Государственный музей истории религии. Музей истории религии

Описание:

Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.

Фонды музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени; буддизм и ислам. Древнейшие экспонаты музейного собрания - археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н.э.

Здание музея, построенное в 1860-е гг. по проекту архитектора А. Кавоса, расположено в историческом центре Санкт-Петербурга. Здесь размещаются постоянные экспозиции, фонды открытого хранения, проходят временные выставки, специальные программы, лекции. В музее работает Центр молодежных программ - образовательная платформа музея, основной целевой аудиторией которой является студенты всех форм обучения.

Сегодня в музее открыты следующие разделы постоянной экспозиции: "Архаические верования и обряды", "Религии Древнего мира: политеизм", "Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма", "Возникновение христианства", "История русского православия", "Католицизм", "Протестантизм", "Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм", "Ислам".

Кроме того, в музее открыт регулярный доступ к фондам хранения:

- "Масонская коллекция" - одна из самых обширных коллекций на данную тему в нашей стране. Представлена история масонства самых разных стран - России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк - с конца XVIII века и до 1930-х гг.

- "Японская коллекция", в котором представлены как подлинные раритеты XVIII - XIX вв., например, знаменитые свитки из разных храмов Японии, так и вполне современные предметы - амулеты, паломнические сувениры и др.

- "Коллекция Западноевропейской живописи". Фонд включает произведения религиозного и светского искусства Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Польши. Хронологические рамки собрания XIV - XX вв.

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека

Образовательные услуги:
Лекционная программа "Религии мира"
Музейно-педагогические программы для школьников и дошкольников
Научно-методические стажировки
Курсы повышения квалификации для музейных сотрудников; преподавателей гуманитарных дисциплин; сотрудников образовательных учреждений, общественных организаций и туристических компаний

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Центральный выставочный зал "Манеж", памятник Петру I "Медный всадник", здание Синода и Сената, Юсуповский дворец, Николаевский дворец, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - M145
Российский этнографический музей - M147
Центральный выставочный зал "Манеж" - M149
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле" - M603
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова - M1039
Новоселенгинский музей декабристов - M1199
Государственный музей истории ГУЛАГа - M1202
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" - M1234
Кемеровский областной музей изобразительных искусств - M1790
Национальный музей Республики Коми - M1808
Национальный музей Республики Бурятия - M2791
Национальный музей Чеченской Республики - M3040

Единиц хранения:
ок. 200000, из них 137059 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фонд «Архаические и традиционные верования» - 4499 ед. хр.
Фонд «Драгоценные металлы» - 3690 ед. хр.
Фонд «Ислам» - 1402 ед. хр.
Фонд «Иудаизм» - 1487 ед. хр.
Фонд «Научно исторический архив» - 25000 ед. хр.
Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство» - 4000 ед. хр.
Фонд «Православие. Изобразительное искусство» - около 20000 ед. хр.
Фонд «Религии ранних цивилизаций» - 5396 ед. хр.
Фонд «Религии Востока» - 13134 ед. хр.
Фонд «Религии Запада» - 27 561 ед. хр.
Фонд редкой книги - 1508 ед. хр.
Фонд «Ткани» - около 7000 ед. хр.
Фонд «Филателия» - 2706 ед. хр.
Фонд «Фонотека-мультимедиа» - 769 ед. хр.
Фонд «Фототека» - более 30000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей истории религии".

Copyright (c) 1996-2018 Государственный музей истории религии

В разные эпохи история религия была особенным чудом для всех народов нашего мира. Она спасала жизни, благословляла грешных, помогала научным умам объяснить те неизвестные явления, которые окружали людей, именно религия сохранила современные материальные ценности, именно Религия была способна как захватить, так и удержать власть, именно Религия развязывала войну и справлялась с неугодными властям людьми. Если вы хотите рассмотреть ее историю, аспекты, узнать об особенностях религии Древней Руси, да и Древнего Мира, вам стоит посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге.

Уникальная история музея религий в Санкт-Петербурге

На территории Санкт-Петербурга имеется Государственный музей истории религии, размещен он на Почтамтской улице в здании с 1991 г. Представленные в нем экспозиции свидетельствуют о возникновении той либо иной религии и ее развитии в течение веков. Сегодня данный музей является единственным в своем роде в Российской Федерации. В мире таких учреждений очень мало.

Отметим, что современное человечество на протяжении всей истории рассматривает религию с научной точки зрения, однако музей, который посвящен полностью этому вопросу, появился впервые только в СССР, и по сегодняшний день сохранилась как атеистический, хотя и изучающий религиозные аспекты.

В этом музее собраны 200 000 экспонатов, которые носят информацию, касающуюся иудаизма, христианства, буддизма и ислама.

Экспозиция, которая посвящается православию, выступающему восточной ветвью христианства, включает в себя настоящие материалы. Здесь имеются иконы, древние книги, храмовая утварь, одежды священнослужителей, предметы старообрядческой церкви и т.д. Принцип выставки (тематико-хронологический) знакомит посетителей с Русской историей православия от Крещения до начала ХХ-го века. Разделы ее являются познавательными и чрезвычайно интересными.

Государственный музей истории религии первый раз за практически 80-летнюю свою историю откроет для большой аудитории таинственный мир Восточных религий. Новый раздел постоянной музейной экспозиции будет включать в себя оригинальные образцы священного искусства государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Открытие произошло в четыре часа дня 28 сентября 2010 г.

В данном Музее никогда не было специального открытого раздела экспозиции, который посвящен религиям государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Не было представления коллекций фонда «Восточных религий» для большой аудитории. Только малая часть экспозиций, называемых на современном языке фондом неприкрытого хранения, являлась доступной ограниченному числу посетителей. Обычно, для специалистов исследователей, музейных сотрудников и других. Временные выставки позволяли демонстрировать некоторые экспонаты.

В 3-х залах нового раздела экспозиции представлены 800 - ю памятниками. Достаточно редко такая большая совокупность подлинных вещей представляется в нынешних музеях. Но раздел является насыщенным не только экспонатами. Имеются разные артефакты в залах музея, на которых представлена максимально полная информация относительно религий Востока - индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм.

Нестандартным и информативным является пространственное дизайнерское решение

Структура экспозиции обусловлена многообразной картиной религиозной жизни государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии.

В первом зале можно ознакомиться с главными стадиями в развитии буддизма, образным значением бодхисатв и будд, иными сюжетами. При этом, здесь воспроизводятся постановочные сцены, такие как: «Созерцание гневного божества Ваджрабхайравы», «Комната ламы», «Праздник Будды грядущего Майтреи», разработкой которого занимались в 1930 году бурятские художники-ламы вместе с востоковедами учёными.

Отдельная витрина представляет панораму «Мистерия Цам», то есть, ритуальные танцы, которые исполнялись монахами-буддистами в Монголии, Непале, Тибете, и в Северной Индии.

Посвящается тибетской медицине один из экспозиционных разделов.

В качестве подлинной экспозиционной жемчужины выступает модель алтаря тогдашнего буддийского храма. Центром композиции является Будда в самбхогакае (т.е. в теле блаженства). Его изобразили в «одеянии принца», в серьгах, оплечье, короне, с браслетами на ногах и на руках. Окружение Будды - фигуры архатов, являющихся его учениками, которые достигли просветления. Есть также чаши, использующиеся при подношении, сосуды, необходимые для хранения святой воды, мандала (являющееся жертвенным блюдом), с благовониями курильница, буддийские символы - то есть 7 драгоценностей, а также 8 счастливых эмблем, которые расположены возле священных изображений. Алтарь украшен «знаменами победы». Также, в экспозиции есть разработка светового сценария, представляющего буддийское учение относительно космоса. Вместе с тем, размещен и макет интерьера храма буддистов Санкт-Петербурга.

С сюжетами, которые связаны с жизнью буддистского основоположника царевича Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) знакомит свитковая буддийская живопись XIX-XX вв. - представленая в виде танки, и также представленная широко на экспозиции («Рождение Бодхисаттвы», XIX в.; «Нисхождение Белого слона», XIX в.; «Колесо бытия», XX в.; «В кругу благородных женщин», XIX в. и др.). В данном зале можно наблюдать одеяния и атрибуты буддийских монахов; также изображения божеств, их культ сохранялся вместе с буддизмом, и скульптуры Будды (XIX-XX вв.), которые поступили в музейную коллекцию из Шри-Ланки, Таиланда, Мьянмы и Камбоджи. Необходимо обратить внимание на памятники буддийского культового комплекса - т. н. Кара-Тепе (II-IV вв.н.э.), которые привезены работниками данного Музея из экспедиций, осуществляющихся в современном Узбекистане.

Второй зал свидетельствует о религиях Индии. Имеют место здесь предметы, которые знакомят с главными течениями и происхождением мировой крупнейшей национальной религии - то есть с индуизмом, уходящим корнями в ведийскую религию. Экспозиция демонстрирует скульптурные изображения с божествами Пантеона ведийского - Сарасвати, Индры и других. При становлении индуизма, культ данных божеств находился на втором плане, на их место пришли Вишну, Брахма. С шиваитской и вишнуитской мифологией нас знакомит Шива, все это представлено в зале с произведениями индийской живописи, также скульптуры декоративно-прикладного искусства. Иные экспонаты, находящиеся в зале, знакомят нас с индуистской обрядностью - музыкальные традиционные инструменты, амулеты, маски, светильники, ритуальные колокольчики. В народах Южной Азии широкое распространение нашло множество региональных культов. В экспозиции широко представляются памятники, которые свидетельствуют о многообразии верований народа.

Уникальные свитки, которые экспонируются в 3-м зале, показывают разнообразие и многоликость религиозных верований Японии и Китая, где столетиями взаимодействует даосизм, буддизм, синтоизм, конфуцианство. Весьма интересными являются китайские лубки, находящиеся в коллекции академика В.М. Алексеева, которые были собраны в Китае им в начале XX века. В сюжетах лубков нашло свое отражение представления народа относительно земного счастья и благополучия. Скульптура основателя даосизма Лао-цзы и даосских бессмертных также поражает присущими ей художественными достоинствами, выражая сцены, которые раскрывают фантастические истории их жизни. Не менее замечательным можно назвать вышитое полотно «Три бога счастья», поражающее своей красотой и самобытностью. Внимание также привлекает макет алтаря Будды Амиды.

Витрины, в которые помещены экспонаты, имитируют фасады буддийских храмов. А интерактивное пространство зала дает возможность каждому посетителю покрутить молитвенные барабаны, на которых начертаны мантры (молитвы).

Наряду с открытием нового раздела экспозиции для посетителей снова будет открыт раздел «Сукхавати - Чистую землю Будды Амитабхи» («Буддийский рай»), который представляет собой макет объемного характера, отражающий Чистую землю Будды Амитабхи. Площадь, которую занимает макет, составляет 12 кв. м. При оформлении данного макета были использованы особенные световые эффекты, при помощи которых раскрывается смысл всей композиции.

Все посетители музея смогут прикоснуться к истории Восточных религий. Большое собрание, включающее в себя более чем тысячи памятников, является свидетельством религиозного мира Китая, Японии, Индии, а также государств Азии. Буддистская экспозиция представлена в 14-ти разделах.

Ислам

Исламу посвящается отдельная экспозиция. Предлагается среди имеющихся в ней разделов рассмотреть «Шиизм», «Сунна и Коран», « Суфизм», «Культ». Один из залов представляет священную книгу исламской религии. Посетители, в процессе экскурсии, познакомятся с исламом и историей его возникновения, а также его направлениями. Экспонатами является булава, секира дервиша, посох и одежда и прочее.

Экскурсии в Государственный музей истории религии

Музей представляет для посетителей, школьников, студентов с различных стран мира разнообразные экскурсии. Диапазон этих экскурсий действительно уникален, музей предоставляет более 300 вариантов. Такая экскурсия продолжается более двух часов. Часто студенты с других стран, которые приехали, познавать уникальную историю России, заказывают автобусные экскурсии по самому красивому городу России - Санкт-Петербургу. Экскурсоводы проводят экскурсии и для самых маленьких посетителей. Если вы хотите познакомиться с отдельными видами экспозиций, то для вас экскурсоводы подготовили специальные, уникальные экскурсии, и многие из них рассчитаны в удобное для вас время, в выходные, а могут продолжаться и несколько часов. В музее вы можете увидеть и узнать о каждой религии мира, о таком явлении как монашество или различные древние верования. Многие посетители самой интересной экскурсией считают, экскурсию о религиозной символике, как России, так и других стран мира. Также туристы считают очень интересной экскурсионную программу о загробной жизни, об истории русских древних праздников. В музее разработана программа для тематической выставки, как школьников, так и дошкольников, программу можно подобрать и в тематику определенного праздника. Руководители музея для самых любознательных посетителей разработали программы по Истории Религии, которые можно заказать индивидуально. Именно такая программа проходит вечером, когда музей закрывается, так называемая ночная экскурсия, стоит отметить, что она включает дегустацию различных напитков или воспроизведение отдельных религиозных обрядов.

Еще в музее была открыта выставка под названием «Русское церковное шитье 17-20 веков», и открылась уникальная «Масонская коллекция».

В настоящее время в Музее открыта научная библиотека, фонд был официально открыт в 1932 году. На сегодняшний день библиотека насчитывает примерно 192000 уникальных книжных памятников. И считается одним из крупных собраний памятников, как религии, так и атеизма. Научная библиотека была признана единственной библиотекой в России светского и религиозного характера. В ней представлены книги по самым различным направлениям: ислам, буддизм, синтоизм, даосизм, иудаизм и тд. Здесь вы можете найти книги по психологии, этнографии, изобразительному искусству, музееведению, а также уникальные памятники древней Истории России.

Десять лет назад Казанский собор в Петербурге начал действовать в статусе кафедрального. В годы советской власти, там был Музей истории религии и атеизма.

Разумеется, это воспринималось верующими как надругательство. Однако некоторые считают, что именно это обстоятельство спасло от уничтожения многие святыни, а возможно, и сам храм, которому в этом году исполняется 200 лет.

Некоторые утверждают, что именно благодаря музею удалось сохранить многие святыни. Конечно, неизвестно, уцелел бы вообще собор, если бы в 1932 году в нем не открыли музей

Кто в храме хозяин?

Шестьдесят лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, работники музея чувствовали себя хозяевами. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и протоиерея Павла Красноцветова, назначенного новым настоятелем. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается только по воскресеньям и ее необходимо закончить до одиннадцати часов - потом начинаются экскурсии. «Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено в соборе, каждый день. С десяти примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить». Настоятель сразу дал понять, кто здесь хозяин, а кто - в гостях.

Так они и сосуществовали в одних стенах - музей и православный приход, и нередко можно было наблюдать, как в храме идет атеистическая экскурсия, а в другом его конце служится Божественная литургия. Только в 2001 году музей окончательно покинул стены храма, переехав в выделенное ему помещение на Почтамтской улице.

Забытые мощи

А в 1990-х, когда изменилось отношение государства к Церкви, здесь были обретены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Но если многие иконы в годы воинствующего безбожия действительно были спасены стараниями сотрудников художественных музеев, то в Казанском соборе что-то сохранилось скорее благодаря беспорядку.

Когда в соборе открылся музей, ему передали многие святыни, изъятые из храмов и монастырей. Но трудно сказать, сколько из них было здесь украдено или уничтожено. Отец Павел вспоминает, как в одном из помещений, где сидела сотрудница, он увидел на полу больше десятка разорванных напрестольных Евангелий. Так же небрежно относились в музее и к другим православным святыням. Как ни странно, это и спасло мощи соловецких святых и Серафима Саровского - о них просто забыли. Об обретении мощей преподобного Серафима покойный Патриарх Алексий II впоследствии рассказывал: «Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены… Мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году. В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо».

А мощи святителя Иоасафа Белгородского сохранились благодаря рабочим музея. В 1956 году в Астрахани была эпидемия сибирской язвы. В связи с этим всем музеям приказали мощи из экспозиций убрать и по возможности уничтожить. Директор, не задумываясь, приказал сжечь мощи святителя Иоасафа в печке. Двое рабочих, которым он это поручил, видимо, были людьми верующими. Они завернули тело в оберточную бумагу, потом в штору и еще в черную бумагу, все это перевязали и закопали на чердаке, где был большой слой шлака. В 1990 году один из них перед смертью рассказал об этом своей дочери и попросил сообщить в епархию. Епархия прислала в музей комиссию, в которую входил и отец Павел Красноцветов. «Мы нашли на чердаке большой сверток, отнесли его вниз, развернули. Мощи сохранились без какого-либо тления», - вспоминает батюшка. Приехала экспертная группа из Москвы, по описи и документам сверили и определили, что это мощи святителя Иоасафа Белгородского.

За пропажи никто не отвечает

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», - вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе.

В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена.

Его купол отливал серебром

Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, - говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. - Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович - человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», - говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», - сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть.

Что осталось от собора

Храм, переданный Музею истории религии и атеизма в 1932 году, некогда был великолепен. Построенный по образцу собора Святого Петра в Риме, он выглядел очень необычно. Сколько недоумения вызывала одна только колоннада - 126 колонн высотой 14 метров. Сам Павел I, по приказу которого был возведен храм, видел в этих колоннах руки Христа, обнимающие каждого, приходящего сюда. Но и сегодня не все считают такую архитектурную новацию удачной. Например, известный церковный архитектор Андрей Анисимов называет колоннаду гениальным художественным решением с точки зрения организации площади и привлечения внимания людей, но убежден, что для собора она лишняя, так как эти колонны не несут духовного смысла, а потому не имеют отношения к церковной архитектуре.

Другой архитектор, Михаил Филиппов, напротив, убежден, что Казанский собор, как и сотни других русских храмов, построенных в синодальный период под влиянием западных традиций, органично влился в православную культуру, обогатив церковную архитектуру.

Внутреннее убранство собора когда-то поражало своей роскошью. На один только иконостас пошло 1800 килограммов серебра. Разумеется, после кампании по изъятию церковных ценностей от этого богатства ничего не осталось. В 1930 году иконостас был окончательно разрушен, а его четыре яшмовые колонны вскоре передали в Москву в Академию наук. Пришлось все восстанавливать по крупицам. В музее Университета железнодорожного транспорта чудом нашлась папка «Проекты Казанского собора». По чертежам иконостас восстановили. Правда, сделать новые колонны из яшмы было невозможно. Пришлось подобрать искусственный материал под этот камень. И вместо листового серебра новый иконостас покрыли сусальным.

Прежний иконостас расписывали известные художники - Боровиковский, Андрей Иванов (отец Александра Иванова - автора «Явления Христа народу»), Тюрин, Уржумов. Сегодня эти росписи находятся в Русском музее. Для иконостаса были сделаны копии.

Впрочем, эти недостатки, видные специалисту, вряд ли заметит простой экскурсант. К 200-летию собора от большевистского поругания не осталось и следа.

Есть несколько причин посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге. Во-первых, его богатейшая музейная коллекция насчитывает порядка 200 тысяч экспонатов, среди которых присутствуют уникальные археологические находки, датированные VI веком до н.э.

Во-вторых, наряду с иконами и предметами культового назначения здесь представлены произведения изобразительного и декоративного искусства, редкие книги, образцы нумизматики и медалей разных эпох, стран и народов. Зарождение, развитие и особенности основных религиозных мировоззрений рассматриваются, таким образом, в контексте мировой науки, истории и культуры.

В-третьих, что немаловажно, в построении экспозиции присутствует хронология, логика и современные интерактивные средства подачи материала. И, конечно же, самое главное, — это отсутствие навязывания предпочтений, толерантность к представителям различных религиозных конфессий.

В итоге, все это делает музейно-туристический продукт актуальным для широкого круга посетителей, а расположение в центре города – удобным для посещения.

Историческая справка

Первый в мире музей истории религии был открыт в городе на Неве, и произошло это в стране, где государственной идеологией был атеизм.

В апреле 1930 года в залах Зимнего дворца прошла антирелигиозная выставка, организованная Институтом этнографии. Здесь были представлены культовые предметы и тематические произведения искусства со всего мира. В те времена общественную мысль будоражили идеи о несовместимости науки и религии. Они нашли свое выражение в огромном успехе экспозиции и вдохновили на создание музея истории религии и атеизма в системе Академии наук СССР, который был учрежден 26.04.1931 года.

Инициатором и первым его директором явился выдающийся российский ученый, историк и этнограф В. Г. Богораз-Тан. В основу собрания музея, кроме выставочной коллекции, легли экспонаты, поступившие из , и Библиотеки Академии наук. Расположился музей в , где и состоялось его торжественное открытие 15 ноября 1932 года.

То, что музей изначально формировался в научной академической структуре, отличало его от других подобных музеев, в том числе его предшественника — Ленинградского антирелигиозного музея (1929-1932). Сотрудники не просто собирали, хранили и экспонировали памятники религиозной культуры, а занялись изучением такого сложного феномена общественной истории, каким является религия, научно-исследовательской работой и просветительской деятельностью.

Уже на первом этапе становления музея (с 1932 по 1944 год) собранные коллекции отображали многообразие и эволюцию верований и культовых традиций разных народов, — они рассматривались с точки зрения места религии в жизни различных эпох, в аспектах духовности, психологии, общественных движений, искусства.

Восстановление музея после войны в 1944-1960 годы и создание широкой экспозиции, посвященной истории мировых религий, принесло широкую известность в своей стране и за рубежом. Этому способствовали многочисленные передвижные фотовыставки, печатание монографий и публикация периодического издания «Ежегодник МИР».

В 1961 году музей переходит в подчинение Министерства культуры. Наступает период, когда научная деятельность сворачивается и ей на смену приходит пропаганда атеистических идей.

В начале 1990-х годов музей получает свое нынешнее название и здание в центре города, куда въезжает после проведения реконструкции в 2000 году. За годы советской власти стало привычным расположение музеев религии и атеизма в культовых сооружениях. Государственному музею истории религии в Санкт-Петербурге впервые выделяется светская постройка, которая была специально оборудована под музей. Здание имеет свою историю.

В начале XVIII века на близлежащих землях располагалась усадьба графа П. Ягужинского. Трехэтажный усадебный дом в дальнейшем приобрел известность благодаря своему театру, в котором давались цирковые представления и демонстрировался частный зверинец.

В 1786 году Почтовый департамент выкупил дом, ушедший с молотка за долги отпрыска благородного рода. Этот дом стоял напротив почтового ведомства, в нем стали проживать служащие почты. Через Почтамтскую улицу между двумя зданиями была перекинута арка, имевшая внутренний переход. По нему чиновники попадали из дома на работу, не выходя на улицу. Сейчас переход закрыт.

В 1859-1861 годы архитектор А. К. Кавос достраивает 4-й этаж и изменяет фасады здания в модном тогда стиле эклектики, гармонично смешав в отделке элементы классицизма, барокко и ренессанса. Довольно символично было расположить музей, где также смешались самые противоречивые религиозные направления, в подобном доме.

Открытие музея в новом здании состоялось 8 июня 2001 года. Известно, что после переезда исчезли экспозиции с пугающими обрядами, — например, демонстрирующие орудия пыток инквизиции, хотя это достаточно важный аспект в понимании жизни средневековой Европы. Раздел атеизма вообще скрылся в архивах, унося с собой из залов музея часть нашей истории. Не получили места и различные секты. Например, баптизм, чрезвычайно популярный в США, никак не представлен. Впрочем, эти замечания не умаляют значимости музея, а лишь подчеркивают необъятность поднятой им темы.

Экспозиция музея

сэр Уинстон Черчилль

Красочные экспозиции представлены таким образом, что, переходя из одного зала в другой, посетители совершают путешествие во времени, постепенно передвигаясь от первобытных верований к современным религиозным течениям. Соответствующее музыкальное оформление и антураж создают особую атмосферу, а интерактивные экраны, аудио и видео файлы, пользование аудиогидом дают возможность неспешного самостоятельного осмотра и полного погружения в эпоху, с которой Вы знакомитесь в данный момент.

При первом посещении рекомендуется все же принять участие в обзорной экскурсии. Опытный гид за 1,5 часа сумеет дать общее целостное впечатление о музее. Вся коллекция распределена на фонды, их всего 15, и даже беглое знакомство требует достаточного времени. Есть опасность потеряться на несколько часов!

Красиво выглядит вестибюль. Его украшает гипсовая скульптура, переданная из Эрмитажа и еще в 1950-х годах. Отсюда начинается путь, ведущий из глубины веков к современности, выстроенный в хронологическом порядке и с удивительной логической последовательностью представляющий периоды:

  • Архаические верования и обряды;
  • Религии Древнего мира;
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Православие;
  • Католицизм, протестантизм;
  • Религии Востока;
  • Ислам;
  • Буддизм;
  • Религии Китая, Японии, Индии.

Первые залы переносят нас в эпоху палеолита, когда зарождаются погребальные обряды. Акустика и наскальные рисунки передают пещерную атмосферу. Экспонаты свидетельствуют о первых попытках наших далеких предков понять основы мироздания и место человека в нем.

Далее следует переходный период от первобытной эпохи к цивилизации. Мы попадаем в мир Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Рима, оказываемся среди ритуальных предметов, египетских саркофагов, увидим древнегреческие сосуды и погребальные маски.

Следующий этап – возникновение монотеизма. Здесь музей предлагает познакомиться с религией иудеев, причем с разных точек зрения: как с библейским периодом, в ракурсе веры в единого бога или взглянуть на историю глазами евреев. В залах мы сможем увидеть, как выглядит Тора, узнать, что такое свиток Торы, капорет и парахет.

Обширная экспозиция посвящена христианству, зарождению и первым пророчествам, его отдельным периодам и ветвям. В зале раннего христианства стоит обратить внимание на иконы, написанные Н. С. Емельяновым — ведь это по его эскизам были выполнены наружные мозаики !

Интересные экспонаты, связанные с отечественной историей, представлены в разделе «Церковь и государство». Среди них: блюдо, изготовленное к 300-летию дома Романовых, живопись М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, И. К. Айвазовского и других не менее знаменитых художников, — например, старинная картина «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» или современное полотно Ю. А. Рыбакова «Мираж».

Многообразие религий Востока отображают экспозиции, посвященные странам Восточной, Южной и Центральной Азии. Особенной популярностью пользуется зал, где представлен Буддийский рай – это макет, выполненный в 1904-1905 годах монахами Бурятских монастырей под названием «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи». Многие поклонники буддизма приходят в музей с исключительной целью медитировать в этом зале.

В разделе «Ислам» есть еще один макет (поменьше). Это копия Соборной Мечети Санкт-Петербурга (оригинал находится на Кронверкском проспекте, 7, возле метро «Горьковская»).

Верхний этаж отведен под временные выставки. Музей участвует в мероприятии «Ночь музеев», организует экскурсии, в том числе по городу и за городом, занятия с детьми и курс лекций для взрослых. Специальные залы могут быть предоставлены под проведение концертов, конференций, презентаций.

Выходной день в музее – среда, каждый первый понедельник – вход свободный для всех желающих.

Где находится и как добраться

Буквально в двух шагах от , напротив Главпочтамта, слева от его знаменитой арки находится Музей истории религии, расположенный в здании по улице Почтамтской, 14 / Почтамтский переулок, 5.

Сюда можно дойти пешком от станций метро «Адмиралтейская» и «Сенная» или доехать от метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на троллейбусе №5, №22, автобусе №3, №22, №27 или маршрутном такси №169, №306.

15 ноября 1932 года Казанский собор - культовое сооружение, олицетворяющее град Петра - вдруг из православного храма превратилось в крупнейший Музей истории религии. Ленинграду, передовому городу Советского Союза, ни к чему была гигантская святыня православия, поэтому большевики решили восславлять в соборе атеизм и мифологизировать религиозную историю человечества. С Казанского сняли кресты и установили на куполе позолоченный шар со шпилем. Музей просуществовал в храме 68 лет. сайт рассказывает о советской странице истории Казанского собора.

Памятник Отечественной войны 1812 года

Величественный и парадный Казанский собор был возведен по проекту архитектора Воронихина в рекордно короткие сроки, за 7 лет: с 1801-го по 1811 годы. Он был необыкновенно похож на храм Святого Петра в Риме. Собор был построен на месте скромной церкви Рождества Богородицы. Свое имя храм получил по названию иконы Казанской Божией Матери, которая хранилась в церквушке ранее. Уже на следующий год, после окончания Отечественной войны 1812 года, Казанский стал своеобразным памятником победы. В здании с должным почетом был похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов.

Храм сразу же был освящен, и в нем начали проводить службы. Так продолжалось до прихода к власти большевиков. Новая религия, атеизм, отвергла традиционные ценности и обряды и нашла для собора новое применение.

Музей в стенах собора

В 1922 году из Казанского собора были изъяты все церковные ценности. Роскошный интерьер от этого сильно пострадал. Был утерян весь серебряный иконостас. Одного серебра было вынесено более 2 тонн! В январе 1932-го с храма сняли и ликвидировали кресты, а на главном куполе был установлен позолоченный шар со шпилем.

15 ноября этого же года в Казанском соборе состоялось официальное открытие Государственного музея истории религии и атеизма. Инициатором создания и первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог Богораз-Тан.

В Казанском соборе проводились выставки на различную тематику. Фото: Commons.wikimedia.org

Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение. В результате оно стало плодородной площадкой для изучения и анализа культурного наследия, психологии человека и религиозной мифологии.

Первая экспозиция представляла собой некую солянку. В музее собрали тематические экспонаты из фондов других музеев города. Например, в Казанском соборе можно было увидеть произведения искусства из Эрмитажа, Кунсткамеры, Библиотеки Академии наук и Русского музея.

Первые сотрудники музея проводили серьёзную научную работу. К 1941 году Музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких предметов искусства разных конфессий. В нем хранились уцелевшая коллекция православных икон XVII - XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. К началу 40-ых годов XX века в Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собранием книг по истории религии и религиоведению в России.

Во время Великой Отечественной войны сотрудники поддерживали музей, как могли, оберегали редчайшие коллекции и даже организовали несколько выставок. Например, в тяжелом 1942 году на колоннаде Казанского собора развернулась выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Мир после войны

После войны сотрудникам пришлось восстанавливать музей и само здание собора, реставрировать многие экспонаты. Здесь стали проходить многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954-1956 годы Музей посетило более миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Сотрудники стали публиковать научные труды, посвященные культуре, истории и мировым традициям.

В 1991 было решено, что Государственный музей религии и атеизма все-таки должен переехать. В 1998 году Казанский собор был заново освящен, и в нем возобновились службы. Но расстаться двум несовместимым культурным единицам суждено было лишь в 2000 году, когда Музей переехал в новое здание на Почтамтской улице. История в 68 лет была окончена.

Музей обрёл новую жизнь, но сохранил особенный дух собора.