Традиции и быт русского народа. Методическая разработка "народные традиции в играх как средство патриотического воспитания дошкольников"

Ольга Рыбакова
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

«РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К

РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»

«Русский народ не должен терять своего

завоеванного русским

искусством литературой» Д. С. Лихачев

Мир фольклора – мир народной мудрости .

Песни, игры, сказки, загадки, потешки, прибаутки – все, что есть в фольклоре открывает нам красоту и добро окружающего мира, помогает понять как много мы можем сделать, чтобы с каждым днем самим становиться, хоть чуточку лучше.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа , которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность патриота. Чтобы воспитать такую личность необходимо предоставить ребенку условия, в которых он бы ощутил бы духовную жизнь своего народа , принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации.

Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей . Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Праздник способствует и сближению родственников. Одновременно он носит образовательную функцию. Нельзя не согласиться с М. М. Бахтиным, который полагает, что любой праздник является первичной формой культуры. А С. А. Шмаков считает, что культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.

В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника .

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники . Помочь детям сделать детский праздник незабываемым , открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. В последние годы заметно улучшилась тенденция проведения в детских садах народных праздников .

Это важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии национальной культуры, развитию интереса к русским народным традициям .

Праздники , которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру : рассказать им о традициях праздника , его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.

Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства : любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения , навыки, развивает фантазию.

При проведении старинных русских праздников , радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор. Сценарии праздников составляются так , чтобы каждый ребенок стал участником праздника , чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль . Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа , они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике . Красота праздничного действа , образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально - эстетического и нравственного воспитания детей.

Декорации и детали сливаются на празднике в единое целое . Народные праздники разнообразны по форме : вечера игр – игротеки, спортивные развлечения, театрализованные представления.

К праздникам готовимся всем коллективом. В родительских уголках помещается информация об истории праздника , обычаях, угощениях. Родители помогают приготовить костюмы, русские кушанья .

Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня , вызывает радость задорная пляска, частушка. Проявляется уверенность в своих силах, ощущение радости.

Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие : понимание данной ребенку жизни - и исторической жизни народа ; представление о государстве и народе , и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям , утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Приобщение детей к нравственным традициям , способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду?

Народные праздники делятся на : календарные, религиозные, фольклорные, семейные. Как вы думаете, какие праздники относятся к календарным? Это Новый год, Рождество, святки, 1апреля. Народные – Масленица , Троица, Покров, Кузьминки, Никола Зимний, Солнцеворот, Ивана Купалы. А религиозные – Рождество, Пасха, День Ильи Пророка.

Вот и в нашем саду проходят такие праздники как «Осенины на Руси» , «Ярмарка» , «Посиделки» «Новый год за собой рождество ведет» , «Святки» , «День славянской письменности» , «Масленица» , «Троица» . В «Рождество Христово» , дети ходили со звездой - славили Христа; «Святки» , дети ходили и поздравляли детей другой группы колядкой и раздавали угощение – «козульки» ; встречали и провожали Масленицу; зазывали весну, закликали птиц; «ПАСХА» исконно русский праздник , праздник полностью был пропитан русскими песнями , танцами.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры , к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. И поэтому был составлен еще один праздник «Праздник народных игр » , на котором дети вспоминали и играли в русские народные игры с мячом , с канатом. Все были довольны и веселы.

Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции , свой «сценарий» . Своеобразие традиций зависело от идеи праздника , его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы в церковном богослужении

Ни один обрядовый праздник не обходится , конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами , такими, как дудка, трещотка, гусли, балалайка. Для фольклорного ансамбля нам удалось сделать простейшие шумовые инструменты из подручного материала : ложки с бубенцами, полешки, погремушки и др. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

Соприкосновение с народным искусством и традициями , участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ , поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому , чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа .

Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей , и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста . Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом . “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид)

Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры , истории, вхождение в них.

Я всем желаю крепкого здоровья, добрых начинаний, крепкой и дружной семьи. А чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции , которыми могут стать традиции наших предков , связанные с главными православными праздниками , земледельческим народным календарём , обычаями русского народа .

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не переда­ющий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики.Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается; усваивает социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях.

Поэтому и

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

А.В. Сердюкова

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики. Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается; усваивает социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях.

Поэтому и зучение народного творчества очень важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.

Нравственные представления и понятия об этнокультуре формируются с помощью бесед, рассказов воспитателя о труде, о традициях, народном творчестве русского народа; чтения книг о народах нашей страны, знакомства со сказками, сказаниями, былинами, песнями, загадками, пословицами и поговорками, народными играми и игрушками, народными праздниками.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

К.Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!..

Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры . Культура праздника действительно слагается из культуры игры, слова, движения и музыкального звука, моды и костюма, этикета, обычая - словом, из совокупности разных культур. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».

Для детского сада наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждут с нетерпением. С этим днем связаны волнения художественного творчества: вместе с мамами они делают из белого теста жаворонков, ласточек и приносят в ДОУ. В свои маленькие творения малыши вкладывают любовь к родной природе, свое представление о красоте.

Незаменимый материал для педагогической работы – детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.

Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде), его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника. В первую очередь следует продумать его программу. В ее составлении принимают участие все сотрудники нашего ДОУ, дети старшего дошкольного возраста.

Постепенно праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствовало активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Воспитатели стали привлекать родителей к подготовке к праздничным мероприятиям: к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, - показывала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей, наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

Организуя праздники, мы старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


Цель: создание условий для формирования интереса детей к русскому народному творчеству через музыкальную деятельность

  • Учить чувствовать характер русской народной музыки и передавать его в пении, движении, игре на музыкальных инструментах.
  • Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке.
  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.

Программное содержание: приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.

Интеграция образовательных областей: «Мир музыки», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»

Оборудование: магнитофон, кассеты, СD-диски, музыкальные инструменты – деревянные ложки, бубны, барабаны, карточки с музыкальными инструментами, русские народные костюмы.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал под русскую народную мелодию дробным шагом. Останавливаются в кругу.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, девочки!

Девочки: Здравствуйте! (реверанс)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мальчики!

Мальчики: Здравствуйте! (руки за спину, кивают головой)

Музыкальный руководитель: А по старинному русскому обычаю можно поздороваться – низкий поклон (здороваются)

Музыкальный руководитель: Все люди говорят словами. Читают ли сказку или вы рассказываете стихотворение – все это на языке слов. Сейчас я тоже с вами разговариваю на языке слов. Но оказывается, «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попытайтесь отгадать, что я хочу выразить движением.

Поклон – приветствие.

Описание: корпус из прямого положения наклонить вперед (чем ниже поклон, тем больше выражается почтение, уважение). В русском поклоне могут участвовать руки: одну или обе руки приложить к груди, затем вывести их мягко-округло перед собой (в направлении партера) и опустить вниз (перед собой); при возвращении корпуса в исходное положение руки опускаются вниз. Поклон выполняется стоя, как правило, на выпрямленных в коленях ногах.

– Показать движение, выяснить его смысл, выучить с детьми более простой его вариант – поклон головой. Описание: наклонить голову вперед (можно на мгновение зафиксировать это положение), затем поднять ее в исходное (прямое) положение. При этом корпус – прямой,

«открытый». В мужском поклоне, который выполняется стоя в полный рост, обе руки могут быть опущены вдоль корпуса, или правая рука прикладывается ладонью к груди. В женском поклоне одновременно с кивком головы можно слегка присесть, взявшись руками «за юбочку», или развести в стороны-вниз (повернув кисти ладонями вниз). Музыкальный руководитель: Поклон может означать не только приветствие, но и прощание. Наши занятия мы будем начинать поклон в знак приветствия и заканчивать поклоном в знак прощания.

Музыкальный руководитель: А с каким настроением я вас, ребята встретила?

Ответы детей. Каким музыкальным термином можно назвать моё настроение? (Мажор)

Предлагаю всем взяться за руки и обращаясь, друг к другу ласкательно -уменьшительно по имени, передать весёлое настроение, смотрим друг другу в глазки. (Дети выполняют).

Музыкальный руководитель: Теперь разогреем наши горлышки и голосовые связки.

Старый замок полон звуков (а-а-а-а шёпотом)
Гном сегодня – озорник!
То он выл (в-в-в),
А то мяукал (мя-у, мя-у),
То он хрюкал (хрю-хрю-хрю),
То жужжал (ж-ж-ж-ж-ж).
То он топал (топ-топ-топ),
То кричал (Ау-Ау-Ау),
Ну, а то, тихонько – тихо
Тонким голосом пищал (и-и-и-и-и)
Старый замок полон звуков (а-а-а-а шёпотом).

Музыкальный руководитель: Предлагаю всем под музыку присесть на свои стульчики. (В грамзаписи звучит рус.нар.мелодия «Во саду ли, в огороде»)

Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас вы прослушали русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде» в исполнении оркестра народных инструментов. Скажите, какие инструменты вы услышали?

Ответы детей. Правильно! И эти инструменты называются русскими народными.

А какая мелодия звучала по характеру?

Ответы детей.

И сейчас я предлагаю вам проиграть на шумовых музыкальных инструментах ритмический рисунок, который я буду вам показывать на карточках.

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель: Скажите мне ребята, а какие скороговорки вы знаете?

Дети называют по одной, затем все повторяют.

Музыкальный руководитель: Скороговорки нужно проговаривать чётко, выговаривая каждое слово, ускоряя темп (Артикуляционная гимнастика по методу В.Емельянова).

Музыкальный руководитель: Предлагаю вам ребятки, звуки спеть, но, по порядку. (Распевка по звукам – па-па-па; ба-ба-ба; та-та-та; ля, лё..).

Играю вступление к песне «Снежный карнавал» Дети должны назвать песню, характер, о чём поётся.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте споём песню без музыкального сопровождения.

Дети поют

А сейчас, по моему знаку будем петь про себя. Теперь споём с муз. сопровождением, чётко произнося слова, слушая друг друга, правильно передаём мелодию.

Звучит «Кадриль» рус.нар.мел.

Музыкальный руководитель: Эй, ребята! Что сидите? Музыка играет! Музыка играет, На танец приглашает!

1-й ребенок:

Веселил нас много раз
Русский танец «перепляс».
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Выходи смелее, друг!
Плясуны, вступайте в круг!

2-й ребенок:

Веселей берись за дело,
Так, чтоб все вокруг запело,
Пусть никто не усидит,
Хоть немного подробит.

Предлагаю детям разучить танцевальные движения к русскому народному танцу «Кадриль».

Девочки – Девицы – красавицы.
Мальчики – Добры – молодцы.

1. Приглашение – Дробным шагом.
2. Мальчики-богатыри. Присядка, разводя руки в стороны-Ух!
3. Девицы-красавицы. Руки к плечам, кружатся то в одну сторону, то в другую – Ух!

Музыкальный руководитель: А теперь детвора, поиграть пришла пора.

Русская народная игра «Плетень»

Объяснить правила игры

Итог занятия.

Музыкальный руководитель: Мне понравилось, как вы занимались!

Давайте похвалим друг друга.

Дети встают в круг

Обратимся друг к другу по имени ласково, похлопаем по плечу своего товарища. И попрощаемся по русскому обычаю (поклон).

Под русскую народную мелодию дети уходят из зала .

Используемая литература:

  1. Журнал «Музыкальная Палитра» №6 – 2009.
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В.
  3. «Народные праздники в детском саду». М., 2008.
  4. Николаева С.Р., Катышева И.Б.и др.
  5. «Народный календарь». С-Пб, 2004.
  6. Бударина Т.А., Маркеева О.А.и др.
  7. «Знакомство детей с русским народным творчеством». С-Пб, 2003.

Мастер-класс «Народные гуляния – Святки»

Цель: дать педагогам представление о народном зимнем празднике – Святки

Ведущий: Ой, вы, добры молодцы и красны девицы! Удалые, молодые, пухленькие и худые, Девушки, старушки, милые ребятушки!

Спешите на представление!
Спешите к нам,
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Зиму встречаем!
Подходи, честной народ,
Праздновать зимы приход!
Не ради денег, не ради славы,
А ради шуток и забавы.
Русскую зиму встретить нужно
По-старинному весело, дружно.
Грустить сегодня здесь не полагается,
Итак, наш праздник начинается.

– А какой праздник, вы узнаете в конце, когда выполните все мои задания. С каждым угаданным заданием открывается табло.

С помощью моих подсказок вы должны определить жанр и слова произведения.

Задание 1. «Пойми меня»

Русский народный фольклор – одно из самых живых и богатых явлений русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные.

Веселые стихи, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают из уст в уста, с давних времён русский народ. Это общенациональное искусство слова.

1. Ведущий – подсказка:

С помощью этих людей сидящих на «золотом крыльце» выбирали водящего

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, кроль, королевич,
Сапожник, портной
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.

Считалка – это счет. Счетом решают, кому водить, ну сам процесс выбора водящего при помощи считалки является игрой

2. Ведущий – подсказка:

У него покупали молоко по три пятака

Рева-корова,
Дай молока!
Сколько стоит?
– Три пятачка.

Дразнилка – небольшой рифмованный стишок. Столкнувшись с несправедливостью или обидевшись на товарища и не желая прибегать к помощи кулаков, ребенок обращается к дразнилке. В детском мире дразнилки – это умение постоять за себя, восстановить справедливость, наказать обидчика, дать выход чувствам в слове.

3. Ведущий – подсказка:

а) Или будет крепкой дружба, или получишь травму

б) когда двое берутся за мизинцы – приходит она.

Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись

А если будешь драться,
Я буду кусаться.

Свое название мирилки получили от слова "мир" – мириться, дружба. Это короткие стихотворные строки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

4. Ведущий – подсказка:

а) Пожалев маленькое можно лишиться большого
6) Когда хозяин отдаст маленькое, то их ждет целый год удача.

Коляда, коляда – подавайте пирога, Не дадите пирога – мы корову за рога, Бычка за хвост, уведем за рога Закличками – называют забавные стихотворения обращение к различным народным праздникам

5. Ведущий– подсказка:

а) Отдавали молоко, а получали кость.
б) Когда это отдавали животному, в замен получали костяной.

Мышка, мышка, Возьми мой убишко! Возьми ряпяной И дай мне золотой!

Приговорки – это обращение детей к животным, насекомым, птицам. К улитке – чтобы выставила рожки, к пчелке – чтобы принесла мед; к мышке – чтобы дала новый зуб; к кукушке – чтобы прокуковала, сколько лет жизни будет дано.

6. Ведущий – подсказка:

а) Золотая голова – громко поющая.
б) Модник, не дающий спать.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляно головка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Что ты громко поешь,
Детям спать не даешь?

Потешки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Слово "потешать" означает позабавить, развлечь, рассмешить. И детская потешка делае г это красиво остроумно, радуя малышей звуками ласковых напевных слов.

7. Задание – «Замечательный оркестр» – слушание, карточки»

Сейчас я предлагаю прослушать р.н. мелодию «Во саду ли в огороде».

Звучит музыка, ведущая предлагает всем послушать и назвать, какие инструменты вы слышите, участники называют, ведущая, в знак поощрения раздает муз. инструменты, вызывая участников в центр. Прохлопать ритм, работа по карточкам. Игра на муз.инстументах под рус.нар.мел. «Во саду ли, в огороде».

8. Задание «Назови одним словом»

Участникам игры показывают атрибуты (зеркало и свеча; кофе и чашка; валенок и плетень; яйцо и чашка с водой) и предлагается назвать одним словом – для чего они нужны. (Гадание)

9. 3адание – русская народная игра «Плетень»

Объяснить участникам правила игры.

10. Задание – «Запомни слова»

Ведущая предлагает участникам выучить следующие слова:

Аи, заинька, аи серенький. Аи, заинька, хвостик беленький. А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил. Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые. (Обращать внимание на чёткое произношение слов, на ритм) (Разучивание р.н.танца)

11. Задание «Танцуй со мной» (Разучивание русского народного танца без музыкального сопровождения).

Разделить участников на две колонны – девочки – мальчики.

Девочки – Красны-девицы.

Мальчики – Добры молодцы, богатыри.

М. – приглашают девочек – руки на поясе, идут к ним навстречу 4
шага, 4 шага назад, выставить правую ногу на пятку.

Д. – 4 шага вперёд -Ух!, развести руки в стороны; 4 шага назад – Ух!,
развести руки в стороны.

Мальчики делают свой круг, Девочки – свой.
Идут по кругу, выставляя ногу на носок.

«Ковырялочка», с «Полочкой» в кругу.

12. Задание «Хоровод с пением» (соединить песню с хороводом)

М. – приглашают девочек – руки на поясе, идут к ним навстречу 4 шага, 4 шага назад, выставить правую ногу на пятку.
Д. – 4 шага вперёд – Ух!, развести руки в стороны; 4 шага назад – Ух!, развести руки в стороны.

Пение песни «Коляда» – 1 и куплет. Руки опущены.

На припев Мальчики делают свой круг, Девочки – свой. Идут по кругу, выставляя ногу на носок.
На вторую часть музыки движения в кругу – «Ковырялочка», с «Полочкой».

Итог: Открывается табло.

Ведущий: Кто может ответив, какой мы с вами праздник только что отпраздновали?

Правильно! Святки! А кто помнит, сколько было заданий? Да, заданий было 12. А теперь подумайте и скажите, почему 12?

Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника. Святки – время забав. Самые тёмные ночи. Древнейший славянский обряд -гадание.

Ведущий: Ну вот, провели мы с вами праздник «Святки». Вот вам конфетки, кушайте, милые! Вот вам печенье, всем угощенье. Вот вам пирожок – положи на зубок. А вот вам леденец – и моим подарочкам конец!

Модели методических занятий с родителями

Посиделки с родителями

  • Познакомить с народными традициями и обрядами.
  • Рассказать о народном празднике Кузьминки.
  • Приобщить родителей к народным традициям.

Ход мероприятия

Зал оформлен под русскую избу. В центре стол. На нём самовар, блюдо с угощениями: баранки, конфеты, яблоки. Вокруг стола скамейки, на них самотканые дорожки. На стенах развешаны вышитые полотенца, лапти. В зале оформлена выставка работ – рукодельниц: вышитые салфетки, полотенца, подушки, поделки мягкой игрушки.

Хозяйка: на тихом фоне русской народной мелодии: Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе родились наши деды и прадеды, в тебе свадьбы играли, детей на свет божий рожали.. Трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли. Как тепло и уютно в нашей избе этим холодным ноябрьским вечером. За окном гуляет одинокий ветер, а мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть. Ведь Кузьминки – первый зимний праздник.

Слышится песня «Заинька» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала».

Хозяйка: Вот и праздник на пороге.

(Хозяйка в это время достаёт хлеб из печи. Кладёт на поднос с рушником и выходит на крыльцо, встречать гостей.)

Гости: Добрый вечер в вашу хату!

Хозяйка: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям!

Гостей округи Салымской
Приглашаю к вечёрке Кузьминской! (кланяется)

Угощает гостей хлебом с солью, приглашает в дом, девушки берутся за рукоделие.

3-я Девушка: Умница дорогая, пожалте полотенце, посмотреть на ваше рукодельство.

(Даёт девушке-подружке полотенце).

1-я Девушка: (сердясь ) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

3-я Девушка: Всю беседу смотрю, трудолюбивее вас не найду. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуюсь.

Садится рядом с девушкой-подружкой.

Хозяйка: Пришли наши девушки – подружки мастерство своё показать. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

Ведущая проводит игру на знание зимних работ, это: вязание, вышивание, шитьё, прядение, ткали на станках

Игра «Знания зимних работ»

Хозяйка спрашивает у гостей – родителей. какими зимними работами занимались наши предки? Подводит разговор к тому, что любили шить, вышивать, да песни петь

Хозяйка с девушками садятся вышивать, вязать и поют песню «Пряха».

Русская народная песня «Пряха»

2-я Девушка:

У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна

Присутствующих делит на две команды.

Выходите по одной рукодельницы от каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдёте, быстрее по рядам передавайте её своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок перемотает, та и победит.

Зрители находят прикреплённые к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Звучит песня «Дуня-тонкорпяха». Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз, а второй за участие.

Игра «Кто быстрее перемотает пряжу»

1-я Девушка: Для умелых рук нужен постоянно труд. Девицы-молодцы. Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?

Как куётся, так и песня льёт
Как песня льётся, так и куётся
Сегодня праздник кузнецов.

Воспоём хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, что, как говорила моя бабушка, за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта, за что прослыли бессеребренниками.

Песня «Во ку, во кузнице!

(На столах, перед гостями лежит заранее отпечатанный текст песни, предложить гостям петь: сначала одной деревне, потом другой, затем всем вместе).

Гости: перекличкой, текст лежит на столах:

Праздник сегодня Кузьминки,
По осени поминки.

– Будем Кузьму и Демьяна величать, да кашу хлебать!

– Полно девкам чужое пиво варить,
Пора своё затевать.

1-я Девушка: Ой, девчата, давайте частушки попоём!

Частушки:

Выхожу и начинаю я свои частушки.
Затыкайте, дорогие, свои нежны ушки.

Полотенце вышивала петухами, утками.
Я милёнка поджидала часами да минутками.

Кто-то едет, кто-то там, кто-то едет по полям
На лошадке сивенькой – это мой красивенький.

Не стой, миленький, в порожке, не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку, для тебя местечко есть!

У моёго у милёнка, ох плохая кобылёнка:
Она стояла у горы, её заели комары!

Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.

Хозяйка: А теперь мои дорогие в круг вставайте, да в игру «Горелки» поиграйте!

Игра «Горелки»

Играющие становятся в круг. Водящий под музыку идёт пританцовывая в кругу; как только музыка прекратится, водящий останавливается! Те, кто находится по обе стороны, бегут в разных направлениях. Выигрывает тот, кто первый в вернётся на место и заберёт платок у ведущего, теперь ведущий тот, кто победил. Играющие повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, беги!

2-я Девушка: Хорошо веселитесь. Пора и за дело приниматься. Посмотрим, какие вы рукодельницы!

Родителям предлагается расшить кокошники. На столах заготовки

Рукоделие

Ну, гости желанные, гости званные!
Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.
Пора и чай пить!
Угощайтесь, чем бог послал.
Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.
Чем богаты, тем и рады!

Накрыть столы, поставить угощения. Звучит тихая музыка, все пьют чай. Девушки ухаживают за гостями.

3-я Девушка: Хочу познакомить вас с традициями этого праздника:

Народный календарь:

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки», Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин– рукодельниц.

Закуёт Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пированье приглашались молодцы, которые по сердцу. Поэтому ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября. Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера».

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые «поцелуйные игры». После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздёргивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Ещё Кузьминки называли «кашниками», к первому ноября готовили кашу из зёрен нового урожая, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать».

Сколько видов каш готовили русские крестьяне в 18 веке? Более 20! Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и крестьянские, попроще. Отведайте, гости дорогие нашей кашки, на семи крупах варёную, на парном молочке варёную.

Девушки угощают кашей гостей

3-я Девушка: В старину говаривали: «Как ест, так и работает!». А, что, сейчас и посмотрим, какие работнички в деревне Кузьмы и Демьяна. А, ну, выходи по 2 человека от каждой деревни.

Игра «Накорми кашей»

За два стола садятся по двое участников, задача – кто быстрее накормит друг друга кашей, т.е у кого тарелка быстрее будет пуста, та деревня и победила, участникам призы.

Хозяйка: А, что, девчата, посплетничать, посудачить любят в ваших краях?

Вот мы сейчас это и проверим.

Игра «Пересказ»

Вызываются семь игроков, шесть уходят за дверь, а одной из участниц читается текст в быстром темпе, затем по одному игроку заходят, тот, кому читали, пересказывает, затем второй, третьему и т.д.

Хозяйка: Слушай, чего скажу! Нюрке на прошлой неделе к празднику мужик – то подарков понавёз! Сапоги красные, две пары туфлей заграничных, тапочки домашние меховые с балабошками, 21 метр атласа тонкого да 5 метров шёлка бирюзового, леденцов монпансье трёх видов, платьев два чемодана! Так ей один чемодан не подошёл по размеру, раздаёт платья всем теперь, тебе не надо?

Хозяйка: Вот так и в жизни бывает! Один недопонял, другой приукрасил, а третий – не досказал.

На середину зала выходят все ведущие

1-я Девушка:

На Руси Кузьминки длились с вечера и до утра.
Но, вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.
Трынцы-брынцы, толи-чоли, отдохнуть уже пора!

2-я Девушка: Наш поклон вам за участие добродушное весьма!

3-я Девушка:

А вам ручкой машут брат Демьян и брат Кузьма!
Трынцы-брынцы, толи-чоли, брат Демьян и брат Кузьма!

Хозяйка: Уносите в дом родимый радость нашего двора,

Все: На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!» (2 раза )

Литеретура:

  1. Науменко Г.М
. «Фольклорный праздник» – М., 2000.
  • Панкеев И
  • . «Полная энциклопедия быта русского народа» – ОЛМА – ПРЕСС, 1998.
  • Журнал «Музыкальный руководитель» №1 – 2009, №3 – 2008.
  • festival.1september.ru
  • forum.in-ku.com
  • nsportal.ru
  • «Традиции и быт русского народа»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Федорова Юлия Сергеевна,

    воспитатель МКДОУ № 483,

    г. Новосибирск

    Тип проекта: творческий, познавательный.

    Вид проекта: семейный, групповой.

    Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

    Участники: дети и родители детей старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели.

    Актуальность темы

    В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

    В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих, нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом — человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

    Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

    Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

    Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

    Цель проекта:

    Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

    Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрали тему своего проекта «Традиции и быт русского народа». Мы посчитали необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из анкет и общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
    2. Дать понятие о русском костюме.
    3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
    4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
    5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
    6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
    7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

    В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

    — принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

    — принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

    — соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

    — обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

    Оптимальность и эффективность средств

    Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

    Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.

    Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

    Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

    Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором — дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

    Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

    — Заучивание потешек, прибауток, закличек.

    — Использование пословиц, загадок, поговорок.

    — Чтение художественной литературы.

    — Использование русских народных песен и танцев.

    — Проведение русских народных игр.

    — Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

    — Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

    — Рассказ о народных обычаях и традициях.

    — Рассматривание иллюстраций о русском быте.

    — Беседы, вопросы, разъяснения

    Формы образовательной работы с детьми

    — Организованные занятия.

    — Совместная деятельность.

    — Праздники и развлечения.

    — Наблюдения в быту и природе.

    — Слушание музыки.

    Адресная направленность

    Опыт проектной деятельности на тему «Традиции и быт русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

    Основные направления нашей работы:

    1. Создание атмосферы национального быта — создание интерьера русской избы. Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
    Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец». С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
    Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
    2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т.п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
    3. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов , необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке ; причудливые игрушки.
    Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
    4. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

    Этапы реализации проекта:

    I Этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

    — Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

    — Первичный мониторинг.

    — Анкетирование родителей.

    — Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

    II Этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

    — Занятия в соответствии с планом.

    — Беседы.

    — Чтение познавательной и художественной литературы.

    — Слушание классической музыки.

    — Слушание русских народных песен.

    — Экскурсия в русскую избу.

    III Этап – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

    — Мониторинг.

    Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

    — Презентация проекта

    Мероприятия с детьми

    — Занятие «Русь-матушка». Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему.

    — Экскурсия в комнату «Русская изба». Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

    — Беседы: «Имена старинные и современные», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к своим родителям.

    — Чтение русских народных сказок,былин об Илье Муромце.

    Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, картины Васнецова «Три богатыря».

    Цель: Показать на основе художественных произведений быт, жизнь людей, познакомить с подвигами богатырей.

    — Праздник масленица. Цель: Познакомить детей с одним из праздников

    — Игра-хоровод «Гори, гори ясно» «Дударь». Цель: Познакомить детей с хороводными играми.

    — Слушание русских народных песен. Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.

    — Игра «Ручеёк». Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

    — Вечер загадок про домашнюю утварь и т.д. Цель: Закрепить с детьми названия домашней утвари и т.д.

    — Рисование «Распиши сарафан».(пластилинография).

    — Рассказы детей о членах своей семьи из личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду.

    Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», Деревенская изба».

    — Мониторинг.

    Итоговое мероприятие по проекту «Семейные традиции на Руси». Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа.

    Мероприятия с родителями

    — Испечь блины к Масленице.

    — Участие семьи Грудевых в конкурсе «Семья года».

    — Разучивание с детьми частушек, стихов о Родине.

    — Создать групповой альбом «Я и моё имя».

    Цель: привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

    — Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

    Заключение

    В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

    Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

    Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

    Литература:

    1. Моя Родина – Россия, «Народы. Костюмы. Праздники». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
    1. Моя Родина – Россия, «С древних времён до наших дней». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
    1. В.В.Гербова и др. Книга для чтения 5-7 лет в детском саду и дома.
    2. Русские народные сказки от А до Я «Чудо-чудное, диво-дивное», Москва, 2011.
    3. Интернет.

    Материал может быть использован педагогами ДОУ, дополнительного образования.

    Цели и задачи:

    Формировать чувство гражданственности, гордости за свое Отечество, приобщать воспитанников к художественному самодеятельному творчеству, способствовать формированию у детей умения жить в коллективе, двигательной активности.

    Воспитание духовных и нравственных качеств, любви к малой родине.

    Народные традиции

    «То, что забыли сыновья, стараются вспомнить внуки».

    Эйлис Росси

    В традиционной культуре русских муха является участницей обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух.

    И в прошедшую пятницу, 11 октября, наша группа «Светлячки» побывала на замечательном обрядовом празднике в сельском Доме культуры. Идейный вдохновитель и ведущая праздника, директор СДК Галина Михайловна Кубылинская пригласила нашу группу на обряд « Похороны мух». Мы с радостью согласились и не пожалели.

    «Таракан дрова рубил,

    Комар водушку носил,

    В грязи ножки увязил…»

    Начался праздник с обрядовой песни. Красивые костюмы, новые песни и широко распахнутые детские глаза. Галина Михайловна рассказала детям о традиции русского народа, по прошествии сезонных огородных работ, выгонять нечисть из дома. Прикладник Мария Владимировна Быкова совместно с помощницами изготовила насекомых - муху и комара. Участники фольклорной группы пели песни и вместе с нашими детьми водили хороводы. Дети с интересом слушали ведущую, которая в паузах рассказывала о празднике, об обычаях, с ним связанных. Также детям напомнили, что такое ухват, чугунок, лапти.

    «А что такое веник все, ребята, знаете?» - задает вопрос Галина Михайловна. «Да!» - хором кричат ребятишки. Все знают, что веник - первый помощник в бане. Но не все знают, что веником еще и выгоняли в старину нечисть из дома. Сейчас в борьбе с мусором как - то все больше пылесосом пользуются. В старину существовал обычай: ветку березовую выламывали (или брали веник), открывали окна, кричали: «Пшите, мухи, вон, пришла хозяйка в дом, вам лето летоватъ, нам зиму зимовать», они и улетали в окошко. А вот тут - то уже скоро и « белые» мухи полетят. Что это за выражение, тоже узнали дети.

    А праздник веселый и шумный продолжается. Дети охотно встают в круг, водят хороводы, быстро запоминают и повторяют за ведущей незатейливые песенки. И столько восторга в детских глазах, столько неподдельного интереса! А игра в жмурки? Она, вроде всем известна, но тут надо было поймать насекомого, да такого уворотливого, что не сразу и не у всех это получается. Но обиды нет, есть только желание продолжать игру!

    Новая игра. На кочан капусты была посажена игрушка - петушок. Нужно было попасть «снежком» точно в гребешок. Как стараются дети!

    Пословицы и поговорки, заклички, песни сыпались как из рога изобилия! Дети в восторге! Счастливые улыбки детей, радостные лица родителей - это признание таланта творческого человека, ведущей праздника Галины Михайловны Кубылинской.

    Весь вечер дети вспоминают праздник, и хочется, чтобы он остался в их памяти надолго. У нас есть такая возможность. Нашему коллективу было предложено на базе подготовительной группы вести дополнительные занятия в «Школе народных традиций». Есть план работы, есть большое желание дать детям духовно - нравственное воспитание, приобщить их к истокам русской культуры, самодеятельного творчества. Пока дети малы и как губка, впитывают все новое и интересное нужно приобщать их к традициям и обычаям нашего народа. Песни, потешки воспринимаются и исполняются как шутки-небылицы, а сами обряды превращаются в забаву, веселую игру и этим очень интересны детям.

    Французский государственный и политический деятель Эррио Эдуар в прошлом веке сказал: «Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто». И мы в совместной деятельности с работниками культуры надеемся не растерять те остатки народных традиций, которые еще можно (и нужно!) в игровой форме применять в воспитании детей, тем самым возвращая их к народной культуре.