Ознакомление дошкольников с портретным жанром живописи. Методика ознакомления дошкольников с портретной живописью

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист»).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».

Оборудование: два мольберта, фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей), палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

Смурфик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Смурфик-кисточка» - самый главный над всеми кисточками.

Восп-ль: Смурфик, а что это ты такой сегодня веселый?

Смурфик: я ходил в картинную галерею музей. Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такой веселый и довольный.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое…) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашел на почту и принес вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …..(портрет)

Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

(Дети смотрят на экран)

Смурфик: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая…)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала..)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете? (Больная, грустная, задумчивая, усталая..)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

Раз -подняться, потянуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет).

Для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова»:

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.

Смурфик, тебе нравятся портреты, которые нарисовали ребята?

Смурфик: Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилось, что я решил остаться в вашей группе.

Восп-ль: Оставайся, Смурфик, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска чувашской Республики

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«Знакомство дошкольников

с искусством (портретом)»

Подготовила: Горшкова Т.Д.,

Вопитатель старшей группы

«Полянка»

Новочебоксарск, 2014.

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист»).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».

Оборудование: два мольберта, фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей), палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

(Дети сидят на стульях, раздается стук в дверь, появляется Смурфик с кисточками, с красивой коробкой и большим конвертом)

Смурфик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Смурфик-кисточка» - самый главный над всеми кисточками.

Восп-ль: Смурфик, а что это ты такой сегодня веселый?

Смурфик: я ходил в картинную галерею музей. Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такой веселый и довольный.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое…) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашел на почту и принес вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

(По очереди из посылки воспитатель достает предметы: лист бумаги, кисть, карандаши, краски, палитру, дети называют их)

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …..(портрет)

Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

(Дети смотрят на экран)

Смурфик: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

(Воспитатель достает из него поочередно репродукции картин и вывешивает на мольберте)

Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая…)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала..)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете? (Больная, грустная, задумчивая, усталая..)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

(Дети выходят на середину группы)

Физкультминутка «Юные волшебники»

Раз -подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? (Достает маленькие незаконченные портреты) . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет).

Для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова»:

(Дети закрывают ладонями глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

(дети садятся за столы, дорисовывают лицо на портрете)

Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.

Смурфик, тебе нравятся портреты, которые нарисовали ребята?

Смурфик: Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилось, что я решил остаться в вашей группе.

Восп-ль: Оставайся, Смурфик, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

(Гости вместе с детьми рассматривают портреты)


Знакомим детей с искусством. Художник и его картина.

ИСК У ССТВО - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Назовите виды искусств. Их пять (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.)

В соответствии с требованиями программы «Детство», педагоги должны расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Что даёт изобразительное искусство детям?
Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений, с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Они испытывают радость, волнение, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в картинах, иллюстрациях.

В нашей консультации мы более подробно остановимся на знакомстве детей с произведениями художников, как работать в группе в этом направлении, опираясь на наглядный материал имеющийся в распоряжении детского сада.

    Живопись.

Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.

В свою очередь живопись имеет свои жанры: натюрморт, пейзаж, портрет.

С натюрмортом детей знакомят со 2 младшей группы; пейзажем – со средней; портретом – в старшей, со второй половины учебного года.

Знакомство с натюрмортом

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость.

Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

Особенности восприятия натюрморта детьми 3-7 лет

Натюрморт - первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста.

Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений.

На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.

Виды натюрмортов. Принципы отбора натюрмортов для детей разных возрастных групп.

Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. На картине может быть изображена и разнообразная и предметы быта.

Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию.

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «накрытый стол»: «завтрак», «десерт», «ужин» и др. В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека.

При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.

Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты однопорядковые. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).

В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера.

Особенности восприятия пейзажной живописи детьми 4 – 7 лет.

Пейзаж – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени, совокупность её чувств и переживаний.
Младшие дошкольники впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. При знакомстве детей с пейзажной живописью необходимо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно её сезонам. В возрасте 4-5 лет собственная изобразительная деятельность детей будет опережать художественное восприятие картин.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с живописным пейзажем, формируя эмоционально-целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.
Дети внимательно вглядываются в окружающую природу, учатся видеть и понимать её красоту. Старшие дошкольники учатся не только понимать замысел произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений. В дальнейшем необходимо продолжить работу над формированием у детей представлений о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях. Расширить представление о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными её состояниями (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т.д.). На следующем этапе дети знакомятся с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, морской. Дети узнают о художниках-пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведений искусства в жизни общества, каждого человека, в дальнейшем используя полученные знания и ощущения в своём изобразительном творчестве.

Особенности восприятия портрета детьми 5 – 7 лет.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи.

Дети 5 лет проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пяти лет уже формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности. Они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация бедна и зачастую несущественна. Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.

Дети 6-7 лет проявляют также активный положительный интерес к портретной живописи. Эмоционально откликаются на художественный образ, выражая собственные чувства и отношения к нему. Видят не только содержание, но и некоторые средства выразительности портрета. Понимают связь экспрессивных свойств позы с выражением лица, жестами человека (добрый, серьёзный, злой), дают общую нравственную оценку. На основе существенных признаков определяют социальное положение изображаемого. Обращают внимание на одежду. Окружающую среду, детали, предметы труда и быта, но они не являются существенными признаками в оценке портрета, а привлекаются как дополнения в характеристике образа. Человеку даётся нравственно-эстетическая оценка, она более развёрнута и доказательна

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью.

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, воспитатель интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

1.Для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

2. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

3. Для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

4. Детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «покажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

5. Для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.

Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том.что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа.

Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

1. Сообщение названия картины

2. Сообщение фамилии художника

3. О чём написана картина

4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)

6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

7. Что красивого показал своим произведение художник

8. О чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались.что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Второй этап

1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

2. Выделять выразительные средства,

4. Мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

О чём картина?

Почему думаете так, расскажите?

Как бы вы назвали картину?

Почему именно так?

Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

Как он изобразил это в картине?

Какое настроение вызывает картина?

Отчего возникает такое настроение?

Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов– педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

1. «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

2. «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами

3. «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

Что понравилось на картине?

Почему она понравилась?

Чем она понравилась?

Третий этап

1. Формирование творческого восприятия картины.

2. Сравнение изображенного с личным опытом.

3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.

Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника.но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками.на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Требования к отбору картин

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

* актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления

* произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе

* единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)

* колористическое решение (цветовой контраст)

* композиционное решение

* эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Книжная графика для детей отличается от взрослой особым характером оформления – наглядностью, стройностью, занимательностью.

Надо всегда помнить, что книга – это произведение искусства, подлинник, созданный рукой художника-мастера и вобравший в себя труд многих людей- писателя, редакторов, печатников. Относиться к книге следует бережно и с уважением и воспитывать это в детях с самого раннего возраста.

Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций

Младший дошкольный возраст (2-3года)

Основным видом деятельности детей 2-3 лет является игра с предметами. Учитывая это, взрослый предлагает ребенку книжку-раскладушку, книжку-ширму. Они вместе читают текст, рассматривают картинки, а потом включают ее в свою игру: строят из нее домик, заборчик, прячась за него и выглядывая.

При рассматривании иллюстраций в книге большую роль играют вопросы взрослого: «Кто это?», «Какой он?». Если ответ на первый вопрос не вызывает у ребенка затруднений, то ответ на второй вопрос требует определенного описания как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или мохнатый) так и эмоционального состояния героя (веселый, забавный, грустный, хитрый, мокрый, голосистый и т.д.).

Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательно вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи (в том числе и собственными чувствами), делать несложные выводы, усиливая его эмоциональное отношение к изображаемому.

При рассматривании картинки можно попросить малыша выполнить ряд игровых действий: «Погладить зайчика», «покормить цыплят», «прокричать как петушок», «промяукать как котенок». Спросить его: «Как мычит коровка?», «Как лает собачка?» и отвечая на поставленный вопрос, ребенок принимает позу, передавая состояние героя книжки.

Младший дошкольный возраст (3-4года)

Дети этого возраста очень любознательны: они хорошо знают основные цвета, формы, геометрические фигуры, активный словарь их резко возрастает, мышление из наглядно-действенного переходит в наглядно-образное, дети быстро развиваются, задают вопросы.

Задача педагога на этом этапе - привлечь внимание малышей к книжке, заинтересовать рисунками-иллюстрациями, вызвать желание внимательно их рассматривать – «читать» рисунки, узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи с ними.

При рассматривании рисунков в книге взрослый читает ребенку текст и помогает соотносить его с определенной картинкой, обращает внимание на некоторые средства художественной выразительности – форму (круглый), позу, жест (лежит, бежит, идет, несет, машет), фактуру поверхности (пушистый, лохматый), цвет, положение в пространстве, подражает голосам животных, движениям зверей и птиц.

Средний дошкольный возраст 4-5 лет

В средней группе педагог продолжает развивать у детей интерес к книге и книжной иллюстрации, формировать радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на ее содержание, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге.

Педагог подводит детей к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступкам. Продолжается работа по внимательному рассматриванию иллюстраций, умению видеть и узнавать заключенные в ней образы. Также обращается внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему; на рисунок, отражающий характер героя через изображение формы, строения, позы, движения, жеста, мимики.

В этом возрасте дети знакомятся с цветом как средством передачи эмоционального состояния героя, сезонных и суточных изменений в природе. Ребенку необходимо показать: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняет его, рассказать о роли иллюстрации в книге и что рисует иллюстрацию художник иллюстратор.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте педагоги проводили целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой, то к шести годам у детей будет сформирован устойчивый интерес к данной теме и будет выработано желание постоянно общаться с книгой, изучать ее, пытаться самостоятельно читать. Педагоги должны поддерживать этот интерес, сопереживать героям, соотносить их чувства с чувствами ребенка, переносить их на свой маленький жизненный опыт, учить сравнивать похожие ситуации и думать: а как бы я поступил, а чтобы я сделал? Всем этим дети делятся со взрослыми и сверстниками.

Шестилетним детям знакомы такие средства выразительности книжной графики как рисунок и цвет . Педагог знакомит их с выразительностью формы – контура, силуэта, созданных с помощью линий, штрихов, пятен, точек и передающих характер образа (его позы, движения, жесты) и колорита (цвета, цветосочетания), которые помогают понять ребенку настроение героя, его эмоциональное состояние, о времени суток, сезоне, погоде, географическом положении местности.

Дети продолжают знакомиться с разными типами макетов книг: книга-образ, книга-альбом, книга-театр, книга-тетрадь и можно обратить их внимание на индивидуальную творческую манеру того или иного художника в иллюстрировании определенных жанров литературных произведений (например, Е.Рачев, Н.Кочергин, Т.Юфа – «сказочники», Ю.Васнецов – иллюстратор народного фольклора, Е.Чарушин, М.Митурич – книги о животных и природе).

Педагог должен способствовать тому, чтобы накопленные детьми знания выливались в детские суждения, размышления, отношения ко всему увиденному и услышанному и использовались в их собственном творчестве.

Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)

В первой младшей группе воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке "Петушок, петушок, золотой гребешок!" (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:

Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает)

Вот петушок - золотой гребешок. А теперь ты, Витя, покажи, где у него гребешок. (Мальчик указывает)

Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит)

Более сложная для детей работа - называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке).

Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.

В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматривая картинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.

Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если "герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком, а при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие "героев" рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.

Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей картины произведения и учета всех характеристик героя.

Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

В подготовительной группе дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).

В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.

Детей дошкольного возраста надо знакомить с произведениями живописи. «Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты (ритм), и эмоциональное переживание, и «мыслительное действование», которое имеет особенно большое значение в дошкольном возрасте».

Тулуш Любовь
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «О ком рассказывает портрет»

Цель : Вызвать интерес к новому жанру живописи – портрету , желание внимательно его рассматривать , эмоционально откликаться на художественный образ, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним; развивать воображение и образное мышление; познакомить с портретом как жанром живописи ; дать представление о некоторых типах портретов (женский, разновозрастной ) ; обогащать словарь эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями; развивать взаимосвязи изобразительных и музыкальных образов.

Подготовительная работа : ознакомление с портретом ; рисование образа матери.

Материалы : Репродукции портретов «Женский портрет » П. П. Чистякова, «Дама в зеленом» В. А. Тропинина, «Портрет М . И. Барятинской, в замужестве Кочубей» К. Робертсона, «Портрет М . А. Бутиной» К. Е. Маковской; Музыкальная пьеса «Грезы» из «Альбома для юношества» Р. Шумана. Ход беседы :

Воспитатель. Сегодня мы пойдем на выставку художественных картин и полюбуемся ими. Вы тихо войдете в зал, постараетесь походить около картин и внимательно их рассмотреть , а потом вы мне расскажете , что увидели. Когда музыка закончится, пойдете к стульчикам и сядете.

Воспитатель. Понравились вам картины? (Ответы детей) . Кто изображен на них? (Ответы детей) Да, женщины, старый человек – взрослые и дети, а в целом люди. Такие картины называются портретами . Портрет – изображение реального человека, который живет сейчас или жил когда-то. Портрет должен быть похож на человека, которого художник рисует, но настоящий мастер старается изобразить так , чтобы все увидели, какой он – добрый или злой, веселый или грустный, хитрый или простодушный. Обычно художник работает над портретом человека , которого он знает, любит или уважает. Так, часто художники пишут портреты своих мам или знакомых.

Воспитатель. Вот посмотрите на картину «Женский портрет » П. П. Чистякова, он нарисовал пожилую добрую - бабушку. Посмотрите на лицо бабушки и расскажите , какое у нее настроение (Ответы детей) . Посмотрите на ее глаза, губы, щеки, нос, рот, расскажите о них . (Ответы детей) . Да, веселое, доброе – у нее появился широкое улыбка на лице. Большие карие глаза весело поблескивают. Волосы у нее седые. На голове надета белая шаль. Он сам выбирает модель, то есть того, кого он хочет нарисовать. Например, В. А. Тропинин нарисовал любимую женщину «Дама в зеленом» . Обратите внимание на ее платье, оно зеленое, шелковое. Почему В. А. Тропинин назвал портрет именно «Дама в зеленом» ? (Ответы детей) . У каждого из вас есть любимые мама, бабушка, сестра. Так ко Дню Матерей мы нарисуем портреты своих мам , бабушек, сестер.

Контрольная работа 1. К видам изобразительной деятельности не относятся: а) рисование б) архитектура в) аппликация г) лепка

Контрольная работа 2. К видам изобразительной деятельности относится: а) живопись б) графика в) лепка г) скульптура

Контрольная работа 4. Деревянный станок для живописи это: а) палитра б) мольберт в) поворотный круг г) композиция

Контрольная работа 5. Картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» относится к: а) скульптуре б) графике в) живописи г) архитектуре

Контрольная работа 6. К изобразительным средствам относятся: а) штрих, линия, пятно; б) гуашь, карандаш, уголь; в) пропорции, конструкция, тон

Низкий уровень – 14 - 16 б. Средний уровень – 17 -19 б. Высокий уровень – 20 б.

Ознакомиться с этапами, методикой ознакомления с живописью детей дошкольного возраста по книге: Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. , 1992. Определить, какие из данных приемов обучения используются на I этапе ознакомления с живописью: вопросы обобщенного характера, нацеленные на установление связи между содержанием произведения и средствами выразительности; искусствоведческий рассказ воспитателя; прием выявления композиционных и колористических особенностей картины; прием сравнения картин; вопросы конкретного характера на перечисление изображения; прием «вхождения в картину» , воссоздания предшествующих событий; прием классификации картин; рассказ образец, раскрывающий эмоционально личностное отношение педагога к картине; игровые приемы и ситуации; мини рассказы детей о картине.

Определить, какие из данных приемов обучения используются на II этапе ознакомления с живописью: рассказ образец, демонстрирующий эмоционально личностное отношение педагога к картине; прием прямых указаний педагога; вопросы с целью установления связи между содержанием картины и средствами ее художественной выразительности; прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником; искусствоведческий рассказ педагога; мини рассказ детей о понравившейся картине; вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально личностного отношения к картине; поиск композиционных и колористических вариантов решения образа; использование музыки, поэзии; прием сравнения.

Определить, какие из данных приемов обучения используются на III этапе ознакомления с живописью: вопросы конкретного характера на перечисление изоб раженного на картине; прием сравнения картин; мини рассказы детей о понравившейся картине; искусствоведческий рассказ воспитателя; постановка детьми вопросов о просмотренном про изведении; прием классификации картин; использование музыки, поэзии; вопросы конкретного характера, направленные на формирование личностного отношения детей к картине; прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником; рассказ образец, раскрывающий эмоционально личностное отношение педагога к картине.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подобрать художественнодидактические игры и упражнения для детей дошкольного возраста по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить словарь терминов по теме «Живопись» , используя следующие сайты: http: //eart. by. ru/ Словарь терминов по изобразительному искусству http: //artdic. ru/ Словарь изобразительное искусство - художники http: //www. wm-painting. ru/Terms. KO Термины в изобразительном искусстве

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Работа по подгруппам. Заполнить таблицу. Изучить исследования одного автора и представить особенности данной методики. . АВТОР ЗУБАРЕВА Н. М. ЧУМИЧЕВА Р. М цель исследования Программа обучения Методичес кие Приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя

Литература Зубарева Н. М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1965. - № 5. - С. 50 -58. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М. : Просвещение, 1969. -С. 24 -42. Халезова Н. , Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 3. -С. 52 -54. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. : Просвещение, 1992. .

Требования, предъявляемые к портрету Доступность содержания портретов для детского восприятия. Содержание портрета должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. Яркая выраженность эмоционального состояния. Разнообразие средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм)

1 -й этап: “Созерцательный”. Цель: Подвести детей к восприятию портретного искусства. Задачи: Учить понимать “язык эмоций”. Развивать внимание и наблюдательность. Воспитывать чуткое отношение к окружающим людям, обогащая социальный опыт детей.

Задание “Посмотри на своего друга и опиши его”, “Вспомни, каким был твой друг вчера? Как ты узнал об этом? Почему он был таким? ” и т. д. “Внимательно посмотри в лицо своей мамы (папы) и расскажи нам завтра о ней (о нем)” и др. “Когда и почему ты был веселым, грустным, испуганным, удивленным и т. д. ”.

дидактические игры и упражнения “Угадай “тайну” лица”, “Узнай характер”, “Дорисуй лицо”, “Артисты” и др.

Произведения литературы В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, А. Барто “Вовка – добрая душа”, Л. Квитко “Бабушкины руки”, Е. Шварц “Сказка о потерянном времени”, Т. Нуждина “Мир людей” и др.

Пословицы и поговорки “Мал телом, да велик делом”, “Здоров на еду, да хил на работу”, “Дерево смотри в плодах, а человека в делах”, “День меркнет ночью, а человек печалью” и др.

2 -й этап: “Художественнообразный” Цель: Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие портретной живописи и скульптуры. Задачи: 1. Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях. 2. Учить понимать “язык изобразительного искусства”. 3. Формировать умение давать эмоциональноличностную оценку произведению.

Методические приемы Пояснение (используется при первых беседах для уточнения представлений, например, “Как ты думаешь, почему, когда я показала эту скульптуру, зазвучала такая музыка? ”), Сравнение (например, репродукции с картины В. М. Васнецова “Аленушка” и скульптуры), Акцентирование деталей (закрывается все изображение, кроме, например, глаз, губ, рук).

Методические приемы Вызывание адекватных реакций (например, при рассматривании скульптуры “Мать и дитя” детям задаются вопросы: “Вспомните, что вы чувствовали, когда вас обнимала мама? Какие у мамы руки? ”), Тактильно-чувственный метод (прикосновение к ребенку, повторение изображенных движений), Оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, (рассматривание репродукции с картины М. Врубеля “Царевна лебедь” сопровождают стихи А. С. Пушкина о царевне лебеди;

Методические приемы Прием “вхождения в картину” рассматривая репродукцию с картины И. Крамского “Неизвестная”, детям предлагается поставить себя на место изображенной женщины и ответить на вопросы “Что вы чувствуете? слышите? видите? ”), Метод музыкального сопровождения (может предшествовать восприятию картины, сопровождать его и служить фоном для искусствоведческого рассказа), Игровые приемы (“Загадай что-либо о глазах (одежде, руках и т. д.), а мы отгадаем”, “Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка? ”, “Придумай свое название портрету”, “Узнай скульптуру по силуэту” и др.).

Средства выразительности данного жанра мимика лица - отмечаются глаза и губы; поза и жест, руки, костюм, фон и др.

Виды портрета По числу изображенных людей (одиночные, групповые и парные), По композиции (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура), По смысловой нагрузке (парадные и камерные).

3 -й этап: “Художественнотворческий” Цель: Развивать у детей художественное восприятие человека. Задачи: 1. Совершенствовать технические навыки изображения человека. 2. Развивать у детей творческие способности. 3. Формировать умение понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете.

Основные темы 1. Способы изображения человека. 2. Средства выразительности портрета. 3. Передача особенностей образа человека.

Способы изображения человека Нетрадиционные, рисование ладошкой. “Ладошковая живопись и графика” дети рисуют портреты Буратино (Карандаша и др.). Использование готовых трафаретов, которые обводятся и дорисовываются (как статичные, так и в динамике).

Формы организации занятий “Уроки Карандаша”, обучение ведется от лица тростевой куклы. Занятия-игры, например, “Футбол” (лист бумаги оформляется как футбольное поле, дети садятся напротив друга и начинают игру по очереди, подавая мяч и рисуя бегущего футболиста на месте его остановки).

Игровые задания Разгадывание письма, дорисовывая схематичные изображения человека в движении), Игры (“Зеркало” – подвижная игра с зарисовкой показанных движений, “Комплекс зарядки для медвежонка” – изображение схем упражнений и др.). Специальные дидактические пособия, “Проволочные человечки”, которые легко сгибаются и используются для показа движений, их зарисовки и др.

Средства выразительности портрета Схемы, показ способов рисования, листы-пробники, “волшебные досочки” для упражнений в изображении движений бровей, глаз, губ. Дорисовка сюжетных картинок, “оживлением” портретов сказочных персонажей под шапками-невидимками, “гримировкой” лиц и др.

Средства выразительности портрета Костюмом человека как средством выразительности портрета (дети получают элементарные знания об особенностях одежды, головных уборов, обуви). Экспериментируя с подбором костюмов, дети пробуют себя в роли художника-модельера, рисуя манекенов и наряжая их, либо используя готовые изображения людей

Дидактические игры “Портреты цветных человечков” - определение характера человека по цвету, “Цветовая картина” - подбор цвета к разным образам и др.), Игровые упражнения с раскрашиванием (“Передай тревожный характер в рисунке с изображением бегущей из дворца Золушки”, “Покой и печаль в рисунке с изображением Спящей красавицы” и др.). Знакомя детей с выразительностью и характером линий, предлагают следующие задания: “Узнай портрет по линейному рисунку”, “Собери образ из линий”, “Расколдуй фигуры” и др.

Передача особенностей образа Задача – передавать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, выражая свое отношение к портретируемом. Тематика - портреты близких людей – мамы и папы. Дети учатся передавать половые отличия мужчины и женщины, выражающиеся в чертах лица, прическе, телосложении, костюме, характере и т. д.

Вывод Дети не только учатся изображать человека, но и отражают свое эстетическое отношение к окружающему миру людей, проявляя свое творчество и фантазию

Цели:

Образовательная:

  • Дать детям знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения: одиночный портрет, групповой, автопортрет.
  • Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
  • Учить составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.

Коррекционные :

  • Ввести в словарь детей понятия: жанр, портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас.
  • учить подбирать прилагательные к существительным, подбирать слова – эпитеты;

Воспитательные :

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи;
  • воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.

Репродукции картин:

  • В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”;
  • В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”;
  • В.А.Серова “Дети. Саша и Юра Серовы”, “Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова”, “Портрет художника И.С.Остроухова”, “Портрет художника В.И.Сурикова, “Портрет Николая II ”, “Портрет Мики Морозова”;
  • Н.Н.Ге “Портрет Александра Герцена”, “Портрет Николая Ге внука художника”,
  • И.П.Аргунова “Портрет Екатерины II”, “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”,
  • И. Н. Крамского “Портрет Павла Михайловича Третьякова, “Портрет Веры Николаевны Третьяковой”, “Портрет художника И.И. Шишкина, “Портрет певицы Е.А.Лавровской на эстраде”, “Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”, “Женский портрет”, “Портрет художника Дьяконова”,
  • К.П. Брюллова “Портрет писателя Н.В.Кукольника”,
  • А. П. Антропова “Портрет Шувалова”.

Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

Предварительная работа:

  • Рассматривание портретов художников.
  • Рассматривание тематического словаря в картинках из серии “Мир человека” на тему: “Части тела”.
  • Рисование простым карандашом портретов.
  • Дидактическая игра “Назови ласково”, “Назови части головы”, “Назови чего у человека по 2” и т.д.

У ребенка всегда есть свой взгляд на искусство, который определяется целой системой образов, представлений, идей, свое понимание искусства. Оно может быть широким или совсем ограниченным – близким к быту, реальной жизни. В любом случае эта система взглядов на красоту принадлежит ребенку и с этим надо считаться, обогащая при этом его представление, развивая образную сторону восприятия произведения искусства, поддерживая интерес к искусству и культуре.

Очень важно, чтобы демонстрируемые дома и в детском саду копии музейных экспонатов дети впоследствии увидели бы в подлинниках.

Рассказ воспитателя о жанре живописи – портрет.

Портрет - жанр живописи, в основе которого лежит изображение конкретного человека с ярко выраженной индивидуальностью.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве.

Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

При ознакомлении с портретом дети имеют возможность почувствовать себя то маленькими детьми, играющими с барашком (В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”), то ребенком с любимой игрушкой (В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”), то детьми, любующимися морем (В.А.Серов “Дети. Саша и Юра Серовы”).

Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. У детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче станет работать его воображение, мышление.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, о профессиях, быте и облике людей разного времени.

В.А.Серов
“Портрет композитора Александра Герцена”

Н.Н.Ге
“Портрет Н.А.Римского-Корсакова”

В.А.Серов
“Портрет художника И. С.Остроухова”

В.А.Серов
“Портрет художника В.И.Сурикова”

В.А.Серов
“Портрет Николая II

И.П.Аргунов
“Портрет Екатерины II”

Н.Н.Крамской
“Деревенский староста”

И.П.Аргунов
“Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – “улыбается”, “смеется”, “плачет”.

Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Некоторые принципы отбора портретов:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. В большей степени это положительные эмоциональные состояния человека, хотя к концу среднего дошкольного возраста возможен показ и некоторых отрицательных эмоций (гнев, боль, отчаяние).

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется).

Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Картины И. Н. Крамского

Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет.

И.Н.Крамской
“Женский портрет”

И.Н.Крамской
“Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”

Также необходимо рассмотреть разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).

В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:

  • Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; выражать свои переживания и ощущения.

Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность. Например, в группу вошла Катя, у неё новая прическа. Она в хорошем настроении, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: “Ах, какая Катя сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И прическа у нее красивая!” Или обращает внимание детей на Аню: “Посмотрите на Аню, она чем-то недовольна. Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое грустное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее, подойдем к ней и спросим, чем мы можем ей помочь!”

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят и на эмоциональное состояние взрослых - родителей, воспитателей, помощников воспитателя.

Детей следует учить понимать язык жестов, мимику лица, экспрессию поз. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей время от времени поглядывать на взрослого, его реакцию на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова “нельзя” можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки (“Ну и ну!”). “Иди сюда!” - пригласить рукой. “Помолчи!” - палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты. Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость и т.д.). Можно провести специальные занятия: “Когда нам весело, когда - грустно”, “Что значит?“испуганный”, “удивленный”?”, “Угадай, что я говорю” (использование мимики и пантомимики). Цель таких занятий - подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешнему выражению.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике.

Очень нравятся детям игры, в которых требуется угадать, понять жест, движение, позу. Например, игры “Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем”, “Расскажите без слов”, “Угадай, кто что делает”.

Познакомив детей с отдельными портретами, желательно организовать в группе выставку с уже известными для детей работами художников, а затем пойти с ними в музей.

Слово “музей” в Древней Греции означало дом, посвященный богиням, покровительницам поэзии, искусства и наук. И сегодня “музей” - тоже дом, где хранятся выдающиеся произведения творческого гения художников, скульпторов – памятники истории и культуры.

Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании творческой личности.

Первые впечатления – самые сильные и глубокие, поэтому так необходима тщательная подготовка к экскурсии в музей – настоящему празднику для ребенка и взрослого. От взрослого во многом зависит, захочет ли ребенок приходить сюда снова и снова. Не нужно заставлять его запоминать названия картин и фамилии художников. Разумеется, обращать на это внимание нужно – с должным уважением и восхищением. Ребенок постепенно научится вспоминать и узнавать. Но главным для него останется ощущение прекрасного, удивление и радости.