любовь Вари во имя прекрасной незнакомки на фотографии, отвергает дружбу простых партизан и в итоге остается в гордом одиночестве романтика. В сущности, автор наказывает его предательством именно за это (так же, впрочем, как и за его социальную чуждость простым партизанам).

Характерно, что самые сильные места романа содержат психологический анализ поведения персонажей. He случайно критика дружно отметила влияние на молодого советского писателя традиций Л. Толстого.

Вместе с тем идея «социального гуманизма», когда во имя высшей цели можно жертвовать человеком, личностью, сближает роман А. Фадеева с нормативизмом.

Если революция делается от имени и для трудящегося народа, то почему приход отряда Левинсона сулит крестьянину-корейцу и всей его семье голодную смерть? Потому, что высшая социальная необходимость (накормить отряд и продолжить путь к своим) важнее «абстрактного гуманизма»: жизнь членов отряда значит больше, чем жизнь одного корейца (или даже всей его семьи). Да тут же арифметика! - хочется воскликнуть вслед за Раскольниковым.

Доктор Сташинский и Левинсон приходят к мысли о необходимости добить раненого партизана Фролова. Его смерть неизбежна: рана смертельна, а нести его с собой невозможно - это замедлит движение отряда и может погубить всех. Оставить - попадет к японцам и примет еще более страшную смерть. Облегчая своему герою решение, Фадеев заставляет самого Фролова принять яд, что выглядит почти как самоубийство.

В этой части романа Фадеев порывал с гуманистической традицией русского реализма, заявляя принципиально новую этическую систему, основанную на жестко рациональном отношении и к человеку, и к миру в целом.

He менее двусмысленно звучит и финал романа. Левинсон останется жить «и исполнять свои обязанности». Для того чтобы из далеких пока людей, которых он видит уже после гибели отряда, людей, работающих на земле, обмолачивающих хлеб, собрать еще один отряд. Фадееву кажется бесспорной идея Левинсона «сделать [этих крестьян] такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом» и повести их по дорогам Гражданской войны - к новому разгрому, ибо в такой войне победителей не бывает и финальный общий разгром неизбежен.

Впрочем, не исключено, что художник восторжествовал в Фадееве-политике. Ведь роман назван «Разгромом», а не «Победой».

Если книга А. Фадеева несет в себе как черты подлинного реализма, так и нормативизма, то повесть Ю. Либединского «Неделя» (1922) написана исключительно в традициях нормативизма и утопизма. Один из ее героев, большевик Стельмахов, произносит следующий монолог-исповедь: «Возненавидел я в революции раньше, чем полюбил... И потом только, после того, как меня избили за большевистскую агитацию, после того, как я в Москве, в октябре, штурмовал Кремль и расстреливал юнкеров, когда я еще в партии не был и политически ничего не понимал, тогда в минуты усталости стал мне мерещиться впереди далекий отдых, вот как царство небесное для христьянина, далекий, но непременно обещанный, если не мне, так будущим людям, сынам или внукам моим... Это-то и будет коммунизм... Какой он - не знаю...»

На службу прекрасному, но совершенно неясному мифическому будущему отдают все силы герои повести. Эта идея дает им силы переступить через естественные человеческие чувства, такие, например, как жалость к поверженному врагу, отвращение перед жестокостью, страх убийства: «Ho когда голову мутит от усталости или работа плохо идет, или расстреливать нужно кого, тогда я в уме подумаю мое теплое слово - коммунизм, и ровно кто мне красным платком махнет».

За этой чудовищной исповедью, которую герой и автор воспринимают как возвышенно-романтическую, стоит утопическое мироощущение в наиболее страшной и жестокой его форме. Именно оно стало идеологическим обоснованием соцреализма.

Реальность в новой эстетике воспринималась как враждебное, косное, консервативное начало, нуждающееся в коренной переделке. Высшей ценностью для писателя нового направления оказывалось будущее, идеальное и лишенное противоречий, существующее, естественно, лишь в проекте. Этот проект к тому же был слабо детализирован, но оправдывал любое насилие над настоящим.

Как происходило формирование нового взгляда на мир в социалистическом реализме? В первую очередь необходимо отметить, что в литературе 20-х годов сложилась новая концепция личности. Включенность человека в исторический процесс, утверждение его прямых контактов с «макросредой» парадоксальным образом обесценивает героя, он как бы лишается самоценности и оказывается значим лишь постольку, поскольку способствует историческому движению вперед. Такая девальвация возможна из-за финалистской концепции истории, все более и более распространяющейся в обществе. История в такой трактовке получает смысл и значение лишь постольку, поскольку движется к «золотому веку», локализованному где-то далеко впереди.

Мало того, сам герой осознает абсолютную ценность грядущего и весьма относительную ценность собственной личности, готов сознательно и совершенно спокойно жертвовать собой. Крайнюю форму такой антигуманистической позиции воплотил (вполне сочувственно в отношении к идеям героя) писатель А. Тарасов-Родионов в повести «Шоколад», рассказывающей о том, как чекист Зудин принимает решение пожертвовать своей жизнью, но не бросить и малой тени на мундир ЧК. Обвиненный во взяточничестве, Зудин приговорен к расстрелу. И для его товарищей, уверенных в его невиновности, но вынесших тем не менее смертный приговор, и для него самого это решение представляется единственно верным: лучше пожертвовать жизнью, чем дать хоть малейший повод для обывательских слухов.

Романтизация будущего, его резкое противопоставление настоящему, создание в конечном счете мифа о «золотом веке» - важнейшая черта эстетики социалистического реализма. В наиболее обнаженном виде эта идея заявлена А. В. Луначарским в статье «Социалистический реализм».

Только будущее, с точки зрения теоретика-марксиста, является единственным достойным предметом изображения. «Представьте себе, - говорит А. В. Луначарский, как бы обосновывая эстетические принципы «золотого века», - что строится дом, и когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Ho он еще недостроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм», - а крыши-то и нет. Вы будете, конечно, реалистом, вы скажете правду: но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, кто понимает, что у него будет крыша. Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда - она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда - это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так, - тот реалист буржуазный, и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор, и во всяком случае вольный или невольный контрреволюционер и вредитель».

Приведенная цитата очень важна для понимания основной идеи соцреализма. Прежде всего утверждаются новые по сравнению с традиционным реализмом функции искусства: не исследование реальных конфликтов и противоречий времени, а создание модели идеального будущего, модели «великолепного дворца». Исследовательская, познавательная функция литературы уходит на второй или даже на третий план; главной же оказывается функция пропаганды того, какой прекрасный дом будет когда-нибудь построен на месте реальных, ныне существующих жилищ.

Эти идеи, сразу же заложенные в программу нового направления, пробуждаясь и все более активно развиваясь, оказались своего рода «раковыми клетками» нового искусства. Именно они привели к перерождению нового реализма в нормативную нереалистическую эстетику на протяжении 20-50-х годов. Именно приказ видеть не реальность, а проект, не то, что есть, а то, что должно быть, приводит к утрате реалистических принципов типизации: художник теперь не исследует характеры, а создает их в соответствии с предписанной нормой и тем самым превращает их в примитивные социальные маски (враг, друг, коммунист, обыватель, крестьянин-середняк, кулак, спец, вредитель и т. п.).

Нормативность трансформирует само понятие художественной правды. Монополия на правду принадлежит теперь тому, кто может прозреть «правду завтрашнего дня». А тот, кто не может сделать этого, изображает действительность такой, какова она есть, - «зачастую мошенник и фальсификатор и во всяком случае вольный или невольный контрреволюционер и вредитель». Нормативность трактуется уже не только как эстетическое, но и как политическое требование.

Таким образом, искусство оказывается орудием создания художественного мифа, способного организовать общество, отвлечь его от реальных проблем жизни. Его цель точно определена: это насилие над действительностью с целью ее переустройства, «воспитания нового человека», ибо «искусство имеет не только способность ориентировать, но и формировать». Это положение позднее, в 1934 году, в измененном виде войдет в Устав Союза писателей СССР: в качестве важнейшей для социалистического реализма будет заявлена «задача идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма».

Особое место в нормативной эстетике занял вопрос о творческой свободе художника. «Социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнородных форм, стилей, жанров», - было сказано в Уставе Союза писателей. Характерно, что свобода художника локализована лишь в сфере формы - но не содержания. Содержательная же сфера жестко регламентирована представлениями о функциях искусства, которые видятся в создании идеализированного образа будущего. Такая сверхзадача определяет и стиль конкретного произведения, всю его поэтику. Заранее определен конфликт, пути его разрешения. Заранее расписаны социальные роли героев: руководитель, спец, коммунист, крадущийся враг, женщина, обретающая свое человеческое достоинство...

Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности. Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

Вконтакте

Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

Основные признаки данного направления следующие:

  1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
  2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
  3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
  4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций , драматизм жизни.
  5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
  6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк .

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали .

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души , которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа. Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для глубокого анализа новой действи­тельности. Постепенное перерастание капитализма в империализм и связанное с этим обострение классовых противоречий - наи­более характерная тема, нашедшая освещение в реалистической литературе.

Философская мысль в этот период колеблется от позитивизма к иррационализму. Меняется и литературный фон. Реализм отста­ивает свои принципы не в борьбе с классицизмом или романтиз­мом, а полемизируя с натуралистами, символистами, разного рода декадентскими школами.

В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Г. де Мопассан, Т. Гарди, Д. Голсу-орси, Г.Джеймс, Т.Драйзер, К.Гамсун, А.Стриндберг, раннийТ.Манн, Р.Тагор и др.); социально-философская (А.Франс, Б.Шоу, Г.Уэллс, К.Чапек, Акутагава Рюноске и др.); сатирико-юмористическая (ранний Г.Манн, Д.Мередит, М.Твен, А.Доде и др.); героическая (Р.Роллан, Д.Лондон).

В целом критический реализм на рубеже веков отличается от­крытостью границ, испытывает влияние и вбирает в себя черты всех основных художественных методов эпохи, сохраняя главное качество - характер типизации. Глубокая внутренняя перестрой­ка реализма была связана с экспериментом, смелым опробовани­ем новых средств. Качественно углубляются основные достижения критического реализма предыдущих периодов - психологизм, со­циальный анализ, расширяется сфера реалистического отображе­ния, на новую художественную высоту поднимаются жанры но­веллы, романа, эпопеи.

Этот этап развития критического реализма выступает как пе­реходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы XX в. от критического реализма XIX в.

НАТУРАЛИЗМ

Натурализм - одно из важнейших направлений в литературе конца XIX в. Генезис натурализма связан с поражением европей­ских революций 1848 г., подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию вообще.

Принципы натурализма. Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послу­жило творчество Г.Флобера, его теория «объективного», «безлич­ного» искусства, а также деятельность «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).

Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фан­тастических вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть ис­кусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого на­правления обращаются к жизни низов общества, им присущ под­линный демократизм. Они расширяют область изображаемого В литературе, для них нет запрещенных тем. Если безобразное изоб­ражено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение подлинной эстетической ценности.

Натурализму свойственно позитивистское понимание досто­верности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда - изображение лишь «куска действительности», воспро­изведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); отказ от изоб­ражения героической личности как «нетипичной» в натуралисти­ческом смысле; замена сюжета («выдумки») описанием и анали­зом; эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого; анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свобо­ду воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; писа­тель не стремится предсказать будущее.

Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сбли­жался с импрессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением документов, фактов, художественным осво-ением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т.д.).

Тэн. Основоположником эстетики натурализма был француз­ский искусствовед Ипполит Тэн (1828- 1893). Он учился в Выс­шей нормальной школе (Париж). С 1864 г. Тэн - профессор эсте­тики в Школе изящных искусств, с 1878 г. - член Французской Академии. В первом значительном труде «Французские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитивистов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладыва­ются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим событием было появление труда Тэна «История анг­лийской литературы» (1863-1865). Во «Введении» к этому изда­нию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую кра­еугольным камнем натурализма. В его трудах сформулирован ос­новной принцип натурализма: уподобление искусства науке.

Гонкуры. Братья Эдмон (1822- 1896) и Жюль (1830- 1870) де Гонкур - выдающиеся французские писатели, стоящие у исто­ков натурализма и импрессионизма во французской литературе. Они родились в семье провинциальных дворян. Вершина их твор­чества - роман «Жермини Ласерте» (1865). Жизнь служанки, ее трагедия стали предметом исследования писателей. Предисловие к роману - один из первых манифестов зарождающегося натура­лизма. Гонкуры разработали методику «клинического анализа» - новую разновидность психологизма: это своего рода «научное на­блюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутрен­ней жизни, которое проливает свет на, казалось бы, алогичные поступки героев.

Гонкуры создали импрессионистический стиль, фиксирующий мгновенные ощущения. Одним из решающих средств при этом стал импрессионистический пейзаж.

Школа Золя. В 1870-е годы во главе натуралистов встает Эмиль Золя. В теоретических работах он обосновал основные принципы натурализма. В его художественном творчестве переплетаются чер­ты натурализма и критического реализма, и этот синтез произво­дит на читателей сильное впечатление, благодаря которому нату­рализм, вначале отвергаемый читающей публикой, получает при­знание. Золя достигает триумфа, опубликовав в 1877 г. роман «За­падня». Он сумел сплотить вокруг себя молодых писателей, соста­вивших ядро натуралистской школы (А. Сеар, Л.Энник, О. Мир-бо, Ш.М.Ж.Гюисманс, П.Алексис и др.). Важнейшим этапом в ее деятельности стало создание книги рассказов «Вечера в Медане» (1880).

В 1880-е годы натуралисты пытались обновить театр (Э.Золя, П.Алексис, О. Метенье и др.). Золя не был крупным драматургом, но его теоретические работы, инсценировки его романов, ста­вившиеся на сцене передового Свободного театра и на многихсценах мира, образовали в рамках движения европейских драма­тургов за «новую драму» особое направление.

В эти же годы сказались слабые стороны натурализма: отсут­ствие глубоких обобщений, физиологизм, нагромождение дета­лей. Обнаружилось расхождение между натуралистами.

В 1887 г. после выхода романа Золя «Земля» натуралистская школа раскололась.

Натурализм в Германии. В немецкой литературе 1880-х годов натурализм занял видное место. Теоретики натурализма А. Хольц и Й. Шлаф разработали концепцию «секундного стиля», утверж­дая, что изображение мира должно быть подобным воспроизведе­нию того, как падает лист, оторвавшийся от ветки. Законом ис­кусства должно быть воспроизведение мелочей быта. Так же де­тально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологи­ческие импульсы или болезненные отклонения психики, кото­рые им управляют.

Гауптман. Герхарт Гауптман (1862- 1946) в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) дал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась сканда­лом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изобра­жалась с такой степенью откровенности, выступая в самом не­приглядном свете.

Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря сва­лившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и абсолютной пустоте существования - скучающая от без­делья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной пад­черице. Развившееся на той же почве пьянство поражает не только стар­шее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проститут­кой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей). От младшей дочери, Елены, отказывается любя­щий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорчен­ная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кон­чает с собой.

Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоле­ние того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.

В последующих драмах Гауптмана («Одинокие», 1891; «Ткачи», 1892; «Бобровая шуба», 1893) черты натурализма, прежде всего натуралистическое изображение деталей, соединяются с реали­стическим воспроизведением действительности, с драмой идей. Однако в те же годы он пишет пьесы в совсем другой манере, близкой символизму («Вознесение Ганнеле», 1893; «Потонувший колокол», 1896). Это еще раз подтверждает, что в переходную эпоху границы различных художественных систем размываются, на смену единству приходит множественность, художественный плюрализм.

СИМВОЛИЗМ

Символизм - направление в литературе рубежа XIX-XX вв. В основе его эстетики лежит идеалистическая концепция двоеми-рия, согласно которой весь окружающий мир - только тень, «сим­вол» мира идей, и постижение этого высшего мира возможно лини, через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. Распространение этой концепции, опирающейся на тру ды А. Шопенгауэра и его последователей, связано с разочарова­нием в философии позитивизма.

Символизм явился реакцией на натурализм. Истоки символ из ма - в деятельности романтиков и парнасцев. Ш. Бодлер справед­ливо считается непосредственным предшественником символи­стов или даже основоположником символизма как направления.

Основы художественного метода символизма закладываются в 1860-х годах в «Песнях Мальдорора» (1868- 1869, полн. опубл. в 1890 г.) Лотреамона (настоящее имя - Изидор Дюкас, 1846-1870), ранних сборниках П. Верлена. Стихи символистов этого ив риода (Верлена, Рембо) носят бунтарский характер. В них выра­жены такие сильные стороны символизма, как обличение мещан ства, новаторские поиски в области многозначности слова, со­здание двупланового образа, суть которого заключалась в том, ЧТО за изображаемым просматривается нечто неизображаемое, фено мен превращается в символ чего-то иного». Здесь нет места харак­терному для более позднего этапа развития символизма отказу от социальных задач искусства, формализму, иррациональности, за­шифрованное™ формы.

В 1870-1880-е годы символизм сближается с декадансом, с его устремлением «от ценностей расцвета жизни - здоровья, силы, светлого разума, победоносной воли, мощной страсти... - к цеп ностям, вернее, минус-ценностям жизненного упадка, т.е. красо­те угасания, красоте, черпающей обаяние в баюкающей силе вя­лых ритмов, бледных образов, получувств, в очаровании, какимобладают для усталой души настроения покорности и забвения и все, что их навевает» (А.В.Луначарский). В этот период Рембо выступает со своей теорией «ясновидения», Малларме обращает­ся к экспериментам в области формы, в результате которых раз­рушается логика мысли и образа, Верлен занят изучением музы­кальных свойств различных звуковых сочетаний. Тяготение к де­кадансу способствует тому, что укрепляется репутация символис­тов как непризнанных, «проклятых» поэтов.

Вокруг Малларме и Верлена начинает складываться школа. С сим­волистскими произведениями выступают Жюль Лафорг (1860 - 1887), Гюстав Кан (1859-1936), Жильбер Самэн (1858-1900), Лоран Тайяд (1854- 1919), Франсис Вьеле-Гриффен (1864-1937), Стюарт Мерриль (1863 -1915) и другие «малые символисты». Не­которые поэты разрабатывают прозаические жанры (Анри де Ре-нье, 1864-1936; Пьер Луис, 1870-1925; Марсель Швоб, 1867 - 1905). Возникает символистская драма (Поль Клодель, 1868-1955; Эдуар Дюжарден, 1861 - 1950; Поль Фор, 1872-1960, и др.). Наи­более ярким явлением в этой области становится творчество бель­гийца М. Метерлинка.

Символизм оказал влияние на позднее творчество Ги де Мо­пассана, Э. Золя и других больших художников разных направле­ний. В свою очередь он испытывал воздействие многих эстетиче­ских систем рубежа веков. Декадентская доктрина символизма - явление кризисное. Но символистам свойственны и несомнен­ные достижения в их стремлении увидеть мир целостным, пе­редать сложность духовного мира человека. Значителен вклад символистов в поэтическое творчество, в реформу стиха (му­зыкальная композиция, многозначность слова и образа, вызы­вающая поток ассоциаций, утверждение верлибра - свободного стиха и т.д.).

НЕОРОМАНТИЗМ

Термин «неоромантизм» появился еще в конце XIX в. Неоро­мантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху. Это эстетический и этический протест про­тив дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайно­сти декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую лич­ность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии.

Неоромантизм неоднороден: в каждой стране, где он утвер­дился, он приобретал специфические черты.Неоромантизм в Германии и Австрии. Для немецкого и австрий­ского неоромантизма, сложившегося под влиянием творчества Рихарда Вагнера (1813 - 1883), характерны такие черты, как «ма­териализация» мечты вплоть до создания «мира мечты», иногда противопоставленного обыденной действительности, иногда сли­того с ней; абстрагирование идеала от конкретного социального содержания, абсолютизация и противопоставление его матери­альному миру или попытка синтеза действительности и идеала при обязательном приоритете последнего; разработка образа че­ловека искусства как воплощения положительного идеала; проти­вопоставление образа художника обществу и обстоятельствам; от­сутствие ограничений в системе жанров (обращение к драме, ро­ману, новелле, сказке, различным жанрам поэзии и т.д.), поис­ки новых жанров (например, «музыкальная драма» Р.Вагнера); в области языка - стилизация как главный принцип организации языкового материала (неоромантический стиль как таковой не сло­жился во многом из-за господства принципа стилизации); соеди­нение, собственно, неоромантических принципов с принципами импрессионизма, символизма, отчасти натурализма.

У немецких и австрийских неоромантиков тема трагической судьбы художника, сталкивающегося с прозой жизненных обсто­ятельств, стала особенно популярной благодаря образу Лоэнгри-на в одноименной музыкальной драме Р. Вагнера. «Потомками» Лоэнгрина стали Тициан в драме Г. фон Гофмансталя «Смерть Ти­циана», Петер Майский в одноименной новелле Р.Хух, мастер Генрих в драме Г. Гауптмана «Потонувший колокол» и другие нео­романтические персонажи.

Неоромантизм в Бельгии. Ведущим бельгийским неороманти­кам свойственно изображение активной личности, создание ге­роического характера (Ариана в драме М. Метерлинка «Ариана и Синяя Борода», Эреньен в драме Э.Верхарна «Зори»); показ вза­имоотношений героя и общества как сложных (отсутствие прямо­го противопоставления); оптимистическое мировосприятие; пе­ренесение обусловленности персонажей из внешнего мира во внут­ренний, в мир души («внутренний закон»); некоторая ограничен­ность в жанрах (основной жанр - драма); отказ от принципа «ис­торического колорита» как подменяющего принцип историзма, использование приемов условного (зачастую аллегорического) театра; отсутствие собственного неоромантического стиля, широ­кое обращение к трансформированному символистскому стилю.

Неоромантизм в Англии. Английский неоромантизм представ­ляет собой сложный феномен. Существование неоромантической литературы сочетается с почти полным отсутствием «чистых» писателей-неоромантиков. Неоромантизм некоторых произведе­ний О.Уайльда неотделим от черт символизма, отчасти реализ­ма, Джозефа Конрада (наст, имя - Юзеф Теодор Коженёвский, 1857-1924) - от импрессионизма (например, роман «Тайфун», 1902). В творчестве Редьярда Киплинга (1865-1936) романтиче­ские рассказы (например, «Рикша-призрак», «Дети Зодиака») со­седствуют с реалистическими зарисовками светского общества («Воспитание Отиса Айира», «Заурядная женщина»), неоднозна­чен творческий метод мастеров приключенческого жанра: Робер­та Луиса Стивенсона (1850-1894), Артура Конан Дойля (1859 - 1930), Гилберта Кита Честертона (1874- 1936) и др. Эстетическая и эмоциональная критика тех или иных сторон общественной жиз­ни, как правило, трансформируется в критику обыденного, не­романтического сознания отдельного человека; обыденность или экзотичность окружающего мира зависит не от имманентно при­сущих ему качеств, а от миросозерцания индивида (в том числе самого автора). Характерный для европейского неоромантизма образ героической личности обычно заменяется образом «неза­метного героя» (Шерлок Холмс и доктор Ватсон Дойля, патер Браун Честертона), ребенка (Маугли Киплинга), молодого чело­века (герои романов Стивенсона «Остров сокровищ» 1883; «По­хищенный» 1886; «Катриона» 1893). Для английского неороман­тизма свойственно ставить героя в зависимость от обстоятельств (вплоть до появления у Конрада темы рока в образе моря), кото­рые не только не подавляют героя, но позволяют ему полнее рас­крыться. Обстоятельства, в которые попадает герой, лишаются кон­кретного социального содержания (в их качестве выступают, на­пример, природные стихии). Сюжет большинства неоромантиче­ских произведений выстраивается как напряженная интрига. Ос­новные жанры, разрабатываемые английскими неоромантика­ми, - приключенческие романы, повести, рассказы.

Неоромантизм во Франции. Стремление французских неороман­тиков к созданию особого поэтического мира объясняет, почему они так часто обращаются к жанру «поэтической драмы». Драма в стихах выступает наиболее адекватной формой выражения услов­но-поэтического восприятия действительности, свойственного им. Выстраивание особого поэтического мира позволяет удовлетво­риться иллюзией в исследовании мира реального. «Воинствующая иллюзия» становится отправной точкой для формирования нео­романтического взгляда на мир. Создание поэтического мира во многих случаях оказывается не самоцелью, а способом поместить в соответствующую обстановку весьма условного неоромантиче­ского героя. Проблема героизма и героической личности - глав­ная проблема французского неоромантизма.

Неоромантики культивируют представление о героизме как внутреннем свойстве, которое может не проявляться в конкрет­ных героических поступках. Такое понимание героизма ярко вы­ражено в новелле Ж. Ришена «Дон Хозе Храбрый», включенной в его сборник «Испанские рассказы». Дон Хозе совершает все-свои героические поступки во сне, в то время как в обычной жизни он ничем не примечателен. Новелла заканчивается программной для ряда неоромантиков фразой: «Сид, вероятно, не был так храбр, как Дон Кихот». Эта концепция в значительной степени опреде­лила типы характеров в ранних (неоромантических по существу) драмах Р. Роллана «Людовик Святой» и «Аэрт», в которых можно найти ряд общих типологических черт с «Принцессой Грезой» и «Орленком» Ростана. Однако уже в этих ранних произведениях Р. Роллан ставит проблемы, не свойственные французским нео­романтикам. Его идеал - личность, опирающаяся на народ.

В целом французский неоромантизм - это весьма аморфное явление. Неоромантики стремятся занять, часто инстинктивно, среднее положение между натурализмом и символизмом, отвер­гая как нигилизм первого по отношению к духовному началу, так и нигилизм второго по отношению к материальному миру. Осла­бевает острота критического отношения к действительности, свой­ственная В.Гюго; неоромантики в своем большинстве стоят на официальных или умеренно-либеральных позициях, их творче­ство, как правило, не противоречит правительственному курсу.

Характерной чертой неоромантизма становится эклектизм. При­сущий романтизму начала XIX в. пафос нового исчезает. Однако к 90-м годам XIX в. вырисовывается общий характер французского неоромантизма как этико-эстетического протеста против антигу­манного общественного строя, упадочной позитивистской фило­софии, натурализма и декадентской литературы.

Ростан. Неоромантизм получил наиболее полное выражение в творчестве Эдмона Ростана (1869-1918), автора знаменитой ге­роической комедии «Сирано де Бержерак» (1897). Другие его про­изведения - комедия «Романтики» (1891), драмы «Принцесса Гре­за» (1895), «Самаритянка» (1897), «Орленок» (1900), «Шантек­лер» (1910).

«Сирано де Бержерак». В пьесе излагается неороманти­ческая концепция героизма как внутренней способности челове­ка преодолевать силу обстоятельств. Первоначальный замысел ко­медии не был связан с фигурой французского писателя и мысли­теля XVII в. Сирано де Бержерака. Однако исторический Сирано оказался во многом близким тому типу человека, которого хотел изобразить Ростан. То, что в эпохе абсолютизма нашелся герой, . которого искал писатель, закономерно. Эта эпоха не могла не по­родить такой тип личности, как Сирано, тип человека, бросаю­щего вызов всем законам общества, всякой регламентации, по­давляющей и уничтожающей индивидуальность.

В комедии человек предстает как слияние, синтез противопо­ложных начал. Главным способом типизации становится соедине­ние и гиперболизация полярных свойств личности. Так, Кристиан прекрасен лицом, но глуп; в Роксане непомерно развит ум, носпит чувство и т. д. Тот же принцип положен в основу образа Си­рано: он поэт и воин, его веселость доходит до шутовства, но он бывает и сентиментальным, он герой, но робок в любви. Его сло­ва возвышенны и прекрасны, но лицо некрасиво и смешно. Проти­воречивые качества Сирано взаимообогащают друг друга и создают необыкновенную при таких противоречиях цельность характера.

Однако не только личные качества Сирано определяют свое­образие этого образа. Он слит с ростановским миром, не может существовать вне его. Свободолюбие Сирано воплощается в ло­зунге «Быть самим собой». Но в комедии никто не является самим собой, что оказывается, по мнению Ростана, следствием тлет­ворного влияния общества на личность. Не избегает такого воз­действия и Сирано. Гениальный человек отказывается от своей личности в угоду вкусам и идеалам общества и обретает счастье, лишь снова став самим собой. Именно так следует понимать за­ключение договора с Кристианом, которого Роксана любит за кра­соту. Союз красавца Кристиана и прекрасного внутренне Сирано, воплотив в действительности идеал Роксаны, стал торжеством гармонии. Однако такое воплощение идеала искусственно, оно неизбежно должно принести несчастье всем троим. Лишь в конце пьесы возникает новая гармония. Для этого Роксана должна была переродиться, отбросить свой прежний безжизненный идеал и научиться видеть в жизни истинно прекрасное даже под безобраз­ной оболочкой. Видеть в действительности идеал - вот основная мысль пьесы.

Неоромантизм в других странах. Неоромантическое движение охватывает и другие страны Европы. Некоторые произведения великих норвежцев Г.Ибсена (позднее творчество) и К.Гамсу-на, творчество итальянских (А. Фогаццаро, С.Бенелли, Д. Паско-ли), польских (С. Выспяньский, С.Пшибышевский), чешских (Я.Врхлицкий, И.Махар), венгерских (Е. Комьяти, Ф.Мольнар) писателей тесно связаны с неоромантическими тенденциями. Не­сколько позднее неоромантизм занимает заметное место и в лите­ратуре США.

ЭСТЕТИЗМ

Эстетизм - течение в эстетической мысли и искусстве, за­родившееся в 1870-е годы, окончательно сформировавшееся в 1880-1890-е годы и утратившее свои позиции в начале XX в., когда оно слилось с различными формами модернизма. Ярче всего эстетизм сказался в Англии, его крупнейшими представителями были У. Пейтер и О. Уайльд. Поэтому обычно эстетизм рассматри­вают как явление английской культуры. Только в самое последнее время стала высказываться мысль, что эстетизм - явление между-народное. Так, можно отнести к эстетизму творчество французских писателей А.деРенье, Ш. М.Ж. Гюисманса, П. Валери, ранние про­изведения М.Пруста, А.Жида и т.д.; можно найти родственные английскому эстетизму явления в немецкой, австрийской, италь­янской, американской и других национальных литературах.

Пейтер. Первым принципы эстетизма изложил Уолтер Пейтер (1839-1894), английский писатель, эстетик. Он родился в семье голландского врача. Пейтер окончил Оксфордский университет, где позднее читал лекции. Он был учеником крупнейшего анг­лийского эстетика XIX в. Джона Рёскина (1819 - 1900). Но, в про­тивоположность своему учителю, считавшему, что «искусство стра­ны есть указатель ее социальных и политических добродетелей» («Лекции об искусстве», 1870, опубл. 1887), Пейтер придержи­вался концепции «искусства для искусства».

Эстетическая теория Пейтера, основанная на субъективизме оценок и противопоставлении этики и эстетики, была изложена в «Очерках по истории Ренессанса» (1873), его главном труде. В предисловии к этой книге он писал: «...Красота, как почти весь человеческий чувственный опыт, есть нечто относительное; по­этому определение ее тем менее имеет смысла и интереса, чем оно абстрактнее». По Пейтеру, искусство не должно учить добру, оно безразлично к морали. Прекрасное субъективно, считает он, поэтому задача критика - лишь выразить свои личные пережива­ния от встречи с произведением искусства. Таково, например, изложение в «Очерках» впечатлений о «Джоконде» Леонардо да Винчи, в которой Пейтер видит «животность Греции, сладостра­стие Рима, мистицизм Средневековья с его церковным честолю­бием и романтической любовью, возвращение языческого мира, грехи Борджиа».

Преемниками Пейтера явились деятели искусства, объединив­шиеся вокруг декадентских журналов «Желтая книга» и «Савой», которые стали выходить в свет в 1894 и 1895 гг. Это были теоретик символизма и поэт Артур Саймонз (1865- 1945), художник и пи­сатель Обри Бердсли (1872-1898) и др. Влияние эстетизма Пей­тера испытали ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йитс, англо-американский писатель Генри Джеймс и др. Вождем эсте­тизма после Пейтера становится Оскар Уайльд.

Дадаизм

Одно из ранних проявлений авангардизма в европейской лите­ратуре - дадаизм (от фр. dada - деревянная лошадка, как ее на­зывают маленькие дети, в переносном смысле - бессвязный детский лепет). Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г., в разгар Первой мировой войны, и был своеобразным анархистским про­тестом. В иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, эпа­таже парадоксами, бессмысленными, случайными сочетаниями звуков, слов, предметов, линий можно усмотреть ироническое, пародийное отражение бессмысленности жизни, открывшейся в огне мировой войны.

Дадаисты впервые собрались 8 февраля 1916 г. в Цюрихе, в кабаре «Вольтер», открытом немецким писателем Гуго Баллем (1886-1927). Здесь звучала музыка Шёнберга, читались стихи Апол­линера, Рембо, драма Альфреда Жарри «Король Юбю» (1896). Основоположником литературы дадаизма стал румын по проис­хождению Тристан Тцара (или Тзара, псевдоним Сами Розеншто-ка, 1896- 1963). В наиболее известном его сборнике - «Двадцать пять стихотворений» (1918) есть стихотворение «Белый павлин, прокаженный пейзажем», в котором поэт, бросая вызов читате­лю, наглядно демонстрирует переход от связной речи к бессвяз­ной. Он сознательно разрушает «язык как средство, цементиро­вавшее общественный строй», стремится к «полному раздробле­нию языка»:

Здесь читатель начинает кричать, Начинает кричать, начинает кричать; в крике появляются флейты, расцвечивающиеся кораллами. Читатель хочет умереть, может быть, танцевать, а начинает кричать,

Он - замызганный худосочный идиот, он не понимает Моих стихов и кричит. Он крив.

В душе его зигзаги и много ррррр

Нбаз, баз, глянь на подводную тиару, расстилающуюся золотыми водорослями. Оозондрак трак

Нфунда нбабаба пфунда тата нбабаба.

(Перевод Н. Балашова)

Дадаизм привлек внимание многих авангардистов, его поддер­жали Аполлинер, Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Поль Элюар, Блез Сандрар, художники Пабло Пикассо, Амедео Мо­дильяни, Василий Кандинский. После эпатирующих манифеста­ций в Париже в 1920-1921 гг. дадаизм довольно быстро сходит на нет. Бретон, Супо, Арагон, Элюар становятся видными фигурамисюрреализма, в то время как немецкие дадаисты вливаются в ряды экспрессионистов.

Экспрессионизм

Это модернистское направление наиболее характерно для не­мецкой литературы, хотя его влияние ощутимо и в литературах скандинавских стран, Бельгии, Венгрии и т.д. В Германии экс­прессионизм возник около 1905 г. и активно развивался до конца 1920-х годов. Термин (от фр. expression - выражение) был введен в 1911г. основателем экспрессионистского журнала «Штурм» X. Валь-деном. В противовес импрессионизму с его ориентацией на пер­вичные чувства, ощущения, экспрессионисты настаивали на прин­ципе всеохватывающей субъективной интерпретации действитель­ности.

Основные положения экспрессионизма. Экспрессионисты вы­ступили против негативных сторон жизненного уклада, отмечен­ного порабощением личности, машинизацией, отчуждением. Пер­вый лозунг экспрессионизма: действительность в существующих формах должна быть отвергнута. Чтобы изменить действительность, искусство должно по-новому истолковать ее (принцип «активиза­ции искусства»). Особую роль при этом может сыграть поэзия и драматургия. Так, герой драмы Рейнхардта Зорге «Нищий» (1912) рассматривает театр как трибуну. Вместо лозунга коммерческого искусства «Искусство как объект прибыли» появляется лозунг «Искусство как выражение определенной тенденции».


Похожая информация.